Свято-пафнутьев боровский монастырь

Газета «вестник» №14 — 2014 г.

Настоятели, наместники

  • Прп. Пафнутий Боровский (1444 — 1477)
  • Прп. Иосиф Волоцкий (1477)
  • Герасим (Смердков) (1479-1481)

….

Симеон Тобольский (1649 — 1651)
Павел Коломенский (1651 — 1652)

….

Варфоломей (Любарский) (29 июня 1745 — 1747)
Митрофан (Шеинков) (31 августа 1747 — июль 1763)
Константин (Борковский) (6 августа 1763 — 1767)

….

Иннокентий (Тихомиров) (6 февраля 1808 — 17 августа 1814)

Венедикт (Григорович) (сентябрь 1821 — 11 июня 1833)
Виталий (Щепетов) (июнь 1833 — 1837)

Дионисий (Никольский) (26 мая 1882 — 25 февраля 1895)

Алексий (Житецкий) (1915 — 1919?)
Сергий (Гришин) (XX в.)
Гавриил (Москаленко) (12 марта 1992 — ?) и/о наместника
Серафим (Савостьянов) (15 октября 1999 — 16 апреля 2016) и/о, затем наместник

  • Пафнутий (Архипов) (12 апреля 2021 — 28 января 2021) и/о наместника
  • Иосиф (Королев) (с конца января 2021) и/о наместника

Отец Власий

Отец Власий — просветленный человек. Его называют старцем, так как его духовный жизненный путь лежит через православие.

Отец Власий прошел нелегкий жизненный путь и до сих пор продолжает активно служить людям, ведя ежедневный приём всех, кто в состоянии до него добраться в .

Люди, общавшиеся с ним, говорят, что возникает ощущение, будто старец «в сердце читает». По мнению тех, кто его знает, отец Власий наделен даром духовного рассуждения, утешения, провидения. Его называют «прозорливым старцем». На языке религии это означает, что он обладает истинным ясновидением, когда информация человеку приходит свыше, а не благодаря развитой чувствительности. Через это он помогает людям поставить акценты в жизни, увидеть, что нужно поменять и к чему стремиться.

Биография Отца Власия.

Православный старец, схиархимандрит Власий (Перегонцев) родился 8 февраля 1934 году в верующей семье. Его бабушка, будучи схимонахиней, с раннего детства воспитывала мальчика в вере и благочестии. Однако в те времена приходилось это скрывать. Окончив школу, он поступил учиться в Смоленский медицинский институт. Обучаясь в институте, Перегонцев тайно ходил молиться и прислуживать в Успенский собор. Об этом донесли в ректорат института, после чего начались гонения и травля верующего студента. Тогда Перегонцев решил оставить учебу и уехать из Смоленска. Он поехал в Тамбовскую область, в город Козлов, где встретился с отцом Иларионом (Рыбарем), и по его предложению уехал вместе с ним в Закарпатье, в монастырь Флора и Лавра. Там ему пришлось поменять имя, поскольку пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск. Через пять лет послушания отец Власий был пострижен в иноки и одиннадцать лет был келейником у своего духовного наставника отца Илариона. Во время хрущевских гонений монастырь закрыли, поэтому пришлось возвращаться в Смоленск и идти выправлять настоящие документы. Ему предлагали бросить монашество и восстановиться в институте, однако отец Власий отказался, сказав, что изменить уже ничего нельзя.

Он пошел к епископу смоленскому Гедеону, и тот взял его в собор. Начинал свое служение с уборки алтаря, потом стал псаломщиком, регентом, диаконом, священником, затем келейником отца Гедеона. Когда в 1972 году епископа Гедеона перевели в Новосибирскую епархию, поехал вместе с ним в Сибирь. Некоторое время спустя, по его благословению уехал служить в Тобольск, в храм Святителя Иоанна Тобольского. Однако разногласия с местным архиереем привели к тому, что отца Власия хотели даже лишить сана, но добились у Патриарха Пимена только запрещения в служении. В тяжелом состоянии духа, в одном подряснике и скуфейке он уехал сначала в Тюмень, а затем отправился в Белгородскую область к известному подвижнику архимандриту Серафиму (Тяпочкину). Отец Серафим утешил его, сказав, что и сам через подобное прошел, но все равно — прежде всего должно быть послушание, а настоящая правда рано или поздно откроется. Отец Власий попросил у подвижника постричь его в тайную схиму, поскольку не знал — придется ли еще служить или нет. Архимандрит Серафим, видя душевную скорбь просителя, согласился. Так отец Власий стал схимником с тем же именем, в мантии он в честь Власия Севастийского, а в схиме в честь Власия Кесарийского.

С 1979 года по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента схиархимандрит Власий является духовником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Поначалу приходилось жить в здании сельскохозяйственного техникума, построенного при советской власти на территории монастыря, поскольку сам монастырь только начинали восстанавливать. Постепенно монастырь восстановили, и люди стали обращаться к отцу Власию за советом. В 1998, мучимый онкологической болезнью, он уехал в монастырь святого Пантелеймона на Афоне, где и пробыл в затворе среди монахов шесть лет. Затем вернулся в Боровский монастырь, куда и по сей день, прослышав о чудотворной силе его советов, приезжают тысячи прихожан из многих российских городов

К отцу Власию люди приходят по разным причинам: кто-то хочет избавиться от неизлечимого заболевания, кому-то нужен житейский совет по важному для него мирскому делу, а кто-то ищет духовной поддержки на своем жизненном пути. Каждому старец находит ответ, говорит очень просто и доходчиво

О том, как можно попасть на приём к Отцу Власию, читайте .

Старец. Русское чудо

Я не чудотворец

Территория и храмы

Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.

Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.

Крепостная стена

Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,

в которую встроено несколько разнокалиберных башен.

Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.

Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!

А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.

Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.

Главный храм Боровского монастыря

К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.

Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.

Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.

Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.

Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа. В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов. А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.

Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.

Больничный храм пророка Илии

Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.

Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.

Митрофановский храм

Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.

Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.

Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.

В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.

Колокольня

Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.

Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.

Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.

В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.

А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.

А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.

Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.

Батюшка Власий принимает в Боровском монастыре: официальный сайт, как попасть и как записаться

Жизнь современного человека проходит в постоянной рутине и тревогах за завтрашний день. Положение вещей и правда не располагает к праздности.

Но всегда жить в таком темпе невозможно и вредно для здоровья, особенно душевного.

Людям периодически требуется выговорится и поделиться своими тревогами с кем-нибудь.


Старец Власий, целитель душ своих прихожан. Принимает всех страждущих в стенах Боровского монастыря.

Обычно в роли слушателя выступают друзья и родственники, но часто так случается, что родни близко нет, а порой хочется выговориться постороннему человеку.

Тогда нужно грамотно подобрать собеседника.

Батюшка Власий, священник из Боровского монастыря, один из лучших вариантов. Он выслушает про беды и даст полезный совет или направит в правильном направлении.

Сам Власий тоже прожил нелегкую жизнь. Отец Власий скитался и однажды был серьезно ранен, защищая свой монастырь от грабителей.

Боровский Пафнутьев монастырь

Тутаев (Романов-Борисоглебск). Храмы и дома Романовской стороны

Боровск старообрядческий

Первое, что приходит на ум при упоминании небольшого городка Боровска на краю Калужской области, – это, конечно, древний Боровский Пафнутьев монастырь, славный своей историей, легендами и, конечно, красотой.

Строго говоря, монастырь-то сам находится не в Боровске, а рядом, в селе Роща. Основанный в 1444 году игуменом Пафнутием, он много лет был духовным центром этих краев, воспитал множество известных священников (Иосифа Волоцкого, например), немало повлиявших и на нашу историю в том числе. Сюда приезжали на богомолье Рюриковичи и Романовы, перебывало и немало бояр и князей… Как следствие – монастырь богател, получал огромные денежные и драгоценные вклады. Достаточно упомянуть, например, что для строительства крепостных стен и башен монастыря сюда был прислан знаменитый мастер Федор Конь.

Белокаменный собор Рождества Богородицы, 1584-1586 гг. постройки, сохранившийся до наших дней, – даже не первый в монастыре. До него еще в XV веке был выстроен первый белокаменный храм, в котором преподобный Пафнутий, настоятель и основатель обители, и был погребен.

Хотя собор и был искажен позднейшими пристройками…

…все равно можно найти точки, откуда он по-прежнему смотрится, словно былинный богатырь в шлеме.

Вокруг главного собора собрались остальные здания монастыря. Территория, обнесенная стенами, хотя и не маленькая, но храмов и палат в монастыре за несколько веков настроили предостаточно. Самая старинная сохранившаяся постройка монастыря, старше Богородице-Рождественского собора – церковь Рождества Христова, с трапезной и колокольней, 1511 года.

За собором скромно притаилась больничная Ильинская церковь 1670 года. Маленькая и изящная, и так сразу и не скажешь, что сзади к ней пристроена довольно большая больничная палата.

Несмотря на то, что площадь монастыря застроена довольно плотно, в нем нашлось место для просторной площадки, где стоят скамейки, где можно посидеть, отдохнуть и полюбоваться на монастырь. А детворе раздолье – бегать им здесь никто не запрещает.

Несколько лет назад многие жаловались, что были неприятно удивлены суетливостью и какой-то недружелюбностью на входе в монастырь. Но с тех пор, к счастью, что-то здорово переменилось, и в монастырь вернулось ощущение покоя и спокойного гостеприимства, которое украшает наши древние обители.

Есть в селе Роща и свой храм, отдельный от монастыря. Красивая барочная церковь на холмике, видная от монастыря.

К ней можно заехать по пути в Боровск, в котором красот и достопримечательностей видимо-невидимо.

Похожие материалы

  • Пафнутьев Боровский монастырь: лучшие виды и самое…
  • Великое стояние на реке Угре
  • Баловнево. Владимирская церковь
  • 7 храмов Казанской иконы Божией Матери, которые надо увидеть

Участие настоятелей Боровского монастыря в политической жизни Руси и последствия никоновской реформации

Но не стоит думать, что Боровский монастырь известен только как крепость. После окончания Великой Смуты представители Свято-Пафнутьевской обители участвовали в Земском соборе.

На нем официально признавали Михаила Романова царем всей «земли Русской». С этого момента началась история царствования рода Романовых до ее завершения в феврале 1917 года.

На Земском соборе 1613 года имеется подпись тогдашнего игумена Боровского монастыря Ионы.

Боровский монастырь не раз осаждался. Его жгли поляки и французы, но его заново отстраивали

В 1640-ом году настоятелем монастыря становится игумен Павел. Эта личность интересно больше не тем, что он был претендентом на пост патриарха всея Руси, а своим протестом против церковных реформ.

Изменения в церкви начались по инициативе царя и патриарха Никона. Под ними подразумевались серьезные ограничения влияния церкви на светскую жизнь, отмена церковных налогов и отъем у патриархии части земель.

Все происходящее напоминало период Реформации в Англии.

 В стенах Боровского монастыря некоторое время держали лидера староверов протопопа Аввакума.

Павел, ставший на тот момент епископом Коломенским и Каширским, присоединился к числу протестующих против таких новшеств. За что и пострадал — его казнили во дворе монастыря, настоятелем которого он когда-то был.

Никоновские реформы очень отрицательно сказались на монастыре и его обитателях. На содержание обители тратилось все меньше денег. Во время царствования Екатерины II у Боровского монастыря отобрали все земли, а число монахов и иноков сократили до 33.

Во время наполеоновского вторжения город боровск оказался захвачен неприятелем, а обитель разграбили и сожгли.

Однако, после окончания Отечественной войны Свято-Пафнутьевкий монастырь восстановили. Больше ничем примечательным в девятнадцатом веке мужской монастырь не отличился.

Интересные факты

  • В Боровском монастыре отец Власий бывал еще до передачи его Православной церкви. В лунные ночи здесь слышались стоны, а местные жители утверждали, что видели призрак монаха. Все это связывали с военным историческим прошлым монастыря, а дух принадлежал якобы святому Пафнутию, который охранял обитель. Тогда отец Власий стал читать Псалтырь, и все странности прекратились.
  • Немного позже на празднование дня Пафнутия Боровского (14 мая) неожиданно обвалился купол в храме Рождества Богородицы. Всем открылись фрески, которые еще в 15 веке создал иконописец Дионисий. Так началось восстановление собора. А возглавил работы и сам монастырь отец Власий.
  • Еще известно, что схиму он принял от архимандрита Серафима (Тяпочкина) неслучайно. Отец Власий обратился к тому самому духовнику, что брал икону у «каменной» Зои в Куйбышеве. Известен случай, когда молодежь еще в советское время собралась у кого-то в доме. Начали танцевать по парам, а девушке Зое не достался партнер. Тогда она взяла икону Николая Чудотворца и стала танцевать с ней. Так она и застыла. Ни врачи, ни родные не могли сдвинуть ее с места. Лишь отцу Серафиму удалось освободить девушку из оцепенения. Вот к нему и обратился иеромонах Власий для пострига в схиму.
  • Буквально с первых дней его появления в Боровске местные жители стали говорить, что новый игумен видит людей насквозь. Стоило ему только посмотреть на человека, и он уже знал, с каким вопросом и проблемой к нему обращаются. Паломники вспоминают, что не успевали произнести и слова, а уже получали совет.
  • В первые годы пребывания в обители отец Власий выходил за ее пределы, чтобы погулять в лесу и порыбачить. Однажды его избили хулиганы. После этого игумен стал хромать.
  • По словам все тех же паломников, к старцу приезжают известные люди, имена которых не разглашаются. Однако известно точно, что в свое время к отцу Власию в Боровский монастырь приезжал известный танцор балета Андрис Лиепа. Он даже крестил дочь у него. Некогда сюда приезжал и писатель А. Солженицын с женою. Правда, поездка эта происходила в сопровождении милицейского эскорта. Отца Власия на тот момент не было в монастыре, он пребывал на Афоне. А писатель просто собирал материал о России.
  • Сам отец Власий скромно отзывается о своем даре. Прихожане прозвали его чуть ли не экстрасенсом, так как он видит и прошлое, и будущее людей. А настоятель говорит, что в свое время хорошо изучил иридодиагностику (определение заболеваний по радужной оболочке глаза). По его мнению, прежде необходимо лечить душу человека. Именно через нее все хвори и появляются.

«Жил-был Влас…»

Как-то раз пришли к нему люди, говорят, вот мы за вас, батюшка, молимся! Он спрашивает: «А как вы меня поминаете?» Люди отвечают: «Как великого заступника и молитвенника за нас!» А отец Власий им в ответ: «Неправильно вы меня поминаете! Надо так: “Жил-был Влас, обормот и лоботряс! Только ему и хочется, что пузо набить, да полежать-поворочаться!”»

Но за этим напускным легким шуточным поведением, подкупающим своей открытостью, скрывался опытный аскет и молитвенник, который как огненный столб стоял перед Богом и неотступно молил Его о милости к вверенному ему народу.

Это ему принадлежат слова, что монашеская келья — это гроб, где монах должен умереть для мира и воскреснуть для жизни вечной.

Что «как утренняя роса на цветы, покаянная молитва сходит на сердце и тогда оно оживает для Неба».

Про свои старые четки он говорил:

«Это мой духовный меч. Они у меня одни, с Афона, когда-то они очень красивыми были, а теперь поблекли, затерлись. На них мои слезы, прошения и молитвы. Четки — это мерило моей духовной жизни. Когда настанет мой час уйти к Богу, я прошу, чтобы эти четки положили со мной в гроб».

Людям, которые чаще всего (и я в их числе) приходили к нему за помощью и батюшкиной молитвой в каких-то своих земных делах, он помогал, а потом тихо говорил:

«Ко мне очень многие приходят с вопросами, как что купить, квартиру продать, работу хорошую найти, устроиться в жизни, выгодную сделку заключить, дочку успешно выдать замуж. Большинство с такими вопросами идет. Но бывает, приходит человек и говорит: “Батюшка, все у меня есть, но одного только мне не хватает, нет у меня веры! Вера моя слаба, не знаю, как мне спастись?” С таким вопросом приходит очень мало людей. А ведь это для человека главный в жизни вопрос».

Отцу Власию часто дарили дорогие подарки, от которых потом он виртуозно избавлялся. 

Подарит ему какой-нибудь важный посетитель дорогие часы или картину, а буквально через час эти подарки батюшка вручал какой-нибудь многодетной семье или одинокой матери на учебу сына.

Помню, когда в монастырь приезжал Глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) с американскими священниками и паломниками, они привезли батюшке в подарок большое дорогое рукописное Евангелие в коробке из телячьей кожи. Тот его полистал, порадовался, а в конце встречи отдал кому-то из братии, чтобы тот отнес его в монастырскую библиотеку. «Зачем оно мне, такое большое? Я его и до кельи-то не донесу!» И смеется как ребенок.

Когда в Пафнутьев Боровский монастырь приезжал духовный сын отца Власия — Представитель Русской Православной Церкви в Германии архиепископ Клинский Лонгин, мы с ним общались, и он сказал мне про отца Власия: «Моими духовниками были митрополит Никодим (Ротов), митрополит Антоний (Сурожский), в жизни мне довелось близко общаться со многими людьми высокой духовной жизни. Исходя из опыта этого общения я скажу про отца Власия — он из таких. Он может наставить, вразумить и обратить человека к Богу. Я благодарен Господу, что Он подарил мне такого духовника, как отец Власий».

Отец Власий со своим духовным сыном архиепископом Лонгином

В каждом человеке отец Власий видел неповторимый образ Божий. Он видел душу человека во всей ее неприкаянности, но никогда никого не судил. Отец Власий говорил:

«Суды человеческие и суды Божьи отстоят как небо от земли! Мы часто видим человека, как он грешит, но не видим и не имеем понятия, как он кается. Но Бог смотрит на нас не так, как люди. Он смотрит на сердце человека и каждому желает только одного — спасения! Поэтому мой вам совет — не судите, и не судимы будете!»

Те, на кого уже махнули рукой

Людей он любил безоглядной искренней любовью Христовой, а грех ненавидел. Он всегда искал в первую очередь духовную причину болезни:

«Для чего Бог попускает человеку болезни? Чтобы его спасти! Через немощи и болезни тела лечится внутренний духовный человек, его душа. Через болезни человек смиряется, приходит к покаянию и осознанию своих грехов, становится податливым для благодати Божией. Он уже не мнит себя невесть кем, а плачет и просит у Бога исцеления: “Господи, только исцели, только помилуй! Больше не буду грешить, буду послушным, только не оставь, исцели!” Врачебный диагноз — это одно, а духовный диагноз — другое. Бывают болезни наследственные по генетике, а бывают приобретенные по грехам. Если человек осознает свое гибельное духовное состояние, исправляет свою жизнь, кается, исповедуется, причащается Христовых Тайн, то Господь исцеляет. Как сказано в псалмах Давидовых: “Поболех, отчаяхся, помолихся, Бога призвах”. И Бог послал царю Давиду исцеление». 

К нему приносили смертельно больных, неизлечимых, брошенных, на кого все давно махнули рукой. И отец Власий с любовью их принимал, отмаливал, буквально вытаскивал с того света. Человек знал, что должен был умереть, но вот он жив и здоров — и все благодаря Богу и батюшкиной молитве.

Сколько можно было встретить в монастыре счастливых семейных пар с маленькими детьми, которым когда-то врачи поставили страшный диагноз «бездетность». Многие опробовали все мыслимые и немыслимые средства, ездили в дорогие клиники за границу, лечились у самых известных врачей, а когда ничего не помогало, шли к отцу Власию. И порой уже через год приезжали к нему с младенцем на руках. Некоторым из новорожденных счастливые родители давали имя Власий. Один такой мальчик Власий, теперь уже юноша, который по всем медицинским законам никогда не должен был появиться на свет, из моего родного Екатеринбурга каждое лето приезжал в Боровский монастырь и помогал в алтаре, мы с ним даже дружили.

Большое значение для всех нас имеет наше окружение, с кем мы общаемся и дружим.

Отец Власий знал и близко общался со многими людьми высокой духовной жизни, некоторые из которых прославлены в лике святых, получая от них духовные наставления и бесценный опыт живой веры служения Христу.

Избрав монашество, он неоднократно ездил в Одессу к святителю Луке Войно-Ясенецкому, спрашивал духовные советы, брал у него благословение. В монастыре Флора и Лавра в Закарпатье, где они жили со своим прозорливым духовником отцом Иларионом (Рыбарем), келейником которого он был 11 лет, подвизался преподобный Кукша Одесский, которого, как вспоминал батюшка, он много расспрашивал о духовной жизни. 

Также отец Власий близко общался с преподобным Севастианом Карагандинским, слушал его духовные наставления. Когда в шестидесятых годах прошлого столетия он ездил в Грузию, то познакомился с преподобным Гавриилом Ургебадзе. Как батюшка вспоминал, встреча произвела на него сильное впечатление, они потом были в молитвенном общении, переписывались. Его духовными друзьями, с которыми отец Власий долгие годы состоял в духовной переписке и молитвенном общении, были схиигумен Савва (Остапенко) духовник Псково-Печерского монастыря, и схиархимандрит Зосима (Сокур), основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители.

К отцу Власию обращались первые лица российского государства. Например, министр финансов РФ приезжал на своем мотоцикле BMW. Без помпы, без охраны, в шлеме, в очках, в кожаной куртке. Его проводили к батюшке, они общались. Светлана Медведева у батюшки не раз бывала. Главы крупных компаний, известные политики, знаменитые певцы обращались к нему за советом. В девяностых к отцу Власию приезжал Александр Исаевич Солженицын. Они много разговаривали.

Духовник Пафнутьева монастыря и Патриарх Алексий Второй

Помню, на вечерней в храме Рождества Пресвятой Богородицы стою в алтаре, заходят четверо представительных монахов с посохами и панагиями на груди. Увидели батюшку, посохи побросали, как дети отца Власия облепили, радуются, обнимают, целуют: «Власие, Власие!» Он их тоже обнимает, целует, у всех слезы радости на глазах. Как оказалось, это были отцы-настоятели с Афона, батюшкины друзья.

Интересные факты и легенды

  1. Существует легенда, что из Рождественского храма начинаются два подземных хода, ведущие один в Москву, а второй в Калугу. Монахи могли вести торговлю в этих городах, и они благодаря этим ходам могли быстро попасть на место, избежав мирских соблазнов.
  2. Во время реставрации Рождественской церкви при раскопке фундамента рядом с алтарем техника становилась неисправной, а на рабочих нападал непреодолимый страх. Было совершено несколько попыток продолжить работу в этом месте, но всякий раз необъяснимая ситуация повторялась. Тогда этот участок решили не трогать, и до сих пор он остается без фундамента.
  3. Храм пророка Илии возведен на месте захоронения погибших от рук польско-литовских захватчиков в 1610 году. В память о жертвах того сражения недалеко от храма установлен поклонный крест.
  4. Во время ремонта Митрофановского храма в 1972 году под куполом был обнаружен не сработавший немецкий снаряд, пролежавший здесь 30 лет.

Отец Власий из Боровского монастыря

Как уже говорилось ранее Власию выпала нелегкая судьба, он вынужден был покинуть медицинский университет из-за искренней любви к Богу и желанию развиваться в сфере религии. Его родная бабушка привила ему эту любовь. Несмотря на все сложности, когда он стал заниматься своим любимым делом, он ощутил сильный поток жизненной энергии, силы и бодрости.

Лучшая статья для Вас, переходите: Что значит раб Божий в православии

Несколько лет он был вынужден скрываться от правоохранительных органов, потому что считался злостным нарушителем закона. Потихоньку жизнь стала налаживаться и случилось несчастье: грабители напали на монастырь, избили так, что врачи очень долго боролись за его жизнь, но все-таки их усилия были оценены и дали положительный результат.

Через некоторое время, он пережил еще несколько операций и был вынужден уехать из России. Ни на минутку не переставая молиться, и верить во Всевышнего, он долгих 6 лет был очень далеко от дома. Его молитвы были услышаны, и болезнь отступила, он полностью исцелился и смог со спокойной душой вернуться в Пафнутьев-Боровский монастырь, где служит и сейчас.

Его позитива, жизненной энергии, силы и жизнерадостности хватает на всех, он никогда не жалуется, а смиренно принимает все, что ему дает Всевышний. Один раз, взглянув на совершенно незнакомого ему человека, он с точностью может сказать, что его беспокоит и подсказать мудрым советом, как жить дальше.

Главное, прислушиваться к его словам и верить в то, что все обязательно будет хорошо, жизненные трудности для того и дается, чтобы постоянно бороться и получать бесценный опыт. Многие люди задаются вопросом, как попасть к отцу Власию, в какие дни он принимает?

  • Попасть к нему можно предварительно позвонив в монастырь и записавшись.
  • Он принимает каждый день (исключением являются религиозные праздники) с 04:00 до 21:00.
  • Если Вам необходимо исповедоваться, то приходите заранее до открытия храма, чтобы занять очередь.

Лучшая статья для Вас, переходите: Пророчества православных старцев

Исцеление на Афоне

Шел 1980 год. Расцвет брежневской эпохи, когда на весь Советский Союз остались действующими несколько десятков храмов, в моем родном полуторамиллионном Екатеринбурге была открыта единственная на весь город Ивановская церковь на городском кладбище.

Батюшка поет

Отец Власий поехал в село Ракиты Белгородской области, к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), с которым был в молитвенном и духовном общении. Как вспоминал сам отец Власий:

«Я приехал к нему со своими скорбями, пожаловался, поплакался на несправедливые гонения. Он меня выслушал, утешал, как мог, а потом говорит: “Я все это знаю, все, о чем ты мне рассказываешь, сам перетерпел, но ты же монах, а для монаха главное — послушание! Твоя правда откроется, ее и сейчас Господь знает, и в свое время откроет ее людям. А ты не ропщи, не противься, не бегай скорбей, терпи, как претерпел за нас Христос!” Я ему говорю: “Батюшка, вы меня утешьте как-нибудь, не знаю, придется мне еще служить или уже нет?!” И тогда он постриг меня в Великую схиму. Это было сделано тайно. После пострига отец Серафим мне сказал: “Как ты был Власием, так Власием и остаешься. Но в схиме ты Власий в честь Власия Кесарийского, а в мантии — Власия Севастийского!” И привел в пример схиигумена Савву (Остапенко), которого я тоже хорошо знал, что его главным покровителем был преподобный Савва Сторожевский, а в схиму он был пострижен в честь Саввы Освященного.

Когда я принял схиму, это меня укрепило и вдохновило. Теперь я был и Ослябя, и Пересвет, у меня теперь была духовная броня, и я мог идти на битву с кем угодно! Отец Серафим сказал мне тогда, что я буду в монастыре, буду жить среди братии. Я усомнился в его словах, поскольку был гоним и буквально не знал, что ждет меня завтра. Даже представить себе не мог, что Господь мне готовит. А потом все, о чем отец Серафим мне говорил, исполнилось».

Когда отец Власий уже служил в Калужской епархии настоятелем храма Димитрия Солунского на Рябушках, что неподалеку от тогда лежащего в руинах Пафнутьева Боровского монастыря, грабители забрались в храм и разбили ему голову монтировкой.

Он чудом выжил, скуфейка самортизировала, и монтировка остановилась в сотых миллиметрах от мозга.

Ему сделали сложную операцию, вшили в голову пластину, он долго лежал в больнице и потом всю жизнь страдал головными болями.

В 1991 году по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента его назначили духовником возрождающегося Пафнутьево-Боровского монастыря. А в 1998 году врачи поставили отцу Власию страшный диагноз — рак в последней стадии. Ему сделали несколько сложных операций, но ничего не помогло, метастазы продолжали распространяться, врачи давали ему несколько месяцев и советовали готовиться к смерти.

Он уехал на Афон, где шесть лет пробыл в затворе в Ватопедском монастыре и на Пасху 2002 года получил чудесное исцеление. После этого вернулся в родной Пафнутьев Боровский монастырь, где продолжил нести послушание духовника и принимать народ еще 19 лет до самой своей кончины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: