Мистические тайны замка принцессы Ольденбургской
В южной башне дворца находится необычная комната, выполняющая функции молельни и читальни. На потолке изображён так называемый «третий глаз». Многие не могут подолгу находиться внутри помещения, аргументируя присутствием какой-то отрицательной энергии, причём в высококонцентрированном сгустке. Объяснений не находят даже экстрасенсы, вероятно, такое «наследство» комнаты связано с увлечением хозяина замка оккультными науками, а позже – египтологией.
Одна из загадок замка – затянувшаяся реставрация. Вроде бы и средства находятся, и подрядчики, и все равно появляются какие-то мелочные причины, срывающие начало работ. Утверждают, что сама принцесса Ольденбургская, обходя привидением свои владения, не в восторге от каких-либо изменений в её детище. Рабочие одной из реставрационных бригад, оставшиеся ночевать в замке, всю ночь не могли уснуть из-за отчётливо слышимых шагов, раздающихся то в одном, то в другом конце дворца, да и силуэт принцессы, образовавшийся на одной из стен осыпавшейся штукатуркой, красноречиво подтверждает о том, что заботливая хозяйка замка так и не смогла покинуть родные стены.
Таинственные подземелья замка
Впрочем, самые загадочные помещения замка – конечно же, подземелья. Нет, это не мрачные казематы, в которых, согласно легендам, мучили людей. Всё это бредни чистой воды. Потому что принцесса Евгения была добрейшим человеком.
Лестница в подвал замка
Она организовала школу для детей жителей Рамони, была крёстной каждого второго деревенского ребёнка, делала подарки рамонцам на свадьбы и крестины. И ни о каких тюрьмах и казематах в подвалах замка и речи быть не может.
Школа в Рамони, основанная Ольденбургскими
Хотя, говорят, она там зимой держала своих животных. У принцессы Евгении был небольшой зверинец. Впоследствии откуда-то появилась легенда о том, что принцесса отдавала провинившихся крестьян на растерзание своим зверям. И якобы до сих пор по ночам из замка доносятся стоны замученных в подвалах людей. Но, как я уже сказала выше – это вымысел, не более того. Но какой же замок без страшных историй?
Створки зарешеченных ворот в подвале невольно наводят на мысли о казематах
Но, когда спускаешься в подземелья замка – и правда становится немного не по себе. Цокольный этаж практически не освещён и спуск туда действительно похож на мистическое приключение. Бесчисленные подвальные помещения напоминают лабиринт. Ходить по ним очень интересно, особенно с детьми, которые так и норовят где-нибудь спрятаться.
Одно из помещений замкового подвала
Об этих подвалах и в наши дни появляются всё новые свидетельства, якобы подтверждающие «заколдованность» замка. Так, например, что кошки в замке жить не могут, а у забежавших сюда случайно – встаёт дыбом шерсть и они, шипя убегают. А ещё в замке не могут выжить ни пауки, ни комары, ни мухи, ни даже мыши. С другой стороны, а что им там делать?
А те, кто отваживаются переночевать в замке, всю ночь слышат странные звуки: шаги, стоны, хлопанье птичьих крыльев и так далее.
Колонны в подвале замка
А ещё в замке якобы отказывается работать видео- и фотоаппаратура. Вот последнее, с полной уверенностью могу сказать, полный бред. Вы видите, сколько я там сделала фотографий: всё на них видно, ни мутности, ни дымки, ни загадочных шаров и привидений. Может, просто неумехи придумали эту байку, чтобы оправдаться?
Вопреки байкам, фото в подвале получаются
Но всё же, когда люди в тёмном-претёмном подвале слышат слово «привидение» – даже у самых реалистически настроенных туристов бегут мурашки по коже. Хотя лично я ёжилась не столько от страха, сколько от холода. В подземельях замка гораздо холоднее, чем на улице и даже в самом замке! Мне кажется, эти подвалы даже в середине осени вполне можно использовать вместо холодильника.
Проклятие злого колдуна
Легенда эта страшная (прогоните от экрана монитора детей и сами её на ночь не читайте ).
Жил-был тут во времена принцессы злой колдун. Вообще-то он был лекарем. Но на самом деле все знали, что он был злым колдуном. Он лечил принцессу от недугов, но денег за свою работу не брал. Потому что любил принцессу и жаждал взаимности. Принцесса же взаимностью не отвечала. А принц и вовсе, узнав про любовь колдуна к принцессе, решил сжечь его прямо живьём на костре. Тёмной ночью в лесу. Правда, страшно?
Корчась в языках пламени, колдун проклял весь род и замок Ольденбургских, пообещав, что замок утратит свой блеск и будет стоять в руинах до тех пор, пока жив хотя бы один потомок этого рода.
И вот уже лет сорок идёт реставрация замка. Меняются начальники в Министерстве культуры, меняются подрядчики реставрационных работ, а всё в плачевном состоянии…
Будет ли в замке снова красиво? Гостиная. Фото 1900 года
А всё дело в том, что живы ещё потомки этого рода…
Карета в центре Рамони
Экстрасенсы и вовсе утверждают, что бывшее жилище принцев и принцесс – сплошная аномальная зона. Холодно здесь и правда аномально. Находясь снаружи даже и невозможно представить, что внутри настолько может быть холодно тёплым осенним днём.
А причина аномалии замка в том, что принц Александр Ольденбургский очень уж увлекался всякой там мистикой и оккультизмом. И сам Николай Рерих, известный своими эзотерическими интересами, часто гостил у Ольденбургских и даже принимал участие в таинственных сеансах принца по вызыванию духов и прочего.
Николай Рерих был частым гостем в замке
Впрочем, после страшного пожара в 1905-го года, когда почти дотла сгорела конфетная фабрика принцессы, принц испугался и, посчитав, что это – предупреждение свыше, забросил свои увлечения оккультизмом (переключившись на увлечение египтологией, что по тем временам было тоже весьма близко к мистике).
Пожар на кондитерской фабрике Ольденбургских. 1905 год
Что из этого правда, что нет – разбираться не нам. Однако факт, что Николай Рерих отблагодарил своего друга, написав специально для оформления замка Ольденбургских две картины «Княжья охота» (утро и вечер).
Н. Рерих. Княжья охота. Утро. 1901 год
Сейчас эти картины не в замке, а в коллекции Воронежского областного художественного музея им. Крамского).
Н. Рерих. Княжья охота. Вечер. 1901 год
Во время посещения Рамони я настолько прониклась всеми этими легендами, что замок мне действительно показался полным неразгаданных тайн.
Вот что это – я так и не поняла. Кто знает?
Когда мы уходили, я пошла за сувенирами в лавку, где слегка посетовала на состояние замка, а кассир заверила меня, что в 2015 году немецкие реставраторы обещают превратить замок в сказку, вернув ему былой облик. Ой ли? Не верю я в такие сказания… Да и проклятие колдуна… Думается, оно всё ещё в силе…
Есть в подвале и окошки, возле них светло
Да и, признаюсь честно, до слёз будет жаль не увидеть тут ни мрачных подвалов, ни силуэта принцессы Ольденбургской в подземелье… Есть всё-таки своя прелесть в аутентичности старых замков, в подлинности пусть и порядком ободранной отделки. Заменят всё это безликим новоделом – и потеряет замок дух истории. Испарится он из него. Вместе со всем, что имело отношение к настоящей старине.
Выход из подвала, наверх, к теплу и солнышку
А там – как знать. Бывают же и удачные реставрации, правда?
А ведь замок этот пережил немало. Фашисты во время войны даже не стали его бомбить, узнав, что в нём жила принцесса немецкого происхождения. И заявили об этом во всеуслышание. Рамонцы воспользовались и прятались от бомбёжек в замке. Таким образом, уже и после своей смерти принцесса продолжала помогать людям…
А погубило замок людское равнодушие уже в советские времена… Не следили за ним, не берегли… Да и не было принято в те годы оберегать «барское наследие»… Восстановят ли когда-то, как думаете?
Понравились Вам легенды замка принцессы Ольденбургской?
Режим работы замка принцессы Ольденбургской
На данный момент дворец — это музей, открытый для посещения всем желающим. Его постройки и территория постоянно реставрируются, работы идут и сейчас. Сюда можно попасть каждый день, кроме понедельника и вторника. Действуют два режима работы — летний и зимний. В зимнее время замок открыт с 8:00 до 17:00, в летнее — с 9:00 до 18:00. Закрытие кассы — за полчаса до окончания рабочего дня.
Находится замок принцессы Ольденбургской в Воронежской области, точный его адрес: посёлок Рамонь, улица Мосина, 23. Предлагаемые к осмотру экспозиции, располагаются на первом этаже ставшего теперь историко-культурным музейным комплексом. Названия экспозиций: «Романовы. Ольденбургские. Возвращение через век», «История отношений», «Территория на века».
Они посвящены этим двум династиям, проведённым здесь детстве и юности хозяев дворца, историческим бракам, заключённым между важными особами. Представлены тут и антикварная мебель, семейные фото и акварели, письма, принадлежащие семейному архиву четы Ольденбургских. В фотографиях рассказывается о жизни парка. Ознакомиться с историей замка можно и с помощью виртуального тура.
Интереснейший объект для посещения, замок принцессы Ольденбургской, поражает всем: от былого удобства и образцового содержания, отопления без всякой сложной системы и современного оборудования до присутствия на территории заброшенного ныне сооружения паранормальных явлений. То, что замок отчаянно сопротивляется своей реставрации, которая идёт уже целых 40 лет, — ещё одна его загадка.
Легенда гласит, что сама хозяйка не хочет, чтобы кто-то касался этих стен. Как бы то ни было, а посетить этот роскошный ныне замок, архитектура которого до сих пор поражает воображение, стоит хотя бы для того, чтобы прикоснуться к истории: представить, как в шикарном танцевальном зале, обитом дорогим шёлком, кружатся нарядные пары и как по этим древним лестницам неспешно спускаются хозяева замка.
Коротко об истории семьи Ольденбургских
Принцесса Ольденбургская родилась в браке Великой княгини Марии Николаевны и герцога Лейхтенбергского, оказавшись правнучкой Жозефины, жены Наполеона Бонапарта, а по материнской линии – внучкой императора Николая II и племянницей Александра II.
Представители древнего немецкого рода Ольденбургских занимали престолы нескольких европейских держав – Швеции, Греции, Норвегии, Дании. В 1761 году впервые породнились с императорской семьёй Романовых – дочь Петра I Анна стала женой Карла Гольштинского, близкого родственника герцогов Ольденбургских. Их сын, Петр III, а затем его жена Екатерина II, правили Россией во второй половине XVIII века.
Брак между принцессой Евгенией Максимилиановной и герцогом Ольденбургским, заключённый в 1878 году, стал третьим династическим союзом между престолонаследными семьями.
Особенности архитектуры замка принцессы Ольденбургской
Архитектурно-ландшафтный ансамбль усадьбы состоит из шести зданий, которые окружает прекрасный парк. Площадь всей территории усадьбы составляет 7 га, а в центре возвышается главная фигура — замок из красного кирпича, так напоминающий Средневековье, — островок неоготики среди поселковых домиков
Этот контраст всегда непривычен, а оттого ещё сильнее привлекает внимание
Чугунные виноградные лозы обвивают ограду веранды, ворот и балконов. От этого замок выглядит изысканным и стильным. Башни, расположившиеся в углах огромного строения, придают ему строгий и помпезный вид, а окна в резных белых проёмах выглядят воздушными и разбавляют красноту кирпича. Стены поистине средневековые — в ширину достигают метра, но внутри них — специальные пустоты, необходимые для поддержания тепла.
В то время такие технологии и чудеса инженерной мысли изумляли: пустоты в стенах приводили к распределению тепла, которое растекалось по дворцу от старинной печи, находившейся в подвале. Печь была к тому же красиво украшена, а отличная теплопроводность красного керамического кирпича позволяла сохранять тепло во всем дворце, даря его жильцам комфорт и уют.
Прочность кирпича, из которого построено здание, не вызывает сомнений. Он был изготовлен по новейшей в то время технике, благодаря которой стены остались нетронутыми и до наших дней. Известно, что крыша дворца состоит из чешуйчатой черепицы из металла, такой же, как и на куполах храмов Средневековья в Европе. Эта черепица — работа мастеров эпохи Возрождения. Есть на территории дворца и лабиринты, и подвалы.
Гостей дворца встречает башня, на которой красуются огромные швейцарские часы фирмы «Винтер» — когда они звонили, их было слышно на много верст, по всей округе. В наше время часы были заменены на электронные. От дворца идут ступени, они ведут к реке, а рядом, неподалёку от основного здания, была свитская — корпус, построенный для придворных. Недавно, в 2015 году, корпус отреставрировали.
Строительство дворца началось в 1883 году, когда принцесса Ольденбургская уже была хозяйкой конфетной фабрики и вовсю благоустраивала посёлок. В то время, в конце XIX века, высокие круги предпочитали неоготический стиль, и Евгения не осталась в стороне. Дом с ризалитами, резными и коваными элементами, подобно памятнику викторианской готики. Кроме основного дворца, здесь также есть постройки другого назначения, но все выдержано в одном стиле.
Как добраться до замка принцессы Ольденбургской
Россия, Воронежская область, Рамонский район, пос. Рамонь
Рамонь находится примерно в 500 км от Москвы, если ехать в южном направлении по автодороге М4. Не доезжая 30 км до Воронежа, необходимо свернуть вправо.
Общественным автотранспортом, следующим по шоссе М4 в сторону Воронежа, доезжают до Задонской развилки и пересаживаются в одну из маршруток, направляющихся из Воронежа в Рамонь. Пригородные железнодорожные поезда курсируют до станции Рамонь регулярно. Время пути из Воронежа в Рамонь примерно 45 минут или около часа езды на автотранспорте и приблизительно 1 час 40 минут на электричке. Цена билетов на автобусе – 58 рублей, на железнодорожном транспорте – от 18 до 122 рублей.
- Заповедник Галичья гора
- Национальный парк Мещёра
- Озеро Бросно
Достопримечательности поблизости
Помимо замка принцессы Ольденбурзкой, в Рамони существуют и другие интересные для осмотра объекты. Например, уникальное для конца XIX века шестигранное сооружение водонапорной башни с арочными оконными проёмами, выполненное в той же технике, что и замок. А вот находящийся рядом с дворцом каретный двор с надписью на фасаде «Клуб сахарников» — совсем другого типа здание с мансардой и балконом, огороженным коваными витыми перилами.
В центре посёлка – памятник в ознаменование 300-летия создания российского флота, парящий в поднебесье парусник на стремительном пьедестале. Вблизи Рамони находилась когда-то судоверфь, строящая военные корабли. Говорят, один из них принимал сам Витус Беринг.
С историей гончарного производства Воронежской области знакомят экспозиции Музея керамики. Один из залов посвящён известному уроженцу Рамони С. Мосину, конструктору, изобретшему трёхлинейную винтовку.
Дух принцессы Ольденбургской
Помимо игр в прятки и игр теней в полумраке, самое интересное в подвалах замка – это огромная старинная печь.
Та самая печь в подвале
Именно она отапливала весь замок. А теперь бездействует, в то время, как его посетители и экскурсоводы отчаянно мёрзнут.
Но всё же нечто загадочное и необъяснимое тут есть. Если стоять в том самом помещении, где расположена печь, и посмотреть в соседнее помещение, окошко в которое забрано решёткой, то можно увидеть… привидение! Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Привидение? Или просто тень? ))
Тьфу ты! Дались эти привидения… Не привидение, а силуэт принцессы Ольденбургской с вытянутой вперёд рукой, как будто она кого-то умоляет. Есть версия, что она таким образом просит спасти её замок, находящийся в столь удручающем состоянии.
Вот он, силуэт принцессы Ольденбургской на стене…
Если подойти ближе и заглянуть через решётку в полумрак – чары развеиваются. Мы видим лишь облупившуюся штукатурку. Она обсыпалась столь причудливым образом, что действительно на стене появился силуэт женщины. Впрочем, если бы мне не сказали заранее о такой версии, я бы, наверное, и внимания не обратила. Хотя сходство с человеческим силуэтом определённо есть.
Но это всего лишь облупившаяся штукатурка…
Так вот. Злые языки говорят, что сотрудники замка специально отковыряли таким образом штукатурку, чтобы было чем завлечь впечатлительных туристов…
Как думаете, похож силуэт на стене на силуэт принцессы Ольденбургской?
Ещё более злые языки говорят, что дух разгневанной принцессы вернулся в замок вместе…с реставраторами в 80-х годах XX века. Дух принцессы изо всех сил мешает реставрационным работам. А наивные туристы полагают, что просто, как всегда, у нашего государства нет денег на восстановление ценных исторических памятников…
Что же на самом деле мешает реставрации замка?
Но такие предположения наивны. Рабочих, задействованных в ремонтных работах, по ночам мучают кошмары (наверное, это можно объяснить и тем, что рабочий люд, особенно строители, не прочь порой выпить лишку, а там – кто знает…).
Впрочем, самые злые-презлые языки говорят, что просто духу принцессы не нравится качество реставрации и потому она гневается…
Как бы там ни было, а загадочный силуэт на стене привлекает внимание туристов
Сведения о том, что замок этот – место мистическое, смутное и тёмное, в огромных количествах можно найти в воронежской прессе. Я не буду их пересказывать. Если Вам очень интересно – сами найдёте, в том числе их и в Интернете полно. Но ещё одну из легенд старого замка всё же расскажу…