Достопримечательности острова пасхи

Остров пасхи

Таинственные каменные идолы

Самой главной тайной острова являются Моаи — каменные истуканы. Эти громадные изваяния в высоту достигают от 1 до 25 м. Вес этих истуканов составляет от 10 до 100 тонн. Пожалуй, благодаря этим статуям остров и получил широкую известность среди туристов и стал знаменит на всю планету. Попасть на остров Пасхи можно только двумя путями: по воздуху и морем. Каждый год это место посещает около 30 тыс. путешественников. Преимущественно это люди весьма и весьма обеспеченные, поскольку авиабилеты сюда можно купить лишь по очень высоким ценам. Но оно того стоит что бы увидеть эту фантастическую картину доставшуюся нам из далекого прошлого.

Даже те, кто не знает об этом острове, наверняка видели знаменитые фотографии исполинов. Их называют Моаи и сделаны они из окаменевшего вулканического пепла. Всего на острове размещено 997 гигантских статуй. Все они расположены по краю и лица их направлены в сторону острова. Не все статуи стоят в полный рост, некоторые из них лежат на земле лицом вниз. Для сохранения наследия, часть Моаи была отреставрирована и помещена на специальной площадке.

Если смотреть на статуи издалека, кажется, будто фигуры вросли в землю. Также на острове существуют, не до конца законченные «гиганты», видимо таинственные мастера столкнулись какой-то преградой. При попытке переместить один из таких идолов, оказалось что на поверхности находится только небольшая верхняя его часть, а основная масса уходит глубоко в землю.

Для местных жителей эти статуи является символом и уникальным культурным наследием. За причиненный вред Моаи, можно угодить за решетку и заплатить огромный штраф.

Остров Рапа Нуи в Тихом океане

Остров Пасхи – самый уединенный обитаемый клочок суши на земле. Он раскинулся среди бескрайнего Тихого океана на расстоянии 3700 км от ближайшего континента – Южной Америки, и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова Питкейрн.

Этот остров – вершина огромной горы, которая сформировалась из вулканической лавы, извергавшейся 3 миллиона лет назад. Покрытое густыми лесами пространство, защищенное от ветра, радовало коренных жителей плодородной почвой. Здесь росли бананы, бадат, сахарный тростник и ямс. Умелые рыбаки, островитяне выходили за добычей на самодельных лодках далеко в море.

Занимаясь разведкой Тихого океана, на остров наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен 5 апреля 1722 года – в канун православного праздника Воскресения Христова, известного как Пасха. Одинокий участок суши глава экспедиции предложил назвать в честь предстоящего торжества.

Когда экипаж корабля сошел на берег, то убедился, что остров – совсем не райский уголок. Перед путешественниками предстала сухая каменистая степь с редким низким кустарником и сухой выжженной травой. Жухлые папоротники и осока виднелись только около тростниковых хижин, похожих на перевернутые корзины.

Островитяне, жившие здесь, спали на циновках, подложив под голову камень. Полуголые хозяева путешественников встретили доброжелательно и охотно шли на контакт. В момент открытия острова, который аборигены называют Рапа Нуи, там жило 3000 человек.

Сегодня на острове площадью 117 кв. км, принадлежащем Чили, обитает 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.

Падение идолов

Последние статуи были воздвигнуты в начале XVII века. Этим же периодом датированы найденные учеными наконечники копий. Это может означать только одно: люди от мира перешли к войне. Голод породил жестокость. Согласно местной легенде, «короткоухие» обрушили свой гнев на «длинноухих», призванных защищать Ра-па-Нуи от всех напастей, но не справившихся с этой задачей. Островитяне воевали не только со своими вождями, но и с духами предков, заключенными в моаи. «Большинство статуй на острове были повалены лицами вниз. Это было целенаправленное уничтожение идолов», — считает Круглов. К концу XVII столетия война закончилась победой «короткоухих». Проигравшая элита была полностью уничтожена. А вместе с ней исчез и культ моаи. В начале XVIII века, к моменту появления голландцев, на острове проживали 2000–3000 человек. Они были сыты и вполне дружелюбны. Выместив гнев на богах и вождях, «короткоухие» сложили оружие и вновь взялись за плуг. «На острове сохранились остатки каменных огородов. Большинство из них сделаны из осколков статуй моаи. Камни укрепляли почву, защищая посевы от ветров. Здесь вновь стал расти сладкий картофель, ямс и сахарный тростник. Но уничтоженный лес было уже не вернуть», — рассказывает Леонид Круглов. После нашествия перуанских работорговцев в 1860-х годах и последовавшей эпидемии оспы на Рапа-Нуи осталось лишь несколько сотен потомков первых поселенцев. Сегодня на острове Пасхи проживает около 4000 человек: в основном выходцы из Чили и с других островов Тихого океана.

Истуканы острова Пасхи

У многих людей остров Пасхи ассоциируется с загадочными каменными статуями. Их еще называют моаи, что в переводе с гавайского означает «статуя, истукан, идол».

До сих пор ученые не могут точно понять, каким образом и для чего были созданы эти истуканы-моаи.

Принято считать, что островитяне создавали фигуры в память об умерших родственниках или вождях. Аборигены поклонялись этим идолам веря в то, что они защитят их от бед и дадут им силу. Высота статуй колеблется от 3 до 21 м. На некоторых статуях находятся шапки из красного камня.

Большинство экспертов считают, что моаи передвигали при помощи стволов деревьев, упоров или других конструкций. Доказательством этой версии служит то, что на острове не осталось ни одного дерева, поскольку все они были использованы для транспортировки фигур.

В середине прошлого века известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попытался повторить процесс изготовления истуканов, включая их установку. Хейердал опросил множество островитян, пытаясь узнать принцип всего технологического процесса.

В результате жители показали ученому каменные молотки, которыми пользовались их предки, а затем перетащили истукана волоком в горизонтальном положении. Потом соорудив простой механизм из камней и 3 бревен-рычагов они достаточно просто подняли моаи.

На вопрос Тура, почему туземцы не рассказывали об этом раньше, те ответили, что раньше их об этом не спрашивали.

Также существует мнение, что статуи перемещали стоя, при помощи канатов. В 2012 г. группа исследователей в ходе эксперимента подтвердила эту теорию.

Интернет

Интернет на острове медленный и нестабильный. В нескольких местах в поселке можно найти бесплатный вайфай. Они обозначены знаком Zona ChileGob. Я не проверял, насколько хорошо они работают и работают ли вообще.

Вайфай есть не во всех отелях и ресторанах — нужно спрашивать. Также на главной улице встречаются интернет-кафе, как у нас в девяностые.

Мобильная связь на острове оставляет желать лучшего, сигнал сети более-менее стабилен только в столице. Я ни разу никому не звонил и три дня прожил без этого нормально

Если вам важно кому-то звонить, советую купить симкарту оператора Entel Chile

Плохая связь на острове может стать отличным поводом устроить информационный детокс и просто насладиться местными красотами. Когда я был на острове, не пользовался ни телефоном, ни интернетом, только сверялся с картами. Рекомендую скачать для этого обычное приложение «Мэпс-ми»: оно работает и без интернета.

Характеристики острова Пасхи (Рапануи)

Остров Пасхи – небольшой (164 квадратных километров) изолированный остров в юго-восточной части Тихого океана. Находится примерно в 3500 км от Южной Америки и почти в 2000 км от ближайшего обитаемого из островов Питкэрн. Он представляет одну из трех границ Полинезийского треугольника вместе с Гавайями и Новой Зеландией, в то время как Таити и Самоа расположены внутри этого треугольника. Карта показывает, что его можно считать частью Океании, хотя остров Пасхи – это территория Чили. Страна аннексировала остров Пасхи в 1888 году.

Голландский исследователь Якоб Роггевен назвал его «остров Пасхи», когда увидел 5 апреля 1722 года – это была Пасха. Бороздя Тихий океан, он искал призрачное место, известное под названием «Земля Дэвиса».

Половина из 8000 человек, населяющих остров – чилийские иммигранты. Другая половина – современные потомки первых полинезийских поселенцев. Они называют остров и себя Рапануи (Большой Рапа). В 2017 году чилийское государство передало им контроль над национальным парком, где расположены моаи на острове Пасхи и другие археологические памятники. Парк занимает более 40 процентов острова.

Рапануи представляет один из самых впечатляющих случаев строительства доисторических памятников. Сколько статуй на острове Пасхи? Всего за 500 лет, с 13 века и до контактов с европейцами в 1722 году, островитяне (рапануи) построили более 300 мегалитических платформ (аху) и около 1000 многотонных антропоморфных статуй (или моаи, как называются статуи на острове Пасхи).

Достижения рапануи представляются еще более впечатляющими, если учесть экологическую маргинальность острова, включая низкое и непредсказуемое количество осадков, бедные питательными веществами почвы, отсутствие крупных коралловых рифов или обильных источников поверхностной пресной воды. Им не только удалось выжить в ограниченном ресурсами и изолированном месте, но и коллективно изготовить мегалитические платформы и каменные статуи острова Пасхи.

Экология острова в значительной степени ограничивала варианты существования, доступные жителям острова до контактов с европейцами. Многие антропологи считают эти экологические ограничения ключевым фактором появления памятников на Рапануи, как их роль в качестве адаптивной реакции на экологическую неопределенность или как сигналы территориального контроля над ограниченными ресурсами.

  1. Остров образовался из вулканической породы около 3 миллионов лет назад. Над ландшафтом доминируют три потухших щитовых вулкана (Рано-Кау, Теревака и Поике). Теревака (Рано-Арои) находится на высоте чуть более 500 метров над уровнем моря, поэтому остров расположен относительно низко и не имеет врезанных долин, характерных для других островов Тихого океана.
  2. Климат на Рапануи сезонный, учитывая субтропические широты. Здесь ветрено и выпадает относительно небольшое годовое количество осадков, примерно 600–2000 мм/год.
  3. Палеоэкологические исследования демонстрируют некогда обширный пальмовый лес. Но за период оккупации человеком остров лишился леса, вследствие комбинированного воздействия – расчистки земель для сельского хозяйства и инвазивного вида – тихоокеанской крысы.
  4. По сравнению с другими частями Полинезии, почвы Рапануи чрезмерно дренированные, выщелоченные и бедные доступными питательными веществами. Хотя внутри вулканических кратеров есть пресноводные озера, учитывая пористую природу подстилающего субстрата, на острове отсутствуют источники поверхностной пресной воды, обычные для других островов.
  5. Поскольку Рапануи круто поднимается со дна океана, морская среда также относительно бедная.

Никто точно не знает все количество археологических памятников на острове, но это место похоже на мировой музей под открытым небом, постоянно подвергающийся воздействию солнца, ветра и дождя.

Основные вулканы острова Пасхи

Остров имеет форму равнобедренного треугольника, по углам которого расположены потухшие вулканы:

Теревака (540 м) – на севере. Это самая высокая точка острова – 511 метров над уровнем моря. На самом деле высота ее больше, так как основная часть – 3500 метров спрятана под водой. Теревака не только самый высокий вулкан, но и самый большой по площади. Это даже не вулкан, а вулканический массив, состоящий из нескольких вулканов поменьше. Один из них – мастерская Рано-Рараку. Теревака – великолепная смотровая площадка.

Пуа-Катики (370 м) – на востоке.

Рано-Кау (320 м) – на юге. Кратер его плоский, заполнен водой. Озеро очень глубокое и служило до недавнего времени источником пресной воды, поскольку на острове нет ни одной реки. Рядом эвкалиптовая роща и поселение Матавери, где находится аэропорт.

В центре острова холмистая низменность со скудной растительностью. Не всегда остров имел такой вид. В давние времена он был покрыт густыми тропическими лесами, которые нещадно вырубались. Причина – в идолах. Для перемещения их по острову использовались стволы, и пальмы вырубались, пока не осталось ни одной.

Культ птицечеловека

Рапануи пережил кризис перенаселения в 15 и 18 веках. Это спровоцировало войны между племенами с разрушением церемониальных алтарей и заброшенностью карьеров, в которых вырезали моаи. Островитяне сильно пострадали от чрезмерной эксплуатации природных ресурсов.

Жителям приходилось жить в пещерах, спасаясь от набегов вражеских группировок, которые совершались, по некоторым источникам, с целью практики каннибализма.

Согласно другим источникам, племена начали соревноваться за возведение наибольшего количества моаи, используя для транспортировки деревья. Это привело к вырубке леса, что стало препятствием для постройки каноэ для рыбной ловли.

Такие условия спровоцировали гражданскую войну, которая завершилась переворотом и тем, что мог возникать новый церемониал – тангата ману (птице человек). Териантропическая фигура была символом мататоа – класса воинов.

В этом культе представители разных кланов соревновались за то, чтобы первыми вернуться с острова Моту-Нуи с первым сезонным яйцом ману тара (темной крачки) для вождя клана. Победитель получал титул «птице человека» на год, в течение этого времени он превращался в нечто вроде божества.

Соревнование по выборам тангата ману начиналось и заканчивалось в церемониальном центре Оронго на вершине утеса потухшего вулкана Рано Кау, обращенного к островку Моту Нуи. Здесь могущественные люди острова каждый год в течение нескольких недель ждали прилета грачек, гнездившихся на острове. Они сидели в полуподземных каменных домах, расположенных напротив Моту Нуи.

Претенденты (хопу-ману) на участие в соревновании выбирались согласно откровениям во сне людей, имевших дар пророчества (иви атуа). Каждый хопу-ману плыл на тростниковом поплавке (пора) до Моту-Нуи, чтобы найти яйцо. Соперники оставались ждать в Оронго. Поединок был очень опасным, и многие хопу-ману погибали – от нападения акул, тонули или падали с вершины.

После того как определялся победитель, на внутреннем склоне вулкана Рано-Кау зажигали огонь. Местоположение костра сообщило всему острову, был ли новый тангата ману из западных или восточных кланов.

Победителя брили, красили в красный цвет и отправляли в священную хижину в Рано Рараку. В этой хижине тангата ману оставался на весь год, где за ним ухаживали слуги. Клан, который он представлял, получал право собирать яйца и птенцов морских птиц Моту-Нуи. В развалинах Оронго сохранились пиктографические украшения с изображением птице людей с длинными изогнутыми клювами.

Культ тангата ману был подавлен христианскими миссионерами. Последняя церемония состоялась в 1867 году. Происхождение культа и его продолжительность неизвестны, хотя Кэтрин Рутледж смогла собрать список из 86 имен тангата ману.

Чем знаменит о. Пасхи

Самая известная особенность конечно же Моаи – статуи в виде огромных голов. На острове насчитывают около тысячи таких голов, все они очень высокие, достигают высоты в 20 метров.

Совсем непонятно, как люди могли сделать такие фигуры и разместить их по всему периметру. Кроме отдельно стоящих статуй, тут расположены целые комплексы и парки, где они выставлены в ряд или просто сгруппированы.

Туристов привлекают ещё и такие достопримечательности:

  1. Рано-Рараку. Вулкан, на котором расположено примерно 300 голов – это самое большое скопление Моаи на о. Пасха. Вообще все статуи представляют собой головы из вулканического пепла и глины, поэтому можно сказать, что из этого вулкана и сделаны головы. В кратере вулкана почти всегда задерживается дождевая вода, образуя небольшое озеро. Зрелище потрясающее.
  2. Деревня Оронго. Раньше здесь проводили ритуалы и церемонии в честь птицечеловека – у древних людей существовал такой культ. Рисунки этого существа находят ученые вот уже несколько лет.
  3. Ханга Роа. Это деревянная церковь, сейчас тут до сих пор проходят службы в выходные дни.
  4. Бухта Анакена. Рядом можно найти самый красивый пляж, тут же можно прогуляться по пальмовой роще, устроить пикник.
  5. Другие вулканы – Пуна-Пау, Рано-Као и так далее. Подняться на них можно хотя бы ради того, чтобы полюбоваться видом на весь остров и встретить закат.

Каждый уголок имеет прекрасные виды. Тут нет изысканных архитектурных достопримечательностей, сюда приезжают совсем за другим – чтобы насладиться красотами неизведанного острова, о котором ходят разные легенды.

Кто жил на острове Пасхи

Остров Пасхи известен, прежде всего, благодаря многочисленным каменным статуям — моаи, созданным древней цивилизацией острова.

О даже приблизительной дате заселения острова Пасхи до сих пор в научной среде ведутся жаркие споры. Предполагается, что первые поселенцы появились здесь от 300—400-х до 1200-х гг. н. э. По местным легендам, поселенцы прибыли на остров на двух огромных пиро́гах большими семьями. Основал поселения легендарный вождь и отец всех рапануйцев Хоту-Мату’а.

Кем были и откуда прибыли первые рапануйцы также остается спорным вопросом. Лингвистически рапануйский язык уверенно относят к полинезийской группе, большинство исследователей считают рапануйцев пришедшими из Восточной Полинезии, этнически близкими к народу маори (Новая Зеландия). Интересно также, что на острове Пасхи, единственном в ареале распространения полинезийских языков, имелась письменность до прихода европейцев. Существовало как минимум три письменных системы, самая известная из которых — ронго-ронго — иероглифическая резьба на деревянных дощечках. Ни одна из письменностей к настоящему времени не дешифрована, последний носитель ронго-ронго был насильственно вывезен в Перу на рабские работы в 1863 г.

Известный путешественник и исследователь Тур Хейердал отстаивал противоположное, южноамериканское, перуанское происхождение рапануйцев и привел множество доказательств происхождения жителей острова Пасхи от южноамериканских индейцев.

Также существует третья, менее популярная теория о происхождении рапануйцев от меланезийцев, находя культурные параллели на Соломоновых островах и Новой Гвинее.

Записанная на острове Пасхи легенда о войне двух островных племен — длинноухих (hanau-eepe) и короткоухих (hanau-momoko) некоторыми исследователями считается подтверждением одновременного присутствия на острове разных рас, чаще всего перуанцев и полинезийцев.

Наивысшего культурного расцвета цивилизация острова Пасхи достигла в XVI—XVII вв., когда население составляло предположительно порядка 10 тысяч человек.

В результате антропогенной экологической катастрофы (были вырублены все леса на острове, население лишилось источников пищи и материала для изготовления лодок) и ряда войн численность населения ко времени появления на острове первых европейцев сократилось до 2 тысяч человек. Впоследствии практически все рапануйцы были вывезены в Перу для рабского труда. В 1888 г., когда остров Пасхи аннексирован Чили на острове проживало всего 178 местных жителей. В настоящее время на острове Пасхи проживает 3,7 тысяч человек, около 60% из которых — коренные рапануйцы.

Древние рапануйцы были не только крайне воинственны, они занимались каннибализмом — ели человеческое мясо. Деликатесом считались пальцы рук и ног.

Чуть ли не единственным задокументированным рапануйским обрядом было состязание в поиске первого яйца, отраженное в популярном приключенческом художественном фильме Кевина КостнераРапа-Нуи“: молодые воины разных кланов в определенный день отправлялись вплавь на тростниковых вязанках к соседнему скалистому островку Моту-Нуи, где искали первое в сезоне снесенное яйцо темной крачки. Яйцо в целости необходимо доставить назад, на остров Пасхи и передать вождю.

Обряд был элементом культа Тангата-ману (человека-птицы). Рапануйцев иногда называют «птицепоклонниками». Одной из наиболее частой тем в петроглифах (наскальных изображениях) после мужских и женских половых органов были птицы и, особенно, птица-фрегат как в непосредственном изображении, так и в образе человека с головой фрегата.

Знаменитые истуканы острова Пасхи

Уже не первое столетие археологи из разных стран занимаются изучением идолов острова Пасхи — моаи, которые, действительно, представляют собой весьма внушительное зрелище. Их считают одними из наиболее непостижимых явлений на планете. Авторы этих монументальных фигур неизвестны.

Самыми современными исследованиями установлено, что возведение сакральных монументов происходило на протяжении столетий вплоть до середины XVIII в. Все фигуры, сделанные по одинаковой технологии, производились в одной каменоломне идентичными инструментами. Этот факт доказывает преемственную связь с древней высокоразвитой цивилизацией, погибшей, по одной из версий, в результате экологической катастрофы.

Особенности истуканов, их размеры и вес

Статуи сооружали на протяжении семисот лет. За это время было изготовлено около 900 моаи колоссальных размеров – от 3-х и 5-и м до 10-метровой высоты. Головы некоторых статуй венчают головные уборы красного цвета, символизирующие характерную прическу жителей.

Многие изваяния не были закончены и оставались в каменоломнях, расположенных в кратере потухшего вулкана Рану-Рараку. Вес одной из них — более 200 тонн, а высота – 22 м. Около 200 идолов установлены на обрядовых платформах аху. Ученые предполагают, что массивные фигуры перемещали из выработки к святилищу на катках, сделанных из стволов толстых деревьев.

На пляже Анакена находится самая впечатляющая качественно реставрированная церемониальная площадка Нау-Нау. Ее считают символом острова. В конце ХХ в. во время раскопок здесь обнаружили коралловый глаз моаи. На основании этой находки сделали вывод о миндалевидной форме глаз статуй, сделанных из белых кораллов с красным зрачком.

Гипотезы происхождения каменных фигур

Существует предположение о возникновении моаи, когда вождь накануне смерти повелевал вырезать из туфа свой портрет с птичьей головой, который устанавливали в святилище. Наследники верили, что так вождь передает им могущество и мудрость, а также охраняет их от опасности. У каждого рода была своя платформа аху – место погребения, где проводился обряд поклонения.

Представители родов считали своим долгом вытесать каменную статую предка и установить ее на платформе, чтобы истукан защищал род от всяких проблем и напастий.

Художественный стиль скульптур

Манера изготовления идолов различается в зависимости от времени их создания. Фигуры раннего периода делятся на 4 типа:

  1. Прямоугольные головы без торса из серовато-желтого туфа в Рано-Рараку.
  2. Высокие обелиски в форме прямоугольника из красной пемзы с несоразмерно короткими конечностями.
  3. Реалистичная двуглавая фигура с преклоненными коленами в единственном экземпляре.
  4. Не предназначенные для размещения на аху туловища на выпуклых основаниях из базальта и красноватой пемзы. Прообраз последующей эпохи.

Более совершенные и крупные статуи Среднего периода отличаются лицами полинезийского типа с продолговатыми головами за счет стремления увеличить высоту скульптур. Некоторые фигуры покрыты резными символическими рисунками, относящимися к культу человека-птицы.

Достопримечательности острова Пасхи

Моаи, аху, пукао

Главная достопримечательность острова — каменные истуканы — моаи (дословно с рапануйского — образы). Как только их не называют: и статуями, и исполинами, и идолами, и колоссами. Представители нашей компании в ходе ознакомительного тура предложили новый термин, живо подхваченный отечественными туристами — «долдо́ны».

Подавляющее большинство «долдонов» вырубалось из породы вулкана Рано-Рараку. Крупнейшая (неоконченная) статуя имела размер около 20 м и вес 270 тонн. Моаи-«долдоны» совершенно непонятным образом доставлялись на побережье, где устанавливались спиной к океану, лицом вглубь острова. Всего на острове зарегистрировано 997 моаи (см. карту о. Пасхи выше).

Известно, что моаи считались вместилищами особой волшебной силы — маны предков рапануйцев.

Внешне моаи разительно отличаются друг от друга, выделяют несколько типов статуй. Различные гипотезы объясняют разнообразие стилей либо постепенной сменой «моды» на изобразительные средства, либо действительным изображением разных островных рас с их внешними отличиями (конечно же, допуская, что на острове существовали этнически разные народы).

Способы транспортировки гигантских статуй обсуждаются многочисленными группами энтузиастов по всему миру, проводятся математические расчеты и эксперименты, однако местная легенда говорит о том, что «моаи шли сами».

Практически все «долдоны» дошли до нового времени в поваленном виде. Считается, что массовое свержение моаи происходило в ходе межклановых войн на острове. В настоящее время множество статуй установлено назад на их законные места.

Моаи устанавливались на постамент (аху), и иногда дополнялись шапкой (пукао) из красного туфа. Считается доказанным, что как минимум некоторые «долдоны» имели глаза из белого коралла. У некоторых истуканов в настоящее время реконструированы глаза.

На склонах Рано-Рараку в настоящее время находится множество неоконченных статуй на разных стадиях изготовления. Создается полное впечатление внезапного прекращения производства моаи.

Рано-Рараку

Рано-Рараку — древний вулкан, на склонах которого находится около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики, крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.

Анакена

Анакена — бухта с пляжем из кораллового песка. По легенде именно здесь высадился вождь и праотец рапануйцев Хоту-Мату’а. Неподалеку расположены аху Атуре-Хуки и Наунау.

Аху-Тонгарики

Тонгарики — крупнейшая ритуальная площадка (аху) острова, на которой установлены 15 моаи в ряд. Одно из самых часто фотографируемых мест.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: