Троицкий собор

Троицкий собор – сердце псковского крома

История

Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.

Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.

Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.

Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.

Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.

Советское время

Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.

Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.

Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.

Пожар

В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.

Настоятели и наместники

  • Митрофан ((1337) нач. 1340-х — 1344)
  • прп. Сергий (1344 — 25 сентября 1392)
  • прп. Никон (1392)
  • прп. Савва (1392 – 1398)
  • прп. Никон, 2-й раз (1398 — 17 ноября 1428)
  • Савва II (1428 – 1432)
  • Зиновий (1432 – 1445)
  • Досифей I (1445 – 1448)
  • прп. Мартиниан (1448 – 1455)
  • свт. Вассиан (Рыло) (1455 – 1466)
  • Спиридон (1467 – 1474)
  • Авраамий (1474 – 1478)
  • Паисий (Ярославов) (1479 – 1482)
  • Иоаким (1482 – 1483)
  • Макарий (1483 – 1488)
  • Афанасий I (1488 – 1490)
  • свт. Симон Чиж (1490 — 20 сентября 1495)
  • свт. Серапион (1495 – 1506)
  • Досифей II (Забела) (1506 – 1507)
  • Порфирий I (1521 – 1524)
  • прп. Арсений Комельский Вологодский (1525 — 1529)
  • Александр (1528 – 1529)
  • свт. Иоасаф (Скрипицын) (1529 – 9 февраля 1539)
  • Порфирий II (1539 – 1541)
  • Алексий (1541 – 25 февраля 1543)
  • Порфирий III (1543)
  • Серапион (Курцов) (1549 – 1551)
  • Гурий (Лужецкий) (1552 — 1554)
  • Елевферий (1560 – 1562)
  • Кирилл (ноябрь 1566 — 11 ноября 1568)
  • Памва II (1568 – 1569)
  • Феодосий (Вятка) (1569 – 1571)
  • Варлаам I (1571 – 1577)
  • Иона II (1577 – 1584)
  • Кирилл (Завидов) (31 июля 1594 — 18 марта 1605)
  • прп. Дионисий (Зобниновский) (1610 – 12 мая 1633)
  • Адриан (1640 – 1656)
  • Иоасаф (25 апреля 1656 – январь 1667)
  • Феодосий II (1667 – 1674)
  • Викентий (1674 – 1694)
  • Иов (2 мая 1694 — 6 июня 1697)
  • Евфимий (1697 – 1700)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (23 октября 1704 — 1708)
  • Иоасаф (1708 – 1710)
  • Георгий (Дашков) (1711 – 1718)
  • Гавриил (Бужинский) (20 марта 1722 — 30 октября 1726)
  • Амвросий (Дубневич) (1739 – 8 сентября 1742)
  • Кирилл (Флоринский) (1742 – 1744)

    Феодосий (Янковский) (1742 — 1745)

  • Арсений (Могилянский) (29 января 1744 — 1752)

    свт. Иоасаф (Горленко) (24 января 1745 — 1748)

  • Афанасий (Волховский) (23 февраля 1753 – 1758)
  • Гедеон (Криновский) (17/21 апреля 1758 — 1761)
  • Платон (Левшин) (1766 — 21 января 1775)
  • Московские митрополиты и патриархи (с 21 января 1775)
    • Павел (Пономарев) (28 августа 1775 — 1782)
    • Аполлос (Байбаков) (1782 — 1783)
    • Досифей (Ильин) (1786 — 1793)
    • Сергий (Крылов-Платонов) (16 февраля — ноябрь 1803, упом. 16 ноября 1808)
    • Самуил (Запольский-Платонов) (20 февраля 1810 — 1814)
    • Никанор (Клементьевский) (1814 — 1818)
    • прп. Антоний (Медведев) (10 марта 1831 — 12 мая 1877)
    • Леонид (Кавелин) (3 июля 1877 – 22 октября 1891)
    • Павел (Глебов) (21 декабря 1891 — 1 марта 1904)
    • Товия (Цымбал) (6 марта 1904 — январь 1915)
    • прмч. Кронид (Любимов) (9 января 1915 — 1920 (- 10 декабря 1937))
      1920 — 1945 — закрытие и осквернение
    • Гурий (Егоров) (1945 — август 1946)

      Владимир (Кобец) (1946) и/о наместника

    • Иоанн (Разумов) (10 августа 1946 — ноябрь 1953)
    • Пимен (Извеков) (январь 1954 — 17 ноября 1957)
    • Пимен (Хмелевский) (1957 — 22 декабря 1964)
    • Платон (Лобанков) (22 декабря 1964 — 16 июля 1970)
    • Августин (Судоплатов) (16 июля 1970 — 1972)

      Варнава (Кедров) (ок. 1970 — ок. 1972) и/о наместника

    • Иероним (Зиновьев) (11 октября 1972 — 30 марта 1982)
    • Евсевий (Саввин) (1982 — март 1984)
    • Алексий (Кутепов) (27 марта 1984 — 30 ноября 1988)
    • Феогност (Гузиков) (30 ноября 1988 — 31 марта 2002)
    • Сергиево-Посадские викарии (с 31 марта 2002)

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне… . (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
  • Беляев С. В память вечную будет праведник… : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
  • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
  • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
  • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Церковь Параскевы на Подоле

Этот нарядно-праздничный храм расположился поблизости с Введенской церковью. Легкое и воздушно-ажурное здание Параскево-Пятничного собора является настоящим украшением Сергиева Посада.

Пятницкую церковь возвели в одно время с Введенским храмом. Церковное здание на Подоле расположилось у стен Троицкой Сергиевой лавры.

В 20-м веке храму не удалось избежать участи многих других церквей. После революции 1917 г. приходская деятельность усложнялась советской властью. В 1928 г. Пятницкая церковь закрылась. Помещение превратили в склад. Постепенно утраченный архитектурный облик начали возвращать с 1960-х гг. Тогда церковью опекался Загорский музей-заповедник. С 1991 г. церковь была возвращена верующим. Сейчас является частью Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры.


Церковь Параскевы на Подоле

Церковное сооружение на Подоле часто называют «церковью-кораблем». Такую схожесть придает архитектурное расположение отдельных элементов. Переднее звено (вход с колокольней) напоминает нос судна, заднее – корму.

Среди многих храмов, расположенных в Сергиевом посаде, выделяется внешним нарядным убранством. Окна трапезной и других частей украшают стрельчатые кокошники.

Пред иконой великомученицы Параскевы молятся об исцелении различных недугов, избавлении от бесплодия и наваждений. Чудодейственность этого образа подкреплена свидетельствами многих людей.

Храм находится по адресу: пр. Красной Армии, 127.

Дом Святой Троицы


Троицкий собор и колокольня

Этот собор простоял немногим более двухсот лет, пока вместо него в 1137 г. не заложил первый каменный храм призванный псковичами из Новгорода на княжение Всеволод-Гавриил. Судьба этого князя, внука Владимира Мономаха, была трагична. В Новгороде он правил 15 лет, возвел две каменные церкви и передал их горожанам, но люб новгородцам не стал. После двух серьезных поражений – от чудских племен в Клину и от Юрия Долгорукого – Всеволода вместе с семьей посадили под домашний арест, а потом изгнали из города.

Другого князя новгородцы не жаловали, а потом серьезно ограничили в полномочиях, и началась с тех пор на берегах Волхова Новгородская республика, в орбиту которой включили вскоре и Псков. А Всеволод был радушно принят псковичами, несмотря на недовольство «старшего брата» – Новгорода, и, хотя и правил всего год, полюбился им, а впоследствии – ввиду мироточения его нетленных мощей, свершившихся чудес и при соблюдении положенных условий – был причислен к лику святых. В соборе, воздвигнутым Всеволодом, крестился с именем Тимофея, легендарный князь Довмонт, ставший на долгие годы верным защитником Пскова, а после кончины также признанный святым.

Прошло двести лет – и своды храма обрушились. Третий по счету Троицкий собор строил на том же фундаменте зодчий Кирилл в 1365-1367 гг., вскоре после того, как Псков обрел независимость от Новгорода и на 150 лет стал вольной республикой. Мастер постарался придать ему особенно торжественный вид – пристроенные к основному объему приделы сделали его подобным многоярусному строению, не похожему на новгородские храмы, что, видимо, также ставилось задачей строителю. В 1609 г. случился пожар, и все, что было внутри храма, сгорело – кроме мощей святых Всеволода-Гавриила и Довмонта.

Троицкий собор. Южный фасад Храм был перестроен в 1682 – 1699 гг., когда о Псковской вольнице и говорить вслух уже было не принято. В архитектуре Москвы цвело «нарышкинское» барокко, уходили в прошлое пирамиды кокошников и ковровое узорочье. Псковский Троицкий собор поднялся на высоком четверике с подклетом – на 78 метров. Величие придают ему широкое «ползучее» крыльцо и пятиглавие, главный барабан которого смещен от центра шестистолпного четверика к востоку. Три апсиды поднимаются до середины высоты четверика.

Сто лет спустя, чтобы предотвратить разрушение храма от неравномерной осадки, его стены усилили контрфорсами и обнесли боковыми галереями. В нижнем ярусе устроена церковь, освященная в честь Серафима Саровского. Кроме этого, имеются еще три престола: Троицкий, Казанский и Александро-Невский.

Декор Троицкого собора, как и у всех псковских храмов, скромен. Вертикальное членение стен лопатками завершается двухпролетными арками, отбитыми по горизонтали карнизом. Барабаны с высокими узкими окнами охватывают колончатые пояса. Над приделами установлены малые главки. Нижний ярус украшен рядом поливных изразцов. На южной стене выполнен барельеф, изображающий святых Кирилла и Мефодия. Окна каждого яруса храма отличаются по форме и высоте. Центральную главу собора покрывает позолота.

Троицкий собор. Барельеф святым Кириллу и Мефодию

Колокольня собора была встроена в восточную стену Крома в начале XVIII в. Первоначально она имела четыре яруса и до пожара завершалась шатром. На колокольне установили «немецкие» часы и 16 колоколов. Помещения в нижних ярусах, перекрытых сомкнутыми сводами, использовались для проживания причта. После очередного пожара (1770 г.) шатер был заменен на традиционное для начала XIX в. завершение со шпилем. В результате череды перестроек XIX-XX вв. сооружение предстает перед нами уже шестиярусным; в трех верхних – ярусах звона – помещены колокола и, под самым шпилем – часы. Вверх, до четвертого яруса, ведет внутристенная лестница, дальше подниматься приходится уже по лестницам деревянным. Пристройка с западной стороны была сделана уже в 1982 г.

У стен собора собиралось псковское вече. Здесь утверждали на княжение, вели летопись, заключали и скрепляли крестным целованием договоры с воинственными соседями, хранили городскую казну. Как с именем святой Софии новгородцы, так с именем святой Троицы псковичи шли в бой с непрошеными гостями. Сюда привел с Чудского озера плененных крестоносцев Александр Невский.

В одной большой серебряной раке здесь хранятся мощи князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, павшего от руки тевтонских рыцарей настоятеля Снетогорского монастыря Иоасафа и юродивого Николая Саллоса, остановившего карающую руку Ивана Грозного. Службы в соборе запретили в 1935 г. Они возобновились в годы немецкой оккупации, и с приходом освободителей уже не прекращались.

Чудеса прошлые и современные

В монастырских летописях содержится множество записей о чудесах, произошедших по молитве у мощей преподобного отца Сергия и искренней веру в силу Господа.

Исцеление отрока Леонтия

Сын одного из старейшин города Вышгород много лет терпел сильные боли в пораженной болезнью руке, которая иссохла и скривилась. Многие святые места посетил юноша в надежде на исцеление от недуга. И вот в одном селе, принадлежащем Троицкой обители, явился ему преподобный Сергий и повелел идти за исцелением в его обитель.


Ковчег с частицей мощей Сергия Радонежского

Придя в монастырь, Леонтий подошёл к раке с честными мощами и начал молитву, которая сопровождалась земными поклонами. После третьего юноша приложился к ковчегу и возвестил окружавшим его людям, что рука его исцелена от недуга.

Чудо это укрепило Веру юноши, и он отправился рассказывать о чудесах преподобного старца мирянам.

Любовь и забота о детях

История современного чуда произошла в середине XX века.

В это время жили на одной из улиц города Сергиев Посад двое маленьких детей — София и Михаил — и их мама, которая работала в поликлинике. Однажды, видя приближение грозы, которую дети панически боялись, женщина отпросилась с работы и поспешила домой, про себя прося помощи у преподобного Сергия.

Прибежав домой, она открыла дверь и вошла в комнату, где спокойно и радостно сидели малыши. Они рассказали ей, что в первые минуты ненастья к ним зашёл старец в монашеском одеянии и успокаивал их. Он говорил, что мама скоро придёт и бояться не стоит. Соня стала глубоко верующей женщиной и глубокой старости трудилась при святой обители.

Помощь слепой паломнице

Однажды осенним вечером экскурсовод, сопровождающая по лавре туристическую группу из Германии, увидела на ступенях Троицкого храма пожилую женщину. Бабушка, которую звали Анна, приехала поклониться святым мощам из Киева, а так как идти ей некуда, то ночевать она собиралась на улице. Восьмидесятилетняя женщина была совершенно слепа.

Отправляясь в дальнее путешествие, она возносила молитвы преподобному Сергию и просила о помощи. И святой муж помогал ей, посылая добрых людей, носящих его имя. Они провожали бабушку на нужную электричку и помогли добраться до святого места.

Возвращение потерянного ребёнка и исполнение желаний

Преподобный отец Сергий Радонежский слышит искреннюю просьбу любого человека, независимо от его внешнего вида и знания храмовых традиций. Это доказывает чудо, произошедшее с женщиной из подмосковного города Краснознаменска. В семье знакомых её мужа произошло несчастье — пропала дочка грудничкового возраста. Поиски девочки не дали результатов и Людмила решила съездить в Троицкую лавру, чтобы вознести молитву у мощей преподобного чудотворца.


Молебен у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского

Не могла молодая женщина не попросить и за себя — она давно мечтала о счастье материнства.

Необходимо отметить, что женщина не состояла в официальном браке, не была венчана со своим спутником и приехала в обитель в брюках и ярким макияжем на лице. Но святой отец услышал её горячую молитву. На следующий день после поездки малышка нашлась на пороге собственного дома, а Людмила через некоторое время узнала о беременности.

Явившись к ней в сновидении, преподобный Сергий улыбался ей с большой любовью и спрашивал, довольна ли она. С тех пор Людмила регулярно посещает церковь и воспитывает своего сына в любви к богу.

Как добраться до Сергиева Посада из Москвы

Примерно полтора часа нужно, чтобы доехать из Москвы до Сергиева Посада на электричке. Поезда идут раз в полчаса с Ярославского вокзала (ищите в расписании электрички, следующие в Сергиев Посад, Александров или Балакирево).

Другой вариант – доехать до Сергиева Посада из Москвы на автобусе №338. Рейсы отправляются от станции метро «ВДНХ» каждые 20 минут. Время в пути – всего час, однако велика вероятность попасть в пробку.

На собственном автомобиле до Лавры из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8), и примерно через полсотни километров вы увидите указатель на Сергиев Посад. Свернув по нему, следуйте по этой дороге – она приведет вас к монастырю.

Режим работы Троице-Сергиевой лавры

Монастырь в Сергиевом Посаде открыт для посещения каждый день с 5 утра до 9 вечера, а в церковные праздники — весь день. Выставки доступны для осмотра с 10 утра до 6 вечера со среды по воскресенье. Допускается использование фотоаппарата, однако есть ограничения: нельзя фотографировать монахов и записывать богослужения, а также необходимо отключить вспышку при съёмке росписей в целях обеспечения их сохранности.

Доехать до лавры из Москвы можно как на машине по Ярославскому шоссе, так и на общественном транспорте: на электропоезде с Ярославского вокзала до Сергиева Посада или на маршрутном такси с остановки «Кооперативная улица» до «Белый пруд — Центр-музей-заповедник». Остановку от монастыря отделяет расстояние в полкилометра, которое туристы преодолевают пешком. Дорога из Москвы до монастыря занимает до двух часов.

Реликвии Троице-Сергиевой лавры

В Троице-Сергиеву лавру на протяжении многих веков, чтобы поклониться святыням обители, приходило бесчисленное количество паломников с разных уголков страны. Здесь верующие могли помолиться мощам преподобного Сергия Радонежского и его первых учеников, останкам архиепископа Серапиона, митрополита Иоасафа Скрипицына, богослова Максима Грека, а также приложиться к рублёвской иконе «Троица».

Несмотря на то что икона Рублёва была перемещена в Государственную Третьяковскую галерею и многие святыни покинули монастырь в XX веке, большинство уникальных реликвий не только сохранилось, но их число ещё и приумножилось. Сейчас мощи и различные старинные предметы хранятся в сооружении Ризницы и Наместничьих покоях Троице-Сергиевой лавры и доступны посетителям для осмотра.

Сначала в Ризнице находились предметы, бывшие в использовании при совершении богослужений, и ценные дары, пожалованные обители богатыми прихожанами. А в Наместничьих покоях, расположенных над стеной крепости, ранее жили настоятели монастыря. Однако после того, как эти сооружения стали в XX веке музейным комплексом, они были соединены надземным коридором для комфортного перемещения посетителей.

В Ризнице сейчас размещена, в основном, церковная утварь как связанная с монастырём, так и обретённая ещё до его возникновения

Важное место в экспозиции занимают святыни, связанные с Сергием Радонежским. Также здесь можно увидеть литургические сосуды, богослужебные книги и облачения, иконы

Как правило, при изготовлении этих святынь использовались драгоценные металлы и камни.

Ещё одним важным местом, где хранятся старинные реликвии, является библиотека монастыря: тут в большом количестве представлены летописи, рукописные книги, редкие образцы первых русских печатных книг и важные исторические документы. В Конном дворе, относящемся к монастырю, но расположенном у Белого пруда, хранятся находки, датируемые VI тыс. до н.э., костюмы и предметы утвари крестьян.

Трапезный храм Троице-Сергиевой лавры

История Троице-Сергиевой лавры

Сергий Радонежский со своим старшим братом Стефаном, в то время являвшимся иноком Покровского Хотькова монастыря (в этой обители родители братьев приняли постриг), в 1337 г. начали обустраиваться на холме Маковец. В истории монастыря эту дату начали считать годом основания.

Первое сооружение, построенное братьями на юго-западе холма – деревянная церковь, освященная в 1340 г. во имя Святой Троицы. Позднее вокруг нее появились немногочисленные кельи. Спустя некоторое время Стефан покинул брата и ушел в Богоявленский монастырь. Сергий Радонежский пробыл в одиночестве недолго, пустые кельи скоро заняли странствующие монахи. Пустынь стала именоваться особножительным монастырем, а через несколько десятков лет в нем появился общежительный устав.

Территория обители условно разделялась на 3 части: оборонительную, общественную и жилую. В центре возвышалась церковь Святой Троицы, кельи, окружающие трапезную, а на заднем дворе были хозпостройки и разбиты огороды. Территорию оградили деревянным частоколом, над воротами появилась еще она церковь, освященная в честь Дмитирия Солунского. Первые несколько лет игуменом обители был Митрофан, который и провел постриг Варфоломея и нарек Сергием.

Сергий Радонежский стал игуменом монастыря после смерти Митрофана. С этого времени Троицкий монастырь превратился в центр духовной жизни русских земель. За благословением к Сергию перед сражением с Мамаем приезжал сам князь Дмитрий Иванович. Иноки принимали участие в Куликовской битве, хотя это и было нарушением устава, монахи получили благословения преподобного Сергия.

За годы правления Сергий сделал много для монастыря, но здоровье начало подводить преподобного. За 6 месяцев до кончины он передал управление обителью своему верному ученику Никону Радонежскому. Умер Сергий в 1380 г.

Троицкий монастырь практически полностью был уничтожен во время набега войск хана Едигея (1408). Вскоре самые неприятные события остались в прошлом и начался расцвет обители. На протяжении нескольких веков монастырь считался центром культурного и религиозного развития Российского государства.

С 1540 по 1550 гг. вокруг территории обители шло строительство белокаменной стены, протяжность которой составила 1500 м. В оврагах на северной, восточной и западной сторонах были устроены запруды, а с южной – перед стеной выкопан огромный пруд.

В середине XVI ст. Троицкий монастырь получил статус архимандрии, а к концу века превратился в самую крупную обитель на территории России.

Смутные времена для монастыря наступили в 1608 г. Обитель 16 месяцев находилась в осаде, устроенной польско-литовскими войсками. Несмотря на все тяжести монастырь выстоял, превратившись в один из оплотов Минина и Пожарского.

Последний враг появился у монастырских стен в 1618 г., был это польский королевич Владислав. После начался период расцвета.

За монастырскими стенами укрывались в смутные времена царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр, а в 1689 г. Петр I бежал сюда из Москвы. Во времена его правления на территории монастыря построена Трапезная церковь.

В 1699 г. на средства, пожертвованные Строгановыми, возвели надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Во времена правления преемников Петра Великого особого внимания монастырю не оказывалось, и лишь после того, как на престол взошла Елизавета начался новый период расцвета: открылась духовная семинария, а в 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры, а его главой стал Митрополит Московский.

В 1745 г. начались масштабные работы по реконструкции лавры. Все здания выкрасили в яркие тона, которые больше подчеркивали белизну декора в виде лепнины. Внешний и внутренний облик монастырских построек ничуть не уступал в роскоши царским дворцам.

Во второй половине XIX ст. лавра владела огромными земельными угодьями, вела торговлю солью, предметами быта, деланными в местных мастерских, и зерном. В начале XX в. на территории обители заработали типография, торговые лавки, открылись новые мастерские и гостиница для паломников.

С приходом советской власти жизнь в монастыре закончилась: монахов выгнали, а храмы и соборы закрыли. В некоторых постройках разместились клубы, зернохранилища и конюшни.

Возобновились службы в Успенском соборе только в 1946 г.

Масштабные восстановительные работы и реконструкция на территории Троице-Сергиевой лавры началась в начале 90-х гг. прошлого века. После окончания у главных ворот торжественно открыли памятник Сергию Радонежскому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: