Из истории Иркутского Знаменского монастыря
Опубликовал admin — Февраль 14th, 2017
«В четверг, 30 Декабря, по случаю исполнившагося 200-летия со времени основания Иркутского Знаменского женскаго монастыря, Божественную Литургию в оном совершали оба Архипастыря — высокопреосвященнейший Тихон и преосвященнейший Никодим в сослужении кафедрального протоиерея, ключаря Собора, членов Консистории, благочиннаго Иркутских церквей и местного причта. Проповедь во время причастного говорил монастырский священник о. В. Громов. По окончании Литургии был отправлен Господу Богу благодарственный молебен. Пред началом же Литургии был совершен из Кафедрального Собора крестный ход с Казанскою иконою Божией Матери, который был встречен у монастырских врат обеими преосвященными и сестрами обители с игумениею во главе. Затем крестный ход направился кругом монастырской церкви с пением канона Казанской Божией Матери: против северной и южной сторон храма крестный ход останавливался; здесь говорились эктении и происходило осенение св. крестом на четыре стороны, а при остановке против алтаря- читалось Евангелие и также происходило осенение св. крестом.»
Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям.
Января 8 N 1. 1894 г.,
Епархиальная Хроника, стр.8
Настоятельницы Иркутского Знаменского Монастыря
(1693-1928)
Игум. Акилина 1704-1744г.
Мон. Елисавета (Рупышева) март-сентябрь1744; 1747-1751; конец 1766г.
Мон. Агапия (Лосева) октябрь1744- январь1747г.
Мон. Клавдия (Росцова) июль 1751- февраль 1753г.
Игум. Анна (Истлентьева) 1753-1766г.
Мон. Иулиания (Свирских) 1766-1769г.
Игум. Ираида (Павлуцкая) 1769-1782г.
Игум. Пелагия (Сосунова) 1782-1794г.
Игум. Анфиса (Шатилова) 1794-1816г.
Игум. Пульхерия (Савватеева) июль-сентябрь 1816г.
Игум. Нимфодора (Круглова) 1816-1828г.
Игум. Илария (Нечаева) 1828-1837г.
Мон. Таисия (Протопопова) март 1831-сентябрь 1832г.
Игум. Августа (Мухина) 1837-1848г.
Мон. Мариамна (Черепанова) 1848-1851г.
Игум. Агния (Золотова) 1851-1857г.
Игум. Сусанна (Головкова) 1857-1864г.
Игум. Сусанна (Полкова) 1864-1873г.
Игум. Анатолия (Попова) 1873-1892г.
Игум. Валентина (Паргачевская) 1892-1902г.
Игум. Анатолия (Васильевская) 1916-1926г.
Игум. Рафаила (Хлыновская) 1902-1916; 1926-1928г.
Гравюра, 1870-е
Рис. Люрсениуса, 1735. Из собрания С.И. Медведева
Рис. Кожевина ИЕ, Знаменская ц-вь, 1825. Из собрания С.И. Медведева
Насельницы Иркутского Знаменского монастыря инокини Вера и Агриппина, фото около 1920 года из архива Знаменского монастыря
Опубликовано в рубрике Последние материалы
Работа в наше время
В дореволюционный период, на протяжении многих лет в стенах монастыря работали:
- больница;
- приют для девочек дошкольного возраста;
- церковно-приходская школа;
- дом для душевнобольных людей;
- просфоропекарня;
- свечной завод;
- оранжерея;
- рукодельная комната;
- переплетная мастерская.
Обслуживали эти заведения жившие при монастыре 120 сестер. Самую тяжелую работу в храме и окрестностях выполняли отлученные от церкви женщины («эпитимийцы»). Стены собора также нередко становились пристанищем так называемых государственных преступниц из великих городов русских Санкт-Петербурга и Москвы.
К концу XIX в. Знаменский женский монастырь представлял довольно большой хозяйственный комплекс. Особую ценность в его деятельности представляла рукодельная мастерская. В ней умелые швеи изготавливали парадные одежды для священников, ризы на образа, плащаницы и многие предметы церковного убранства.
Обращались к монастырским рукодельницами и горожане с просьбами пошить красивое дамское или свадебное платье, башмаки. В совершенстве мастерицы владели художественной стежкой одеял.
Среди монахинь были распространены несколько техник шитья:
- лицевым;
- золотошвейным;
- вышивкой белой и цветной гладью;
- инкрустацией бисером и драгоценными камнями.
Огромную славу Знаменскому монастырю принесла золотошвейная мастерская, где работали не покладая рук искусницы-мастерицы. Среди них была и насильно принужденная к постригу дочь знатного на то время государственного деятеля Артемия Волынского. Он был казнен действующей правительницей Анной Иоанновной.
Сменившая ее у власти Елизавета, отменила насильственный постриг Анны Волынской и вернула подданную в Петербург. В благодарность о заботе сестер в храме Анной был подарен напрестольное евангелие. Обрамленное в чеканный оклад, оно является одним из значимых реликвий собора.
Ближе к концу XIX в. в стенах собора была создана школа для девочек. Их учили чтению, церковному пению, грамоте, письму. В начале XX в. она приобрела статус церковно-приходской. В то же время в существовавшем приюте при храме на содержании находились 44 девочки.
В современное время храм не является официальным приходом, но в полной мере осуществляет все его функции. Он является духовным покровителем Иркутской православной гимназии. Сестры, живущие в нем, в качестве волонтеров, посещают интернат и детский дом. В воскресные дни в стенах собора действует школа.
Расширение монастыря
В 80-х гг. XVIII в. к основному зданию собора был пристроен Казанский придел. Спустя 7 лет к нему добавлен Спасо-Преображенский.
В начале XIX в., благодаря финансовой помощи местного купца Н.С. Чупалова, северная часть монастыря увеличилась на несколько каменных келий со встроенной церковью, определенных под больничные услуги. Эти постройки были освящены епископом Иркутска Михаилом в 1818 г.
В середине XIX в. на благотворительные средства местного купца Е.Кузнецова храм подвергся значительной перестройке. После окончания ремонтных работ он был отдан на попечение женского духовного училища, возведенного неподалеку от Знаменского собора. В память о благотворителе церковь была переосвящена Иркутским епископом Нилом 16 января 1854 г. во имя Святителя Евфимия.
Эпитимийцы монастыря
Но основной заботой монастыря было, конечно, служение Богу. Жизнь в нём строилась по уставу общежительных российских монастырей, главной задачей которых было укрепление веры и монашеские подвиги. Превыше всего ставилась любовь к Богу и ближним. И на этом поприще прославился Знаменский монастырь. Иркутск исторически был местом, где жили многие, кто прежде вступил в противоречие с законом. Это и бывшие уголовные преступники, и политические. Среди них было немало женщин. Заботу об их духовном возрождении и взяли на себя инокини монастыря.
Сам же монастырь являлся постоянным местом, куда духовные власти отправляли так называемых эпитимийцев, то есть женщин, по разным причинам сосланных и отлучённых от церкви. Они содержались при монастыре и использовались на самых тяжёлых и грязных работах. Забота об этих несчастных и давала возможность проявить истинно христианскую любовь.
В заточении здесь находились и «государственные преступницы». Одной из них была дочь казнённого при Анне Иоанновне Артемия Волынского — Анна.
Поле смерти императрицы в 1740 году она обрела свободу и покинула Знаменский монастырь. Иркутск стал местом, откуда Анна отправилась в долгий обратный путь. В знак признательности сёстрам монастыря за их любовь и сердечную заботу она прислала им из Петербурга напрестольное Евангелие в драгоценном окладе.
Современное состояние монастыря
На сегодня из монастырских строений сохранились лишь церковь, настоятельские кельи, святые ворота и монастырская ограда. Напротив главного входа в обитель не так давно возведено здание, в котором размещены покои Владыки и епархиальное управление. Хозяйственные постройки, разбросанные на территории монастыря, в будущем планируется объединить в двухэтажном здании. Это гараж, склад с церковной атрибутикой, трапезная и завод по производству свечей. Последний здесь даже намерены модернизировать. Вместо трех храмов он будет снабжать свечами всю Иркутскую митрополию.
Обитель окормляет и духовно просвещает Иркутскую женскую православную гимназию, детские дома и школы-интернаты.
В соборе сохранились многочисленные предметы старинного убранства: барочные резные иконостасы, иконы в старинных окладах работы иркутских серебряных дел мастеров. В храме хранится икона “Спас Вседержитель”, облаченная в великолепный чеканный серебряный оклад, изготовленный местными мастерами в 1791
Каждую неделю богослужения в монастыре проводит митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. По инициативе Владыки ежегодно в столице Приангарья проходят Иннокентьевские чтения, посвященные памяти первого епископа Иркутского святителя Иннокентия, обретенные мощи которого хранятся именно в Знаменском соборе.
Приделы к обители возводились в разное время, что является главной причиной неравномерного проседания фундамента и ослабления стеновых панелей церкви. А потому на протяжении нескольких лет в Знаменском монастыре проходят ремонтные работы. В 2002 были отреставрированы наружные стены главного придела, крест, кровля. Обустраиваются кельи, где будут жить монахини и послушницы. Был отремонтирован дом, где сейчас располагается епархиальное управление. Следующими были полностью отреставрированы фасад, колокольня и купола.
Преображенский придел – сегодня самый обветшавший в Знаменском соборе. Постоянно протекает крыша, иконостас перекосило и местами вспучило от сырости, на расписных сводах – огромные щели.
В ноябре 2004 в сквере Знаменского монастыря был установлен памятник адмиралу Александру Колчаку.
Развитие ремёсел в монастыре
Следует заметить, что и сами насельницы монастыря не сидели сложа руки. И хотя их первостепенной задачей по-прежнему оставались молитвенные труды и всё, что связано с духовной стороной жизни, но тем не менее к концу XIX века им удалось создать в монастыре крупное хозяйственное образование. Были открыты швейные мастерские, в которых изготавливали парадные и повседневные священнические облачения. Шилась также различная церковная утварь — как для собственных нужд, так и на продажу.
Кроме этого, для пополнения бюджета принимались заказы на шитьё светской одежды жительницам Иркутска. Научились делать даже обувь. Мастерство обитательниц монастыря получило широкую известность. И это неслучайно. Монахини в совершенстве владели самыми разнообразными техниками шитья. Среди них лицевая, золотошвейная, вышивка различными видами глади, бисером и даже драгоценными камнями.
История[править | править код]
Основан в 1689 году на правом берегу Ангары. Первые постройки были деревянными и к 1727 году, срубленная в 1693 году Соборная Знаменская церковь, пришла в ветхость. В 1762 году было отстроено каменное здание соборной церкви. Приделы и прочие объекты достраивались в течение нескольких лет. С 1769 года и до самой своей смерти (декабрь 1782) игуменьей Знаменского монастыря была Ираида (Павлуцкая), которая, согласно «РБСП», собрала монахинь, «расширила храм и много сделала для устройства распадавшегося монастыря
». Открытка начала XX века С 1828 по 1837 год игуменьей Знаменского монастыря служила купеческая дочь Илария, которая, при содействии своих братьев Басниных, обустроила и значительно обогатила обитель.
В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года у монастыря после расстрела были сброшены в прорубь тела Верховного правителя России А. В. Колчака и председателя Совета министров В. Н. Пепеляева. С установлением в Иркутске советской власти, в распоряжении Иркутской епархии осталась только Знаменская церковь, а монастырь закрыли. В помещениях разместили отделы гидроавиаторов: в устье Ушаковки с 1928 года располагался иркутский гидропорт.
В 1926 году Знаменская церковь стала приходской, а с 1929 года начала выполнять функции кафедрального собора, так как Богоявленский собор был закрыт для богослужений, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесли. Спустя семь лет Знаменская церковь вновь была закрыта, в здании разместили авиаремонтные мастерские и гаражи.
С началом Великой Отечественной войны иркутский гидропорт прекратил пассажирские перевозки, лётчики и самолёты были мобилизованы на фронт. В монастыре остались только гидросамолёты НКПС, которые обслуживали БАМ. В 1953 году база гидросамолётов НКПС была закрыта.
Знаменская церковь была возвращена Иркутской епархии в 1945 году. В 1948 году ей был возвращён статус кафедрального собора.
30 августа 1960 года комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведён в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.
С 1991 года в Знаменской церкви вновь покоятся мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого), а 27 августа 1994 года в монастыре был возрождён чин монашеского пострига. В настоящее время на территории монастыря находится епархиальное управление Иркутской митрополии.
Особенности архитектуры
Современный облик храма сложился в результате дополнения объемной композиции на протяжении всего XVIII и первой половины XIX вв. различными пристройками приделов, притворов и крылец. Первоначальная объемно-пространственная композиция отличалась лаконичностью. План имел четырехчастное деление с последовательным расположением вдоль оси восток-запад притвора, трапезной, храма и алтаря.
С северной стороны примыкал Николаевский придел (в 1760). Главный престол во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящен в 1762 и занимает четвериковое ядро церкви. В 1773-1787, 1790 «иждивением разных богомольцев» пристроен Казанский придел. Асимметрию и неуравновешенность планировочной структуре придало возведение Преображенского придела (в 1794) с северной стороны от центрального столпа.
В 1830 к паперти церкви было пристроено новое каменное крыльцо с двумя каменными палатками по бокам. В таком значительно измененном виде церковь дошла до нашего времени.
Архитектура церкви близка древнерусскому зодчеству, это выражено в декоративном оформлении фасадов: спаренные колонки в углах четверика, кудри в обрамлении окон. Вместе с тем памятник несет элементы «сибирского барокко». Его особенности проявились в орнаментальной обработке поверхностей стен. Применение развитых карнизных тяг, рельефных композиций, составленных из сочетания простых фигур, придает специфику декоративному убранству.
Монастырь в годы советской власти
24 декабря 1919 эсеровский «Политический центр» в Иркутске инициировал вооруженное восстание против режима Александра Колчака, полностью захватив город к 5 января 1920. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. 24 января 1920 власть в Иркутске перешла к большевистскому ревкому. Одним из первых его распоряжений в городе с военным положением стало закрытие 28 января 1920 всех домовых церквей и роспуск церковных советов. Готовясь к обороне, большевики превратили храмы и монастыри в боевые укрепления:
«Знаменский девий монастырь занят советскими войсками, в числе которых есть монголы, китайцы. Монашек переместили в какое-то одно из помещений, беженцев перевели в другое место. Ограда монастыря — военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами. Тихое течение монастырской жизни нарушено».
В то же время в Иркутске началось становление обновленческого раскола, который был официально оформлен созданием 15 сентября 1922 неканонического Иркутского Епархиального Управления. В июле 1923 в пользу “живистского” архиепископа Василия Виноградова была реквизирована архиерейская ризница Знаменского женского монастыря.
В 1926 Знаменский храм стал приходским, а с 1929 начал выполнять функции кафедрального собора, так как собор Богоявления был закрыт, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесен.
Итогом первых 20 лет советской власти стало физическое уничтожение наиболее значимых храмов и монастырей, похищение и исчезновения святынь (в первую очередь, мощей свт. Иннокентия Иркутского), расправа над практически всеми оставшимися священнослужителями в 1937-1938 К 1939 уничтоженная Иркутская епархия практически перестала существовать.
В 1934 постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В 1945 Знаменский храм был возвращен епархии. На момент передачи верующим церковь находилась в безобразном состоянии, о чем в октябре 1945 был составлен акт. Крыша куполов была разобрана, стекла выбиты, рамы сломаны, печи разрушены, электропроводка сорвана, каменные полы местами поломаны, каменный забор разобран, памятники декабристов разрушены, одна из стен здания разобрана. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата.
Необходимо отметить подвиг мирян, тайно сохранивших святыни из закрытых и разоренных храмов:
“Некая прихожанка Агриппина Жданова, жительница Иркутска, хранила у себя три антиминса, переданные ей протоиереем Михаилом Концевичем. В 1940-е она отдала один антиминс в Михаило-Архангельскую церковь, а два остальных – в Знаменскую”.
Одна из святынь Знаменского монастыря – Евангелие, подписанное и подаренное монастырю Петром I, отпечатанное в 1690 в Москве, до возвращения в Знаменскую церковь хранилось в куче угля.
С открытием церквей к работе в них привлекались бывшие активные прихожане. Членом ревизионной комиссии в Знаменской церкви работал Рябов М.И., находившийся 5 лет на той же должности до закрытия Знаменской церкви. Бахматов Н.Н., председатель ревизионной комиссии в 1945-47, исполнял те же обязанности в Знаменской церкви в 1927-1930 Быргосова А.В. пекла просфоры в Знаменской церкви до ее закрытия, затем вернулась на ту же должность. Сокольчик С.И. был членом церковного комитета с 1932 по 1935, а в 1940-х уже состоял в ревизионной комиссии Знаменской церкви.
В 1948 Знаменской церкви был возвращен статус кафедрального собора.
30 августа 1960 комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.
В 1960 из Братского района привезли останки второго иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в июне 1747 в Братской Спасской пустыне, и похоронили на Иркутском Радищевском кладбище. Это было вызвано тем, что территория Братской пустыни при строительстве Братской ГЭС попадала под затопление. 14 октября 2001 мощи свт. Иннокентия (Неруновича) были перезахоронены у алтаря Казанского придела Иркутского Знаменского собора.
3 сентября 1990 в обитель были перенесены мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого), которые, после обнаружения в Ярославле, были на поезде перевезены в Иркутск.
Обряд пострига в Знаменском монастыре возобновили только с 1994
Планирование монастырского хозяйства
– Приступив к послушанию в качестве настоятельницы монастыря, с какой проблемой чаще приходилось сталкиваться в первую очередь на бытовом уровне? – Непонимание на всех уровнях. В одну из первых зим мы буквально замерзали, потому что угля не было. Пошла просить к властям, и не просто так, а в долг. Мне отказали, заявив, что церковь отделена от государства. Что делать? Пришла, помолилась, решение созрело. Многие думают, что нам здесь делать нечего, мы приходим в трапезную на все готовенькое – сели, покушали, пошли дальше молиться. Но у нас нет скатерти-самобранки, поэтому необходимо встать рано утром, помолиться, приготовить покушать, убрать, помыть. А ещё коров накормить подоить, огород прополоть, опять помолиться, храм помыть. Одежду такую нигде не продают, мы шьём её сами, кельи содержать. У нас мало средств, приходится всё время зарабатывать. Например, летом заготавливаем кипрей (иван-чай), ферментируем, доводя до ягодного запаха, затем высушиваем зелёный или чёрный чай. Заготавливаем лекарственные травы, содержим пасеку. У нас большой огород, есть круглогодичная теплица, и даже зимой кушаем свежую зелень. Заготавливаем соленья различные, варенья, потом сами сходите и посмотрите наше овощехранилище. У нас плантации клубники, малина. А ведь нашим сестрам и 84 года, и 78 с лишним, и все работают, несут послушания, поддерживают друг друга. Да, праздно у нас никто никогда не шатается.
Работа на приусадебном участке монастыря
Вообще, у меня светский диплом «Планирование народного хозяйства», но в миру он мне не понадобился, я работала бухгалтером, а здесь знания пригодились. Монастырь нельзя сравнивать ни с одной организацией, потому что здесь не я действующее лицо, а Господь. Это Он дал мне средства, возможности, знания и силы. Мы юридическое лицо, имеем право нанимать сестёр, которые по возрасту не вышли на пенсию, они считаются сотрудниками, плачу налоги, соцпакет полностью и мы получаем пенсии. Складываем в кучу и содержим монастырь. – Юридически монастырь — ИП? – Нет. Некоммерческая организация. – У монастыря есть сайт. Знаю, что у конфессий к страницам в Интернете разное отношение, порою, диаметрально противоположное. – Сейчас век невероятно информативный, любую информацию люди получают мгновенно. Если нам закрыться совсем, что тогда будет? Ну, хорошо, я спасусь, не позволив никому спасаться рядом. Не расскажу никому, как можно изменить свою жизнь. Настанет время, предстану пред Богом, а он и спросит: «Я дал тебе несколько талантов, а куда ты их девала? Ну, строила, украшала, а почему с людьми не разговаривала? Люди могли узнать и через тебя прийти к чему-то». Поэтому информацию, которую можем дать, мы даём. А со здоровьем у меня все лучше, лучше и лучше. – Возбраняется ли монахиням заходить в интернет? Где та грань, за которую нельзя заходить? – Это как научиться пользоваться острым ножом. Чтобы он не стал орудием пытки, убийства и прочее. В интернете столько хорошего, но и много грязи. Понимаете, дьявол ничего нового не изобретает, он извращает всё, что даёт Господь. Это неправда, что телефон придумал дьявол, нет. Он ничего не изобрёл. Дьявол только извращает. Я доверяю сёстрам. Если я не делаю этого, то почему должна думать, что они это делают. Мы даём обет целомудрия, а это не только физическая сторона, но и духовная, сердечная, душевная.
Святыни и достопримечательности
Несмотря на то что монастырь был изрядно разорен и порушен, тем не менее здесь сохранилось немало артефактов и святынь.
- Элементы старого иконостаса.
- Евангелие, подаренное Петром I.
- Икона «Спас Вседержитель» в серебряном оригинальном окладе 1791 года.
Могилы декабристов в Знаменском монастыре
Уникален и сохранившийся некрополь монастыря. Здесь есть захоронение Григория Шелихова, основателя и руководителя Русско-Американской торговой компании, осваивавшей Аляску и западной побережье Северной Америки. На этом же кладбище погребены сосланные в Сибирь декабристы П. Муханов, Н. Панова, а также жены декабриста Трубецкого, Екатерины Трубецкая.
Но главные святыни монастыря — святые мощи иркутских епископов, прославленных Церковью.
- Святитель Иннокентий (Кульчицкий, 1680 — 1731 года). Первый самостоятельный епископ Иркутский и Нерчинский. Рукоположен во епископа в 1727 году, много сделал для православия в крае, и просвещения простого народа, хотя правил непродолжительное время. После смерти в конце XVIII века его останки были найдены нетленными. И он был прославлен в 1804 году. С 1990 года мощи находятся в Знаменском храме.
- Частица св. мощей святителя Софрония (Кристалевского), третьего Иркутского епископа, правящего с 1753 года вплоть до своей смерти в 1771 году. Его тело оставалось непогребенным в течение 6 месяцев, и не было никаких признаков тления. Гробница святителя сгорела в 1917 году, все что осталось было помещено в небольшой ковчежец, одна их частиц находится в Знаменском монастыре. Прославлен святитель в 1918 году.
Важно! На монастырском кладбище находится погребение второго епископа Иркутского Иннокентия II (Неруновича), который управлял епархией с 1732 по 1747 года и особенно отличился миссионерской деятельностью среди языческих народов Сибири. В монастыре, у южной стены храма могила Валентина Распутина, великого русского и советского писателя умершего в 2015 году
В монастыре, у южной стены храма могила Валентина Распутина, великого русского и советского писателя умершего в 2015 году
Современное состояние
В 1960 году монастырь был поставлен на охрану государством, как памятник истории и культуры. Правда, от него к этому времени не так много построек осталось:
- Знаменский храм с тремя приделами, один из которых Преображенский весьма ветхий,
- святые врата,
- настоятельский корпус,
- монастырская стена.
Здание епархиального управления в Знаменском монастыре
В настоящее время это действующий монастырь, в котором первый постриг был совершен в 1994 году. Обитель также является духовным центром Иркутской епархии, так как Знаменский храм — это кафедральный собор, в котором часто служит правящий архиерей.
Архитектурный облик храма формировался на протяжении XVIII — XIX веков. Главная особенность — это четырехчастное деление храма, где вдоль оси с востока на запад расположены трапеза, притворы, алтарь и храм. Знаменский храм один из образцов, так называемого «сибирского барокко» и во внешнем оформлении это прекрасно видно и в настоящее время: спаренные колонны, обрамление окон гипсовыми кудрями, орнамент стен и прочие декоративные элементы.