Шартрский собор богоматери

Шартрский собор во франции – французский нотр дам в шартре: история, фото

Что посетить

По дороге в Шартр из Парижа (на машине) вы вполне можете заехать в замок Рамбуйе. Ныне, кстати, официальную летнюю резиденцию французских президентов. Шато, заново «открытое» королем Людовиком XVI, можно посетить.

В километре от него, в ухоженном парке, располагается прелестная молочная ферма Марии-Антуанетты. Сильно привязанная к Малому Трианону и собственной «идеальной деревне» в Версале,  королева была вынуждена бывать в Рамбуйе вместе с мужем. Обожавшем охотиться в местном громадном лесу.

От Рамбуйе до Шартра около 40 км. Юго-восточнее города, в 70 приблизительно километрах, находится куда более крупный Орлеан. А в 130 строго на юг — Блуа. Калитка, если не вообще ворота в удивительный мир замков долины Луары.

dik, Eurotraveler.ru

Музеи Шартра:

  • Musée des Beaux-Arts, музей изящных искусств, расположенный в бывшем епископском дворце, примыкающим к кафедральному собору.
  • Musée le grenier de l’histoire, исторический музей, специализирующийся на военной униформе и снаряжении, в Lèves.
  • Le Centre international du vitrail, музей-мастерская и культурный центр, посвещенный искусству изготовления витражей. Расположен в 50 м от кафедрального собора.
  • Muséum des sciences naturelles et de la préhistoire, музей естественной истоирии и доисторической эпохи.
  • Conservatoire du machinisme et des pratiques agricoles, сельскохозяйственный музей.

Сады Замка Шенонсо

Рекомендовать место

2

Сады Замка Шенонсо расположены вблизи замка одноименной деревни Шенонсо. Также здесь сохранилась средневековая ферма и цветник с более 130 тыс. видами растений.

Колоритные сады с фонтанами и арками являются отражением правления двух ярких хозяек замка, правивших в разное время. Так, например, во время правления Дианы де Пуатье в саду появились овощи и фрукты, экзотические по тем временам, артишоки и дыни.

Во времена Екатерины Медичи в саду были построены триумфальные арки, установлено множество статуй, и все сугубо в итальянском стиле.

Примечательно, что, несмотря на то, что замок Шенонсо является частной собственностью, он доступен для всеобщего посещения.

Нотр-Дам-де-Шатр: интерьер

Интерьер Собора, хор и продольный корпус которого был завершен ко времени вступления на престол Людовика Святого (1226 г.), — а весь Собор был освящен только в 1260 г., — позволил К. Верману сделать следующий вывод: «Во главе церквей французской высокой готики должен быть поставлен Шартрский собор» и причислить его к чудесам готики наряду с Парижским, Реймсским и Амьенским соборами.

Здесь впервые при трехнефном продольном корпусе и трехнефном в направлении от севера к югу трансепте хор, очень обширный, состоит из пяти нефов.

окна — только двухлопастные, со слабыми намеками на узорчатые переплеты, но занимают уже всю ширину продольных (стенных) подпружных арок;

три опорные арки, одна над другой, очень характерной формы, уже подпирают это великолепное сооружение.

Главное преимущество Шартрского собора — полный ряд окон с витражами.

По крайней мере, в данном отношении эта церковь-родоначальница высокой готики вполне сохранила за собой до нашего времени то впечатление, какое производил интерьер готического храма.

Еще один шедевр Собора – его витражи, заменившие в готических храмах стенную живопись. Здесь можно «ясно проследить последовательный переход задач стенной живописи к задачам живописи по стеклу». «Изображения отдельных окон соединялись здесь, как в стенной живописи романской эпохи, в большие циклы картин. В продолжение XIII столетия рисунок этих изображений оставался еще строгим и оживленным, и в их технике неизменно употреблялись свинцовые скрепы и шварцлотовая краска.

В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать в отношении декоративной эффектности сравнение с этими рядами витражей.

В наиболее полном виде дошли до нас витражи Шартрского собора, самые древние из подобных произведений высокой готики. Еще бы! Ведь в современный Собор перенесены витражи первого, еще романского, Собора, которые, по оценке К. Вермана, «замечательны по простоте контурного рисунка, отсутствию в нем излишних подробностей и гармоничности красок»! Вот, например, великолепная «Роза Франции» с изображенной Богоматерью в середине северного фасада и эффектная «Королевская роза» с композицией «Страшный Суд» над западным порталом:

Уникальная шартрская витражная мастерская, индивидуальным почерком которой является особый синий цвет стекол, существует до сих пор! Она, а также музей витражей, размещается сразу за Собором, в фахверковом здании на площади с говорящим названием Клуатр Нотр-Дам. А в городе еще несколько витражных мастерских. А еще в Соборе имеется «Черная мадонна» — скульптура черного дерева, почему-то особенно почитаемая на Юге Франции и в Каталонии, где для аналогичного изображения построен целый монастырь на горе Монсеррат, постоянно полный паломников:

Наконец, — лабиринт, выложенный плиткой на полу примерно в 1200 г. который паломники должны были проходить на коленях — в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» — и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.

Разделы тургида по Шартру

Кухня и рестораны

Прекрасным местом для знакомства с современной региональной кухней будет ресторан Le Georges

В нем по современным авторским рецептам готовят традиционные блюда, особое внимание обратите на блюда из утки и курицы. Вы также сможете попробовать чудесные мясные и сырные ассорти, последние подают к столу с великолепными фруктовыми джемами. Все блюда отличаются очень красивой сервировкой, ресторан порадует посетителей огромным выбором … Открыть

Все блюда отличаются очень красивой сервировкой, ресторан порадует посетителей огромным выбором … Открыть

Традиции и колорит Шартра

Неповторимой ценностью Шартра является и уникальная старинная архитектура, во время отдыха прикоснуться к ней можно в буквальном смысле слова. На улицах исторического района работает много оригинальных отелей, ресторанов, кондитерских и магазинов, которые становятся главным центром притяжения для туристов. Во всех исторических зданиях владельцы отелей и магазинов стараются поддерживать обстановку, соответствующую прошлым … Открыть

Шоппинг в Шартре

Обязательно посетите и еженедельные рынки, на которых можно купить лучшие региональные продукты. В среду и субботу работает рынок на площади Place Billard, продавцы предлагают лучшие фермерские продукты со всех окрестностей Шартра. На рынке можно попробовать и купить десятки видов сыров и колбас, домашние вина и ликеры, джемы и травяные сборы. Многих туристов привлекают на рынок прилавки с ароматной свежей выпечкой, а еще на площади … Открыть

Советы по Шартру

11. Если вы ограничены во времени и хотите быстро осмотреть главные городские достопримечательности, воспользуйтесь туристическим трамваем. Его маршрут начинается рядом с туристическим центром и проходит по самым красивым историческим улицам. 12. Тем, кто не планирует выезжать за пределы города, вряд ли стоит брать в аренду автомобиль. Он пригодится тем, кто хочет осмотреть живописные окрестности Шартра и соседние города. 13. … Открыть

Развлечения в Шартре

Довольно популярным развлечением у гостей Шартра являются походы на кулинарные мастер-классы, в городе работает несколько отличных центров, в которых всех желающих обучают азам французской кулинарии. Самым известным считается центр L’Atelier Gourmand, в котором организуют мастер-классы как для взрослых, так и для детей. Он отличается очень красивым оформлением, вы сможете научиться готовить популярные блюда французской кухни и самые … Открыть

Экскурсия по Шартру — культурное наследие

Он отличается очень внушительными размерами, удивительным является тот факт, что на строительство собора потребовалось немногим более 30 лет. С момента постройки храму удалось сохранить неповторимые элементы архитектуры, а еще практически в неизменном виде сохранилось внутреннее убранство. Длина центрального нефа собора составляет более 130 метров, а высота – более 37 метров. На осмотр уникальных ценностей собора лучше выделить … Открыть

Храмы Шартрского холма

Господствующий над Шартром холм всегда был местом размещения культовых сооружений. До римского завоевания город был главным поселением галльского племени карнутов, а на холме располагалось известное на всю Галлию святилище друидов. В IV веке христиане изгнали друидов и построили на месте святилища часовню. Один храм сменял другой, и нынешний собор, по данным археологических раскопок, является минимум пятым христианским культовым сооружением на этом месте.

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц – в 734 войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но в 858 году вновь разрушена викингами во время очередного опустошительного набега.

После этого тогдашний епископ Шартра Жильбер решил выстроить на месте старой церкви собор в господствовавшем тогда романском стиле. Строительство длилось не один десяток лет и неоднократно прерывалось. Так, в 862 году всё, что успели построить, погибло при очередном пожаре.

В 859 году Шартр посетил король Карл Лысый, который вручил епископу святыню – Покров Девы Марии. Предание гласило, что это одеяние было на Богородице при рождении Иисуса. Покров предполагалось поместить в соборный реликварий по завершению строительства.

Святыня неоднократно проявляла свою чудодейственную силу. Так, в 911 году Шартр вновь осадили викинги. В надежде на помощь Богородицы, тогдашний епископ Жантельм вынес Покров на стены города, и норманны неожиданно ушли. Ещё одно чудо было явлено в 1194 году, когда страшный трёхдневный пожар практически уничтожил весь город. Храм выгорел почти полностью, кроме часовни, где находился ларец с реликвией. Уцелели и охранявшие ларец священники.

Возглавивший строительство после 862 года зодчий Бернаже решил строить западный, главный фасад отдельно от основного здания собора. Это было очень необычное решение, но именно оно спасло фасад от пожара 1194 года. Позже к нему пристроили башни, выполненные уже по готическим канонам.

Чудесное спасение реликвии горожане восприняли, как явное указание свыше, и они сразу же с энтузиазмом приступили к строительству нового храма. Весть о чуде молниеносно облетела Францию, и в Шартр из всех уголков страны массами прибывали добровольцы, желавшие поучаствовать в богоугодном деле. Отовсюду текли пожертвования. Возглавляли строительство лучшие архитекторы того времени, присланные из парижского аббатства Сен-Дени.

Всё это объясняет рекордные для средневековья сроки завершения работ. Песчаник, из которого сложены стены собора, доставлялся из каменоломен Бершер в окрестностях Шартра. Уцелевший романский фасад решили встроить в новое здание. К 1220 году собор перекрыли сводами, а в 1225 году завершились работы по внутреннему обустройству храма, появились капеллы, хоры и трансепт.

Церемония освящения храма состоялась в 1260 году. На освящении присутствовал Людовик IX, сделавший собору замечательный подарок. На собственные средства короля было создано великолепное окно-роза с витражом, изображавшим Страшный суд и эпизоды из жизни Богородицы. На витраже были изображены также гербы Франции и Кастилии (мать короля, Бланка, была дочерью короля Кастилии Альфонсо).

Шартрский собор, официально именовавшийся теперь собор Шартрской Богоматери ( Нотр Дам де Шартр), избежал участи своих знаменитых собратьев в Реймсе и Руане и никогда не подвергался значительным разрушениям или перестройкам. Исключением в какой-то мере можно считать северную башню. Изначально её венчал деревянный шатёр, сгоревший в XVI веке. В 1513 году под руководством Жана Тексие был сооружён шатёр из камня, покрытый причудливым узором, свойственным «пламенеющей» готике.

Плащаница Девы Марии — реликвия Шартрского собора

На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов — кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница (покров) Богородицы.

Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.

Вид на южный фасад здания

В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.

Полезная информация для посещения

Посетить Нотр-Дам можно:

  • в будни, с 7:00 до 19:00 (перерыв: 11:30-12:40);
  • в воскресенье: с 12:45 до 18:00 (без перерыва).

Вход бесплатный, заплатить придется лишь за восхождение на смотровую площадку (8 евро). Она открыта ежедневно:

  • с апреля по конец сентября: 9:30-20:00;
  • с октября по конец марта: 10:00-18:00.

Дешевле идти с группой от 20 человек. Но в первое воскресенье месяца подъем бесплатный (как и вход во все музеи города).

Для тех, кто желает сэкономить, можно приобрести здесь трехдневный Strasbourg City Pass, который дает возможность бесплатного посещения смотровой площадки собора, круиза по Страсбургу и множество других бонусов.

Краткая история

Собор стоит в красивейшем месте, на берегу реки Эр. Название свое он заимел от местечка Шартр, что находится примерно в ста километрах от Парижа. Когда-то необычайно мощную энергетику горы облюбовали друиды, которые со всего света приходили сюда для совершения магических обрядов. Усиливал заинтересованность друидов и тот факт, что недалеко от горы Шартра были обнаружены подземные источники с целебной водой.

На месте их языческого копища вскоре была построена христианская базилика. Храм имел печальную историю: его несколько раз разрушали, он подвергался пожару. Нашелся умный человек (епископ Жильбер), который воззвал к Церкви перестроить и расширить Базилику.

В 876 году она была удостоена чести хранить в своих стенах Покров Пресвятой Богородицы. По легенде его пожертвовал храму Карл II Лысый. А он в свою очередь наследовал святыню от своего деда – Карла Великого. Именно в этом плате была Дева Мария при рождении Спасителя. В смутные времена Французской Революции святыню разделили на несколько отрезов, чтобы сохранить хотя бы какую-то ее часть. Горожане с риском для жизни хранили плат у себя дома и только в 1819 году возвратили в Храм.

С тех пор большая часть реликвии хранится в Шартре. Это полотно около 2,5 метров, которое хранится в специальной капелле. Остальные части находятся в Успенском Соборе в Москве и в Лютеранском соборе Святого Иоанна Крестителя в Риме.

Шартрский собор: историческая справка

Место, где расположен собор, давно считается Священной землей. С 876 года в этом городе находится плащаница Пресвятой Богоматери. Ранее на месте католического собора, который сгорел в 1020 году, возвели романский собор. Затем в 1194 году и этот собор был разрушен пожаром. В этот же год было принято решение возвести новую церковь на пожертвования горожан, а также всех тех, кто хотел в этом участвовать. Собор строился силами жителей Шартра. Население доставляло к месту строительства камень и другие материалы. Изначально процесс строительных работ начинался с возведения главного нефа. А в 1260 году собор осветили в присутствии семьи короля Людовика Девятого. С 13 века и до сегодняшнего дня католическая церковь в готическом стиле не подвергалась каким-либо разрушениям, серьезно не реставрировалась, а также не отстраивалась заново.

«Путешествие» Плата Богородицы

Примечательна история, как реликвия попала к Карлу Великому – королю франков, от которого началась династия Каролингов. С ним, вернее с его огромной державой искала союзничества императрица Византии Ирина. Чтобы снискать расположение «несметных ратей предводителя» императрица передала франкийскому королю священный плат. А в Византию плащаница вообще попала «благодаря» двум мошенникам, Галвию и Кандиду, которые решили совершить паломничество из Константинополя в Иерусалим.

Прибыв на Святую Землю, они заночевали у одной женщины. У нее они заметили странный ковчег, к которому хозяйка очень трепетно относилась. Воришки заинтересовались, что это за ларец такой и почему вокруг него столько горящих лампадок. Женщина рассказала, что в нем хранится покров Пресвятой Богородицы, который несколько веков назад получила ее прародительница от самой пречистой Девы Марии.

На следующий день злоумышленники ушли по делам, но по пути заказали местному кустарю сделать ковчег, подобный тому реликварию, что они видели у иерусалимки. Перед возвращением в Константинополь, разбойники попросились ночевать к той же хозяйке, а ночью совершили подлог и сбежали со святыней. Так она оказалась в Византии.

Во Франции плат сначала попал в древний монастырь Аржантей. Однако к его священнослужителям обратились жители Шартра, уставшие от постоянных и разрушительных набегов норманнов. Плащаницу вывесили в их городе и, о чудо, викинги обратились в бегство. Более того, вожак норманнов обратился в христианство.

Великая сила была заключена в скромной, но священной материи. Когда Собор охватило пламя городского пожара, случившегося в 1194 году, от здания, горевшего три дня, не осталось практически ничего. Зато ларец с реликвией совсем не пострадал. Его спасли три клирика, которые во время бушевавшего пожара не смогли вовремя выбраться из Храма и, схватив святыню, спустились в подвальные помещения.

Развитие витражного искусства во Франции после XV века, неоготика

В XV веке Франция постепенно утратила свое господство в Европе, так как международный готический стиль, особенно в Германии и Фландрии, приобрел известность. Однако, к XVI веку пришла в упадок и немецкая школа, оказалось, что настенные фрески гораздо дешевле и проще, а эффект на зрителя они оказывают не меньший. Длительный период готики завершился и сменился стилями эпохи возрождения.

Однако, в XIX веке в моду входит новый стиль – «историзм», основанный на интересе и возрождении средневековых традиций архитектуры. Готика становится одним из популярных направлений (см. статью готические замки XIX века), интерес к витражному искусству возродился. Появились целые сообщества, которые занялись возрождением и реставрацией старых соборов, многие из которых пришли в упадок. Нельзя сказать, что в этот период во Франции появился какой-то новый уникальный стиль, но технологии производства витражей возродились и обогатились научными достижениями XIX века. Оконные композиции многих церквей начали обновляться.

Витражи Кафедрального собора в Тулузе, 19 в.

Витражи XIX века легко заметить по хорошему качеству и прорисовке, в отличии от средневековых стекол они ещё не успели устареть и выцвести. Их линии чёткие, ясные, а цветовая палитра состоит из множества оттенков.

Жан Базен, часовня Мадлен в Пенмарке, Пасхальный понедельник, 1981

Совершенствование французских соборов продолжилось и в XX веке. Появилось направление неоготики, художники начали создавать свои работы в стилях, характерных для XX века (авангард, кубизм, абстракционизм).

Замок Ментенон

Замок Ментенон уникальная, старинная постройка, которая поражает и одновременно завораживает с первого взгляда. Его строительство началось еще в 12 веке и продолжалось вплоть до 18 века. Стоит он на берегу реки Эр. Своим внешним видом замок Ментенон не похож ни на какой другой. Ведь его несимметричные башни разной формы, прямоугольная массивная башня, и многочисленные маленькие башенки –  напоминают волшебный замок из сказок.

Что касается интерьера, то его оставили таким как он был в Средневековье, чтобы посетители смогли почувствовать всю ту атмосферу и увидеть собственными глазами как жили представители «голубой» крови. На втором этаже можно увидеть библиотеку, бильярдную, и различные апартаменты. А вокруг замка раскинулся прекрасный сад с внутренним озером.

Шартр.

Нотр- Дам-де-Шартр, велик и интересен до чрезвычайности. Он начал строиться еще в 1130 г., т.е. раньше, чем собор Сен-Дени, и, видимо, не на пустом месте, т.к. крипта восходит к IX в. Однако каким он был, мы никогда не узнаем, т.к. он сгорел в том же XII в. От первой постройки чудом сохранился только западный фасад.

Город в ту пору обладал большими амбициями, и горожане решили его восстановить – своими руками и на свои средства. Нынешний собор воздвигали «всем миром» с 1164 по 1260 год. По нему видно, что финансирование его строительства было неритмичным и недостаточным, потому левая часть от правой разительно отличается и стилем, и мастерством исполнения, и, похоже, просто эпохами.

Шартрский собор, главный фасад. В Разрезе: Шартрский собор.

Итак, «главный фасад, названный Королевским порталом, выполнен с величайшей тщательностью» – это произведение еще романской архитектуры, башни и остальная часть – уже готические. «По ним /соборам Нотр-Дам-де-Шартр и де-Пари/ мы можем видеть с поразительной ясностью, как устанавливался и рос новый стиль. Кроме того, они свидетельствуют о том, что готика во Франции развивалась совершенно свободно, из собственных корней. Многие отдельные мотивы нового мирового стиля, как мы видели, были выработаны еще романским храмостроительством в этой стране». Но главное достояние Шартрского собора – скульптура. В Шартрском соборе вообще насчитывается свыше 10 тыс. изваянных или написанных фигур.

Справка.

«Переходы от стиля романской эпохи к строгому стилю раннеготической и к свободному, идеальному стилю высокой готической пластики лучше всего можно проследить по скульптурам Шартрского и Парижского соборов

Особенно важное значение для дальнейшего развития французской пластики имели скульптурные украшения Шартрского собора. Три западных портала этого храма, сооруженные вскоре после середины XII столетия, сплошь покрыты изваяниями, имеющими самую тесную связь с архитектурными элементами. Пластика в этом соборе, как ни представляется романской по своему общему характеру, уже вступает в зависимость от формы порталов, от их внутренних ниш, уставленных статуями, от стрельчатых тимпанов и архивольтов, 5 сплошь усаженных небольшими, помещенными на консолях статуями

Система декорирования… здесь уже в полном развитии, свойственном готической эпохе»

Пластика в этом соборе, как ни представляется романской по своему общему характеру, уже вступает в зависимость от формы порталов, от их внутренних ниш, уставленных статуями, от стрельчатых тимпанов и архивольтов, 5 сплошь усаженных небольшими, помещенными на консолях статуями. Система декорирования… здесь уже в полном развитии, свойственном готической эпохе».

Вот эти порталы по порядку — центральный, левый и правый:

Пластика заполняет не только тимпаны (полукруглые пространства над дверями), архивольты (перспективные арки над тимпанами, сплошь утыканные мелкими фигурками, восхитившими меня в Нотр-Дам-де-Пари) и углубляющиеся косяки дверей, но все свободное пространство, причем разнокалиберные фигурки показаны в движении и во взаимодействии, т.е. образуют сцены:

Так что недаром этот фасад называют «настоящей каменной «книгой» по истории христианства».

Сооружение фасадов трансепта началось уже в XIII в.: северного крыла – в 1215 г., южного – в 1212 г. Они выглядят уже совершенно по-готически и более нарядно за счет наличия притвора (или паперти) – лоджии, в которую утоплены порталы.

В Разрезе: Шартрский собор.

В северном крыле столбы лоджий также украшены скульптурой, так что вся композиция становится еще более насыщенной:

В Разрезе: Шартрский собор.

Обратите внимание, какими изящными арочками соединены между собой ярусы аркбутанов:

На самом деле это такой многоквартирный дом, где каждый выступ представляет собой жилую каморку для каменного человека. Сейчас, в погожий день, все обитатели вышли наружу – на балкончики, консоли, выступы, — чтобы подышать воздухом

Неважно, что фигуры на такой высоте невозможно рассмотреть в подробностях, главное, — они тем есть! И собор – не просто великолепное архитектурное сооружение, а дом обитания многочисленного разнообразного населения

Остается добавить,

Что пластика Шартрского собора создала школу, оказавшую прямое влияние на развитие средневековой скульптуры не только в городах Франции, но и за ее пределами (Сангуэс, Магдебург, Страсбург) – везде, где работали те же шартрские мастера или их ученики. Вот так – такой маленький городишко, а какой мощный след оставил в мировом искусстве! Причем не путем приглашения итальянцев на деньги спонсоров, а своими, местными, никому не известными силами, мы даже имен этих мастеров не знаем…

Минотавр и масоны

Во многих мозаичных лабиринтах северной и центральной Италии содержалась отсылка к древнегреческому мифу о Тесее и Минотавре. Как известно, Минотавр был получеловеком-полубыком и содержался в центре лабиринта на острове Крит. Однако, в отличие от других церковных лабиринтов, здесь никаких отсылок к Минотавру не обнаружено. Правда, есть версия, что раньше в центре все-таки была бронзовая табличка, но ее переплавили в 1792-м для военных нужд. Доказательств этому нет.

Еще по одной версии, под лабиринтом когда-то находилось захоронение представителей масонского ордена. Но, пожалуй, и это не более чем домыслы. Как бы то ни было, Шартрский лабиринт остается головоломкой и тайной, привлекая ученых, туристов, верующих и мистиков.

________________________

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Также читайте:

Архитектура

Наружное устройство

План Шартрского собора

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла .

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Интерьер

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: