Научно-образовательныйпортал iq

Взаимодействие культур в колониальную эпоху

Попытки противостоять европейской колонизации

Естественно, что африканцы сопротивлялись европейским колонизаторам, но силы были неравны. Можно выделить только одну успешную попытку в XIX веке, когда Мухаммед ибн абд-Аллах, который называл себя Махди (рис. 9), создал в 1881 году в Судане теократическое государство. Это было государство, основанное на принципах ислама. В 1885 году ему удалось захватить Хартум (столица Судана), и даже несмотря на то, что сам Махди прожил недолго, это государство существовало до 1898 года и было одним из немногих реально независимых территорий на африканском континенте.

Рис. 9. Мухаммед ибн абд-Аллах (Махди) (Источник)

Против европейского влияния боролся самый известный из эфиопских правителей этой эпохи Менелик II, правивший с 1893 по 1913 год. Он объединил страну, провел активные завоевания и успешно противостоял итальянцам. Также он поддерживал хорошие отношения с Россией, несмотря на существенную удаленность этих двух стран.

Но все эти попытки противостояния были лишь единичными и серьезного результата дать не могли.

Возрождение Африки началось только во второй половине XX века, когда африканские страны одна за другой начали получать независимость.

Культура стран Африки

Африканский континент по всем параметрам разнообразен и многолик, поэтому культура и религия стран Африки такая же неодинаковая. Каждая территория, каждое племя отличаются своими традициями и образом жизни, здесь встречаются различные верования и всевозможные обычаи, что придаёт этой части света особый колорит и загадочность.

Считается, что именно Африка является колыбелью жизни на всей Земле, отсюда человечество расселилось по планете. На материке получили свои задатки все культуры, языки и религии, а также здесь формировалась всяческая экономическая деятельность.

К тому же на эти земли со временем обратно переселялись некоторые народы. Так страны Северной Африки

Многочисленные народности и этносы смешались, объединяя и свои традиции. Коренное африканское население часто попадало под гнёт завоевателей, что, естественно, отразилось на их культуре. Где-то европейцы, а где-то арабы привносили свои нюансы в жизнь африканских людей. Тем не менее население стран Северной Африки и других регионов сохранило основу своего существования, которой всегда были семейные ценности.

Например, даже современные женихи должны выплатить будущему тестю убыток от потери дочери. Раньше для этого молодой муж пригонял скот, теперь сойдут и просто деньги. Такие действия мужчины свидетельствуют о его серьезности состоятельности, а значит, отец с лёгким сердцем отдаёт дочь замуж. К тому же, такая традиция Африки способствует сплочению семей и взаимоуважению.

Африканцы уже с детства узнают важнейшие знания, передающиеся в их поселении. Среди них:

ценности племени; важность семьи; обязанности каждого члена рода; святые традиции. Ещё детьми они осознают всю важность и необходимость создания семьи и её поддержания

Все её члены выполняют предписанные обязанности, поэтому даже малыши имеют возможность служить своему роду

Ещё детьми они осознают всю важность и необходимость создания семьи и её поддержания. Все её члены выполняют предписанные обязанности, поэтому даже малыши имеют возможность служить своему роду

Искусство африканских народов

По одному из странных совпадений истории африканского искусства, V век до н.э. производит первые шедевры в двух несовместимых стилях скульптуры. Спустя почти 2500 лет эти стили стали жестокими конкурентами в студиях нашего времени.

Одним из них является классический реализм, который будет преобладать с эпохи Возрождения до конца 19-го века. Другой — скульптура Африки, искажающая человеческие черты и конечности в драматически выразительной манере. Африканские фигуры в этой давней и яркой традиции вдохновляют эксперименты Пикассо с кубизмом, которые запускают мейнстрим современного искусства.

Характерную скульптуру Африки, которая составляет большую часть того, что обычно считается первобытным искусством, можно увидеть еще в 500 г. до н.э. в культуре ноков, названной в честь деревни Нигерии, где впервые были обнаружены керамические фигуры такого типа.

Статуэтки Нок в основном изображают людей. Изготовленные из терракоты, они сочетают в себе прочные формальные элементы с полным пренебрежением к точной анатомии. Их выразительное качество безошибочно ставит их в начало африканской скульптурной традиции.

Жесточайшее угнетение народов африканских стран империалистическими колонизаторами

К началу XX в. уже свыше 90% африканской территории было завоевано европейцами. Империалистов в Африке привлекала возможность получения огромных прибылей в результате варварской эксплуатации дешевого труда африканцев

  • на золотых приисках,
  • в рудниках,
  • на плантациях, при сборе каучука, пальмового масла и т.д.

В конце XIX в. эксплуатация населения Африки колонизаторами усилилась. Были найдены богатейшие залежи алмазов, россыпи золота, медная руда, олово, фосфориты. Местные жители, потерпев поражение в борьбе с захватчиками, подвергались варварскому грабежу и насилиям (см. документы 2 и 3). Примером этому может служить хозяйничанье бельгийцев и французов в Конго. Чтобы организовать добычу каучука (в Конго были огромные заросли дикорастущего каучукового дерева), местным жителям под страхом суровых наказаний было приказано доставлять ежегодно определенное его количество. Продавать каучук на сторону строжайше запрещалось. Если деревня не доставляла требуемого количества каучука, туда посылался карательный отряд, чинивший всевозможные насилия и зверства. Население вымирало от голода. В момент захвата Конго там насчитывалось около

  1. 20 млн. жителей,
  2. к концу XIX в. осталось только 8-9 млн. человек.

Европейские колонизаторы не только жестоко эксплуатировали африканские народы, обрекая их на постепенное вымирание. Они старались уничтожить в африканцах чувство национальной независимости, любви к свободе. Ради этого католические и протестантские миссионеры проповедовали смирение и покорность.

Умалялось историческое прошлое и предавалось забвению культурное наследство африканских народов. Местное население не имело почти никаких возможностей получить хотя бы скудное образование. Империалисты старались его держать в состоянии поголовной неграмотности. Характерно, что на Мадагаскаре, например, накануне установления французского владычества над островом число школьников составляло около 160 тыс. человек, а через десять лет хозяйничанья колонизаторов оно сократилось до 63 тыс.

Африка до недавнего времени оставалась колонией европейских держав. Память о многолетней, кровавой борьбе против колонизаторов, о героях этой борьбы жива в сердцах африканцев. Только в наши дни большая часть Африки освободилась от власти колонизаторов. 

Обычаи и традиции

В Африке сосредоточено большое количество различных племен и общин, благодаря чему перемешалась культура континента. Также воздействие на африканскую культуру оказала европейская и арабская культуры. Племена, проживающие в Африке чтут и уважают древние традиции, в т.ч. утративших смысл.

Больше всего традиций связано с браком. Перед вступлением в брак жених обязательно платит выкуп отцу новобрачной. В современной Африке выкуп платиться деньгами, но раньше в качестве выкупа выступал домашний скот. Считается, что такая традиция помогает укрепить отношения между двумя семьями, а родители невесты видят, что жених способен ее обеспечить.

Свадьбу отмечают в полнолуние. Когда луна тускло светит и месяц молодой, это считается плохим знаком. Родители будущей жены не отмечают праздник, для них это утрата. Во многих африканских племенах распространено многоженство. Мужчина может вступить в брак, когда становится самостоятельным и способен обеспечить своих невест. Жены вместе ведут хозяйство, воспитывают детей, занимаются приготовлением пищи. В таких племенах уверены, что полигамные отношения скрепляют несколько семей, между которыми хорошие отношения. Полигамная семья вместе охотится, занимается хозяйством, имеет хороший достаток. Чтобы племя процветало и имело достаток, члены семьи должны прилагать усилия и трудиться. Каждому отводится определенный род занятий.

После свадьбы новобрачные несколько дней не выходят из дома. Перед свадьбой невеста пешком идет к дому будущего мужа вместе с приданным.

В некоторых общинах взрослым мальчикам проводят обрезание, процедура может длиться несколько месяцев. В это время нельзя плакать, кричать, иначе мальчика будут считать трусом.

У африканцев есть и жуткие традиции. Например, в племенах долины Омо, если женщина забеременела не от законного супруга, она делает аборт или убивает ребенка после родов. Зачатие ребенка происходит с благословения старейшины или жрецов. Если правила нарушены, ребенка считают «неправильным» и, он привлечет зло в виде засухи, голода и болезни.

В племенах Центральной Африки и сомалийского полуострова женщины после рождения ребенка уходят в специальные хижины и не имеют права возвращаться в течение 40 дней (если родилась девочка – 80 дней). Родившая женщина считается «нечистой» и физическая близость с мужем запрещена.

Культура Африки интересна и разнообразна. Здесь люди живут соблюдая традиции и правила быта, складывающиеся годами. Континент наполнен большим количеством племен, имеющих особенности. Благодаря этому разнообразию Африка очаровывает и притягивает туристов.

Источник

Дикость в современном мире

Всего на Черном континенте насчитывается около 3 тыс. племен с разными устоями, ритуалами и обликом. Общим для всех них является полный отказ от комфорта, предлагаемого современным миром, поклонение прародителям и божествам. Дикари не владеют письмом и грамотой, медицина практически отсутствует. Обычный порез или простуда может стать причиной смерти. Вирусы, принесенные из внешнего мира, их убивают. Натуральное хозяйство представлено:

  • охотой;
  • рыболовством;
  • собирательством;
  • скотоводством.

Браки совершаются внутри племени, к чему дети приучены еще с детства. Если рассматривать все племена, они представлены полусотней народностей. Языки же и наречья исчисляются тысячами. Исследователи утверждают, что на планете отсутствуют неизученные племена. Одни из них легко идут на контакт с современным человеком, другие всячески проявляют агрессию.

Практика показывает, что многие дикари осваивают жизнь за пределами племен и уходят в «большой мир». Оставшиеся существовать в хижинах часто кочуют в поисках удаленных территорий, лишенных вырубки лесов и объектов инфраструктуры.

НЕМЕЦКИЕ ЗВЕРСТВА в ЮГО-ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ

(Из выступления депутата партии центра Ререна на заседании рейхстага)

Туземца раздевают и привязывают к козлам или к закрепленной бочке руками вперед, а ногами назад, так, чтобы он не мог двинуться. После этого самый сильный солдат со всего размаха наносит ему удары бичом, который он держит в вытянутых руках; если бич не свистит в воздухе, удар не за-считывается.

Многие не выдерживали порки и умирали.

«Стенографические отчеты заседаний германского рейхстага 1905-1906 гг.»,т. V (перевод с немецкого).

  • < ФОТОГРАФИИ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ., В ОКРАШЕННЫМ И ОЦИФРОВАННЫМ В ЦВЕТЕ 1860 ПО 1918 ГГ ( РАБОТА ЯПОНЦА ИРООТОКО)
  • -> СОЗДАНИЕ II ИНТЕРНАЦИОНАЛА >

Особенности религий африканского народа

Интересно перечислить отличительные черты религий народов Африки:

  • Уважительное отношение к умершим. Проведение специальных ритуалов, при помощи которых обращаются за помощью к духам. Умершие оказывают большое влияние на существование живых.
  • Отсутствие веры в рай и ад, однако представление о загробной жизни у африканцев имеется.
  • Беспрекословное выполнение наставлений старших. Вообще, культуры и религии Африки основаны на традиции передачи главных понятий о жизни и обществе через устные рассказы от старшего к младшему.
  • Во многих устойчива вера в высшее существо, которое сотворило мир и руководит всей жизнью на земле. К нему можно обращаться только в исключительных случаях: засуха, наводнение, угроза для жизни общества.
  • Вера в мистические превращения человека. С помощью специальных культов человек может усилить свои физические и умственные способности.
  • Поклонение предметам, наделенным мистическими свойствами.
  • Жертвы богам может приносить любой человек.
  • Большое количество различных обрядов, связанных с различными периодами в жизни человека: взрослением, свадьбой, рождением детей, смертью.
  • Близость к природе и любовь к земле.

Группы народов

В Африке проживает 1,2 млрд. человек. Насчитывается от 500 до 8000 народов, куда входят малые народы и этнические группы. Некоторые народы могут состоять из нескольких человек, крупных народов не много. Наибольшие по численности:

  • египетские арабы (76 млн. человек);
  • марокканские арабы и хауса (по 35 млн.);
  • йоруба (30 млн.);
  • игбо (26 млн.);
  • оромо и фульбе (по 25 млн.);
  • амхара и мальгаши (по 20 млн.);
  • суданские арабы (18 млн.).

На какие народы делится африканский континент?

Северная Африка

Египетские арабы – основа населения Египта и самая обширная группа народов Африки. Они являются потомками древних египтян, но со временем культурный облик сильно изменился. Большинство египтян перешли в ислам. Хотя немало человек остались христианами или как их называют – коптами.

Марокканские народы – вторая по численности группа африканских народов, появившаяся в результате покорения арабами местных племен, не составлявшие единого народа.

Также из крупнейших арабских народов можно отметить суданских арабов, ливийцев и мавританцев.

Западная, Центральная и Южная Африка

Эти части континента населены африканцами негроидной расы, которая подразделяется на три группы:

  1. Негрская самая многочисленная. Характерные особенности народа: высокорослость (средний рост примерно 1,8 м), темная кожа. Группа проживает в Западной и Центральной Африке.
  2. Негрилльская. Людей этой группы называют пигмеи. Ее особенности – это низкорослость (рост до 145 см), более светлая кожа, сильно развитый третичный волосяной покров. Проживают в Южной и Экваториальной Африке.
  3. Бушменская группа характеризуется низким ростом, узким носом, более светлой кожей с красноватым оттенком. Сосредоточены в Экваториальной Африке

Восточная Африка

Здесь преобладает эфиопская подраса, являющаяся результатом смешения европеоидной и негроидной рас.

Два крупных народа эфиопской расы – оромо и амхара. Народы оромо проживали на восточном побережье, были кочевниками и мусульманами. А амхара были христианами и занимались земледелием.

На востоке распространены народы банту. Вблизи великих африканских озер – руанда.

К эфиопской расе относят и сомалийский народ, которых около 16 млн. человек.

Англо-бурские войны: причины и последствия

Англичане были недовольны таким отступлением буров, ведь она хотела контролировать всю территорию южной Африки, а не только побережье. В результате в 1877–1881 гг. произошла первая англо-бурская война. Англичане требовали, чтобы эти территории вошли в состав Британской империи, но буры с этим были категорически не согласны. Принято считать, что в этой войне принимало участие около 3 тысяч буров, а вся английская армия составляла 1200 человек. Сопротивление буров было настолько ожесточенным, что Англия оставила попытки влиять на независимые бурские государства.

Но в 1885 году в районе современного Йоханнесбурга были открыты залежи золота и алмазов. Экономический фактор в колонизации всегда был самым главным, и Англия не могла допустить, чтобы выгоду от золота и алмазов получали буры. В 1899–1902 гг. произошла вторая англо-бурская война. Несмотря на то что война велась на территории Африки, она проходила, по сути, между двумя европейскими народами: голландцами (бурами) и англичанами. Ожесточенная война закончилась тем, что бурские республики потеряли свою независимость и были вынуждены войти в состав южно-африканской колонии Великобритании.

Масаи из Восточной Африки

Племя обитает на землях Танзании и Кении. Его представители не умеют исчислять свой возраст, не имеют документов, сложно определить их численность. Главным является вождь, которому разрешается заводить до четырех жен. Обитаемые земли не годятся для выращивания культур. Масаи охотятся, разводят скот. Женщины ухаживают за детьми, готовят вкусную пищу, за которую получают от мужей благодарность. Последние выпасают скот.

До 15 лет дети ничем не занимаются. Они во всем подражают взрослым, периодически участвуют в охоте или выполняют домашние дела. В 16 лет молодым людям разрешено вступать в брак, девушка при этом должна быть непорочной. Поначалу свекровь живет с молодыми, является хранительницей их денег.

Известна особая любовь масаев к крови животных. Они прокалывают живому быку артерию на шее, в емкость спускают какое-то количество жидкости, после чего на рану накладывают глину. После этой процедуры животное продолжает жить. Скот не используется в качестве источника питания, а продается.

https://youtube.com/watch?v=KwaQQhDySs8

Языки

Языки, на которых говорят в Африке разделены на 4 группы:

  1. Афразийская;
  2. Нигеро-конголезская;
  3. Нило-сахарская;
  4. Койсанская.

Группы делятся на меньшие вплоть до редких диалектов. Каждая макросемья имеет особенности. Например, для койсанской группы характерно щелканье согласными, а для конголезской – именные классы.

Некоторые считают, что африканские языки примитивны, но это заблуждение. В Эфиопии официальный язык – уникальный амхарский. В амхарском алфавите 259 знаков, каждому соответствует определенный слог. При этом согласных звуков всего 34.

Наиболее популярный и изученный африканский язык – суахили. Им владеют около 150 миллионов человек в мире. Язык имеет 8 именных классов.

В Африке царит разнообразие языков, каждый из которых по-своему особенный. Насчитывается почти 2000 языков. Практически каждый житель Африки является билингвом, то есть владеет двумя языками.

Аквете

Национальный текстильный паттерн, названный в честь деревни на юге Нигерии. Местные мастера придумывают новые вариации аквете и могут вкладывать в них собственные значения. Считается, что люди, овладевшие ручной техникой создания этого текстиля, наделены талантом от Бога, поэтому аквете символизирует божественное начало в человеке.

Ткань, сотканная из грубого волокна пальмы рафии, предназначалась для камуфляжа и защиты воинов. Из конопляной ткани с аквете делали сумки и домашний текстиль. Более мягкий хлопок предназначался для изготовления повседневной одежды. Коричневый цвет традиционно был доминирующим во всех аквете-паттернах, но с появлением импортных материалов утратил свою популярность.


Паттерн аквете. Изображение: Antonia
Паттерны аквете в коллекции одежды нигерийского дизайнера Эмми Касбит. Фото: Industrie Africa
Постеры аквете. Изображение: Antonia
Постеры аквете. Изображение: Antonia

Дизайн-студия Embacy использовала аквете при создании айдентики британского финтех-проекта, выходящего на рынок в Нигерии. Использование паттерна выделит яркое приложение среди других. С другой стороны, соединять финтех и традиционный паттерн ― всё равно что «соединять достижения русских математиков с медведями и валенками». Поэтому дизайнеры сфокусировались на иллюстрациях и пользовательских элементах, но не отказались от аквете.

Присутствие паттерна связывает дизайн международного приложения с культурой Нигерии, но не забирает на себя основное внимание. Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка

Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy


Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка. Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy

Информация для туристов

Африка — удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
  • Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
  • Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
  • Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
  • Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
  • Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
  • Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ КОЛОНИАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ КОЛОНИЙ

(Из письма учителя-француза, работавшего в Гвинее)

Я требую судебного следствия над г. Огюстом Лсскюр, администратором первого класса колониального ведомства, хорошо известного туземцам под именем Курса-Бо; он пользуется репутацией дикаря во всей Гвинее, я мог бы даже сказать, во всей Западной Африке и в Конго…

Однажды он вызвал к себе в Фаранах старосту одной деревни, 70-летнего старика, и заставил его идти пешком, с ношей на голове. Измученный этим переходом, который ему пришлось проделать под палящими лучами солнца, подгоняемый грубыми полицейскими, несчастный старик должен был после этого провести ночь в тюрьме совершенно голым; на следующий день его выставили, опять-таки раздетым, на солнце и заставили простоять так несколько часов. Дело кончилось тем, что к полудню он умер.

Многие другие черные в этой округе были подвергнуты порке канатом по сто ударов; это — обычная мера наказания, применяемая по приказанию Лескюра, большей частью в его присутствии.

Семеро из этих несчастных умерли в тюрьме от последствий этих ударов…

«Юманите» от 19 марта 1906 г. (перевод с французского).

Общая характеристика культуры в Африке

Культура Африки многообразна. Каждая страна континента населена племенами, имеющими уникальность, традиции, образ жизни. Со временем традиционный лад потерял первобытность, и что-то было позаимствовано у соседних жителей. Так, культура одного племени может отображать традиции другого и уже трудно определить кто именно «первооткрыватель» обрядов и традиций

Важное для народов Африки – семья. Именно с семьей связано большинство обрядов, обычаев и традиций

Население континента по культуре делится на 3 вида:

  1. Охотники и собиратели, характерно для жителей Центральной Африки;
  2. Земледельцы и скотоводы (Южная и Тропическая Африка);
  3. Народы Северной Африки.

Информация о древнейших периодах развития культуры не всегда достоверна, потому как народы Африки не владели письменностью до 7-8 века. Считается, что ислам оказал влияние на развитие культуры.

Африканцы внесли большой вклад не только в создание культуры континента, но и в мировую культуру. Например, появление африканской деревянной пластики. Популярный стиль – маконде, это вырезанные из черного дерева лица, олицетворяющие общину. Распространены африканские маски, изображающие духов, предков, мифологические сюжеты.

Некоторые народы Африки прославились ювелирным искусством. Создавались медные, серебряные и золотые украшения.

Распространено было ткачество, изделия отличались необычными орнаментами. Народ баконго Западной Африки производил ткань, похожую на шелк и бархат.

Возводились уникальные архитектурные здания – дворцы, храмы. Вырабатывался «суданский стиль», который характеризовался прямоугольными глиняными постройками с наклонными стенками, украшенными зубцами. Архитектурные постройки сохранились до сих пор.

В жизни африканцев большую роль играла музыка и танцы. Придумывали и изготавливали музыкальные инструменты – барабаны, флейты, рожки и т.д.

Восточный Судан

Захватив Египет, англичане двинули войска, на завоевание Восточного Судана, но встретили там серьезное сопротивление. Суданцы поднялись на священную борьбу с завоевателями. Во главе восстания встал Мухалшед-Ахмед, известный под именем Махди, что значит «мессия» или посланец аллаха. Это был смелый человек, происходивший из семьи бедного ремесленника. В 1885 г. под предводительством Махди суданцы окружили и уничтожили английские главные силы в городе Хартуме. Вскоре захватчики вынуждены были покинуть страну.

Только в 1896 г. английские колонизаторы решились предпринять новый поход в Судан. На этот раз англичане обеспечили себе значительное превосходство сил. Все же им понадобилось два года, чтобы подчинить весь Восточный Судан. В 1898 г. английские колонизаторы  одержали решительную победу над махдистами при Омдурмане.

Культура Африки

Африканская культура очень разнообразна и уникальна в своём роде, впрочем, как и весь континент. Обычаи и традиции Африки сильно отличаются друг от друга. Континент предоставил приют разнообразным племенам с различными взглядами на жизнь, обрядами и разной степенью развития. Наиболее численными считаются такие племена, как Нуба, Хамер, Динка, Мбути, Бамбара, Оромо. Племена, во избежание возможного голода, самостоятельно обеспечивают себя необходимыми видами продуктов.

Культура выстроена на этнических африканских семейных традициях. Искусство Африки, литература и музыка собрали в себя социальные и религиозные направления всего континента. Бытует мнение, что именно на земле Африки 6-7 миллионов лет назад произошло зарождение человеческой расы. Всевозможные религии, языки и экономические виды деятельности взяли своё начало именно здесь.

Горные нубийцы

По численности племя нуба насчитывает 10 тыс. человек, живущих на территории Судана. Женщины поражают красотой стройных и невероятно длинных ног, упругих тел. Чаще всего они высокого роста, имеют блестящую темную кожу.

До недавних пор эти аборигены Африки вели беззаботную и размеренную жизнь, занимались выращиванием хлопка. Между всеми представителями закрытого общества прослеживалось согласие и равенство. Все изменилось после того, как правительство страны заставило дикарей одеться. Молодые люди часто стали отправляться на заработки, а по возвращении приносили новые болезни, становились озлобленными, утратив свою идентичность.

За девушками остается право выбора жениха. Во время исполнения особого танца каждая из них может положить ногу на плечо избранному парню. Он при этом не видит ее лица, его мнение не берется в счет. Жениться юноша может только после строительства дома. Появившиеся дети и постоянные встречи не являются поводом для брака.

Ндебеле

Общее название нескольких южноафриканских племён. В 1883 году война с другими народами принесла большие трудности: жители потеряли свои соломенные дома. Новые жилища начали строить из глины, а женщины стали расписывать их стены, обозначая статус и социальную принадлежность своей семьи.

Традиция росписи жилья ндебеле переходит от матерей к дочерям, олицетворяет уровень женского мастерства и, в отличие от многих африканских паттернов, не несёт в себе сакрального или религиозного значения.

До семидесятых годов ндебеле рисовали руками, затем женщины начали использовать кисти из перьев — линии стали аккуратнее и во всех узорах появилась тонкая чёрная обводка.


Кисти ндебеле. Фото: Wikimedia Commons
Современный вид росписи ндебеле на домах. Фото: Wikimedia Commons

Ндебеле — один из самых известных африканских паттернов. Его используют в полиграфии, логотипах, дизайне интерьера, одежды.


Коллекция Сэнди Мазибуко на Oxford Fashion Show в Париже. Фото: House of Fabrosanz
Мурал с использованием паттерна ндебеле на ограждении футбольного центра Nike в Йоханнесбурге. Фото: Nike / Karabo Poppy Moletsane

Художница Эстер Малангу из Южной Африки научилась росписи ндебеле у матери. В 1991-м она получила запрос от BMW и оформила выставочный BMW 525i, а в 2016-м — модель 7-й серии.

Европейская колонизация южной части Африки

Первые колонизаторами, обосновавшимися на территории Африки к югу от Сахары, оказались португальцы. Сначала мореплаватели XV века, а затем Васко да Гама, который в 1497–1499 гг. обогнул Африку и добрался до Индии морским путем, оказывали свое влияние на политику местных правителей. В результате побережья таких стран, как Ангола и Мозамбик, уже к началу XVI века были ими изучены.

Португальцы распространяли свое влияние и на другие земли, некоторые из которых были признаны менее эффективными. Основным интересом для европейских колонизаторов была работорговля. Основывать большие колонии не было необходимым, страны ставили свои торговые точки на побережье Африки и занимались обменом европейских продуктов на рабов или же завоевательными походами с целью захвата рабов и отправлялись торговать ими в Америку или Европу. Такая работорговля сохранялась в Африке до конца XIX века. Постепенно разные страны запрещали у себя рабство и работорговлю. В конце XIX века велась охота за рабовладельческими судами, но все это не имело большой пользы. Рабство продолжало существовать.

Условия содержания рабов были чудовищными (рис. 3). В процессе переправки рабов через Атлантический океан погибало не менее половины. Их тела выбрасывали за борт. Никакого учета рабов не было. Как минимум 3 миллиона человек, а современные историки утверждают, что до 15 миллионов, потеряла Африка из-за работорговли. Масштабы торговли менялись от века к веку, а своего пика она достигла на рубеже XVIII–XIX веков.

Рис. 3. Африканских рабов переправляют через Атлантический океан в Америку (Источник)

После появления португальских колонизаторов на территорию Африки стали претендовать другие европейские страны. В 1652 году активность проявила Голландия. В это время Ян ван Рибек (рис. 4) захватил точку на крайнем юге африканского континента и назвал ее Капстад. В 1806 году этот город был захвачен англичанами и переименован в Кейптаун (рис. 5). Город существует и по сей день и носит то же название. Именно из этой точки началось распространение голландских колонизаторов по всей Южной Африке. Голландские колонизаторы называли себя бурами (рис. 6) (в переводе с голландского – «крестьянин»).Крестьяне составляли основную массу голландских колонистов, которым не хватало земли на территории Европы.

Рис. 4. Ян ван Рибек (Источник)

Рис. 5. Кейптаун на карте Африки  (Источник)

Рис. 6. Буры (Источник)

Точно так же, как в Северной Америке, колонисты столкнулись с индейцами, на территории Южной Африки голландские колонисты столкнулись с местными народами. В первую очередь, с народом коса, голландцы называли их кафрами. В борьбе за территории, которая получила название Кафрские войны, голландские колонисты постепенно оттесняли туземные племена все дальше к центру Африки. Захваченные ими территории, однако, были небольшими.

Рис. 7. Независимые бурские государства: Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство (Источник)

В заключение

Религии Африки разнообразны. Самое главное, что каждый житель имеет право сам выбирать ту, которая будет ему по душе. Конечно, есть ещё такие места на континенте, в которых поклоняются различным культам и совершают обряды, не приемлемые для туристов, но в целом религии Африки направлены на сохранение мира и благополучие человека.

Карта Африки, показывающая основные религии, распространенные на сегодняшний день. Карта показывает только религию в целом, исключая деноминации или секты религий, и окрашена соответственно тому, как религии распространены, а не по основной религии страны и т. д.

Также иудаизм исповедуют в Южно-Африканской Республике и Эфиопии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: