Свято-троицкая сергиева приморская мужская пустынь

Святые

Недалеко от церкви Сергия Радонежского находится одноглавая, небольшая и очень красивая церковь Григория Богослова, построенная в 1855-1857 годах над могилой генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кужелева на средства его вдовы Екатерины Дмитриевны. С 1915 по конец 1918 года настоятелем был архимандрит Сергий (Дружинин) (впоследствии епископ), с начала 1919 года до своей смерти в январе 1930 года. — игумен Иоасаф (Меркулов); последним настоятелем перед закрытием был архимандрит Игнатий (Егоров).

Ссылки

Со времен Екатерины на этом кладбище хоронили умерших из знатных семей, «как на кладбищах Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве»: Здесь также были похоронены Апраксин, Дураш, Мятлев, Строганов, Ольденбург, Потемкин, Шереметев, Зубов, Энгельгардт, Нарышкин, Опочин, Голенищев-Кутузов, Разумовский, Фридрих, Стенбок-Фермор и члены других семей, наиболее известных в российской истории. На кладбище были похоронены министры, сенаторы, члены Государственного совета и высшие сановники:Храм вмещал 2000 человек и был освещен двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее пространство было разделено на нефы восемью колоннами из полированного темно-красного гранита, которые поддерживали хор. Потолок, как и в ранних византийских базиликах, был покрыт деревянными балками. Между арками Р.Ф. Виноградов (по эскизам М.Н. Васильева) расписал византийский орнамент на золотом фоне.

Пресвитерий

В 1734 году императрица Анна Иоанновна подарила земли, расположенные в 19 верстах от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива, своему духовнику, архимандриту Георгиевской лавры Варламу (Василию Высоцкому). Ранее на этих землях находилась усадьба («Приморская дача») старшей сестры Анны Иоанновны, дочери царицы Прасковьи — Екатерины, герцогини Мекленбург-Шверинской.С этим восторженным акцентом я дошел до автобусной остановки и, мешкая, сел в первый остановившийся автобус, на котором помимо всех остальных остановок было написано «Петергоф». Я понял свою ошибку мгновение спустя, когда двери уже закрылись — автобус мог поехать в обратном направлении, в конце концов, но он поехал!)

Как добраться

В июне 1762 года, в день своего восшествия на престол, императрица Екатерина II, направляясь из Санкт-Петербурга в Петергоф, остановилась в Сергиевом монастыре. Вместе с наследником Павлом Петровичем она участвовала в освящении нового Свято-Троицкого собора в 1763 году. Расцвет Сергеевского монастыря начался в 1834 году, когда его наместником стал архимандрит Игнатий. Дома братии соединили галереей, построили в них трапезную, отремонтировали все храмы, привели в порядок монастырское хозяйство. Строительство было заказано братьями Зубовыми в соответствии с последней волей их брата, графа Валериана Зубова, участника Персидского похода, покорителя Дербента, умершего от ран в 1804 году. Дом инвалида был предназначен для «увечных солдат», а под церковью находилась могила семьи Зубовых. И церковь, и приют периодически финансировались семьей, а в семейном склепе в начале 20 века было 27 захоронений.

Расписание служб

Архимандрит Варлаам построил здесь небольшую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1735 году во имя св. Иоанна Предтечи. Часть обстановки и реликвий была передана ему из домовой Успенской церкви царицы Прасковьи Федоровны. Они огородили скромный маленький монастырь, построили кельи и флигель для настоятеля. Для проведения служб были назначены монахи Троицкой лавры. Архимандрит не часто посещал Сергиевский монастырь, но свое отпевание он записал именно здесь. Он умер в 1737 г. В 1756-1758 гг. эта церковь была заменена новой, расположенной на первом этаже в северном крыле. Иконостас и сосуды были перенесены из предыдущего здания, иконы написаны М. Довгалевым. После завершения новых отделочных работ здание было освящено 18 июня 1822 года епископом Григорием Ревлом, а 26 апреля 1852 года был освящен притвор Преображенского грота в подвале, в усыпальнице князей Чернышских.

Видео

В 1930-е годы в здания монастыря переехала школа переподготовки кадров военизированной промышленной охраны Всесоюзной академии народного хозяйства имени Куйбышева. Троице-Сергиевский Эрмитаж сильно пострадал в 1930-х годах, а также был разрушен во время Великой Отечественной войны.Проезд: Свято-Троице-Сергиевский Эрмитаж расположен на выезде из Санкт-Петербурга в направлении Стрельна-Петрогоф на трассе. Проезд: электричкой до станции Володарская, от станции метро Автово — трамвай № 36, автобусом 224-К до монастыря или другим транспортом до Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума.

Запустение и возрождение

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живших в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, он причислен к лику святых Русской Зарубежной Православной Церковью.

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии тем не менее постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году.

Около десяти монахов-стариков жили среди воспитанников детской колонии «Труд», открытой на территории обители. В 1931 году монастырь прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленных предприятий ВСНХ СССР им. Куйбышева.

Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года вплоть до снятия блокады в январе 1944 года на территории бывшего монастыря находился фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов.

В послевоенные годы начались реставрационные работы. Архитектор А. А. Кедринский восстановил Настоятельский корпус и трапезную. Ирина Николаевна Бенуа составила проект реставрации Троицкого собора. К сожалению, в 1962 году собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции.

Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г. В. Чичерину) и мраморный крест на могиле известного архитектора А. Горностаева.

Восстановление монастыря началось в начале 1990-х годов, первая литургия служилась на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1993 года. Первые несколько лет насельникам монастыря приходилось делить территорию со Средней школой милиции МВД РФ. Руководство МВД не могло найти подходящего здания, куда бы могла переехать школа. По молитвам насельников монастыря такое здание было найдено и все постройки и территория были переданы монастырю.

В этот период были обретены местночтимые мощи основателя монастыря – архимандрита Варлаама (Высоцкого), друга святителя Игнатия (Брянчанинова) – схимонаха Михаила (Чихачева) и архимандрита Игнатия (Малышева), о котором говорилось выше. На территории монастыря была открыта среднеобразовательная школа с православным уклоном, действует воскресная школа. Производится реставрация и восстановление храмов, братского корпуса, Зубовского корпуса и других построек. Жизнь монастыря течет своим чередом, как говорит настоятель архимандрит Николай (Парамонов): «Главное, чтобы в Духе Святом!».

Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL

Больше чем монастырь

Монастыри всегда были средоточием духовной жизни, добрых дел, благотворительности. В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15–20 странников), госпиталь – во время войны. При монастыре существовала первая в России Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым).

Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр (Рождественский) ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений. Помогала пустынь и духовным школам. С 1866 года осуществлялись пожертвования на содержание Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовного училища. Архимандриту Игнатию (Брянчанинову) были пожалованы ордена св. Владимира и св. Даниила – за деятельное участие в построении нового храма в городе Сараево (пожертвование иконостаса).

О высоком уровне духовной жизни говорит и то, что к концу 1901 года библиотека монастыря насчитывала более 6000 книг, выписывались журналы: «Вера и Церковь», «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Исторический вестник», «Вера и разум», «Друг трезвости», «Отдых христианина», «Русский паломник».

Пустынь, с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви, привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрав пустынь местом погребения своих родных, устраивала фамильные склепы под храмами или рядом с ними.

В 1804 году графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса графа Валерьяна Зубова. На средства Зубовых в 1809 году был построен Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна на 30 человек «увечных воинов». В подземной части этой церкви находится фамильный склеп на 27 погребений.

Среди погребенных на монастырском кладбище представители таких семей, как Адлерберги, Апраксины, Голицыны, Зубовы, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского. Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков, министр народного просвещения А. С. Норов, выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г. Ольденбургский, военные губернаторы Петербурга, выдающиеся архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев, потомки А. В. Суворова и М. И. Кутузова.

Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. После безжалостного разграбления в 1930-е, а особенно в 1960-е годы спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены некоторые надгробия, имеющие художественную ценность.

История обители

В начале XVIII века Петр I часто дарил своим сподвижникам и родственником «дачи» – участки земли и небольшие имения, которые находились неподалеку от строящегося города. Отбитые у шведов угодья тогда называли «мызами».

Сергиева Приморская пустынь с высоты птичьего полёта

Почти все дачи располагались у дороги на Петергоф, и одним имением владела дочь царя Иоанна V Алексеевича – царевна Екатерина Иоанновна. Когда в 1733 году она скончалась, младшая сестра Екатерины Иоанновны, императрица России Анна Иоанновна даровала приморскую мызу своему духовному наставнику – архимандриту Варлааму (Высоцкому).

Поначалу небольшая пустырь занимала участок земли 180 на 180 м. Чтобы братия имела средства для пропитания, монастырю передали три деревни с крепостными крестьянами и 219 десятин земли. Настоятель Варлаам перенес сюда Успенский деревянный храм из усадьбы на Фонтанке, которой владела царица Параскева Федоровна, и освятил его в честь Сергия Радонежского.

Вид на Братский корпус с Надвратной церковью св. Саввы Стратилата Сергиево Приморской пустыни

Новая пустынь носила имя почитаемого на Руси святого и принадлежала Троице-Сергиевского монастырю. В 1764 году обитель, где жило 20 монахов, получила самостоятельность, и ею стал управлять архимандрит.

Члены царской семьи любили тихий придорожный монастырь и привлекали для строительства храмов этой обители лучших архитекторов и инженеров империи. Троицкий собор, каменные корпуса наместника и кельи для монахов были построены по проекту талантливого зодчего Пьетро Антонио Трезини. В 1760-е годы углы монастырских стен украсили кирпичные башни.

Вид на часовню Спаса Нерукотворного Образа (слева), церковь св. Саввы Стратилата (по центру), часовню Покрова Пресвятой Богородицы (справа) Сергиево Приморской пустыни.

В 1813 году в пустынь привезли забальзамированное тело князя Михаила Илларионовича Кутузова, который скончался во время заграничного военного похода. Пока готовили торжественные похороны в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, гроб с телом фельдмаршала 18 дней простоял в монастырском храме.

Расцвет обители пришелся на конец XIX – начало XX века. Перед революцией в монастыре жило 100 монахов, и стояло 7 храмов. Из насельников выбирали священников для русского флота. Пустынь владела большим капиталом в 350 тысяч рублей, содержала приют для детей, больницу, маленькую школу, богадельню для пожилых женщин и страноприимный дом.

Надвратная церковью Саввы Стратилата Сергиево Приморской пустыни

Последнее пострижение в монахи произошло в 1926 году, а церковные службы в Троицком соборе совершались до 1931 года. Потом обитель закрыли, и братию разогнали.

Несколько монахов остались жить в созданной здесь детской колонии – коммуне «Труд». В бывших храмах появились трудовые мастерские и семилетняя школа, которую посещали 250 детей. В 1930-е годы детское учреждение сменила школа переподготовки начсостава военизированной охраны.

Вид на Святые ворота Сергиево Приморской пустыни

Монастырские здания сильно пострадали в военное время. В годы Великой Отечественной войны погибли часовни иконы Божией Матери Тихвинской и иконы Божией Матери Рудненской. После войны в бывшем монастыре размещалась городская школа милиции.

Архитектурный ансамбль монастыря был сильно разрушен во время советской власти. В 1930-е годы, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, из обители вывезли ценности и уничтожили некрополь.

Икона Христа Спасителя над Святыми воротами Сергиево Приморской пустыни

При Н.С. Хрущеве гонения на церковь продолжились. В 1962 году был взорван старинный Троицкий собор. Через два года местные власти уничтожили храм Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1968 году снесли красивейший собор Воскресения Христова.

Статус памятника архитектуры монастырю присвоили только в 1973 году. Оставшиеся постройки были взяты под государственную охрану, но реставрировать их не стали. В начале 1990-х годов, после того как монастырский комплекс вернули верующим, началось восстановление храмовых зданий.

Угловая башня-библиотека Сергиево Приморской пустыни

Мастерская

Церковь в русско-византийском стиле была построена по проекту придворного архитектора Андрея Ивановича Штахтеншнидра. После смерти вдовы о церкви заботилась ее приемная дочь, маркиза Инконтри, жившая в Италии. В 1919 году церковь была закрыта, как и почти все церкви в монастыре. В настоящее время он находится на реставрации.12 мая 1735 года архиепископ Варлам освятил в скиту первую православную церковь, посвященную преподобному Сергию, и подарил ей серебряные сосуды. В 1813 году, после смерти М.И. Кутузова, с 24 мая по 11 июня 1813 года, его прах был помещен на публичное прощание в Троицком соборе в аббатстве, а в Казанском соборе для него была приготовлена гробница. Троицкая пустынь (Троице-Сергиева пустынь, Сергиевская пустынь) — православный монастырь (скит), формально находящийся в поселке Стрельна, ныне в черте города Санкт-Петербурга. Он был основан в 1734 году; до 1918 года имел статус первоклассного монастыря; с 1819 по 1834 год находился в ведении Санкт-Петербургских викариев Ревельских епископов. Прилегающая к скиту деревня Сергиево, где находится одноименная железнодорожная станция, в 1918 году была переименована в поселок Володарский. В 2010 году вокзалу вернули его первоначальное название.

Игнатий Брянчанинов

Расцвет пустыни начался в 1834 году, когда ее настоятелем был назначен Игнатий (Брянчанинов). Потомственный дворянин, блестящий воспитанник Инженерного училища, обладающий незаурядными духовными, литературными и другими дарованиями, он отказался от блестящих перспектив и посвятил себя монашескому подвигу.

Более двадцати лет (с 1834 по 1857 год) Игнатий (Брянчанинов) был наместником монастыря и выполнил пожелание императора Николая I: «Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей».

Огромными трудами настоятеля Сергиева пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия (Брянчанинова) Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. Игнатию Брянчанинову посвящена повесть Н. С. Лескова «Инженеры-бессребреники».

Игнатий (Брянчанинов), ученик иеромонаха Леонида (Оптинского старца в 1829–1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни. Путь стяжания духовного опыта – молитва, и первым шагом на этом пути является пение, своего рода «телесная молитва».

По поводу пения Игнатий Брянчанинов заметил в одном из своих писем (собраны и опубликованы игуменом Марком Лозинским в 1995 году): «…от этой молитвы, сопровождаемой сильною наружною ревностию, также плотскою, переходит человек к сердечному и умственному вниманию, причем ревность действует с тихостию и благообразием». В соответствии с этим формировался и строй жизни Троице-Сергиевой пустыни.

Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени – П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов (автор гимна «Боже, царя храни») – писали свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840-е годы был признан первым в России монашеским хором. Особенно прославился сподвижник и близкий друг Игнатия (Брянчанинова) схимонах Михаил (Чихачев), бас-октавист.

Михаил (Чихачев), так же как и святитель Игнатий, закончил с отличием Инженерное училище, был пансионером Николая I. Император, приезжая в Сергиеву Пустынь, хлопал по плечу Михаила (Чихачева) и приговаривал: «Мой монах, мой монах!».

Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей – один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов и композиторов. Кроме П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова, здесь бывал также известный композитор М. И. Глинка, прибегавший, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия.

Игнатий (Брянчанинов) также прославился своими литературными трудами, написанными в кратковременных затворах и в дальнейшем переработанные с высоты пройденного монашеского пути – на покое в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской области. Он собрал и изложил богословское учение Святых Отцов о борьбе со страстями, о возрождении человека путем покаяния. Читая знаменитые «Аскетические опыты», понимаешь глубокий духовный смысл такого явления, как монашество.

История Троице-Сергиевой пустыни

История Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне началась в 1734 году, когда Анна Иоанновна передала участок земли в живописных окрестностях Финского залива в 19 километрах от новой столицы государства российского своему духовнику архимандриту Варлааму. Так вместо дачи старшей сестры правящей императрицы Екатерины здесь появилась обитель, куда архимандрит перенес из города церковь, сделанную из дерева, а также построил стены и кельи из того же материала, а корпус наместника по его повелению был выполнен из камня.

Знаменитый итальянский архитектор Трезини, автор проекта Александро-Невской Лавры в Петербурге, создал прообраз будущих каменных келий, а также угловых башенок, который был воплощен в жизнь до 1764 года. До этого момента Сергиева Приморская пустынь еще относилась к Троице-Сергиевой Лавре, но с данного года стала самостоятельной обителью с архимандритом и 20 монахами.

Настоящим расцветом пустыни историки называют период управления обителью архимандритом Игнатием, начавшийся в 1834 году. Тогда ремонтировались храмы, появилась галерея, объединившая корпуса братьев, в ней же была организована трапезная. Хор монастыря был широко известен, ведь работал он под руководством известного композитора П. И. Турчанинова, писавшего проникновенную духовную музыку.

Дело архимандрита Игнатия продолжил его преемник с тем же духовным именем, правивший обителью сорок лет вплоть до своей кончины в 1897 году. Когда грянула революция, в монастыре было семь действующих храмов, находилось примерно 100 человек братии, которым, как и их обители, были уготованы нелегкие времена.

Обитель закрыли уже в 1919 году, а насельников безжалостно отправили в ссылку. В монастыре разместили детскую трудовую колонию, и часть братии из тех, кто не был насильственно переселен из этих мест, остались жить тут. Затем здесь размещались училище для комсостава военизированной охраны, школа военных техников, а сама Троице-Сергиева Приморская пустынь подвергалась безжалостному разрушению, которое затронуло и кладбище. Увы, пострадала она не только в 30-е годы прошлого века, но и во время событий Второй мировой войны.

В 1960-е годы здесь размещалась милицейская школа, и процесс нанесения серьезного ущерба обители продолжился с новой силой, именно тогда были наибольшие потери для храмово-кладбищенского комплекса. А возрождение обители началось в 1993 году, когда ее решили передать церкви, используя поэтапный порядок этого долгожданного верующими процесса.

Кладбище

Со времен Екатерины Второй на кладбище обители предавали земле представителей знати. Здесь были похоронены представители семей Строгановых, Потемкиных, Шереметевых, Голенищевых-Кутузовых. Тут же нашли свое последнее пристанище многие видные государственные деятели своего времени — князь А. М. Горчаков, друживший с «солнцем поэзии России» Пушкиным, князь Платон Зубов, потомки Суворова и многие другие. Не случайно, что прах прославленного полководца М. И. Голенищева-Кутузова до подготовки постоянной усыпальницы в Казанском соборе Санкт-Петербурга находился в мае-июне 1813 года именно в Троицком соборе пустыни, ведь рядом фамильное захоронение. Именно здесь с победителем полчищ Наполеона прощались люди.

Но в 1930-е годы кладбище почти полностью разрушили, ведь в обители стала теперь размещаться Школа комсостава военной охраны. Процесс уничтожения был бы завершен, если бы не разразившаяся война с гитлеровцами. Слава Богу, что по настоянию главного хранителя музея Александро-Невской Лавры того времени Н. В. Успенского, сохранили 25 надгробий с кладбища по составленному им списку.

Но, увы, к 1993 году, когда началась передача обители церкви, вместо кладбища был уже заасфальтированный плац. Незначительная часть памятников на кладбище была поставлена вновь в последние годы уходившего 20-го века. Это касается памятников Горчакову, принцев Ольденбургских, Чичерина, Штакеншнейдера и других.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: