История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.
Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.
Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.
В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.
В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.
К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.
Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».
Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.
К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года.
До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.
Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.
После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.
В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.
Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.
Маршруты
Вдумчиво обойти весь музейный комплекс за один день невозможно. Количество собранных в его залах экспонатов превышает 3 миллиона. Оптимальный вариант для знакомства с Эрмитажем — выбрать определенную тематику для одного посещения или прийти в музей не один раз. Кроме того, из-за пандемии посещение экспозиций организовано по разработанным заранее маршрутам.
Маршрут №1
Это традиционный маршрут, его выбирают для первого похода в музей. Пройдя по нему, вы увидите самые известные экспонаты парадных залов.
При покупке билетов за полную стоимость нужно идти через главный вход Зимнего, затем пересечь внутренний Большой Двор и по указателю подойти к Иорданской лестнице.
Для льготников и их сопровождающих вход организован через Малый Эрмитаж с Шуваловского проезда.
Обратите внимание: для знакомства с Эрмитажем маломобильных граждан подходит только маршрут №1, потому что между этажами по этому пути есть подъемники. Маршрут начинается с величественной Иорданской лестницы и проходит по следующим залам: Фельдмаршальскому, Петровскому, Гербовому, Георгиевскому
Пройдя Аполлонов зал, вы попадете в Малый Эрмитаж. Из Романовской галереи, где размещены экспонаты искусства Западной Европы, путь ведет вас в Павильонный зал с Павлином
Маршрут начинается с величественной Иорданской лестницы и проходит по следующим залам: Фельдмаршальскому, Петровскому, Гербовому, Георгиевскому. Пройдя Аполлонов зал, вы попадете в Малый Эрмитаж. Из Романовской галереи, где размещены экспонаты искусства Западной Европы, путь ведет вас в Павильонный зал с Павлином.
От знаменитых часов вы перейдете в Новый Эрмитаж с жемчужинами коллекции российских императоров. Это картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Караваджо, Рембрандта. Далее ваш путь пролегает по залам античной культуры.
Если ваша сессия еще не истекла, поднимитесь на третий этаж в Запасную галерею. Здесь представлено более 200 полотен великих художников, в том числе Рубенса, его учеников, последователей Караваджо.
Маршрут №2
Протяженность этого маршрута больше. Он берет начало у Церковной лестницы, проходит через императорские покои, зал русского искусства, искусства Востока, Англии и Франции.
Если вы купили билеты по полной стоимости, для вас открыт вход в здания через Дворцовую площадь и Большой двор. Для льготников вход устроен с Шуваловского проезда.
От Церковной лестницы вы попадаете в комнаты, где жили императоры и члены их семей. По пути проходите через Концертный и малахитовый залы, гостиные, будуар, кабинет и другие помещения, оформленные в стилях разных эпох.
По Салтыковской лестнице можно перейти к залам культуры Востока на третьем этаже. При этом маршрут делится на несколько направлений. Пройдя путь по одному направлению, можно вернуться к лестнице и перейти к следующему.
На третьем этаже здания вам на выбор доступны два направления с народным творчеством Монголии и Тибета, Византии, Персии, Хунну и других народов. Или можно продолжить идти по «русскому» направлению, исследуя залы обстановки екатерининских времен и выйдя к двум залам с произведениями искусства Франции XVIII века. Еще одно доступное направление — от «Темного» коридора через залы русской культуры 1730-1740 годов, английского искусства XVI-XVIII веков, прикладного искусства Франции того же периода, Александровский с коллекцией западноевропейского серебра.
Маршрут №3
Маршрут проходит по новым экспозициям, которые представлены в Главном Штабе. Вход в этот филиал находится на Дворцовой площади, выход — у Певческого моста.
Программа осмотра включает:
- коллекции живописи импрессионистов (Матисс, Пикассо, Дени);
- зал Карла Фаберже;
- экспозиции произведений эпохи модерна;
- экспонаты музея русской Гвардии;
- экспозиции МИД России и Министерства финансов Российской империи;
- живопись XXI века.
Сколько стоят билеты в Эрмитаж. Купить билет
Билеты в Эрмитаж (главный музейный комплекс) стоят 500 рублей. Для всех. Льготники могут воспользоваться своими преимуществами каждый третий четверг месяца. То есть если вы идете в музей с ребенком до 18 лет, вам на него нужно также купить билет за 500 рублей (если только вы не подгадали свое посещение под третий четверг месяца). В этом случае вы заказываете отдельно билет с нулевой стоимостью для льготной категории граждан.
Билеты в Главный штаб — 500 рублей.
Билеты во дворец Меншикова (с экскурсией) — 600 рублей.
Зимний дворец Петра I. Билеты с экскурсией) — 600 рублей.
«Старая деревня». Билеты с экскурсией — 600 рублей.
Все условия с льготниками сохраняются. Билеты можно предъявлять с экрана смартфона или в распечатанном виде.
Как выбрать билет
Для начала давайте разберемся, сколько зданий входит в музей под названием «Эрмитаж»:
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Старый (Большой) Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Главный штаб
- Дворец Меншикова
- Зимний дворец Петра I
- «Старая Деревня» (фондохранилище Эрмитажа)
В Главный музейный комплекс входят первые четыре здания, соединенные между собой переходами. Хорошо и наглядно это видно на фото, сделанном во время водной прогулки по Неве:
Главное, всеми узнаваемое здание салатового цвета — Эрмитаж, рядом слева, с колоннами — Малый Эрмитаж, и рядом с ним фрагмент желтого фасада — это Большой Эрмитаж.
Если смотреть на здания музея с улицы Милионной, то рядом с Малым Эрмитажем увидим Новый Эрмитаж. На фото — галерея между зданием нового Эрмитажа и Малым Эрмитажем, фрагмент входной группы с Атлантами:
То есть, купив билет в Главный музейный комплекс, вы получаете проход во все эти четыре здания
Внимание, теперь билеты в Главный штаб продаются отдельно!. Но и это еще не все нюансы
Вам предстоит выбрать, какой билет в Главный музейный комплекс купить:
Но и это еще не все нюансы. Вам предстоит выбрать, какой билет в Главный музейный комплекс купить:
- Вход с Иорданской лестницы
- Вход с Церковной лестницы.
Иорданская лестница — это парадная лестница Зимнего дворца, и этим сказано все.
Позолота, лепнина, скульптуры, колонны — все эти элементы декора одной только лестницы можно разглядывать и фотографировать бесконечно. Прямо с этой лестницы мы попадаем в парадные залы Зимнего дворца, что очень удобно.
Кроме того, этот маршрут хорош тем, что вам сразу будут доступны залы Старого (Большого) и Нового Эрмитажа, где сосредоточена вся западно-европейская коллекция живописи и скульптуры (чем славен Эрмитаж в первую очередь): да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт etc. Дальше на странице подробно рассказываю, что и где нужно посмотреть в Эрмитаже в первую очередь. Поэтому, если есть возможность выбирать точку входа в Эрмитаж, — выбираем парадную.
Церковная лестница — это лестница, ведущая в Малую церковь Зимнего дворца. Если вам достанутся эти билеты, вы в первую очередь попадете в частные покои императора и его семьи. С парадными залами эти интерьеры не сравнятся. Далее в доступе — коллекция русского, английского, французского и восточного искусства. Если вы уже видели все основные шедевры музея, это альтернативный маршрут, чтобы увидеть больше. Я не говорю, что у вас не получится выбраться в другие павильоны, но на это уйдет драгоценное время. Так что это запасной вариант, который можно использовать, если ничего другого не осталось. (Не забываем, что палочкой-выручалочкой может стать экскурсия по Эрмитажу, план которой вы сможете составить по своему вкусу).
Если вам нужны только билеты в Эрмитаж, то покупать их советую на сайте музея (именно там и появятся льготные билеты). Есть другие сервисы для продажи билетов, но у них есть наценка — 200 рублей. На всякий случай даю ссылку: КУПИТЬ БИЛЕТ. Есть один лайфхак с этим сервисом, как не платить комиссию за билет: можно купить электронный билет с аудио-экскурсией, его цена складывается из цены билета в Эрмитаж (500 рублей) и цены аудио-экскурсии = 900 рублей (экскурсия стоит 400 рублей, не верите — просто проверьте на сайте). Таким образом за 900 рублей вы получаете билет без наценки и аудио-гида, который проведет вас по маршруту (не заплутаетесь в бесконечных анфиладах), да еще и расскажет о каждом шедевре.
Купить билет с аудио-экскурсией:
Лайфхак работает только с основной экспозицией. Если хотите аудио-экскурсию по импрессионистам etc в Главном штабе, то придется купить отдельно билет, отдельно — экскурсию здесь.
Музей в Главном штабе
Восточное крыло Главного штаба вошло в состав Эрмитаж в 1988 г. В 2008 г. началась масштабная реконструкция комплекса с целью приспособить его под музейные нужды. Обновленное здание было открыто в 2014 г. — в год 250-летия Эрмитажа.
В новом здании Эрмитажа бережно сочетаются исторические детали и современные решения. Во время реконструкции были отреставрированы все сохранившиеся интерьеры. Отремонтировано 26 печей. Полностью восстановлена квартира графа Нессельроде. На четвертом этаже впервые в России установлены световые ловушки, которые обеспечивают поступление света в экспозиционные залы в безопасном для выставляющихся произведений искусства виде. Огромные пространства бывших присутственных заведений объединены внутренними дворами со стеклянными потолками — атриумами. Между выставочными залами перекинуты мостики из стекла.
Игорь Алькин
Музейное пространство в новом корпусе организовали таким же образом, как в остальных зданиях Эрмитажа — экспозиционные залы расположены по принципу анфилад. Помещения объединены в три анфиладные линии.
Хотите ли вы авторизоваться?
Для длительного хранения маршрута или персональной коллекции вы должны авторизоваться. Если вы не зарегестрированы, вы можете это сделать с помощью кнопки “Войти”. Если же бы хотите хранить ваш маршрут или персональную коллекцию только в течении короткого периода времени, вы можете продолжать работать без авторизации.
Войти
Показать на плане :
Музейный сервис
Шедевры коллекции
Виртуальный визит
Условные обозначения:
Вход, выход
Экскурсионное бюро
Интернет-кафе
Музейный магазин
Туалет
Компьютерный образовательный центр
Кафе
Аудиогид
Лифт
Лестница
Вход на экспозицию
Гардероб
Кассы
Банкомат
Информация
Подъемное устройство
Вход для групп
Коллекция
Общий размер единиц хранения превышает 3 млн. единиц. За счет чего Эрмитаж может позволить себе довольно широкую ротацию произведений искусства.
Также экспонаты из эрмитажного собрания нередко на длительный срок одалживались — теперь, увы, нет! — зарубежным галереям. Например, работал филиал Эрмитажа в Амстердаме. Прекрасно себя чувствовало и соответствующее отделение в испанской Малаге.
На собственной экспозиции присутствуют картины Леонардо да Винчи и Рафаэля, Тициана, Караваджо, Рембрандта, Вермеера, Веласкеса, Мурильо. В залах отреставрированного Главного Штаба — только перейти Дворцовую площадь — выставлены произведения импрессионистов и их последователей.
Мане и Сезанн, Ван Гога и Гоген, Пикассо и Дали, картины других европейских мастеров XVIII и XIX веков прекрасно чувствуют себя в просторных, полных воздуха, реконструированных залах. А ведь совсем недавно они ютились в тесных помещениях на 3 этаже Зимнего дворца!
Широко представлены в музее античная и барочная скульптура, артефакты из Египта и Месопотамии. Фландрские гобелены и веджвудский фарфор, геммы и резьба по кости и дереву. Обширная ювелирная коллекция Государственного Эрмитажа выставлена в специальных помещениях на первом этаже и посещается по отдельным билетам.
Так называемые Золотая и Бриллиантовая кладовые — настоящие сокровищницы музея. Там вы сможете увидеть как легендарное «скифское золото», так и коронные драгоценности, а также подарки, которые получали российские императоры и императрицы.
Меншиковский дворец
Это первое каменное здание города, возведенное в 1714 г. в духе петровского барокко. Музею дворец передан в 1981 г. и в ходе восстановительных работ было решено воссоздать в нем интерьеры начала 18 века. Это, прежде всего, парадные залы и Ореховый кабинет.
Сейчас во дворце размещена экспозиция «Культура России первой трети 18 века». На ней представлены произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного творчества этого периода. Из интерьеров особенно выделяются изразцовые комнаты, отделанные кафелем в голландском духе. Таких цельных образцов подобного жанра не существует даже в Европе.
Для знакомства с этим филиалом лучше подойти к строению со стороны стрелки Васильевского острова. С этого ракурса оно выглядит во всей красе.
Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены билетов и режим работы
Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.
Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.
Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».
Зимний дворец и главный музейный комплекс
Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.
Оно входит входит в Главный музейный комплекс Эрмитажа и является его самым большим зданием. Если стоять лицом к Зимнему дворцу (как на фото выше) со стороны Дворцовой площади, то остальные здания Главного музейного комплекса находятся правее.
Схема Главного музейного комплекса Эрмитажа
Итак, в Главный музейный комплекс входят:
- Зимний дворец;
- Малый Эрмитаж;
- Большой (Старый) Эрмитаж;
- Новый Эрмитаж;
- Эрмитажный театр (действующий, по эрмитажному билету сюда не попасть) и Зимний дворец Петра I;
- Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус (сюда туристов не пускают).
Как вы поняли, купив входной билет в Эрмитаж вы сможете попасть в четыре первых здания.
Время работы с 11:00 и до 18:00 в среду, четверг и воскресенье, и до 20:00 во вторник, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.
Стоимость билета — 500 рублей, с экскурсией 1000 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом далее в статье.
Главный штаб
Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).
Главный штаб
График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 18:00 в среду, четверг и воскресенье, и до 20:00 во вторник, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.
Билет стоит 500 рублей.
Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.
Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.
Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Цена билета — 600 рулей.
Зимний дворец Петра I
Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.
График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Билет стоит 600 рублей.
Музей Императорского фарфорового завода
Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.
Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Билет стоит 300 рублей.
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»
Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.
Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.
Билет стоит 650 рублей.
Биржа
Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.
Центры и представительства Государственного Эрмитажа
У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:
- «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
- «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
- «Эрмитаж-Выборг»;
- «Эрмитаж-Казань».
Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя
По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:
- Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
- Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
- Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
- Количество археологических памятников — 808 695 штук.
- Количество образцов оружия — 14 016 штук.
- Другие исторические экспонаты — 214 771 штук.
Кладовые Эрмитажа
На схеме залов Эрмитажа можно увидеть такие названия, как Галерея драгоценностей №1 и №2. Они называются Золотой и Бриллиантовой. Говорящие наименования! Разумеется, в них можно осмотреть ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота.
Посещение этих галерей не входит в стоимость входного билета. Их нужно оплачивать отдельно. Посещение возможно только с экскурсией по расписанию. Фото- и видеосъемка там запрещены, но впечатления от увиденной красоты творений древних мастеров хватит надолго.
О знаменитом золоте скифов известно практически всем, но ничем не уступает по мастерству и выразительности коллекция сибирского золота, сформированная еще Петром Великим. Она состоит из предметов, собранных на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Эту подборку экспонатов по праву можно назвать самой ранней археологической коллекцией России.
Некоторые произведения древних ювелиров датируют еще седьмым веком до нашей эры. Оттого и потрясает мастерство и точность исполнения шедевров.
Для ценителей красоты и блеска натуральных камней познавательным станет посещение Бриллиантовой кладовой. В ней расположены драгоценности российских самодержцев. Это табакерки и шкатулки всех форм и размеров, часы и веера, украшенные россыпью бриллиантов.
Также можно увидеть уникальные творения ювелирного искусства работы Карла Фаберже — уменьшенные в десять раз копии императорской короны, скипетра и державы.
Факты и характеристики Эрмитажа в цифрах
Факт #1. Длина музейного комплекса вдоль реки Нева – 210 метров.
Факт #2. Ширина — 175 метров.
Факт #3. Высота — 22 метра.
Факт #4. Общая площадь Эрмитажа 233 345 квадратных метров.
Факт #5. Количество экспонатов – более трех миллионов.
Факт #6. В Эрмитаже более 365 залов, 117 различных лестниц, 1057 комнат, 1945 окон.
Факт #7. В музее более 60 000 картин.
Факт #8. Протяженность экскурсионных маршрутов в Эрмитаже составляет 22 км.
Факт #9. Чтобы посмотреть на все экспонаты, останавливаясь у каждого на минуту, потребуется 11 лет.
Факт #10. Чтобы изучить все экспонаты, не хватит жизни.
Факт #11. В Эрмитаже три этажа, не считая подвалы.
Факт #12. В 2019 году Эрмитажу исполнилось 255 лет.
Создание шедевра
Елизавета, как истинная дочь Петра, понимала важность внешних атрибутов империи, подчеркивающих ее мощь и статус. Поэтому повелела снести предыдущую резиденцию российских государей, которая после многочисленных перестроек имела малоторжественный, не парадный вид
Возвести дворец, отвечающий требованиям Великой Самодержицы, поручено в 1752 году Растрелли (Бартоломео Франческо). Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт-Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого — отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна. Иорданская лестница — не исключение. Помня об особых функциях, именной ей была отведена роль: произвести правильное первое впечатление. Результат получился истинно грандиозным.
— так описывал главную лестницу зимней резиденции А.П. Башуцкий.
Зимний дворец
Эта роскошная резиденция российских императоров была построена в 1762 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор Растрелли создал ее в стиле пышного барокко. Дворец оставался резиденцией императоров вплоть до 1904 г., после чего здание начинает использоваться как музей.
Первый этаж. Весь этаж отведен под археологические экспонаты, предметы искусства народов различных регионов Сибири и образцы культуры Средней Азии. Есть экспозиции, демонстрирующие изделия народов Кавказа, древнего государства Урарту и выставки, рассказывающие о культуре Ближнего Востока и Северной Африки.
Второй этаж. В помещениях с великолепными интерьерами можно ознакомиться с искусством Западной Европы и портретной галереей семейства Романовых, экспозицией интерьеров дворянского быта и благородным Александровским залом, где можно надолго задержаться, восхищаясь великолепными изделиями из серебра.
Третий этаж. Здесь выставлены собрания изделий стран Ближнего Востока, Китая и Индии. Есть залы представляющие предметы искусства древней Византии, интереснейшая выставка, посвященная древней Японии и павильон с буддийскими реликвиями и сокровищами Тибета.
Здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Строительство здания стартовало в 1842 году и продолжалось десятилетие: Новый Эрмитаж торжественно открылся для широкой публики 5 февраля 1852 года. Для Российской Империи это было беспрецедентное событие. Во-первых, впервые всем желающим стала доступна для осмотра столь богатая коллекция мировых шедевров. Во-вторых, Новый Эрмитаж стал первым в стране зданием, специально построенным для размещения общедоступной экспозиции.
До строительства коллекция, собранная российскими монархами, начиная с Екатерины II, находилась в корпусах Малого и Большого Эрмитажа. Чтобы увидеть их экспонаты, требовался спецпропуск. В частности, даже Александр Пушкин был вынужден прибегнуть к связям — его друг, поэт Василий Жуковский, служивший педагогом сына Николая I, сумел выхлопотать бессрочный пропуск. Но коллекция разрасталась, ей требовалось новое помещение.
Проект здания Нового Эрмитажа Николай I заказал Лео фон Кленце — немецкому архитектору, ставшему знаменитым благодаря работам в неогреческом стиле, основателем которого его и стали считать впоследствии.
Подход фон Кленце заключался не только в выдерживании принципов классицизма, но и в воспроизведении мельчайших деталей стиля Античной Греции. Он создал множество эскизов, в том числе и интерьеров будущего музея. Уже после его отъезда из России к воплощению набросков в чертежи, а затем и в реальное здание приступили русские архитекторы, академики Императорской Академии художеств Николай Ефимов и Василий Стасов.
Воплощая замысел фон Кленце, южный, западный и восточный фасады украсили статуями знаменитых художников разных эпох. Всего использовали 28 скульптур, в том числе фигуры Леонардо, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. Из-за использования в составе цинка, изваяния со временем пришли в негодность. К 2015 году все скульптуры заменили копиями из бронзы.
Скульптуры портика
Акцентом южного фасада стала входная галерея, оформленная в виде портика. Чтобы воплотить задумку фон Кленце, строители обратились к скульптору Александру Теребеневу, который наряду с Василием Демут-Малиновским создавал статуи художников для украшения внешних стен музея.
Гранитных атлантов создавали по образу фигур, которые можно увидеть в храме Зевса Олимпийского, расположенном в итальянском городе Агридженто на Сицилии. Теребенев начала работу с изготовления полноразмерной модели из глины, и уже за нее получил звание академика Императорской Академии художеств. В его мастерской атлантов из серого гранита вытесывали около 150 учеников, но над лицами каждого из гигантов Александр Теребенев работал лично.
Портик музея, Татьяна Лискер
Изящный стиль, тонкость работы и качество полировки оценил и фон Кленце, и Николай I. Помимо причитавшейся оплаты и ордена автор «Атлантов» получил персональную премию от императора. Позднее Александр Теребенев выполнил подобную работу для прусского короля, и снова кроме гонорара удостоился прибавки — бриллиантового перстня от монарха.
Когда лучше посетить Эрмитаж?
Внимание! В настоящее время из-за коронавирусных ограничений в Эрмитаже действуют новые правила посещения. Читайте о них здесь. Время работы Эрмитажа:
Время работы Эрмитажа:
— понедельник: музей закрыт — вторник: 11:00 – 19:00 — среда: 11:00 – 20:00 — четверг: 11:00 – 19:00 — пятница: 11:00 – 20:00 — суббота: 11:00 – 20:00 — воскресенье: 11:00 – 19:00
В будние дни посетителей меньше, чем в выходные. Больше всего людей в Эрмитаже во время школьных каникул, когда группы из разных частей России приходят в музей одна за другой. Самый пик посещаемости: а) летом, б) после 12 утра. Летом к россиянам прибавляются иностранцы, в том числе с огромных круизных судов. В этот горячий сезон на вход в музей выстраивается очередь, а в некоторых залах яблоку негде упасть – особенно в зале Леонардо и зале Рембрандта.
Другой совет: на всякий случай возьмите с собой удостоверение личности. Понятно, что вы его, скорее всего, и так с собой постоянно носите, но мало ли. Дело в том, что кассир попросит вас его предъявить при покупке билета (для граждан РФ и Белоруссии установлены льготные цены).
Полный билет в 2021 году стоит 500 рублей из-за коронавирусных ограничений.
Эрмитаж рекомендует приобретать билеты онлайн. В офлайне, в кассе, их купить тоже можно, но: — только на ближайший сеанс; — только в том случае, если они остались.
В онлайне купить билеты можно, кликнув на баннер ниже:
С 25 января 2021 года студентов и курсантов бесплатно (по студенческому билету или служебному удостоверению) в любой день, кроме понедельника (это выходной) пускают в Главный Штаб. Доступ разрешен следующие часы: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00 и 17:00. В среду и в пятницу добавляется еще сеанс в 18:00. Количество бесплатных билетов ограничено. Лучше всего забронировать онлайн. Не забудьте с собой студенческий (удостоверение).
Как добраться
Адрес музея — Дворцовая набережная, д.32-38. Дворцовая площадь — то место, откуда формируется очередь и открыт вход для посетителей. Адрес входа — Дворцовая площадь, д. 2. Это центр Северной столицы. Удобней всего добираться от станций метро. Ближайших две: «Адмиралтейская» и «Невский проспект». На вторую станцию можно попасть также через переход с «Гостиного двора». В обоих случаях нужно попасть на Невский проспект, который венчает Дворцовая площадь. Любой местный житель знает, где находится музей Эрмитаж.
С «Адмиралтейской» нужно пройти налево до пересечения с улицей Малая Морская. По ней следует преодолеть несколько метров направо, чтобы выйти на Невский проспект. От метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» идти необходимо в сторону Адмиралтейства. Дойдя до Большой Морской, можно увидеть арку в здании Главного штаба. Именно через нее горожане попадают на Дворцовую площадь.
Добраться можно и автобусами 191, 24, 10 и 7-го маршрутов, а также троллейбусами 11, 10, 7 и 1-го маршрутов. Остановка — «Дворцовая площадь».
Эрмитаж в советской России
После Октябрьской революции 1917 года музей претерпел существенные изменения. Галерея начала обогащаться новыми произведениями искусства — в неё передавали частные собрания картин, ставшие национальным достоянием, и экспозиции Академии художеств.
В 1932–1933 годах востоковед Н. В. Алабышев не позволил переплавить 515 серебряных ямбов (платёжных слитков из Китая). Из экспонатов планировали изготовить большую партию советских монет, однако Алабышев доказал их музейную ценность и получил разрешение оставить часть ямбов для коллекции. Он отобрал 515 экземпляров, передал их в галерею и составил картотеку. В тот период он работал аспирантом в отделе нумизматики Эрмитажа, а позже стал руководителем отдела.
Революционные отряды у Зимнего дворца. Представление «Взятие Зимнего» в третью годовщину Революции. 7 ноября 1920 года
В 1948 году в Москве был закрыт Музей нового западного искусства, и его экспозиции перераспределили между музеями Ленинграда и Москвы. Эрмитаж пополнился частью коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, за счёт чего хронологические рамки галереи значительно расширились. Среди собраний Эрмитажа появились картины Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других живописцев новых направлений.
В этот же период музей лишился части коллекций:
- Бриллиантовую комнату, известную как Царская рентерия, перевели из Зимнего дворца в Московский Кремль.
- Несколько картин старых мастеров передали в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
- В 1929–1934 годах прошли распродажи, нацеленные на получение средств для индустриализации страны. 48 полотен из фонда Эрмитажа навсегда покинули страну. Ценнейшими из них были произведения Тициана, Рембрандта, Хальса, Рафаэля, Боттичелли и Перуджино. После распродаж в России не осталось ни одной картины ван Эйка.
Первомайский парад на площади Урицкого, 1949 год
В годы Великой Отечественной войны практически весь фонд Эрмитажа перевезли на хранение в г. Свердловск. Свыше миллиона художественных произведений разместили в Картинной галерее и доме Н. Н. Ипатьева (здесь в 1918 году был расстрелян последний российский император). За хранение ценных экспонатов отвечал советский историк искусства и музейный работник Владимир Левинсон-Лессинг. В этот период подвалы зданий музея использовались в качестве бомбоубежищ, для посетителей он был закрыт.
Научная деятельность в стенах Эрмитажа продолжалась даже в годы войны. Сотрудники галереи читали лекции по искусствознанию и вели работы по восстановлению фонда. Когда была объявлена победа, эвакуированные экспонаты перевезли обратно в музей, и он снова начал принимать посетителей. Ни одна культурная ценность не была утеряна.
Профессор М. В. Доброклонский у разбитой скульптуры Россетти. Около 1943 годаРазорвавшийся в Гербовом зале снаряд частично разрушил межэтажное перекрытиеЗимний дворец во время Великой Отечественной войны