Шереметевский (шереметьевский) замок в пос. юрино

Усадьба юрино

Где находится замок – местоположение, расстояние, дороги

Административно местечко мы обозначили – как прилегающий к землям Нижегородчины участок Марийской автономии. По автотрассе до поселка Юрино от Н.Новогорода напрямую – 143 км.

Как до усадьбы добраться

Способов как минимум три – на автомобиле либо на экскурсионном транспорте, сухопутном или водном. Туристы из Казани, Чебоксар и Йошкар-Олы до Юрино добираются в частных авто, маршрутных такси, рейсовых автобусах. Общественный автотранспорт курсирует от Казани:

  • через Йошкар-Олинский вокзал до конечного пункта без парома (в целом получится 340 км);
  • через Чебоксары-Козьмодемьянск, а после паромной переправы в Коротне – минуя Марьино до большой юринской церкви (всего 320 км).

Из Нижнего Новгорода вояж покороче. Маршрут по Кировской трассе Р159 через Борский мост в сторону Йошкар-Олы, включающий Семенов-Воскресенское-Марьино, «перевалит» за 240 километров. До Семенова вы «пролетите» на одном дыхании: полотно к тому располагает. Задерживаясь не раз ради эффектных фото среднерусской природы да сталкерских постапокалиптических пространств: они так на щелчок и просятся.

Запланировавшим же двухдневную поездку на машине с ночевкой в замковом отеле есть смысл завернуть к озеру Светлояр и в музей-усадьбу Левашовых в Галибихе – по пути туда либо обратно. Утонченные эстеты левашовские природные и рукотворные прелести воспримут как бальзам на сердце.

Автобусные туры из Москвы и Нижнего в Шереметевский замок тоже популярны – как и организованные путешествия на теплоходе.

Маршрут к Шереметьевскому замку на Волге

Для того, чтобы добраться до Шереметьевского замка на Волге, необходимо иметь в виду несколько нюансов. Прежде всего, вы должны знать, что замок находится в 200 км от Москвы. Поэтому лучшим вариантом будет добраться до Ярославля, откуда уже дальше продолжить путь на машине.

Самый простой вариант — сесть на поезд из Москвы до Ярославля. Он ходит с частотой в час и стоит около 500 рублей. По прибытию на вокзал Ярославля можно арендовать автомобиль, либо воспользоваться услугами такси.

Если же вы планируете подъезжать на своей машине, то следует двигаться по автодороге М8 «Холмогоры» от Москвы до Ярославля, проехать через город и дальше следовать в направлении города Ржев. По дороге вы увидите указатели, которые показывают, куда свернуть. Также можно воспользоваться навигатором, чтобы точно достичь нужного места.

Обязательно убедитесь, что вы берете с собой всю необходимую документацию для поездки на автомобиле и заранее проверьте техническое состояние машины, чтобы вы не оказались на обочине вызывая эвакуатор вдали от цивилизации.

В любом случае, по пути к Шереметьевскому замку на Волге вы сможете насладиться красивыми пейзажами и посетить множество других достопримечательностей, какие есть на пути. Одним из ярких и знаковых объектов является монастырь в Ярославле.

Планировочно-архитектурные тонкости

Число вдохновителей и создателей усадебно-замкового хозяйства солидно, но у каждого были свои понятия о градостроительстве. Разнице в приоритетах замок-оркестр обязан своей главной изюминкой – неподражаемым смешением стилей: от западноевропейского готического с чертами барокко до арабского и древнерусского. Эклектика придает ему особый шарм. На декоративность «работают» и сочетание красного кирпича с черным, и игривая белоснежная отделка углов-наличников-карнизов, и яркость причудливой кровли.

Форма окон заметно разнится: есть среди них арочные, с заостренными створками, квадратные и прямоугольные. Встречаются щелочки-бойницы и милые круглые иллюминаторы. В витиеватом их обрамлении участвуют камень, дерево, керамика. Южный вход ведет к оранжерее с прозрачным купольным сводом. Комнат-залов различного назначения насчитывается более сотни, красоток-башен с флюгерами и без них да дымоходов в виде мини-домиков – десятки. Интерьеры кабинетов и холлов – Скобелевского, Персидского, Дубового, Каминного – не совпадают даже в малости.

Замысловатые азиатские узоры, классические малахитовые и многоуровневые итальянские колонны, инкрустированный мраморный пол, мозаичные витражные окна-двери, керамические восточные решетки, узорчатые парапеты, необычные винтовые лестницы и камины с изразцами – лишь малая часть того, чем эта палитра цветов-материалов-техник способна порадовать глаз ценителя буйной дизайнерской фантазии.

Добавьте ко всему вышеописанному анфиладу коридоров с резными потолками, неярким светом, рассеиваемым решетчатыми перегородками, искусную роспись в галереях, мебель, орнаментальные потолочные полукружья, дверные рамы-порталы да прочую ретро-атрибутику – и выходить отсюда наружу не захочется часами. Если, конечно, забыть о тенистых березовой, липовой, кленовой аллеях по соседству и о старом сосновом боре. А кроме них – о паровой мельничке, искусственных прудах и нежно-голубом бассейне с фонтанчиками на подворье великолепного града-усадьбы.

Галибиха — Юрино: Рукой подать

От Галибихи до замка Шереметева осталось всего 75 километров, но с учетом того, что на всем пути во встречном направлении было 6 автомобилей от силы, это расстояние пролетит незаметно. В нашем случае оно было еще более искрометным: JEEP Renegade в комплектации Limited работает в паре с 9-ступенчатой коробкой передач, обеспечивающей превосходную динамику и разгон до сотни за 8,8 секунды. Кроме того, в арсенале «отступника» (Renegade в переводе с английского — ренегат, изменник, отступник) есть полезная фишка — Selec-Terrain, позволяющая адаптироваться к дорожному покрытию и выбирать один из четырех режимов движения.

Этой штучкой мы не преминули воспользоваться в момент, когда поехали по размытой грунтовке в поисках красивых пейзажей. Режим Mud (грязь) превратил машину в крейсер, которому море по колено. Аргументов маловато? А если скажу, что угол въезда — 30,5, съезда — 34,3, дорожный просвет — 198, который можно еще и увеличить, приобретя авто в комплектации Trailhawk, до 210 мм, глубина брода — 480 мм. С такой «начинкой» мы больше не называли JEEP Renegade кроссовером, ведь своим одноклассникам он всем даст фору.

Тем временем, навигатор, встроенный в стереосистему Uconnect с 6,5-дюймовымсенсорным экраном, привел нас в центр поселка Юрино и уже успел построить маршрут к центральному входу замка. В Юрино время как будто замерло, здесь все пропитано духом царской России. Проезжая по проселочной дороге, по обе стороны от борта автомобиля красуются полуразрушенные здания, возведенные еще в 19 веке.

Путь к белым каменным Западным воротам символично проходит по улице Красная площадь. От нетерпения увеличиваем давление на педаль акселератора, и извилистая дорога открывает незабываемый вид Шереметевского замка.

Немного об истории Шереметевского замка в Юрино и его правильном имени

Шереметево-шереметЬевские колебания и путаница в топонимике объясняются просто: существовали два графских рода с почти одинаковым написанием фамилий. Исторически они связаны дальним родством, хоты впоследствии ветви разошлись. Нижегородские дворяне были именно ШереметЕвыми: эту приволжскую делянку в 60 га приобрел в 1812 году двоюродный внук фельдмаршала Петра Великого Василий Сергеевич Шереметев. Полвека спустя поместье-усадьба активно застраивалось и облагораживалось наследниками.

Легенды Шереметевского замка

Роль «темного демона» в семейной хронологии сыграл, однако, один из сыновей славного соратника Суворова, жестокий и злобный самодур. Согласно летописям, в кирпичной кладке по его приказу замуровали девушку Палашу, отказавшую барину в праве на первую брачную ночь. Людские останки действительно обнаружили при раскопках, так что легенда о двух бродящих по залам-коридорам призраках – в женском обличье и в образе крепостника-тирана – не лишена реальной почвы.

Проектировали дворец-парк-усадьбу немцы и итальянцы Мюллер, Штерн, Парланд. Фрагменты в духе поздней неоготики – результат их творчества. Завершали строительство на рубеже ХІХ-ХХ веков отечественные зодчие Родионов (ведущий архитектор), Мамонтов и Малиновский. Окончательный облик «дворянское гнездо» четырех поколений с аллейками-бассейнами-конюшнями приняло к 1915 году, в канун смерти правнука основателя вотчины Петра Васильевича. Его заслугой стали уникальная подборка оружия и идея сохранить для потомков личные вещи генерала Скобелева, брата матери.

Детей у последнего представителя Шереметевых-Скобелевых не было, а его сестры после 1917 эмигрировали. Не вполне достроенный мини-городок в послереволюционное время передали эвакуированному кадетскому корпусу имени печально известного графа Аракчеева, а в 20-е годы – трудовой школе-коммуне. Картины-скульптуры-ценности «разобрали»: кое-что попало в музеи, кое-что просто уничтожили. Не обошлось и без грабителей, вывезших остатки экспонатов неизвестно куда.

В послевоенный период здесь располагались то дом отдыха, то турбаза. В «лихие девяностые» помещения вообще пустовали. Усадьба-сказка разрушалась, подтапливалась, горела. Сейчас это музей-заповедник – отчасти отреставрированный и с несомненными признаками человеческой заботы. Внутри пока далеко не все в порядке, но снаружи усадьба-городок выглядит привлекательно и гостей своих впечатляет.

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых

Кратко: усадьба — свидетель конфликта дворянки и простолюдина-миллионераГде находится: в селе Подвязье, в 57 км от Нижнего НовгородаСтоимость: вход — 250 РВремя на осмотр: 2—3 часаПодробности: в группе во «Вконтакте»

Как добраться. Добраться до усадьбы можно только на машине. Дорога напоминает приключение: последние три километра от села Каликино мы ехали по накатанной в поле колее без указателей. Все время было ощущение, что едем не туда, но добрались благополучно. Если накануне был дождь, лучше отложить путешествие: дорога превратится в непроходимую грязь. Советую взять с собой навигатор.

На въезде в Подвязье есть стенд, который призывает оставить автомобили на стихийной парковке и дальше идти пешком. Здесь сохранилась мощенная камнем дорога 19 века, которую жители села пытаются уберечь от разрушения. Прогулка к усадьбе займет 15 минут.

Так сейчас выглядит главный дом

Немного истории. Усадьбу построил дворянин Богдан Приклонский в 17 веке. Это было настоящее родовое гнездо: здесь крестили детей и венчали молодоженов, рожали наследников и отпевали усопших родственников. Главный дом усадьбы построен в форме буквы «П» — первой буквы фамилии рода.

В конце 19 века усадьбу купил нижегородский миллионер Сергей Рукавишников. Он сразу приказал засыпать землей первый этаж. Его оскорбили слова бывшей хозяйки, которая на предложение о покупке ответила ему с балкона, что эта усадьба никогда не достанется бывшему крепостному. Рукавишников был богат, но его дед действительно был крепостным.

По одной версии, усадьбу засыпали на высоту того самого балкона. По другой — Рукавишников заложил окна зала, у которых произошел разговор, возвел над ними высокое крыльцо и таким образом замаскировал место неприятной для него сцены.

Ажурная ограда у входа в главный дом сохранилась с 19 века

На территории стоит водонапорная башня, которую построили во времена Рукавишникова. Насосы и оборудование для нее привезли из Франции. Еще есть яблоневый сад и липовая аллея. С усадьбы открывается красивый вид на пойму Оки.

Посещение вызвало у меня противоречивые чувства. Эта усадьба самая запущенная из всех, что мы видели. Почти все здания находятся в полуруинном состоянии, кроме главного дома и коровника: их реставрируют. Нет никакой информации об истории усадьбы или хотя бы небольшой экспозиции о том, как она выглядела в лучшие годы. Территория в запустении — такое чувство, что на наших глазах исчезает история.

Все, что осталось от забора, отделяющего усадьбу от оврага. Раньше это были ворота к пляжу у реки Усадьбу реставрируют и снова закладывают кирпичом цементные стены

Все, что осталось от забора, отделяющего усадьбу от оврага. Раньше это были ворота к пляжу у реки Усадьбу реставрируют и снова закладывают кирпичом цементные стены

Возможно, если бы мы заказали экскурсию у совладелицы усадьбы, впечатления были бы другими. Но тогда мы не знали об этой возможности, а охранник не стал отвечать на вопросы. Позже я прочитала в «Коммерсанте», что в усадьбе много лет живет Жанна Потравко, которая называет себя хранительницей усадьбы и проводит экскурсии. Она выкупила часть помещений, а второй частью владеет государство. Потравко организовала здесь территориальное общественное самоуправление, хочет приобрести все имение и занимается его восстановлением.

Записаться на экскурсию можно по телефону +7 951 913-17-46. Иногда Потравко устраивает туристические мероприятия. Например, зимой 2020 года организовывали рождественские вечера: гости гуляли по усадьбе с экскурсией, катались на санках по парку и обедали в каминном зале. Информацию о жизни усадьбы совладелица размещает в группе во «Вконтакте».

Интересный факт. Во времена Приклонских дом облицевали красным кирпичом. Позднее Рукавишников замазал стены цементом. Тогда это считалось модным.

В 19 веке водонапорная башня выглядела как небольшой замок В конце липовой аллеи есть тропа, ведущая к готическим речным воротам, но мы с детьми туда не дошли

Как доехать до Шереметевского замка из Нижнего Новгорода?

Вернемся к маршруту: выезд из областного центра осуществляется через Борский мост, дальше, миновав город Бор, отправляемся в Семенов, из него следуем до Воскресенского, а там открывается прямая трасса до поселка Юрино.

Вы, наверно успели подумать, что Борский мост отнял у нас часа два из жизни? Ан — нет, переправа оказалась пустой, видимо сказываются труды дорожников по расширению полотна. Первые 80 километров до Семенова мы летели на одном дыхании, останавливаясь у каждого красивого пейзажа. А почему бы и нет, торопиться нам некуда

Особое внимание привлекла заброшенная автозаправочная станция, на которой солнечный JEEP Renegade смотрелся очень колоритно. Это заметили не только члены нашего экипажа, но и все проезжающие мимо водители, которые буквально заглядывались на этого бунтаря

Я почувствовала себя сталкером, который прошел по местам некогда полных жизни, а сейчас пребывающих в полном забвении территориям. Как оказалось, заброшенных мест в Нижегородской области куда больше, чем я ожидала. Весь путь только и успевай крутить головой в разные стороны и щелкать затвором камеры.

Проехав не более 10 километров от постапокалиптического пространства, видим новую сцену. Это лесопилка, которая едва успела заготовить новые бревна. Ах, как же вкусно пахнут они свежестью. Да и вокруг лишь чистое поле, вот она, СВОБОДА!

История строительства замка

История Шереметьевского замка начинается с того, что Сергей Васильевич Шереметев (в то время — предводитель дворянства в Нижнем Новгороде) в 1812 году становится владельцем 60 гектаров приволжско-ветлужских земель Юринской волости — тогда она относилась к Нижегородской губернии.

В 1835 году впервые в записях упоминается проект усадьбы. В его разработке принимали участие известные архитекторы, большая часть из которых были иностранцами: А.В.Корш, Р.К.Мюллер и А.А.Барланд. Начиная с 1905 года, над проектом работал русский зодчий П.П. Малиновский.

С 1860 года Юринской вотчиной владеет Василий Петрович Шереметев. Будучи крупным помещиком, он в самом конце 60-х годов приступает к строительству хозяйственных построек, служебных корпусов и реконструкции парковой территории. А в 1874 году начато возведение «каменного замка».

К строительству величественного строения главного дома привлекались поколения юринских мастеровых Тезиковых, Морозовых, Балакиных, Беляковых и других. По заказу Петра, который являлся сыном Василия Петровича, в 1880 году немецкая компания «Сименс – Гальске» начала проводить электрификацию замка. Этой же фирме в 1905 году поручено обустроить и коммуникации в усадьбе. В частности, была проведена телефонная связь, канализация и водопровод. К возведению стен усадьбы с воротами Петр Васильевич приступил в 1882 году.

Строительство усадебного комплекса происходило в период расцвета архитектурной эклектики, предполагающей сочетание элементов различных стилей. Именно поэтому на декоративном убранстве и формах Юринского замка сказалось смешение таких стилевых направлений как восточная и западноевропейская готика, романская и древнерусская архитектура.

Вид на замок со стороны Волги

Для возведения стен замка использовался черный и красный обожжённый кирпич. Черному кирпичу была отведена роль контрастных горизонтальных полосок по фасадам. Стены сооружения превосходно сочетаются с белокаменными деталями, в частности, с карнизами, балконными балясинами и оконными наличниками. Для изготовления междуэтажных перекрытий использовалась также сосна и ель. К началу 20-го века общий размер усадьбы достигал 62 га, а в замке насчитывалось более ста различных комнат и залов: «Картинная галерея», «Восточный кабинет», «Дубовая комната», «Скобелевский зал» и многие другие.

Строительство велось из местных строительных материалов, дорогостоящие и редкие – мрамор, гранит, а также ценные сорта древесины привозили по Волге из Финляндии, Италии и стран Западной Европы. И по сей день в интерьерах дворца остались целыми колонны из итальянского мрамора, керамические решетки на окнах, и мозаичные витражи.

Замок располагает самыми различными по форме и размерам окнами. К примеру, строение обладает арочными, прямоугольными, спаренными и одиночными оконными конструкциями. Вместе с тем, здесь можно увидеть окна с переплетами, которые вырезаны из камня, а также варианты с деревянными переплетами.

Пётр Васильевич Шереметев не дожил до окончания строительства замка — он умер за год до этого, в 1915 году.

История

История дворцового комплекса берет начало в 1812 году, когда С. В. Шереметев богатейший купец становится владельцем поселка Юрино, площадью в 60 гектар.

Долой крепостное право

Время шло своим чередом, менялись поколения, и в 1868 году имение по наследству переходит к внуку генерала Шереметева – Петру Васильевичу. В этот же период было отменено крепостное право, и молодой граф не стал идти по стопам родственников, а выбрал промышленность. Так постепенно в селе появились лесотехнические заводы и лесоторговая контора.

Красота и грация

Петр Васильевич вместе со своей супругой много путешествовали по Европе, и с каждой своей поездки привозили различные заморские диковинки. В одной из таких поездок граф приобрел плиту, обнаруженную при раскопках Помпей. Мечтой и целью всей его жизни было строительство большого дворца, который станет не только домом для его семьи, но и хранилищем для произведений искусства.

Строительство замкового комплекса было начато в 1874 году, и завершилось в 1915 году. На протяжении 30 лет над проектом работали шесть именитых архитекторов того времени. Каждый из них старался внести свою лепту в архитектурный облик. Поэтому у комплекса нет единого стиля, местами можно увидеть элементы неоготики, романского стиля, виднеются древнерусские и восточные мотивы.

Революция – всему конец

Незадолго до начала Революции Шереметевы покинули родовое поместье. В 1917 году на территории усадьбы разместился Нижегородский кадетский корпус. В период войны здесь был госпиталь, после окончания турбаза «Ветлуга». В 1987 году здесь был открыт пансионат «Матери и ребенка».

В советское время комплекс несколько раз переделывалась, дорогая отделка была заменена на дешевые материалы. В этот же период была проведена канализация. Несколько помещений были отданы под гостиницу, но и здесь провели реконструкцию, в ходе которой весь былой облик был утерян. От всего поместья остался лишь замок, несколько хозяйственных построек и парк.

В 1993 году здесь был основан АО «Замок Шереметева», а в 1995 году он обрел статус усадебного музея-заповедника.

Немного о свободе

Мне, как типичному жителю мегаполиса, всегда особенно приятно вырваться за его пределы, пусть даже и на такой короткий срок. Да и дорожная романтика задает свой пикантный тон. Пока все вокруг суетятся и куда-то торопятся, ты спокойно наслаждаешься жизнью. Скептики, конечно, сейчас начнут со мной спорить, какая уж тут романтика: сидишь в машине, ноги-руки затекли, спина болит. А я это с легкостью парирую: в моем путешествии ничего такого не случилось. У всей нашей команды было неподдельное удивление от того, насколько комфортно ездить на первом семейном кроссовере, произведенным компанией Fiat Chrysler Automobiles (FCA).

Пока мы будем преодолевать еще 36 километров до первой важной точки маршрута, с вашего позволения, расскажу вам о об этом «пепелаце», который на быстрой скорости несет нас вперед. Компания FCA выпустила свой первый кроссовер для города и бездорожья

Дизайн продуман от и до, более того, они сделали его настолько уникальным, что из ста разных машин, ты узнаешь Renegade с одного взгляда. Вы, наверное, тоже заметили, что новинки, выходящие сегодня в свет, похожи друг на друга, как братья-близнецы: у всех «проходимцев» раскосые фары, вылизанный силуэт и резкие линии кузова. Renegade же пошел против течения и законов моды. Он сохранил в себе фамильные черты прародителя Willys — автомобиля, прошедшего войну (в СССР «Виллисы» массово поступали поленд-лизу уже в 1942 году, и нашли себе применение как автомобили для командного состава и тягачи 45 мм противотанковых пушек)

Компания FCA выпустила свой первый кроссовер для города и бездорожья. Дизайн продуман от и до, более того, они сделали его настолько уникальным, что из ста разных машин, ты узнаешь Renegade с одного взгляда. Вы, наверное, тоже заметили, что новинки, выходящие сегодня в свет, похожи друг на друга, как братья-близнецы: у всех «проходимцев» раскосые фары, вылизанный силуэт и резкие линии кузова. Renegade же пошел против течения и законов моды. Он сохранил в себе фамильные черты прародителя Willys — автомобиля, прошедшего войну (в СССР «Виллисы» массово поступали поленд-лизу уже в 1942 году, и нашли себе применение как автомобили для командного состава и тягачи 45 мм противотанковых пушек).

Передок «Ренегейда» выполнен в фирменном стиле, состоящем из двух круглых фар и решетки радиатора с семью вертикально расположенными прорезями, которые берут свое начало еще в далеком 1941 году. Этот дизайн — дань памяти великой истории марки. В интерьере вы то и дело будете натыкаться на подобные свидетельства родовой принадлежности: так оформлены и обрешетки динамиков, и воздухозаборников.

В дизайне задних фонарей и большинства элементов салона вы сможете увидеть эксклюзивный знак «Х». Это еще один отличительный знак семейства «Джипов», который символизирует, вы только вдумайтесь, ребра жесткости канистры. Более оригинального решения не видела даже в самых дорогих автомобилях.

Внутренние убранства

Органическое сочетание заметно не только во внешнем облике, но и во внутреннем убранстве. Изюминкой интерьера является уникальная крученая лестница, по ней вы можете попасть из дворца в Зимний сад. Во времена расцвета лестница была украшена изящными амфорами, привезенными графом из древней Греции. В них прорастали экзотические цветы, которые лозами обрамляли ажурные перила. В центральной части зимнего сада росла пышная пальма, высота которой достигала до купольного свода.

Музыка…. Музыка…

Во время прогулки по дворцу, вы сможете не только осмотреть внутренние убранства, насладиться красотой мозаичных полов, французскими витражами, но и посетить залы и кабинеты. Из 100 помещений для всеобщего доступа открыта лишь малая часть, остальная закрыта на реставрации или отдана под гостиницу.

  • Кабинет генерала Скобелева – здесь представлена большая коллекция холодного и огнестрельного оружия, а также элементы обмундирования и доспехи. Все предметы из экспозиции были собраны самим военачальником.
  • Дубовая комната – здесь весь представленный интерьер выполнен из дуба. В центральной части установлен стол, рядом несколько стульев. На самом столе подсвечник, шкатулка, рукопись и перо. Стены украшены стендом, несколькими картинами. Дополняют интерьер бордовые занавески, небольшие окна и цветы.
  • Восточный кабинет – здесь каждая деталь передает тонкие линии Востока. Окна украшены расписными рамами, выполненными из керамики. По центру зала установлены малахитовые колонны, в качестве украшения служат многочисленные замысловатые азиатские узоры.
  • Картинная галерея – здесь вы сможете осмотреть различные произведения искусства датируемые XVIII – XIX столетием.

К сожалению, основная коллекция живописи и раритетных предметов была утеряна в годы революции и Гражданской войны. В их число входят персидские ковры, керамические и майоликовые изделия, коллекция японского фарфора, а также полотна Рембрандта и Эль Греко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: