Успенский собор на городке, звенигород. расписание богослужений

Успенский собор на городке - описание, история, интересные факты и отзывы

Как добраться на машине

До Успенского собора можно добраться самостоятельно, используя автомобиль.

Для этого необходимо двигаться по маршруту:

  1. Выехать из Москвы на Можайское шоссе по направлению населенного пункта Большие Вяземы.
  2. Добравшись до Больших Вязем, необходимо повернуть направо в сторону Звенигорода. В данном месте установлен соответствующий указатель.
  3. Проехать через весь городской массив до церкви Александра Невского, которая имеет вид монументального белого здания.
  4. Возле данного храма необходимо перестроиться вправо, а затем выехать из города.
  5. Продолжать движение вдоль русла Москвы-реки.
  6. По правую сторону дороги на холме располагается оборудованный источник со святой водой, возле которого необходимо сделать остановку.

Непосредственно возле самого родника берет свое начало лестница, которая уходит к вершине холма. Дальше путь необходимо продолжать в пешем порядке. Поднявшись по данной лестнице, путник попадает прямо к Успенскому собору.

Архитектура[править | править код]

Успенский собор — первый из четырёх сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (также построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Орнаментальный пояс на фасаде

Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII — первой трети XIII века. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор — это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды; западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальные прясла, завершённые закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершёнными изящными резными «сноповидными» капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамлённые арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнён четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества, формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV веков. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов, искажены поздними ремонтами.

Храм поставлен на высокий подклет. Лёгкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремлённость вверх подчёркнуты также ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложнённую форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный приём был использован и в соборе Троице-Сергиева монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах.

Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Звенигород. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2013 год

Саввино-Сторожевский монастырь

В 1398 году на горе Стороже был основан Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь – при поддержке князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В неспокойные времена монастыри часто строились на рубежах, укрепляя границы княжества.

Монах Савва, основатель монастыря, ученик Сергия Радонежского, часто удалялся из обители в глубокий овраг, где для уединения ископал себе пещеру, «в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных».

Монастырь получил от Звенигородского князя обширные владения. Особого расцвета обитель достигла при царе Алексее Михайловиче. Время его правления называют «золотым веком русского благочестия». При нем монастырь получил статус первой в России лавры.

Алексей Михайлович со своим семейством подолгу жили в стенах монастыря, ставшего загородной царской резиденцией. В 1650 году случилось одно из чудес Саввы Сторожевского. Во время охоты царь Алексей Михайлович встретил в лесу огромного медведя.

Монарх уже приготовился к смерти, когда из чащи вышел старец в монашеском одеянии и усмирил зверя. На вопрос: «Кто ты?» старец ответил: «Савва», и ушел. Вернувшись в обитель, царь зашел в храм и узнал на иконе преподобного Саввы своего спасителя.

Во время войны 1812 года монастырь не был разграблен, хотя и был занят французами. В 1919 году монастырь был закрыт. Мощи Саввы были изъяты из Сторожевской обители. В 1941 году во время эвакуации был разбит легендарный Большой благовестный колокол, изображенный на гербе Звенигорода.

Богослужения возобновились только в 1995 году. В 1998 году в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. В тот день в обитель торжественно возвратили мощи преподобного Саввы. По старым образцам была воссоздана рака для мощей святого и восстановлен скит.

Адрес: Московская область, Одинцовский район, г. Звенигород, ул. Фрунзе, 23/2.

Как добраться:

  • С Новорижского ш. свернуть на Малое московское кольцо и следовать до г. Звенигорода. Въехав в город, свернуть на ул. Московскую. На светофоре, перед началом ул. Фрунзе, повернуть налево.
  • От Белорусского или Савеловского вокзала до ж.-д. ст. «Звенигород». Далее автобусами №23 или №51 до ост. «Монастырь».
  • Близ монастыря находятся ж.-д. платформы Большого кольца МЖД – «Дюдьково» и «190 км». До них можно добраться с пересадкой на ж.-д. ст. «Манихино‑1», «Кубинка‑1», «142 км», «Столбовая» и «Бекасово».

Сайт: https://savvastor.ru

Телефон.

Режим работы:

  • Вт-Вс – с 10:00 до 17:00;
  • Пн – выходной.

Сегодня в обители живут 30 монахов и послушников, вновь устремились сюда паломники. При монастыре устроен детский приют, открыты богословские курсы, фонды библиотеки составляют 6,5 тысяч томов.

Черты московской школы иконописи

На фресках пилонов можно узнать традиционные черты столичной иконописи XV века, например, узкие фигуры с непропорционально большими головами и миниатюрными конечностями, изящные линии, за счет которых фигуры мучеников становятся похожи на перевернутые чаши. Возникает ощущение, что драпировки наполнены воздухом и неплотно прилегают к телам. Сам рельеф кажется округлым, будто выточенным.

Также выделяется особый тип лаков с припухшими бровями и будто готовыми закрыться глазами. Все это создает ощущение тишины и сосредоточенности. Такое же состояние ощущается и в композициях нижних стен, которые передают мирную беседу наставника с учеником. Неспешные жесты демонстрируют полное согласие и принятие учения. На божественность проповеди указывает поднятая вверх рука ангела.

Деятельность храма

При Вознесенском соборе Звенигорода с 2015 года открыта воскресная школа, которая помогает детям получить православное воспитание.

В храме организован детско-юношеский хор «Лик», который выступает на многих концертных площадках Московской области.

Для тех, кто постарше, с 2008 года при церкви создан молодежный клуб «Щит Веры». Каждое воскресенье его участники собираются для духовного общения. В группе работает православный психолог, с которым можно поговорить на волнующие темы.

При соборе существует миссионерский отдел, ведущий православную просветительскую деятельность.

От прихожан поступают благоприятные отзывы о Вознесенском соборе Звенигорода и его духовенстве. Это место считается благодатным и имеющим большое историческое и православное значение.

История храма[править | править код]

Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесённой валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднён существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия.

Собор был закрыт в 1930-х годах, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х годов является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

Шедевры мировой иконописи

Нужно отметить, что Звенигородский чин относят к шедеврам не только отечественной, но и мировой иконописи. Именно эти иконы, из всех произведений раннего XV века, ближе всего к византийским образцам, но при этом обладают своими специфическими чертами.

От византийских аналогов они переняли особую идеальность, гармонию и пластичные формы, которые при этом не лишены пространственных разворотов и легкости. А вот особенности, указывающие на их русской происхождение, это выразительные силуэты, звучность и чистота цвета, эмоциональная открытость и сердечность образов.

Стиль этих икон явно перекликается с другими работами Андрея Рублева.

Внутреннее убранство

Сразу же после завершения строительства Успенский собор изнутри расписали фресками с изображением ликов святых и православных мучеников. Создатели внутреннего убранства храма имели аристократическое и придворное происхождение. Росписи стен святыни сохранились лишь фрагментарно.

Впервые внутреннее убранство храма было исследовано в 1918 году Комиссией, которая занималась изучением древнерусской живописи. Руководителем научной экспедиции выступал Николай Протасов. Вскрытые стены с образами христианских святых сосредоточены в барабанной части купола, а также возле алтаря.

На пилонах в восточной части строения, на поверхности северной стены возле хор также нанесена роспись, датируемая ХV в. Остальная живопись храма, которая хорошо сохранилась до сегодняшних дней, нанесена в первой половине ХIХ в., когда выполнялась реставрация и частичная перестройка храма.

Изначально на внутреннюю поверхность барабанной части купола были нанесены образа праотцов, которые выполнены в 2 яруса. Немного ниже мастера живописи изобразили христианских пророков, из общего числа которых сохранилась лишь фигура Святого Даниила.

Внутреннее убранство Успенского собора сочетает в себе легкость драпировок, светлые оттенки красок и утонченные очертания ступней, волос, кистей рук христианских святых.

На поверхности северной стены церкви находится фреска, открытая ученым В. Филатовым, которая является частью большого иконостаса с сюжетом «Успения Богоматери». На восточных пилонах храма нанесено 3 рисунка. В верхней части столбов изображены фигуры подвижников и мучеников, которые обладали способностями исцелять людей, Святого Лавра и преподобного Флора.

Данные изображения, находящиеся рядом с предалтарной частью собора, указывают прихожанам на то, что человек нуждается не только в лечении своего тела, но и в исцелении духовном. Ниже образов Святого Лавра и Флора находятся Голгофские кресты.

На поверхность северного пилона Успенского собора нанесена сцена передачи монашеского устава от парящего ангела к преподобному настоятелю Пахомию. На покрытии южного столба выполнена роспись, на которой художник рассказывает о разговоре Варлаама с царем Индии Иоасафом.

Внутреннее убранство Успенского собора отображает важную роль праотцов и христианских пророков, а также передает величие духовного подвига монахов, которые добровольно лишаются земных благ, посвящают свою жизнь службе Господу.

На южном пилоне нанесено изображение, где в руке Варлаама находится сверток с посланием следующего содержания: «Расскажу тебе о бесценном бисере, которым есть Христос».

Собор в настоящее время

С этим храмом напрямую связаны самые знаменитые древние иконы Руси, которые относят к кисти А. Рублева. Во время реставрации собора в начале XX века были обнаружены три иконы – Архангела Михаила, Спаса Вседержителя и Апостола Павла. Сегодня они находятся в Третьяковской галерее, и их может увидеть любой желающий.

Все иконы, обнаруженные в этой церкви, являются шедеврами древнерусской, а также мировой иконописи. Изящество изображения, пластичность и нежность форм, легкость написания фресок и икон поражают своим великолепием.

Сегодня можно увидеть эти шедевры, посетив храм. Расписание Успенского собора (Звенигород) выглядит так: он открыт ежедневно с 9:30 до 16:00. Исключение составляет всенощное бдение. Оно начинается в 16:00 и длится около трех часов, а по большим христианским праздникам может продолжаться и до самого утра.

Любой желающий может посетить этот уникальный собор, в котором сохранились завораживающие произведения великих русских иконописцев. Эти великолепные иконы и фрески еще никого не оставили равнодушным.

Храм Рождества Христова в Обнинске прототип собора Александра Невского в Варшаве

Также стоит отметить и то, что в Обнинске есть похожий храм в честь Рождества Христова. Его же прототипом считается собор Благоверного Александра Невского в Варшаве, который был построен по проекту Леонтия Бенуа.

Храм имел 3 престола, главный его был во имя благоверного князя Александра Невского, а боковые приделы во имя святителя Николая и равноапостольных Кирилла и Мефодия.


Храм Рождества Христова в Обнинске

Работа над интерьером храма проходила 12 лет. В это время собор был украшен различными мозаичными композициями, которые были выполнены под руководством художника Виктора Васнецова. В 1916 году в храме состоялось 1 богослужение.

В 1926 году храм вместе с колокольней были полностью снесены. Началось строительство новых только в 1998 году в мае. Этими строительными работами руководил клирик Свято-георгиевского собора города Калуги, протодиакон Владимир Карельский.

Строительство велось на средства, которые выделила калужская епархия.

В 1999 году храм Рождества Христова в Обнинске решил посетить митрополит Московский и всея Руси Алексий второй. Именно на этом месте в городе Обнинске он совершил молебен.

В 2001 году были завершены все строительные и монтажные работы, были установлены купола и кресты, а также началась внутренняя отделка храма.

В 2002 году архиепископ Климент возглавил в нем божественную литургию.

Монашеские мотивы

Еще две сцены можно обнаружить на нижнем ярусе. На левой стороне дарование ангелом монашеского устава святому Пахомию, а на правой — разговор между преподобным Варлаамом и его учеником индийским царевичем Иоасафом. И тот, и другой сюжет представляет собой особенное, уникальное явление

Они наглядно демонстрируют, с каким вниманием мастера того времени относились к теме монашеского подвига. Стоит признать, что определенный интерес к проповеди идеалов монашества можно было встретить и раньше, но расположение таких сюжетов в непосредственной близости от алтаря говорит, что отношение к нему было особенным

Это представляется особенно необычным, если принять во внимание тот факт, что Успенский собор строился как городской, а на монастырский храм. Обе эти сцены выполнены в виде фресковых икон, которые входили в местный иконостас вместе с другими образами, написанными на досках

Скорее всего, над ними работали разные мастера.

Наставники

К наставникам, которые имеют непосредственное отношение к строительству Успенского собора, относят русского святого Савву Сторожевского. Это христианский подвижник, который является первым игуменом и основателем Богородице-Рождественского монастыря, расположенного на территории г. Звенигород.

Савва Сторожевский выступал духовным учителем Юрия Звенигородского, по указанию которого возвели Успенский собор. Образ этого христианского святого также нанесен на стены храма. Савва Сторожевский, являющийся наставником в создании собора, отличился подвижническими подвигами в виде чудотворения и прозорливости. Канонизация этого святого произошла в 1547 г.

История Вознесенского собора в Звенигороде

Известно, что в XVI веке на месте нынешнего храма находилась небольшая деревянная церковь, точная дата постройки которой неизвестна.

Церкви уделялось особое внимание, так как она располагалась на пути следования русских государей в Саввино-Сторожевский монастырь, который был на протяжении нескольких столетий негласной православной резиденцией русских правителей

В XVIII веке при составлении городского плана Звенигород был поделен на кварталы. В результате этого распределения Вознесенский собор оказался в самом центре, в окружении густонаселенных улиц

Это дало собору еще большее количество прихожан и внимание властей

В конце XVIII века Звенигород получил статус уездного города. По существовавшим тогда правилам в таком городе должен был быть большой каменный храм. Так в 1792 году на месте деревянной церкви появился новый каменный храм в честь Вознесения Господня.

Вознесенский собор в Звенигороде был возведен в стиле классицизма. Это был одноглавый четверик с трапезной и четырехъярусной колокольней. Храм имел три придела, главный из которых был освящен в честь Вознесения Господня, а два других — во имя Толгской иконы Богоматери и Николая Чудотворца.

Рядом, за оградой, были построены деревянные дома, выходившие фасадами на храм. Они являлись собственностью служащих прихода. В одном находилась церковная школа и просфорня, во втором жило духовенство храма, а другие сдавались внаем. Дома были расположены в одну ровную линию и отделяли церковное здание от торговой площади.

Остальная территория холма возле храма предназначалась для открытых богослужений, крестных ходов и праздничных мероприятий.

Росписи восточных столбов

Больше всего росписей сохранилось на восточных столбах-пилонах, которые изначально были закрыты высоким иконостасом, поэтому их не трогали при поздних реконструкциях храма. Их широкие плоскости были обращены на запад к прихожанам, представляя собой три регистра изображений.

В верхнем из них были изображены два медальона с полуфигурами святых мучеников и целителей, святых Лавра и Флора. Примечательно, что их изображения можно встретить еще в домонгольких древнерусских храмах. Святые представлены не только как целители тела, но и человеческих душ. Под ними расположились высокие Голгофские кресты. Не исключено, что эти композиции долгое время были закрыты праздничными иконами.

Интересные факты про собор

В 1918 году во время исследования стен Успенского собора были обнаружены 3 ценных православных реликвии, которые ранее являлись составляющей частью деисусного чина. Этими святынями были иконы Апостол Павел, Спас Вседержитель, а также Архангел Михаил. Все они представляют культурную и историческую ценность, а их хранение осуществляется в коллекции Третьяковской галереи.

Обстоятельства, при которых были найдены иконы, до сих пор не известны. Существует теория, что изначально лики православных святых создавались для другого храма, а в здании Успенского собора их спрятали от расхищения.

Настенная живопись Успенского собора Пресвятой Богородицы отнесена к шедеврам мировой иконописи. Считается, что большинство религиозных произведений внутри святыни очень близки к образцам византийской росписи храмов, но при этом дополнены русскими элементами.

Существует несколько версий, что к истории Успенского собора имеет непосредственное отношение известный во всем мире иконописец Андрей Рублев. Рукой данного художника были созданы иконы Апостол Павел и Архангел Михаил, которые особенно отличаются выразительностью силуэта, эмоциональной открытостью ликов святых и сердечностью их образов.

Непосредственно сам храм имеет серебристый цвет на черном фоне. Выпуск данной монеты направлен на популяризацию архитектурных памятников России, которые имеют уникальную историю и культурную ценность.

Архитектура собора

История Успенского собора на Городке весьма увлекательна. Ведь это первый из четырех белокаменных московских храмов, который полностью сохранился до наших дней, при том, что был построен на рубеже XIV-XV веков. Наряду с собором Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, собором Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря и Троицком собором Троице-Сергиевой лавры.

Архитектура собора Успения пресвятой Богородицы в Звенигороде чрезвычайно похожа на подобные постройки в Москве того времени. Они преимущественно ориентированы на период зодчества, который можно отнести к Владимиро-Суздальскому княжеству XIII века. При этом нужно отметить, что московские постройки все-таки имеют ряд принципиальных отличий, которые их выделяют по сравнению с домонгольскими прототипами.

Среди особенностей Успенского собора на Городке, в отзывах это отмечается отдельно, является то, что храм отличается от большинства построек домонгольского периода. Он совсем небольшой крестово-купольный с четырьмя столпами, увенчанный только одним куполом. На восточной стороне у него три алтарные апсиды, а три остальных фасады имеют более традиционное деление на вертикальные прясла, которые завершают закомары.

По вертикали членение фасады выполнено в форме лопаток, к которым примыкают тонкие полуколонки, завершающиеся резными капителями. Точно такие же полуколонки разделяют алтарные аспиды, при этом их стены декорированы тончайшими вертикальными тягами. Имеется широкая тройная лента растительного орнамента, которая разделяет фасады храма по горизонтали, она органично сменяет пояс домонгольских построек.

Верхнюю часть алтарных аспид Успенского собора на Городке в г. Звенигород украшает двойная лента, выполненная из каменной резьбы, такая же есть и на барабане купола. В центральных пряслах фасадов можно увидеть арки, обрамленные на колонах перспективными порталами. Окна, которые изначально были вытянутыми и узкими по вертикали, до наших дней сохранились только сбоку фасадов, а также посередине центральной апсиды. При этом они так же имели обрамление.

Преображенская церковь находится на территории Саввино-сторожевского монастыря

Также на территории Звенигорода находится один из самых известных монастырей — это Саввино-сторожевский монастырь

Мы обратим внимание на Преображенскую церковь, которая находятся на территории этого монастыря

Считается, что этот монастырь очень сильно полюбила царевна Софья, она очень часто бывала здесь вместе со своим отцом государем Алексеем Михайловичем Романовым.


Так выглядит Преображенская церковь в наши дни. Фото: temples.ru

К трапезной палате вплотную примыкает одноглавая церковь Преображения Господня с 2 апсидами. Считается, что именно на пожертвования царевны Софьи Алексеевны и был построен этот храм.

В начале 20 века Преображенский храм находился во введении Звенигородского Духовного училища, и содержался именно на его средства. В годы советской власти этот храм использовали под военный санаторий, а также кинозал и бильярдную.

В настоящее время в храме проходят ремонтно-реставрационные работы, пытаются восстановить интерьер. Храм находится по адресу: Ратехинское шоссе, дом 7.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: