Поехали из горок посмотреть на самый известный костел беларуси

Достопримечательности рядом с Костелом Святой Троицы

Проехав 11 километров, можно наблюдать первую атомную электростанцию Беларуси. Несмотря на всю масштабность строительства, после ввода в эксплуатацию эта электростанция станет лишь второй по мощности в стране, уступая Лукомльской ГРЭС, работающей в основном на природном газе.

Кроме того, в городе располагалась панская усадьба рода Домейко. К сожалению, она не сохранилась в первозданном виде, зато туристы могут осмотреть некоторые хозпостройки и пройтись по оставшимся частям парка.

Еще одна достопримечательность агрогородка – немецкое кладбище. Оно сохранилось со времен Первой мировой войны. В основном здесь хоронили немецких солдат, которые не выдержали натиска. Это довольно противоречивый памятник, редкий для Беларуси.

Рядом с костелом располагается интереснейший объект туристического показа – водяная мельница XIX века. Примечательно, что основательный подход, качественные материалы и удачная конструкция позволили сохранить стены здания в практически первозданном виде, чего не скажешь о крыше и внутреннем дизайне. Сегодня сюда можно заехать на обед в аутентичное кафе.

Город Гервяты хоть и считается маленьким по меркам Беларуси, но те, кто запланировал такое путешествие, точно не останется разочарованным. Городок хранит свою историю с бесчисленными памятниками и объектами, которые так привлекают любителей экскурсионных туров.

Фото: pbs.twimg.com, car-rent.by, cs5.pikabu.ru

Гервяты. Костел Пресвятой Троицы: как доехать

Деревня Гервяты расположена в 20 км от ЖД станции Солы, по трассе Варняны – Жодишки, недалеко от границы с Литвой.

Первые сведения о деревне датированы 1434 годом. Костел – не единственная ее историческая “изюминка”: в Гервятах есть мельница 19 столетия и военное кладбище с захоронениями времен 1-ой Мировой войны.

История строительства костела в Гервятах

В далеком 1536 году епископ Ян из Вильни приказал возвести тут собор Святой Троицы из дерева. Прошло 2 столетия, и князь Ольшевский пожертвовал деньги на постройку каменного костела на этом же месте.

Строительство велось в 1899-1903 гг. Архитектором проекта в Гервятах был А.И. Альшаловский, возведение храма велось под руководством виленского зодчего Вацлава Михневича.  В летописях значится, что над возведением святыни ежедневно работали свыше 70 человек. За Гервятами был построен кирпичный завод, который производил кирпичи для строительства храма. Известь получали из известковых камней из реки Лоша, которая протекала вблизи деревни.

Примечательно, для повышения силы извести к ней примешивали куриные яйца, которые сотнями собирали у местных жителей. Черепица для храмовой кровли была привезена из Германии.

Немного истории

Костел Отыскания Святого Креста был полностью готов в 1911 году. Его построили на католическом кладбище за пожертвования прихожан.

Костел Святого Козьмы и Демьяна имеет более богатую историю. Козьма и Демьян были родными братьями и лечили людей совершенно бесплатно – не принимали в качестве благодарности даже продукты. Жили они во второй половине III – начале IV веков. Братья считаются покровителями семьи.

В 1616 году владельцы этих земель, супруги Иван и Елена Корсаки, на месте старого храма сформировали доминиканский монастырь с деревянным костелом. В 1785-1787 годах вместо него построили каменное сооружение. Сначала в стиле позднего барокко, однако в начале ХIХ столетия храм был существенно перестроен и приобрел черты классицизма. С 1866 по 1918 год костел был церковью. И продолжал действовать в годы СССР.

Владельцами имения в Ворнянах несколько веков были Абрамовичи. Один из них, по имени Ян, был в числе инициаторов реформаторского движения в Беларуси. Примерно через 200 лет его потомок Юрий в 1760 году принялся за возведение каменного храма в Ворнянах, но так и не закончил это дело. Строительство завершала его жена Мария, которая всячески поддерживала своего супруга. Ее, кстати, похоронили под порогом костела, прямо под железной плитой, как женщина и пожелала.

Костел долго реконструировали с 1880 по 1909, все это время он не действовал.

После Второй мировой войны храм закрыли, переделали под клуб, а вернули католической церкви только в 1990 году.

Башня и мельница были частью шикарного дворцово-паркового комплекса Абрамовичей, который разрушили в годы Первой мировой войны.

Троицкий костел в Гервятах стали строить в 1899 году, закончили в 1903. Средства на него собирали всем миром. Но строительство проходило не без проблем. Оказалось, что место выбрали не самое удачное – грунтовые воды размывали землю, из-за этого пришлось повернуть русло местной реки Лоши.

Кирпичи изготавливали на специально созданном для постройки храма заводике, известь брали из Лоши, черепицу и другие материалы привозили из Германии. При изготовлении известковой смеси для большей прочности использовали куриные яйца, которыми местные жители снабжали рабочих. Их, кстати, на стройке было 70, а руководил процессом зодчий из Вильнюса Вацлав Михневич.

Часть 1

Главная О храме Архитектура, внутреннее убранство и святыни храма Часть 1

Храм Живоначальной Троицы был возведен в Хорошеве, тогдашнем имении Бориса Годунова, в 1596-1598 годах. Его гармоничный силуэт на гребне холма когда-то царствовал над окружающим открытым пространством по обе стороны Москва-реки. Признанный шедевр архитектуры, он принадлежит к небольшой, но весьма заметной группе памятников, созданных, возможно, одной артелью в так называемом «годуновском стиле». В их числе малый собор Донского монастыря, храм в Больших Вяземах и др.


В XVI веке с распространением кирпича каменное зодчество на Руси бурно развивается на основе традиционного деревянного, рождая самые причудливые формы — шатры, луковицы, закомары. Постоянно варьируется излюбленный прием — ряды кокошников, появляются всякого рода керамические украшения. При этом во всем облике таких храмов как Хорошевский отчетливо прослеживаются западноевропейские черты, восходящие к античному Риму. Архитектурные идеи итальянского Возрождения, позднее охватившие всю Европу, прибыли на Русь вместе с приглашенными мастерами во время масштабных строительных работ в Московском Кремле на рубеже XV-XVI веков. Наиболее ярко они воплотились в великолепном здании Архангельского собора (1509 г). Он послужил источником вдохновения для русских зодчих, которые использовали его элементы в различных интерпретациях вплоть до петербуржской эпохи. В годуновское время общество было готово принять небывалый собор как главный образец храмового стиля, почти через сто лет после его постройки.


Как и Архангельский собор, Троицкий храм не был полностью побелен, оставаясь красно-белым.

Кирпичные стены контрастировали с белокаменным цоколем и исключительно изящными элементами декора: пилястрами, арками, карнизами. Такое сочетание, характерное для XVI века, сохранил, например, собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). На этом фоне необычайно эффектно выглядела восточная керамика в закомарах.

Использование расписной посуды (блюда, чаши и кувшины) в украшении фасадов свойственно балканской архитектуре, в Москве это, пожалуй, уникальный случай.

Блюда были привезены из города Изник (Никея, место проведения I и VII Вселенских Соборов) в Турции и подарены лично Борису Годунову. О решении использовать набор тарелок как о «спонтанном» говорит то, что их попросту не хватило и они были дополнены жестяными, раскрашенными под керамику. На южном фасаде они отсутствуют вовсе. К XX столетию позакомарное покрытие было разрушено и закрыто четырехскатной кровлей. Все, что уцелело от подлинной керамики, хранится ныне в Историческом музее.


В 60-х годах при реставрации, проведенной под руководством профессора Б. Альтшуллера, древней части храма, в целом, вернули первоначальный облик. Невосстановленными остаются боковые порталы главного объема и окна, растесанные в конце XVII века. Цоколь скрывает засыпанные помещения подклета. Там стояла печь, согревавшая полы с помощью духовой системы, устроенной в 1886 году. Ее труба видна на старых снимках над северным приделом. В 2002 году блюда вернулись на фасад, но уже в виде точных копий.

Изначально храм представлял собой скорее три церкви, стоящие вплотную, с отдельными входами и объединенные с запада крытым гульбищем, над которым возвышалась небольшая звонница.

В XVII веке проемы гульбища заложили, устроив паперть с маленькими окнами. В 1771 году построена отдельно стоящая колокольня, которую в 1845 году объединили с храмом обширной двустолпной трапезной. Сам же храм относится к типу бесстолпных.


Внутри видно, как стены венчает сложный ступенчатый свод. Его развитие в русской архитектуре можно проследить, начиная с псковских церквей XIV века. Заметны вмурованные в стену сосуды-голосники. Их функция двояка: акустическая, что следует из названия, и конструктивная- они облегчают свод.

Все три иконостаса в общих чертах воспроизводят возможные древние, только в приделах они теперь вынесены вперед относительно первоначальных и занимают место западной стены небольшой церкви, которой и был каждый придел.

Иконы для них созданы в 1995-1997 годах мастерской А. Вахромеева.

Вся резьба, включая царские врата, выполнена мастерской А. Фехнера.


Иконы на вратах – работа иконописца А. Кугоева, его кисти принадлежит и распятие над панихидным столом, ранее венчавшее иконостас.

Читать далее…

Как добраться на машине, общественном транспорте

Находится агрогородок вблизи литовской границы на берегу реки Лоша. На карте его координаты: 54.688957 с. ш., 26.142926 в. д.

Добраться до него можно из Минска, который находится на расстоянии 160 км, Островца, что в 25 км от Гервят или Гродно (275 км).

На автомобиле

Из столицы Белоруссии до архитектурного чуда поездка на автомобиле занимает всего 2–2,5 ч. Путь следует начинать с трассы Е28 (на нее можно попасть с улицы Романовская Слобода). Затем примерно через 69 км в районе Краковки следует свернуть на дорогу Р52, а затем на Н-6009. Проехав по ней около 5 км, можно попасть в деревню Гервяты.

При желании возможно воспользоваться услугами такси. В этом случае дорога от Минска до агрогородка будет стоить примерно от 35 до 50 евро.

На автобусе

От минского автовокзала «Центральный» в направлении Гервят можно ехать на рейсовых автобусах, которые курсируют с интервалом 1–2 ч. Далее примерно через 3 ч. следует пересесть на такси или один из рейсовых автобусов, следующих в Чехи, Гири или Рымдюны.

Поездом

Есть вариант, когда часть пути преодолевается на поезде. Для этого следует по железной дороге добраться до станции «Гудогай», находящейся в 30 км от деревни. Например, можно сесть на поезд 029Ч «Янтарь» (Москва-Калининград), который расстояние от Минска до нужной станции преодолеет за 2 часа. Далее нужно пересесть на такси или автобус, идущий в Гервяты через Островец.

Костел Девы Марии Розария в Солах

  • Район: Сморгонский
  • Годы постройки: 1926—1934
  • Стиль: модерн 

Розарий («венок из роз» с латинского языка) – традиционные четки в католичестве. Также называется молитва, читаемая по этим четкам.

Ружанцы костела в Солах расположены рядом с изображением Божией Матери Остробрамской

В чем особенность: Построенный в межвоенный период асимметричный храм является примером архитектурного стиля модерн, довольно редкого для нашей страны. В это время Западная Беларусь входила в состав Польши, что отложило свой отпечаток на внутреннем убранстве. На главном алтаре костела изображен образ Ченстоховской Божьей матери — самой почитаемой святыни Польши. Слева от алтарного образа запечатлена оборона Ясногорского монастыря в Ченстохове в 1655 году во время вторжения шведов на территорию Речи Посполитой. А справа от алтаря можно увидеть изображение поверженных красноармейцев. Сюжет фрески посвящен так называемому «Чуду на Висле» — победе польских войск над Красной армией в битве под Варшавой в 1920 году.

Действительно, Беларусь – страна на пересечении цивилизаций. Во время посещения костела в Солах это осознается с новой силой.

В Гродно насчитывается порядка 400 объектов историко-культурного наследия. Это абсолютный рекорд по достопримечательностям среди белорусских городов! Мы выбрали для вас 20 самых популярных. Хотите их увидеть?

Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов

Некоторое время служба в костеле не проходила, но костел не закрывался, за ним присматривали прихожане. К началу 90-х состояние костела было не самым хорошим, протекала крыша, пол сгнил, храм требовал ремонта. В 1996 в костел приехал новый ксендз Леонид Несюк, и с его приходом в храме началась новая жизнь. К приезду Леонида Нестюка вокруг костела бросли высокие липы, из-за которых храм с дороги был практически не виден. Липы облюбовали полчища ворон, даже появилось устоявшееся выражение: “Что ты кричишь, как ворона Гервятская, не перекричать тебя”. Ксендз Леонид распорядился убрать липы, что бы костел был виден с дороги. Между храмом и дорогой стараниями ксендза Леонида был разбит ландшафтный парк (дендропарк), в котором произрастает около 500 видов растений, среди которых встречаются редкие декоративные растения для наших широт, много хвойных. Среди них установлены статуи апостолов. Некоторые фото ландшафтного парка вы видели выше, много красивых фото будет ниже. Многообразие растительности окружает и сам костел, который я обошел со всех сторон:


Гервяты. Ландшафтный парк возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк возле Троицкого костела

Среди растительности установлены скамейки для отдыха и наслаждения красотой:


Гервяты. Ландшафтный парк возле Троицкого костела

Заложивший ландшафтный парк Леонид Нестюк умер в 2017, его могила, а также могилы представитлей рода Домейко расположены среди зелени и цветов возле здания костела на территории храма:


Гервяты. Могила Леонида Нестюка
Гервяты.

Недалеко от входа в костел среди растительности стоят несколько деревянных крестов с богатой, сложной и красивой резьбой, Кресты на территории костелов встречаться везде, но с такой резьбой редко. Прочитал, что такие кресты по традиции часто устанавливают в Литве на прихрамовой территории:


Гервяты. Ландшафтный парк и деревянные резные кресты возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и резные кресты возле Троицкого костела

Есть на территории Гервятского костела среди зелени и ряд иных интересных композиций:


Гервяты. Ландшафтный парк возле Троицкого костела. Мишка
Гервяты. Ландшафтный парк возле Троицкого костела. Ангел

Обходя костел по кругу обратил внимание, что что фундамент храма облицован по периметру гранитными плитами. В одном из углов храма стоит статуя Девы Марии:. Гервяты

Ландшафтный парк возле Троицкого костела. Дева Мария


Гервяты. Ландшафтный парк возле Троицкого костела. Дева Мария

Ну а теперь к ланфафтному парку, заложенному ксендзом Леонидом Нестюком. Он действительно уникален для Беларуси. На его территории произрастает около 500 видов разнообразных растений, цветов.


Гервяты. Ландшафтный парк возле Троицкого костела

Территория ландшафтного парка пересекается рядом дорожек и окружена кованной оградой. В центре дендропарка установлена скульптура архангела Михаила, святого защитника, покровителя земли белорусской. Считается что именно архангел Михаил на страшном суде будет взвешивать количество хороших и плохих поступков с целью выявления праведников и грешников:


Гервяты. Архангел Михаил

Есть еще одно название у этого ландшафтного парка, его также называют садом аппостолом, так как на территории находятся статуи 12 апостолов – учеников Иисуса Христа, которые стоят на территории как стражи Гервят. На фоне красивых лужаек и растительности ландшафтного парка статуи апостолом выглядят красиво гармонично. Смотрите это великолепия на фото ниже и попытайтесь опознать апостолов:


Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела
Гервяты. Ландшафтный парк и сад апостолов возле Троицкого костела

Некоторые называют костел в Гервятах «белорусским Нотр-Дадом, а территорию вокруг маленькой Швейцарией. Посмотрев фотографии костела и прилегающей территории Вы наверное уже догадались почему !?

Исторические события

Само местечко было основано еще в начале XIII в. Название происходит от литовского слова «гервечай», что значит «журавль». В 1535г. здесь построили деревянный костел, а через год (в феврале 1536 г.) в поселении уже был основан действительный приход.

Деревянное здание просуществовало до 1896 г. В это время настоятелем прихода становится Владислав Ольшевский, который принимает решение старый деревянный костел заменить каменным. Средства на возведение нового костела поступали от простых прихожан.

Основной денежный вклад сделали собственники Гервят – Анеля Нарушевич и ее сын Вацлав Домейко, а также Станислав Поплавский. К 1898 г. Алексей Владимирович Полозов (главный архитектор Вильнюсской губернии) предоставляет проект здания, и в мае 1899 г. на месте старого деревянного здания начинается строительство под руководством Вацлава Михневича.

Однако верующие посчитали, что костел должен быть более высоким, величественным и возведен из красного кирпича. Поэтому в 1900 г. проект был несколько изменен. Для производства кирпича специально около деревни был построен кирпичный завод, производивший очень высококачественный кирпич.

Здесь же в окрестностях добывали известь, отличающуюся особенно тонкой фракцией. Часть строительного материала, например, черепица, доставлялась из Германии. Чтобы костел стоял на прежнем месте, даже было изменено русло реки Лоши, так как грунтовые воды размывали фундамент.

Строительство длилось 4 года и было завершено к 1903 г. Судьба была благосклонна к этому католическому храму. За все время своего существования он ни разу не был серьезно поврежден и относится к тем немногим, которые оставались действующими и в советские времена.

Новая глава в жизни храма начинается в 1996 г., когда сюда приезжает ксендз Леонид Нестюк. До него вокруг храма возвышались вековые дуплистые липы, которые закрывали здание. По его распоряжению деревья убрали, открыв взору потрясающей красоты здание храма.

Со временем вокруг костела разбили дендропарк, где представлены сотни видов растений, а посетители погружаются в ароматы можжевельника и пихты.

Костел Святой Троицы в Гервятах действующий. Сейчас здесь (в здании и на прилежащей территории), кроме богослужений, проходят и светские мероприятия: выездные регистрации бракосочетаний и венчания, фотосессии, проводятся конференции.

В помещении костела устраивают благотворительные концерты органной и классической музыки, на которые приезжают со всех концов страны и из-за рубежа ценители органной музыки. Это неудивительно, так как находящийся в храме орган 1882 г. разрабатывался специально под потрясающие акустические возможности храма.

Несколько раз в году концертная программа обновляется. Деньги, полученные от концертов, идут на преображение костела.

Еще одной достопримечательностью, расположенной в непосредственной близости с храмом, является старое кладбище, где находятся захоронения воинов, погибших в Первую Мировую войну.

Святыни Грузии — Кафедральный собор Святой Троицы

Построенный в 2004 году собор Святой Троицы Цминда Самеба называют символом новой Грузии. Собор, чья красота и размеры захватывают дух, величественно высится на холме Святого Ильи, на левом берегу реки Куры. Самеба является высочайшим храмом в Грузии, его высота 101 метр. Для сравнения, до появления Самебы, самым высоким считался кафедральный собор Алаверди в Кахетии, чья высота составляет около 50 метров. Храм Самеба действительно построен с грандиозным размахом, его сверкающий золотой купол видно практически из любой точки Тбилиси. Храм является частью целого комплекса, в который входят также резиденция Патриарха и мужской монастырь, духовные семинария и академия, гостиница; а также комплекс из девяти часовен, пять из которых расположены под землей. Строительство собора Самеба было приурочено к 2000-летию христианства и 1500-летию независимости грузинской церкви. Храм задумали построить в 1989 году, но заложен он был только 23 ноября 1995 года. Первая служба в храме прошла 25 декабря 2002 года, когда ещё продолжались строительные работы. Полностью строительство собора, которое велось на пожертвования состоятельных горожан, было завершено в 2004 году. Площадь собора Самеба равна более 5000 квадратным метрам, в его стенах могут одновременно разместиться до 15 тысяч прихожан. Фундамент заложили по всем традициям, в его основание были помещены предметы из святых мест: камни с горы Сион и реки Иордан, земля из Иерусалима и с могилы Святого Георгия. Не обошлось и без именных памятных табличек, которые заложили Патриарх и президент. Колокола для собора были отлиты в Германии, всего их девять, а самый большой весит 8000 килограмм. Собор построен в духе модернизма, и его архитектура перекликается со старинными традициями очень косвенно. Фасады собора искусно украшены арками и уникальной резьбой. На стенах храма Самеба можно увидеть красивые фрески, созданные под началом иконописца Амирана Гоглидзе. В росписи собора Цминда Самеба принимал участие и Католикос-Патриарх Илия II, он нарисовал несколько икон и большой образ Пресвятой Богородицы, который сейчас можно увидеть на входе. В подземной части находятся ещё два этажа, на втором расположены музей и конференц-зал. Внутри храм напоминает шикарный музей. Стены украшают фрески и живопись различных художников, а полы выложены мрамором и украшены мозаикой. В храме хранится несколько очень ценных икон, одна из которых — «Надежда Грузии». Икона выполнена из золота и драгоценных камней в древней технике искусства минанкари. На изготовление иконы ушло 30 кг золота, а ее себестоимость составляет 27 млн $. На иконе изображено 432 святых Грузии. Перед алтарем в золоченном саркофаге расположен крест, который Святая Нино установила в честь крещения Грузии на горе над Мцхетой. Сейчас там расположен храм Джвари. Над алтарем расположена фреска с изображением Бога, а возле алтаря хранится православная реликвия — большая рукописная Библия.

Что посмотреть?

Прямо возле автостанции в Островце на возвышенности стоит костел Отыскания Святого Креста. Если вы до этого уже побывали в Вилейке, то кирпич этого здания покажется вам знакомым, да и некоторые черты – очень схожими. Это не случайность. Оба храма построены в одинаковых стилях – объединение неоромантики и неоготики. Но если костел в Вилейке более тонкий, изящный что ли, то его островецкий »брат» – более тяжеловесный.

Обратите внимание на фонтан рядом. Он хоть и не работает, но в нем есть фигурки голубей и лягушек

Такая мелочь, но интересно посмотреть.

Внутрь костела попасть не удалось, да и времени особо не было.

Дальше движемся вглубь Островца. Сначала на той же стороне дороги, что и костел Отыскания Святого Креста, будет «остров любви» (чуть в стороне, ориентируемся на фонтан). Его легко узнать по статуе Петра и Февронии и мостику с замочками, которые принято вешать на свадьбу. Сам остров обустроен лавочками, есть два пирса, если их так можно назвать. В общем, подходящее место для фото молодоженов.

Переходим через дорогу, возвращаемся немного назад. Нас встречает уже второй храм Островца – костел Святого Козьмы и Демьяна. В начале ХIХ века его заметно перестроили, поэтому своими колоннами он может вам напомнить главный корпус академии. Так и есть – их объединяет классицизм.

Выглядит здание очень большим, но внутри все скромно. Территория ухоженная, везде растут и даже цветут розы, есть газон. Внутри (куда, опять же, попасть не получилось) есть ценные образы конца XVIII – начала XIX столетий. Например, святых апостолов и священный лик Деисуса XVIII века, священный образ Михаила Архангела 1702 года, на боковых алтарях – иконы Девы Марии и Успения Девы Марии XIX века. В остальном интерьер сдержанный.

После этого можно ехать в деревню Ворняны. Там приковывает взор (и это написано не для красного словца!) костел Святого Юрия. Просто огромное (на контрасте деревенских домов особенно) здание в стиле барокко

Вы точно обратите внимание, в каком плохом состоянии фасад. Из интересного – службы здесь проводят отдельно для поляков и белорусов

Рядом с костелом стоят два одинаковых »прямоугольника» – они такие же старинные, как и храм, а были когда-то аптекой и плебанией.

Еще в Ворнянах есть необычный островок, который соединен с »большой землей» разводным мостом. Если туда пройти, то справа будет еще один мостик. Правда, он частично разрушен, как и беседка, к которой он ведет. Слева – Ворнянская башня начала ХIХ века. Сейчас она заброшена. Да и вообще весь этот островок кажется опустевшим, только мусор напоминает, что люди здесь все-таки бывают.

Обратите внимание, кстати, на конструкцию разводного моста. Сомневаюсь, что она работает, но выглядит нестандартно

Тем более не так много в Беларуси разводных мостов.

С острова вы увидите еще и водяную мельницу ХIХ века. И этот остров с его постройками, и водоем, и мельница относятся к усадьбе Абрамовичей.

В конце дня направляемся в жемчужину Островецкого района – костел Святой Троицы в Гервятах. Это ярчайший пример неоготики в Беларуси

Привлекают внимание его стрельчатые окна и многоступенчатые контрфорсы (»ребра», если можно так выразиться). Такие храмы в нашей стране есть еще, но гервятский выделяется своей колокольней высотой 61 метр, что делает его одним из самых высоких на наших землях

Его называют »белорусским Нотр-Дамом» (благо, его стиль – прямой потомок готики французского храма) и самым красивым костелом страны. Последнее утверждение, конечно, субъективное, но то, что он один из самых красивых, точно не поспоришь.

Симметрия, форма креста, цвет, парк с фигурами апостолов и редкими растениями, за которые стоит сказать спасибо ксендзу Леониду Нестюку, готические своды делают костел нарядным, подчеркивают его уникальность. Парк вокруг не менее прекрасен, правда, зимой им полюбоваться не выйдет. Если же вы привязаны к расписанию автобусов, то и на службу не успеете, а они проводятся на трех языках: литовском, польском и белорусском, потому что один храм объединяет три прихода.

Обращает на себя внимание и орган, который был создан специально для этого костела. Акустика внутри замечательная, поэтому звучит инструмент, думаю, великолепно

На осмотр храма и парка достаточно часа-полтора. Попасть туда несложно, потому что за неделю там бывает не меньше десятка (а то и 20) экскурсионных автобусов. Лично мне повезло попасть внутрь костела в пятницу в такое время, что на несколько минут я осталась внутри абсолютно одна. Невероятные ощущения!

История

Первый храм на этом месте появился в XVI веке, когда виленский епископ Ян основал в Гервятах католический приход. Но та церковь была деревянной и несколько раз бывала разрушена и восстановлена. К концу XIX века она перестала вмещать всех прихожан, и решено было построить новый большой храм на месте старой церкви.

К строительству приступили в 1899 году. Спроектировал здание архитектор Алексей Полозов, а строил его Вацлав Михневич. Основным стройматериалом стал красный кирпич – довольно типичное решение для неоготического стиля. За Гервятами даже основали небольшой кирпичный заводик для обжига и прессовки глины.

Известковый раствор тоже изготовили из местных материалов: на него пошел известняк, который добывали в реке Лоша. Кстати, чтобы придать материалу прочность и износостойкость, в него добавляли сырые куриные яйца. Поставщиками яиц стали местные жители, разводившие кур. И только черепица для крыши была импортной: ее привез из Германии и пожертвовал церкви Станислав Поплавский.

Внесли свой вклад (и не только куриными яйцами) и местные жители, в первую очередь прихожане. Многие лично участвовали в строительстве. Целеустремленные жители даже изменили русло реки Лоша, когда выяснилось, что поступающие из нее воды размывают грунт под фундаментом.

В 1903 году костел уже был достроен и освящен в честь Святой Троицы. Церковь пережила две мировые войны и не слишком пострадала. Ей даже удалось избежать участи большинства храмов в советское время: ее не превратили ни в склад, ни в планетарий, ни в музей. Правда, один из приходских священников все же был сослан в трудовой лагерь, из-за чего храм временно бездействовал.

Позже церковь отреставрировали. Сегодня это действующий католический храм Гродненского диоцеза. Помимо служб, здесь проходят органные концерты, к чему располагает прекрасная акустика здания. А на красивой и ухоженной территории храма проходят торжества и фотосессии

Костел Святой Троицы считается важной достопримечательностью Беларуси, так что туристы здесь не переводятся

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: