Сочинений к картине т. назаренко «церковь вознесения на улице неждановой»

Церковь вознесения в коломенском — история создания и краткое описание

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Храм Большое вознесение – от истории к архитектуре

Конструктивно храм Большое вознесение полностью соответствует канонам православия и представлениям о них любителей церковной архитектуры. В восточной части – большой четверик основного объема с выступающей алтарной апсидой, далее четверик поменьше – трапезная. Западную часть представляет колокольня, выполненная как часть храма.

Колокольня выстроена в начале нового тысячелетия по проекту архитектора Журова, состоит из пяти ярусов в высоту. Три нижних яруса четырехугольной формы. Верхние два – круглые. Четверик основания содержит паперть и вход в храм Большое вознесение, оформленный под портиком, опирающимся на парные колонны.

Аналогичные портики предусмотрены справа и слева от входа. Третий и четвертый ярусы использованы для размещения колоколов, при этом проемы третьего прямоугольные и оформлены колоннами, а круглого четвертого – арочные. Верхний ярус имеет круглые окошки по сторонам света и венчается куполом.

Купольные части главного объема храма и колокольни наш фотограф запечатлел на отдельном кадре. Купол колокольни заканчивается высоким шпилем с крестом, вознесенным на более чем 60-метровую высоту. Купол соборной части покоится на массивном круглом барабане с 12 световыми проемами, наверху – малый глухой барабан и яблоко с крестом. Рассматривая окружающие храм Большого вознесения строения разных эпох, можно заметить образцы влияния церковной архитектуры на облик светских зданий.

Боковой портик храмовой колокольни есть возможность рассмотреть в подробностях. Перекрытие покоится на двух парах колонн ионического ордера, отличающихся оформлением верхней части – капители с двумя крупными завитками (волютами). Под перекрытием – красочное изображение Христа между двух ангелов.

Треугольный фронтон фасада содержит изображение, обычно именуемое Всевидящим оком – треугольник с расходящимися от него лучами. Символ Святой Троицы, упоминаемый в тексте Библии, часто отождествляют с масонской эмблемой, но совершенно безосновательно. Масонство и появилось-то только в XVIII веке, а христианский символ лишь позаимствовало.

Страницы 1 из 2 1Следующие

Метки: МоскваРоссияхрам

Особенности архитектуры и интерьера Данилова монастыря

Основное отличие архитектуры православной обители ‒ ее эклектичность, поскольку здесь сочетаются здания, построенные в разных стилях. Верующие и туристы попадают в монастырь, проходя через красивейшие Святые врата, возведенные в 1681 году. Рядом расположена барочная колокольня памяти Симеона Столпника, которая по праву стала наиболее яркой частью всего архитектурного комплекса.

Спустя много лет старый храм был разобран, на его месте было выстроено новое православное здание. Покровская церковь, расположенная на нижнем этаже, отличается низкими сводами, интерьер внутри довольно аскетичен и скромен, здесь нет росписей. Храм Святых отцов, который находится в верхней части, выполнен в стиле барокко. Строительство уникального проекта было завершено в 1561 году.

Самый большой собор комплекса, который назвали Троицким, построили в 1838 году. Он стал наиболее ярким представителем распространенного тогда московского ампира. Здание украшено порталом с 6 колоннами и барабаном на 8 окон, который венчает купол. Историки предполагают, что создателем проекта был Осип Бове, который в свое время создал Большой театр, Александровский сад и еще целый ряд уникальных сооружений Москвы.

По другим данным, разрабатывал проект известный архитектор Евграф Тюрин, ставший автором Елоховского собора и Крутицких казарм. С момента возведения храма от него осталась лишь внешняя оболочка. После того как здание было отдано НКВД, внутренняя часть сооружения была целиком перестроена. Старинный интерьер был восстановлен лишь после возвращения монастыря в лоно церкви, работы велись по старым фотографиям.

На месте первого расположения монастыря позднее был возведен храм Воскресения Словущего. Проект здания был разработан архитектором Федором Шестаковым, храм был создан в стиле позднего ампира XIX века. Внешний облик здания характеризуют симметричные объемы, строгие портики белого цвета, простая без вычурностей колокольня. Посетители храма могут спуститься в подвалы и полюбоваться уникальной средневековой кладкой.

В конце прошлого века в часовне, расположенной в западном проеме Святых ворот, была возведена церковь памяти Серафима Саровского. В 1988 году прошло освящение храма Иоанна Предтечи. По праздничным дням в нем проводится таинство исповеди. Впечатляет его уникальный иконостас, выполненный из белого камня и украшенный резьбой. По проекту архитектора Юрия Алонова была возведена надкладезная часовня на монастырской площади.

В западной части монастыря находится Синодальная резиденция патриарха. Проект двухэтажного здания разработал архитектор Юрий Рабаев, автор Могилы Неизвестного Солдата, расположенной прямо у кремлевских стен. В результате был возведен классический партийный обком, украшенный отдельными элементами церковной архитектуры ‒ уникальными башенками с мозаичным изображением Христа.

На втором этаже Патриаршей резиденции расположилась домовая церковь Всех Святых. В ее стенах проводится наречение в епископы, до того момента, как новый иерарх православия проходит процедуру хиротонии в храме Христа Спасителя. Несколько лет назад Патриаршая резиденция была полностью обновлена. Причиной стали несовершенные технологии строительства.

Сейчас территория вокруг всего архитектурного комплекса полностью облагорожена и ухожена. Завершилось восстановление уникальной колокольни, где расположен храм Симеона Столпника. Особого внимания заслуживают колокола, поскольку на создание прекрасного колокольного ансамбля было потрачено 200 лет. В колокольне насчитывается 18 колоколов абсолютно разных тональностей и окраса.

Главное место по праву занимает Большой колокол, который весит 12 тонн. Его отлили по заказу купчихи Захаровой в честь ее умершего мужа. Следующим по своим размерам стал Будничный колокол, вес которого составляет 2,5 тонны. Все остальные колокола используются в качестве подзвонных, весят они от 30 до 500 кг. Один из колоколов был изготовлен и подарен в 1682 году государем Федором Алексеевичем.

Помимо храмов, на территории монастыря отлично сохранились несколько каменных зданий, в которых располагаются покои настоятеля, жилой монашеский корпус и больница. На монастырской площади установлен памятник князю Владимиру, здесь же лежит хачкар ‒ камень, который был доставлен в монастырь из Армении. В монастыре работает лавка, в которой можно приобрести необходимую церковную утварь.

Святыни храма

Главный престол Воскресения Словущего и храмовый образ того же имени прославляют один из великих праздников в христианстве. Храм Гроба Господня был возведён по приказу императора Константина на месте Страстей Господних и Его воскресения.

Мать императора, св. Елену можно считать одним из первых археологов в истории. Благодаря её участию были предприняты раскопки в Иерусалиме и обретены главные святыни всего христианского мира – Крест, на котором Господь принял искупительную муку и смерть, и гвозди. С этого события началось так же празднование Воздвижения Креста.

Константин Великий приказал снести языческие постройки, возникшие за 3 века на этом священном месте. Гроб Господень стал главным алтарём в Иерусалимском Храме Воскресения.

Московская Церковь Вознесения, расположенная на улице Неждановой сохраняет и другие почитаемые реликвии.

Сотни людей приходят к иконе Богоматери «Взыскание погибших». Говорится, что покров Она отдала для спасения погибающих грешников. Перед этой иконой просят благодати в браке. К ней приходят отчаявшиеся, погрязшие в пороках люди, чтобы обрести надежду. Матери молятся о детях, чтобы Богородица освободила их от пагубных пристрастий.

Риза чудотворного образа почти скрыта под приношениями, которые выражают благодарность молящихся за небесное заступничество Богоматери. Праздничное служение в честь иконы «Взыскание погибших» совершается 18 февраля.

  • Образ св. Спиридона, епископа Триминфутского, помещается в главной части храма. В ковчеге содержится частица мощей Святителя, к которому обращают молитву о помощи в бедности. Он покровительствует людям в торговых делах, если они ведутся честно. Его заступничества просят для защиты дома. В земной жизни св. Спиридон исцелил многих людей, и теперь к нему обращают просьбы о скорейшем выздоровлении. Акафист совершается каждый вторник в 18.00, после вечерней службы.
  • Образ св. Николая Чудотворца, написанный в конце 16 в., сохраняется вместе с частицей мощей Святителя в левом, Никольском, приделе храма. Это самая древняя икона в храме.
  • В правом приделе есть иконы исчезнувшего теперь Елисеевского храма. Особо почитаются иконы прор. Елисея, св. Илии, муч. Иустина, раннехристианского писателя и философа, которому при постройке храма был посвящён один из приделов.
  • Образ преп. Саввы с частицей мощей из Сторожевского монастыря в 1922 г. с разрешения Моссовета и Главмузея передан общине храма. Он находится в правом клиросе Елисеевского придела.
  • В храме почитаются образы: акафистный образ Казанской Божьей Матери, Иоанна Богослова, «Страстная» икона Богородицы; икона благоверной Анны Кашинской также содержит частицу мощей княгини.
  • Елисеевский (в южном приделе) престол.
  • Никольский престол (северный).

Информация для туристов

Даниловский монастырь в Москве ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью управляет его наместник в сане архимандрита. Монастырь по своему уставу общежительный, что означает общую молитву, труд и трапезу монахов. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в больницах, детских учреждениях и в местах заключения. Кроме того, осуществляется преподавание в светских и духовных высших учебных заведениях.

Действуют воскресная школа и катехизические курсы для взрослых (преподается учение о православной вере). Здесь расположены издательство «Даниловский благовестник» и различные мастерские. Работает экскурсионная служба. Имеются подворья в Рязанской области и в Подмосковье. Действует храм святителя Николая в Измайлово, являющийся самым высоким деревянным храмом России. Его высота — 46 метров.

Расписание служб, режим работы

Богослужения в храме Вознесения проводятся не круглый год, а в промежуток времени от Пасхи до Покрова. Поскольку Пасха празднуется весной (ее дата рассчитывается ежегодно по лунно-солнечному календарю), а Покров день приходится на 14 октября (по Григорианскому исчислению), то Литургии служатся весь летний период. Круглогодично службы проводятся в соседнем храме Георгия Победоносца.

На службе можно побывать в воскресенье, в день престольного и других крупных церковных праздников. Богослужение начинается в 8.00. В остальное время в церковь Вознесения наведываются, чтобы осмотреть тематическую выставку в подклете и внутренний декор храма.

Храм Вознесения в Коломенском открыт для посещения по следующему графику:

Дни недели Летний режим (1 апреля-29 сентября) Зимний режим (30 сентября-31 марта)
ПН Выходной Выходной
ВТ-ПТ 10.00-18.00 10.00-18.00
СБ 11.00-19.00 10.00-18.00
ВС 10.00-18.00 10.00-18.00

Вариант 2

«Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня, которая впечатляет своим розовым, спокойным фасадом, так резко отличающимся от темных деревьев и зимней улицы.

На храм можно смотреть бесконечно и дело здесь наверное в том ракурсе, который выбрала художница для его изображения. Создается впечатление, что церковь Вознесения написана как-бы сверху, может быть из окна дома самой Татьяны Назаренко.

Сама церковь двухэтажная, рядом к ней пристроен скорее всего приходской дом (одноэтажное здание, примкнувшееся к храму), по другую сторону построен другой одноэтажный дом, а над всем этим величественно возвышается огромная колокольня. Сзади храма виднеются несколько многоэтажных зданий, выполненных в зеленоватой гамме. Сам храм, пристройки и колокольня покрашены в темно-розовый (малиновый) цвет.

Картина была написана акварельными красками в 1988 году. Известно, что художница родилась в Москве и сейчас проживает в столице. Она мастер пейзажа, портретов и натюрморта. Однако эта картина вызывает массу положительных эмоций. Ее церковь Вознесения стоит на перекрестке, чистым от снега, благодаря вечному потоку московских машин.

На других местах картины художница изобразила снег. Так, его достаточно хорошо видно на первом плане. А если присмотреться, то можно увидеть птичку, сидящую на ветке. В самом низу бегает собачка, а около церкви изображен силуэт человека. Этим художница хотела обозначить, что храм Божий никогда не бывает закрыт, служба всегда будет идти, несмотря на атеистический режим правительства.

Художница тщательно прорисовала купола, крест на храме, окна домов. Время изображения — это вечер, когда солнце еще не совсем зашло и небо играет розово-голубым цветом. Видимо художница этим приемом хотела показать связь между человеком и Богом. Голубой цвет неба сочетается с розовым цветом храма, который является проводником между Творцом и творением.

И хотя глядя на картину понимаешь, что в Москве зима, или поздняя осень, сама церковь Вознесения Господня согревает душу своей архитектурой и цветом. Чувствуется, что Татьяна Назаренко любит Москву, особенно старую, без небоскребов и модных нововведений. Один раз увидев «Церковь Вознесения на улице Неждановой», захочется воочию увидеть этот храм и побывать на службе.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Современное состояние памятника

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.

Есть предположение, что весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970—1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было; так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

Праздничный пир и смерть Василия III

Строительство церкви Вознесения в Коломенском было завершено в 1532 году, когда юному Ивану – сыну и наследнику Великого князя Василия III, едва исполнилось два года. Освящал ее особо близкий ко двору князя человек – епископ Коломенский Вассиан (Топорков), приходившийся племянником преподобному Иосифу Волоцкому. Великий князь на радостях одарил церковь богатыми дарами в виде драгоценных сосудов и золотых риз для икон. В Коломенском устроили праздничный пир, продолжавшийся три дня. Однако жизнь царя уже была на исходе.

Епископ Вассиан в декабре 1533 года исповедовал и причащал царя Василия на смертном одре. Как полагают современные исследователи, он умер от онкологического заболевания. После него власть перешла к малолетнему сыну.

По свидетельствам современников, Иван Грозный любил бывать в Коломенском.Церковь Вознесения, ставшая воздаянием Богу за его рождение, была чрезвычайно близка государю. Он не жалел средств для ее украшения. Особенно по сердцу ему был вид, открывавшийся с высокой галереи. С нее он обозревал построенный им в селе «увеселительный дворец», не сохранившийся до наших дней, но многократно упоминаемый в исторических документах.

Уникальные особенности храма

Я вовсе не шучу насчёт единственной и неповторимой. Это действительно так. Во-первых, Вознесенская церковь — это самая древняя постройка на огромной территории парка-заповедника Коломенское. Ей около 500 лет!

Во-вторых, так было изначально задумано: храм Вознесения в Коломенском должен был символизировать собой Елеонскую гору, где произошло Вознесение Христа. Недаром все, увидевшие его, восхищены этим изящным белокаменным творением, устремлённым в небеса. Так, например, композитор Г. Берлиоз из Парижа назвал его «чудом из чудес».

В третьих, это самый первый каменный храм, при строительстве которого был использован шатровый стиль архитектуры. До этой постройки все храмы и другие религиозные строения на Руси венчал купол или свод — покрытие в виде полусферы, а храм Вознесения — первая шатровая церковь в России. Её крыша имеет вид конуса.

Как добраться на машине

Чтобы добраться до храма Вознесения из центра Москвы, следует:

  1. через Китайгородский проезд выехать на Москворецкую набережную;
  2. двигаться вдоль Москвы реки до разделения Крутицкой набережной на Крутицкую и Симоновскую;
  3. в месте разветвления повернуть на Симоновскую набережную;
  4. повернуть налево на улицу Восточную;
  5. через улицу Восточную выехать на Велозаводскую улицу, которая в дальнейшем перейдет в проспект Андропова;
  6. по проспекту Андропова доехать до Каширского шоссе и развернуться на развязке около улицы Каспийской;
  7. повернуть на улицу 1-я Дьяково Городище и оставить автомобиль на въезде в музей-заповедник.

Далее нужно следовать до храма пешком. Длина пути – около 20 км, однако с учетом пробок преодолеть его можно только за 45-50 мин.

Чтобы приехать в Коломенское из самого загруженного аэропорта Москвы Шереметьево, необходимо:

  1. добраться до МКАД по трассе М-11;
  2. двигаться прямо по Зеленоградской улице;
  3. повернуть направо на Дмитровское шоссе;
  4. Повернуть направо на улицу Новая Башиловка;
  5. двигаясь прямо, достичь 3-го кольца;
  6. с 3-го кольца съехать направо на Варшавское шоссе;
  7. съехать с Варшавского шоссе на Каширское;
  8. развернуться на развязке и оставить машину около входа в Московский музей-заповедник.

Расстояние, которое придется преодолеть от Шереметьево до Коломенского, составляет около 50 км. На это уйдет примерно 1,5 часа времени.

График работы

Церковь Вознесения, которая находится на обширной территории парка «Коломенское» работает по такому графику:

  • с 1 апреля по 30 сентября: со вторника по пятницу и в воскресенье — с 10 до 18. В субботу — с 11 до 19 часов. Понедельник выходной;
  • в остальные месяцы — с 1 октября по 31 марта — работает только выставка в подклете. По понедельникам всё закрыто. Остальные дни — с 10 до 18 часов.

В связи с тем, что Вознесенская церковь не отапливается, в холодное время года вход в верхнюю часть здания закрыт для посещения, работает только выставка в подклете церкви. В летние месяцы обзорные экскурсии в основном (верхнем) объеме церкви проводятся для соборных групп посетителей с 1 июня по 31 августа в 17.00 (по субботам, воскресеньям и праздничным дням).

Цена билетов на выставку:

  • в основном помещении церкви: взрослым — 150 рублей, школьникам и пенсионерам — 50;
  • билет на выставку в подклете Вознесенского храма для взрослых стоит 100, для школьников и пенсионеров — 50 рублей;
  • для малышей до 6 лет и для студентов дневных отделений всех ВУЗов РФ вход на выставки бесплатный.

Координаты Вознесенского храма в Коломенском: 55.6673, 37.67069. Его легко можно найти на объемном плане заповедника.

Возле звонницы Вознесенского собора восстановлен Георгиевский храм, внутри которого действует очень интересная выставка. На территории парка есть еще одна необычная действующая церковь Казанской иконы Божьей Матери. Обязательно загляните сюда!

На карте Вы можете определить точное местонахождение Вознесенского храма (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от Коломенского парка. Это была гостиница «Интурист-Коломенское», очень комфортный отель с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

Моя прогулка по парку Коломенское в Москве и посещение уникального храма Вознесения Господня состоялась 8 апреля 2018 года.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь — такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.

Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.

Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран: в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.

Храм соединялся крытым переходом с дворцом

Кроме того, он имел важное оборонное значение сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого

Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.

Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.

В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.

Наставники

Храм Вознесения в большей степени выполняет роль музея, нежели церкви. Службы здесь проводятся крайне редко. Поэтому обслуживание храма выполняет духовенство, основным местом службы которого является расположенная также в Коломенском церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково.

Исполняющим обязанности настоятеля является игумен Алексий. Он же возглавляет храм Усекновения в Дьяково. Его имя – Иванов Михаил Николаевич. Священник родился 14 марта 1950 г. Первое полученное им образование – медицинское. Он окончил 1-й Московский Медицинский институт им. Сеченова. Затем он отучился в Московской Духовной Академии.

Службы проводят штатные клирики прихода храма Усекновения иерей Кузьмин Кирилл Владимирович 1971 года рождения и диакон Зыков Евгений Борисович 1972 года рождения. Оба имеют высшее образование, связанное с технической сферой деятельности, и отучились в Московской Духовной Семинарии.

Вариант №2

Татьяна Назаренко живописно сотворила замечательный художественный шедевр московского храма. Он заслуживает особенного внимания, так как создан творчески и с большим вдохновением! Картина восхищает красотой, гармонией и совершенным художественным стилем. Одарённая художница талантливо и ярко передала в ней все декоративные формы церковной архитектуры и её величественное расположение на перекрёстке трёх улиц. История церкви корнями уходит в далёкое прошлое. В старину здесь был глубокий, длинный овраг и стояла деревянная Успенская церковь. Храм знаменит тем, что в нём венчались поэтесса Марина Цветаева с Сергеем Эфрон.

Картина наполнена радужным колоритом красок, тёплыми гаммами и оттенками. Несмотря на то, что на улице поздний ноябрь, и чувствуется приближение зимы, она озарена солнечным светом и передана в волшебных необыкновенных тонах акварели. Небо над городом божественно красиво! Оно придаёт храму сказочную симфонию жизни и вечности. Создаётся впечатление, что художница трудилась над этим бесподобным произведением искусства из окна своего дома или мастерской. Картина завораживает нежными цветами красок в сочетании с яркой малиновой палитрой, несёт спокойствие, умиротворение, избавляет от тревог и забот, снимает эмоциональное напряжение. Созерцая её, мысли где -то далеко, всё подвластно божественной Вселенской гармонии.

Позади церкви расположены городские дома и кварталы. Люди, живущие рядом, наверняка посещают это богомольное место, приходят на церковные службы или по другим нуждам. От храма веет первозданной свежестью и чистотой. Его расположение очень благоприятно для района. Русская церковь поднимает энергию картины на высокий уровень. Она способствует очищению окрестности, создавая положительный экологичный фон местности. На улице у храма стоит человек, любуясь на церковь. Возможно, он хочет в неё зайти, чтобы молитвенно побыть наедине с Богом.

Привлекает вид высокой колокольни и купола храма с золочёными крестами. Они, словно, могучие исполины украшают архитектурное сооружение церкви своим великолепием. Их вид торжественен и прекрасен! Символы храма наполняют пространство благостью. Татьяна Назаренко – удивительная художница, любящая свою Родину. Её работа очень впечатляет, согревая душу и сердце любовью к миру.

`

Звонница

Тогда же, в 16 веке появилась колокольня храма Вознесения.

В её нижнем ярусе был освящён престол в честь Георгия Победоносца. Как рассказывает древнее предание, возвели её на том самом месте, где когда-то стояла небольшая деревянная церковь, которую построил ещё Дмитрий Донской в честь святого Георгия, покровителя воинов-защитников.

Есть также версия, что эта звонница была построена, опять же, Василием 3 в честь рождения у него ещё одного сына — Юрия, имя которому в Крещении — Георгий.

Известен такой исторический факт, что когда началось возведение каменной церкви святого Георгия, иконостас от храма, который был здесь ранее, перенесли на паперть Вознесенской церкви.

Заключение

При всей исторической и художественной ценности Вознесенской церкви, ее состояние в наши дни вызывает серьезные опасения. В стенах здания появились глубокие трещины, разделившие его на четыре отдельных блока. Образовались они, потому что церковь расположена на берегу, почва которого подвержена оползням.

Кроме того, в 70-х годах для улучшения судоходства реки был проведен цикл работ, после которых уровень воды повысился. Из-за этого вблизи церкви образовались опасные промоины. Несмотря на всю опасность данной ситуации, серьезных мер для предотвращения обрушения здания принято не было.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: