Система
Вход на станцию («Кремлёвская») с двуязычным аншлагом
Подборка голосовых объявлений станций в вагонах Казанского метрополитена
Двуязычная надпись в вагонах
Логотип предприятия «Метроэлектротранс»
Эксплуатационная длина первой Центральной линии составляет 16,765 км, на ней расположено 11 станций. В систему объектов метрополитена входят также электродепо и инженерный корпус.
Метрополитен работает с 6:00 до 0:00. Общее время движения по линии составляет около 23 минут, интервал поездов в часы пик — 6 минут.
В метро используются одномесячные смарт-жетоны, бесконтактные смарт-карты метро и транспортная карта на несколько поездок (в том числе как месячные проездные). С 18 апреля 2016 года стоимость одной поездки составляет 27 рублей по смарт-жетонам, 25 рублей по «электронному кошельку» транспортной карты и от 15 рублей по проездному билету на БСК. Действуют единые социальные проездные.
В метрополитене все указатели написаны на трёх языках — татарском, русском и английском. Объявления в метро, как и во всем общественном транспорте, также дублируются на три языка. Эта практика была введена задолго до Универсиады 2013, ещё в 2010 году. Помимо информаторов, в вагонах установлены рекламно-информационные мониторы. Над входами в наземные павильоны и на столбах у спусков в подземные вестибюли установлены подсвечиваемые в тёмное время круглые символы-логотипы казанского метро с белым (светло-серым) фоном и зелёной буквой «М». Логотипом предприятия «Метроэлектротранс» является красная буква «М», аналогичная логотипу Лос-Анджелесского метрополитена, в зелёном обрамлении, стилизованном под своды тоннеля и шпальный путь.
Значительную роль в оснащении Казанского метрополитена играют системы интеллектуальной инженерии. Безопасность движения пассажиров организована при помощи средств видеонаблюдения, охранной системы сигнализации и контроля доступа, противопожарной системы, а также особого комплекса обнаружения взрывчатых и наркотических веществ.
Проектировщики Казанского метрополитена не только принимали во внимание безопасность пассажиров, но и впервые в СНГ комплексно предусмотрели сделать его наиболее комфортным и удобным для всех пассажиров, в том числе для инвалидов. Однако обеспечение лифтами, пандусами и подъёмными механизмами для инвалидов в полном объёме пока не реализовано
В настоящее время пандусы в спусках с улиц к вестибюлям есть на всех станциях. Но в спусках из вестибюлей на платформы открыт только лифт на станции «Проспект Победы» и «Дубравная», лифты на станциях «Площадь Тукая» и «Козья слобода» находятся в неоткрытых вестибюлях, а на остальных станциях — предусмотренные подъёмные механизмы. К 2013 году оснащение всех станций лифтами и подъёмными механизмами для инвалидов планируется завершить.
На настоящий момент подъёмные механизмы имеются на станциях «Суконная Слобода», «Дубравная», «Проспект Победы», «Козья Слобода» и «Горки».
Эксплуатационным предприятием является МУП «Метроэлектротранс», включившее бывшие МУП «Казанский метрополитен» и трамвайно-троллейбусное МУП «Казгорэлектротранс».
Cтатистика
- Самая глубокая станция — «Дубравная» (17,5 метров)
- Станция, расположенная ближе всех к поверхности земли — «Площадь Тукая»
- Самый длинный перегон — „«Кремлевская» — «Козья слобода»“ ≈ 2,5 км
- Самый короткий перегон — „«Проспект Победы» — «Дубравная»“ ≈ 0,97 км
- Станция, дольше всех пребывавшая в качестве конечной — «Проспект Победы» (27.12.2008 — 30.08.2018)
Электродепо
Основная статья: Аметьево (электродепо)
Электродепо первой и единственной линии Казанского метрополитена расположено на Танкодроме напротив Казанской ярмарки. Оно занимает территорию в 15 гектаров.
Здание депо рассчитано на 82 вагона[источник не указан 2559 дней]. В перспективе после завершения строительства второй и третьей линий для них будут построены отдельные электродепо — в Азино и у завода «Казаньоргсинтез».
Съезды к депо отходят от правого и левого тоннелей у станции «Аметьево» — в окрестности улицы Даурская.
с железной дорогой к запуску первой очереди достроен не был, поэтому вагоны транспортировались в депо на волокуше со станции Вахитово.
Помимо разветвления путей и ангаров отстойно-ремонтного корпуса, в депо также имеются объединённые с цехом мастерские для электровозов, также есть отделение для покраски и камера мойки и обдувки, административно-бытовое здание с помещениями для управленческого и инженерного персонала, столовая, личные помещения, медицинский пункт и тому подобное. На территории депо имеются открытые и крытые спортивные площадки и прочее.
На строительство электродепо было затрачено 800 млн рублей по ценам 2004 года.
Работы по созданию архитектурного проекта депо вела группа архитекторов во главе с А. Ф. Хисамовым из института «Казгражданпроект». Первоначальный аванпроект 1998 года и технический рабочий проект 2003 года были созданы институтом «Минскметропроект».
Непосредственно строительство было начато компанией «Казтранстрой» в 1999 году и закончено в .
Безопасность
Казанское метро признано самым безопасным в России. На всех станциях есть полный комплекс, предназначенный для досмотра пассажиров и багажа, включая рентген-интроскопы наподобие устанавливаемых в аэропортах и абсолютную новинку казанских транспортников — сканер «Homo Scan», позволяющий за пять секунд провести полный досмотр пассажира. Вход на станцию контролируют не только несколько рамок металлоопределителей, но и также приборы по обнаружению взрывчатых и наркотических веществ.
Также в казанском метро существует единственный в России объединённый центр диспетчерского управления, который включает в себя поездного диспетчера, диспетчера электромеханических устройств и диспетчера электроснабжения. Планируется совместный с МЧС и МВД диспетчерский центр «ОКСИОН».
Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Леонид Бершанский называл казанский метрополитен уверенным лидером среди всех региональных метрополитенов России по части внедрения системы комплексной безопасности на транспорте.
Оплата проезда
В вестибюлях станций Казанского метро имеются кассы и установлены турникеты производства петербургской фирмы «Электронные системы» («ЭлСи») с неавтоматическими тройными металлическими заградительными брусьями, перемещаемыми пассажирами при проходе.
Оплатить проезд можно четырьмя способами:
Смарт-жетон
- Смарт-жетон. После приобретения в кассе метрополитена его необходимо опустить в устройство наверху турникета. Пластиковый смарт-жетон почти чёрного цвета имеет самый большой среди метрополитенов СНГ размер и содержит внутри чип. На одной стороне смарт-жетона есть надпись «1000 лет Казани», на оборотной стороне — логотип предприятия «Метроэлектротранс». Срок действия смарт-жетонов — один месяц.
- Бесконтактная смарт-карта метрополитена. На пластиковой смарт-карте изображены виды современной и старой Казани. Данные смарт-карты пополняются в кассах метрополитена. Пассажирам, желающим приобрести смарт-карту, необходимо оплатить залоговую стоимость в размере 45 рублей + стоимость поездок, которые они хотят закодировать в карте. Срок действия — три месяца с момента приобретения. По окончании срока действия смарт-карты пассажир может продлить её, заплатив только за стоимость проезда. В случае отказа от смарт-карты пассажир может вернуть её обратно в кассу, получив при этом назад ранее внесённую залоговую сумму. Принимается БСК только в хорошем состоянии в течение трёх месяцев после окончания срока её действия.
- Транспортная карта. Проект казанского муниципалитета и банка «Ак Барс», действующий на всем пассажирском транспорте города Казани. Также является смарт-картой. Имеет льготную и обычную версию. В Казанском метрополитене действуют льготный тариф (без лимита поездок), тарифы «Единый» (50 поездок), «Метро-трамвай-троллейбус» (50 поездок), «Метро» (50 поездок) и «Электронный кошелёк». Баланс смарт-карты пополняется в терминалах «Элекснет», установленных в вестибюлях станций метрополитена и других местах города, в «Ак Барс» банке, «Сбербанке», «Банке Казани» и в почтовых отделениях. При пополнении на почте на сумму менее 500 рублей комиссия составляет 5 рублей, в остальных случаях комиссия не взимается.
- Бесконтактные карты Mastercard, Visa, и МИР. Так же можно оплатить проезд в Казанском метро бесконтактными банковскими картами платежных систем Masterсard, Visa и МИР. Для оплаты необходимо приложить банковскую карту к ридеру под экран валидатора. Удерживайте карту до сигнала и сообщения на экране. Зеленая стрелка — одобрено.
Смарт-карты необходимо поднести к индикатору контроля турникета, на расстоянии до пяти сантиметров, данные обрабатываются за 0,1 секунды. Ресурс смарт-карты метрополитена можно проверить в валидаторах, установленных во всех вестибюлях станций, ресурс транспортной карты — в терминалах пополнения.
Стоимость проезда:
- С приобретением жетона метро — 30 рублей
- По общегородскому электронному кошельку — 27 рублей
- По смарт-карте метрополитена — от 20 рублей
- По бесконтактной карте Mastercard, Visa, МИР — 27 рублей
Метро ускоряется на финансовой подпитке
На начало строительства в 1997 г. федеральное правительство пошло на то, чтобы финансировать стройку на паритетных началах совместно с республиканским правительством. В связи с этим объем инвестиций на 1997 г. был заявлен в размере 240 млрд руб. Но метростроевцы этих денег не увидели. Было 58 млрд руб., то есть по 29 млрд с обеих сторон. Напряжение с финансированием ощущалось все годы строительства, но метро строили даже тогда, когда казалось, что денег больше не будет. Когда в 1999 г. было принято решение о праздновании в 2005 г. тысячелетия Казани, метро стало главным предъюбилейным объектом, и по значимости, и по размерам вложения средств.
В настоящее время работы развернуты в огромных масштабах. Это стало возможным благодаря крупным финансовым вливаниям из федерального бюджета. К предварительно запланированным 2 млрд руб. из республиканского бюджета на строительство метро в 2011-2012 гг. было дополнительно выделено еще 10,5 млрд руб. из федерального центра в виде межбюджетного кредита. Для сравнения в целом в 2009 г. МУП «Казметрострой» освоил лишь 800 млн руб., но это не самый лучший показатель, поскольку 2008-2009 оказались одними из самых тяжелых, кризисных лет для «Казметростроя». Уже годом позже, в 2010 г. финансовой подпиткой строительства стали 2,6 млрд руб. Общий объем финансирования строительства казанского метрополитена в 2010-2011 гг. составил 14,6 млрд руб.
Перспективы
Перспективная схема линий Казанского метрополитена |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Планируются[кем?][когда?] ещё 3 новые линии метрополитена: Савиновская, Приволжская, Заноксинская.
В перспективе[когда?] планируется связать все линии метро и две радиальные линии городского поезда созданием Кольцевой линии городской электрички по так называемым южному и северному железнодорожным ходам.
Также планировалось сооружение в 2018 году наземной железнодорожной радиальной линии в Салават Купере городского поезда (Казанской электрички) длиной 10,6 км с 5 станциями, которая должна была от пересадки со станции «Северный вокзал» через городской посёлок Левченко и завод «Казаньоргсинтез» к новым микрорайонам Салават Купере и Радужный. Однако впоследствии от этих планов отказались в пользу строительства в эти микрорайоны линии трамвая.
Центральная линия
Основная статья: Центральная линия (Казань)
Центральная линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Центральная линия в августе 2018 года продлена на юго-восток до станции «Дубравная», которая находится в квартале от станции «Проспект Победы», но необходима для пересадки на вторую Савиновскую линию, идущую в Азино.
В перспективе планируется продлить линию в новый жилой район Новые Горки (Медянский) и на севере в микрорайон Жилплощадка и в новый жилой район Бобыльский. Всего Центральная линия будет состоять из 18 станций.
Савиновская линия
Основная статья: Савиновская линия (Казань)
Савиновская линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Предполагалось соорудить первый участок второй, Савиновской (Савиновско-Азинской) линии к футбольному Чемпионату мира 2018 года в «спальный» район Новое Савиново от пересадки с Центральной линии на станции «Яшьлек». Затем этот участок предполагалось продлить до завода Казанькомпрессормаш и до Горьковского шоссе. Также должен был быть сооружён отдельный южный участок линии до «спального» района Азино от станции Дубравная Центральной линии. В марте 2014 года был представлен предварительный проект строительства второй линии метро. Согласно ему, линию хотели строить под улицей Чуйкова (а не Ямашева, как предполагалось ранее), и к 2018 году должны были быть построены станции ЗАГС, Горбольница и Стадион, однако позднее[когда?] данные планы были отменены из-за отсутствия средств для строительства. Новый план предусматривает сооружение второй линии от станции Дубравная и сроки более не привязаны к чемпионату мира[значимость факта?] по футболу. В начале 2016 года был объявлен тендер на проектирование первого участка из 4 станций от Дубравной до микрорайона Азино. Изначально строительство линии планировалось начать до конца 2017 года. В январе 2018 года было анонсировано, что тоннелепроходческие работы начнутся до конца весны, сроки ввода в строй первых станций неизвестны. К середине августа 2018 года были начаты работы по выносу коммуникаций на станции «Сахарова».
В середине февраля 2020 года планировался старт проходки тоннелей 2 линии метро от станции Академика Сахарова. Проходка тоннелей начата только 23 апреля.
Приволжская линия[источник не указан 710 дней]
Приволжская (Приволжско-Савиновская) линия пройдет от также создаваемой станции «Вахитово» на действующей линии городской электрички в аэропорт (бывший аэроэкспресс) через микрорайон Суконная слобода в центре города (с пересадкой на одноимённую станции Центральной линии), парк Горького и реку Казанку в «спальный» район Новое Савиново.
Заноксинская линия[источник не указан 710 дней]
Заноксинская линия пройдет от парка Горького (в перспективе — от Кремля) в центре города через «спальный» район Азино в перспективный жилой район Заноксинский.
История[]
1930 — 1996 | СССР, первые проекты.
Первые проекты строительства метрополитена в Казани восходят к 1930-ым годам, к годам, когда был открыт Московский метрополитен, который дал сильный толчок к появлению идей о строительстве метро в разных частях страны. Однако, возможности строительства метрополитена, как и рассмотрению проектов помешала грянувшая в следующем десятилетии война.
Первые после войны задумки по строительству метрополитена появились в 1960-х годах, но и им не было суждено воплотиться в жизнь, так как метрополитены в СССР заслуживали только города, достигшие населения в один миллион человек. Казань достигла данной отметки только к 1982-ом году.
В 1983-ем году началась подготовка к строительству метрополитена. Вместе с этим была определена трасса первой линии — она должна была соединять промышленную зону на севере города и центр города с густонаселенными Московским, Авиастроительным районами и микрорайоны «Горок» Приволжского района. В 1988 начались подготовительные работы по началу строительства, которые, однако, уже в следующем году были свернуты в виду кризиса в экономике Советского Союза.
В 1995-ом году правительством Российской Федерации был утвержден список городов, в которых в ближайшее время будет начато или продолжено строительство метро. Казань, несмотря на то, что проект был готов еще в 80-х и строительство было начато, в этот список не вошла. Правительство Татарстана и мэрия Казани после этого начали добиваться добавления Казани в этот список, в итоге…
1996 — 2005 | Россия, утверждение и строительство
… в итоге, в 1996-ом году президентом России было принято решение о строительстве метрополитена. Финансирование было выделено годом позже.
Строительство метрополитена началось 27-го августа 1997-го года с закладки мемориальной ротонды. Проходка тоннелей началась в 2000-ом году при помощи тоннелепроходческих комплексов и щитов. Активная фаза строительства пришлась на 2003 — 2005-ые года, когда на строительство метрополитена привлекли иностранные компании, а проходку тоннелей вело 8 проходческих щитов. Метро строилось открытым способом.
2005 — настоящее время | Открытие и последующие события.
Движение по первому пусковому участку Казанского метрополитена — «Кремлёвская» — «Горки» было торжественно открыто 27-го августа 2005-го года, ровно через 8 лет после начала строительства, в год 1000-летия Казани. На церемонии открытия присутствовали президенты России, Казахстана и Татарстана, ставшие первыми пассажирами метрополитена. Движение с пассажирами было начато через два часа после церемонии открытия. В составе первой очереди открылась станция «Аметьево», ставшая второй станцией, построенной на мосту.
В декабре 2008-го года метрополитен продлили на одну станцию юго-западнее — «Проспект Победы». Сеть метрополитена выросла до 6 станций. Через два года, в декабре уже 2010-го года была открыта станция «Козья Слобода». Метро пришло на другой берег реки Казанка.
В мае 2013-го года метрополитен пополнился тремя новыми станциями в северном направлении — «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная». Станция «Авиастроительная» стала конечной, коей является по сегодняшний день. Вместе с тем, метрополитен получил вторую пересадку на железную дорогу.
В августе 2018-го года была последняя на данный момент станция — «Дубравная». В перспективе с неё будет осуществляться пересадка на вторую линию.
«Метро в Казани» в публикациях DK.RU
|
|
|
«Я выгорел — пойду на другую работу, может, полегчает»
Дом-музей «Живой очаг» в Пицунде: погружение в культуру абхазов«Я не брал откаты. И это окупилось для меня в тысячекратной мере» — Станислав Воробьев«Одной зарплатой людей в городах не удержать». Как выиграть битву за человеческий капитал?Бизнес нового времени: как увеличить доходы через работу с внутренними барьерамиЧердынь: древняя столица княжества и родина пермского звериного стиля«Если вы работаете до двух часов ночи и встаете в пять утра, то никогда не похудеете»
Ольга Жданова: «В России банкротство — чисто похоронная процедура»
Как понять, что начальник токсичен, и как выстроить личные границыГравитация: как самая слабая сила организует Вселенную, зажигает звезды и уничтожает время«Подросток «косячит»? Не вставайте ему поперек дороги», — психотерапевт Оксана Собина«Цифровизация неизбежна, и об этом надо говорить». О последствиях введения цифровых денегОксана Собина: «Вы считаете, что ребенок «тупит в телефон», а он ищет свое предназначение»Миллиардер Игорь Рыбаков: Российской экономике нужны концессии, а не приватизация
Лайфхаки
Скажите: «Ты профессор истории, а мне нужен нумерованный список». Как пользоваться ChatGPT
Не забывайте о дружбе и отдыхе. Билл Гейтс назвал пять советов, которые бы дал сам себеВместо миллионов на квартиру: что такое REIT и как с их помощью вкладывать в недвижимостьЕшь на 30% меньше, живешь на 30% дольше. Как мы стареем и что может замедлить этот процесс«Начитались своих интернетов, туда и идите»
Как и зачем задавать вопросы врачу«Сейчас особенно важно «фильтровать базар» и сначала думать, а потом говорить»Новый штамм коронавируса дельтакрон: что о нем известно и чем он грозит всем нам