Дом-музей Пришвина
Дом в Дунино писатель купил под дачу в 1946 году. Здесь Михаил Пришвин проводил лето последние 8 лет своей жизни.
Вокруг дома густо растут яблони и липы, выращивать их начала еще супруга писателя. А сам Пришвин говорил, что прогулки в приусадебном саду вдохновляют его на новые творения.
В доме можно осмотреть охотничьи трофеи писателя, коллекцию посуды и убранство комнат. В гараже до сих пор стоит личный автомобиль Пришвина. Архитектура строения непривычна для Подмосковья, объясняется это тем, что первая хозяйка усадьбы приехала из Финляндии и для нее было построено здание по образцу финских домов.
Александро-Невский храм
В 1895 г. звенигородцы решили почтить память императора – миротворца Александра III, скончавшегося годом ранее в возрасте 49 лет. Для этого начался сбор средств на строительство Александро-Невского храма. В самом начале XX в. в новом храме начались богослужения, продолжившиеся до 1938 г., когда храм закрыли. Здание отдали сначала под женское общежитие, а затем – под городской узел связи. Купол церкви сменила антенна радиосвязи.
После возврата храма РПЦ в нём возобновились службы, а параллельно шла реставрация, оконченная в 2002 г.
Александро-Невский храм
Храм выстроен в псевдорусском стиле. Единственный позолоченный купол опирается на восьмигранный барабан с узкими окнами. Второй купол на заднем плане принадлежит колокольне, соединённой трапезной с основным зданием.
Адрес: ул. Московская, 35.
Усадьба Большие Вязёмы
Посёлок Большие Вязёмы, давший имя усадьбе, расположен в паре километров от дома Марии Ганнибал. При жизни Пушкина он принадлежал князьям Голицыным, и молодой поэт часто останавливался тут на несколько дней, прежде чем вернуться к бабушке.
Усадьба Большие Вязёмы
Поначалу Большие Вязёмы были настоящей крепостью с толстыми стенами и даже земляными валами; ныне от средневекового великолепия остался лишь расположенный на территории усадьбы каменный собор — дом-дворец выстроен в классическом стиле без малейших признаков древнерусских элементов. Начиная с 1980-х годов здание, на долгое время заброшенное, стало понемногу восстанавливаться; с 1994 года это — полноценный музей, входящий в «пушкинский» комплекс.
Архитектура собора
История Успенского собора на Городке весьма увлекательна. Ведь это первый из четырех белокаменных московских храмов, который полностью сохранился до наших дней, при том, что был построен на рубеже XIV-XV веков. Наряду с собором Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, собором Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря и Троицком собором Троице-Сергиевой лавры.
Архитектура собора Успения пресвятой Богородицы в Звенигороде чрезвычайно похожа на подобные постройки в Москве того времени. Они преимущественно ориентированы на период зодчества, который можно отнести к Владимиро-Суздальскому княжеству XIII века. При этом нужно отметить, что московские постройки все-таки имеют ряд принципиальных отличий, которые их выделяют по сравнению с домонгольскими прототипами.
Среди особенностей Успенского собора на Городке, в отзывах это отмечается отдельно, является то, что храм отличается от большинства построек домонгольского периода. Он совсем небольшой крестово-купольный с четырьмя столпами, увенчанный только одним куполом. На восточной стороне у него три алтарные апсиды, а три остальных фасады имеют более традиционное деление на вертикальные прясла, которые завершают закомары.
По вертикали членение фасады выполнено в форме лопаток, к которым примыкают тонкие полуколонки, завершающиеся резными капителями. Точно такие же полуколонки разделяют алтарные аспиды, при этом их стены декорированы тончайшими вертикальными тягами. Имеется широкая тройная лента растительного орнамента, которая разделяет фасады храма по горизонтали, она органично сменяет пояс домонгольских построек.
Верхнюю часть алтарных аспид Успенского собора на Городке в г. Звенигород украшает двойная лента, выполненная из каменной резьбы, такая же есть и на барабане купола. В центральных пряслах фасадов можно увидеть арки, обрамленные на колонах перспективными порталами. Окна, которые изначально были вытянутыми и узкими по вертикали, до наших дней сохранились только сбоку фасадов, а также посередине центральной апсиды. При этом они так же имели обрамление.
Успенский собор в Городке
Саввино-Сторожевскому монастырю принадлежит и находящийся вне его территории собор Успения Пресвятой Богородицы, являющийся его подворьем. Он расположен в пределах бывшей крепости, называемой Городок – старейшей части Звенигорода. Успенский собор, как и каменная Рожденственская церковь, был возведён по повелению звенигородского князя Юрия Дмитриевича на рубеже XIV–XV в. От крепости Городок сохранилась лишь часть земляных рвов.
Архитектура собора выполнена в традициях московского белокаменного зодчества. Успенский собор, как и Рождественская церковь, – один из четырёх сохранившихся со времён Московского княжества храмов (два других находятся в Москве). Оба звенигородских храма имеют редкую особенность – скошенные стены. Предполагается, что целью этого трудного в реализации строительного приёма было стремление визуально сделать церкви выше.
Успенский собор в Городке
Особую ценность представляет интерьер собора. В 1918 г., уже в советское время, во время реставрации, были обнаружены три иконы, предположительно, кисти самого Андрея Рублёва. Их перенесли в Третьяковскую галерею, где они хранятся до сих пор. Фрески, созданы иконописцами рублёвской школы, сохранились фрагментарно; остальная роспись датируется XIX в.
Внутри Успенского собора
Собор вообще благополучно пережил советское время. Его, правда, закрыли в 1930 г., но он возобновил работу в 1946 г. Два года до этого в его помещении действовал Звенигородский музей.
В конце XIX в. рядом с Успенским собором построили деревянную церковь Богоявления Господня. Преследовалась цель разгрузить собор с ценными фресками, возможно, самого Рублёва. В 30-е годы церковь была сожжена, а вначале XXI в. на её месте была построена кирпичная церковь с нарядными кокошниками на фасаде.
Вид фасадов собора
Успенский собор, как и Саввино-Сторожевский монастырь, также расположен в живописной местности с вечнозелёным сосновым бором.
Адрес: ул. Городок, 1. Часы работы: понедельник-пятница – 10–14, суббота-воскресенье – 10–19.
Шатровые храмы на Руси
Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.
Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.
5. Георгиевский собор Юрьева монастыря Великого Новгорода (1119-1130 гг.)
Георгиевский
собор Юрьева монастыря — православный храм в Великом Новгороде,
собор Юрьева монастыря, построенный в 1119—1130 годах. В летний
период в храме проходят богослужения. В отличие от внутреннего
убранства изначальный внешний облик собора практически полностью
сохранился (в ходе реставраций 1931—1935 годы были убраны все его
многочисленные пристройки, построенные в различное время). Внутри
сохранились фрагменты фресок XII века, особенно хорошо сохранилась
роспись придела в куполе над лестничной башней.
Собор имеет
смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич).
Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами,
позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего
времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами:
главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него
располагался особый придел для уединённой монашеской службы)
поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к
северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава
уравновешивает вторую. Собор крестово-купольный, шестистолпный,
трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для
присутствия на богослужении князя и его семьи.
Особенности архитектуры Новгородского кремля
Территория Новгородского детинца многократно перестраивалась на протяжении всей более чем тысячелетней истории. Ветхие строения менялись на крепкие каменные, башни перестраивались, увеличивалась и расширялась площадь крепости. В современном виде она составила 12,1 га. По наружному периметру стен Детинец занимает 1487 м, длина его с севера на юг составляет 565 м, а ширина — 220 м.
Новгородский кремль имеет вытянутую овальную форму, напоминающую боб. Он расположен на холме, который на 10 метров возвышается над уровнем реки Волхов. Сколько раз потоки этой мощной реки во время половодья затапливали эти стены! Сооружённые из кирпича и камня, скреплённые известковым раствором, они имеют толщину, составляющую от 3,6 до 6,5 м. Высота стен тоже неодинакова: от 8 до 15 метров.
Множество памятников и знаменитых достопримечательностей находится на территории кремля, который изначально считался выдающимся примером военно-инженерного искусства. Это также первая русская крепость, построенная из красного хорошо обожженного кирпича. Отсюда пошло возведение крепостей с зубцами, по форме напоминающими ласточкин хвост, которые, впрочем, имеют лишь декоративное значение.
Проект и строительство Детинца были поручены итальянским архитекторам и рабочим из Германии. Выстроенные стены кремля были совершенным образцом обороны от артиллерии: сюда не долетали пушечные ядра, не нанося урона башням, назначением которых являлась круговая оборона. С трёх сторон крепость была окружена глубоким рвом, имеющим выход к реке Волхов. С многоярусных башен можно было легко заметить приближающегося врага.
Строение башенных крыш не просто так имеет сужение кверху: это нужно для того, чтобы ядовитый пороховой дым рассеивался лучше. Сами башни использовались как въезд в крепость, они имели ворота. Пристройками к ним являлись надвратные храмы. Были также прорыты подземелья в фундаменте, в которых хранились продукты. Некоторые из подземелий использовались в качестве темниц, некоторые — в качестве кладовых и погребов.
Интересный факт: церковь Покрова, находящаяся в кремле, в конце XVIII века использовалась как тюремный храм, ведь башня, находящаяся рядом с ней, была тюрьмой. Парадный колокол Детинца, датированный тем же XVIII веком, просто огромен и имеет вес в 26 тонн. Примечательно и то, что некоторые башни, принадлежащие Новгородскому кремлю, никогда не имели имён: их придумали историки или краеведы.
Институт для девиц благородного происхождения
С 1764 года Смольный монастырь выступал, как институт для девиц благородного происхождения. С момента открытия, это было единственное учебное заведение для женщин во всей Российской империи, а называлось оно «Императорским воспитательным обществом благородных девиц».
Все началось с приказа Екатерины II о сборе лучших женских учебных заведений в Европе, который не увенчался успехом. Позже личный секретарь императрицы Бецкой Иван Иванович, предложил такую, систему обучения, которой еще никогда не было в Российской Империи.
Форма обучения в Смольном институте Санкт-Петербурга была закрытой, а отдать на обучение своих дочерей могли только семьи господствующих сословий. Принимали туда девочек с 5 до 6 лет, а выпускали уже 18 летними. Навещать своих дочек можно было не чаще одного раза в неделю, и то с позволения руководителя.
Обучали воспитанниц теми же стандартными предметами, которые сейчас преподают в современных школах. Так как длительность освоения предметов составляла 12 лет, учащиеся были поделены на 4 возрастные группы, которые отличались между собой цветами платьев:
- С 5 до 7 лет – кофейный цвет.
- С 8 до 10 лет – синий цвет.
- С 11 до 13 лет – серый цвет.
- С 14 лет – белый цвет.
Обучение начиналось очень рано, поэтому воспитанницы всех возрастов просыпались в 6 утра, а после занятий кое-какое время гуляли в саду Смольного собора вместе со своей наставницей, которая пристально следила за детьми. Выпускницам института была возможность стать придворными у Екатерины II.
С 1796 года монастырь уже был под управлением новой императрицы Марии Федоровной, являющейся супругой Павла I. При ней продолжительность обучения снизилась до 9 лет, возрастные группы уменьшены до 3-х, которые были разделены по успеваемости на подгруппы: отличницы, хорошистки и отстающие. Один раз в полгода у девочек принимали экзамены по предметам.
Теперь к обучению уже принимались девочки благородного происхождения с 8 до 9 лет, а также мещанки (девочки мелких купцов, низших служащих, ремесленников и др.) – с 11 до 12 лет. Последних обучали больше для замужества, чем в качестве придворных.
Существование Смольного института было прекращено в 1917 году после свержения царской династии Романовых, а просуществовал он 153 года. Здесь Владимир Ильич Ленин дал приказ о штурме Зимнего дворца выстрелом из пушки с крейсера Аврора.
Сейчас в стенах бывшего института находятся различные высшие учебные заведения Санкт-Петербурга.
Как добраться
Смольный собор находится в 2 километрах от станции метро Чернышевская, поэтому дорога займет около 25 минут пешком или 10 минут на автобусах №: К-51, К-76, 22, 74, 105.
От площади Восстания отправляются автобусы 7 и 181, а также троллейбусы 5 и 11.
Совет! Плюс пешей прогулки от Чернышевской в том, что ваш путь будет лежать рядом с Таврическим садом, в котором можно отдохнуть на половине пути, полюбоваться живописным пейзажем и, при надобности, посетить туалет.
P.S.Маршруты автобусов постоянно меняются, поэтому актуальную информацию о движении общественного транспорта лучше смотреть на Яндекс-картах.
Архитектура[править | править код]
Успенский собор — первый из четырёх сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (также построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
Орнаментальный пояс на фасаде
Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII — первой трети XIII века. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор — это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды; западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальные прясла, завершённые закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершёнными изящными резными «сноповидными» капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамлённые арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнён четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества, формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV веков. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов, искажены поздними ремонтами.
Храм поставлен на высокий подклет. Лёгкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремлённость вверх подчёркнуты также ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложнённую форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный приём был использован и в соборе Троице-Сергиева монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.
Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.
Собор Успения Пресвятой Богородицы. Звенигород. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2013 год
8. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156 г.)
Спасо-Преображенский собор — недействующий православный храм в
Пскове. Собор выстроен из плинфы и камня до 1156 года. Это
крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского
искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму
равноконечного креста, к которому по углам примыкают низкие
компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с
востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко
выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное
крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими
проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были
добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был
перестроен и его форма утратила первоначальный замысел.
Собор был
расписан фресками в 1130-х и 1140-х годах
неизвестными мастерами из Греции. Уникальность этих
фресок в высоком художественном качестве, в продуманной
иконографической концепции, а также в том, что сохранился
практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют
хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики
в некоторых храмах Сицилии того же XII века.
Интерьер
Интерьер Смольного собора поражает своей оригинальностью и красотой от самого входа. Над высокой и массивной входной дверью висит икона Иисуса Христа, которую окружает изящное резное дерево ручной работы.
Зайдя внутрь, взору открывается поразительный масштаб помещения, представить который сложно снаружи.
Белые стены с барельефами, золотистые рокайли, мраморные массивные колонны, широкие галереи по краям, а центре высокое подкупольное небо (к сожалению, на время написания статьи, это место находится на реставрации).
И все это масштабное пространство заполнено скульптурами, иконами (некоторые из них периодически мироточат) и другой богатой церковной утварью.
Первые каменные храмы на Руси
hostingkartinok
Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.
Официальное имя Десятинного храма, первой каменной церкви на Руси – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.
Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:
- Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
- С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.
Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.
hostingkartinok
Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.
Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.
hostingkartinok
Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.
Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.
2. Софийский собор Великого Новгорода (1045-1052 гг.)
Собор Святой
Софии — главный православный храм Великого Новгорода, кафедральный
собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный
центр Новгородской республики. Сохранность высокая.
Инициаторы
постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они
привлекли для строительства греков (византийцев),
к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм,
и новгородцы. Посвящён храм Святой Софии — Божественной Премудрости
(имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость»).
Несмотря на то, что Софийский собор перестраивали, он не потерял
свои основные черты: величавость и лаконичность. В основном при
постройке был использован камень, но также брали и кирпич – например,
в кладке окон, порталов и арок. Изначально все 6 глав собора имели
не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму. На кресте
центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого
Духа.
В
храме есть уникальный участок, по которому
можно проследить его строительную историю —
Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и
граффити: то имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших,
изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий
погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть.
Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал
негодование. Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь
же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и
Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в
России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и
княжеских захоронений.
Что можно увидеть на площади
В ясный день на Соборной площади блестят покрытые золотом купола старинных храмов. Самым первым на ней появился Успенский собор. Деревянная церковь, посвященная Успению Божией Матери, стояла здесь с очень давних времен, а первый каменный собор поставили в XIII веке. Когда страной правил Иван Калита, храм перестроили (1326-1327 гг.). Тот собор, который сохранился до наших дней, возвели в 1470-е годы по проекту прославленного итальянского архитектора и инженера Ридольфо Аристотеля Фиораванти. До 1917 года он имел статус главного собора России.
На протяжении столетий внутри этого храма хранилась одна из православных святынь — икона Божией Матери Владимирская. Сегодня знаменитый образ экспонируется в Третьяковской галерее. В соборе можно увидеть 19 гробниц, где похоронены церковные иерархи. В отдельные дни с благословения патриарха в храме проходят богослужения.
Вид на Архангельский собор от Грановитой палаты
Успенский собор задал композиционную основу всей площади, и другие здания на ней строили, ориентируясь на архитектуру этого пятиглавого великана. В 1480-е годы приглашенные из Пскова зодчие возвели рядом с Успенским другой собор — Благовещенский. Специалисты уверены, что построили его не на пустом месте. С конца XIII века в Кремле стоял деревянный Благовещенский храм, который московские цари использовали, как домовую церковь. В середине XVI века трехглавый Благовещенский собор сделали девятиглавым, и от этого он приобрел очень праздничный вид.
Сегодня внутри Благовещенского собора можно увидеть фрески и иконы, выполненные известными русскими изографами — Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Любопытно, что на паперти собора помещены изображения Аристотеля, Плутарха, Птолемея, Гомера и других известных греков. Достопримечательностями храма являются наборный пол с яркими вкраплениями яшмы и агата, а также роскошные кованые светильники. Кроме того, в соборе размещены экспозиции интересного музея кладов и древностей.
Вид Благовещенского собора от колокольни Ивана Великого
Напротив Благовещенского возвышается величественный Архангельский собор. Деревянная церковь, посвященная Архангелу Михаилу, существовала на кремлевском холме с середины XIII века. Собор, который можно увидеть сегодня, построили в начале XVI века. Автором его проекта был известный итальянский архитектор Алевиз Новый. В здании Архангельского собора, как нигде в Кремле, воплощены традиции итальянского Ренессанса.
В главном великокняжеском соборе находятся 54 гробницы, где похоронены Рюриковичи и Романовы от Ивана Калиты до отца Петра I — царя Алексея Михайловича. Стены старинной церкви украшены искусной росписью. А на большом иконостасе хранится много образов, написанных под руководством одного из лучших мастеров Оружейной палаты — Федора Зубова.
Митрополиты и патриархи тоже имели свой домовый храм. Это — церковь Ризоположения, построенная в 1480-х годах. В XVII веке храм соединили переходами с княжескими палатами и полностью перестроили. В наши дни в церкви Ризоположения открыта постоянная выставка старинной деревянной скульптуры.
Вид Грановитой палаты со стороны Благовещенского собора
На границе Ивановской площади возвышается колокольня Ивана Великого. Ее архитектурный ансамбль слагают три здания — сама колокольня, Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Здесь находится 21 колокол и работает музей, рассказывающий об истории кремлевской архитектуры.
На Соборной площади также стоят гражданские постройки — Патриарший дворец и здание Грановитой палаты. Патриарший дворец используется как музей с 1918 года. Сегодня в нем можно увидеть богатые коллекции старинного шитья, кованые изделия, ювелирные украшения, предметы из патриаршей и царской казны, и фрагменты настенных росписей XVII века.
Грановитую палату долгое время можно было осматривать только снаружи. Но с 2012 года, после проведенной реставрации, ее открыли для экскурсий. Здесь экспонируются мебель, наборный паркет, ковры и красивые фрески, которыми расписаны стены и своды старинного здания. Возле Соборной площади с XIX века установлены русские орудия времен Петра I. Пушки были изготовлены в конце XVII — начале XVIII веков и сегодня хранятся как памятники воинской славы. До 2012 года эти орудия можно было увидеть рядом со зданием Арсенала.
Слева направо: Верхоспасский собор и церковь Ризоположения вид с Соборной площади
СЕНАТСКИЙ ДВОРЕЦ
Любившая Москву императрица Екатерина II, случалось, проводила в городе несколько месяцев. На это время все правительственные учреждения должны были перебираться из Санкт-Петербурга следом за ней. Их требовалось где-то размещать, поэтому большое правительственное здание, которого до того времени была лишена древняя столица, здесь было просто необходимо.
В 1776 г. императрица издала специальный указ «О постройке в Москве в Кремле особливого для присутственных по оному мест здания». Для этого потребовалось снести находившиеся в Кремле монастырские подворья и дворы. Здание предстояло вписать в треугольный участок между кремлевской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырем.
В 1776 г. состоялась закладка. Возводимое здание должно было стать вторым по величине в Московском Кремле после Арсенала. Отведенный участок и требование императрицы неизбежно диктовали классическую правильность геометрических форм здания, на этот раз в виде треугольника, дополненного развернутыми поперечными корпусами. В 1787 г. Сенатский дворец был достроен.
По замыслу архитектора М. Ф. Казакова здание должно было символизировать высокие гражданские идеалы, правосудие и законность. Для их воплощения, согласно представлениям того времени, лучше всего подходили классические античные формы. Дворец имеет строгий и сдержанный декор. Его верх венчал геометрически правильный купол. Классические очертания дворца, внушительные размеры, высокий купол, который возвышался над кремлевскими стенами, изменили облик всего Кремля, придав ему черты, характерные для той эпохи.
В 1856 г., после ремонта, в здании разместились судебные учреждения, а купол увенчал столб с царской короной и надписью «Закон», что символизировало императорское правосудие. После переезда в Москву советского правительства столб с короной демонтировали, водрузив на куполе флагшток с развевающимся флагом СССР, а в здании разместился кабинет В. И. Ленина. Впоследствии в Сенатском дворце работал Совет Министров СССР. В настоящее время здесь находится рабочая резиденция Президента Российской Федерации.