Химки (козьмодемьянское), косьмы и дамиана церковь

Храм святых бессребреников космы и дамиана в космодемьянском

Архитектор и внешняя отделка храма

Настоящий облик здания существует с 1722 года, с этого времени в храме были организованы многочисленные восстановительные работы. В 20-е годы 19 века Александр Элькинский (архитектор Комиссии зданий столицы) организовал благотворительный сбор средств во имя Воскресения Словущего, благодаря чему возвели звонницу и апсиды.

Церковная обстановка и интерьер были улучшены немного позже – в 40-е годы, благодаря купцу Борисовскому В.И., тогда же установили иконостас, состоящий из 3-х ярусов с колоннами. В 1979 году Череватая О.В. завершила тонкую работу по реконструкции внешнего вида центрального сооружения.

Храм Космы и Дамиана на Маросейке: расписание богослужений и точный адрес

Косьма и Дамиан — братья, святые римские мученики. Будучи врачами по профессии они, по Божьему благоволению, обладали даром врачевания. Следуя Божьему завещанию: даром получили — даром отдавайте, они всю свою жизнь посвятили служению Богу и людям.

Исцеляя людей от телесных, душевных недугов, братья не брали плату за свою помощь, за это в народе их прозвали «бессребрениками». Издревле почитают этих святых на Руси, они считаются устроителями семейного брака, покровителями супружеской жизни, святости.

В Москве действует церковь Косьмы и Дамиана, расположенная на Маросейке, однако история ее создания и возрождения связана с тяжелыми испытаниями и трудностями.

Месторасположение

В Китай-городе находится славный Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, последователей веры Христовой.

Космодамианская церковь дала наименование одному из переулков, находящемуся вблизи, до семнадцатого века он назывался Шубиным.

Одна из версий относительно этого названия гласит, что именно на этом месте проживал знатный боярин, в честь которого получил название переулок: другие источники говорят, что здесь жили купцы, торговавшие мехами, шубами.

Около панского двора существовала деревянная церковь, однако вскоре она сгорела, здесь была выстроена другая – каменная. Сейчас церковь на Маросейке ценится за то, что чудом ей удалось уцелеть в тяжелые времена 1930-х, когда царила «социалистическая реконструкция».

История

Существующая сегодня церковь Косьмы и Дамиана в Москве была возведена в 1793 году. Сооружена она была на месте старой, существовавшей в начале семнадцатого века. Точных сведений о том, кто возводил первую постройку, нет.

Известно только то, что она была одноэтажной, каменной, с двумя престолами. Один из них освящен во имя Николая Чудотворца, а другой – святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Космодамианская церковь изначально была обустроена скромно, она не имела даже колокольни.

Долгое время храм святых содержался благодаря финансовым вложениям княгини, затем стал приходским.

Конец 18 века – тяжелый период для этой святой обители. Постройка полностью обветшала, стала непригодной, однако по ходатайству истинных христиан летом 1790 года было решено на месте старого здания соорудить новое, с главным престолом в честь Господа, Исцелителя расслабленного.

На значительные пожертвования прихожан через 3 года строительство церкви было завершено, освящение его пределов состоялось в два этапа, это 1795, затем 1803 год. Проект был составлен известным русским архитектором Матвеем Казаковым.

Впоследствии производились крупные строительные работы по сооружению печи для обогрева холодного помещения, обновлялось внутреннее убранство.

После нашествия врагов в 1812 году святая обитель во имя Косьмы и Дамиана на Маросейке была разорена, исчезли старинные иконы, дорогие украшения, ценная церковная утварь.

Оправиться от этой потери так и не удалось.

Начало тридцатых годов храм Косьмы и Дамиана постигло другое несчастье: приход разогнали, а ценные святыни бесследно исчезли. Было принято решение о взрыве храма, однако, по милости Божьей, он остался невредимым.

Здесь основались художественные классы, склады, архивные помещения и другие общественные организации.

Только 22 июня 1993 года было принято решение о реконструкции Храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, уже 14 ноября состоялась первая Литургия в честь славных бессребреников.

Известно несколько случаев исцеления, зафиксированных в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке. Больные, молившиеся перед чудотворной иконой Спасителя, получили благодать Божью, после этого болезни отошли от них.

Святыни

Храм Косьмы и Дамиана в Москве хранит множество ценных реликвий. Прихожане могут прийти и поклониться следующим святыням:

  1. Иконе Иисуса Христа, исцелившего расслабленного, находящейся в главном приделе.
  2. Почитаемой иконе Косьмы и Дамиана Ассийских, содержащей частицу мощей.
  3. Мощам, иконе великомученика Вонифатия.
  4. Иконе святителя Николая Чудотворца.
  5. Иконе архангела Михаила.
  6. Иконе святителя Луки с частичкой мощей.
  7. Иконе всех святых, почитаемых на Русской земле.

Как добраться до храма?

  • Храм Косьмы и Дамиана расположился в самом ] Москвы, поблизости от памятника князю Юрию Долгорукому на Тверской. Добраться до него на метро не составит никакого труда: от станций «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская» двигайтесь в сторону центра по Тверской или Большой Димитровке, от станций «Охотный ряд» или «Театральная» – теми же улицами, но в противоположном направлении.
  • Те, кто предпочитает наземный транспорт, могут доехать до остановки «Тверская площадь» на автобусах №№м1, м10, 904, Н1.
  • Самым проблемным видом транспорта в данном случае окажется персональный автомобиль. В самом Столешниковом переулке заезд и парковка категорически запрещены, остановка на Тверской также чревата штрафом. Остается только парковаться в одном из близлежащих переулков, которыми изобилует Тверская, особенно по нечетной стороне.

Храм святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана. Фото Как добраться

Храм святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана. Описание:

Храм Космы и Дамиана в Космодемьянском Тел. https://www.kosmaidamian.ru Построен в 1726–1730 годы.

Первое упоминание о церкви Святых Бессребренников Космы и Дамиана приходится на конец XVI века, когда она (тогда деревянная) находилась в вотчине Степана Григорьевича Чабарова в древнем Горетове стане Московской губернии.

В 1585–1586 годах вотчина «Кузьмодемьянское» принадлежала будущему царю, а в то время боярину Борису Федоровичу Годунову.

В 1608–1609 годах во время ожесточенного сражения между русским войском и отрядами Лжедмитрия II деревянный Космодемьяновский храм был уничтожен.

В 1660 году известный московский дьяк Дементий Минич Башмаков возобновил деревянный храм, настоятелем которого был о. Иаков.

В 1726 году Василием Никитичем Зотовым, сыном дядьки Петра Великого Аникиты Зотова, началось строительство каменного храма на месте ветхой деревянной церкви.

Освящение храма во имя Святых Бессребренников Космы и Дамиана состоялось накануне престольного праздника 1/14 июля 1730 года.

О Космодамианской церкви с приходом сохранились документы 1775 года: «Церковь каменная в твердости, священник Косма Иванов».

В 1812 году во время Отечественной войны храм был разорен и ограблен французскими войсками.

В 1818 году «Космодемьянское» покупает гвардии капитан и кавалер Дмитрий Петрович Горихвостов, с именем которого связано возрождение усадьбы и храма. Уже через два года восстановленный и обновленный храм с колокольней в Храмовый праздник 1/14 июля 1820 года был освящен по чиноположению собором окрестного духовенства.

В 1889 году с южной стороны Космодамианской церкви на средства вдовы, статской советницы Елены Павловны Еналеевой, был пристроен и освящен придел Святого благоверного и великого князя Александра Невского. Для церкви ею также были построены деревянная сторожка и церковно-приходская школа (1896 г.).

Щедрыми благотворителями Космодамианской церкви также были московские купцы Гусевы и купцы Патрикеевы, и многие прихожане — дачники в Космодемьянском.

В 1909 году приход посетил Преосвященный епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), викарий Московской епархии.

До 1911 года настоятелем храма свв. Космы и Дамиана был о. Григорий (Григорий Павлович Скворцов), который прослужил на одном приходе более 30 лет. После кончины о. Григория настоятелем храма был определен по благословению митрополита Московского Владимира (Богоявленского) его сын, воспитанник Московской Духовной Семинарии Николай Григорьевич Скворцов.

В 1920–1930 годы, во время гонений на Православную Церковь со стороны советских властей, Космодамианский храм уцелел и православная община не распалась. Это были верующие поселка Химки и деревень Алешкино и Бутаково. Настоятелем церкви был о. Сергий (Владыченский). Он родился в старинном серпуховском селе Тишкове в семье приходского священника. Окончив Московскую Духовную семинарию в 1888 г., он определился на служение в села Московской епархии Богородского и Коломенского уездов. В 1920-е годы, уже состоя в приходе Космодамианской церкви, С.В. Владыченский и псаломщик С.Н. Воронцов как «служители культа» были лишены избирательных прав. В феврале 1930 года о. Сергий был арестован органами ОГПУ и решением тройки от 22 марта 1931 года за антисоветскую агитацию приговорен к ссылке в Северный край на 3 года, где скончался от тяжелой болезни. Был реабилитирован посмертно в 1991 году.

5 сентября 1940 года церковь была закрыта, затем переоборудована под клуб, а в дальнейшем в разоренном и перестроенном храме размещалось ПО «Росполиграфтехника».

В январе 1992 года была зарегистрирована православная община церкви свв. бесср. Космы и Дамиана, а в 1994 году настоятелем храма о. Сергеем Куликовым была совершена первая литургия в приделе св. блгв. вел. кн. Александра Невского.

Накануне Светлого Праздника Пасхи 1998 года храм свв. Бесср. Космы и Дамиана посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Источник — https://sobory.ru/article/index.html?object=02933

https://temples.ru/card.php?ID=6820

Интересные факты про храм

Примечательно, что прихожанами храма являлись знаменитые представители:

  • княжеского рода Урусовы ногайского происхождения;
  • болховского княжества Солнцево-Засекины;
  • происходящих от князей Черниговских – рода Одоевских;
  • ветви Рюрика и князей Голибесовских — Гагарины.

Нередкими гостями были представители дворянского рода:

  • Тютчевы – потомки из Угличско-Мышкинского Верхневолжья;
  • Дохтуровы – потомки героя Бородинской битвы;
  • Чертковы из Ярославской и Владимирской губерний;
  • Кожины – поколение вышедшего из королевства Шведского «мужа честна» Юрия Бахты-Франца;
  • относившиеся к разным сословиям, Мещеряковы.

Как добраться[править]

Адрес:

125009, Столешников пер., 2, Москва, Россия.

Tелефон/факс:

(495) 629-41-04, (495) 629-52-62 (факс)

Проезд:

Ближайше станции метро: Пушкинская, Чеховская, Тверская — идти по Тверской улице либо по Большой Дмитровке в сторону центра.

Охотный ряд, Театральная — идти по Тверской улице либо по Большой Дмитровке от центра.

Троллейбусы 1 и 12, Автобусы 12ц и Н1. Остановка «Тверская площадь».

Подъезд к храму с Тверской ул. через пешеходную зону, либо с Большой Дмитровки через Тверской проезд вокруг дома 15 и памятника Долгорукому. Ситуация с подъездом меняется каждый день. Парковка отсутствует.

Современный статус храма Дамиана и Космы

Во времена 60 годов, снесли постройки, принадлежащие церкви, находящиеся в окружении, на этом участке возвели высотное здание городской администрации. Ей и отдали в пользование под архив помещение храма. В данный период частично отреставрировали храм, произведен внешний ремонт, установлены позолоченные кресты.

Храм Космы и Диамана на Маросейке в 90 годы, самом их начале, временно отписали Академии живописи, для размещения в здании библиотеки, но уже через год, по вышедшему приказу правительства Москвы, в 1993 году 22 июня, строения Космодамианского православного храма, наконец-то были переданы во владения РПЦ.

В настоящее время при храме существует воскресная школа, насчитывающая несколько групп:

  • самые маленькие дети, начиная полутора лет и до 4-x, занимаются рисованием, лепкой, но самое главное то, что они уже получают первые представления о духовной жизни, и обучаются общей молитве;
  • дети постарше, до 7лет, занимаются в следующей группе. Дети рисуют, поют, мастерят;
  • школьники уже начинают изучать Закон Божий, знакомятся с историей церкви;
  • старшие группы изучают историю христианской культуры;
  • в храме находится, одна из самых больших в столице, книжная лавка. Космодамианский храм активно занимается издательством книг;

Летом работает приходский лагерь, где отдыхают и родители, и дети. В зависимости от возраста и интересов изучают православную культуру. Воскресная школа занимает большую часть приходского существования прихожан. Деятельность прихода охватывает разные слои его паствы. Сестры православия готовят еду в дома ребенка, городские лечебницы, пансионаты.

История храма

По приданию, на Руси «шубниками» называли территорию, где жили скорняки, которые занимались торговлей мехами и шубами. По другому историческому объяснению: на данной земле в 14 столетии жил боярин Иакинф Шуба, который поставил свою подпись на документе, подготовленным государем Дмитрием Донским.

Начиная с 18 столетия, улица, протяженностью от Тверской площади до Большой Дмитровки, носила название «Шубная», а позже стала «Космодамиановской», во имя близко расположенного места для верующих. Храм в Шубине отметился на страницах «Софийского временника» в 14 веке.

В издании упоминалось, что Иакинф Шуба решил возвести место, где верующие смогут молиться, первоначально оно было наречено его же именем, а позже – в честь Косьмы и Дамиана. Документы 1625 года из духовного архива подтверждают наличие храма из дерева придела Николая Чудотворца.

На территории, где ранее существовала церковь, стали возводить новое сооружение, посвященное Благовещению Пресвятой Богородицы. Престол Дамиана и Косьмы ранее размещался в обеденной, но после 58 года 19 столетия был перенесен в центральную комнату.

Нельзя точно указать год и месяц окончания строительных работ, где основным материалом стал камень, но кладка показывает, что не ранее середины 17 века. Об этом и свидетельствует найденный кирпич орленого типа. В книге Описной, где располагается информация о церквях Белого города, имеется запись, где описан каменный храм, «мерою 19 сажень в длину и столько же поперечь».

Капитальный ремонт сооружения потребовался уже в первое десятилетие 18 столетия, но работы, спустя 11 лет были приостановлены: вышло распоряжение, который запрещал каменные строительные работы в столице Руси. Только в 1722 году ремонт был продолжен после выхода соответствующего постановления о завершении реставрации.

В 1812 году возле церкви был произведен расстрел тех, кто был обвинен в «поджигании Москвы», но само здание пламя огня не тронуло. Южный предел Святых Дамиана и Косьмы и новая колокольня северо-западной части здания возвели в конце 50-х годов 19 века.

В начале прошлого столетия многие иконы, в силу обстоятельств, забрали из хранилища, а в конце 20-х годов 20 века здание закрыли для верующих. В непростой период здание служило библиотечным архивом заграничных иноязычных книг, немного позже здесь разместилась книгопечатня управления Минкультуры Советского Союза.

Начало 30-х годов отметилось разрушением звонницы до второго уровня, а также сооружением пристройки в виде жилого дома с трактиром «Арагви». К началу 60-х годов появилось предложение окончательно снести здание и поставить на его месте многоквартирный дом.

Исторически эта задумка не была реализована, в конце 70-х годов провели восстановительные работы, и внешний вид церковного сооружения преобразился. Специалист художественно-прикладного искусства сделал стекломозаику святых покровителей.

Внутреннее убранство и Святыни храма

За период существования храма, внутреннее убранство не раз теряло свои ценности, и столько же раз возрождалось. К началу становления советской власти полностью утратило свои святыни.

Но, с 1993 года, со времени восстановления богослужений, внутренний интерьер постепенно реставрировался, реконструировались детали утраченного убранства, возродили святыни, центральный иконостас, общий интерьер приделов.

Главный алтарь храма на Маросейке, расположенный в центральном здании, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного, когда через 38 лет парализованный больной был поставлен богом на ноги. В центре алтаря находится икона, изображающая момент исцеления.

Молитва перед иконой прощает прихожанину грехи его, помогает возвратить здоровье, открывая истинную веру божию. Очищает душу от лукавства и неверия. Алтарь, как и остальные приделы церкви, оформлены в строгом, сдержанном стиле, украшен деревянными фресками.

Рядом располагается икона мученика Ванифатия с частицами его мощей, где совершается молебен по исцелению больных от зависимого недуга. Молитвой у иконы, и почитанием святых мощей, прихожане замаливают грехи свои. Истинно верующие в исцеление души, болящие получают исцеление и благодатное воздействие добродетели.

Интерьер правого придела посвящен иконе XVI века святителя Чудотворца Николая.

Молитвой святого Николая, прихожане просят его о помощи в любой ситуации, в надежде, что будут услышаны и обретут спокойствие.

В левой пристройке церкви проводится молебен ликам святых чудотворцев Косме и Дамиану.

Многие прихожане получили благодать и исцеление, почитая и молясь перед святыми иконами, прикладываясь к частичкам из мощей.

Сегодня внутренние помещения впечатляют своей красочностью и обилием святых икон: архангела Михаила, мученика Вонифатия, почитаемая икона всех святых в земле Российской Просиявших.

Строгие арочные проемы отделяют центральную, арочную часть от боковых приделов. В церкви всегда стоит умиротворяющее спокойствие. Из окон на иконы проливается приятный свет, освещая святыни, увешанные по стенам, благодатью Божьей, миром и спокойствием. Настоятель церкви — протоиерей Бородин Феодор. Служащие храма: протоиерей — Буерин Валерий и иерей — Чураков Сергей.

Интересные факты и легенды

  1. Во времена нашествия Наполеона на Москву 1812 года, Космодамианская церковь, вместе с другими соборами, была подвергнута общей участи, разграблена и лишена большой части своих ценностей. Долгое время духовенству церкви пришлось оправляться от постигшей беды.
  2. Многие другие храмы Москвы безвозвратно не смогли оправиться от разорения, некоторые были разобраны, некоторые присоединились к другим храмам. Аналогичным образом, церковь Апостола Петра и его честных вериг, находившийся рядом в Петроверигском переулке приписали к Космодамианской церкви. Вначале Космодамианский храм подразделялся на зимнюю часть и летнюю. В честь Спасителя — «Зимний» храм запирался зимой, так как не имел отопления. «Летний», состоящий из 2-х приделов и квадратной трапезной, был не слишком вместительным. В связи с этим впоследствии, в подвале церкви, была сооружена духовая печь. С тех времен в зимней части храма молебны проводились круглогодично.

    Впоследствии, на протяжение долгих 40 лет, ни какие ремонтные работы по восстановлению церкви не производились. Только к 1893 году, обновили внутреннюю обстановку храма, привели в порядок фасад здания. В обновленном храме 18 декабря осуществилось торжественное богослужение, провели обряд крестного хода, приуроченное к столетию освящения придела Николая Чудотворца, при огромном стечении народа. 30 домов к концу IXX века насчитывал приход Космодамианского храма. Среди его прихожан было много достойных имен.

  3. Долгое время, старостой Космодамианской церкви был Боткин П.П.
  4. Профессор академии медицины — его сын, выдающийся врач и общественный деятель Боткин С.П.Его внук, личный врач семьи Николая Второго — Боткин Е. С., который был расстрелян вместе с семьей царя. Прихожанином храма так же был русский, великий поэт Ф. И. Тютчев. Бывая в Москве, часто посещал Космодамианскую церковь Достоевский Ф. М.
  5. В тяжелейшие 30 годы, становления советской власти, храмКосмы и Дамиана на Маросейке, как и множество других храмов, подвергся гонениям. Приход разогнало новое правительство, конфискованные храмовые ценности были бесследно утеряны. По вынесенному постановлению начальства, церковь предполагалось взорвать, но Господом Богом решено было иначе, не попустил Господь святотатства. Впоследствии, храмовые помещения, были использованы под склады для производства, архивы, мастерские и художественные, клуб мототуристов.

Престольные праздники

В церкви принято проводить приходские встречи в честь грядущих православных праздников. В январе – в честь Рождества Христова, в марте – в честь Великого Поста, а в мае планируется весенняя выездная конференция. Занятия по Катехизации (получение знаний об основах христианской веры) проводятся с октября в 18.30 по четвергам, в формате лекционных встреч и групповых занятий.

На такие мероприятия приглашаются все, кто хочет в будущем принять Таинство Крещения, а также те, кто уже крещен, но душой не проникся верой. Курс лекций помогает осознать свою духовную цель и предопределение христианского человека. Обучающий материал предоставляет протоиерей Александр, а групповые занятия проходят под руководством прихожан.

В чем помогает икона

Днем памяти святых Косьмы и Димиана считается 14 ноября. В этот день старается к ним прийти много людей. Так как именно в этот день чудотворное действие иконы обладает самой большой силой. К образу приходят помолится и попросить:

  • об исцелении от тяжких недугов,
  • об вразумлении близкого человека,
  • не замужние и не женатые просят помощи найти достойную пару,
  • молодые пары просят послать им ребенка.

Главное, чтобы молитва исходила из чистого сердца. При этом мысли нужно формировать четко и понятно. Произносить молитвенное прошение можно как дома, так и в храме. Также можно использовать специальную молитву из молитвослова:

Деятельность прихода[править]

Внутреннее убранство

Еженедельно по субботам в 15 ч. в северном приделе храма проводятся огласительные беседы перед Таинством крещения.

При храме действует приходская воскресная школа, занятия проходят по субботам и воскресеньям.

При храме действует подростковый (молодежный) клуб, занятия проходят по пятницам в 18.30.

При храме действует молодежный православный семинар, занятия проходят по воскресениям в 18.30.

Ежегодно с конца сентября до конца мая по четвергам в 18-30 проводится Катехизация, т.е. занятия для всех желающих принять таинство Святого Крещения, а также для тех, кто принял ранее Святое Крещение и желает воцерковиться.

Иеромонах Иоанн (Гуайта) регулярно проводит встречи с молодежью и ведет группу «Семья и дети».

Регулярно организуются паломнические поездки по святым местам России и христианского зарубежья.

Психологическая помощь

Профессиональные психологи оказывают помощь, как прихожанам Храма, так и всем, кто записывается на прием.

Группы самопомощи собираются 4 раза в неделю.

С целью психологического просвещения организуются занятия групп и лекции.

Социальное служение

При храме реализован социальный проект «Помогаем вместе» с целью оперативного оказания помощи ближним и дальним в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, несчастный случай и т. п.).

Дом трудолюбия «Ной» — трудовая община из людей, которые по разным причинам оказались в Москве без крыши над головой и обратились в храм за помощью.

Осуществляется помощь заключенным в СИЗО№2 (Бутырская тюрьма).

Действует группа переписки с осужденными.

Оказывается помощь многодетным семьям.

Оказывается помощь нуждающимся прихожанам.

Оказывается помощь лицам страдающим алкоголизмом и наркотической зависимостью.

Храм безвозмездно предоставляет помещение для встреч и занятий группам зависимых по программе «12 шагов» (по воскресеньям в 19 час.) и группам АА и АЛАНОН — родственники страдающих алкоголизмом.

По субботам в 18 час. в одном из помещений храма встречается группа «Анонимные наркоманы».

Группа прихожан храма ведет служение милосердия в Российской детской клинической больнице (РДКБ). Группа имеет сайт в Интернете (www.deti.msk.ru) и зарегистрированный «Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям» (РБФП), через который осуществляется сбор средств и помощь детям, находящимся на лечении в РДКБ. Фонд имеет Устав и Свидетельство о регистрации. РОБФП был зарегистрирован в 1997 году.

По четвергам ( отдельному объявлению) с 12 до 17 ч. принимаются вещи для остро нуждающихся жителей Тульской области. Собранные вещи и продукты 1 раз в месяц на грузовой машине «ГАЗель» отвозятся в Тульскую область.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.


Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм находится по адресу: город Москва, улица Правобережная, дом 6. Добраться можно на личном или общественном транспорте (тогда придется пройти пешком от остановки до церкви).

От станции метро Планерная От станции метро Речной вокзал От станции метро Сходненская Из Новых Химок Из Старых Химок
Автобус 173 остановка «Химкинская больница» автобусы: 173, 199, 851, 443, 342, 343, 345 остановка «Химкинская больница» автобус 199 остановка «Химкинская больница» Автобус 443 остановка «Кольцевая дорога» Автобус 345 остановка «Кольцевая дорога»

Недалеко от храма располагаются:

  • театр «Наш Дом»
  • усадьба «Белые столбы» (химкинская больница);
  • сквер имени М. Д. Рубцовой;
  • картинная галерея имени Горшина С. М;
  • музей МГУ;
  • церковь святых Кирилла и Мефодия;
  • ДК «Родина»,
  • Канал имени Москвы.

Святые[править]

Священномученик Сергий Кудрявцев

Сергий Кудрявцев родился 1 июля 1881 года в селе Фряново Московской губернии в семье псаломщика Дмитрия Феодоровича Кудрявцева.

В 1916 году служил в Космо-Дамиановском храме до 1924 года, пока не был переведен в другой храм.

27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Кудрявцев был арестован и проходил по «делу хвалынских церковников». Смертный приговор всем страдальцам был приведен в исполнение 15 декабря 1937 года в городе Вольске. В тот же день в Вольске были казнены еще 11 человек, арестованных по «церковным». Они были погребены в безвестных братских могилах.

День памяти – 15 декабря

Социальные служения

Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана стала поистине всенародной, ее двери открыты для каждого, желающего приобщиться к православной вере.

При храме работают:

  • группы по чтению святого писания;
  • клуб для общения молодежи;
  • клуб милосердия, который собирает и раздает одежду для всех нуждающихся;
  • воскресная школа;
  • подростковый клуб.

На пастырские беседы приходят прихожане семьями. Перед принятием Крещения взрослыми с ними проводятся занятия с ознакомлением основ Катехизации. Служение в Детской клинической больнице было начато отцом Менем, продолжено отцом Чистяковым и группой церковной молодежи.

С 2007 года возведены новые здания трапезной и других зданий для социального служения.

На заметку! Церковное служение несут психологи и люди из трудовой общины «Ной», помогающие тем, кому негде жить, или тем, кто потерял себя в этом мире, зависимым и осужденным.

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.


Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.

Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа

Церковь Святых бессребреников Косьмы и Дамиана


Г. Химки (с. Козьмодемьянское).

Первое упоминание села относится к 1389 г., московский князь Дмитрий Донской в духовной грамоте передал «сыну Юрию село Козьмодемьянское». В 1490 г. московские бояре встречали посла Священной Римской империи Юрия Делатора «у Кузьмы-Демьяны на Хинске» (таково было старое название речки Химки).

В 1585-1586 гг. с. Космодемьянское, «что было прежде за Степаном Григорьевым сыном Чубаровым», числится уже за будущим царём русского государства Борисом Феодоровичем Годуновым (ок. 1551-1605). Это было время стремительного возрастания могущества Годунова. По завещанию Иоанна Грозного он был назначен в состав Верховной думы при молодом царе Феодоре Иоанновиче, женой которого была сестра Бориса, Ирина, в день коронования Феодора возведён в чин конюшего, ближнего великого боярина,

наместника царств Казанского и Астраханского.
В 1597 г., по смерти Феодора, Борис Годунов был избран Москвой в цари.

В 1602 г. он узнал о появлении Самозванца, в 1604 г. ему изменила вся южная Русь.

13 апреля 1605 г. царь Борис скоропостижно скончался.

В Смутное время село и церковь были сожжены, осталась только «пустая» церковная земля, находившаяся в ведении Патриаршего приказа, который сдал её в оброк Никольскому монастырю близ Московского Кремля, затем дьяку Ивану Михайлову, а после него думному дворянину Дементию Минину Башмакову.

В 1644 г. он был подьячим, писцом дворцовых земель в Новгородском уезде, потом в Приказе Большого дворца, в 1654 г. с государевой дворцовой казной был в Польском походе, с 1656 г. — дьяк в приказе Тайных дел, с 1663 г. — думный дьяк в том же приказе. Приказ Тайных дел, созданный царём Алексеем Михайловичем как личная канцелярия, вскоре стал органом контроля над послами и воеводами (к ним посылались тайные подьячие). Приказ руководил секретными военными разработками (например, гранатным делом), производством шелка и так далее. Приказ прекратил своё существование со смертью царя.

Во время ссоры царя с патриархом Никоном, удалившимся из Москвы, Башмаков несколько раз ездил к патриарху в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь для переговоров, царь посылал его и к протопопу Аввакуму перед ссылкой его в Пустозерск.

В 1663 г. Д.М. Башмакову удалось убедить украинского гетмана Ивана Брюховецкого возобновить прежний договор с Россией.

С 1676 по 1693 г. Дементий Минич был печатником (хранителем государственной печати).

В 1675 г. Д.М. Башмаков выкупил оброчную землю из Патриаршьего приказа и построил в Козьмодемьянском новую церковь. В переписных книгах 1678 г. за ним числился господский двор, в котором проживали только дворовые люди, крестьянских дворов в то время в Козьмодемьянском не было.

В 1703 г. село купил Василий Никитич Зотов (ум. 1729), сын знаменитого учителя Петра I, думного дворянина и печатника, а потом генерал-президента Ближней канцелярии, государственного фискала, князь-папы Всешутейшего собора, графа Никиты Моисеевича Зотова. Василий Никитич с 1696 г. — воевода в Олонце, с 1712 г. – комендант Ревеля, с 1715 г. — генерал-ревизор Сената.

В 1814 г. Козьмодемьянское приобрела графиня Екатерина Петровна Строганова (1744-1815), дочь действительного тайного советника и сенатора князя Петра Никитича Трубецкого от брака с княжной Анастасией Васильевной Хованской. Красивая, умная и весёлая, она вышла замуж довольно поздно, лет 26-27, за овдовевшего незадолго перед тем графа Александра Сергеевича Строганова (1735-1811), одного из образованнейших и близких к Екатерине II людей. После свадьбы супруги отправились путешествовать по Европе, избрав главным своим местопребыванием Париж, где у них родилась дочь Наталия, умершая в детстве, а затем, 1 июня 1772 г., сын Павел.

Новый владелец села капитан Д.П. Горихвостов в 1820 г. восстановил церковь и построил при ней колокольню. В 1824 г. был восстановлен приход храма Святых бессребреников Космы и Дамиана, к храму определён церковный причт.

В 1889 г. его вдова Е.П. Еналеева пристроила с южной стороны храма придел святого благоверного князя Александра Невского по проекту архитектора Александра Алексеевича Никифорова (1834-после 1915, вовремя строительства придела он работал в Комиссии по возведению зданий клиник на Девичьем поле).

16 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой расстрелян протоиерей Викентий Смирнов (род. 1881).

Конец ознакомительного фрагмента.

Как добраться на машине

Каждый год, с первого месяца осени и по май, раз в неделю, организовывается Катехизация, в процессе чего, каждый желающий может посвятить себя таинству Крещения. Время процедуры: 18.30. Если человек ранее уже был крещен, то можно воцерковиться, пройдя процедуру вновь.

Только транспорт специального назначения имеет право заезжать со стороны Тверской улицы (поворачивать необходимо за 6-ым домом, перед книжным магазином «Москва»). На тротуаре нельзя парковаться, но имеются частные стоянки на ближайших, от этого места, улицах, где есть возможность оставить свой автомобиль, и пешком добраться до храма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: