Фотоэкскурсия к мосту в китай: ап протестировала речную прогулку по амуру в благовещенске

Китайский владивосток: как появилась и исчезла легендарная миллионка - primamedia

Население

Сейчас в Благовещенске проживает 226 385 человек. Город занимает площадь в 321 км2. Плотность населения составляет 701,29 чел./км2. За 115 лет количество жителей увеличилось не сильно в отличие соседнего Хэйхэ.

В 1905 г. в Благовещенске проживали немногим более 50 000 человек. Значительную часть составляли переселенцы из Украины, которым царское правительство оказывало поддержку в обустройстве на малозаселенных таежных землях.

Туда мигрировали преимущественно крестьяне. Они смешивались с проживавшими в Благовещенске потомками солдат и казаков. Свежие людские ресурсы требовались не только для освоения приамурских земель, но и для пополнения армии в случае начала новой войны с Японской империей.

Сейчас в Благовещенске, как и на всем Дальнем Востоке, отмечается резкий отток трудоспособного населения. Каждый 5-й житель города имеет высшее или среднее специальное образование.

Квалифицированная рабочая сила востребована не только в соседнем Китае, близко расположенных Японии с Южной Кореей, но также в развитых странах Западной Европы, где зарплаты в разы выше российских. Это создает условия для постоянно набирающей обороты трудовой миграции и сокращения населения Благовещенска. Кардинально отличается демографическая ситуация в Хэйхэ.

Китайский город развивается головокружительными темпами. Примерно 40 лет назад это была затерянная в таежных чащах глинобитная деревушка. Сейчас Хэйхэ представляет собой обширную городская агломерацию с совокупным населением в 1,75 млн. человек. Она занимает площадь в 66 802,7 км2.

Сравнительная таблица численности населения трансграничной агломерации:

Субъект Площадь, км2 Население, тыс. чел.
Благовещенск 320,97 226 385
Верхнеблаговещенское 2,609 713
Каникурган 1,23 231
Чигири 18,876 11 104
Хэйхэ 66,802,7 1 750 000
Айхуэй 1443, 211 000

Благовещенск и Китай (фото наглядно демонстрируют разницу между агломерационными образованиями) в лице небольшого по меркам Поднебесной города 3-го порядка имеют не только разную численность населения, но и национальный состав.

В административном центре Амурской области проживают преимущественно русские. Основная нация Хэйхэ – хань.

В китайского городе обитает много представителей малых народностей КНР:

  • дауров;
  • маньчжуров;
  • орочан;
  • чжуан;
  • уйгуров;
  • монголов.

Здесь много приезжих россиян, как и китайцев в Благовещенске. Это обусловлено быстрым развитием трансграничного туризма и шопингом. Россиян на китайскую сторону особенно привлекают действующие правила беспошлинной торговли.

Географическое расположение

Город зажат между реками Зея и Амур и понемногу растет на север, где расположены спальные районы. Нехватка земли для строительства просто катастрофическая. Правда, последнее время темпы застройки значительно упали из за изменений в законодательстве — запретили возводить так называемые малоэтажные «гостинки».

В самом центре города можно наткнуться на ветхие частные дома — хозяева надеются в будущем дорого продать землю под застройку.

Коттеджи стоят и за Зеей, но там есть две серьезные проблемы: периодически происходят подтопления и в город ведет только один мост, на котором постоянно автомобильные пробки.

Китай

Рассказывая о Благовещенске нельзя не затронуть тему Китая. «Поднебесная» здесь повсюду. Идешь по набережной — любуешься заграницей. Нужна куртка — идешь на рынок с названием «Три кита» или едешь в соседнее государство. В институтах китайские студенты, в столовых китайские повара. На вывесках магазинов часто надписи дублируются иероглифами. Магазины сувениров и ювелирные салоны «заточены» под туристов из Китая. Вечерами любуемся фейверками и световой расцветкой китайских небоскребов.

Наверняка, каждый из благовещенцев хоть раз пересекал Амур — полечиться, закупиться, отдохнуть. Летом на теплоходе, зимой на автобусе, в межсезонье — на «Пуме», судне на воздушной подушке.

Знаю многих пенсионеров, сдающих свои квартиры в Благовещенске и живущих в Хэйхэ. Так получается дешевле.

Предприятия

Китайский и российский города существенно различаются индустриальным потенциалом. В Хэйхэ крупных предприятий нет. Работает завод по производству растительного масла из амурской сои и несколько мелких фабрик, выпускающих товары широкого потребления.

Крупнейшее предприятия Благовещенска – «Амурский металлист», которое производит горнодобывающее, карьерное и шахтное оборудование. Имеются судостроительный завод и «Амурэлектроприбор». В городе выпускаются стройматериалы.

Здесь находятся:

  • спичечная фабрика;
  • асфальтовый завод;
  • теплоэлектростанция;
  • кондитерское производство.

Работают деревообрабатывающие, мебельные и швейные предприятия. Наиболее динамично развивающиеся отрасли экономики Благовещенска – торговля и сфера услуг.

Жильё

С введением запрета на строительство малоэтажных «гостинок» цены на жилье взлетели ровно в два раза. Здесь я компетентен, ибо год назад покупал себе квартиру и продолжаю по инерции мониторить цены. У меня однокомнатная студия с полноразмерным санузлом в гостинке в центре города. 20 квадратных метров. Была приобретена за один миллион рублей. На днях такая же соседняя квартира была продана за 1 800 000 рублей.

При съеме жилья нужно быть готовым отдать за «однушку» не менее 15 тысяч рублей.

Подытожу: жилья мало, и оно дорогое.

Из положительного могу отметить хорошую работу местной ТЭЦ — в домах зимой очень тепло, я даже перекрываю батарею. А вот архитектурными изысками Благовещенск похвастаться не может.

Общее удобство жизни

Благовещенск это «город шаговой доступности», он очень компактен. Но неплохо развита сеть общественного транспорта. На момент написания статьи билет стоил 27 рублей.

Из личного опыта: средний чек в такси 100 рублей, время ожидания не более 5 минут. Я перемещаюсь пешком, и летом большая проблема — множество велосипедистов и самокатчиков на тротуарах. Пару раз за лето обязательно кто-то в тебя врежется.

С медициной дело плоховато. Есть городские поликлиники, но туда тяжело пробиться. В частных — дорого. Например, сделать коронку на зуб — от 5000 рублей.

Вот с чем хорошо, так это с тем что всегда есть чем перекусить или полноценно пообедать. Чувствуется близость к Китаю — много китайских кафе, средний чек на двоих от 700 рублей. На рынках можно взять комплексный обед за 200 рублей. Туда будет входить порция риса и, на выбор, три небольших порции блюда к нему. В лотках обычно лежат побеги чеснока, тофу, мясо в кисло-сладком соусе, грибы, чисанчи, курица или печень. Поход на обед в узбекскую столовую обойдется рублей в 400, но, зная город, можно пообедать и за 200. В центре много продавцов хот-догов.

Встав на перекрестке и оглядевшись, обязательно увидишь три объекта: аптеку, парикмахерскую и вино-водочный магазин (или пивнушку). А вот продуктовый магазин часто придется поискать. Зато последние года появилось много павильончиков, где узбеки торгуют свежими овощами и фруктами.

Расспросил знакомого профессионально водителя о качестве дорог и наличии парковок. Попросил оценить по пятибалльной шкале. Он сказал, что раньше было на 3, сейчас на 3+, скоро будет на 4. Дорожные работы ведутся. Во время их проведения возможны пробки. Есть «узкие» места, но их водители стараются объезжать. Очень много светофоров. Много автомоек, автосервисов, а вот с автозаправками наблюдается дефицит. На конец октября литр 92 бензина стоил около 45 рублей.

Побродил по кабинетам, поспрашивал коллег — родителей о состоянии дел с школами и детскими садами. Основное, что услышал — что всё печально, в садик тяжело устроиться, школы работают в две смени, сильная ротация учителей. Хотя два человека сказали, что с такими проблемами они не сталкивались. Так же в городе много колледжей и институтов

Не всё однозначно с зелеными насаждениями. Есть красивые районы, а есть унылые микрорайоны, где радуешься каждому кусту. Но, за счет того, что город продувается, смог здесь редкое явление.

А вот с водой Благовещенску не повезло — из крана идёт явно техническая. Набираешь в белую кастрюлю, и сразу видишь, какая она желтая. Питьевую воду приходится покупать или ездить за ней на родник.

Общее удобство жизни, благоустройство

Благовещенск – город с компактной застройкой и слабо развитой транспортной инфраструктурой.

Не менее удручающе обстоит дело с медицинским обслуживанием. В малочисленных государственных поликлиниках постоянные очереди, а в частных лечебных учреждениях цены превышают финансовые возможности большинства горожан.

В сфере общественного питания ощущается близость КНР. Много китайских кафе и ресторанов.

В городе, как в 80-х гг., огромное количество:

  • аптек;
  • парикмахерских;
  • вино-водочных магазинов;
  • пивных.

Много автомоек, станций техобслуживания легкового транспорта. Дороги традиционно для России в критическом состоянии. Ведутся ремонтные работы.

Жилой фонд Благовещенска преимущественно состоит из наследия советского прошлого. Не хватает школ и детсадов, несмотря на постоянное сокращение численности населения. По водной глади Амура и Зеи курсируют речные катера.

На другом берегу раскинулся современный китайский мегаполис с:

  • комфортабельными жилыми комплексами;
  • многоэтажными офисными зданиями;
  • торговыми центрами;
  • многочисленными медицинскими учреждениями.

Аэропорт Хэйхэ

За прошедшие 40 лет, по сравнению с Благовещенском, Хэйхэ сильно опередил его в развитии. В китайском городе имеется благоустроенный аэропорт и небольшой, но современный железнодорожный вокзал.

Россия – Китай: доходы

В Забайкалье, где уровень безработицы выше, половина людей живут доставкой китайских товаров через границу, причем занимаются этим в основном женщины, таская на себе баулы по 25 кг и стоя по полдня в очередях. Это не слишком благодарный труд – по 2 тысячи рублей за один проход через таможню. При «полной занятости» в месяц выходит 40-50 тысяч.

Мужчины в основном работают водителями, причем зарплаты на сайтах вакансий порой впечатляют. В Уссурийске, например, предлагают 60, 70 и даже 100 тысяч рублей. Но, как поясняют специалисты отрасли, в реальности выходит 30-40 тысяч – если вычесть затраты на содержание и страховку машины. И если «впахивать».

В ближайшем к Уссурийску китайском поселке Суйфыньхэ (который русские называют просто Сунька) средняя зарплата в 2017 году составляла свыше 55 тысяч юаней в год – это примерно 45 тысяч рублей в месяц. При этом вариантов работы больше, а жилье и многие товары, как уже говорилось, стоят вдвое дешевле, чем в России.

В общем, понять, где лучше, непросто, хотя бы из-за разницы культур и менталитетов. Кстати, даже те наши соотечественники, которые знают китайский и часто бывают или живут в этой стране, лишь иронично усмехаются на попытки новичков понять китайцев. Но мы попробуем облегчить задачу – почитайте на досуге:

  • Поедание собак и другие распространенные мифы о Китае
  • Популярные продукты из Китая, представляющие опасность для здоровья

«Золотая миля» и «распиленный» мост

Эти два нашумевших проекта как раз прекрасно демонстрируют, как два государства с централизованной властью относятся к развитию своих регионов.

«Золотая миля» – это пустырь на набережной Благовещенска площадью в 40 гектаров, где еще 10 лет назад начинались масштабные работы по укреплению берега и строительству многофункциональных комплексов делового, коммерческого и туристического значения.

Жителям и туристам обещали современные офисы и отели, зоны отдыха и развлечений, магазины, оздоровительные центры и трансграничную канатную дорогу. Будь это все на китайской стороне, проект был бы давно готов. А у нас – не хватило денег.

Причем их не хватило на самом базовом уровне: прежде чем начинать застройку с привлечением инвесторов, нужно обеспечить площадку – укрепить берег, реконструировать набережную и создать подсобную инфраструктуру. Предполагалось, что это возьмет на себя государство, но оно построило только канализационный коллектор и на этом «исчерпало лимит средств».

До недавнего времени то же самое было с проектом трансграничного железнодорожного моста через Амур в селе Нижнеленинское под Биробиджаном (Еврейская АО). Договор о его строительстве между Россией и КНР был подписан в 2013 году, и уже через полгода китайцы бодро начали стройку на своей половине. А на российском берегу было глухо.

В 2014-м, через год после договора, в Нижнеленинское приехал итальянский фотограф Давид Монтелеоне. Он давно работал в Москве и прочитал в столичной прессе про мост в Китай, который якобы строят русские. «Но я поехал туда, и никакого моста там не было. Люди в Москве знают про этот мост, а местные понятия не имеют, что его собираются строить», – процитировал его еженедельник The New Yorker.

А еще спустя время интернет запрудили фотографии успешно построенной китайской половины моста, который обрывался ровно посередине реки.

Это выглядело издевкой, особенно с учетом того, что китайская часть аж в 7 раз длиннее российской – почти 2 км. А наша составляет лишь 300 метров с небольшим. И она начала строиться лишь после угрозы международного скандала. Но и тогда сроки сдачи неоднократно переносились, в том числе из-за протестов рабочих, которым много месяцев не платили зарплату.

Кадр из китайского выпуска новостей 2016 года: «За два года с лишним китайская сторона полностью отстроила свою часть. И сегодня россияне официально начинают строительство своего отрезка».

Кстати, изначально стоимость российских работ оценивалась в 9 млрд рублей, но в сентябре 2018-го губернатор ЕАО Александр Левинталь сообщил, что идут переговоры о повышении стоимости «ввиду возникших форсмажорных трудностей». Теперь мост обещают сдать летом 2019 года.

Состояние инфраструктуры

Благовещенск и Китай (фото современной транспортной артерии доступны в интернете) соединены мостовым проводом, пересекающим Амур и расположенным поблизости Каникургана. Магистраль заложена в 2016 г. Она способна пропускать большие потоки пассажирского и грузового транспорта.

Начато строительство трансграничной канатной дороги из Благовещенска в Хэйхэ. Сдача в эксплуатацию запланирована на 2025 г. Расчетная длина магистрали – 973 м. Время перемещения пассажиров и грузов оценивается в 6 мин.

На российской стороне нидерландское архитектурно-проектное бюро UNStudio возводит терминальную станцию. Планируется реконструкция благовещенского аэропорта, предусматривающая запуск еще одного международного терминала, строительство новой ВВП и модернизацию объектов аэродромной инфраструктуры.

Через Амур в период судоходства ежегодно возводится пантонный мост. Он работает в весеннее и осеннее время, когда нет ни речной навигации, ни ледовой переправы. Транспортная инфраструктура Благовещенска представлена троллейбусными и автобусными маршрутами.

Действуют в межсезонье суда на воздушной подушке, осуществляющие пассажирские перевозки через Зею и Амур. По городу ездят маршрутные такси. Железнодорожное сообщение выполняется центральным вокзалом и поселковыми станциями.

В Благовещенске находится международный аэропорт Игнатьево, откуда выполняются рейсы по России, в Таиланд, КНР, Вьетнам. В Хэйхэ начинается трансманчжурская автомобильная трасса Годао 202. Она связывает город с Люйшунькоу и пролегает через весь северный Китай.

В Хэйхэ большое количество такси, автобусов. Действуют специальные туристические маршруты. Китайские указатели продублированы на русском языке. Самый популярный среди туристов рейс №1 «Таможня – Хуафу». Цена билета на любой автобусный маршрут составляет 1 юань.

Достопримечательности

В административном центре Амурской области расположен известный краеведческий музей им. Новикова-Даурского.

Среди экспозиций:

  • предметы быта начала XX в.;
  • редкие фото;
  • этнографические объекты;
  • мистические артефакты сибирских шаманов;
  • кости и скелеты реликтовых животных.

Визитная карточка столицы Амурской области – кафедральный собор. С конца XIX столетия в городе действует драматический театр. Неподалеку от него расположена триумфальная арка, сооруженная в честь царевича Алексея.

Уникальная достопримечательность Благовещенска – кладбище динозавров. Для любителей современности предназначается вращающийся ресторан на крыше отельного комплекса на ул. Мухина. Из него открывается панорамный вид на город.

Большинство российских туристов едут в Хэйхэ на шопинг. Город не обделен и достопримечательностями.

Самые посещаемые:

  • Набережная Амура. Подходит для пеших прогулок, езды на арендованном велосипеде, памятных фотосессий.
  • Колесо обозрения. Отсюда открывается изумительный вид на пафосные небоскребы.
  • Бани «Тянь И». Здесь можно воспользоваться услугами косметологов и массажистов.
  • Ботанический Парк. Его уникальная достопримечательность – пешеходный мост, который повторяет своими контурами Великую Китайскую Стену.
  • Термальные источники. Находятся в парке Удаляньчи.
  • Шелковая фабрика. Предлагает экскурсии с наблюдением за процессом производства знаменитого китайского шелка.

Популярное туристическое место – горнолыжный курорт «Лунчжу», расположенный в пригороде Хэйхэ. Туристам предлагается посетить традиционную чайную церемонию. К их услугам комплекс водных аттракционов на живописном озере вблизи Хэйхэ.

В городе предлагаются типичные для Китая развлечения. Фото из парка Лунбинь демонстрируют канонические образцы древней архитектуры Поднебесной. Благовещенск не может похвастаться таким набором достопримечательностей и делает упор в туристической сфере на уникальный природно-ландшафтный комплекс Приамурья.

Жизнь на китайской границе: взгляд из Благовещенска:

Районы и недвижимость

Самые большие районы Благовещенска – Ленинский и Пограничный. В них сохранились полузаброшенные промзоны советских времен. Есть кварталы современной застройки. К ним относится «Золотой квадрат».

В районе железнодорожного вокзала частные дома соседствуют с типичными многоквартирными бетонными постройками. Большинству зданий требуется капитальный ремонт. В некоторых районах идет активное строительство жилой недвижимости и коммерческой.

Помимо административного центра Благовещенска, в городскую черту входят поселки Белогорье и Мухино, железнодорожная станция Призейская.

Один из немногих современных жилых кварталов «Золотой квадрат» состоит из улиц:

  • Набережной;
  • Калинина;
  • Октябрьской;
  • Театральной.

В центре города расположены областная администрация, мэрия и крупный торговый комплекс. За 1 м2 жилой площади в этом районе просят 75 000 руб. За однокомнатную квартиру придется заплатить не менее 3 млн. руб.

В «Золотом квадрате» стоимость недвижимости на 10% ниже. Дешевле жилье в районе ж/д вокзала. Здесь двухкомнатную квартиру можно приобрести за 3 млн. руб. Не далеко от железнодорожного вокзала размещен центральный рынок.

Активно ведется жилое строительство во 2-м и 3-м микрорайонах. Зон озеленения здесь мало.

Самые отдаленные районы Благовещенска – Судостроительный завод и Спичечная фабрика. В центр отсюда ведут всего 2 автобусных маршрута. Районы полностью застроены домами хрущевской эпохи.

Продуманной, функциональной и удобной планировкой от своего российского побратима отличается Хэйхэ, разделенный на 1 большой городской район Айхуэй и 5 компактных уездов:

  • Бэйань;
  • Удаляньчи;
  • Нэньцзян;
  • Сюнькэ;
  • Суньу.

Цены на недвижимость в Поднебесной постоянно растут. За прошедшие 5 лет россияне приобрели 200 квартир в многоэтажных современных жилых комплексах центральной и восточной части китайского побратима Благовещенска.

Чаще всего они покупают недвижимость в новостройках на улице Тунцзянлу, которая соединяет таможенное управление с железнодорожным вокзалом. Цена 1 м2 жилплощади здесь колеблется в пределах 2500-5000 юаней.

Важная информация для всех!

При планировании поездки в Хэйхэ следует учитывать некоторые нюансы.

Вес ручного багажа не должен превышать 15 кг.

Здесь, кстати, есть одна лазейка: если ваш багаж выглядит компактно и привлекательно, но весит больше, то проблем, скорее всего, не возникнет

Ограничение на вес ручной клади – предосторожность от так называемых «полосатосумочников», людей, которые пытаются перевезти огромное количество вещей на другую сторону границы

Время между двумя городами-побратимами отличается на 2 часа (Благовещенск – МСК+6, Хэйхэ – МСК+4).

Этот факт стоит учесть хотя бы из-за того, что на китайской таможне есть перерыв. Обычно с 11 до 12 часов по времени в Хэйхэ. Но китайские таможенники редко бывают пунктуальны, поэтому рассчитывайте время так, чтобы не терять еще несколько часов на границе.

Расстояние между городами равно примерно одному километру, поэтому поездка займет не так много времени (примерно четверть часа).

Требования таможни Благовещенска относительно вывоза ценных вещей как на любой другой. Главное – не забывайте декларировать, что и сколько везете с собой.

Если с вами едет несовершеннолетний ребенок, понадобятся все необходимые стандартные документы (в их числе — разрешение родителей на поездку за рубеж).

Планируете длительную поездку больше, чем на месяц? Делайте китайскую визу заранее! Стоимость её оформления в разных турфирмах может отличаться, в среднем придется заплатить около 70$.

Китайцы, манзы и хунхузы

Для начала определимся с понятиями. Часто приходится слышать, что на территории Уссурийского края китайцы не жили, мол, здесь проживали маньчжуры (манзы). Это элементарная путаница. Разделять китайскую нацию на отдельные этносы нет смысла — это все равно, что делить россиян на русских, татар, башкир, бурятов и другие народы. Все они россияне (заграницей их всех называют просто «русские»), точно также китайцы — это не национальность, а гражданство — так в России называли всех подданных Китайской империи, а ныне мы называем граждан КНР. А ханьцы они, маньчжуры или мяо-мяо — абсолютно без разницы.

Кстати, мнение о том, что в Маньчжурии было запрещено селиться ханьцам и другим народностям, тоже ошибочно. Дело в том, что с конца 17 века Северная Маньчжурия стала местом ссылки для политических преступников и сюда ссылали ханьцев и представителей других этносов, выступающих против правящей маньчжурской династии.

В 18 веке в этой среде возникла тайная организация, членов которой стали называть хун-ху-цзы (в русской интерпретации — хунхузы). Впоследствии, разделить, кто среди хунхузов был ханьцем, маньчжуром или корейцем, стало невозможно — в отряды хун-ху-цзы брали вне зависимости от национальной принадлежности.

Вопрос о том, когда китайцы появились во Владивостоке, излишен. Они жили здесь до прихода русских, поскольку Уссурийский край считался частью Маньчжурии. Первые сведения о бухте Золотой рог, она же Хай-шен-вей (кит.) и Порт Мэй (англ.) местном населении в Европу доставили французы и британцы, посетившие гавани Южно-Уссурийского края в 1852—1856 гг.

Китайцы на улице Владивостока. Фото: Фото из открытых источников

Вот что писал Джон Тронсон — врач с британского шлюпа «Барракуда», изучавшего южные берега Уссурийского края в 1856 г.:

«Сэр Майкл Сеймур прибыл к нам на судно утром 12 августа, чтобы совершить небольшой поход. Мы зашли в Порт Мэй — широкую гавань, хорошо защищенную и окруженную лесными сопками, расположенную в самой южной части полуострова Альберта .

Окрестные сопки, плавно сбегая к срезу воды, поросли дубом, вязом и орешником, но местами стоят голые, без деревьев, покрытые лишь травой, цветами и диким виноградом. Земля здесь плодородна, на берегу разбит большой огород с хорошим урожаем овощей. Рядом на поле растут злаки: ячмень, гречиха и просо, поодаль пасутся несколько лошадей. Безо всяких проблем мы разжились картофелем очень хорошего качества: небольшим, круглым и сухим, а также огурцами, фасолью, луком и кабачками. Мы также приобрели шкуру тигра: местные жители сказали, что этот зверь время от времени наведывается к ним, поэтому они вынуждены окружать свои дома частоколом, чтобы защититься от тигра, приходящего в ночное время. Адмирал ненадолго сошел на берег и застрелил шесть фазанов и выпь. На берегу я встретил маньчжурского тартара, умеющего читать, и подарил ему Евангелие».

Британцы называли местных жителей «тартары» по незнанию — на европейских картах, начиная с 15 века, эта часть Евразии носила название Тартария или Великая Тартария (ср. русское выражение «провалиться в Тартарары» —  т.е. исчезнуть в неизвестном направлении), поскольку была абсолютно неисследованной и загадочной. После открытий 19 века, названия «Тартария» и «тартары» с европейских карт исчезли.  

Заключение

Благовещенск и Хэйхэ – пограничные города великих мировых держав. Их разделяет река Амур, преодолеть которую можно за 5-10 минут. Они вызывают интерес в виду примерно одинакового размера, численности населения.

Родился в семье военного, в Германии, в городе Лейпциг. Иногда шутливо цитирую Есенина: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою».

Семья постоянно кочевала с места на место, одних только школ за десять лет поменял одиннадцать штук! Череда городов сплелась в одну длинную пеструю ленту. Будапешт и Караганда, Львов и Астрахань, Солнечногорск и Турийск оставляли царапины на наших чемоданах. Но, повзрослев, для постоянного места проживания я выбрал Благовещенск — город с видом на Китай.

Фото by d_rusakov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: