Карты, которым сотни лет
Долгая и кропотливая работа в архивах «увенчалась успехом было найдено около 30 старинных карт лаврских пещер. Они охватывали почти четыре последних столетия. Но история Печерской Лавры, как я уже говорил, насчитывает девять веков. А где же более ранние карты? К великому сожалению, они не дошли до наших дней. Может быть, сгорели в огне многочисленных пожаров обители, может, истлели в сырых монастырских подземельях. Конечно, хочется надеяться, что где-нибудь еще отыщутся более ранние карты, но пока самая древняя из них датирована XVII веком.
Первые графические изображения (графические, а не картографичекие!) лаврских пещер появились в конце XVI века. Они представлены иллюстрациями на полях рукописи львовского купца М.Грюневега, побывавшего в Лавре в 1584 году. Простые донельзя рисунки несут, тем не менее, весьма любопытную информацию на них изображен вход в самую древнюю часть подземелий, укрепленную дубовыми сваями. По утверждению того же Грюневега, природная пещера тянется на 50 немецких миль. Я довольно хорошо знаю катакомбы, но такого хода что-то не припоминаю.
Первые карты лаврских катакомб были помещены в книге монаха Печерской лавры А.Кальнофойского «Тератургима», изданной в 1638 году. Вместе с ними к книге был приложен план Киева, также первый в истории
Впоследствии все внимание ученых было всецело уделено этому плану, а карты пещер оставались как бы в тени. Мне стоило немалых трудов отыскать оригиналы первых карт: книга со дня своего рождения была раритетом
И вот я держу в руках уникальную карту, созданную лаврскими монахами более трехсот лет назад. За кажущейся простотой и наивностью рисунка кроется творческий поиск первых отечественных картографов, положивших начало развитию картографического дела на Украине. Автор карты создал целую систему условных знаков, использовал цифровые обозначения, показал все объекты в математической пропорции. Таким образом, мы имеем полное соответствие современному определению карты, именно карты, а не рисунка или чертежа.
Следующая страница картографической летописи лаврских пещер карты из выдающегося памятника отечественного книгопечатания «Киево-Печерского патерика» 1661 года издания. Эти изображения, созданные лаврским гравером Ильей, более известны широкому кругу исследователей, их описания легко найти в картографической литературе.
Оригинальная карта Дальних лаврских пещер отыскалась довольно легко, гораздо труднее дело обстояло с поиском ее второй половины карты Ближних пещер. И, как это часто бывает в жизни, то, что долго ищешь, оказывается, лежит на самом видном месте. Редкий экземпляр неизвестной ранее карты я нашел в фондах Центральной библиотеки АН Украины. Лежал он там всеми позабытый-позаброшенный, в ужасном состоянии, но достаточно хорошо читаемый. Известно, без казусов в науке не обходится: с одной стороны я вроде бы сделал нужное дело, выявил ценный исторический документ, с другой это сослужило ему недобрую службу. Библиотечные работники сразу же спохватились и отдали старинную карту на реставрацию, а это дело тонкое и очень-очень долгое. Я такой оборот дела предвидел и снял копию с редкой карты. Оказалось, не зря я так долго ее искал. На ней были изображены легендарные пещерные ходы, идущие к Днепру! Уточняю к Днепру, а не за Днепр.
Нет смысла перечислять все найденные мною карты, скажу только, что они разительно отличались по содержанию. Невооруженным глазом было видно, что пещерные ходы за свою многовековую историю многократно изменяли конфигурацию. И это немудрено! Часто старые галереи обваливались, иногда их укрепляли, а иногда просто замуровывали. В этом-то и состоит особая прелесть и ценность старинных карт: они остались единственными свидетелями истории, лишь они могли рассказать о былом. Карты давали и основное направление практическим поискам. Оставался единственный и вполне надежный способ проверить правдивость древних легенд о гигантских лаврских пещерах самому спуститься под землю.
Свидетельства очевидцев
Период второй половины XIII – конца XVI в. в исторической науке остается неизученным, что объясняется отсутствием письменных источников. Практически никаких документов этого периода об истории пещер до наших дней не дошло. Отдельные свидетельства, дошедшие до нас, относятся в основном к XVI – началу XVII в. Особенно интересны записки путешественника Эриха Лясоты, который состоял на службе у императора Рудольфа II и по его поручению ездил в 1594 г. с посольством к запорожским казакам. Находясь в Киеве, он посетил Печерскую Лавру, оставив об этом воспоминания. В частности, он пишет, что пещеры имеют много ходов, «которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться… Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты»
В Ближних пещерах Эрих Лясота обратил внимание на две подземные церкви, «в которых каждую субботу служится обедня»
Интересно и то, что в описании размеров пещер иностранцами встречаются и явные преувеличения. Так, итальянец Александр Гваньини в 1581 г. писал, что в Киеве, кроме следов минувшего величия, есть подземные пещеры, выкопанные на огромные расстояния, «как свидетельствуют некоторые, на 80 миль». А польский летописец и географ Станислав Сарницкий утверждал, что пещеры тянутся «аж до Новгорода Великого».
Ближние пещеры
Наиболее интересные сведения о Лаврских пещерах оставил украинский писатель первой половины XVII века Афанасий Кальнофойский в книге «Тератургима». Он обстоятельно описал пещеры и прибавил к своему описанию схематические планы. Хотя эти планы не имеют масштаба и не указывают направления и точной длины пещер, они представляют собой несомненную историческую ценность, так как являются первыми известными науке картографическими изображениями Лаврских пещер. Фактически с этого времени начинается картографическая летопись пещер Киево-Печерской Лавры.
В ХХ в. картографические изображения Ближних и Дальних пещер изучались наряду с их археологическими исследованиями. Археологические исследования Ближних и Дальних пещер проводились в годы советской власти, когда Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра не функционировала как монастырь, а была преобразована в «центр» атеистической пропаганды.
Киев. Загадочные лабиринты Лавры
Подземные пещеры Киевской лавры известны в мире давно. Первые упоминания о них были в 1051 году, хотя сами лабиринты существовали гораздо раньше. Этот древний монастырь хранит в себе столько тайн, что до сей поры учёные делают открытие за открытием, проникая всё глубже в вековые загадки истории.
Вид на Лавру с Днепра. Фото: Ирина Рудская/Великая Эпоха (The Epoch Times)
Исторический памятник
Киево-Печёрская Лавра разделена между Национальным Киево-Печёрским историко-культурным заповедником и уникальным монастырским комплексом. На территории заповедника расположены Музей Книги, Музей исторических драгоценностей, Государственная историческая библиотека Украины, Музей театрального и музыкального искусства, Музей микро миниатюр, Музей голограмм и Музей украинского декоративного искусства.
В 1990 году Киево-Печерская Лавра внесена в список выдающихся исторических памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры, территория которых принадлежит Печерской монашеской общине, находятся захоронения монахов, а также некоторых выдающихся государственных лиц ушедших столетий. Так, в лаврской обители обрели покой Великий князь Литовский Ольгерд и Петр Столыпин.
В Лавре жил и работал летописец Нестор, известный нам по «Повести временных лет», и составитель карт подземных лабиринтов Афанасий Кальнофойский. В Лавре нашли последний приют былинный богатырь Илья Муромец, первый врач Киевской Руси Агапит Печёрский и другие исторические личности.
На территории монастырского комплекса, который в XIX веке включал в себя шесть монастырей, находятся многочисленные соборы, колокольни, трапезные, братские корпуса и другие храмовые постройки.
В недрах Лавры
Тёплый климат, близость воды и холмистый рельеф правого берега Днепра привлекали людей, пожелавших уединиться от мирской суеты. Поэтому на протяжении многих эпох в пещеры под Киевом устремлялись монахи из других монастырей, а также люди, отрекшиеся от светской жизни ради возвышения духа.
Начало духовному подвижничеству положил священник из ближайшего села Илларион, который сам вырыл себе пещеру подальше от мирских глаз. Позже в эти края пришёл афонский монах Антоний, он поселился в пещере Иллариона. Затем появился Феодосий и другие отшельники. Они выкопали себе пещеры и кельи для жилья. Постепенно образовалась целая система подземных коридоров. Когда число монахов приблизилось к двенадцати, они построили первую наземную церковь.
История Лавры насчитывает много веков, и за такой протяжённый период пещерные ходы меняли свое направление, глубину, конфигурацию. Появлялись новые проходы под землей, засыпались или замуровывались старые. Это происходило из-за оседания грунта, обвалов. Иногда вода проникала в келью или подземный зал, и жившие там монахи вынуждены были отрезать этот участок пещер от основного массива. Так менялся общий рисунок подземных галерей.
Размывание грунта происходит и по сей день. Институт Геологии Украины в настоящее время проводит исследование в Ближних пещерах. Гидролог Вадим Рыбин поясняет: когда влажность превышает 5%, песчаник размокает и превращается в песок. Чтобы обезопасить строения и пещеры, на территории Лавры постоянно ведутся укрепительные работы.
Невидимые лабиринты
Подземные ходы под Киевом расположены в два яруса. Как правило, это длинные тесные полукруглые проёмы в пластах земли, то спускающиеся вниз, то поднимающиеся вверх, часто петляя вправо-влево. Тусклый электрический свет рассеивается в узком пространстве, словно поглощаемый чем-то. Видимость неважная. Порой встречаются заложенные кирпичами ниши – скорее всего, ответвления лабиринтов, куда доступ запрещён.
Стены тоннелей часто влажные, с проступившими капельками росы. Это подземные воды просачиваются в древние обиталища монахов. Те самые 5%. Температура в пещерах даже в знойный летний полдень не поднимается выше 10 градусов. Холодный воздух с запахом не то сырости, не то плесени и ещё каких-то неопознанных ароматов, проникает в лёгкие, но вызывает не бодрость, а скорее, состояние удручённости.
Холод снаружи, холод внутри тела создаёт впечатление, что сам превращаешься в замшелый камень. Чуть задержался у древних мощей, вычитывая таблички, группа ушла. Полумрак. Над головой 9 метров песка и глины, стены подтекают, а где-то неподалёку мощи усопших монахов: 80 – в Ближних пещерах, 45 – в Дальних.
Легенды и сокровища
Существует множество легенд про несметные сокровища, хранящиеся в подземельях Лавры. Одна из них гласит о спрятанных в Варяжской (Разбойничьей) пещере ценностях, которые были добыты норманнами, грабившими торговые суда. Сокровища были обнаружены монахами Федором и Василием в 11 веке, а затем опять зарыты. До них пытались добраться Святополк Изяславович и его сын Мстислав, которые пытками замучили монахов до смерти, однако ничего не добились. Останки мучеников до сих пор хранятся в подземелье.
Еще один интересный факт связан с чудесной мироточивостью голов, хранящихся в нишах подземных ходов. Это останки человеческих черепов, из которых периодически вытекает миро — особенное масло, обладающее целительными качествами. В 1970 годы при поддержке митрополита Киевского были проведены химические анализы жидкости, в результате которых обнаружен белок сложного состава, синтезировать который искусственно пока невозможно.
Святыни Лавры
- Монастырь известен своим подземным миром, который делиться на Ближние (Антониевы) и Дальние Пещеры. В них хранятся нетленные мощи 79 святых (в Ближних пещерах) и 49 святых – в Дальних. В Антониевых пещерах есть старинные захоронения, среди которых почетное место занимают мощи святого Антония. В подземном мире есть три улицы, пещерная церковь, трапезная. В Дальних пещерах похоронен Феодосий, есть церковь, названная именем святого, его келья и несколько подземных храмов.
- Икона Божьей Матери «Всецарица» считается чудодейственной. В 2010 г. одна из прихожанок прозрела, приклонившись к образу.
- От недугов исцеляет образ Божьей Матери «Печерская Похвала».
- Мироточивые главы – реликвии Лавры, которыми стали головы святых. Их монахи хранят столетиями в сосудах со специальным раствором. Когда главы высыхают, то начинают мироточить.
История
Основные исторические достопримечательности Киево-Печерского монастыря:
Свидание | Мероприятие |
начало 11 века | Клирик Иларион выкопал на холме пещеру для молитвы |
1051 | Антоний и Феодосий основали Пещерный монастырь и Дальний тоннель |
1062 | Учреждение Ближних пещер, переселение монахов в наземные кельи, назначение Варлаама игуменом |
1073 | Успенский собор был построен и на смерть Антония. |
1074 | Феодосий старец упокоился в Господе, погребен в глухих пещерах |
1091 | Перенесение останков Феодосия в главный Успенский храм |
1096 | на святыню напали половцы |
1106 | строительство дверей Троицкой часовни |
1108 | Феодосия канонизировали и построили каменную братскую трапезную. |
1159 | Вероятность присвоения монастырю титула «Лавра». |
1151,1169,1171,1203,1240 | Разграбление и разорение святого места несколькими армиями |
с 1223 по 1233 год | Создание «Киево-Печерского патерика». |
1470 | Восстановление монастырских построек после неоднократных нападений |
1481 | Статус Лавры подтвердил Константинопольский Патриарх |
1561 | Успенский собор восстановлен на средства князя К. Острожского. |
1579 | Строительство и установка памятника К.Острожскому |
с 1596 по 1615 год | Узурпация польского папы и епископа с целью подчинить Лавру униатам |
1614 | Архимандрит Елисей основал на раке собственную типографию. |
1616 | Был напечатан первый фолиант под названием «Часослов». |
1631 | Открытие гимназии и ее слияние с братской школой |
1643 | Митрополит П.Могила канонизировал 69 святых Лавры |
1674 | строительство деревянной башни |
1679 | Аннозачатьевская часовня |
1688 | Печерский монастырь сохранил название «Лавра» и подчинялся Московскому Патриархату. |
С 1691 по 1700 г. | Строительство храмов: Варлаама, Рождества Пресвятой Богородицы, Феодосия, Всех Святых, Воскресения Господня, Крестовоздвиженской часовни, строительство крепостной стены |
1718 | Некоторые здания и библиотека сгорели |
1721 | учреждение Священного Синода и передача ему лаврских площадей |
с 1722 по 1763 год | Реконструкция Успенского собора, строительство двух звонниц, иконописная мастерская. |
1786 г. | монастырь подчинялся митрополиту Киевскому |
с 1841 по 1845 год | строительство крепостной ограды и братской больницы в районе Нижней Лавры |
1893-1895 гг. | строительство Трапезной и близлежащей церкви |
1894-1901 гг. | Успенский собор расписан под руководством В.Верещагина |
1919 г | На землях монастыря была создана община ремесленников и земледельцев. |
1919-1912 гг. | Советское правительство конфисковало ценные церковные реликвии |
1923 г | на территории Лавры открыто музей-учреждение «Житие и поклонение». |
1926 г | основание «Украинского выставочного городка». |
1930 г | монахи были изгнаны из монастыря |
1941 г | Успенский собор был взорван. |
1942 г | отремонтирован монастырь в нижней части Лавры |
1943 г | фашисты разграбили сокровища монастыря |
1944 г | музей-заповедник вновь открыт |
1961 г | монастырь в нижней части Лавры был закрыт |
1988-1990 гг. | комплекс пещер и земляных валов был перенесен в церковь, монастырь снова начал функционировать, была основана Духовная семинария. Достопримечательность включена в список ЮНЕСКО |
тысяча девятьсот девяносто пятый год | восстановленная типографика |
2000 г | восстановленный Успенский собор |
2001 г | вечер по случаю 950-летия монастыря. |
Место упокоения
Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.
Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер. В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где выкопал для себя новую подземную келью – ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре
возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы.
При игуменстве преподобного Феодосия в 1060–1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда и братия перешла из пещер. Численность ее составляла около ста человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.
Нетленные мощи в пещерах Киево-Печерской Лавры
По завершении строительства Успенского собора в середине 70%х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 г.
Немецкий ученый Л.Н. Гитц в своем труде по истории Киево-Печерского монастыря отмечает, что обычай погребать иноков в пещерах был заведен при игуменстве преподобного Никона, который принес его из Тмутаракани. Но чин погребения в пещерах есть в Студийском уставе. Он существенно отличается от обычного чина христианского погребения. Так, умершему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась.
Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь: черепа собирали отдельно, кости отдельно. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали. Но в Киеве эта традиция прервалась, так как тление тела после погребения здесь было обычным явлением. Господь же прославил в Печерском монастыре Своих угодников нетлением мощей, что явилось чудом.
План Дальних и Ближних пещер 1789
Вот как описывает мощи преподобного Феодосия Печерского преподобный Нестор Летописец, который был участником их открытия: «…лежат мощи его, но суставы не распались, и волосы на голове не слиплись». Нам известны также и одиночные погребения иноков в пещерах, в частности мы знаем, что преподобный Феодосий Печерский был похоронен в своей келье.
В 1240 г. орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ним и Киево-Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что Лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями.
Набеги и восстановление монастыря
Монастырь несколько раз подвергался набегам, но его всегда отстраивали заново. Комплекс храмов перенёс:
- разрушение в 1096 году;
- разорение в 1240;
- поджог в 1483.
В 1096 году лавре нанесли большой ущерб половцы, но обитель быстро отстроили. Постепенно пристраивали новые церкви. Феодосий создал приют для хромых, нищих и слепых, на которых тратилось 10% доходов. После переселения братии из пещер сделали усыпальницу для монахов.
В 1240 году Печерская лавра подверглась жестокому разорению во время нашествия монгол. До неё удалось добраться Батыю. Многих послушников убили, только небольшая часть из них успела скрыться. В XIV веке храм был снова открыт, а в 1470 году его восстановили и украсили.
Последний раз монастырь терроризировали в 1483 году. Он был сожжён и ограблен крымским войском, но благодаря большим пожертвованиям обитель быстро оправилась. На тот момент монастырю уже принадлежало около 65 сел и 2 города — Васильков и Радомысль.
Святыни
В монастыре хранится много святынь.
Иконы
- Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы. Легенда гласит, что икону зодчим вручила сама Богоматерь в Константинополе, с наказом отправиться в Киев для строительства церкви. На Русь икону доставили в 1073 году, и в ее часть был построен храм, как и повелела Богоматерь. Церковь назвали Успенской, в честь самой иконы. Икона выполнена на кипарисовой доске в классическом греческом иконописном стиле. Деревянное основание было вставлено в круглую основу из позолоченного серебра. На долгие века икона стала одной из важнейших святынь Руси. Каждый раз после молитвы она спускалась к верующим. Записано множество чудес, совершенных этой иконой. Во время Великой Отечественной войны оригинальная икона была утрачена, в обители сохранилось два ее списка.
- Печерская Свенская икона Пресвятой Богородицы. Это одна из древнейших икон, сохранившихся до наших дней. Она написана в Киево-Печерской лавре иеромонахом Алипием, одним из первых иконописцев на Руси. Икона выполнена на липе без склейки. При написании использовался иконографический тип «Всецарица». Богоматерь восседает на троне, а на ее коленях сидит младенец. В данный момент оригинал иконы находится в Третьяковской галерее, а в монастыре осталось два ее списка XIX и XVII века.
- Икона Божией Матери «Черниговская» («Гефсиманская»). Написана по заказу священномученика Владимира в Киево-Печерской лавре. После его смерти икону из покоев перенесли в церковь, и она стала священной реликвией.
- Список с иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», написан в 1913 году. Как нередко бывает, список, написанный талантливым и благочестивым мастером, творит чудес не меньше, чем оригинал иконы.
- Феодоровская икона Божией Матери. Традиции написания этой иконы уходят в глубокое прошлое. На руках у Богоматери прильнувший к ней младенец, но лицо не выражает радости, только бесконечная любовь своему сыну и скорбь от знания, что ему придутся отдать себя в жертву за всех людей. О будущих страданиях ребенка говорит и оголенная до колена ножка. Иконе молятся девушки о счастливом замужестве, женщины, мечтающие о ребенке и материи о сохранении покоя семейного очага.
- Икона с перстом св. ап. первомученика архидиакона Стефана. Первомученику молятся о покаянии и прощении грехов. Его просят помочь любить ближних своих и помочь обрести веру заблудшим и неверующим.
- Киево-Барская икона Пресвятой Богородицы. Богородица и сидящий на коленях младенец изображены в богатых одеждах и коронованы венцами. Хранится на территории Ближних пещер.
- Икона Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская» дарована монастырю Петром I. Иконе молятся о исцелении болящих и исправлении грешников.
- Икона Воздвижения Честного Креста Господня помогает больным, взрослым и детям избавиться от болезней и обрести душевный покой, избавиться от страданий.
- Икона Божьей Матери «Всецарица» с древности почитается как защитница Руси. Особенность иконы в том, что Богоматерь здесь предстает перед нами на троне, в убранстве истинной царицы небесной. Ее молят о помощи при самых тяжких болезнях своих или близких. Множество чудесных исцелений произошло после искренней молитвы перед этой иконой.
Мощи в Ближних пещерах
В ближних пещерах хранятся мощи 73 подвижников, проживавших в монастыре. Среди них и мощи основателя монастыря – Антония.
Здесь же хранятся мощи еще нескольких известных личностей. В их числе захоронен Летописец Нестор, чьему перу принадлежит древнейший дошедший до нас в списках, летописный свод. Князь Никола Святоша, который основал первую на Руси монастырскую больницу.
В ближних пещерах захоронены двенадцать греческих зодчих и иконописцев, которые и принесли икону Богоматери, возвели и расписали первый храм. Среди великих сподвижников и местный иконописец – Алипий, чьей руке принадлежит несколько местных икон.
Тело великого русского богатыря и защитника Руси Ильи Муромца хранится среди мощей святых. Легенда гласит, что после гибели ангелы принесли тело великого богатыря именно сюда.
Мощи в Дальних пещерах
В 1074 году умер один из основателей монастыря – Феодосий Печерский, его мощи были первыми захоронены в дальних пещерах. В 1091 году их перенесли в Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Но во время набегов монголов на Русь монахи спрятали святые мощи. За времена невзгод место, куда перезахоронили Феодосия, забылось. Многие предполагают, что они спрятаны в одной из старинных пещерных келий.
В Дальних пещерах хранятся мощи 49 святых, среди которых святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский, святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), священномученик Владимир, митрополит Киевский.