Интересные факты
Как знаменитый исторический памятник Санкт-Петербурга, дворец имеет несколько занимательных фактов в своей истории:
- До сих пор неизвестен архитектор первоначального варианта дворца. Существуют лишь предположения.
- Пышные балы, коллекции живописи и зарубежные диковины, роскошные приемы хозяев сделали это место эталоном светской жизни Петербурга того времени.
- Всего мастерская Фаберже изготовила для императорской семьи 54 яйца.
- Являясь памятником архитектуры XIX в., дворец включен в список культурного наследия РФ.
Знаменитый Шуваловский дворец пережил множество событий и испытаний вместе с Санкт-Петербургом. Изучая его историю, можно лучше понять город того времени и увидеть, каким он стал сейчас. Стоит посетить дворец и его выставки, чтобы почувствовать связь между историческими временами, событиями и людьми.
Оформление статьи: Мила Фридан
Экспозиция
Идея создать музей, в котором была бы представлена коллекция изделий знаменитой ювелирной мастерской Фаберже, родилась у Виктора Вексельберга после приобретения уникальной коллекции яиц, изготовленных великим мастером. В коллекцию входило 9 экземпляров великолепного ювелирного искусства, и это второе по величине собрание подарочных яиц, изготовленных для последних российских императоров (самая большая коллекция, состоящая из 10 штук, хранится в сокровищницах московского Кремля).
Экспонаты музея – это, разумеется, не только подарочные яйца. Всего экспозиция насчитывает около 4000 различных предметов искусства. В коллекции представлены картины Брюллова, Ренуара, Коровина и пр.
Но все же основное место в экспозиции занимают ювелирные изделия. Тут можно увидеть знаменитое пасхальное подарочное яйцо «Курочка», которое было изготовлено в 1885 году, шикарную бонбоньерку, изготовленную в форме яйца для короля Георга I и другие великолепные образцы ювелирного искусства.
Уникальность коллекции состоит в том, что в ней собраны различные направления деятельности знаменитой ювелирной мастерской. Это разнообразные ювелирные украшения, предметы для интерьера, элементы религиозного культа, столовые приборы, драгоценные предметы галантереи.
К коллекции есть и произведения других прославленных ювелирных мастерских России – Хлебникова, Сазикова и пр.
История в датах
Конец XVIII века – построен дворец в стиле елизаветинского барокко под руководством известного архитектора Д. Кваренги. Владельцами были граф и графиня Воронцовы.
1799 год – здание перекупают Нарышкины. Придворный и член Государственного совета превратил его в настоящий светский дом с коллекцией произведений искусства. Здесь были гостями А. Пушкин, Н. Карамзин, И. Крылов, и даже сам император Александр I.
В 1844-1859 года шла перестройка помещений, в связи с предстоящей свадьбой С.Л. Нарышкиной и П.П. Шувалова. Новый стиль интерьера – неоренессанс.
С 1846 года начался новый «Шуваловский» период, от которого и взято современное название.
1914 год – особняк стал лазаретом для раненных во время войны.
1918 год – прошла национализация, а вся собранная коллекция спрятана в тайниках, что позволило её сохранить.
С 1919 по 1925 года здесь был открыт Музей дворянского быта.
До 1950 года строение передавали в разные организации. В военные годы оно сильно пострадало, но было успешно восстановлено.
В 1963 году тут открыли Дом дружбы народов и мира. Он существовал 30 лет.
2006 год – после ремонта решено открыть негосударственный музей Фаберже.
2013 год – учреждение впервые открылось для посетителей.
Владимирский дворец — от Малого императорского двора до Дома учёных
В районе, где сейчас находится Владимирский дворец со времён Петра I селились иностранцы, приглашённые для строительства Петербурга. Затем место стало престижным и начали селиться разные государственные деятели. При Николае I на месте дворца располагались воинские казармы.
А уже при Александре II в 1867 году по государственному заказу началось строительство дворца для одного из его сыновей Владимира Александровича. Дворец возводился по проекту архитектора А.И. Резанова, профессора и ректора Императорской Академии художеств, принимавшего участие в создании Храма Христа Спасителя.
Строительство велось довольно долго, окончательное оформление интерьеров было приурочено к важному событию в Императорской семье: 16 августа 1874 года состоялось бракосочетание Великого князя Владимира Александровича с Марией Павловной, немецкой принцессой дочерью Великого герцога Мекленбург-Шверинского Франца Фридриха II. И как мы узнаем далее, благодаря дальновидности и политической чуткости принцессы, исторические интерьеры Владимирского дворца сохранились до наших дней
Великокняжеская семья
Великокняжеская семья жила здесь до 1917 года. За это время дворец был реконструирован несколько раз. С 1888 по 1893 год были перестроены залы первого и второго этажа, а до 1903 годы переделаны личные покои князя. Позднее был разбит зимний сад.
После революции Владимирский дворец был национализирован. Не без стараний Марии Павловны и их сына Великого князя Кирилла Владимирович дворец был передан Союзу Международных Торговых Товариществ, действовавшему под охранным свидетельством Германского Генерального консула. Предполагается, что это и спасло дворец от разграбления. Видимо существовала негласная договоренность об охране дворца, как собственности лиц находящихся в родстве с Германским Императорским Домом.
С 1919 года стараниями Максима Горького дворец использовался под библиотеку и для нужд бедствующих учёных. 31 января 1920 года здесь открылся Дом учёных, который функционирует в стенах дворца и по сей день. Можно сказать благодаря этому интерьеры парадных комнат и поныне выглядят так же, как при их прежних владельцах.
Максим Горький и английский писатель Герберт Уэллс во время визита в советскую Россию
К дворцу относилась вся территория от Дворцовой набережной до Миллионной улицы, но позднее часть со стороны Миллионной была отдана под коммунальные квартиры.
Перед тем как перейти к обзору залов, следует сказать пару слов о бывших хозяевах Владимирского дворца.
Владимир Александрович и Мария Павловна
Великий князь Владимир Александрович (1847-1909) — сын Императора Александра II, брат Александра III и дядя последнего Императора Николая II.
Великий князь Владимир Александрович Романов
Он занимал видное положение в обществе, был Главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа, членом госсовета, сенатором и обладал другими почётными званиями. Много сделал будучи Президентом Императорской Академии Художеств, которую любил он «особою любовью», как отмечали современники. Обладал несомненным художественным талантом. Покровительствовал знаменитым «Русским сезонам» С.Дягилева за границей. При его поддержке открылся Русский музей в Санкт-Петербурге и Музей изящных искусств в Москве (Пушкинский музей). Умер в 190 году и похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.
Мария Павловна (1854-1920), немецкая принцесса, дочь Великого герцога Мекленбург-Шверинского Франца Фридриха II. Она была одной из наиболее значимых представительниц семьи Романовых в конце 19 — начале 20 века. Детство провела в сказочном Шверинском замке в Германии. В 1872 году в Берлине встретилась с будущим мужем Великим князем. В 20 лет прибыла в Россию и вскоре вышла замуж. Большую часть жизни — 45 лет провела в России.
Княгиня Мария Павловна Романова (Мекленбург-Шверинская)
Врождённая интуиция и сильный характер помогли ей занять подобающее место в иерархии императорской семьи. Стараниями Марии Павловны Владимирский дворец был известен своими музыкальными концертами, баллами и маскарадами.
Огромное внимание княгиня уделяла благотворительности. Особенно прославилась Великая княгиня умением проводить благотворительные базары
После смерти мужа её назначили Президентом Академии художеств. При её стараниях в Русском музее появился корпус Бенуа, а в Эрмитаж поступила «Мадонна Бенуа» Леонардо Да Винчи.
В марте 1920 года Мария Павловна покинула Россию. Скончалась в этом же году 6 сентября во французском городке Контрексевиль, где и была похоронена в русской православной церкви, построенной на её средства.
Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца
Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.
Парадная лестница
Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.
Рыцарский зал
В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.
Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.
Красная гостиная
Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 — начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.
Синяя гостиная
В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.
Золотая гостиная
В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.
Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.
Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.
Аванзал
В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.
Белая и Голубая гостиные
В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.
Выставочный зал
В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.
Готический зал
В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.
Верхняя буфетная
В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 — начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.
Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина.
В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.
Бежевый зал
В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.
Коллекция
Коллекция представляет крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже, основанной в 1842 году. Более 4 тысяч единиц хранения относятся ко всем направлениям известной на весь мир фирмы: ювелирные украшения, пасхальные шедевры, иконы, памятные вещи, фарфор, сувениры, столовое серебро.
Многие из произведений искусства принадлежали императорской фамилии и европейским монархическим дворам. Самые ценные предметы в коллекции — девять пасхальных яиц, подаренных в своё время императорам Александру III и Николаю II. Всего было создано 71 яиц, из которых 54 являются императорскими. Подробнее о шедеврах коллекции.
Помимо работ Фаберже представлены украшения выдающихся русских ювелиров — Овчинникова, Хлебникова и других.
Юлия
Выставочные залы дворца Шувалова
Шуваловский дворец — один из красивейших петербургских дворцов. Прежде чем в его стенах разместился музей, была проведена масштабная многолетняя реставрация здания — первая за всю его 200-летнюю историю. Площадь дворца — приблизительно 4 700 квадратных метров.
Каждая экскурсия по музею начинается с роскошной парадной лестницы, построенной в первой половине XIX века. С боков её окружает галерея с нишами для демонстрации скульптур, а сверху возведен богато украшенный лепниной купол.
Юлия
Вся коллекция размещается в 10 залах на втором этаже:
- Рыцарский зал — это кубки, посуда, шкатулки и другие предметы из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний. Стены зала обрамляет барельеф, изображающий рыцарский поединок.
- Красная гостиная — второй выставочный зал. Хранит в себе лучшие образцы русского художественного серебра XVIII — начала XX веков, изготовленные ювелирами Фаберже и других мастерских.
- Синяя гостиная — главный выставочный зал музея, где выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. Каждый из экспонатов — это подлинный шедевр ювелирного дела со своей историей.
- Золотая гостиная — бывшая столовая, а ныне хранилище императорских подарков. Основа экспозиции — сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портретами русских императоров.
Юлия
- Аванзал — это собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта. Особенность коллекции заключается в утраченной технологии мастеров Фаберже — покрытии эмалью-гильоше с богатейшей цветовой палитрой.
- Белая и Голубая гостиные — здесь представлены эмалированные изделия, выпущенные ювелирной фирмой Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
- Выставочный зал — бывший домашний музей Шуваловых. Сегодня здесь размещаются резные каменные изделия XIX–XX веков и полотна русских художников XIX века, включая работы Ивана Айвазовского и Василия Поленова.
- Готический зал — он же кабинет графа Шувалова. Здесь бережно хранится наследие русских иконописцев — иконы XVI–XX веков, обрамленные в серебряные оклады лучшими ювелирами столицы.
- Верхняя буфетная — обитель живописи русских и французских художников-импрессионистов конца XIX — начала XX веков. Среди экспонатов также присутствуют фарфоровые изделия, в том числе дворцовая ваза с росписью Ф. И. Красовского.
Шереметевский дворец («Фонтанный дом»)
Потрясающий памятник усадебной архитектуры середины XVIII века, выполненный в стиле раннего барокко. Принадлежал нескольким поколениям графов Шереметевых.
На протяжении полутора столетий особняк неоднократно перестраивался, изменялись интерьеры. Последний хозяин Фонтанного дома создал Общество любителей древней письменности, которое разместилось в одном из флигелей дома. Также в особняке было устроено хранилище древних рукописей и книг.
После Октябрьской революции в здании был открыт музей дворянского быта. Впоследствии особняк занимали различные НИИ.
В северном флигеле были квартиры, и в одной из них почти полвека проживала поэтесса А. Ахматова.
В настоящее время часть здания принадлежит Музею театрального и музыкального искусства. Проведены масштабные работы по реставрации внешнего облика дворца и его интерьеров.
Интересные факты:
Дворец, построенный для графа Шувалова в середине XVIII века, занимал все пространство от Итальянской улицы до Невского проспекта по соседству с Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны. Это был один из самых роскошных петербургских дворцов того времени. Позже этот комплекс был несколько раз перестроен и окружен другими строениями, однако, центральный трехэтажный дворец и по сей день сохранил свое значение памятника барочного зодчества, несмотря на более поздние архитектурные добавления в стиле классицизма.
Характерная деталь оформления здания — объемная центральная часть. Этот трехгранный ризалит на главном фасаде, декорированный с внешней стороны полуколоннами, скрывает за собой восьмиугольный зал по центру второго этажа. Остальные черты елизаветинского барокко проявляются в виде фронтона лучковой формы и антаблемента над колоннами. Все эти детали декоративного оформления фасада прекрасно прорисованы.
Внутри дворца сегодня сохранилась оригинальная отделка вестибюля, украшенного низкими колоннами с капителями. Интерьеры щедро оформлены лепниной, правда, большая часть этого декора — уже следы перестроек здания в XIX веке.
Известно, что во дворце часто гостил М. В. Ломоносов, вместе с графом Шуваловым они обсуждали планы создания Московского университета. Также, после учреждения Академии художеств, пока она не обзавелась собственным зданием, ее студенты первое время обучались в Шуваловском дворце.
Из-за дворца И. И. Шувалова нынешняя Малая Садовая улица одно время (в 1781-1829 годы) именовалась Шуваловским переулком.
После того как с воцарением Екатерины II граф И. И. Шувалов был отлучен от двора и уехал из России, в конце XVIII века дворцом поочередно владели вельможи И. С. Барятинский и А. А. Вяземский, благодаря чему петербуржцы прозвали этот дворец «генерал-прокурорским домом». С 1797 года дворец переходит во владение казны и здесь размещается министерство юстиции России. После революции 1917 года в здании расположился Музей гигиены.
Дворец И. И. Шувалова включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Итальянская улица, 25. | |
Дворец И. И. Шувалова на карте: |
Как добраться: Дворец находится на Спасском острове между Итальянской, Садовой и Малой Садовой улицами. Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Манежная площадь», «Инженерная улица». |
Полезная информация
Располагается музей яиц Фаберже в самом центре Санкт-Петербурга. Адрес: СПб, набережная Фонтанки 21.
Как доехать до здания музея? Проще всего, воспользоваться метро, доехав до станции «Гостиный двор». От выхода из станции до здания музея можно дойти пешком за 5 минут.
Побывать в частном музее можно с субботы по четверг, пятница является выходным днем. Часы работы с 10-00 до 21-00.
https://youtube.com/watch?v=dIv6FmP7xWk
С начала рабочего дня и до 18-00 проводятся групповые экскурсии продолжительностью 1 час. Экскурсия начинается каждый час, последняя в 17-00. Билет стоит 300 рублей, приобрести билеты для группового и индивидуального посещения на текущий день можно в кассах, продажа билетов осуществляется с 9-30 до 20-15.
Еще одна возможность сделать индивидуальную экскурсию более насыщенной – арендовать аудиогид. Стоимость аренды аудиогида – 150 рублей, чтобы воспользоваться услугой нужно будет внести залоговую стоимость устройства – 2000 рублей. Фото и видеосъемка в залах музея запрещена.
На сайте музея можно приобрести билеты он-лайн за неделю до посещения, а также, заказать проведение экскурсии для группы численностью 15-18 человек.
Чесменский дворец
Построен в качестве путевого дворца Екатерины II. Изначально назывался Кекерикексенским по названию местности, от финского «лягушачье болото». Впоследствии получил название в честь 10-летия Чесменской битвы.
Дворец выстроен в псевдоготическом стиле и имеет необычную треугольную форму. Каждый из углов здания выполнен в виде башни.
Интерьеры дворца отличались богатством отделки и контрастировали со строгим внешним обликом здания. К сожалению, до наших дней ничего из внутреннего убранства путевого дворца не сохранилось.
Ныне в Чесменском дворце располагается Университет аэрокосмического приборостроения.
Белая гостиная
В экспозицию Белой гостиной входят изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова и московских артелей. Также здесь хранится коллекция фарфора XIX века.
Альбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургАльбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургАльбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургАльбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургАльбом с фотографиями московских достопримечательностей. Серебро, аметисты, бумага, кожа, муар, картон. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1902 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Крышку для этого фотоальбома изготовили мастера придворной ювелирной фирмы Павла Овчинникова. Ее украсили эмалевые изображения мифических птиц сиринов и растительные узоры. В 1902 году альбом со снимками московских достопримечательностей подарили президенту Французской Республики Эмилю Лубе.
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургТарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте). Фарфор. Фирма Николая Юсупова, Архангельское. 1826 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Серию декоративных фарфоровых тарелок «Розы» выпустили в 1820-х годах для князя Николая Юсупова. Роспись на них художники выполнили по образцам из трехтомного атласа «Розы», который составил Пьер-Жозеф Редуте — французский ботаник и придворный художник супруги Наполеона Бонапарта. На каждой тарелке помещалось не только изображение цветка, но и название его сорта.
Шкатулка в виде сундука с изображением гербов городов Рязанской губернии. Серебро. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1893 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургШкатулка в виде сундука с изображением гербов городов Рязанской губернии. Серебро. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1893 год. Музей Фаберже, Санкт-ПетербургШкатулка в виде сундука с изображением гербов городов Рязанской губернии. Серебро. Фирма Павла Овчинникова, Москва. 1893 год. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Фирма Павла Овчинникова выпустила драгоценную шкатулку из позолоченного серебра, которую украшали гербы городов Рязанской губернии. В цельную композицию их объединил мелкий орнамент, мастера заполнили им промежутки между изображениями. Центр крышки украсила рельефная императорская корона — символ власти. Вероятно, ларец был изготовлен к 800-летию со дня основания Рязани.
Михайловский замок
Михайловский замок
К проекту дворца приложил руку сам император Павел I, который создал более десятка эскизов своей будущей резиденции. Строительство замка завершилось в 1801 году, и едва самодержец там обосновался, отпраздновал новоселье, как на него было совершено покушение. Заговорщики задушили царя прямо в его спальне. Поскольку впоследствии во дворце обосновалось Главное инженерное училище, то второе имя сооружения – Инженерный замок. Внешне он отличается от аналогичных строений Петербурга, в нем проглядывают признаки западноевропейской архитектуры. В начале девяностых комплекс стал филиалом Русского музея.
Дворец Белосельских-Белозерских
Последний частный дворец Невского проспекта.
Построен для представителей одного из древнейших русских дворянских родов. Считается одним из лучших образцов аристократического дома середины XIX века.
Переделан из особняка в стиле ампир, который был построен в начале того же века. Также были изменены и интерьеры.
В 1884 году дворец был выкуплен казной для брата Александра III, Сергея, и получил название Сергиевского.
После Октябрьской революции в здании находился райком партии. Впоследствии прекрасно сохранившийся особняк передали Комитету по культуре.
Интерьеры дворца, картины, мебель и отделка сохранены почти без изменений.
История создания музей Фаберже
Музей Фаберже находится в самом атмосферном дворце из всех, которые я посетила. Возможно, потому, что музеем, причём частным, он стал не так давно, около 6 лет.
В послереволюционные годы здание использовали под нужды советского народа, а до этого дворец был самым настоящим домом, где жили семьи, вели свой быт, принимали гостей, радовались, смеялись, страдали, растили детей — всё, как в обычном доме, стены которого впитывают в себя все страсти.
И всё же, Шуваловский дворец на Фонтанке, 21 — не просто дом. Стоит лишь распахнуть дверь — будто попадаешь внутрь произведения искусства, которое захватывает дыхание и отпускает лишь тогда, когда вновь оказываешься за порогом великолепия.
Гостей встречает удивительная по красоте парадная мраморная лестница.
Музей Фаберже, парадная лестница
Сложно поверить (но легко представить), что раньше на её месте был сквозной проход, по которому ездили кареты. В каждой детали дворца ощущается торжественность, достоинство богатых, родовитых семей. Шуваловский дворец стал своеобразной драгоценной шкатулкой для уникальных, известных всему миру драгоценностей.
Сам Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге, здесь же он стал модным ювелиром, изделия которого обязана была иметь каждая девушка, дорожившая общественным мнением. Вскоре местного гения заметил император и сделал первый заказ — пасхальное яйцо в подарок своей жене. Ювелир не подвёл ожидания императорских особ, и пасхальные яйца стали ежегодным заказом. Император доверял творчеству мастера настолько, что единственным условием для нового подарка была его уникальность, непохожесть на предыдущие.
Всего Карлом Фаберже было изготовлено 50 яиц, из которых сохранилось 42. Восемь исчезли в революционные годы.
Первое яйцо — Курочка — было сделано из золота, которое покрывала матовая эмаль, напоминающая натуральную яичную скорлупу.
Первое яйцо, сделанное Карлом Фаберже — Курочка
Последующие яйца были уже намного сложнее по технологии, в них всегда прятался какой-то сюрприз, обсуждение которого было обязательной темой в женских гостиных. Яйцо изготавливалось целый год, и это неудивительно, особенно, когда изделия стали делать механическими.
Выводы и мысли после посещения Владимирского дворца
Я посетил дворец дважды, один раз с экскурсией, второй был на концерте классической музыки «При свечах» в Белом зале. Хочется сюда вернуться ещё. Главная изюминка здесь в том, что стены и обстановка исторические. Почти всё сохранилось. Это придаёт особый шарм и настроение. А посмотреть в старинные зеркала, которые сохранились ещё со времён хозяев! Жаль там нельзя просто походить, только с экскурсоводом.
В заключении хочется отметить, что Владимирский дворец был оборудован всеми техническими новинками того времени. В 1884 году во дворце появился телефон. В 1888 году было проведено электричество. Работали лифт, вентиляция с подогревом и увлажнением воздуха, было водяное отопление. Между Уборной Марии Павловны и детскими комнатами была проложена слуховая труба, через которую можно было вести переговоры.
Великий князь считался страстным поклонником живописи, поэтому в доме размещалось более 60 полотен великих русских художников: Репина, Сурикова, Айвазовского, Крамского и других.
У Владимирского дворца счастливая судьба. Сначала его спасла предусмотрительность Марии Павловны, способствующий размещению здесь немецкого представительства. А потом благодаря Максиму Горькому здесь разместился Дом учёных. Поэтому дворец не был разграблен и сохранился практически в первозданном виде.
Владельца дворца в общем-то тоже повезло. Все остались живы, никого не расстреляли. Мария Павловна была дальновидной женщиной. Своего сына Кирилла она готовила как наследника престола. В дальнейшем, в иммиграции, он объявил себя императором в изгнании.