Гагрский район
- Храм в с. Гечьрипш.
- Храм в с. Хашупса (VI век).
- Базиликальный храм в п. Цандрипш (VI век).
- Храм в с. Ачымарда.
- Храм в устье реки Бегерепста (Холодная речка).
- Храм св. Ипатия Гагрского (Званба) в старых Гаграх (VI век).
- Пещера св. Ипатия Гагринского (Мамзышьха).
- Храм Преображения Господня г. Гагра (XX век).
- Патриарший собор Андрея Первозванного в п. Пицунда (X век).
- Храм-часовня в честь Пицундских Святых п. Пицунда.
- Комплекс храмов в Пицунде (IV — VII века).
- Храм в Сосновой роще п. Пицунда (VI век).
- Храм в с. Лдзаа (IV — V века).
- Храм Ахаш-ныха в Алахадзы (VI век).
- Храм Богородицы на Бзыбе (X век).
Илорская церковь
Село Илор расположено в 4 км. от г. Очамчыра. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменита местная церковь Святого Георгия. Этот храм известен далеко за пределами Абхазии, а у местного населения пользуется особым почетом. Небольшая церковь скромной архитектуры, построенная в XI в., столетиями привлекала паломников, а культ святого Георгия переплетался здесь с культом быка. Древний храм был разрушен в 1638 г., но вскоре восстановлен. Новый храм архитектурно отличался от прежнего. В 1858 г. последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе отремонтировад церковь и отреставрировал древнюю ограду из булыжника.Своей славой Илорская церковь обязана чуду.Неаполитанец Арканжело Ламберти побывал в Абхазии в XVII веке. Потомкам он оставил описание необычных обрядов, которые наблюдал в церкви св. Георгия в с. Илор. На пасху бык с золочеными рогами торжественно появлялся в церкви. Затем его убивали и ели, считалось, что его мясо обладает исцеляющей силой и сохраняется свежим в течение нескольких месяцев. А 21 октября (старый стиль) в день святого Георгия, бык чудесным образом оказывался в опечатанной накануне церкви. Таинственное появление быка приписывалось силе Св. Георгия.Илорская церковь в прежние времена была очень богата образами, крестами, церковной утварью и другими сокровищами. Еще во вт. пол. XIX в. там находилась замечательная коллекция золотых и серебряных литургических сосудов. Среди них знаменитая золотая чаша царя Баграта (999 г.)И в настоящее время этот храм остается одним из самых почитаемых в Абхазии. Говорят, что любая просьба, произнесенная в молитвах перед иконами внутри храма, исполнится.
История Илорского храма
Иконы в Илорском храме.
На заре становления веры храмы строились на месте бывших языческих капищ, чтобы наглядно показать – прежних богов уже нет, на их месте стоит новый храм другому богу. Со временем люди свыкались с этой мыслью и становились христианами.
Собор был построен в XI веке, когда христианская вера уже утвердилась в Абхазии и Грузии. Тем не менее храм располагается в дубовой роще, в которой проводились языческие сборища и приносились жертвы Елыр-ныху. До сих пор в народе жива вера, что дубовая роща – место силы. Здесь особенная энергетика, которую может ощутить каждый человек.
Илорская церковь освящена в честь святого Георгия – покровителя Абхазии. В ней хранились древнейшие иконы, написанные в ранние годы христианства. Также церковь была богата дарами и подношениями в честь святого Георгия Победоносца за его помощь верующим.
За столь долгое время существования храм не раз подвергался варварскому нападению. Так, в 1733 году его почти полностью уничтожили турецкие завоеватели. Но святые иконы и предметы культа удалось спрятать и спасти. Красивейшие фрески на стенах сохранились лишь частично.
В том же году абхазские воины дали решительный отпор турецким захватчикам, обратив их в бегство. Местным жителям удалось отстоять свои святыни и православную веру, которую стремились уничтожить турки. Согласно легенде одолеть магометан помог сам святой Георгий Победоносец.
Также грузинские власти выразили недовольство тем, что на стенах храма заштукатурили надписи на грузинском языке. С их слов, эти надписи рассказывали об истории постройки данного храма.
Сила Святого
В 1733 году храм в Илоре разорили турки.
«Турки разрушали все и брали в плен всех, кого находили. Турки ворвались в Илор. Иконы, кресты и другие реликвии удалось спрятать. Подложили огонь, сожгли церковь, сорвали крышу, уничтожили фрески и после направились дальше», — описывал эти события царевич Вахушти.
Решающее сражение между абхазами и турками состоялось в том же году: «…абхазы напали и уничтожили лагерь осмалов, обратили их в бегство; паша бежал морем, большую часть их истребили, либо утонули в море и в реке, взяли много добычи и оставили магометанство и вернули свою веру». Как отмечал Вахушти, эта победа была «чудом, сотворенным Святым Георгием, так как в ту ночь он велел абхазам выступить и придавал силу в сражении.»
Что посмотреть на территории обители и окрестностях
Посещая Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь, стоит обратить внимание на следующие объекты:
- Тропа грешников. По преданию, пройдя по белокаменной дорожке можно избавиться от всех грехов.
- Собор св. Пантелеймона. Главный храм обители, в котором хранится частица древа с Животворящего Креста Господня. Основной интерес для туристов представляет его внутреннее убранство и фрески.
- Храм Андрея Первозванного. Он возведен в честь одного из апостолов. Осмотр возможен только снаружи.
- Надвратная церковь Вознесения Господня. Расположена над главным входом в монастырь. Самая яркая из всех, со стенами, окрашенными во все оттенки желтого и красного цветов.
- Храм Симона Кананита. В одном из его приделов, по преданию, покоится под каменным спудом тело апостола. Сейчас храм сильно обветшал, войти внутрь нельзя. Но паломники отдают дань памяти святого снаружи входа в придел. По отзывам, храм открывается только раз в год — 23 мая на день апостола Симона Кананита.
- Икона Богородицы «Избавительница» и храм в ее честь. Именно из-за этой святыни в монастырь едут тысячи паломников. Считают, что икона исполняет желания, связанные с избавлением от недугов.
Конечно, построек на территории обители намного больше. Но далеко не все они доступны для посещения или беглого осмотра снаружи.
Грот Симона Кананита в Новом Афоне
Одной из главных достопримечательностей поблизости от Новоафонского монастыря можно назвать грот, в котором, по преданию, уединенно жил один из учеников Иисуса Христа – Симон Зилот или, как его еще именуют, Кананит.
Каменная келья высечена в скале, в пещере, к ней ведет крутой подъем из 200 ступеней. Внутри грота обстановка спартанская – огромный валун вместо стола, каменные стены и пол. Сегодня они обильно украшены свечами и иконами, оставленными людьми, пришедшими поклониться святыне. При гроте есть смотритель. Свечи можно приобрести прямо на месте.
Сегодня грот, где апостол прожил два года, с 53 по 55 год от Рождества Христова, является освященной часовней.
Начало маршрута к гроту считают местом, на котором Симон Кананит принял свою мученическую смерть. Здесь расположен источник с освященной водой. Пешком дойти отсюда до грота можно примерно за 30 минут, наслаждаясь природными красотами Абхазии.
Грот Симона Кананита вне летних месяцев открыт для посещения только по средам и выходным дням. Он расположен на территории Псырцхинского заповедника, поэтому за вход на охраняемую территорию придется заплатить 200 рублей с человека. На экскурсию к гроту можно попасть бесплатно, но только в высокий туристический сезон, группами от 10 участников.
Действующие храмы
- Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
- Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
- Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
- Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
- Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
- Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
- Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
- Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь
Всемирно известная достопримечательность, религиозный комплекс и объект паломничества – мужской монастырь расположился на горе Афон. Он создан греческими иноками в 1875 г. и назван в честь апостола Симона Кананита. Его как проповедника христианства убили в 1 в. н. э. римские легионеры. Место, где обитал Симон в маленькой пещере, почитается святым.
Полностью строительство монастыря завершилось в начале 20 века. За эти годы был создан целый комплекс религиозных построек с обустроенной территорией. Появились вымощенные мостовые, пристань, парковые аллеи, оформлены подходы и подъезды к объекту.
Всего здесь выстроено 6 храмов, среди которых главенствует Пантелеймоновский собор. Это истинная архитектурная жемчужина среди других святилищ. Возведённый в 1900 г. в честь святого Пантелеймона он выполнен в неовизантийском стиле. Гордо высятся его 5 куполов, самый высокий из них (40 м) центральный.
К собору ведёт Тропа грешников, пройдя которую, освобождаешься от грехов. Внутреннее оформление необыкновенно красиво: фрески, иконы – настоящие произведения искусства. По периметру 4-угольника расположены другие 5 храмов: Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иеронима, преподобных отцов Афонских и Божьей Матери Избавительницы.
Что посмотреть в Новоафонском монастыре
Архитектура
Архитектура Новоафонского монастыря отличается от традиционной русской церковной архитектуры. Монастырь в Абхазии построен по неовизантийским канонам. На территории монастыря шесть храмов: храм Вознесения Господня , Пантелеймоновский собор, храм святого апостола Андрея Первозванного, церковь иконы Божией Матери «Избавительница», храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона.
В центре монастырских корпусов находится Пантелеймоновский собор. Это самое значительное сооружение комплекса. Высокую колокольню, находящуюся с левой стороны от Пантелеймоновского собора украшают фрески волжских мастеров братьев Оловянниковых, а под куполом колокольни находятся часы, подаренные Александром III.
Фрески
Прекрасная роспись внутри храма сделана палехскими мастерами в начале XX века. К сожалению, сейчас роспись сильно пострадала и требует реставрации.
Иконы
Новоафонский монастырь в Абхазии хранит немного икон и основными являются несколько:
- Икона Божией Матери «Избавительница» со свв. апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном (предп. кон. ХІХ — нач ХХ вв.)
- Икона св. Пантелеимона с житием (1896 г.)
- Икона Божией Матери «Анакопийская» (2005 г.)
- Новый образ иконы Божией Матери «Пицундская» (2009 г.)
Деревянные скамьи
Многие посетители Новоафонскиого монастыря в Абхазии удивляются, увидев ряды деревянных скамей, стоящих в центре храма. Ведь по канонам русской православной церкви службу слушают стоя, а не сидя. Так почему же в православном храме стоят скамьи?
Дело в том, что в Новоафонском монастыре Богослужения совершаются согласно Церковному Уставу монастырей Святой Горы Афон и традициям Восточных Православных Церквей.
За Богослужением мужчины стоят либо сидят в правой части Собора, женщины, соответственно — в левой части
Достопримечательности рядом с селом Илор
Сероводородные кындыгские термальные источники.
Что можно посмотреть недалеко от храма в Илоре, какие достопримечательности республики Абхазии? Паломников заинтересуют два собора – Моквский и Бедийский. Любителей красот природы привлечет термальный источник Кындыг и водопад Великан. Любителям старины понравится крепость Сан-Томмазо. Кто желает увидеть остатки былого величия советской эпохи, могут посетить два города-призрака – Акармару и Ткуарчал. В Ткуарчале масса интересных объектов для любителей заброшек.
Моквский собор Успения Божьей Матери был возведен в конце Х века, его отличает крестово-купольный стиль постройки. Это единственный в Абхазии храм с подобной архитектурой, которая напоминает Киевскую Софию. Храм был расписан при абхазском царе Давиде в конце XI – начале XII века.
Крепость Сан-Томмазо была построена генуэзцами в селе Кындыг. Она возведена из булыжника и огорожена крепостной стеной. Эта крепость упоминается в средневековых источниках и обозначена на картах XIV века.
Сероводородные кындыгские термальные источники функционируют с 2007 года, здесь построен оздоровительный комплекс. Вход, парковка и камера хранения платные. Источник примечателен тем, что из-под земли выходит кипящая вода, которая охлаждается при прохождении по системе труб. Купаться можно круглый год. Также здесь можно принять грязевые ванны.
Илорский храм в Абхазии привлекает туристов из разных стран мира. Сюда едут паломники и любители старины, чтобы воочию увидеть мироточащие иконы и принять участие в литургии на праздник Георгия Победоносца. Также в Илоре изгоняют бесов и исцеляют от душевных недугов, когда официальная медицина уже ничем не может помочь.
Дивеево
- Нижегородская область, Дивеевский район.
- «Четвертый удел Богородицы на земле» — именно так называют . Дивеевский женский монастырь славится крестным ходом вдоль святой канавки, святыми источниками, духовным наследием преподобного Серафима Саровского. Монастырь конца XVIII века до сих пор принимает паломников. «Дивное Дивеево» — благодатное место, где случилось настоящее чудо. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.
- В Дивеево на шпильках
- Дивеево: по святым местам
Православные святыни Абхазии
Православные святыни Абхазии
Абхазия всегда славилась своими природными красотами и огромным историческим наследием. На этой небольшой территории сосредоточены интереснейшие достопримечательности, посмотреть на которые ежегодно приезжает большое число туристов. И не зря, ведь из этой поездки можно вынести столько полезного и интересного.
Очень привлекает Абхазия своими святынями, что совсем неудивительно, ведь она входит в число тех стран, где впервые зародилось христианство. Именно сюда в первом веке прибыли ученики Христовы для того, чтобы проповедовать Евангелие. С тех самых пор на этой территории прочно прижилось христианство и до сегодняшнего дня сохранились старейшие церкви и монастыри, привлекающие в Абхазию паломников со всех уголков земного шара.
Новоафонский монастырь
Илорский храм
Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.
Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).
В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.
Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.
Исключение из правил
Илорский храм возведен на месте одного из семи главных абхазских святилищ Елыр-ныха. Название происходит от абхазского слова «аилыргара», что можно перевести как «правосудие». Как рассказал глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион, во времена становления христианства в Абхазии духовенство разворачивало строительство храмов в местах, которые особо почитались местным населением.
В XI веке христианство на территории Абхазии уже твердо закрепилось, и в большинстве случаев духовные власти не особо считались с языческими представлениями населения. Храмы строились просто в удобных и подходящих местах.
«Однако, это положение не распространилось на Илор. Церковь была построена в священном, по языческим представлениям, но болотистом месте, окруженном густой растительностью. Дубовый лес в Илоре считался местом пребывания божества Елыр-ныха, в честь которого в древности совершались моления с жертвоприношениями», — рассказал отец Виссарион.
Русский ботаник Николай Альбов, путешествовавший по Абхазии в XIX веке, писал о том, что у населения Самурзакана и Абжуа самой важной считается присяга, данная перед образом Святого Георгия Илорского
История Новоафонского монастыря
Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.
Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.
Leandr Khaliullov
Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.
Oleg N.
При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.
Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.
XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.
Храмы Абхазии
Храмы Абхазии
Храмы Абхазии
В Древней Абхазии, истину Христова учения проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.Абхазская земля обагрена кровью первых христианских мучеников. И сейчас известно место мученической кончины святого апостола Симона Кананита и святого Василиска. В Абхазии, будучи в изгнании, закончил жизнь святитель Иоанн Златоуст (до настоящего времени хранится саркофаг над его гробницей).Повсюду в Абхазии можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды. В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.
И, наконец, крепость
Есть еще одна замечательная достопримечательность в Абхазии. Правда, о замечательности этого места трудно догадаться по одному только виду. Так, гуляешь по набережной, потом видишь какие-то развалины, которые рассеяны даже по морю. А это, между прочим, обломки грандиозного оборонительного сооружения – крепости Сухум-кале, основанной задолго до событий XIX века, о которых и пойдет речь.
Именно на этом самом месте в начале 19 века «столкнулись интересы» двух империй — Российской и Османской.
Абхазию в то время раздирали феодальные распри. Один из абхазских князей — Келеш-бей сумел при поддержке турок разгромить наиболее непокорных феодалов и сосредоточил в своих руках управление всей Абхазией.
Затем Келеш-бей решил отказаться от «дружбы» с турками и стал просить российского подданства.
При этом значительная часть абхазского общества оставалась под влиянием Османской империи. Так, протурецки настроенным был старший сын Келеш-бея — Аслан-бей. Плюс ко всему он был лишен статуса наследника.
Поначалу российское правительство проявляло осторожность в переговорах с владетелем Абхазии Келеш-беем, так как боялось осложнений во взаимоотношениях с Османской империей. Российским властям такие осложнения были невыгодны накануне войны с Наполеоном I
А тем временем Аслан-бей, вооруженный и подстрекаемый турками, убил своего знаменитого родителя, занял крепость и объявил себя владетелем Абхазии и вассалом турецкого султана. А младший сын и наследник Келеш-бея — Сафар-бей попал в изгнание. Он, как и его отец, стал просить российского подданства.
Весной 1809 года турецкий султан разорвал перемирие и провозгласил возобновление войны с Российской империей. Между тем, в 1810 году Сафар-бей был принят в российское подданство. Александр I назначил ему жалование в 2,5 тысячи рублей серебром в год, а его княгине – 1,5 тысячи рублей в год.
Вскоре русские взяли крепость. Так из Сухум-кале были изгнаны турки, которые почти 2,5 века господствовали здесь.
«Взятие Сухум-кале являлось не столько победой Сафар-бея над своим братом, а сколько победой России над Турцией в борьбе за Абхазию», — писал абхазский историк Георгий Дзидзария.
Взятие этой крепости было одним из пунктов в общем плане по укреплению положения Российской империи на восточном побережье Черного моря.
Историк Агумаа писал: «Этот уникальный памятник требует защиты и дальнейшего исследования». Возникновение самого города Сухума вообще относится к VI веку до н.э.
P.S.
На моем канале в YouTube — «Света Орлик» — есть видеоролики, посвященные Бедийскому собору, «городу-призраку» Акармаре, Анакопийской крепости, Сухумскому порту…
Первая часть об Абхазии:
Итоговый «фильм» про республику
Церкви Пицунды
Именно на территории современной Пицунды находятся самые древние церкви. Это объяснимо тем, что именно здесь в 4-м веке была основана первая христианская община. Сегодня же приехать сюда стоит хотя бы для того, чтобы увидеть Собор Андрея Первозванного, который был возведён в начале 10-го столетия. Именно здесь и находится гробница, в которой находится прах двух апостолов – Андрея Первозванного и Симона Канатина.
Этот уникальный собор неоднократно разрушался и отстраивался заново, виною чему были бесконечные войны с турками. В результате таких событий в 17-м веке собор был заброшен и возобновлён лишь в 19-м столетии. Сегодня здесь размещается концертный зал и орган, а от уникальных фресок осталось совсем немного – пояс медальонов в алтаре.
Иверия – Удел Богородицы
До наших дней дошло православное предание о том, как первые христиане, ученики и последователи Иисуса Христа, в результате гонений решили покинуть Иерусалим. В 44 году нашей эры иудейский правитель Ирод Агриппа стал жестоко преследовать христиан. Апостолы, с согласия Девы Марии, решили покинуть Иерусалим и проповедовать христианство в других краях.
Для решения вопроса кому, в какие края направиться, они кинули жребий, по которому Богородице досталась далекая Иверия (ныне Грузия). Однако перед выездом из Иерусалима, ей приснился сон, в котором ангел велел остаться в Иерусалиме, так как подошло ее время, и Матерь Божья должна предстать пред Всевышним.
Мария призвала апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, передала им свой нерукотворный образ и благословила в путь. Апостолы пришли в Иверию, где занимались миссионерской деятельностью.
По одной из легенд именно в Абхазии Симон Канонит был зверски замучен. По одной из версий православных канонников это произошло на месте современного Нового Афона.
Анакопийский храм
Прикоснуться к древней истории, ощутить дыхание далёкого прошлого в настоящем могут все, кто хоть однажды посетит Иверскую гору. Она расположена в окрестностях Нового Афона. Но не сама гора столь интересна путешественникам, а старая Анакопийская крепость – первый центр христианства в стране.
Возвели цитадель на вершине горы в 4 веке на высоте 345 м над уровнем моря и назвали Анакопией. За мощными каменными стенами располагались 2 башни, осадный колодец и Анакопийский храм. Он был посвящён великомученику Феодору Тирону. В своё время он был знаменит нерукотворным образом Пресвятой Богородицы. Об иконе сложена легенда, повествующая о её чудесном появлении в крепости.
Религиозный объект зиждится на возвышении в центре территории. Он сложен из известняковых блоков и крупной гальки, с вкраплениями кирпича. Последним отделаны оконные ниши. Церковь почти полностью утратила свой первоначальный облик в результате неоднократных перестроек. Хорошо сохранилась алтарная ниша в форме широкой апсиды.
Здесь хранятся известняковые плиты с греческими надписями и изображениями кипарисов, рыб, крестов, символизирующих раннее христианство. Эти фрагменты были сняты со стен здания. Факты, запечатленные в средневековых рукописях, свидетельствуют о чудесах исцеления, даруемых образом Пресвятой Богородицы. Сегодня сюда приходит множество посетителей, чтобы осмотреть благородные руины.
Действующие монастыри
- Монастырь святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Настоятель — иеромонах Андрей (Ампар). Количество насельников — 25 человек. На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеймона и храм мученика Иерона. Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. 2-40-23, 2-40-26, (8 442) 71971. Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
- Монастырь святого Иоанна Златоуста в с. Команы. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Количество насельников — 5 человек. На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска. Адрес: Сухумский район, с. Команы, монастырь. Тел. (8 442) 72504.
Монастырь святого Иоанна Златоуста | Гробница (саркофаг) святого Иоанна Златоуста |
Монастырь святого Иоанна Златоуста, вид сверху | Источник святого мученика Василиска |
* Этот саркофаг, в котором в течение 30 лет покоились мощи святителя Иоанна Златоуста, в 1967 году из Команского храма был перевезен в Сухумский кафедральный собор. В 1990 году после проведения восстановительных работ в Команском монастыре гробница Златоуста была вновь возвращена на прежнее место.
По материалам Официального Сайта Абхазской Православной Церкви https://anyha.info/