Свято-успенская почаевская лавра, украина, почаев. фото, адрес, часы работы

Свято-успенская почаевская лавра

Паломничество в Почаевскую Лавру

Главными святынями Почаевской Лавры являются: отпечаток стопы Пресвятой Богородицы с источником целебной воды (Успенский собор), чудотворная Почаевская икона Богоматери (Успенский собор), мощи преподобных Иова Почаевского и Амфилохия Почаевского (Пещерный храм). Многие паломники стремятся посетить и пещерку Иова Почаевского. Попасть в нее можно через узкий лаз. По утверждениям монахов, пролезть через небольшое отверстие в скале может даже человек с тучной фигурой. Однако бывают случаи, когда худощавый человек не помещается в отверстии — преподобный не пускает. 

До 2014 года Почаевскую Лавру посещали десятки тысяч паломников. В связи со сложившейся политической ситуацией в Украине в настоящее время существуют некоторые сложности для посещения россиянам. При посещении территории Украины для жителей России необходимо иметь определенный пакет документов. В их числе загранпаспорт, обратный билет, оплаченная туристическая путевка (если поездка осуществляется через туристическую фирму), документ, подтверждающий бронь жилья, оригинал нотариально заверенного приглашения и копию паспорта приглашающего лица (для частных визитов), подтверждение платежеспособности.

Приехать в Почаевскую Лавру можно как самостоятельно, так и с паломнической экскурсией, которую организуют во многих православных храмах. Почаевская обитель находится в 60-ти километрах от города Тернополь, до которого легко добраться поездом. От Тернополя до Лавры регулярно ходят автобусы. 

Поселиться паломникам можно в гостиничном корпусе Лавры или у местных жителей Почаева.

Почаевская Лавра расположена по адресу: Украина, Тернопольская область, город Почаев, улица Воссоединения, дом 8.

Телефон: +38 (03546) 612-18 (привратник), +38 (03546) 625-47/8 (гостиница).

Web-сайт: www.pochaev.org.ua.

Внутреннее убранство

Почаевская Свято-Успенская лавра поражает великолепием внутреннего убранства. Наряду с эстетической составляющей, оформление храма несет определенный символический смысл. В центре каждого из них — восьмиконечный крест, подобный тому, на котором был распят Спаситель.

Мощью и духовным содержанием поражает иконостас, укрепляющий верующих в том, что на пути спасения мы не одиноки, поскольку святые подвижники молятся с нами за всё человечество. Богато украшенные царские врата создают ощущение присутствия Христа за их створками.

Помимо общих деталей внутреннего убранства, в каждом храме существуют свои, присущие только ему, особенности, свои «изюминки»:

  • Росписи и иконы Успенского храма представляют исторические моменты монастырской жизни. Иконостас именуется Царским, поскольку в память о времени, проведенном в Лавре, был передан в дар императором Александром II. Над Царскими вратами храма расположена Почаевская икона Божьей Матери, укрепленная на лентах и облачённая в звездоподобный киот. Ежедневно на утренней литургии икону опускают на уровень человеческого роста, давая возможность молящимся приложиться к святыне.
  • Отличительной особенностью Троицкого собора являются многочисленные необычно удивительные кресты на его стенах. Стеновые росписи своей красотой притягивают взгляды посетителей. Задняя стена храма представляет картину Страшного суда и наводит богомольцев на размышления о правильности бытия, поскольку их взгляды при выходе невольно устремляются на изображения адских мук и райского блаженства. Паникадило сохранилось со времен Николая II. Оно было подарено императором именно этому храму.

    Почаевская Свято-Успенская лавра внутри поражает своей красотой.

  • Галерейный коридор пещерной церкви Преподобного Иова расписан ликами святых угодников Руси. В настенных росписях можно проследить все события Страстной недели жизни Христа, описанные в Евангелии. А фреска с изображением распятого Спасителя является истинным чудом. Когда, пытаясь визуально охватить изображение в полном объеме, переходишь с одной стороны храма на другую, создается впечатление, что Христос провожает тебя взглядом, полным страдания и любви. А у проходящих по коридору создается ощущение трепетного покаяния.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Бельбекский каньон — уникальный памятник природы.

Николай Потоцкий – от авантюриста до инока

История перевоплощения известного своей скандальностью графа в мецената и монаха также связана с чудодейственной силой Иконы Богоматери. Легенда гласит, что проезжая как-то мимо святых стен, граф опрокинулся вместе с каретой, за что в гневном запале решил застрелить кучера. Но пистоль дал три раза осечку после жаркого обращения слуги в сторону монастыря к Почаевской иконе.

Потрясенный настоящим чудом, Потоцкий решил посвятить дальнейшую жизнь развитию и укреплению обители, в частности, возведению величественного Успенского собора и коронации Чудотворной Иконы. Свою жизнь граф Потоцкий закончил в маленьком домике при Лавре, незадолго до кончины постригшись в монахи.

Целебное озеро Святой Анны

Этот водоем является местом постоянного паломничества, как и Почаевская лавра. Озеро святой Анны находится оно в поселке Онишковцы, близ него и расположен монастырь. Температура воды здесь всегда неизменна – 5-8 градусов. Тем не менее многие паломники спешат окунуться в святые и целебные воды в надежде обрести здоровье. Многие говорят, что исцеление происходит благодаря большому содержанию кремния в водах, а также большому количеству ионов серебра.

Однако существуют предания, согласно которым раньше на месте источника была православная церковь. Когда было нашествие татар, она чудесным образом опустилась под землю и так спаслась от разорения. Через некоторое время здесь было еще знамение – появление иконы святой Анны. Ее много раз пытались перенести, но она все время возвращалась. В итоге решили построить тут часовню. Через некоторое время на этом месте появился целебный источник. В советское время много раз пытались его уничтожить, но ничего не получалось.

Итак, в этой местности знаменита не только Почаевская лавра, где находится стопа Богородицы с целебной водой, но и вода озера Святой Анны. Приезжают сюда очень часто женщины, так как водичка особо полезна для тех, кто пытается забеременеть. Несмотря на ледяную воду, после выхода из бассейна люди отмечают тепло и жар в теле, еще не было случаев простуды от купания в озере. Считается, что такие окунания помогают закалить организм и увеличить жизненные силы. Некоторые даже уверены в эффекте омоложения.

Для тех, кто приехал испытать на себе целебную силу источника, существуют некоторые правила:

  • женщинам желательно быть в длинных сорочках, покрыть голову;
  • для всех – белье нательное должно быть новым;
  • перед погружением следует прочитать молитву “Отче наш”, перекреститься, затем обратиться к святой Анне;
  • после можно окунаться, это нужно сделать три раза с головой.

Многие знают, что действительно искренняя молитва творит чудеса.

Архитектура, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Почаевская лавра поражает своими размерами и монументальностью, переливаясь золотом своих куполов. Поскольку оно расположено на горе, святилище видно издалека.

Архитектурный ансамбль монастыря представлен несколькими церквями:

  1. Успенский собор — главная церковь, где хранится чудотворная икона и святая стопа Девы Марии.
  2. Кафедральный собор Святой Троицы.
  3. Церковь Иова Полаевского — хранительница чудотворных реликвий.
  4. Преображенский собор.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии — это здание в стиле позднего барокко. Поражающий своей мощью и неповторимой красотой, собор стоит на холме. А большая терраса с ограждением вокруг нее позволяет наслаждаться панорамным видом на город отсюда. Позолоченные купола Успенского собора словно тянутся к небу, в его неизведанную синеву.

Величие собора и его прекрасную архитектуру высоко оценил российский император Николай I, посетивший Почаев в 1842 году, назвав его «произведением смелой архитектуры».

Троицкий собор был построен по проекту архитектора Щусева, по образу и подобию одноименного собора в Троице-Сергиевой лавре. Собор выполнен в стиле древнерусской архитектуры и иконописи. Южный фасад Троицкого собора украшен мозаичными панно, разработанными Николаем Рерихом.

Чтобы попасть туда, нужно преодолеть много крутых лестничных пролетов и коридор галереи, расписанный ликами русских святых. Небольшой храм, слева от которого находится вход к бессмертным мощам Иова и Амфилохия, покоящимся в гроте. На стенах грота нарисованы эпизоды из земной жизни святого Иова Полаевского. Рядом находится небольшой грот, где Святой Иов молился Богу.

Преображенский собор был построен в 2013 году. По размерам и архитектурному величию он соперничает с Успенским собором. Хотя визуально он кажется гораздо меньше, возможно, это связано с тем, что географически он расположен ниже Успенского.

Величие и красоту архитектурному ансамблю Успенского монастыря в Почаеве добавляет четырехъярусная колокольня лавры. Первый этаж имеет крестообразную форму, остальные три — четырехугольную. Фронтоны на южной и северной сторонах украшены колоннами. Над входной дверью колокольни находится Почаевская икона Божией Матери.

Колокола в 3 яруса звонят в 25 колоколов в священной обители. Их мелодичный звон разносится далеко за пределы Лавры и приглашает паломников к святым местам. Почаевская Свято-Успенская Лавра, помимо 4 соборов, имеет на своей территории Свято-Духов скит — место, где было засвидетельствовано второе явление Богородицы.

Территория скита не очень большая. Здесь находится двухэтажная православная церковь, ухоженный монастырский сад, 100-метровый колодец с целебной водой и чудотворный Поклонный крест преподобного Никиты Столпника. Примечательно, что роспись скитского храма идентична фрескам Успенского лаврского собора.

Интересные факты

Среди множества интересных фактов и чудесных исцелений, вспомним лишь малую толику их них:

  1. В лавре есть весьма загадочное место. Это пещерка, в которой некогда жил и возносил свои молитвы ко Господу преподобный Иов. Войти в неё нельзя, можно только вползти. Но и это сделать может не каждый. Те же, кому удалось попасть в то намоленное место, точно уверуют в существование загробного мира: скользкие от влаги стены, мрак, теснота такая, что ни сесть, ни лечь нельзя, острое ощущение замкнутости и изолированности от всего мира. А святой Иов проводил в этих условиях не только целые дни, а порой и недели. От постоянного стояния на коленях его ноги были покрыты незаживающими язвами, следы которых сохранены и на нетленных мощах. Но это не останавливало Иова в его стремлении неустанно молиться «о благосостоянии мира во зле лежащем».
  2. Негативное отношение Сталина к церкви известно всем. Однако, согласно преданию, он изменил его после чудесного исцеления своей дочери Светланы почаевским старцем Амфилохием. И Иосиф Виссарионович, и Светлана были благодарны старцу. После смерти отца Светлана Аллилуева решила уехать за границу и решила увезти Амфилохия, которому грозили советские репрессии. Но старец не принял приглашения и, несмотря на то, что уже были приобретены билеты, остался в Лавре.
  3. Возле Главный иконы монастыря до сих пор стоят костыли. Их оставил человек, пораженный детским церебральным параличом. Приехав в Почаев с надеждой на исцеление и подойдя к иконе Богородицы, он услышал её голос, призывающий бросить костыли и идти самостоятельно. Больной вышел из храма здоровым, и с тех пор он ходит по святым местам, рассказывает всем о происшедшем с ним чуде и прославляет Матушку Пресвятую Богородицу.

Экскурсии

Очень знаменита среди паломников Почаевская лавра. Экскурсии в это место организуются в большом количестве. Приехав сюда, можно побывать возле целебного источника и набрать оттуда святой водички, преклонить колени пред иконой Богородицы и вознести ей молитву, постоять возле мощей святых Иова и Амфилохия. Наверняка подобная экскурсия не оставит равнодушным никого, и каждому захочется еще раз приехать сюда.

Очень многие, кому представилась возможность посетить такое место, как Почаевская лавра, отзывы оставляли восторженные. Все здесь пронизано благостью многих монахов и старцев. И не зря Почаевская лавра является поистине одним из святых православных мест.

История Почаевской лавры

Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание». Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена

Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси


Свято-Успенская Почаевская Лавра

Основание обители

В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.

В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии. Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского. Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.

Период войн и разорения

Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.


Внутреннее убранство Преображенского собора Почаевской лавры

Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру. В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место. Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.

В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.

Как возникло название обители

Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.

Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.

Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.

История[править | править код]

Началоправить | править код

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Эпоха Иова Почаевскогоправить | править код

В 1597 году монастырь получил в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодья, имения и чудотворный образ Божьей Матери. В 1649 году на средства Фёдора и Евы Домашевских построен новый каменный храм монастыря.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский.

2 августа 1675 года пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян, стали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед Почаевской иконой Божьей Матери на небе вдруг расступились тучи, и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окружённая ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Греко-католический периодправить | править код

Успенский собор (1771—1791)

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим. На протяжении 1720—1740 годов архитектор П. Гжицкий спроектировал и построил двухэтажные корпуса братских келий с трапезной. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771—1791), трапезная, монашеские кельи. Средства на реконструкцию монастыря выделял Николай Потоцкий, архитектор — Ян Готфрид Гофман. Общая композиция комплекса — террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением к главному — Успенскому собору. Главный фасад украшают две башни, по католической традиции — под углом 45° к главной оси, подчёркивают всефасадность собора — характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одним центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам украинского барокко — соборам Троицкого монастыря в Чернигове и Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине.

С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богато украшена настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 г. Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский (1550—1651).

C 1713 по 1831 г. Почаевский монастырь был греко-католическим. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский 1771—1791, трапезная, монашеские келии. С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богата настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

В 1831 г., после подавления польского восстания 1830—1831 гг., монастырь указом императора Николая I и с помощью армии передают Русской Православной Церкви, большинство монахов василиан вынуждены покинуть обитель. 1833 г. обитель получила статус лавры с присвоением ей четвёртого места в числе тех, что существовали в Российской империи.

С 1997 года Почаевская лавра имеет статус ставропигии, то есть канонически прямо подчинён юрисдикции Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Ранее настоятелями монастыря были правящие Волынские (Львовские, после 1988 года Тернопольские и Кременецкие) архиереи.

Наместник Лавры, по избранию братиею, с 26 июля 1996 года — архимандрит (с 3 декабря 2000 года епископ (ныне — митрополит) Почаевский, викарий Киевской митрополии) Владимир (Мороз).

Почаевская лавра – Праздники

  • 5 августа — день Почаевской Божьей Матери;
  • 10 сентября — день памяти преподобного Иова;
  • 12 мая — день памяти преподобного Амфилохия.

Святыни

  • след стопы Божьей Матери с источником целебной воды ;
  • Почаевская икона Божией Матери;
  • мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме в честь него же;
  • мощи прославленного в 2002 году преподобного Амфилохия Почаевского там же.

Почаевская лавра – Сооружения

  • Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
  • Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. В. Щусев)
  • келии (1771—1780 гг.)
  • Архиерейский дом (1825)
  • звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
  • надвратный корпус (1835)

Почаевская лавра и Рерих

Удивительные мозаики, вернее – эскизы, по которым они сделаны, принадлежат Николаю Константиновичу Рериху. К сожалению, на официальном сайте Почаевской Лавры нет упоминания о том, что автором мозаик, украшающих стены Троицкого Собора Почаевской лавры на Тернопольщине является Н.К.Рерих. Как и упоминания о том, что на эту работу художника когда-то благословил Киевский митрополит Флавиан. “Коньюнктура” нынче другая.

Но зная о неподдельной православной вере Н. Рериха, о множестве его церковных росписей, о его неподдельном интересе в изучении основ христианства, чувствуешь и понимаешь, что эти работы – плод его духа.

Дополнительная информация

Дополнительную информацию, расписание богослужений, а также время посещения Святынь вы можете узнать на официальном сайте Почаевской Лавры (www.pochaev.org.ua) или по телефону +38 (03546) 6-12-18. Также при Лавре есть гостиничный комплекс, в котором можно забронировать места (на официальном сайте или по телефону).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ

5-00 Полуночница
5-45 Акафист перед Чудотворной иконой Богородицы в Успенском соборе
6-00 Ранняя литургия в Пещерной церкви
7-45 Акафист у мощей Преподобного Иова в Пещерной церкви
9-00 Поздняя литургия в Успенском соборе
11-30 Заказные молебны в Успенском соборе
17-00 Вечернее богослужения

После ранней и поздней литургии совершаются панихиды по усопшим. Ежедневно в Похвальной церкви в 11-00 (кроме праздничных и воскресных дней) совершаются вычитки над душевнобольными. Маслособорование совершается каждый понедельник и четверг в 6-00 (кроме праздничных дней) в Похвальной церкви.

Главная

Схимонах Амфилохий

В одной из пещер-келий Лавры находится усыпальница с мощами канонизированного в начале XXI в. схиигумена Амфилохия Почаевского, известного при жизни далеко за пределами обители благодаря дару исцеления физических и духовных недугов.

Настоящий народный целитель совершенно бескорыстно помогал воинам УПА и родным партийных бонз, тысячам простых людей вопреки гонениям со стороны властей в тяжелые времена советского атеизма. Через тридцать лет после захоронения тело схимонаха было эксгумировано в нетленном виде и размещено для поклонения в пещерном Храме преподобного Иова Почаевского.

Возможно Вас также заинтересует другой паломнический тур «Зарваница + Зависть + Тютьков»

История строительства

История строительства монастыря уходит вглубь XII века. Согласно преданию, бежавшие от татарского нашествия на волынские земли, монахи Киево – Печорской Лавры увидели на горе явившуюся в огненном столпе Богородицу с короной на голове и скипетром в деснице. Прикоснувшись им к камню, она оставила след стопы, источающий струи целительной влаги.

Многие годы монахи, основав на том месте монашеский скит, жили в горной пещере близ святого места и возводили свои молитвы во славу Господа Иисуса Христа и его Матушки Пресвятой Богородицы. Великое чудо привлекало сюда толпы верующих.

Позднее на месте пещеры была воздвигнута деревянная церковь. Сегодня там осталась часовенка в честь преподобного Иова. Именно по его настоянию на месте церкви был воздвигнут каменный Успенский храм, положивший начало строительства православного монастыря, основателем которого по праву считается преподобный Иов Почаевский.

Первые сведения о монастыре относятся к 1527 году. Вслед за Успенским построили Свято – Троицкий храм. Обитель обнесли капитальной стеной из камня, для братии устроили кельи, выстроили хозяйственные сооружения, а затем и монастырскую типографию, небольшой заводик для изготовления свеч.

Местная помещица Анна Гойская постоянно оказывала монастырю посильную помощь. А в 1597 году, завещав обители немалые угодья земли, передала в дар монахам икону с ликом Царицы небесной, явившую православным свою чудодейственную силу.

Интересный факт! Во время путешествия по Волынским землям греческий митрополит Неофит остановился для отдыха в имении благочестивой и гостеприимной Анны Гойской. В благодарность за радушный приём гость сделал хозяйке щедрый подарок — икону Пресвятой Богородицы.

Вскоре от иконы получил исцеление Филипп, брат Анны, слепой от рождения. Позднее засвидетельствовано немало фактов исцеления по молитвам к чудесному образу. В 1713 году началось основательное строительство монастыря из камня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: