Вологодская областная кадетская школа-интернат
Белозерск (вологодская область): достопримечательности
Первом делом мы заехали в Вологодскую областную кадетскую школу-интернат. Это — не туристический объект, но нас пригласили посмотреть как живут современные кадеты, а мы не могли не согласиться — интересно ж хоть одним глазком глянуть!
Кадетская школа в Соколе считается одним из самых современных образовательных учреждений Вологодчины. Её открыли в 2006 году, то есть это — проект наших дней, а не наследие советских времён.
Обучение проходит с пятого по одиннадцатый классы. Государство обеспечивает учащихся всем необходимым — от одежды и обуви до предметов личной гигиены и учебников.
Проживают кадеты в двух- и трёхместных комнатах. Те кто из Вологды и близлежащих посёлков — уезжают домой на выходные, остальные же проводят в школе всё своё время, выбираясь «за периметр» только на каникулы.
Жизнь у кадетов довольно насыщенная. Подъём — в 7:30. Далее весь день до самого отбоя расписан буквально по минутам.
Мы побывали на открытом уроке по финансовой грамотности, который проводился сотрудниками «». Ребятам рассказывали про наличные и безналичные платежи, учили их пользоваться банковскими картами.
Вот, например, карта с индивидуальным дизайном. Изображённый на ней кадет был нарисован одним из педагогов школы-интерната (правда, на банковской карте изображение пришлось отразить по горизонтали, чтобы лицо персонажа не было скрыто под чипом).
Карты с таким дизайном теперь выпущены для всех работников кадетской школы. А вот сделать их для учеников пока нельзя — в России действует запрет на выпуск банковских карт детям до 14 лет.
Из интересного: уже сейчас любую банковскую карту можно оснастить дополнительным чипом, в который будет записана какая-нибудь персональная информация. Такую карту, например, можно использовать как пропуск, либо как читательский билет в библиотеке, либо как электронный дневник.
В школе есть свои спортивный и тренажёрный залы, площадки для баскетбола и волейбола, футбольное поле, тир, и даже оранжерея. Есть и научный центр, в котором ученики занимаются робототехникой и изобретательством.
Одно из изобретений — устройство контроля утечки бытового газа с датчиком повышения окружающей температуры, которое в случае утечки газа или пожара отправляет на указанный номер смс-уведомление. Всё сделано из подручных материалов: вместо корпуса — контейнер, приобретённый в «Ашане», микросхемы и смс-модуль заказаны из Китая. Главная изюминка — себестоимость устройства: 514 рублей (при том что доступные в продаже аналоги стоят минимум в 5-6 раз дороже).
Ещё одно изобретение — металлоискатель, собранный буквально «из говна и палок». Себестоимость — 277 рублей.
Проверено: работает!
Ещё в школе есть свой телерадиоцентр. Здесь ребята занимаются видеомонтажом, снимают новости о жизни интерната, ведут свой собственный сайт.
После посещения таких мест у меня иногда создаётся ощущение, что моя юность прошла зря. Я в их возрасте, например, на переменах бегал курить за школу и пил портвейн с друзьями на детской площадке. Времена и нравы, правда, совсем другие были…
Спорт[]
Файл:Albina Akhatova.jpg
Альбина Ахатова на Олимпиаде в Турине
Область известна своими спортсменами, снискавшими славу российскому спорту на международных соревнованиях.
Альбина Ахатова (род. 13 ноября 1976 в городе Никольске Вологодской области) — российская биатлонистка. Заслуженный мастер спорта.
В эстафетных гонках Альбина Ахатова завоевала серебряную медаль на Зимних Олимпийских играх 1998 в Нагано, бронзовую медаль на Зимних Олимпийских играх 2002 в Солт-Лейк-Сити и золото на Зимних Олимпийских играх 2006 в Турине. Тогда же Альбина Ахатова стала бронзовым призёром в индивидуальной гонке на 15 км, после того как у Ольги Пылёвой была изъята медаль из-за применения допинга. Вторую бронзовую медаль она завоевала в гонке преследования на 10 км.
Анна Богалий-Титовец (род. 12 июня 1979 в посёлке Вожега Вологодской области) — российская биатлонистка. Заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса. На Зимних Олимпийских играх 2006 выиграла золотую медаль в эстафетe.
Предприятия и работа в Вологде
Рассмотрим самые перспективные (в локальном плане) варианты трудоустройства. ОАО «Вологодский подшипниковый завод» — крупнейший производитель (более 18% общего производства) подшипников в России. Товар ходовой, товар востребованный, снижения спроса на него в ближайшие годы не планируется, а значит, и производство не должно страдать. Тем не менее, на фоне общего спада производства в России (а так же внутренних проблем) зарплаты на заводе не слишком высоки, да и с рабочими местами не густо.
Вологодский подшипниковый завод
Далее – ОАО «Электротехмаш», производство масляных радиаторов и насосов, продукции не столь популярной, как подшипники, тем не менее, достаточно ходовой. На базе «Электротехмаша» создано ООО «Вологодский трубопрокатный завод», занимающееся, как это ни странно, выпуском труб. Оба предприятия принадлежат одной управляющей компании и заслуживают внимания как потенциальные работодатели.
ОАО «Вологодский оптико-механический завод» — одно из немногих предприятий бывшей оборонки, сумевший после развала оной не только выжить, но и остаться конкурентноспособным предприятием. До сих пор собирает свою прямую продукцию (прицелы) и осваивает производство несложных электронных приборов (сложные, понятное дело, на нашем рынке явно будут проигрывать зарубежным аналогам). На момент написания статьи даже набирал персонал в связи с расширением, что уже говорит о чём-то.
Вологодский оптико-механический завод
Бывший гигант текстильной промышленности «Вологодский льнокомбинат», в отличие от Оптики, 90-е не пережил. Грузовиков военные стали заказывать меньше, и брезент на них уже не нужен… хотя это лишь толика проблем комбината. В результате долгой агонии и отвратного управления из лидера по производству льняной продукции по России комбинат скатился в аутсайдера даже по меркам Вологодской области, и будущее его не внушает надежд.
Есть смысл устроиться на одно из предприятий, связанных с ЖД (либо непосредственно туда, если получится): вагоноремонтный завод или Бываловский машзавод (производство козловых и башенных кранов), или с лесной промышленностью: Вологдалестоппром, Вологодские лесопромышленники, ЛПК Кипелово или Союзлесмонтаж.
Также в городе есть большой сектор пищевой промышленности, всем известное молочное производство («Вологодский молочный комбинат», «Вологодское мороженое») и производство алкогольных напитков («Завод сортовых водок»). Отдельно хотелось бы отметить бывший рабочий посёлок, а ныне (с 2004 г.) село Молочное, располагающееся в 7 км. от городской черты Вологды. При населении в 7 тысяч человек его можно смело назвать «Сколково российского агропрома»: в посёлке располагается 3 ВУЗа сельскохозяйственной направленности, учебно-опытный завод и ГЦ агрохимической службы.
Средняя зарплата в Вологде, согласно предпоследним данным составляет 18 000, последним – 27 000 рублей в месяц. Любопытно, что осенью 2011 звучала цифра в 20 000. Такие скачки логично объяснить лишь тем, что цифра «27» взята по области в целом. На Череповецком металлургическом комбинате действительно, зарабатывают крайне неплохо – до 50 000 в месяц. Если верить именно вологодским объявлениям «требуются», работа крайне редко оплачивается суммой, превышающей 20 000 рублей. Чаще уместно говорить о 15 – 17 000.При этом, жемчужина Севера — достаточно дорогой город для проживания по меркам среднего российского города. Проезд — 16, хлеб — 25, колбаса — от 100 рублей.
Экология Вологды
В российском рейтинге экологического благополучия городов за 2013 год Вологда располагалась на третьем месте, а в 2020 уже на 26.
Среди общей массы атмосферных загрязнений наибольший процент принадлежит, конечно, выбросам автомобильного транспорта. Далее следуют промышленные и теплоэнергетические предприятия.
При существующем изобилии водных ресурсов чистой воды в Вологде все-таки не хватает. Сказывается расположение города на ровной и местами болотистой местности. Основной источник водозабора Кубенское озеро так же не отличается чистой водой. Существуют подземные водные ресурсы, но перспектива их использования сдерживается слабой изученностью месторождений.
Перегруженность городских очистных сооружений, нуждающихся в реконструкции, дополнительно увеличивает загрязнение реки Вологды. Проблемой является и отсутствие в городе ливневой канализации.
Транспорт
Череповец связан с областным центром, Москвой, Санкт-Петербургом и иными городами страны автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
Водное сообщение
Череповец — крупный промышленный порт на Рыбинском водохранилище и пассажирский порт на р. Шексне. Через систему Волго-Балтийского водного пути город имеет выходы в Балтийское, Белое, Чёрное, Азовское, Каспийское моря. Таким образом, Череповец посредством системы водного сообщения связан с северными, южными и западными регионами России. Поэтому город Череповец является портом пяти морей, имеющим стратегическое значение для страны и, в первую очередь, для материального снабжения Балтийского флота, учитывая его крайне ограниченное территориальное влияние. Это было продиктовано крайне выгодным географическим положением города Череповца при строительстве Волго-Балтийского канала, решение о строительстве которого было принято И. Сталиным. В связи с чем, позднее было принято решение построить в дельте рек Ягорба и Шексна Череповецкий судостроительный завод.
Автодорожное сообщение
Рядом с Череповцом проходит федеральная автотрасса А114 Вологда — Новая Ладога, связывающая город с Вологдой и Санкт-Петербургом, а через город проходит автодорога Р104 Череповец — Сергиев Посад, связывающая Череповец с Ярославлем и Москвой.
Железнодорожное сообщение
Череповецкий железнодорожный узел, расположенный на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Вологда, является вторым по грузообороту на Северной железной дороге (после узла Вологда-1 — Вологда-2 — Лоста Сортировочная). Через него за сутки проходит транзитом 120 грузовых, 20 пассажирских поездов и до 30 составов, прибывающих на промышленные гиганты Череповца. В 2009 объёмы перевозок и погрузки резко упали. Узел включает в себя пассажирскую станцию «Череповец-1», грузовые станции «Череповец-2» и «Кошта».
С января 2015 года были отменены все пригородные электропоезда в Вологодской области. Это вызвало резонанс в СМИ и протесты местных жителей. 6 февраля 2015 года движение электропоездов было частично восстановлено.
Воздушное сообщение
Международный аэропорт «Череповец» находится в 25 километрах от Череповца вблизи посёлка Ботово. Эксплуатантом аэропорта является ООО «Авиапредприятие „Северсталь“», которое выполняет внутренние и международные регулярные и чартерные авиарейсы по России, странам СНГ и Европы.
Городской транспорт
В Череповце с 1979 года действует Октябрьский мост — первый вантовый мост на территории России. Он пересекает реку Шексну, соединяя Индустриальный и Зашекснинский районы.
С 1956 года в городе действует трамвайная сеть. Работает 3 маршрута:
- 2. «Доменная» — «Управление ПАО „Северсталь“» — «ул. Гагарина» — «ул. Комарова» — «Университет» — «ул. Сталеваров» — «ул. Верещагина» — «ул. Максима Горького» — «Курсантский бульв.» — «Вокзал» — «Заря Свободы» — «ул. Верещагина» — «ул. Сталеваров» — «Университет» — «ул. Комарова» — «ул. Гагарина» — «Управление ПАО „Северсталь“» — «Доменная»
- 4*. «Олимпийская ул.» — «пр. Победы» — «ул. Мира» — «Доменная» — «Аглофабрика № 3»
- 8. «Олимпийская ул.» — «пр. Победы» — «Советский пр.» — «Комсомольская ул.» — «Вокзал» — «ул. Верещагина» — «пр. Победы» — «Олимпийская ул.»
*Часть рейсов выполняется до «Доменной» (4А).
Подвижной состав составляют вагоны КТМ-5 (43 единицы) и КТМ-8 (10 единиц).
Действует разветвлённая сеть автобусных маршрутов. Движение по маршрутной сети города полностью осуществляется автобусами большой вместимости.
Крупнейший перевозчик — МУП «Автоколонна 1456», основу парка которой составляют автобусы ЛиАЗ-5256, ГолАЗ АКА-6226, Mercedes-Benz O345, МАЗ-103, МАЗ-104, ПАЗ-4234, ЛиАЗ-6212 и др. Помимо этого движение по городским маршрутам осуществляют большое количество частных автобусов. Одной из особенностей Череповца является практически полное отсутствие маршрутных такси, имеющихся во многих российских городах, включая областную столицу. Маршрутные такси в Череповце участвуют в пригородном сообщении.
В городе также действуют организации по прокату автомобилей, как с водителем так и без водителя.
Троллейбусного движения в городе нет (оно есть в Вологде). Троллейбусная сеть строилась в конце 80-х — середине 90-х: в Зашекснинском районе было заложено троллейбусное депо, на Октябрьском мосту была подвешена контактная сеть (демонтирована в 2008 году), но строительство не было завершено из-за распада СССР и хронического недофинансирования. Также существуют планы строительства в городе метрополитена.
Религия
Преобладающей религией в Соколе и Сокольском районе является православие.
В городе расположен православный храм Вознесения Господня (1997). В настоящий момент планируется сооружение храма в центральной части города.
Значительная часть верующих является прихожанами храма пророка Илии (Ильинско-Засодимской церкви) в селе Погост Ильинский, храма Святого Духа в селе Архангельское, вологодских храмов.
Также в городе действуют другие религиозные объединения:
- Церковь христиан Веры Евангельской «Дом Горшечника»
- Северо-Западное объединение Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня
- Церковь Евангельских христиан-баптистов (МСЦ)
Экономика
Основу экономического потенциала Череповца составляют предприятия чёрной металлургии и химического комплекса.
Ведущими предприятиями города являются ПАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-метиз», АО «Апатит» (создано в результате слияния ОАО «Аммофос» и ОАО «Череповецкий «Азот», и других заводов ОАО Фосагро), на которых работает 40 % горожан.
В городе действуют предприятия дерево- и металлообработки, пищевой и лёгкой промышленности, строительного комплекса.
В Череповце насчитывается более 1500 малых и средних предприятий. В России город занимает одну из первых позиций по выпуску промышленной продукции на душу населения, которая более чем в два раза превышает общероссийский уровень.
Экономический потенциал города формируется двумя крупнейшими металлургическими предприятиями, такими, как «Северсталь» и Череповецкий сталепрокатный завод, и химическим производством АО «Апатит», на которые приходятся 75 % выпускаемых в городе промышленных изделий.
Индекс промышленного производства по городу в целом за 2006 год составил 105,3 % (в Вологде — 104,1 %, в целом по области — 105,2 %).
В топливно-энергетическом комплексе главное место занимает энергетика. 50 % электроэнергии область получает от других энергосистем — Тверской, Костромской, Кировской, Ленинградской и Ярославской.
Оборот розничной торговли предприятий Череповца в 2007 году составил 18 млрд рублей. В сопоставимых ценах розничный оборот череповецких предприятий торговли на 19 % больше, чем в 2006 году. В структуре оборота розничной торговли за 2007 год 50,2 %, или 9 млрд 36 млн рублей составляют продовольственные товары, 49,8 %, или 8 млрд 964 млн рублей — непродовольственные товары. С начала 2007 года предприятия и организации города оказали платных услуг населению на общую сумму 10 млрд 500 млн рублей. В сопоставимых ценах объём реализации платных услуг в Череповце по сравнению с 2006 годом в текущем году увеличился на 12,5 %. Оборот предприятий общественного питания Череповца в 2007 году составляет 992 млн рублей, в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом он вырос на 8,7 %. С начала 2009 года Череповец, как и другие промышленные города России, переживает глобальный экономический кризис. По данным на ноябрь 2009 года, количество безработных составляет 6 800 человек.
По итогам 2018 года моногород Череповец вошёл в ТОП-10 лидеров ежегодного рейтинга моногородов. Рейтинг комплексно оценивает активность и эффективность работы органов местного самоуправления, уровень развития МСП, городской экономики и городской среды. Ежегодный рейтинг моногородов впервые сформирован в рамках реализации мероприятий программы «Комплексное развитие моногородов» (2016—2018 гг.). Руководитель приоритетной программы — Ирина Макиева (с августа 2018 года — генеральный директор Фонда развития моногородов (МОНОГОРОДА.РФ).
Промышленность
Череповец занимал 9 место в рейтинге крупнейших промышленных центров России по итогам 2011 года.
Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь». Решение о строительстве Череповецкого металлургического завода было принято 20 июня 1940 года постановлением Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР».
Строительство комбината было приостановлено с началом Великой Отечественной войны и возобновилось лишь спустя семь лет. В 1951 году в эксплуатацию был запущен первый цех металлургического завода — цех металлоконструкций, а в мае 1954 года дала ток теплоэлектроцентраль.
В феврале 1956 года начала свою работу коксовая батарея. В январе 1959 года ввели в эксплуатацию блюминг, а в ноябре этого же года в эксплуатацию вошёл крупнейший в Европе листопрокатный стан. С того времени Череповецкий завод стал предприятием с полным металлургическим циклом.
23 июня 1983 года Череповецкий металлургический завод был переименован в Череповецкий металлургический комбинат, 24 сентября 1993 года предприятие зарегистрировано как акционерное общество «Северсталь».
Череповецкий литейно-механический завод — выпускает литьё, прокат и продукцию коммунального машиностроения.
Экономика региона и города Вологда
Экономика Вологды и области базируется на промышленности: ее доля в общем объеме регионального продукта составляет 40%.
Ведущими промышленными отраслями являются следующие:
- металлургия, изготовление металлических изделий – более 50%,
- машиностроение, производство оборудования,
- химическая промышленность,
- деревообработка, изготовление продукции из дерева,
- пищевая и легкая промышленность,
- прочие: художественные промыслы, туризм и др.
По объему готовой продукции на душу населения Вологодская область занимает 6 место в Северо-Западном ФО и 20 место в России. Доля Вологды в общероссийском производстве:
- по прокату стали и черных металлов составляет около 15%,
- по производству минеральных удобрений – около 13%,
- по изготовлению подшипников – 12%,
- по производству пиломатериалов – 10%.
Легкая промышленность региона представлена швейным, текстильным и кожевенным производством: изготовление продукции из льна, трикотажа, овчины. В этом секторе экономики зарегистрировано 152 предприятия. По общей численности занятых работников доля легкой промышленности в области составляет 3%.
Пищевая промышленность региона объединяет 361 предприятие, а в общей структуре местной промышленности составляет 8%. Это молочные продукты, колбасные изделия, кондитерское производство, замороженные ягоды. Вологодская область экспортирует на международный рынок кондитерские изделия (4000 тонн в год) и замороженные ягоды (2000 тонн в год).
К базовым экономическим отраслям области относится и АПК: его доля в валовом продукте региона составляет 5,6%. В общей структуре с/х производства 65% составляет животноводство и 35% — растениеводство. Главной товарной отраслью в животноводстве является производство молока.
Развито мясное птицеводство, рыбное хозяйство, где выращивают товарного карпа и осетра, производят черную икру. Перспективными программами в растениеводстве на 2014-2020 годы являются «Развитие мелиорации с/х земель» и «Развитие льняного комплекса».
Традиционные вологодские народные промыслы так же являются отраслью промышленности. Изготовлением изделий художественных промыслов, популярных в России и за рубежом, занимаются специализированные предприятия и самостоятельные мастера.
По легенде, именно в Вологде Иван Грозный спрятал свою знаменитую библиотеку
А до того, по преданию, Иван III прятал где-то в Вологде сундуки с казной во время своего стояния на Угре. Другие цари хранили в вологодских монастырях государственное добро. Воистину, Вологда стала закромами Родины! Во время нашествия Наполеона в Вологду увезли утварь кремлевских дворцов, сокровища Патриаршей ризницы и чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. После войны все вернули в Москву.
Кстати, в Вологде в 1789 году был открыт первый в России общественный банк — тоже высокое доверие и городу, и региону. Видимо, властители в разные века считали вологжан людьми честными и добродушными и полностью им доверяли.
Город в «Смутное время»
Смутное время для Вологды началось с эпидемии чумы в 1605 году, охватившей весь город. В 1608 году, в условиях, когда часть страны контролировалась царём Василием Шуйским, а часть – Лжедмитрием II, вологжане присягнули самозванцу. Владея Вологдой, он не только получал контроль за русскими и английскими торговыми складами, но и смог бы подчинить весь север страны. Однако направленная сюда новая администрация злоупотреблениями и безграничными поборами вызвала крайнее недовольство населения, в результате которого Вологда отошла от «Тушинского вора». А в феврале 1609 года на борьбу с Лжедмитрием II из Вологды вышло народное ополчение под руководством Никиты Вышеславцева, освободившее от интервентов и их союзников Романов и Ярославль. В 1612 году вологжане оказали серьёзную продовольственную и военную помощь ополчению К. Минина и Д. Пожарского. Однако, направив огромные военные силы на поддержку второго ополчения, в самом городе практически не осталось достаточного воинского контингента для его защиты. В результате, 22 сентября 1613 года один из польско-литовских грабительских отрядов без труда овладел Вологдой, после чего город был сожжён, а многие жители — убиты или взяты в плен. Как свидетельствовал вологодский архиепископ Сильвестр:
«разорители православной веры пришли на Вологду безвестно изгоном, город взяли, людей всяких посекли, церкви божии поругали, город и посады выжгли до основания» |
Харовск
Название Харовска происходит от названия Харовской гряды — равнины в центе Вологодской области. Гряда имеет ледниковое происхождение. Вероятнее всего название связано с «хара», переводится с санскрита как — желтый, золотистый, что могло означать песок, которого много на гряде. Но это одна из версий.
Город. Харовск возник как железнодорожная станция, которая была открыта в 1898 году. Первоначальное название — Кубино (до 1904 года), затем Лещёво и с 1914 года — Харовская. После революции вокруг станции разрастается город: строится лесозавод, пищекомбинат, молокозавод, оптико-волоконное предприятие. С 1932 года Харовск — рабочий поселок, с 1954 года — город.
Национальный состав
Вологодская область стоит на первом месте среди всех других регионов России по доле русского населения в регионе (97,27 % русских среди всего населения области, указавшего свою национальность по переписи 2010).
Помимо русских, коренным населением являются вепсы, компактно проживающие на северо-западе области.
1959 чел. | % | 1989 чел. | % | 2002 чел. | % от всего | % от указав- ших нацио- наль- ность | 2010 чел. | % от всего | % от указав- ших нацио- наль- ность | |
всего | 1307531 | 100,00 % | 1349022 | 100,00 % | 1269568 | 100,00 % | 1202444 | 100,00 % | ||
Русские | 1280408 | 97,93 % | 1301516 | 96,48 % | 1225957 | 96,56 % | 97,00 % | 1112658 | 92,53 % | 97,27 % |
Украинцы | 9957 | 0,76 % | 19134 | 1,42 % | 12297 | 0,97 % | 0,97 % | 8602 | 0,72 % | 0,75 % |
Белорусы | 4131 | 0,32 % | 7419 | 0,55 % | 4918 | 0,39 % | 0,39 % | 3278 | 0,27 % | 0,29 % |
Азербайджанцы | 181 | 0,01 % | 1506 | 0,11 % | 2665 | 0,21 % | 0,21 % | 2596 | 0,22 % | 0,23 % |
Армяне | 163 | 0,01 % | 866 | 0,06 % | 2150 | 0,17 % | 0,17 % | 2469 | 0,21 % | 0,22 % |
Цыгане | 1302 | 0,10 % | 1952 | 0,14 % | 2079 | 0,16 % | 0,16 % | 1872 | 0,16 % | 0,16 % |
Татары | 1280 | 0,10 % | 1843 | 0,14 % | 1857 | 0,15 % | 0,15 % | 1519 | 0,13 % | 0,13 % |
Узбеки | 69 | 0,01 % | 505 | 0,04 % | 413 | 0,03 % | 0,03 % | 1250 | 0,10 % | 0,11 % |
Молдаване | 183 | 0,01 % | 1427 | 0,11 % | 1048 | 0,08 % | 0,08 % | 939 | 0,08 % | 0,08 % |
Чуваши | 894 | 0,07 % | 1159 | 0,09 % | 911 | 0,07 % | 0,07 % | 676 | 0,06 % | 0,06 % |
Грузины | 175 | 0,01 % | 1252 | 0,09 % | 987 | 0,08 % | 0,08 % | 673 | 0,06 % | 0,06 % |
Немцы | 265 | 0,02 % | 865 | 0,06 % | 955 | 0,08 % | 0,08 % | 641 | 0,05 % | 0,06 % |
Таджики | 133 | 0,01 % | 276 | 0,02 % | 0,02 % | 609 | 0,05 % | 0,05 % | ||
Лезгины | 408 | 0,03 % | 350 | 0,03 % | 0,03 % | 437 | 0,04 % | 0,04 % | ||
Вепсы | 117 | 0,01 % | 728 | 0,05 % | 426 | 0,03 % | 0,03 % | 412 | 0,03 % | 0,04 % |
Коми | 235 | 0,02 % | 444 | 0,03 % | 367 | 0,03 % | 0,03 % | 295 | 0,02 % | 0,03 % |
Даргинцы | 149 | 0,01 % | 362 | 0,03 % | 0,03 % | 291 | 0,02 % | 0,03 % | ||
Евреи | 1429 | 0,11 % | 768 | 0,06 % | 441 | 0,03 % | 0,03 % | 288 | 0,02 % | 0,03 % |
Мордва | 481 | 0,04 % | 539 | 0,04 % | 432 | 0,03 % | 0,03 % | 283 | 0,02 % | 0,02 % |
Киргизы | 146 | 0,01 % | 53 | 0,00 % | 0,00 % | 259 | 0,02 % | 0,02 % | ||
Поляки | 494 | 0,04 % | 499 | 0,04 % | 356 | 0,03 % | 0,03 % | 249 | 0,02 % | 0,02 % |
Удмурты | 70 | 0,01 % | 368 | 0,03 % | 288 | 0,02 % | 0,02 % | 218 | 0,02 % | 0,02 % |
Литовцы | 417 | 0,03 % | 610 | 0,05 % | 304 | 0,02 % | 0,02 % | 218 | 0,02 % | 0,02 % |
Чеченцы | 229 | 0,02 % | 320 | 0,03 % | 0,03 % | 206 | 0,02 % | 0,02 % | ||
Осетины | 343 | 0,03 % | 252 | 0,02 % | 0,02 % | 203 | 0,02 % | 0,02 % | ||
другие | 5245 | 0,40 % | 4214 | 0,31 % | 3436 | 0,27 % | 0,27 % | 2792 | 0,23 % | 0,24 % |
указали национальность | 1307496 | 100,00 % | 1349022 | 100,00 % | 1263900 | 99,55 % | 100,00 % | 1143933 | 95,13 % | 100,00 % |
не указали национальность | 35 | 0,00 % | 0,00 % | 5668 | 0,45 % | 58511 | 4,87 % |
Население Вологды
Вологда – очень молодой и, можно сказать, мононациональный город. По данным на начало 2014 года здесь постоянно проживают 308 тысяч человек. В том числе, мужчин — 44,2 %, женщин — 55,8 % от общего числа населения. В абсолютной доминанте — трудоспособный возраст — 65,7%, моложе оного — 15,3 %, старше— 19 % от общей численности. Интересно, что 50 000, или, каждый шестой вологжанин классифицируются как «чиновники». Такой концентрации административных работников нет более ни в одном городе РФ.
В национальном разделении более чем превалируют русские — 96,5 %. На 2-м месте — украинцы — 1,4%, на 3-м- белорусы -0,6 %. Татары, цыгане, молдаване, чуваши и азербайджанцы проходят по графе «прочие национальности».
Для сравнения: с начала XVIII по конец ХХ века население Вологды динамично развивалось — от 4 100 человек по данным Переписи 1712 до 306 000 по итогам 1988 года. С распадом Союза наступил некий спад. Сейчас он частично преодолён. Учёные не склонны идеализировать ситуацию и связывают её с продолжающейся урбанизацией. Проще говоря, жители села трудоспособного возраста в массовом порядке подаются в областной центр за лучшей долей.
Впрочем, не отрицается и фактор рождаемости, каковой имел место быть на закате СССР, в 1988-1991-м. Наблюдается он и сейчас. В прошлом году родилось больше детей, чем в позапрошлом,который,в свою очередь, несколько обошёл 2009-й. Пока эти цифры не столь значимы для того, чтобы делать по ним хотя бы какие-то выводы.
Образование
Общеобразовательные учреждения города
Общее количество общеобразовательных школ — 46, из них:
- средние школы — 38 (повышенного уровня № 8, 7, 9, 10. Образовательный центр № 11, 21, 26, 29,14, 32, 40,36 ЖГГ, лицей АМТЭК);
- начальные школы — 3 (№ 39, 41, 43);
- специальные (коррекционные) школы — 4 (№ 35, 38, начальная школа — детский сад № 58, школа-интернат I вида);
- вечерняя (сменная) школа — 1;
- Негосударственное частное образовательное учреждение «Центр развития детей ПЛАНЕТА ДЕТСТВА».
Учреждения профессионального образования
- ФГБОУ ВО Череповецкий государственный университет
- Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники
- БПОУ ВО «Череповецкий металлургический колледж»
- БПОУ ВО «Череповецкий индустриальный колледж имени академика И. П. Бардина»
- БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»
- БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н. М. Амосова»
- БПОУ ВО «Череповецкое училище искусств и художественных ремёсел имени В. В. Верещагина»
- БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж»
- ГОУ «Профессиональное училище № 36»
- БПОУ ВО «Череповецкий технологический техникум»
- БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»
- БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
- ЧПОУ «Череповецкий торгово-экономический колледж»
История
Череповец, получивший статус города 4 ноября 1767 года, ведёт своё начало с XIV века, когда был основан Воскресенский мужской монастырь, просуществовавший до екатерининской секуляризационной реформы.
В рамках городской реформы 1777 Череповецкий посад при упразднённом монастыре был преобразован в уездный город, первоначально в составе Новгородской губернии. При Павле I переименован в посад Устюженского уезда, затем по ходатайству местных мещан восстановлен как центр уезда. Экономическое значение города сильно возросло после открытия судоходства по Мариинской водной системе.
После Октябрьской революции город был провозглашён центром Череповецкой губернии, упразднённой в 1927 году.
12 июня 2016 года Череповец стал городом трудовой доблести и славы.
Районы города
Территориально Вологда делится на несколько районов:
- Бывалово
- Заречье
- Прилуки
- Лукьяново
- Ананьино
- Куралит
- 1-й микрорайон ГПЗ-23
- Щеглино
- Екимцево
- Осаново
- Тепличный микрорайон
- Микрорайон № 6
- Лоста
- Молочное – сельское поселение
- Станкозавод
- Бригантина
- Затон (пос Водников)
- Ковырино
- Микрорайон № 5
- Завокзальный
Многие микрорайоны города – это результат включения в 1993 г в городскую черту нескольких сельских населенных пунктов.
Исторический центр условно делится на районы:
- Заречье,
- Город,
- Верхний Посад,
- Нижний Посад,
Административный центр находится в районе площади Революции и площади Дрыгина. Более всего магазинов и предприятий общепита сконцентрировано на улицах Мира, Герцена, Батюшкова, ул. Ленина.
История города Сокол
История этого небольшого городка тесно связана с возникновением бумажной и деревообрабатывающей промышленности.
Само поселение возникло благодаря строительству бумажной фабрики. Этим делом решил заняться промышленник из Архангельска – Сурков. Место ему приглянулась богатыми лесами, близлежащими деревнями, наполненными рабочей силой, и легкостью сообщения по реке Сухоне с Архангельском.
Интересно знать. Особенность речки Сухона – направление ее течения изменяется на противоположное во время половодья весной.
Одна из деревень – Соколово, послужившая стимулом для названия будущей фабрике. Первые упоминания о ней появились еще в 1615 году.
К закладке фундамента приступили в 1897 году, а производство запустили через 2,5 года. Фабрика «Сокол» быстро росла. В 1903 году она уже была третьей в России.
Сурков начинал свой путь обычным провизором аптеки. Но в дальнейшем ему удалось создать сначала небольшой завод минеральных вод, а затем ряд крупных акционерных товариществ. Он участвовал в создании Беломорской железной дороги. Постоянное его место жительства – Архангельск. Руководство фабрикой в Соколово доверяли директорам, назначенными правлением.
Поначалу фабрика принадлежала нескольким акционерам, но Суркова удалось выкупить все акции и стать единым ее владельцем.
Фабрика Сокол
Однако его фабрика – не единственное крупное предприятие того времени. Появляются новые предприятия:
- В 1900 году фабрикант Малютин начинает строительство лесопильного завода рядом с деревней Лещевка.
- Купец Плагинов возводит такой же завод на берегу Сухоны.
- С 1915 года добавились заводы промышленника Печаткина – целлюлозный и артиллерийский.
После революции заводы Малютина, Печаткина и фабрику «Сокол» национализировали.
Город начинает активно развиваться. В нем появляются новые бумажные предприятия, больницы. На центральной улице Советская появляется здание банка, почтамт, редакция, школа, Дом Советов.
Деревенька Соколово становится поселком городского типа. Согласно данным переписи 1926 года численность населения в поселке – 5936 человек. А с 1932 года он преобразован в город. В его состав влились близлежащие деревни.
В настоящее время Сокол известен, как бумажная столица Вологодского края, 3 крупными предприятиями деревообрабатывающей промышленности. На них производят:
- пиломатериалы, ДВП, фанеру;
- детали домов;
- мебель;
- бумагу всех сортов;
- целлюлозу;
- древесную муку.
Территория города разделена на 6 микрорайонов.
Есть железнодорожная станция Сухона и речной порт Сокол.
Новинка города – скамейка длиной 7 метров с большой надписью – Сокол. Высота подиума – 2 метра. Для изготовления объемных букв на постаменте использованы деревянные конструкции Сокольского деревообрабатывающего комбината.
Рядом стоят 4 скамейки, изготовленные в таком же архитектурном стиле. Этот арт объект установлен в августе 2021 года на центральной площади у здания администрации. Он стал своеобразной визитной карточкой города и новым местом для фотосессии жителей и гостей Сокола.
Арт-объект Сокол
На Вологодчине полно «железных болот»
Например, в окрестностях Белозерска «болотное» железо добывали и выплавляли чуть ли не в каждой деревне.
Да, самые древние занятия обитателей этих земель — охота, рыбная ловля, солеварение, смолокурение, производство дегтя и воска. Но на Устюженской земле и в других районах Вологодчины много болот с залежами железной руды, поэтому здесь процветали кузнечные промыслы и оружейное дело.
Конечно, были тут и другие промыслы — к примеру, соль, вываренная на солеваренных заводах Строгановых, поставлялась на весь европейский Север и даже в Москву.
А еще здесь с XII века выращивали лён высочайшего качества. Известный на всю губернию и на всю Россию Красавинский льнокомбинат стал одним из крупнейших текстильных предприятий не только Вологодчины, но и всей страны.
История
В документе 1615 года на месте современного города упоминается деревня Соколово, название которой образовано от прозвищного личного имени Сокол, очень распространённого в XVI—XVII веках.
В 1897 году при деревне началось строительство бумажной фабрики, которая по деревне и получила название «Сокол»; то же название получил и фабричный посёлок. По переписи 17 декабря 1926 года население фабрично-заводского посёлка Сокол составляло 5936 человек.
2 марта 1932 года постановлением Президиума ВЦИК посёлок был преобразован в город Сокол. В черту города включены прилегающие деревни Карпово, Медведево-Пустошное и Соколово Сокольского сельсовета, станция Сухона с Сухонским посёлком Свердловского сельсовета. 1 июня 1932 года в черту города включены завод Свердлова с посёлком (Печаткино), лесопильный завод № 40 с поселком (Малютино), лесопогрузочный пункт Севлеспрома с железнодорожной веткой, завод по выработке сгущённого молока с пионерским посёлком, село Воскресенье, деревни Бердинка, Енца, Пирогово, Лещёвка, Россоха, Анциферовка, Шатенево и Овсецово.
21 сентября 2000 года решением № 373 Совета самоуправления Сокольского муниципального района утверждён герб Сокольского района и города Сокол. Автор герба: О. Свириденко.
В 2010 году Сокол, остающийся крупным центром деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, вошёл в первую тройку моногородов, на реализацию проектов развития которых были выделены средства из федерального бюджета; это позволило, в частности, построить в 2012—2017 годах новый комбинат по производству фанеры на территории индустриального парка «Сокол».
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» городское поселение город Сокол включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».