Рейтинг теплоходов для речных круизов: топ-10 лучших судов россии

Что взять в путешествие

На теплоходе со мной всегда наличные, вода, аптечка и теплые вещи.

Наличные. В круизе не везде можно заплатить картой. На причалах продают сувениры, вяленую рыбу, что-то для перекуса, но принимают только наличные. На теплоходах тоже часто нет банкоматов и терминалов для оплаты. Поэтому в круиз я обязательно беру с собой наличные из расчета 1000 Р в день на человека. Обычно деньги еще остаются.

Бутилированная вода. Воду из крана лучше не пить, поэтому в городах я покупаю воду в бутылках. В день трачу около 100 Р.

Перекус. Ужины на теплоходах бывают поздние, и я беру из дома что-то для перекуса: яблоки, бананы, печенье.

Аптечка. На теплоходах есть медпункты, но я всегда боюсь, что там не окажется нужных лекарств. А на остановках в маленьких городах аптеку бывает трудно найти. Поэтому я обычно беру с собой стандартный набор: пластыри, зеленку, жаропонижающие, обезболивающие и лекарства на случай отравления.

Теплая одежда. На реке прохладнее, чем в городе, поэтому зонт, ветровка и свитер в круизе не помешают.

Направления путешествий

«Козьма Минин» совершает речные круизы из порта в Перми. Главные направления путешествий: Москва, Казань, Самара, Астрахань, Ярославль, Чебоксары, Нижний Новгород, Березники, Елабуга. В пути судно проводит от 3 до 15 дней.

«Козьма Минин» — один из лучших и комфортабельных отечественных теплоходов. Инфраструктура позволяет туристам не заскучать во время путешествия и быть всегда в тонусе. Компания устраивает приятные бонусы на борту для детей и для взрослых, что привлекает путешественников выбирать все новые и новые маршруты в компании с этим теплоходом. Проверяйте, есть ли на теплоходе Минин свободные места!

Как покупать тур

Сколько вы потратите, зависит от места покупки тура, времени, оставшегося до круиза, и действующих скидок.

Где покупать. Самые крупные круизные компании в России — «Инфофлот», «Мостурфлот» и «Водоходъ». Удобнее всего покупать туры у них на сайтах. Там можно посмотреть свободные места, оплатить путевку, а документы скачать в личном кабинете.

Один раз я обратилась в турфирму-посредник. Менеджер могла за минуту посмотреть свободные места в интернете. Но она решила заодно узнать, какую комиссию получит от круизных компаний за мой тур, и долго обзванивала все по очереди. А потом, когда я выбрала и оплатила путевку, пришлось еще отдельно приезжать за ней и платежным ваучером. В общем, с тех пор я к посредникам не обращаюсь.

Когда покупать. Продажи билетов открываются за один-два года. Однажды я попробовала в мае купить тур на июль, но мест в подходящих каютах не оказалось. Пришлось ехать в последнюю неделю августа, но это была Карелия — я сильно замерзла. С тех пор покупаю путевки заранее, за полгода-год.

Чем раньше покупать, тем больше выбор мест и скидка. Для путешествий с ребенком мы всегда бронируем трехместную каюту без двухъярусных кроватей. Таких мало, и даже в декабре их трудно забронировать на май.

Круизные компании делают скидку 5—15% за раннюю бронь. Если до конца июня купить тур на следующий год, в «Инфофлоте» сэкономите 12%, а если до конца декабря — 8%. Путевку можно вернуть, но со штрафом. Сумма зависит от того, сколько времени осталось до начала круиза. Конкретных сумм возврата круизные компании не публикуют: все считают индивидуально.

Чтобы получить скидку, нужно внимательно изучать сайты круизных компаний. Например, «Инфофлот» дарит скидку 10%, если день рождения выпадает на даты круиза, включая пять дней до и после него, и молодоженам в течение года после свадьбы.

На сайтах круизных компаний по каждому маршруту можно посмотреть скидки. Это скидки «Водохода»

Какие бывают теплоходы

В основном теплоходы бывают эконом- и премиум-класса. Только в некоторых компаниях есть еще классы винтаж и люкс.

Теплоходы экономкласса часто называют «стандартом». Они небольшие, со скромной обстановкой, на них не всегда есть детские комнаты и спортзалы. Лучше всего обычно выглядит ресторан — его фото всегда есть на сайтах. Люди смотрят и думают, что весь теплоход такой. А по факту в каютах бывает даже сломанная мебель.

Теплоходы экономкласса — это «Леонид Соболев», «Александр Суворов», «Константин Симонов», «Григорий Пирогов», «Феликс Дзержинский». Круиз на таком теплоходе обойдется в 3500—4000 Р в сутки.

Теплоходы классов премиум и люкс красивее. Меню там разнообразнее. Есть вайфай, современные спортивные тренажеры, сауна, прокат игр, библиотека и интересная детская комната.

Премиум-теплоходы — это «Константин Коротков», «Александр Пушкин», «Санкт-Петербург», «Лунная соната», «Лебединое озеро», «Дмитрий Фурманов», «Сергей Есенин». Моя свекровь плавала на «Александре Бенуа» и очень его хвалила. Там хорошо кормили, интересно развлекали, а ее каюта была только что после ремонта.

Круиз на теплоходе экономкласса в полтора-два раза дешевле, чем на премиум-теплоходе. Хотя в маршруте первого круиза на одну остановку больше

Туры на премиум-теплоходах в полтора раза дороже, чем на теплоходах экономкласса. Они обходятся примерно в 5000—6000 Р в сутки с человека. Например, на теплоходе экономкласса «Леонид Соболев» можно съездить по маршруту Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург. Четыре дня с 9 по 12 июля 2020 года обойдутся от 27 700 Р за человека. А с 8 по 12 июля теплоход премиум-класса «Константин Коротков» повезет туристов по похожему маршруту: из Санкт-Петербурга на Кижи и обратно. Тур будет стоить от 38 600 Р.

Цена за человека в трехдневном круизе по маршруту Москва — Углич — Москва в 2020 году

Теплоход Класс Двухместная двухъярусная каюта Двухместная одноярусная каюта Люкс
«Григорий Пирогов» Эконом 12 600 Р 19 000 Р 21 550 Р
«Феликс Дзержинский» Эконом 13 200 Р 16 900 Р 33 700 Р
«Дмитрий Фурманов» Премиум 19 900 Р 37 490 Р
«Сергей Есенин» Премиум 27 900 Р 43 500 Р

«Григорий Пирогов»

Класс
Эконом

Двухместная двухъярусная каюта
12 600 Р

Двухместная одноярусная каюта
19 000 Р

Люкс
21 550 Р

«Феликс Дзержинский»

Класс
Эконом

Двухместная двухъярусная каюта
13 200 Р

Двухместная одноярусная каюта
16 900 Р

Люкс
33 700 Р

«Дмитрий Фурманов»

Класс
Премиум

Двухместная двухъярусная каюта

Двухместная одноярусная каюта
19 900 Р

Люкс
37 490 Р

«Сергей Есенин»

Класс
Премиум

Двухместная двухъярусная каюта

Двухместная одноярусная каюта
27 900 Р

Люкс
43 500 Р

Теплоходы класса люкс и винтаж есть у «Мостурфлота». Люксовых всего два — «Александр Грин» и «Княжна Виктория». На борту красиво, как в дорогих отелях, есть массажный салон и лифты, а во всех каютах — балконы, кондиционеры и большие ванные с душевыми кабинами. Но цены на многие круизы почти совпадают с ценами на премиум-теплоходах — это 5000—6000 Р в сутки с человека.

Винтажные теплоходы — это «И. А. Крылов» и «Сергей Образцов». Они не новые, но их качественно отреставрировали. Там сохранились интерьеры в стиле 1920-х годов и все отделано ценными породами дерева. Круиз на таком теплоходе будет стоить столько же, сколько и на судне экономкласса — в среднем 4000 Р в сутки. А обстановка гораздо новее.

На теплоходе класса люкс «Княжна Виктория» сутки круиза обходятся в 5000—6000 Р Это комната отдыха на «Княжне Виктории» А это читальный зал на винтажном теплоходе «И. А. Крылов» На теплоходах экономкласса дизайн и мебель скромнее. Это бар на «Феликсе Дзержинском»

Основные характеристики

  • Лайнер вмещает на борту 263 человека;
  • Экипаж судна составляют 80человек;
  • На судне 3 пассажирских палубы;
  • Более 130 кают различных категорий.

На данном сайте возможно посмотреть расписание и изучить навигацию судна, чтобы подобрать себе подходящий вариант.

Теплоход «Козьма Минин»

Также здесь можно проверить наличие свободных мест для путешествия на теплоходе «Козьма Минин»

Подробнее о технических характеристиках теплохода Минин:

  • Длина — 96 метров;
  • Ширина — 14,3 метра;
  • Высота — 13 метров;
  • Тоннаж — 1550 тонн;
  • Средняя осадка — 2,6 м;
  • Мощность двигателей — 1200 л/с;
  • Максимальная скорость — 23 км/ч.

Схема теплохода, расположение кают

Каюты и сьюты лайнера

Всего на лайнере в зависимости от расположения, оснащения, наличия окон/балконов и площади есть 23 каюты, полное описание которых представлено ниже.

Каюты 3 класса

Данные каюты небольшие, располагаются в корпусе теплохода. Вместимость составляет от 2 до 4 человек, в стене расположен иллюминатор. Данные каюты имеют нумерацию с 121 по 147, 148 и 149 — двухместные. Душ и туалет находятся не в номере, а являются общими и располагаются на палубе.

В номере есть:

  • Радио;
  • Крючки для одежды;
  • Кровати;
  • Столик;
  • Розетка;

Обратите внимание! В 148 и 149 каютах очень хорошо слышны различные шумы

Каюты класса 3А

Эти номера также расположены в корпусе судна, однако они чуть просторнее. В комнате по-прежнему нет душа и туалета, они являются общими и располагаются на палубе.

Здесь присутствуют:

  • Шкаф для одежды;
  • Розетка;
  • Радио;
  • Умывальник в горячей и холодной водой;
  • Зеркало;
  • Стол.

Номера от 120 до 140, далее 133 и 135.

Каюты 2Б

Каюты располагаются на главной палубе теплохода. Максимальная вместимость номера — 4 человека, каюта двухъярусная. В комнате есть окно, которое открывается, в отличие от иллюминаторов. Душ и туалет также общие, находятся на палубе. Номерной фонд — с 81 по 87. Кроме этого в номере также есть шкаф, куда можно повесить одежду, розетки для подзарядки мобильных устройств, радио, зеркало, умывальни, стол. В отличие от номеров 3 класса, здесь более комфортные и мягкие сидения и кровати.

Обратите внимание! Кровати в номерах для инвалидов всегда сдвинуты

Каюты 2А

Каюта очень схожа с номерами класса 2Б, но чуть более комфортная. Во-первых, здесь расположены стол и несколько стульев, во-вторых, в шкафу есть специальные плечики для одежды, которые позволяют платьям и костюмам не мяться. Также здесь есть раковина, зеркало, розетки и радио. Туалет и душ только общие. Есть трехместные каюты — 98, и двухместные — 88-99, 101-103.

Вид с каюты

Каюты 2В

Комнаты данной категории не отличаются особыми изменениями от других номеров того же типа, в них также присутствуют шкаф, умывальник, кровати, и отсутствуют туалет и душ. Рассчитаны комнаты максимум на 4 человек, номера — 53, 57. Располагаются каюты на средней палубе корабля.

Каюты 2 класса

Каюты 2 класса, также, как и каюты 2В, располагаются на средней палубе судна. Они предполагают размещение максимум двух человек. В номере уже куда больше инфраструктуры — добавляется холодильник и настенная полка. Все также остается раковина для умывания, стол со стульями, шкаф для одежды, открывающееся окно, радио и розетки. Номера — 29, 31-46, 48.

Номера 1 и 1А класса

Эти номера расположены на средне палубе, за исключением 10 — он располагается на шлюпочной палубе, и 84С — он располагается на шлюпочной палубе. Комнаты 1 класса имеют номера: 10, 47, 49-52, 54, а комнаты 1А класса — 55, 58-63, 84С. Помимо того, что ранее уже имелось в прочих номерах (умывальник, холодильник, розетки), к удобствам добавляется мягкий диван.

Важно! Номера 1 класса — одноместные, а 1А — двухместные. Туалет и душ по-прежнему общие и расположены на палубе судна

Туалет и душ по-прежнему общие и расположены на палубе судна.

Вид каюты повышенной комфортности

Каюты повышенной комфортности

Каюты повышенной комфортности делятся на две категории — В и С. Все номера располагаются на средней палубе, только комнаты категории В на носу корабле, а С — на корме. В номерах появляется собственная туалетная комната с душем, а также 1 большое окно, 2 мягкие кровати, кондиционер, стол и стулья, розетки, полки и т.д. Номера С — 64-69, номера В — 24-30.

Двухместный полулюкс

Двухместные полулюксы — это номера 22 и 23. Оба из них располагаются в носовой части теплохода, на средней палубе. Каюта рассчитана на одновременное проживание двух человек. Включает в себя все удобства: туалет и душ в номере, интерактивное ТВ, холодильник, 3 открывающихся окна, мягкую двуспальную кровать, настенные полы, шкафы, зеркало и т.д.

Каюта повышенной комфортности А

Комната располагается в шлюпочной части судна, номера — 1-6, 8. Максимальная вместимость — 2 человека. В комнате есть 2 окна, холодильник, кондиционер, двуспальная кровать, ванная комната, шкаф, полки, телевизор и прочие удобства.

Люкс

Самые дорогие и большие каюты на территории теплохода. Комнаты располагаются в шлюпочной части корабля. Они вмещают максимально двух человек. Здесь есть все, чтобы максимально наслаждаться путешествием — интерактивное Смарт-ТВ, холодильник, утюг, фен, ванная комната с душевой кабиной, мягкие кровати, диван.

Обратите внимание! Мини-бар далее будет пополняться только за дополнительную плату

Развлечения на борту

На теплоходе можно посидеть в баре, позагорать в шезлонгах или послушать по радио о местах, мимо которых вы плывете. Рассказывает методист — «голос» теплохода.

На многих теплоходах есть сауна, но я ходила в нее всего раз. Пока я грелась, теплоход сильно качало, и в маленьком жарком помещении мне стало плохо.

Еще на теплоходах работают детские аниматоры, а для взрослых устраивают концерты. Расписание обычно висит на палубе. С аниматорами как повезет. Одна девушка занималась с детьми без энтузиазма. А в другом круизе аниматор постоянно играла с детьми, рисовала с ними и пускала огромные мыльные пузыри.

На концертах иногда поет аниматор, а иногда — приглашенные певцы. Еще в музыкальных салонах часто есть рояль. На нем играет приглашенный пианист или кто-то из гостей.

Одно из самых популярных развлечений — смотреть на шлюзование теплохода. Допустим, теплоход идет по реке с определенным уровнем воды, и ему нужно перейти в искусственный канал, где вода выше или ниже. Шлюз помогает это сделать. Например, на канале им. Москвы, который соединяет Волгу с Москвой-рекой, 11 шлюзов.

Когда теплоход заходит в первый шлюз на маршруте, пассажиры бегут на это смотреть. В шлюзах есть камеры. Теплоход заходит в камеру через ворота и цепляется к буйкам с краю. Если ему нужно подняться, камера наполняется водой, а если спуститься — вода уходит. Когда достигнут нужный уровень воды, в камере открываются другие ворота, и теплоход плывет дальше.

Этот шлюз почти наполнился водой

По каким маршрутам я плавала

Круизных маршрутов очень много: по Волге, Оке, Москве-реке, Неве и менее крупным рекам. Начать путешествие можно в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани, Петрозаводске и других городах. Люди часто проезжают сотни километров, чтобы потом сесть на теплоход и куда-нибудь поплыть.

Мой первый круиз был из Санкт-Петербурга в 2008 году. Маршрут назывался «Серебряное ожерелье России». Он охватывал Валаам, Мандроги, Кижи, Лодейное поле и Свирьстрой в Карелии. Я не помню, сколько стоила путевка, но в 2020 году на теплоходе «Леонид Соболев» она стоит от 38 600 Р с человека.

Без теплохода я бы не осилила такое путешествие: на машине между городами сотни километров — пришлось бы дольше ехать до них, чем потом гулять. А на теплоходе мы путешествовали шесть дней и большую часть времени я отдыхала. После того и полюбила круизы.

В 2014 году я пять дней плавала на «Григории Пирогове» по маршруту Москва — Калязин — Ярославль — Тутаев — Мышкин — Москва. Сейчас тур стоит от 15 600 Р за человека.

В 2016 году я поплыла на «Президенте» по тому же маршруту, только без Калязина и Ярославля, зато с Угличем. Пятидневный круиз обошелся в 50 800 Р за двоих взрослых и ребенка. Но из Москвы теплоход почему-то не отправлялся несколько часов, и всю первую половину путешествия мы отставали от графика. В итоге в Углич приплыли ближе к четырем часам вечера. Время прибытия заранее не объявили, и когда все собрались на экскурсию, мой ребенок спал. Пришлось пробежаться по городу самим, когда он проснулся.

Я решила попасть в Углич еще раз и в 2019 году отправилась в круиз на «Григории Пирогове». Маршрут был Москва — Ярославль — Мышкин — Калязин — Углич — Тутаев — Москва. За двоих взрослых и двоих детей я заплатила 63 214 Р. Плюс доплачивала за питание детей по 800 Р в день.

Питание

На теплоходе трехразовое питание в одну или две смены. Если гостей мало и ресторан вмещает всех, то питание в одну смену. А иногда и двух ресторанов мало, тогда кормят в две. Смену можно выбрать при посадке, но перед самым отплытием мест в одной из смен может не быть. А менять смену во время круиза нельзя.

Питание в две смены мне не нравится. У меня такое было на «Григории Пирогове» и «Президенте». Если теплоход рано причаливал к пристани, первая смена вставала на завтрак ни свет ни заря. А бывало, что теплоход отплывал из города поздно вечером. Тогда первую смену кормили, когда все поднимались на борт, а вторая ждала еще полтора часа, пока официанты уберут посуду и заново накроют столы.

На теплоходах кормят по меню или в формате шведского стола. Иногда только обед и ужин по меню, а завтрак — шведский стол. В меню нужно выбрать одно из двух-трех блюд. Заказывают их за сутки.

На всех теплоходах предлагают традиционные для России блюда без острых специй: котлеты, запеченную курицу, рыбу. Порции средние, а еда в целом вкусная. Не припомню, чтобы при мне кто-то оставлял полную тарелку.

Если есть все, что дали, то останешься сытым. А если отказаться от еды, то непонятно, что потом есть. На «Григории Пирогове» можно было купить что-то вкусненькое в ресторане, но только если теплоход плыл. А на стоянках не продавали даже воду.

Это ресторан на теплоходе экономкласса «Григорий Пирогов». Фото: «Речфлот» А это — на теплоходе премиум-класса «Сергей Есенин». Фото: «Речфлот»

Какие бывают каюты

Цена билетов зависит от того, сколько в каюте ярусов и мест, какой у нее класс комфорта и на какой она палубе.

Ярусов в каюте один или два. Двухъярусные напоминают купе в поездах со спальными полками друг над другом. В таких каютах тесно, но они на 25—35% дешевле одноярусных. Например, на «Александре Суворове» с 15 по 25 сентября 2020 года можно съездить из Казани в Астрахань и обратно. Тур в двухместной двухъярусной каюте обойдется в 55 200 Р, а в одноярусной — 69 300 Р.

Мы с мужем и детьми путешествуем только в одноярусных каютах. На многих теплоходах нет таких для четверых, поэтому нам пришлось сузить выбор.

По количеству мест каюты рассчитаны на 1—4 человек. Чем больше мест, тем дешевле билет на человека. Например, в сентябре 2020 года можно поплыть на «Александре Суворове» из Казани в Углич. Билет в двух- или трехместной каюте обойдется в 38 200 Р, а в одноместной — в 56 400 Р.

Если плыть одному в двухместной каюте, придется доплатить 40—50% за второе пустующее место. А если второй пассажир — ребенок до 14 лет, на его билет часто бывают скидки. У «Инфофлота» скидка — фиксированные 15%, но она не действует на люксы.

Ребенок до пяти лет путешествует бесплатно, если спит в одной кровати с родителем или на диване. По желанию можно доплатить только за питание для ребенка. В 2019 году мы доплачивали 800 Р в сутки.

Детское место на 2000—5000 Р дешевле взрослого

По типу комфорта каюты бывают такие: стандарт, полулюкс и люкс. Во всех есть кондиционер и радио. По радио приглашают на завтрак, обед и ужин. Свое радио можно отключить, но вы все равно услышите соседское. Кондиционеры в каютах бывают и советские, и современные — как повезет.

Туалет и душ тоже есть в каютах любого класса. Исключения я встречала только на «Космонавте Гагарине»: там в некоторых каютах был лишь умывальник, а туалет и душ — общие, на палубе. Места в таких каютах стоили столько же, сколько в аналогичных с полными удобствами, но на палубах повыше.

Во всех каютах ежедневно убирают, раз в несколько дней меняют полотенца и постельное белье. Везде есть запасное одеяло или плед, в случае чего их бесплатно выдадут на ресепшене.

В июле 2020 года есть круиз из Нижнего Новгорода в Пермь на теплоходе «Михаил Фрунзе». Цена билета варьируется от 59 200 Р до 80 800 Р в зависимости от каюты

По комфорту каюты отличаются только площадью и наполнением. Стандарт — самые маленькие. Чайник, холодильник, кабельное ТВ и фен там есть не всегда. Их чаще встретишь в полулюксах и люксах. Еще в них выдают халаты и тапочки. А люксы еще и двухкомнатные: с гостиной и спальней. Полулюксы и люксы обычно вдвое дороже стандартных номеров. Например, в октябре 2020 года трехдневный круиз из Москвы в Углич на «И. А. Крылове» в номере стандарт стоит от 14 000 Р, а в люксе — 30 500 Р.

То, что каюта — люкс, не гарантирует, что она хорошая. Однажды я плавала на «Григории Пирогове» в люксе. Он оказался очень маленьким, а диван в нем был сломан. В итоге весь круиз на кровати спал ребенок, а мы с мужем — на полу.

Палуб обычно три или четыре. На самой нижней вместо окон иллюминаторы. Над ней находится главная палуба, через нее пассажиры заходят на борт. Выше — средняя палуба, а самая верхняя — шлюпочная. На шлюпочной часто нет кают, зато стоят шезлонги.

Чем ниже палуба, тем дешевле на ней каюта. Например, с 7 по 30 июня 2020 года на теплоходе «Семен Буденный» цена за человека в двухместной двухъярусной каюте на шлюпочной палубе — 132 900 Р, на средней — 123 800 Р, а на главной — 120 800 Р.

Где не стоит брать каюту. Над машинным отделением мою каюту однажды сильно трясло, и я не могла спать. Еще хуже было в каюте возле музыкального зала: в 10 вечера там начался концерт. Я просила закрывать дверь в зал, но гостям было жарко — они все равно ее открывали. Концерт закончился поздно, и я не выспалась.

С тех пор я никогда не беру каюту возле музыкального зала. Где они находятся, узнаю на сайте круизной компании. Но где машинное отделение, заранее не понять.

На схеме «Космонавта Гагарина» каюты без удобств обозначены серым цветом

Что интересного можно посетить на теплоходе?

На территории «Козьмы Минина» есть все, что понравится как детям, так и взрослым:

  • Комната отдыха — после тяжелых экскурсионных дней всем нужно расслабиться, и комната отдыха здесь поможет лучше всего. Салон отдыха предоставит возможность поиграть в настольные игры, посмотреть телевизор, спеть караоке или просто почитать книгу в мягком кресле.
  • Детская комната «Аквариум» — идеальное место, где дети чувствуют себя словно в своей стихии. Здесь можно быть как вместе с ребенком, так и оставить его под присмотром опытных педагогов и немного отдохнуть, заняться своими делами. Чадо будет поглощен игрой и творческими заданиями.
  • Пункт проката — на борту работает специальный пункт проката, который позволяет арендовать все, что душе угодно. Для интересного времяпрепровождения здесь есть шашки, шахматы, нарды. А для любителей купаться и загорать — зонты, мячи и круги.
  • Киоск с сувенирами  — многие просто не могут жить без магазинов даже во время движения, поэтому на территории корабля они также присутствуют. Здесь можно купить сувениры себе, родным и друзьям, которые еще долго будут хранить в себе теплые воспоминания о прекрасном путешествии.

Один из ресторанов на борту судна

Обратите внимание! На теплоходе работает сауна — самое теплое и прекрасное место на всем корабле. Здесь можно расслабиться, отдохнуть

После сауны мысли всегда более ясные, лучше самочувствие и крепче сон. А еще пар способствует выведению шлаков и токсинов из организма.

Какие покупать сувениры

Экскурсоводы всегда советуют, какие сувениры купить в городе. За весь круиз я трачу на них до 5000 Р.

Мышкин славится мышками. На набережной я как-то купила детские тапки в виде мышек. Они теплые и стоили 800 Р за пару. В Ярославле продают дешевую льняную одежду, но себе я ничего не подобрала. Из Валаамского монастыря обычно везут четки, крестики и иконы. Из Углича — минеральную воду, сыры и одежду изо льна.

Еще на причалах всегда продают вкусную вяленую рыбу. В Угличе по пути с теплохода она стоила по 120 Р за три штуки, а на обратном пути, под вечер, по 100 Р.

Эти тапки я купила ребенку в Мышкине в качестве сувенира

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: