Мученики грузинской земли
О том, что в Древней Иверии еще в I–III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.
Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.
Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.
В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.
В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!
Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.
В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).
Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.
Почему Дивеево называют Четвертым Уделом Божией Матери?
«Первый удел Ея, — говорил старец Серафим, — гора святая Афон, второй Иверия, третий – Киев, а четвертый, радость моя – Дивеево. В Дивееве и Лавра будет. Не было от века женской Лавры, а в Девееве она будет. Сама Царица Небесная его Своим последним на земле жребием избрала». Говоря о значении Дивеева как месте всемирного покаяния, он не раз замечал, что «все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Под этими краткими определениями обозначены три удела, или три жребия Богородицы на земле.
Собственно, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» начинается именно с описания земной жизни Богородицы. Вспомним: после чудесного Воскресения Христова настало время тяжких гонений и преследований учеников Его, святых Апостолов. Им, объявленным властями Иерусалима вне закона, пришлось бросать жребий, чтобы разойтись в разные стороны и там проповедовать веру и учение Христово. И Матерь Божия тоже решила бросить жребий. Ей выпало идти в Иверию (ныне Грузия). Иверия – Первый Удел Богородицы.
Далее события развивались так. Стала собираться Богородица в путь. Но ночью во сне Ей явился архангел Гавриил, сказав, что в Иверию Ей идти не придется. А нужно будет идти в другое место. В тот же день получила Она письмо от Лазаря – того самого, о котором в Евангелии сказано, что он был воскрешен на четвертый день Иисусом Христом. Воскрешенный, но не признанный и гонимый жестокосердными соотечественниками, Лазарь избрал для укрытия остров Кипр. И стал там первым епископом, проповедуя христианство. Он и прислал в Иерусалим корабль за Божией Матерью.
Вместе с названным сыном – любимым учеником Спасителя – апостолом Иоанном они погрузились на корабль, чтобы отплыть к острову Кипр. Но только корабль вышел в открытое море, как поднялся страшный шторм. И уже показалось всем, что смерть близка в холодных водах Средиземного моря. Но тут вышла на палубу Богородица и попросила сложить паруса, поднять весла, чтобы целиком положиться на волю Божию. И вот через некоторое время, всем на удивление, буря утихла, а корабль прибился к побережью Афона. Этот полуостров находится неподалеку от Греции. В те времена здесь поклонялись языческим богам. Во многих языческих храмов собирались толпы местных жителей, чтобы слушать прорицателей и прорицательниц. Но как только корабль с Богородицей на борту оказался у побережья Афона, все они в один голос вдруг завопили: «Не верьте нам, мы вас обманываем! Нет здесь богов, а только каменные идолы. Настоящая Богиня и Царица Небесная прибыла к острову на корабле!» Тогда весь народ кинулся встречать судно. И стала Богородица рассказывать людям о Сыне, о Его чудесном рождении, жизни и смерти, о Его воскресении из мертвых. Она говорила так складно и убедительно, что Ей тут же все поверили. И провозгласили Афон священным местом, а сами стали христианами. Таковым Афон остается и поныне, являясь оплотом православия. Афон – Второй Удел Богородицы. Третий удел Божией Матери – Киево-Печерская Лавра. Он появился в начале XI века, когда Пречистая Дева уже была признана многими народами и получила на небесах такую власть, что Сама могла выбирать подданных и приказывать им. Однажды явилась Богородица одному из монахов на Афоне, родом их России, и велела ему идти в родные края. Так и добрался он по благословлению афонских старцев до Киева. Имя этого величайшего подвижника Православия ныне известно всему миру: преподобный Антоний Печерский (984-1073 гг.)
В 1028 году после поиска места, напоминающего Афон, он выкопал себе пещеру на Берестовой горе. И так горячо, самозабвенно молился, что люди признали его святым и потянулись сюда, к источнику православной веры и благочестия, которому и суждено было стать впоследствии знаменитой на весь свет лаврой.
Вот здесь в Киево-Печерской лавре, чудесным образом явилась Пресвятая Дева монахине Александре (Мельгуновой) и благословила её идти на север России, и обещала, что Сама укажет место будущей обители. Сколько лет избранница Божия паломничала по святым местам, никто не знает. Но известно, что летом 1760 г. матушка Александра дошла до селения Дивеево, стремясь попасть в Саров, где входил в силу и славу мужской монастырь. Но ей суждено было по велению Божией Матери, которая явилась ей во сне, когда после дальнего пути Александра присела отдохнуть у Дивеевской церквушки, основать именно здесь, в Дивееве, женскую обитель, на которую Богородица обещала низвести «все благословения Божие и Мои со всех трех жребиев Моих на земле – с Иверии, Афона и Киева».
Таким образом, Дивеево — Четвертый Удел Божией Матери, о котором Она Сама через Александру известила миру: «Я всегда буду посещать место это и осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всем свете. Это четвертый жребий Мой во Вселенной».
Житие Богородицы
По Преданию, у немолодых супругов из города Назарет, праведных Иоакима и Анны, не было детей. Всю жизнь они стремились исполнять Божью волю, служить ближним. Благочестивые супруги обещали Господу, что если у них родится ребенок, то они посвятят его на служение Ему. Бог услышал их моление, праведная Анна родила Марию, будущую Богородицу.
С трехлетнего возраста Дева Мария жила при Иерусалимском храме. Свои дни Она проводила в постоянной молитве. В раннем детстве она была приучена трудиться: прясть пряжу и шить облачения для священников. Мария дала Богу обет (обещание) сохранить свое девство (девственность), посвятив эту жертву Творцу. 14 лет от роду ей пришло время покидать храм. Ее обручили с престарелым Иосифом, который должен был хранить и защищать Деву.
В Назарете Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, возвестивший о будущем рождении от Нее Сына Божия. Через Богородицу в вифлеемской пещере свершилось спасительное для человечества событие — Рождество Христово. При земной жизни Спасителя Богородица постоянно находилась рядом с Сыном, внимательно постигая и запоминая Его учение.
Собор Светицховели
Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.
Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.
Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.
Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.
Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.
Илия II
Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.
Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.
Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.
Дивеево в разное время года
Лето в Дивееве тёплое (около +19 °С), дождливое, а зима умеренно холодная (в среднем –12 °С). Паломники едут в монастырь и на источники круглый год. Особенно многолюдно здесь:
- на Рождество. Храмы украшают белыми цветочными гирляндами и живыми ёлочками, а снаружи устанавливается деревянный вертеп. 6 января проходит ночная литургия в Троицком соборе, а днём 7 января — в Преображенском;
На Рождество монастырские ели украшаются игрушками и разноцветными огоньками
- на Крещение. 18 января после литургии из монастыря к ближайшему источнику преподобной Александры отправляется крестный ход. Там совершается чин освящения воды, и верующие погружаются в купель. 19 января молебен проходит на источнике святого Серафима;
В праздник Крещения верующие могут искупаться в святых источниках Дивеева и набрать воды для питья
- на Пасху. К этому дню главная люстра собора, иконы Серафима Саровского и Богородицы, рака с мощами старца пышно украшаются цветами и декоративными яйцами. Праздничная служба начинается в полночь, а в конце литургии верующие приступают к таинству Святого Причащения. Во время Светлой Седмицы по Святой Канавке ежедневно совершается крестный ход;
В Пасхальную неделю верующие с трепетом ожидают частицу Благодатного Огня, которую доставляют в Дивеево из Иерусалима
- в День обретения мощей Серафима Саровского, празднуемый 1 августа. Богослужение в храме начинается вечером 31 июля и продолжается всю ночь, а в 9.00 утра совершается литургия под открытым небом. В эти дни на улицах бродят гусляры, распевающие былины, художники выставляют свои работы на продажу, а тысячи верующих стекаются в Дивеево, чтобы исповедаться, причаститься и приложиться к мощам батюшки Серафима;
За несколько дней до торжества на Соборной площади устанавливаются алтарь и рака с мощами преподобного Серафима
- на праздник Успения. В этот день Богородица отошла в мир иной. Вечернее богослужение сопровождается песнопениями, а 28 августа совершается Божественная Литургия. На второй день начинается украшение Святой Канавки: дорожку устилают скошенной травой и цветами. А поздним вечером совершается крестный ход с Плащаницей Богородицы. Завершается богослужение елеопомазанием. Некоторые паломники берут с собой траву и цветы, высушивают, набивают ими маленькие подушечки, а после с молитвой прикладывают к больным местам.
В украшении Святой Канавки может принять участие каждый
В гостях у праведного Лазаря
Как мы знаем из Священного Писания, у Иисуса Христа был друг по имени Лазарь. Его внезапная смерть расстроила Господа, и Он воскресил умершего товарища на четвертый день. Так Лазарь продолжил земную жизнь, а после Вознесения Христа был изгнан из Иерусалима. Оказавшись на Кипре, праведник был рукоположен в епископский сан апостолами Павлом и Варнавой.
Именно здесь епископа Лазаря навестила Богородица после Афона. Святой руководил вверенной ему паствой в городе Ларнака, где впоследствии на могиле архиерея построили храм. Так что Кипру тоже выпала честь принимать на своей земле Матерь Божию.
Наталья, обратиться к другу Христову с просьбой о помощи в исцелении от болезней и других житейских нуждах Вы можете здесь:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ СХОДСТВА…
Объективности ради, все свои восторженные находки не помешает окатить холодным душем, парируя себя же цитатой из «всезнайки» Википедии:
И тут сложно поспорить, потому что пустой взгляд ортодокса, лишенный возвышенной искры в сердце, не станет вглядываться в неосязаемую пустоту. Князья делали заказ, приглашали мастеров и увековечивали в народе свои имена. И тем не менее я попытаюсь провести некоторые параллели.
Известно, что
Отсюда приходим к выводу, что «законодателем моды» крестово-купольного строительства на Руси являлся Киев. В подтверждение, посмотрим на планы фундаментов древних храмов, они в общем-то, примерно похожи.
А теперь давайте сравним два храма: в Киеве на Пирогоще (XII век); и в Пицунде в Иверии (X-XI век), но прежде отмечу, что у многих иверских храмов при более детальном изучении хронология кажется неточной. Так например, некоторые источники приписывают Лыхненскому храму Успения Божьей Матери — X век, однако на одной из стен храма есть надпись, рассказывающая о появлении кометы Галлея в 1066 году (XI веке). Выходит, храм построили в десятом веке, а «комету дорисовали» спустя сто лет, в одиннадцатом? Или же Патриарший собор в Пицунде, он же Собор Андрея Первозванного — большой крестово-купольный храм в центре города, рядом с античными руинами:
Всё этого говорит о том, что однозначного мнения у историков нет, поэтому и принимать в учет время создания Пицундского храма в X веке, может быть и не стоит. К чему я веду? Смотрите сами:
Давайте рассмотрим другой, не менее интересный пример. Взгляните на афонский монастырь Ватопед, во внутреннем дворике сохранились два храма, имеющих действительно тысячелетнюю историю:
На что они похожи, сегодня сложно сказать, однако имея в распоряжении макет изначального киевского Софийского собора, становится ясно, что внешне они практически идентичны, хотя София в Киеве, безусловно, имеет более сложную геометрическую планировку.
Софийский собор в Киеве (до реконструкции), XI в.
Поразительное сходство, не правда ли?
Второй афонский монастырь святого Пантелеймона, указанный в книге «АллатРа», был так же построен где-то в XI-ом веке нашей эры, то есть ориентировочно в одно время с Ватопедом и Софийским собором в Киеве.
Давайте посмотрим и сравним:
И таких примеров немало. Конечно, сходство можно объяснить влиянием византийского зодчества, банальной случайностью, одинаковыми чертежами, передающимися из рук руки, или, простите, делом рук какой-то популярной в те времена команды «строителей-гастарбайтеров», которым везде рады. А можно привести цитату из книги «АллатРа» (стр. 430):
И не только к Ватопеду и Россикону, насколько вы помните, Агапит имел отношение и к строительству Софийского собора в Киеве. Но это пока лишь осторожные доводы, ведь в работе над циклом «В поисках» я стараюсь опираться лишь на официально подтвержденную информацию. И несмотря на это, глядя на приведенные аналогии, становится понятно, что на рубеже XI века произошло нечто странное. Ответить на вопрос, была ли это всего лишь слепая дань византийской моды или же более серьезные планы по внедрению сакральной геометрии с позитивными знаками в общественных, почитаемых людьми местах, нам поможет понимание процессов тонкой физики, до которых пока мы не в силах дотянуться. Но я непременно вернусь еще к сакральной геометрии, когда буду более-менее готов писать по существу, а не просто философствовать.
Под занавес сравнений, предлагаю взглянуть на другие сохранившиеся храмы Афона, того времени:
Костамонит (XI)
Хиландар (1197)
Дохиар (X)
Эсфигмен (X-XI)
Кутлумуш (1169)
Каракал (1018)
Афон
В 48 году Пресвятой Богородице и апостолу Иоанну Богослову пришлось бежать из Палестины, где Ирод начал преследовать христиан. Они решили отправиться на Кипр к епископу Лазарю, который в свое время был воскрешен Господом. Во время плавания корабль попал в шторм и причалил к Афонской горе. В то время ее населяли язычники. Пресвятую Богородицу восхитила природа Афона, и она попросила Своего Сына даровать Ей Афонскую гору. В ответ на просьбу Матери с Небес раздался глас: «Пусть это место станет твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем тех, кто жаждет спасения».
Богородица сумела обратить в христианство местных жителей и, благословив их, возвестила: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».
Четыре удела Богородицы на земле
После Вознесения Господа апостолы решили собраться в Сионской горнице, дабы бросить жребий. Речь шла о проповеди Евангелия всему миру, а жребий должен был помочь выбрать каждому страну. Богоматерь также изъявила желание участвовать в жребии и идти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Жребий пал на Иверию.
Пресвятая Богородица с радостью хотела тут же отправиться в Иверскую страну, но Ангел Божий остановил Её: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд проповедования в земле, в какую направит Тебя Бог». Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился Андрей Первозванный. Апостол также с радостью подчинился воле Божией и проповедовал в Иверии некоторое время, укрепляя в вере тех, кто этого хотел. А Матерь Божия возносила молитвы о народе Иверии и ждала Божьего благословения на проповедь.
В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, воздвигнутые Иродом в Палестине. Ей пришлось скрываться вместе с апостолом Иоанном Богословом. Они направилась на Кипр. В то время там жил воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь, ставший епископом Кипра. Но на море началась буря, и путешественникам пришлось пристать к берегу Афонской горы.
Красота Афона и гостеприимство местных жителей восхитило Богородицу, и Она упросила Сына Своего, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. И был глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После проповеди Матери Божией, местные жители приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.
Впоследствии будущие подвижники приходили на Афон по особому повелению Богородицы. Но и с Афона уходили просвещать новые земли христианской проповедью тоже по особому благословению Богородицы. Например, как это было в начале XI века.
Возле монастыря Эсфигмен подвизался монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину.
Будущий великий подвижник монах Антоний повеление исполнил, но первый раз прожил на Руси не долго, и вскоре вернулся на Афон. Но игумену Феоктисту снова было Божие откровение о будущем подвижнике. И вот, в 1028 году Антонию пришлось вернулся на Русь.
Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие подвизаться в монашеском подвиге, и вскоре стало очевидным, что на сем месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.
Интересно, каким чудесным образом сохранялась преемственность от одного богородичного жребия к другому. Так, будущая матушка Александра, (а пока Агафья Семеновна Мельгунова) – первоосновательница Дивеевской обители овдовев, подвизалась во Флоровском монастыре, что близ Киево-Печерской лавры.
Как-то Агафье Семеновне было видение. Сама Пресвятая Богородица говорила ей:
Повеление Матери Божией Агафья Семеновна исполнила, и вскорости отправилась на север. Примерно в 1760 году она добралась до Сарова. И вот в двенадцати верстах от монастыря – в селе Дивеево – случилось новое чудо. Присела матушка отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и услышала слова Богоматери.
Второй удел: Святая Гора Афон
Вид на полуостров с верхней точки горы Афон
Основная статья: Афон
Вторым уделом стал Афон: когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешённого Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесён к берегу Афонской горы, населённой язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение.
Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: