Общая информация
Сокращенное название канала – Волго-Балт. На карте России выглядит как система гидрологических объектов, расположенная в северо-западной части. Она соединяет бассейн Каспийского и Балтийского моря, а также является звеном маршрута, открывающего выход к Черному, Азовскому, Каспийскому морям. Маршрут пересекает озера (Онежское, Ладожское и проч.), водохранилища, реки.
Впервые к строительству приступили на стыке 18 и 19 веков. Волго-Балтийский канал неоднократно подвергался реконструкции, а современный гидроним образовался в 20 веке.
Водные пути России: Мариинская система
Общая продолжительность пути на карте насчитывает 1.1 тыс. км. Фарватер для навигации глубиной от 4 м, что открывает возможности для полноценного курсирования различных судов.
При этом непосредственный комплекс объектов насчитывает почти 5 тыс. км водных путей. Сюда относятся шлюзы, ГЭС, дамбы, паромные переправы, мосты, маяки. А средняя ширина судового хода насчитывает 50-100 м.
Рекомендуем к прочтению: Водный канал
Волго-Балтийская система включает 5 гидроузлов с 7 однокамерными шлюзами. Их изюминка в том, что практически все шлюзы Балтийского склона находятся на одной высоте – 13.5 м. Благодаря этому в ходе постройки применялись стандартные конструкции.
Шекснинский Гидроузел
Сооружение Волго-Донского канала
Как мы упомянули, сооружение Волго-Донского канала (к его названию следует добавлять слово «судоходный») началось в 1948 году. Вместо так и оставшегося «на бумаге» проекта французского инженера Дрю (жившего еще при царизме) лидер советской страны (И. В. Сталин) одобрил разработку Сергея Жука. Речь о проектировщике, известном к тому времени созданием Беломорско-Балтийского и Волго-Московского каналов. Он доказал Сталину, что умеет учитывать каждую мелочь. Во-первых, исследовательским методом был найден самый экономически и логистически выгодный перешеек (по прямой это расстояние представляет 76-километровый участок полей (однако соединительный путь должен был сделать две петли и, соответственно, оказаться длиннее). А вообще-то самое короткое расстояние от Дона до Волги – это линия Качалино – Ерзовская бухта. По прямой Быстрый Проток Дона и названный залив можно было бы соединить путем всего в 52 километра. Но местный рельеф усложнил бы работу в десятки раз. К тому же аграрных равнин тут встречается мало, а канал был задуман еще и как система гидроузлов для орошения.
Итак, было извлечено 150 000 000 кубометров грунта, уложено 3 000 000 кубометров бетона, построены 3 водохранилища, 13 шлюзов, а также различные монументальные украшения в популярном тогда стиле «Триумф». Тут применялось в общей сложности 8 тысяч машин и механизмов, в их числе такие экспериментальные как первый советский шагающий кран и шагающий экскаватор.
В итоге работ, длившихся всего 4,5 года (рекордный срок для сегодняшнего строительства!) общая протяженность Волго — Донского канала имени Ленина составила 101 километр. Географически он находится внутри Волгоградчины. Начинается в культурном центре Красноармейского района региональной столицы. Далее недолго двигается через ряд населенных пунктов на границе Светлоярского и Городищенского, а затем переходит в Калачевский район области. И тут лежит большая часть его «русла». Здесь-то самые крупные водные пути Европы и встречаются, чтобы никогда уже не расставаться.
Строительство Волго-Донского канала закончилось летом 1952 года. На его открытии присутствовали государственные секретари нескольких стран социалистического блока, зарубежные журналисты, писатели и поэты, прочие яркие деятели нескольких лет, предшествующих «хрущевской оттепели». Всего в Сталинграде, на нынешней улице 50-летия Октября (тогда у нее было другое название) скопилось около 100 000 возбужденных человек. Многие размахивали флагами… Во всем мире ВДСК стал очередным «гимном социализма», символом широких возможностей, которые дает этот политический строй. Ну а те, кто не задумывался о таких вещах (к примеру, молодежь) просто тут купались…
Сооружение Волго-Донского канала использовало силы советских заключенных и военнопленных, служивших в период ВОВ в гитлеровской армии. Гиды музея Волго-Дона (об этом заведении будет ниже) расскажут вам много интересных историй, легенд и мифов, связанных с житьем-бытьем подневольных рабочих, а также их конвоиров. При этом основная масса гидростроителей состояла все же из вольнонаемных бригад СССР. Общее число строителей составляло примерно 900 000 человек, плюс инженерные кадры.
Поручая Сергею Жуку строительство Волго-Донского канала, страна рассчитывала получить не просто судоходную дорогу из одной реки в другую, но и блок гидроузлов, из которых можно пустить на распаханные степные просторы совсем другие каналы – оросительные. Сеть таких «арыков» изрезала весь Городищенский и Калачевский районы.
С 2009 года ведутся работы по комплексной реконструкции технической инфраструктуры, а также архитектурной составляющей Волго-Дона. Большая их часть доведена до конца.
В преддверие главы, посвященной местному судоходству, сообщим: в большинстве точек глубина Волго-Донского канала приблизительно 3,5 метра. Кое-где параметр даже превышен. Однако на многих фрагментах судоходная магистраль, наоборот, сильно обмелела. На данный момент выделены внушительные средства на ее расчистку. Скорость течения смешавшейся волго-донской воды от шлюза к шлюзу достигает 4 километров/час.
Экономическое и стратегическое значение канала
Судоходство по водному пути возможно для судов грузоподъемностью 5 тыс. тонн. Навигация осуществляется по озерам. После реконструкции увеличилась скорость передвижения – в 3-4 раза. Также вырос и оборот грузов. Важнейшие грузоперевозки осуществляются с Кольского полуострова.
Волго-Балтийский канал
По Волго-Балтийскому пути ведется перевозка железорудного, апатитового концентрата, гранита, диабаза, леса, пиломатериалов, черного металла, угля, калийных солей. Грузы везут в южном направлении карты страны, в Санкт-Петербург, на экспорт, в страны Прибалтики. Пассажирское движение представлено туристическими теплоходами десятков маршрутов.
Строительство Волго-Балта способствовало развитию прибрежных населенных пунктов. Были открыты новые промышленные предприятия, строились поселки. Некоторые пункты вновь обрели городской статус, который давно утратили. Гидроэлектростанции Волго-Балтийского канала обеспечивают ресурсами тысячи жителей, а также предприятия.
Прохождение Волго-Балтийского канала.
Экология
В течение нескольких десятилетий 20 века велось активное освоение территории карты. Это привело к ухудшению экологической обстановки вдоль водной трассы. Загрязнению в большей степени способствовали деревообрабатывающие, а также целлюлозно-бумажные заводы.
Негативно влиял на состояние экологии и водный транспорт, хотя и в меньшей степени. В дальнейшем наблюдался промышленный спад, что привело к частичному восстановлению экологической обстановки. Сейчас Волго-Балтийский канал загрязнен незначительно.
Флора и фауна
В этой местности карты преобладает флора и фауна, характерная для Русского Севера. Представлены хвойные, смешанные леса. Поймы зарастают кустарником. Встречаются мелкие и крупные хищники.
Поездка к одному из притоков Волого-Балтийского канала