Эрмитаж в советской России
После Октябрьской революции 1917 года музей претерпел существенные изменения. Галерея начала обогащаться новыми произведениями искусства — в неё передавали частные собрания картин, ставшие национальным достоянием, и экспозиции Академии художеств.
В 1932–1933 годах востоковед Н. В. Алабышев не позволил переплавить 515 серебряных ямбов (платёжных слитков из Китая). Из экспонатов планировали изготовить большую партию советских монет, однако Алабышев доказал их музейную ценность и получил разрешение оставить часть ямбов для коллекции. Он отобрал 515 экземпляров, передал их в галерею и составил картотеку. В тот период он работал аспирантом в отделе нумизматики Эрмитажа, а позже стал руководителем отдела.
Революционные отряды у Зимнего дворца. Представление «Взятие Зимнего» в третью годовщину Революции. 7 ноября 1920 года
В 1948 году в Москве был закрыт Музей нового западного искусства, и его экспозиции перераспределили между музеями Ленинграда и Москвы. Эрмитаж пополнился частью коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, за счёт чего хронологические рамки галереи значительно расширились. Среди собраний Эрмитажа появились картины Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других живописцев новых направлений.
В этот же период музей лишился части коллекций:
- Бриллиантовую комнату, известную как Царская рентерия, перевели из Зимнего дворца в Московский Кремль.
- Несколько картин старых мастеров передали в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
- В 1929–1934 годах прошли распродажи, нацеленные на получение средств для индустриализации страны. 48 полотен из фонда Эрмитажа навсегда покинули страну. Ценнейшими из них были произведения Тициана, Рембрандта, Хальса, Рафаэля, Боттичелли и Перуджино. После распродаж в России не осталось ни одной картины ван Эйка.
Первомайский парад на площади Урицкого, 1949 год
В годы Великой Отечественной войны практически весь фонд Эрмитажа перевезли на хранение в г. Свердловск. Свыше миллиона художественных произведений разместили в Картинной галерее и доме Н. Н. Ипатьева (здесь в 1918 году был расстрелян последний российский император). За хранение ценных экспонатов отвечал советский историк искусства и музейный работник Владимир Левинсон-Лессинг. В этот период подвалы зданий музея использовались в качестве бомбоубежищ, для посетителей он был закрыт.
Научная деятельность в стенах Эрмитажа продолжалась даже в годы войны. Сотрудники галереи читали лекции по искусствознанию и вели работы по восстановлению фонда. Когда была объявлена победа, эвакуированные экспонаты перевезли обратно в музей, и он снова начал принимать посетителей. Ни одна культурная ценность не была утеряна.
Профессор М. В. Доброклонский у разбитой скульптуры Россетти. Около 1943 годаРазорвавшийся в Гербовом зале снаряд частично разрушил межэтажное перекрытиеЗимний дворец во время Великой Отечественной войны
Отель Эрмитаж
Гостиница имеет 5 звезд и находится в историческом особняке 1830-х годов постройки, в тихой части исторического центра Петербурга, по адресу: улица Правды, 10.
В отеле воссоздана «атмосфера Эрмитажа» в духе императорской России с присущими изыском и богатством. Всему этому способствуют как внешняя отделка здания, так и внутренние интерьеры общих помещений и номеров, и даже меню ресторанов отеля и униформа швейцара.
В гостинице, среди удобств: бутик-ресторан с традиционными блюдами итальянской кухни и изысканными десертами, панорамный ресторан на крыше, лобби-бар с легкими закусками традиционной русской кухни, фитнес-центр, оздоровительный спа-центр, бесплатный Wi-Fi, бесплатная парковка и залы для конференций.
В гостинице есть несколько категорий номеров: премиум, делюксы, полулюксы и люксы, а также Императорский люкс, Президентский люкс и люкс Эрмитаж.
Все номера и люксы обставлены элегантной мебелью, изготовленной по эскизам флорентийских мастеров по дереву. В каждом номере есть телевизор с плоским экраном, мини-бар, сейф, кондиционер и собственная ванная комната, отделанная итальянским и греческим мрамором.
Гости могут воспользоваться халатами и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями.
В стоимость номеров может быть включен завтрак «шведский стол».
Сад Михайловского дворца
Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.
В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.
Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.
Архитектура дворца
Барокко времен Петра характеризуется сочетанием эклектичных форм построек периода 17-18 в. Его особенность обусловлена тем, что архитекторы приглашались из-за границы. Они привносили в русский замковый стиль элементы, которые были распространены в строительстве Западной Европы. В свою очередь русские каменщики и столяры придавали постройке аутентичный национальный колорит.
Фасад
В фасадах Меншиковского дворца прослеживаются основные параметры стиля барокко – четкое членение фасада простых четырехугольных построек и отсутствие любых декоративных излишеств. Стоящий по берегу реки Невы центральный 4-этажный корпус выглядит как здание из 3-х частей с основным центром, покрытым «переломленной» кровлей из железа.
Центр венчало высокое крыльцо на колоннах из дерева, портал из камня, и массивная балюстрада с вылепленными статуями на кровле. От центра отходило 2 крыла. С западной стороны – крыло из 2-х этажей, в котором располагались «наугольные палаты» и уникальные картинные галереи.
В 1727 г планировалось возведение еще одного подобного восточного крыла, под которое только успели залить фундамент. Западный и восточный боковые флигели состоят из 4-х этажей, и оканчиваются дворовыми из 2-х этажей.
Пилястры, аттики, ризалиты
Всю пышность, красоту и парадность внешнего облика здания подчеркивали пилястры с капителями и аттик. Витиеватые ризалиты по бокам — выступающие части главного корпуса — венчали затейливые резные фронтоны, декорированные вензелями и позолоченными княжескими коронами.
Мансарда
Для России петровских времен было характерно использование жилых чердачных помещений, а в Меншиковском дворце чердак выглядел креативно.
Это была необычная высокая мансарда «с изломом» венчает величественную постройку, оборудованная резными смотровыми окошками и массивными печными трубами.
Парадная
Величественный дворец имел форму буквы «П», и был оборудован крыльцом, которое ведет на второй этаж. От реки к дворцу был прорыт специальный канал, оканчивающийся прудом. Именно этот подъезд к дворцу считался главным. По нему гостевые лодки могли причалить прямо к дворцовой пристани.
Лоджия
Рядом с главным входом находилась лоджия для приезжих оркестровых музыкантов. Они исполняли торжественные мелодии, встречая подплывающих к дворцовой пристани по Неве именитых гостей.
Центр культурной жизни Петербурга
Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.
Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.
Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.
После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.
В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.
Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:
- В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
- Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
- Выставки образцов мебели.
- Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
- В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
- Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
- Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.
Строительство дворца
«Родовое гнездышко» Светлейший князь начал строить в 1710 году, в разгар Северной войны. В 1709 Россия разгромила шведов под Полтавой. В знак благодарности за заслуги в этой баталии Петр I пожаловал Меншикову крупнейший Васильевский остров площадью 11 квадратных километров.
Петербург в тот период только-только возник как город. А поодаль развернулось грандиозное строительство, в короткий срок князь построил богатейший дом в Санкт-Петербурге.
Каковы же заслуги Меншикова перед царем, если государь, считавший каждый положенный камень в болотистое основание новой столицы, предпочел не заметить сверхрасточительства князя! Летом 1714 года князь с семьей вселился во дворец, самое высокое здание Петербурга. Внутренняя отделка покоев продолжалась до 1727 года.
Особенности строительства
Строительством руководили архитекторы Джованни Фонтана и Иоганн Шедель. На подаренной царем территории Меншиков построил усадьбу с цветниками и садом, протянувшуюся через весь Васильевский остров. Одновременно строили комплекс зданий: церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец и каменные палаты, дворец Меншикова.
Фасад Посольского дворца украшала балюстрада на крыше. Двухэтажное здание с высоким крыльцом в центре дома с башенками, ведущее сразу на второй этаж. Со стороны Невы, возле крыльца – деревянная пристань, раскрашенная под кирпич, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями. По центру здания проходила деревянная галерея, с которой музыканты встречали подъезжающих гостей «живой» музыкой.
Возведение каменных палат
Место для строительства дворца на Васильевском острове выбрано не случайно. Здесь, на острове, Петр I задумывал создать центр будущей столицы. Зная о желании государя видеть в столице каменные здания, Меншиков построил дворец, который одновременно стал и административным зданием. Здесь первый помощник царя Александр Данилович устраивал дипломатические приемы и заседания.
В строительстве дворца для князя участвовали все зодчие и строители Петербурга того времени. Каменщики и керамисты, художники и крестьяне, солдаты, даже каторжники трудились здесь, создавая дворец. На фронтоне здания красуется цифра «1710» – дата основания дворца светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.
Дворец Меншикова сегодня
После реставрации дворцового комплекса, он представлен посетителям в изначальном своем варианте. Первое помещение по ходу экскурсии – это гостевая палата. Шпалеры с античными сюжетами на стенах, массивный стол и шикарные резные кресла, с обивкой из дорогого бархата прекрасно воссоздают атмосферу той далекой эпохи.
На втором этаже главное внимание уделено центральной галерее, занимающей почти весь этаж. Это историческое место, где проводились знаменитые Ассамблеи, вершились государственные дела и подписывались судьбоносные для страны указы
Ореховая комната – жемчужина дворца, она восхищает своим первозданным видом и поражает воображение. Панели из персидского ореха, резная мебель из черного дерева, кажется со временем стали только ярче, а подлинные предметы в интерьере создают полный эффект перемещения во времени.
Есть четыре по-настоящему уникальные комнаты, отделанные на голландский манер кафельной плиткой, расписанной кобальтом. Это спальня Варвары, свояченицы Меншикова и три детские.
В Европе подобных полноценных интерьеров такого типа не существует. Особенность изразцов в их художественном и одновременно прикладном значении.
Изразцовые комнаты по праву считаются гордостью музейной экспозиции и вызывают постоянный интерес посетителей.
Во всех залах дворца представлены подлинные произведения живописи, скульптуры, художественная мебель и предметы прикладного искусства первой трети XVIII века.
Меншиковский дворец великолепен и не подвержен сравнениям. Ведь это первый дворец северной столицы – а первым, как известно, нет равных. Находится архитектурный шедевр на Университетской набережной, 15. От ближайшей станции метро «Василеостровская» можно доехать троллейбусами 1, 10, 11, автобусами 7, 24 и экспресс-автобусом 187 до остановки «Университет».
Да, еду готовили на трех кухнях и потом разносили к столу. Готовили французские повара. Ежедневно привозили несметное количество продуктов. Представить сложно — 2-3 телячьи туши, три десятка рябчиков и цыплят, пуды ветчины и сотни луковиц и яиц. В экспозициях дворца не представлены все три кухни, но есть кухонный интерьер, который интересно посмотреть. Печи, утварь разная. Очень интересно.
Кунсткамера и Академия наук
Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер — кунсткамеры. Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания. В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».
По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I. Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища». Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена». Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.
Музей Истории Аничкова Дворца
Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.
Сохранились экспонаты из императорского музея.
Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.
Режим работы и экспозиции Меншиковского дворца
Огромная работа, которая была проведена в период последней реставрации, дала возможность открыть для посетителей уникальные экспозиции русской художественной культуры XVIII века. Постоянные выставки музея демонстрируют предметы богатого убранства, царское имущество и вещи богатых семей России. К ним относятся редчайшие коллекции живописи, разнообразные старинные приборы и образцы оружия того времени.
Обзорные экскурсии по территории Меншиковского дворца проводятся постоянно, групповые экскурсии организуются лишь по предварительной заявке. Перед началом можно оставить верхнюю одежду в гардеробе, воспользоваться защитной обувью, осмотреть богатый и изысканный внутренний интерьер. Экскурсия знакомит посетителей с залами и кабинетами дворца, открытыми для всеобщего просмотра.
Для желающих перекусить в Меншиковском дворце работает ресторан. Зал его оформлен соответственно общему стилю XVIII века, здесь царит атмосфера настоящего аристократического общества. Посетителям предлагаются блюда современной европейской и традиционной русской кухни. В тёплое время года можно пообедать на небольшой уютной террасе, которую окружают старинные скульптуры и богатая зелень.
Уникальный дворец-музей работает каждый день с 12.00 до 19.00. Выходным днём является понедельник. Бесплатно посетить музей могут несовершеннолетние дети, студенты и люди пенсионного возраста. Правила посещения дворца одинаковы для всех музеев: запрещено проносить крупные вещи, трогать руками экспонаты, приходить с домашними животными. Нельзя посещать музей в состоянии алкогольного опьянения.
Представительства Эрмитажа в других городах
Эрмитаж создал особую форму своего присутствия в регионах России и за рубежом — это постоянно действующие культурные и выставочные центры.
Так центры есть в Казани (центр «Эрмитаж-Казань»), Выборге (центр «Эрмитаж-Выборг»), Омске (центра «Эрмитаж-Сибирь»), Екатеринбурге (центр «Эрмитаж-Урал»), Амстердаме (выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» / Hermitage Amsterdam).
Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре, с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.
Фото и описание
Санкт-Петербург строился во время Северной войны как форпост России на Балтийском море. Но несмотря на то, что война требовала огромного напряжения всех сил страны, в новом городе возводились не только оборонительные сооружения, но и гражданские постройки. На левом берегу Невы по повелению Петра Первого строится резиденция государя, включающая Летний дворец и регулярный сад. Одновременно с этим, на Васильевском острове, который государь подарил своему любимцу, первому губернатору Санкт-Петербурга Александру Даниловичу Меншикову, началось возведение резиденции светлейшего князя Ижорского, которая стала еще более грандиозным сооружением. По размерам и красоте дворец в чем-то даже превосходил жилище царя.
На берегу Невы был выстроен трёхэтажный корпус с флигелями. Небольшой двор был окружен открытой галерей. Подражая европейским вельможам, «полудержавный властелин» приказал разбить около дворца огромный регулярный сад с фонтанами, античными скульптурами, оранжереями. Рядом с дворцом была сооружена и собственная пристань.
Изначально архитектором дворца Меншиков выбрал итальянца Доменико Фонтана. Но затем к проекту присоединились Трезини, Растрелли, Маттарнови, Леблон. Строительство велось 17 лет до 1727 года. Летний дворец царя Петра и Меншиковский дворец стали первыми каменными жилыми постройками Петербурга.
На Неву выходит парадный фасад дворца с высоким нарядным крыльцом, ведущим на второй этаж, считавшийся главным. Меншиков, стремящийся окружить себя роскошью, не жалел средств на убранство и благоустройство своего дома, старался устроить в нём всё на современный европейский манер. Внутренние комнаты дворца были невысоки, но с большими застеклёнными окнами и дверями. Они были украшены живописью, отделаны шелком, деревянными резными панелями, фаянсовыми плитками, которые Меншиков получал в подарок от голландских купцов, так как в России они даже не производились.
На втором, главном, этаже располагался Большой (Ассамблейный) зал. Первый же этаж дворца использовался для осуществления государственных обязанностей его хозяина. Тут находились приёмные помещения, большая зала для официальных мероприятий, комната для дежурных матросов и гребцов, кордегардия, различные мастерские, парадная поварня. В цокольном этаже были погреба и жильё для слуг князя. Пётр I часто использовал дворец для приёма иностранных послов. А в Ассамблейном зале проводились «петровские ассамблеи», на которых присутствовало иногда до 200 человек. Всем приглашенным полагалось быть в европейской одежде, а мужчины были обязаны приходить сюда без бород.
В 1727 году, уже после смерти Петра I, Меншиков был обвинен в казнокрадстве и государственной измене и сослан в Сибирь. Дворец же поступил в государственную казну, и сначала использовался как склад, а в 1731 году был перестроен архитектором Трезини под нужды Сухопутного Шляхетского корпуса, который с 1800 года получил название Первого Кадетского корпуса, и находился в этом здание вплоть до 1918 года.
В двадцатых годах XX века во дворце размещалась Военно-политическая академия. В 1937 году здание было передано Военно-Транспортной академии (ныне это Военная академия тыла и транспорта). Некоторое время в отдельных помещениях дворца функционировал 1-й Юридический институт. Во время блокады Ленинграда здесь располагался военный госпиталь.
Фотографии парадных залов дворца Меншикова
В гостиной все пышет роскошью. Европейские шкафы, дорогущий стол и стулья, старинные скульптуры.
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Фишкой комнаты является странный предмет мебели – нога.
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Во дворце неплохо сохранился вестибюль, раскрашенный под мрамор. В то время мрамор в нашей стране еще не добывали, а привезти такое количество материала из Италии было дорого даже для Меншикова (чуть позже я расскажу, на что он спустил целое состояние при декоре своих комнат).
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Из вестибюля можно было выйти в сад, а можно было подняться по парадной лестнице. Смотрители музея берегут историческую лестницу, поэтому поднимались мы по обычной. И вот мы в так называемых сенях. По моде того времени дворец был разделен на две части: хозяина и хозяйки, объединял который парадный зал. Туристам доступны помещения хозяина, так как комнаты его жены не сохранились. К слову, прислуга и деть (4 сына и 3 дочери) жили на третьем этаже, там интерьеры также не восстановлены.
Парадная лестница Меншиковского дворца
Парадная лестница Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Экскурсовод обратила внимание на решетку перилл, на которой, если присмотреться, выведены инициалы Петра I и Меншикова. Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
В мужской половине князя Меншикова комнаты отделаны таким богатым материалом, которому могла позавидовать царская семья. И это отнюдь не золото — это керамическая плитка ручной работы.
Спальня в Меншиковском Дворце
Спальня в Меншиковском Дворце
Вот такой шикарный потолок.. также выложен плиткой, что считалось непомерной роскошью.
Потолок из плитки
Потолок из плитки
Вопреки тому, что для Питерского климата плитка — не самый лучший материал, который не сохраняет тепло, а летом нагревается, ей отделывали ради пафоса даже спальни. Чтобы согреть кровать, использовали вот такие грелки.
Спальня Меншиковского дворца
Спальня Меншиковского дворца
Вот ее пример комнат с плиткой.
Кабинет Меншиковского дворца
Кабинет Меншиковского дворца
А вот подарочный кубок, который если перевернуть, то из него можно пить.
Кабинет Меншиковского дворца
Кабинет Меншиковского дворца
Еще один потолок, выложенный плиткой.
Полоток
Полоток
Поражает роскошью мебель хозяйских комнат.
Мебель в Меншиковском дворце
Мебель в Меншиковском дворце
Меншиковский дворец
Меншиковский дворец
Мебель в Меншиковском дворце
Мебель в Меншиковском дворце
Анфилада залов Меншиковского дворца
Анфилада залов Меншиковского дворца
Прекрасна ореховая комната, названая так по отделке стен.
Ореховый кабинет
Ореховый кабинет
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
На стене висят подлиные двери, на которые экскурсовод обратила внимание: с одной стороны они отделаны орехом, чтобы не портить дизайн комнаты, с другой в стилистике парадного зала. Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Чуть не забыла упомянуть зал кордегардии на нижнем этаже — помещение для почетной охраны и приема военных посетителей и курьеров. Это помещение сохранило архетектурную отделку палат 17 века: арка и свод поддерживаются опорами, разделяя палату на две неравные части.
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Но вернемся к параным залам Меншиковского дворца. Мужская и женская половины соединялись парадным залом.
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Танцевальный зал
Танцевальный зал
В женской половине интерьеры более нежные, преобладают теплые цвета, шелк, изящные аксессуары.
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Синий кабинет.
Синий кабинет
Синий кабинет
Потолок в синем кабинете.
Полоток
Полоток
Сказать, что мы были в восторге от посещения дворца — это ничего не сказать! Огромное спасибо экскурсоводу и всем людям, которые берегут и выставляют те сокровища, благодаря которым можно приоткрыть зановес на моду и нравы времен основания Санкт-Петрбурга. Мы были очень рады, что начали маршрут по Петербургу именно с этого места.
А в качестве бонуса — напротив него находятся знаменитые Сфинксы, охраняющие Неву и город.
Сфинксы Санкт-Петербург
Сфинксы Санкт-Петербург
История Меншиковского дворца
Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».
Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.
Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г.
Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.
Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».
Неизвестный художник. Портрет А.Д.Меншикова. Между 1716-1720
Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др.
Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани.
Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.
Многие помещения декорированы изразцами, что было одной из диковин дворца. Часть изразцов была привезена из Голландии, другие выполнены на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны, Ямбурга, Копорья. Комнаты производят впечатление уюта и богатства.
Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.
Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.
Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса. Однако зодчие сохранили первоначальную отделку стен пилястрами, лепной орнамент и бело-золотую окраску.
Ряд помещений дворца выполнены в китайском стиле, в соответствии с модой того времени.
В 1727 году, после опалы Меншикова и его ссылки в Березов, дворец был передан Первому кадетскому корпусу. До 1924 года здесь существовал музей кадетского корпуса, открытый еще в 1880-х годах.
Меншиковский дворец, фото сделано между 1863-1887 годами
В 1960-х годах во дворце начались реставрационные работы, в ходе которых был открыт первоначальный облик дворца. С 1981 года во дворце функционирует музей.
Меншиковский дворец снизу доверху
Конструкция и планировка здания были тщательно продуманны и отвечали запросам представителей высшего общества того времени. Цокольный этаж полностью занимали Меншиковские винные и овощные подвалы.
Около десятка из них отводилось под вина, водку и пиво, а несколько — под овощной урожай из собственных плантаций.
Первый этаж занимали три кухни и кордегардия. В двух кухнях поэтапно готовили пищу, а третья, предназначалась для сервировки и разогревания готовых блюд.
Это было сделано для того, чтобы отдалить от столовой место непосредственной готовки и не дразнить преждевременно гостей чарующими запахами деликатесов.
Все застолья обслуживали французские повара и многочисленный штат вышколенной прислуги. По отзывам современников, дворец светлейшего князя А. Д. Меншикова был эталоном кулинарного вкуса в городе, и такими застольями не могло похвастаться ни одно дворянское семейство столицы.
Дворец выполнен в виде замкнутого четырехугольника с главным фасадом, выходящим на набережную Невы. В центре контура из зданий был разбит прекрасный сад, где выращивались дыни и клубника. В саду живописно были расставлены дорогие итальянские скульптуры.
В процессе использования здание постоянно достраивалось и обновлялось. Меншиков продолжал менять оформление интерьеров вплоть до 1727 года. Это был год заката его политической карьеры.
Причиной такой развязки послужила мелкая размолвка с молодым государем, внезапное недомогание светлейшего князя, интриги и ненависть придворных завистников.