Спасо-преображенский собор тольятти. расписание богослужений, адрес, описание, история

Спасо-преображенский собор в тольятти

История

В 1989 г архиепископ Куйбышевской и Сызранской епархии Иоанн благословил постройку церковного комплекса по просьбам прихожан. Во время августовских событий 1991 г проводил заседание градостроительный совет, который вынес решение о воздвижении храмового ансамбля.

Он включал в себя:

  • Преображенский собор;
  • звонницу;
  • административный корпус с воскресной школой, просфорней, трапезной, библиотекой, хорами;
  • церковь для крещений, рассчитанную на 800 человек.

Первоначально постройка планировалось в прибрежной зоне Волги, однако к той местности затруднительно добираться городскому населению. Так в качестве расположения комплекса был выбран 32 квартал Автозаводского района города.

До этих событий с 13 декабря 1990 г богослужения проводились в квартире 16 этажного дома по улице Юбилейной, куда могло поместиться не более 20 человек. У входной двери значилась табличка с надписью «Преображенский собор».

Начало постройки датировано маем 1992 г. Первым возводился храм Иоанна Крестителя (крестильная церковь) и дом причта. В 1996 г пришла очередь для сооружения основного здания собора, которое завершилось в 2002 г. Строительные работы выполнялись гражданскими подрядными организациями по заказу ОАО «АвтоВАЗ» (спонсора проекта) при содействии протоиерея Валерия Марченко.

Регулярные богослужения начали проводиться с ноября 1994 г.

19 августа 2002 г храмовый комплекс был торжественно открыт и освящен Сергием архиепископом Самарско-Сызранской епархии.

Православные святыни Тольятти

Храмовая архитектура в России – особое направление, которое удивляет и восхищает своей красотой и многообразием. Поэтому экскурсия по достопримечательностям Тольятти была бы неполной без посещения культовых сооружений, ведь православные святыни хранят в себе дух и традиции древней Руси.

Причем Византийский стиль принятый когда-то русской православной церковью получил довольно самобытное развитие.

А начнем мы нашу экскурсию, пожалуй, с осмотра Спасо-Преображенского собора, расположенного по адресу: ул. Революционная, 19.

Собор своими размерами уступает только храму Христа Спасителя в Москве. Впрочем, подробнее об этом можно почитать в Маршрутах по Москве. Спасо-Преображенский собор давно получил международное признание.

Обратите внимание

Многие архитекторы и эксперты, а так же духовные лица считают его едва ли не лучшим культовым сооружением в России, построенным в последние сто лет. Прихожане, паломники и просто туристы – ценители архитектуры приходят сюда.

Кстати, если вы любитель колокольного звона, то можете снять квартиру посуточно в Тольятти неподалеку от собора и наслаждаться «малиновым звоном» по утрам.

Чтобы у вас сформировалось наиболее верное представление о масштабности этого сооружения, мы приведем немного цифр: площадь застройки – 2800 квадратных метров, вместимость – 3000 человек, высота центрального иконостаса – 15 метров, центральный купол весит 26 тонн.

Но не только внушительными размерами привлекает к себе внимание этот храм. Полы здесь выложены удивительной красоты мозаикой, дубовые двери оформлены замысловатой резьбой, освещен храм тринадцатью паникадилами

Особенно красив храм ночью, когда в ночную синь врезаются белоснежные стены фасада.

В середине 30-х годов ХХ века его постигла печальная участь многих российских культовых сооружений – он был закрыт, а затем переоборудован в клуб. И только в 1989 году начались восстановительные работы по его восстановлению. Реставрационные работы возглавил лично профессор А.В. Васнецов.

А в 1990 году рядом с возрожденной святыней началось строительство храмового комплекса и монастыря. Впрочем, это только монахи могут довольствоваться малым, а нам с вами лучше подыскать более комфортные для проживания комнаты в Тольятти.

Следующим пунктом нашего путешествия по православным святыням Тольятти будет Богородично-Казанский храм в настоящее время расположен по адресу: Камский проезд, дом 4.Этот храм строился дважды. Первый раз в 1738 году. Храм в честь Казанской иконы Божьей матери был затоплен в 1953 году вместе со старым городом.

Правда, ради справедливости, нужно сказать, что его все же пытались разобрать, чтобы перенести на новое место, но каменная кладка его стен оказалась слишком прочная и после нескольких попыток его взорвали. Новый храм был построен только в 1985 году. Здесь собраны иконы, церковная утварь, богослужебные предметы – все, что уцелело от старого храма.

Свято-Троицкий храм, строительство которого началось только в 1994 году. Проект был разработан архитекторами из Самары В. Пшенниковым и Ю. Астаховым (подробнее о храмовой архитектуре Самаре читайте тут). Храм построен в Комсомольском районе на ул. Краснодонцев, 60. Ранее в этом районе храмов не было. Но в 1991 году группа верующих выступила с инициативой об открытии церкви. Чаяния верующих были удовлетворены и вскоре им выделили небольшой деревянный барак, в который предлагалось обустраивать собственными силами. В 1994 году было заложено здание нового храма, но строительство велось крайне медленно в связи с недостатком финансирования, и только в 2004 году строительство было завершено и новый храм освятили. А вот квартиры посуточно в Тольятти в этом районе не составит труда.

Таинство Священства (Рукоположение)

Седьмым Таинством, без которого невозможны все другие, является Таинство Священства. Оно называется также рукоположением. При возложении рук епископа на кандидата в диакона или священника Святой Дух нисходит на рукополагаемого и ставит его на служение Церкви. Таинство Священства совершается всегда за Литургией архиереем.

Диакон не совершает таинств, но помогает священнику в богослужении; священник совершает таинства (кроме Таинства Священства) с благословения архиерейского. Архиерей не только совершает все таинства, но и поставляет священников и диаконов.

Жизнь в Церкви не только благодатна и красива, но и ответственна, так как находится в постоянном соприкосновении с благодатью Божией – источником света и святости. А Господь говорит, что в общение с Ним, в Царство Небесное не войдет «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27)

Поэтому важно научиться с правильным внутренним устроением прибегать к спасительным Таинствам, чтобы они были нам не в осуждение, но во спасение

Храм Иоанна Кронштадтского

Величественный храм в 19 квартале по улице 70 лет Октября, в честь праведного святого Иоанна Кронштадтского, блистает своими иссия-белыми стенами и золоченными куполами, а в дни праздничных и воскресных богослужений звучит божественный колокольный перезвон. Воистину СВЯТАЯ РУСЬ!

В начале 21 века (2000г.) с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, был дан старт к подготовке и строительству (модульного типа на 120 прихожан) православного прихода, в честь святого праведного Иоанна Кронштадского. Выбором места в девятнадцатом квартале, занимался настоятель храма отец Александр Здоренко. За проектировку храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадского, взялись: Почетный архитектор России, член Союза Московских архитекторов, член Союза Московских писателей, член Союза художников ЮНЕСКО, главный архитектор архитектурно-реставрационной Соколов Дмитрий Сергеевич и тольяттинский проектировщик (учредитель ) Колоярский Александр Николаевич. В течении двух лет велась разработка самого проекта, подписание административных документов и заключение разного рода договоров на строительство самого храма. После чего, в 2002 (ом) году, началось возведение православного храма. Главным подрядчиком строительства выступила при поддержке городской мэрии и на финансовые пожертвования частными и юридическими лицами города Тольятти. Председателем Попечительского Совета был избран талантливый организатор и опытный управленец Александр Григорьевич Тарабриков. Строительство храма, благодаря высокому подъему энтузиазма, объединившего будущих прихожан, спонсоров, духовенство и попечителей, велось ускоренными темпами. Буквально за один год, заложили фундамент храма, подняли стены и были проведены наружные отделочные работы. Уже в 2003 году 31 мая, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил молебен, после чего подняли и установили золоченные кресты и купола церкви. А в августе этого же года, установили иконостас и прочая церковная утварь. Вскоре, седьмого сентября, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил освящение Великим чином престола храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. И в этот день была отслужена Божественная литургия, которую вознес к престолу Божию владыка Сергий. За несколько лет существования церкви в честь праведного святого Иоанна Кронштадтского, духовный приход горожан из ближних кварталов расширился и помещение рассчитанное на 120 прихожан единовременно, уже не в состоянии принять всех верующих, особенно в праздничные и воскресные службы. Наступило время для кардинального расширения территории храма и строительства единого комплекса. Комплекс со церковной сторожкой, дом причта с административно-хозяйственными помещениями и сам храм святого праведного Иоанна Кронштадтского, вмещающий до 500 человек, стали воплощением мечты отца Александра и чаяний прихожан.

Карта расположения святых мест в Автозаводском районе города Тольятти

Внутреннее оформление храма

Стены Спасского собора расписали почти через полвека

после его постройки. Художниками были местные и московские зодчие. Сегодня это один из немногих русских православных храмов, оформленных фресковой росписью в прижизненный периодИвана Грозного . В сохранившейсяхрамолетописи указана точная дата росписи и имеется перечень имен художников. Согласно этого списка первыми известными ярославскими храмовыми художниками являются братья Сидоровы.

Информационный текст храмолетописи

Как уже отмечалось, идеологическое значение Спасского монастыря в середине 16 века было довольно велико, поэтому внутреннему эстетическому оформлению его главного храма придавалось исключительное значение. Возможно, что Иван Грозный

так же принимал участие в решении данного вопроса наряду с митрополитомМакарием .

Уровень фресковой росписи был достаточно высок как в художественном так и в духовном отношении. Интересно рассматривать композиционные сцены Преображения

,Покрова Богородицы , сюжеты о Сорока мучениках Севастийских иСеми Вселенских соборах , выполненных более трех столетий назад. Здесь присутствует одно из первых живописных изображенийСаваофа . Очень живописен и крылатыйИоанн Предтечи .

Изображение Крылатого Иоанна Предтеча

Сам стиль росписи очень близок к византийской. Центральный купол украшен традиционным изображением Вседержителя

. Барабанные простенки заполнены изображениями праотцов, паруса – образами евангелистов.

Росписи центрального купола

Подпружные арки заполнены образами апостолов, а в сводах – композиционные сюжеты некоторых православных праздников. Столпы

расписаны изображениями русских князей, воинов из Византии и образами преподобных.

Фрагмент росписи храмовых столпов

Преображению Господня

посвящена восточная часть свода. Западная стена центральной храмовой территории целиком занята картинамиСтрашного суда , в то время как стены северной и южной сторон состоят изчетырех ярусов , нижний из которых является орнаментальным.

Стеновая роспись Спасо-Преображенского храма

Очень необычен фон евангелистских сюжетов, который представлен чаще всего в виде западноевропейских архитектурных кулис.

Сюжетная композиция фресковой росписи

Специалисты четко делят все росписи Спасского храма по манере их написания на две части

. К первой части относятся центральная глава, своды и алтарная часть, которые выполнены, скорее всего, царскими мастеровыми. Эту живопись, написанную в сдержанном колорите, отличает высокое мастерство, оченькрупный масштаб изображений, точность рисунка, выраженная рельефность ликов.

Крупномасштабный образ Саваофа

При создании образов часто употребляются изображения в профиль с крупными круглыми глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками. Фоны преобладают в темно-синем

варианте, а основной колорит составлен из коричневых, желтых, зеленых, синих и белых красок.

Масштаб стеновых и столпных изображений центрального храма значительно мельче

и отличается другой художественной направленностью и мягкой пластикой рисунка. Эти композиции в большинстве своеммноголюдные и разноракурсные, имеют удлиненные пропорции тел и правильные иконописные лики – и все это выполнено в более светлых тонах.

Мелкомасштабная роспись

В обеих композиционных группах, объединенных одинаковыми левкасами, фонами, характерными разгранками и надписями, выделяются довольно индивидуальные почерки отдельных мастеров.

Надо отметить, что уникальная роспись Спасского собора оказала сильное воздействие на роспись остальных храмов Ярославля, таких как Церковь Николы Надеина и Николы Мокрого, Ильинского храма и т.д.

К сожалению, в результате многочисленных перестроек храма в 18-19 веках

часть фресковых росписей была безнадежно утрачена, часть была покрыта сверху масляными красками. Интересно, что среди настенных изображений имелся очень редкийобраз Христофора с песьей головой. После запрета Синодом подобных изображений в 18 веке этот образ был переписан. Восстановление фресок 16 века шло очень длительное время — практически в течение всего 20 столетия.

Одна из уникальных фресок Спасского собора

Сегодня посетить этот недействующий храм, являющийся музеем Ярославского исторического заповедника можно только в летнее время

с мая по октябрь по расписанию работы самого заповедника, которое можно уточнить на его официальном сайте. Традиционно часы работы собора продолжаютсяс 10.00 до 18.00 ежедневно,кроме среды . Но в дождливую погоду храм тоже может быть закрыт.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Где остановиться[править]

Многоэтажная гостиница «Украина» расположена в центре Житомира, рядом с Соборной площадью. Здание советской постройки частично реконструировано. Два конференц-зала на 120 и 25 мест.

Номера: Двухкомнатные номера с балконами, раздельными санузлами, новой мебелью. Также есть бюджетные номера с удобствами в блоке, старой сантехникой.

Адрес:

г. Житомир, ул. Киевская, 3

Телефон:

+38 (0412) 47-29-99,

Мини-отель «Домашняя гостиница»

Мини-отель «Домашняя гостиница» расположен недалеко от центра Житомира в спальном районе недалеко от реки Тетерев. Благоустроенный тихий дворик с водоемом.

Номера: 15 двухместных номеров со всеми удобствами, а также номера эконом-класса с удобствами на этаже.

Адрес:

г. Житомир, пер. Пионерских лагерей, 4

Телефон:

+38 (097) 228-27-56, (093) 897-96-51

Мотель «Петроградъ»

Новый современный гостинично-ресторанный комплекс «Петроградъ» расположен на въезде в Житомир со стороны Киева. Открылся в январе 2009 года.

Номера: 22 комфортабельных номера 4-х категорий, из которых: 8 двухместных номеров категории «стандарт», 7 двухместных номеров категории «стандарт+» (больше по площади), 5 номеров категории «полулюкс», 1 однокомнатный «люкс» и 1 двухкомнатный «люкс».

Адрес:

г. Житомир, ул. Саенко, 152-а

Телефон:

+38 (0412) 46-50-58, 46-50-57

Таинство Крещения

Все люди вступают в Церковь через Таинство Крещения. Без него невозможно спасение человека. Господь Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую».

Если взрослый человек захочет принять Святое Крещение, то одного желания для этого недостаточно. Необходима вера, желание жить по заповедям Божиим, раскаяние в своих злых делах (грехах). Во время подготовки к таинству надо постараться вспомнить все свои грехи, чтобы раскаяться в них перед Крещением и постараться их больше не повторять, как и сказал апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Перед Крещением необходимо почитать книги о православной вере, чтобы само Таинство прошло осознанно, с максимальным участием крещаемого. Духовную литературу может порекомендовать священник, с которым надо встретиться предварительно. Крещение – новое рождение, совершается над человеком однажды в жизни. Поэтому если человек согрешит или даже отпадет от Церкви, то, возвратившись назад, он не крестится заново, а присоединяется через Покаяние.

В Древней Церкви и сейчас в России перед крещением принято совершать оглашение, то есть проводить огласительные беседы. Поэтому прежде принятия Таинства взрослый, желающий креститься, должен посетить несколько таких бесед, которые ему помогут лучше разобраться в основах принимаемой веры. К моменту вступления в Церковь (крещения) необходимо знать Символ веры, молитвы «Отче наш…», «Царю Небесный…», «Богородице Дево, радуйся…», уметь совершать на себе крестное знамение. Если крещение совершается над младенцем, то за его веру поручаются восприемники – крестные родители. Они же вместо него произносят Символ веры и обязуются впоследствии заботиться, чтобы он сохранял православную веру и вел благочестивую жизнь. Если крестные не воцерковлены, то они так же посещают огласительные беседы.

Крещение в Преображенском кафедральном соборе совершается ежедневно с 11.30, в субботу – с 12 часов по предварительной записи. В отдельных случаях крещение может быть совершено индивидуально.

Для крещения детей необходимо:

  • Взрослым (крестным родителям) пройти оглашение (беседы со священником);
  • Иметь свидетельство о рождении;
  • Приобрести нательный крестик (освященный в церкви), три свечи для обхождения вокруг купели, полотенце. Все эти предметы есть в церковной лавке при храме.

Для крещения взрослого необходимо:

  • Пройти оглашение (беседа со священником);
  • Приобрести нательный крестик (освященный в церкви), три свечи для обхождения вокруг купели, полотенце.

Минимум к исполнению крестными:

  • Крестные обязаны выучить «Символ веры», 10 заповедей;
  • Прочитать из Закона Божьего главы о Крещении, Миропомазании, об обязанностях крестных.

Примечание:

  • Крестными могут быть люди православного вероисповедания не младше 14 лет;
  • Количество огласительных бесед не ограничено и зависит от готовности оглашаемого;
  • Если крестные родители прослушали огласительные беседы в другом храме, они обязаны предоставить справку от священника, который их оглашал.

Интересные факты о Спасо-Преображенском соборе в Тольятти

Во время постройки и эксплуатации комплекса происходили интересные события:

  1. В крестильной церкви Иоанна Предтечи устроена купель для провождения обряда на взрослых прихожанах. Впервые таинство было совершено в феврале 1995 г, как только оно закончилось, небо потемнело, заблестели молнии, прогремели раскаты грома, начался ливень, а после заиграла радуга. Что было расценено служителями церкви как благоприятный знак милости Божьей, освещением храма.
  2. Силами прихода восстанавливается церковь Рождества Христова, расположенная в Шигонском районе в с. Старый Тукшум, которая в советский период была приспособлена под мельницу, из-за чего требует большого объема реконструкционных работ. Служители Спасо-Преображенского комплекса выезжают по большим праздникам в село, проводят молебны и богослужения, а также освящают воду на Крещение.
  3. До сих пор не построена колокольня возле храма, которая согласно инженерным планам должна быть выполнена высотой в 76 м, иметь подъемный лифт, на крыше открытую площадку.
  4. В мае 1996 г в облицовочную кладку фасада собора был заложен кусок гранита с горы Фавор с мемориальным письмом. По преданию на этом камне Христос Спаситель преобразился перед своими последователями. Кусок гранита был ранее подарен паломникам из Тольятти священниками с Новоафонского монастыря.
  5. Своими габаритами собор поступается только Московской церкви Христа Спасителя и Санкт-петербургскому Исаакиевскому храму.

Главный собор города Тольятти Спасо-Преображенский вмещает целый комплекс зданий для проведения мероприятий направленных на поднятие духовного образования прихожан. Кроме того, имеет важную социальную функцию, укрепляющую веру.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Таинство Причащения

Величайшим Таинством Церковь называет Святое Причастие, когда под видом хлеба и вина человек вкушает истинных Тела и Крови Христа Спасителя. Таинство было установлено Господом накануне Его страданий. Благодаря этой великой Тайне человек соединяется с Самим Богом. Безгрешная Плоть и Кровь Господни очищают от греха человеческую природу и преображают ее. По слову Господа, невозможно спастись тому, кто не вкушает Плоти и Крови Его (Ин. 6, 53). И, наоборот, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

Таинство Причащения или Святой Евхаристии (в пер. с греч. – благодарение) составляет основу главного христианского богослужения, называемого Литургией, которая совершается в храмах ежедневно. Для приобщения лежачих больных в особой дароносице Тело и Кровь Христовы могут быть приносимы в дома

В виду важности и спасительности этого Таинства, Святая Церковь приглашает христиан причащаться Тела и Крови Христовой как можно чаще, предварительно подготовившись. В церковной практике такая подготовка называется говением

Продолжается говение несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание и пост. Духовно же человек, должен вернуться в состояние жизни, которое соответствует богоустановленным заповедям. Главные условия такого возрождения – раскаяние в совершённых грехах, примирение с ближними и прощение обид, твердое намерение больше не вставать на греховный путь. Мера воздержания, поста и необходимых молитв определяется священником.

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома каноны: покаянный ко Господу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю. Прочитывается также последование ко Святому Причащению. После полуночи уже не вкушают пищи и не пьют, так как к Святой Чаше приступают натощак (для больных существуют оговорки из общего правила). Накануне вечером или утром перед Литургией необходимо исповедаться. Более подробно о причащении мирян можно узнать в документе «Об участии верных в Евхаристии».

День и время совершения Таинств Покаяния (исповеди) и Причащения (Литургии) можно узнать в храме на стенде с расписанием или на сайте.

Архитектурные особенности

Во время ремонта купола собора в 1825 году из-за небрежности рабочих вспыхнул пожар, в результате которого от храма остались лишь стены. Александр I повелел немедленно приступить к восстановлению и реставрации храма. Руководителем нового проекта стал известный русский архитектор той эпохи – В. П. Стасов.

Работая над восстановлением сооружения, талантливый зодчий старался по возможности не нарушать первоначальных форм храма. Тем не менее кое-что от себя он добавил. К примеру, на фасаде появился четырехколонный портик, имеющий фронтон, центральный и боковые купола получили полусферические очертания, значительно было изменено внутреннее убранство. По эскизам Стасова была создана алтарная сень и иконостас. В центре главного купола появилась роспись, изображающая небо и звезду с расходящимися в стороны лучами. В наши дни главный купол венчает огромных размеров крест.

Архитектура и убранство сооружения

Собор смотрится необыкновенно выразительно при всей своей нарочитой «неброскости». Особенно на окружающем его фоне позднесоветской застройки.

Внешний вид

На архитектурной стилистике храма отразился долгий срок его возведения. Архитектура включила в себя элементы позднего сибирского барокко и классические традиции построения храмов. Сдержанность декоративной разработки фасада сочетается с изобилием барочных главок. Все это придает церкви индивидуальность и неповторимость.

Тип храма — корабль с девятью главами, колокольней и двумя приделами. Центральный объем из-за своей небольшой площади устремлен вверх — это весьма характерно для сибирских церквей XVIII века. В малых главках с узкими вытянутыми барабанами усматривается украинская храмовая архитектура. Ее влияние в сибирском барокко было велико, так как на протяжении долгого времени почти все сибирские архиереи являлись выходцами из Малороссии.

Все необыкновенно строго и правильно: никаких наличников сложной формы, никакой пышной лепнины, никаких выпуклостей-вогнутостей и прочего декоративного «излишества». Гладкие стены лишены украшений. Только углы верхних ярусов подчеркнуты массивными сдвоенными колоннами.

От классицизма присутствуют:

  • чуть заметные волюты, украшающие грани барабанов;
  • многоступенчатые карнизы на всех объемах, сформированные рядами сухариков (небольших прямоугольных выступов);
  • лаконичные наличники окон второго этажа.

Внутреннее оформление

Здание храма является не вполне симметричным. Симметрию нарушает весьма обширная северная пристройка. В ее западной части расположен притвор, обозначенный внешне небольшой главкой. В этой части здания работают церковные лавки.

Из притвора можно пройти в трапезную, откуда открывается освященный во имя Иоанна Предтечи нижний храм. Как и принято в двухэтажных церквях, в этом храме низкие своды. Иоанно-Предтеченский придел хорошо освещается светом, льющимся из больших окон, поэтому своды не давят. Здесь сосредоточено большинство храмовых святынь, включая три иконы с частицами мощей, так как повседневная жизнь собора происходит в основном именно в приделе Иоанна Предтечи.

Слева от Иоанно-Предтеченского находится придел, освященный во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ливийских. Стоящая в этом приделе купель подсказывает — крещения совершаются именно здесь. В Никольском приделе находится почитаемая прихожанами икона Николая Чудотворца.

В верхний храм ведет лестница. На втором этаже расположен главный престол, освященный в честь Преображения Господня. Он полностью расписан, отчего выглядит очень торжественно — и вместе с тем радостно. Яркие росписи с сочными синими рефлексами, как будто сверкают в солнечном свете.

В Спасо-Преображенском приделе установлен высокий пятиярусный резной иконостас. Он поднимается практически на всю высоту основного четверика.

Здесь же хранятся и две иконы с частицами мощей: святителя Макария, митрополита Московского, и преподобного Василиска Сибирского. Он посещал собор во время своего пустынножительства в окрестностях Кузнецка.

Святыни храма

В церкви расположены иконы, представляющие духовную, культурную и историческую ценности:

  • толгская икона Божьей Матери в металлическом окладе;
  • икона св. Николая Чудотворца в металлическом окладе;
  • трехстворчатый складень «Деисус» XVII века (дар губернатора А.Г. Тулеева);
  • иверская икона Божьей Матери XIX века, написанная на Святой горе Афон (Греция);
  • Иисус в терновом венце XIX века;
  • икона священномученика Никиты (Прибыткова).

Иконы с частицей мощей:

  • прмц. Елисаветы;
  • ин. Варвары;
  • прп. Василиска Сибирского;
  • св. Иоанна Тобольского;
  • свт. Макария Московского;
  • Оптинских Старцев: прп. Макария, прп. Антония, прп. Анатолия, прп. Иосифа, прп. Иллариона, прп. Моисея, прп. Исаакия, прп. Льва, прп. Амвросия, прп. Варсонофия, прп. Анатолия II, прп. Нектария.

История храма в Тольятти

В 1842 году в городе Ставрополь была построена высокая колокольня. Ее высота составляла 55 метров. В теплой части этой колокольни был основан храм в честь Николая Чудотворца. Позже, в 1877 году, в центральной части колокольни был основан храм в честь иконы Казанской Божьей Матери.

Колокольня была построена возле Троицкого собора, который был закрыт в 1936 году, как и большинство церквей. Позже богослужения в соборе возобновились, но в 1955 году храм вместе с колокольней ушел под воду, а город Ставрополь был перенесен в другое место — на высокий берег реки. Здесь был возведен небольшой молитвенный дом, в котором находилось два прихода. Первый (центральный) предел был освящен в честь Казанской иконы, которая является покровительницей храма, а второй — в честь Николая Чудотворца. Это было небольшое строение 29 × 9,2 м, освящение которого пришлось на 15 февраля 1955 года.

Церковную утварь, старинные иконы и многое другое, находящееся в старом затонувшем храме, удалось спасти. В новом молитвенном доме службы проводились двумя священниками и одним диаконом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: