Архангельский собор
Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Собор стал царской усыпальницей, здесь находится некрополь из 56 захоронений. Погребенные покоятся в белокаменных саркофагах, опущенные в землю под полом Архангельского собора. Надгробия устанавливались кирпичные, с белокаменными плитами. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями.
Усыпальница Архангельского собора
Здесь покоятся великие князья Рюриковичи и цари Романовы. Петр I прекратил обычай предков: он построил новую усыпальницу в созданном им городе Санкт-Петербурге — хоронить императоров и императриц стали в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Петр I стал первым государем, похороненным в ней. Исключениями являются малолетний император Петр II — заболевший и умерший в Москве, он похоронен в Архангельском соборе и свергнутый император Иоанн VI, убитый при попытке освобождения из Шлиссельбургской крепости, скорее всего его останки захоронены там же.
Для женщин великокняжеских и царских семей усыпальницей служил Вознесенский собор Вознесенского монастыря, созданного в 1386 году на территории кремля женой Дмитрия Донского — княгиней Евдокией. Здание собора несколько раз отстраивалось заново, последнее здание было внешне схоже с Архангельским. Здесь покоились матери, жены и дочери царей и великих князей — Софья Палеолог, Елена Глинская, Анастасия Романовна, Ирина Годунова, Мария Милославская, Наталья Нарышкина и многие другие. После пасхальных богослужений государи шли поклониться сначала к могилам матерей — в Вознесенский собор, потом к могилам отцов — в Архангельский собор.
Здание Военной школы имени ВЦИК
В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван вместе Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом. На их месте в 1934 году было построено здание Военной школы имени ВЦИК (14-й корпус Кремля) в неоклассическом стиле, сочетающееся с соседними зданиями Сенатского дворца и Арсенала. В 2016 году это здание было полностью демонтировано, сейчас на его месте находится парк.
Во время уничтожения Вознесенского монастыря около 70 саркофагов с княгинями и царицами было перенесено в подземелье под южной пристройкой Архангельского собора. Сейчас здесь представлена экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском кремле», где можно увидеть сохранившиеся иконы и церковные предметы из Вознесенского монастыря.
Описание
Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы, а также лучшие царские иконописцы.
Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна – зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.
На третьем этаже находились покои патриарха Никона.
Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.
По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.
По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.
На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.
Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.
В 1690 годах со стороны Соборной площади к зданию была пристроена открытая галерея, ведущая к церкви от жилых помещений.
Однако, Петр Первый в 1721 году упразднил патриаршество. Высшим государственным органом церковно-административной власти стал Святейший Синод. По сути, церковь утратила свою независимость и контролировалась императором. При новых хозяевах строение перестраивалось и потеряло свой первоначальный вид.
Историческое здание сильно пострадало во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. В 1918 году Святейший Синод был ликвидирован, а его полномочия были переданы патриарху.
Интересно, что архитектура храма и внутренние интерьеры были воссозданы в советское время. Так, вторая проездная арка была открыта в 1920 году, а открытая галерея – два года спустя. Белокаменные полы во дворце и керамическую плитку на полу восстановили в 1950 году. Также в 1950-1960- х годах восстановлены многие архитектурные элементы и значительная часть древних росписей.
В настоящее время в историческом здании находится музей прикладного искусства. Здесь представлены подлинные предметы царского и патриаршего быта, в музейное собрание вошла и патриаршая ризница — одно из древнейших хранилищ произведений искусства. Вы увидите редкие подписные иконы XVII века и ювелирные украшения, старинную мебель и книги, осмотрите коллекцию русского художественного шитья конца XVI–XVII веков. Среди интересных экспонатов – часы, подаренные Ивану Грозному. Одни из них карманные в виде книжки, другие – большие настольные.
Посетить Патриаршие палаты будет интересно всем, кто любит историю и интересуется декоративным искусством.
Грановитая палата
Грановитая палата — это самая древняя каменная гражданская постройка Москвы, созданная в 1487—1491 годах по указу Ивана III. Ее построили русские мастера под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Необычен главный фасад Грановитой палаты — он облицован 4-х гранным белым известняком, отсюда и название.
Грановитая палата являлась парадным тронным залом, где несколько столетий отмечались торжественные даты в жизни страны. Здесь заседали Земские соборы, принимались иностранные послы, объявлялись наследники престола, отмечались победы русской армии — взятие Казани в 1552 году, Полтавскую битву в 1709 и другие. После коронации в Успенском соборе государи отправлялись в Грановитую палату на праздничный обед, где принимали поздравления.
Оружейная палата
Оружейная палата — это музей-сокровищница, в ее 9 залах собраны древние государственные регалии XIV–XVII веков, коллекция карет и тронов, парадная одежда царей и императоров, ювелирные изделия русских мастеров, оружие и многое другое. Коллекция изделий иностранных мастеров XIII–XIX веков в Оружейной палате — это посольские дары, привезенные из различных стран.
Здесь хранится символ самодержавия — знаменитая шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV века), которой венчали на царствие русских царей. В 1682 году была создана шапка Мономаха второго наряда, когда на престол венчались сразу два царя — братья Иоанн V и Петр I. Для младшего Петра московские мастера изготовили вторую шапку Мономаха. Здесь же можно увидеть величественный двойной трон, сделанный для царей-соправителей, а также уникальную коллекцию пасхальных ювелирных яиц Карла Фаберже.
Сенатский дворец
Сенатский дворец был построен в неоклассическом стиле по указу Екатерины II в 1776-1787 годах знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. Трехэтажное желтое здание украшает купол, над которым развевается российский флаг. Когда-то его украшала императорская корона, а позже флаг СССР.
Проект дворца необычен — в форме равнобедренного треугольника со срезанными углами и внутренним двором. Главное украшение дворца — ротонда с круглым Екатерининским залом, увенчанная огромным куполом. Купол Сенатского дворца хорошо виден на Красной площади, он возвышается над кремлевской стеной за мавзолеем Ленина.
В Сенатском дворце императорская семья не жила, использовала для этого Большой кремлевский дворец. В здании размещались различные учреждения: Окружной суд, Судебная палата и другие, здесь была квартира московского окружного прокурора, служебная квартира министра императорского двора. После революции в 1918 году сюда въехало советское правительство. На третьем этаже Сенатского дворца размещалась квартира Ленина, где он жил с женой Надеждой Крупской и сестрой Марией Ульяновой.
В Сенатском дворце жил Сталин с детьми, куда он переселился после самоубийства жены Светланы Алилуевой, здесь были квартиры Хрущева, Брежнева, Горбачева. Тут размещался рабочий кабинет Бориса Ельцина, сейчас во дворце рабочая резиденция Путина, которая разделяется на деловую и представительскую. В Сенатском дворце проходят протокольные мероприятия и международные встречи.
Соборная площадь: соборы Московского Кремля
Соборная площадь – уникальный культурный памятник Москвы, расположившийся на вершине Кремлевского холма. Величественный ансамбль объединяет шедевры архитектуры разных веков, стилей и авторов. Псковские, московские и владимирские зодчие, итальянские градостроители создали чудесные храмы, которые в настоящее время являются музеями культуры и истории.
Соборная площадь
Соборы здесь начали возводить на стыке XIII и XIV веков с постройкой первых деревянных церквушек. Уже тогда было примерное представление о дальнейшей композиции пространства и предназначении. Здесь проходили многие важные культовые духовно-религиозной жизни города: венчания на царствование, отпевание умерших правителей. Современный облик площадь приобрела только к XV веку.
Успенский собор – один из древнейших храмов Москвы. Раньше на его месте стоял деревянный, а в 1327 по приказу Ивана Калиты Успенский собор перестроили в камне.
Успенский собор является хранителем христианских реликвий – Гвоздь Господень и одно из оружий казни Иисуса Христа.
Изящный золотоглавый Благовещенский собор – произведение псковских мастеров. Он был возведен в конце XV века и являлся домовым храмом русских правителей. Изначально имел только три купола. Собор серьезно пострадал во время пожара, и Иван Грозный приказал перестроить церковь ( с тех пор она девятиглавая).
Внутреннее убранство Благовещенского собора составляют иконы и фрески Андрея Рублева, Феофана Грека и Прохора из Городца – великих иконописцев.
По соседству располагается творение итальянского мастера, Алевиза Нового, Архангельский собор. Еще в первой половине XIII века на святом месте находилась деревянная церковь, где в XIV веке при Иване Калите был возведен изящный белокаменный собор. Позже храм был перестроен, в нем стали прослеживаться элементы итальянского Возрождения.
В Архангельском соборе погребены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Михаил и Алексей Романовы.
Церковь Ризоположения выделяется по своему внешнему виду среди многих московских святынь – ее строили приглашенные псковские мастера (конец XV века), поэтому прослеживаются характерные черты псковской архитектуры.
Через арки Церкви Двенадцати Апостолов обычно входят на территорию Соборной площади. Это самая поздняя постройка: она была возведена по воле патриарха Никона в середине XVII века.
Станция метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная», «Александровский Сад».Адрес: Красная площадь, Московский Кремль. Соборная площадь находится рядом с Царь-Пушкой, Колокольней Ивана Великого, Царь-Колоколом, Кремлевским Дворцом Съездов.
Стоимость билетов: взрослый- 500 рублей, детский до 16 лет –бесплатно, студенты дневных факультетов, пенсионеры – 250 рублей. Льготные категории граждан – бесплатно.Время работы: с 10.00. до 17.00.
Телефон для справок: +74956954146
СЕНАТСКИЙ ДВОРЕЦ
Любившая Москву императрица Екатерина II, случалось, проводила в городе несколько месяцев. На это время все правительственные учреждения должны были перебираться из Санкт-Петербурга следом за ней. Их требовалось где-то размещать, поэтому большое правительственное здание, которого до того времени была лишена древняя столица, здесь было просто необходимо.
В 1776 г. императрица издала специальный указ «О постройке в Москве в Кремле особливого для присутственных по оному мест здания». Для этого потребовалось снести находившиеся в Кремле монастырские подворья и дворы. Здание предстояло вписать в треугольный участок между кремлевской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырем.
В 1776 г. состоялась закладка. Возводимое здание должно было стать вторым по величине в Московском Кремле после Арсенала. Отведенный участок и требование императрицы неизбежно диктовали классическую правильность геометрических форм здания, на этот раз в виде треугольника, дополненного развернутыми поперечными корпусами. В 1787 г. Сенатский дворец был достроен.
По замыслу архитектора М. Ф. Казакова здание должно было символизировать высокие гражданские идеалы, правосудие и законность. Для их воплощения, согласно представлениям того времени, лучше всего подходили классические античные формы. Дворец имеет строгий и сдержанный декор. Его верх венчал геометрически правильный купол. Классические очертания дворца, внушительные размеры, высокий купол, который возвышался над кремлевскими стенами, изменили облик всего Кремля, придав ему черты, характерные для той эпохи.
В 1856 г., после ремонта, в здании разместились судебные учреждения, а купол увенчал столб с царской короной и надписью «Закон», что символизировало императорское правосудие. После переезда в Москву советского правительства столб с короной демонтировали, водрузив на куполе флагшток с развевающимся флагом СССР, а в здании разместился кабинет В. И. Ленина. Впоследствии в Сенатском дворце работал Совет Министров СССР. В настоящее время здесь находится рабочая резиденция Президента Российской Федерации.
Успенский собор
Успенский собор, Московский кремль внутри
До революции 1917 года и свержения самодержавия Успенский собор Московского кремля был самым главным в России — потому что в нём венчались русские цари и российские императоры. А поначалу он служил местом захоронения патриархов.
Успенский собор стали строить в 1326 году по указу Московского царя Ивана Калиты. Строился в подражание одноимённому владимирскому собору. И строился с тем прицелом, чтобы перенести Святой престол из Владимира в Москву. Митрополит Киевский и Всея Руси Пётр так и сделал. Это способствовало усилению политического положения Москвы среди русских городов и закреплению подчиненной роли Владимира. Далее Иван Калита уже воевал с Тверским княжеством, но это уже другая история, к Успенскому собору не относящаяся.
То, что сейчас мы видим, уже третья версия собора. Первую построили наподобие Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, вторую перестраивали псковские мастера, но почти достроенный храм рухнул. Тогда послы Калиты находят в Северной Италии Аристотеля Фиораванти.
Аристотель Фьораванти (Фиораванти)
Уроженец Болоньи и рождённый в семье архитекторов, он сам стал дерзким и талантливым архитектором. В родной Болонье он передвинул 24-метровую колокольню при церкви Санта-Мария Маджоре на 13 метров буквально за несколько дней. В Венеции он повторил фокус с кампанилой Сан-Микеле Арканджело. Правда, через несколько дней она рухнула, и Фьораванти пришлось спешно бежать из Серениссимы.
Он работал в Милане на Франческо Сфорца и построил ему шлюз Виаренна. Его вызывал в Будапешт Матьяш Корвин, и Фьораванти наводил ему мосты между дунайскими берегами. И между тем его намеревались судить как фальшивомонетчика. Вот какого итальянца отыскали для Калиты для строительства Успенского собора.
Для восстановления собора Фьораванти понадобился белый камень (в разрушенном его было мало) и кирпич. Для разработки белого камня оказалась годной каменоломня в подмосковном Мячкове, а для производства кирпича наладили небольшой завод у стен Андроникова монастыря.
Фьораванти справился с задачей, и именно его версия собора воссоздавала одноимённый владимирский, в том числе «белокаменность», то есть имперское величие в русском понимании. Другой собор и не годился бы быть главным в русских землях.
Успенский собор Московского кремля с обратной стороны
Основное отличие московского собрата от владимирского заключается в том, что Фьораванти перераспределил нагрузки с барабанов таким образом, чтобы увеличить внутренний объём собора. Владимирский же сильно членён на тесные каморы, и кажется, что храм создавался для стояния столпов.
Верхоспасский собор Московского Кремля с фото
- Представляет комплекс, который объединяет возведенные в различные исторические отрезки домовые церкви членов монаршей семьи.
- Название происходит от церкви Спаса Нерукотворного, возведенной в 1636 году. Также включает в себя церкви великомученицы Екатерины (1627 года), Воскресения Словущего (1654 года) и Распятия Христова (1681 года).
- В 80-х годах XVII века эти храмы были заключены под общую крышу, над которой надстроили одиннадцать мелких глав. С течением времени неоднократно перестраивался, включался в новое здание, а в результате реставрационных работ, проводившихся уже в новейшее время, ему частично был возвращен прежний облик.
- В настоящее время службы в соборе не проводятся, доступ для посетителей внутрь закрыт.
Соборы Московского кремля
Пожалуй, основные архитектурные достопримечательности Московского кремля сосредоточены на Соборной площади. Здесь располагаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, а также колокольня Ивана Великого.
Успенский собор
Успенский собор – старейшее из сохранившихся зданий Москвы. Он был построен в 1474–1479 гг. На протяжении многих веков являлся главным храмом государства. Здесь проходили церемонии коронации. Ранее на этом месте был деревянный храм. В начале XIV века он был заменен каменным. Когда последний со временем обветшал, стали планировать строительство нового собора. Работы были начаты в 1471 году, но в 1474 году случилось землетрясение, и только что отстроенный храм был разрушен. Тогда был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Под его руководством на месте разобранных остатков обрушенного храма возвели новый пятиглавый собор. Росписи внутренних стен выполнены в конце XV – начале XVI веков. В этой работе принимал участие небезызвестный иконописец Дионисий. В XVII веке собор был расписан заново, но в некоторых местах сохранились фрагменты первоначальных росписей. С тех пор старинное здание неоднократно реставрировалось и укреплялось. В 1547 году в Успенском соборе прошла церемония венчания на царство Ивана IV. А, начиная с Петра II, здесь проходили коронации российских императоров (несмотря на то, что столица находилась в Петербурге). Также Успенский собор являлся местом погребения патриархов. В 1918 г. после переезда в Кремль Советского правительства храм был закрыт для богослужений. В 1955 году Успенский собор открыли как музей. С 1991 года он относится к Государственному историко-культурному музею-заповеднику «Московский кремль».
Архангельский собор
Неподалеку находится Архангельский собор. Он был построен в 1505–1508 гг. также под руководством итальянского зодчего. Ранее на этом месте располагался другой каменный храм (построенный в 1333 г. при Иване Калите), а еще ранее – деревянный храм. Архангельский собор является родовой усыпальницей московских князей и царей. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрии Донской, Иван Грозный, Михаил и Алексей Романовы, а также другие московские князья и цари. Всего в соборе расположено 54 погребения. Еще в 1508 году князь Василий III приказал устроить в Архангельском соборе захоронения своих предков. Тогда же были сформулированы основные правила захоронения.
Благовещенский собор
Также на Соборной площади Московского кремля расположен Благовещенский собор. Он был построен в 1484–1489 гг. псковскими мастерами. Являлся домовым храмом московских князей и царей. В интерьере собора интерес представляет старинный иконостас.
Колокольня Ивана Великого
Над территорией Московского кремля возвышается колокольня Ивана Великого. На самом деле это целый архитектурный ансамбль, в который также входят Успенская звонница и Филаретовая пристройка. Строительство колокольни Ивана Великого было начато в 1505 году в память умершего Ивана III (закончено в 1508 году). Изначально она была двухярусной. В середине XVI в. была пристроена звонница с храмом. В 1600 г. при Борисе Годунове был надстроен третий ярус – высота колокольни стала 81 м. До начала XVIII в. она являлась самым высоким зданием Москвы. При захвате кремля армией Наполеона часть пристройки была взорвана (впоследствии реставрирована). Сейчас на первом ярусе звонницы находится выставочный зал, а в колокольне – музей, посвященный архитектуре Московского кремля.
Оружейная палата
Оружейная палата – музей, где можно увидеть вещи, когда-то хранившиеся в царских сокровищницах, оружие, костюмы, атрибуты коронованных особ. Каждый экспонат по-своему уникален.
Оружейная палата
Следует отметить, что все представленное здесь подлинное, поэтому посетители проходят тщательный досмотр, вещи оставляют в камере хранения, запрещена съемка.
Посетители музея могут увидеть Шапку Мономаха, императорские короны, одеяния и даже обувь
Особое внимание привлекают троны монархов, среди которых есть двойной трон Ивана Пятого и Петра Первого, украшенных пластинами из слоновой кости трон Ивана Грозного
В одном из девяти залов выставлены экипажи, в которых путешествовали представители правящей династии. Великолепие их отделки демонстрирует талант мастеров того времени.
Существует ограничение на количество людей, которые могут находиться в музее в одно время, поэтому сеансы посещения регламентируются.
Особое внимание следует уделить выставке посуды: уникальные сервизы, сделанные отечественными мастерами разных веков, работы европейских ювелиров, золотые и серебряные предметы, поражающие своими размерами и богатством отделки, представлены в Оружейной палате. Среди них есть и известные на весь мир яйца работы Фаберже, долгое время хранившиеся в царских сокровищницах
Если вы не смогли попасть в Оружейную палату в составе экскурсии, можете взять аудиогид.
Оружейная палата не могла обойтись без представления оружия и предметов экипировки разных времен. Здесь можно увидеть и холодное оружие, принадлежавшее когда-то членам правящей династии, и редкие образцы огнестрельного, и воинские доспехи разных времен, ордена и медали. В залах, посвященных оружию, выставлены модели, представляющие всадников на конях, при этом все их одеяние подлинное.
Станция метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная», «Александровский Сад».
Адрес: Красная площадь, Московский Кремль. Телефон: +74956954146
Стоимость билетов: взрослый- 700 рублей, детский до 16 лет –бесплатно, студенты дневных факультетов, пенсионеры – 350 рублей. Льготные категории граждан – бесплатно.
Время работы: с 10.00. до 18.00. (сеансы посещения в 10.00., 12.00., 14.30, 16.30), выходной – четверг.
Что можно увидеть на площади
В ясный день на Соборной площади блестят покрытые золотом купола старинных храмов. Самым первым на ней появился Успенский собор. Деревянная церковь, посвященная Успению Божией Матери, стояла здесь с очень давних времен, а первый каменный собор поставили в XIII веке. Когда страной правил Иван Калита, храм перестроили (1326-1327 гг.). Тот собор, который сохранился до наших дней, возвели в 1470-е годы по проекту прославленного итальянского архитектора и инженера Ридольфо Аристотеля Фиораванти. До 1917 года он имел статус главного собора России.
На протяжении столетий внутри этого храма хранилась одна из православных святынь — икона Божией Матери Владимирская. Сегодня знаменитый образ экспонируется в Третьяковской галерее. В соборе можно увидеть 19 гробниц, где похоронены церковные иерархи. В отдельные дни с благословения патриарха в храме проходят богослужения.
Вид на Архангельский собор от Грановитой палаты
Успенский собор задал композиционную основу всей площади, и другие здания на ней строили, ориентируясь на архитектуру этого пятиглавого великана. В 1480-е годы приглашенные из Пскова зодчие возвели рядом с Успенским другой собор — Благовещенский. Специалисты уверены, что построили его не на пустом месте. С конца XIII века в Кремле стоял деревянный Благовещенский храм, который московские цари использовали, как домовую церковь. В середине XVI века трехглавый Благовещенский собор сделали девятиглавым, и от этого он приобрел очень праздничный вид.
Сегодня внутри Благовещенского собора можно увидеть фрески и иконы, выполненные известными русскими изографами — Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Любопытно, что на паперти собора помещены изображения Аристотеля, Плутарха, Птолемея, Гомера и других известных греков. Достопримечательностями храма являются наборный пол с яркими вкраплениями яшмы и агата, а также роскошные кованые светильники. Кроме того, в соборе размещены экспозиции интересного музея кладов и древностей.
Вид Благовещенского собора от колокольни Ивана Великого
Напротив Благовещенского возвышается величественный Архангельский собор. Деревянная церковь, посвященная Архангелу Михаилу, существовала на кремлевском холме с середины XIII века. Собор, который можно увидеть сегодня, построили в начале XVI века. Автором его проекта был известный итальянский архитектор Алевиз Новый. В здании Архангельского собора, как нигде в Кремле, воплощены традиции итальянского Ренессанса.
В главном великокняжеском соборе находятся 54 гробницы, где похоронены Рюриковичи и Романовы от Ивана Калиты до отца Петра I — царя Алексея Михайловича. Стены старинной церкви украшены искусной росписью. А на большом иконостасе хранится много образов, написанных под руководством одного из лучших мастеров Оружейной палаты — Федора Зубова.
Митрополиты и патриархи тоже имели свой домовый храм. Это — церковь Ризоположения, построенная в 1480-х годах. В XVII веке храм соединили переходами с княжескими палатами и полностью перестроили. В наши дни в церкви Ризоположения открыта постоянная выставка старинной деревянной скульптуры.
Вид Грановитой палаты со стороны Благовещенского собора
На границе Ивановской площади возвышается колокольня Ивана Великого. Ее архитектурный ансамбль слагают три здания — сама колокольня, Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Здесь находится 21 колокол и работает музей, рассказывающий об истории кремлевской архитектуры.
На Соборной площади также стоят гражданские постройки — Патриарший дворец и здание Грановитой палаты. Патриарший дворец используется как музей с 1918 года. Сегодня в нем можно увидеть богатые коллекции старинного шитья, кованые изделия, ювелирные украшения, предметы из патриаршей и царской казны, и фрагменты настенных росписей XVII века.
Грановитую палату долгое время можно было осматривать только снаружи. Но с 2012 года, после проведенной реставрации, ее открыли для экскурсий. Здесь экспонируются мебель, наборный паркет, ковры и красивые фрески, которыми расписаны стены и своды старинного здания. Возле Соборной площади с XIX века установлены русские орудия времен Петра I. Пушки были изготовлены в конце XVII — начале XVIII веков и сегодня хранятся как памятники воинской славы. До 2012 года эти орудия можно было увидеть рядом со зданием Арсенала.
Слева направо: Верхоспасский собор и церковь Ризоположения вид с Соборной площади
История древней площади
Соборная площадь имеет статус одной из самых древних площадей города. Композиция и контуры ее будущей застройки были заложены в XIII-XIV веках, когда в Кремле существовали только деревянные здания. Площадь появилась на наиболее возвышенной части холма и стала местом, где построили главные храмы зарождающегося государства.
Каменные здания на площади возводили постепенно, и в их строительстве принимали участие зодчие из Москвы, Владимира и Пскова. Работали здесь и итальянцы, поэтому на внешний облик большинства построек сильно повлияла архитектура европейского Ренессанса. К началу XVI века на площади возвышались три больших собора, здание Грановитой палаты и высокая колокольня, с которой можно было осмотреть практически всю Москву.
Вид площади от Патриаршего дворца и собора Двенадцати апостолов. Слева направо: Архангельский собор, Благовещенский собор, Успенский собор
В течение нескольких веков Соборная площадь была местом проведения главных торжеств и церемоний. Здесь венчались на царство великие князья и русские цари, а также крестили наследников престола. В палатах принимали иностранных послов и проводили земские соборы. В древнем Архангельском соборе хоронили князей, царей и членов их семей, а в соседнем Успенском соборе находили последний приют митрополиты и патриархи.
В 1812 году, когда французы взяли Москву, площадь в Кремле пострадала от пожаров. Особенно сильные разрушения получили колокольня, Филаретовская пристройка и звонница. Когда война с французами была завершена, старые постройки восстановили.
Площадь перед церковью Ризоположения, Успенским собором и Патриаршим дворцом и собором Двенадцати апостолов.
Древнюю площадь несколько раз реконструировали. В XVIII-XIX веках ее фрагменты покрыли каменными плитами. Полностью всю площадь замостили к 300-летию празднования царской династии Романовых, в 1913 году. В 1930-е годы Соборную площадь заасфальтировали. Однако, асфальтовое покрытие быстро ветшало и рядом с древними соборами выглядело крайне убого. Поэтому в 1955 году его сняли, и старую площадь вновь замостили камнем.
Соборная площадь — не единственная на территории Кремля. Кроме нее за зубчатыми стенами существуют и другие исторические площади. Перед Спасской башней раскинулась знаменитая Красная площадь. На ней проходят военные парады, государственные торжества и большие фестивали. За зданием колокольни Ивана Великого находится просторная Ивановская площадь, которую в прежние времена называли Царской. Кроме того, внутри кремлевских стен есть еще две площади — Сенатская и Дворцовая, но для туристов они закрыты.
Вид колокольни Ивана Великого от Благовещенского собора
Оружейная палата Кремля
Всемирно известная сокровищница размещена в Большом дворце культурно-исторического и общественно-политического центра страны. Автор проекта – архитектор Константин Тон.
Кремль внутри (фото зданий, сооружений и уникальных достопримечательностей позволяет рассмотреть внешний облик Оружейной палаты) содержит огромное количество религиозных святынь, исторических памятников и предметов культурного наследия. В 9 залах музея-сокровищницы выставлено на обозрение посетителей больше 4 тыс. экспонатов.
Уникальная коллекция содержит:
- ювелирные украшения работы Фаберже;
- средневековые доспехи;
- серебряную и золотую посуду с чеканкой, гравировкой;
- шапку Мономаха, декорированную собольей опушкой;
- различные модели карет – от легкой британской пролетки до тяжелой утепленной зимней конструкции, в которой прибыла на коронацию императрица Елизавета;
- кольчугу Шуйского, доставшуюся после смерти великого князя покорителю Сибири казачьему атаману Ермаку;
- сдвоенный трон, на котором возвели на царство Петра I с братом Иваном;
- мантию последней монархини России Александры Федоровны, сшитую из шкур 800 горностаев.
Здание выполнено в традициях русско-византийской архитектуры. Музей-сокровищница ведет активную выставочную деятельность и открыт для посещения туристами ежедневно с 10:00 до 16:30.