Ла-манш

Ла-манш — пролив между францией и великобританией

Пересечение пролива Ла-Манш

Около 900 пловцов справились с холодной температурой пролива и его течениями, ещё больше преодолели Ла-Манш на транспортных средствах. Спортсмены стремятся установить рекорд в скорости, а те, кто пытаются себе что-либо доказать – в оригинальности.

Вплавь

В 1875 г., с помощью спасательного костюма Ла-Манш переплыл Бойтон, американец. Во время заплыва, первопроходец не раз терял ориентиры и плыл в обратную сторону. Вторым после него стал Мэтью Вэбб, который долгое время планировал заплыв. Уступив первенство, он выбрал купальный костюм и теперь именно Вэбб считается первопроходцем.

Газеты в 1963 г. пропустили преодоление пролива Кейтом Слокомбом. Втайне от жены он приехал в Дувр, взял волнорезную доску и прикрепил к ней с помощью верёвок фруктовый сок с водой. Психотерапевту потребовалось 9 ч для того, чтобы добраться до другого берега. Журналистов он не предупредил, так как боялся гнева супруги.

Преодолеть путь вдоль пролива согласился Льюис Пью в 2018 г., чтобы обратить внимание общественности и политиков на загрязнение воды. Он провёл 49 дней за этой акцией, 350 км среди пластика впечатлили пловца

Пью, кроме медуз, не видел животного мира в воде. Рядом всегда присутствовала бригада специалистов, чтобы оказать ему помощь и забрать собранный мусор. С берега присоединялись другие пловцы, а горожане собирали мусор на побережье.

На транспортных средствах

Необычные способы преодоления пролива начались с перелёта двумя французами Ла-Манша на воздушном шаре. 1909 г. ознаменовался перелётом первого самолёта через пролив, за рулём которого сидел Блерио. Чтобы убедить мир в схожести индейских и уэльских лодок, Томас Б. сам переплыл водный барьер на бычьей лодке.

На перелёт в самолёте в обе стороны первым решился Чарльз Стюарт 1910 г. Американец Джон Бевинс Моисант через месяц перелетел пролив с пассажирами на борту (кошка и механик).

Имя Способ Результат
Джаффри и Бланшар, учёные На воздушном шаре Начало спортивных рекордов
Метью Вебб, английский матрос Вплавь, в купальном костюме за 21 ч 45 мин. Рекорд с 1875 г. не могли побить 36 лет
Гертруда Эдерле Вплавь за 14 ч 30 мин. Первая пловчиха, покорившая Ла-Манш
Клаудия Макферсон, канадка Вплавь Самая юная покорительница – 17 лет
Джейн Балтазар, американка Под водой, с корабля подавались кислородные баллоны Сдалась из-за не наполненного баллона, спущенного случайно
Элен Кэмпбел На крыле самолёта над проливом Необычный способ преодоления водного рубежа
Жан Брюэль На машинах-амфибиях Удачная попытка преодоления пролива данным способом

Устройство и транспортная система тоннеля Ла-Манш

Сооружение оборудовано двумя рельсовыми путями и одним служебным тоннелем. Через каждые 375 метров имеет проходы, соединяющие его с основными полосами. Тем самым обеспечивает доступ к полотну служебному персоналу и позволяет эвакуировать пассажиров в случае необходимости.

Все полосы имеют две развязки, позволяющие поездам спокойно перемещаться. Движение левостороннее. Максимально допустимая здесь скорость — 160 км/ч. Это почти в два раза меньше максимальной скорости поездов Eurostar. В результате тоннель можно преодолеть за 20 минут и за 35 — на Shuttle.

Всего по подземному полотну передвигается четыре вида поездов:

  • Пассажирские, курсирующие между Северным вокзалом французской столицы, лондонским вокзалом «Сент-Панкрас» и брюссельской станцией Midi/Zuid.
  • Shuttle, которые перевозят пассажиров с их собственными машинами, а также автобусами, фургонами. Погрузка занимает не больше 8 минут. Двигаются по маршруту «Сангатт-Фолкстон» и обратно.
  • Shuttle, предназначенные для грузовиков. Водители авто при этом едут в специальных вагонах.
  • Поезда, специализирующиеся только на грузах.

Внутри Shuttle Eurostar ,  Adam Foster

Строительство Евротоннеля

Международное подземное полотно официально открыли 6 мая 1994 года. Если бы не предрассудки и финансовая составляющая, это могло произойти на несколько десятилетий, а то и столетий раньше. Ведь о строительстве будущего инженерного достижения заговорили ещё в 1802 году.

Это был француз Альбер Матье-Фавье. Согласно его схеме, по тоннелю должны были передвигаться повозки с лошадьми, вентиляцию бы обеспечивали отдушины, выходящие на поверхность пролива, а свет — масляные лампы. Идею поддержал Наполеон Бонапарт. Планам помешала разразившаяся в 1805 году война.

К обсуждениям вернулись в 1856 году. Своё видение будущего транспортного коридора выдвинул французский инженер Томе де Гамонд — предлагал построить железнодорожное полотно. Англичане долго колебались, обоюдное согласие стран достигли лишь в 1872 году. Процесс останавливали несколько раз — англичане опасались, что готовый тоннель облегчит нападение противника на их территорию.

К проекту вновь вернулись после Второй мировой войны. В 1973 году его запустили. В 1987 году правительства двух стран подписали окончательный договор о строительстве.

Согласно документу, подземный коридор соединял французский городок Кале и британский Фолкстон. Французам повезло меньше — южная часть тоннеля должна была проходить на 50 метров глубже, чем северная.

Строительные работы начались в декабре 1987 года с запуска английской техники. Непрерывный процесс обеспечивали 11 щитов для горизонтальной выработки с одной стороны и столько же с другой. Машины не только прокладывали путь, но и укрепляли участки бетонными элементами. На укрепление одного бетонного кольца тратилось чуть меньше часа. За семь дней британские щиты проходили 150 метров, их французские двойники — 110 метров. Разница обуславливалась разными условиями и конструкциями техники.

Последние метры будущей дороги проделывались вручную. Памятная встреча двух сторон произошла в декабре 1990 года. Снимок, на котором с флагами в руках запечатлены французский инженер Филипп Козетт и его британский коллега Грэм Фэгг, долго не сходил с первых полос местных газет.

Терминал в Фолкстоне, Лондон,  Shirokazan

Стоимость тоннеля под Ла-Маншем

По одним данным, стоимость проекта с учётом инфляции составила 10 млрд фунтов стерлингов. По другим сведениям, в 1985 году строительство оценили в 2, 6 млрд фунтов стерлингов. К окончанию работ сумма увеличилась до 4, 65 млрд фунтов стерлингов. Причиной такого роста стало повышение требований к экологичности и безопасности подземного коридора.

Несмотря на противоречивую информацию, источники сходятся в одном: Евротоннель до сих пор не окупился финансово. По словам экспертов, чтобы это произошло, понадобится больше 1000 лет.

Ситуацию может ухудшить недавний выход Великобритании из Евросоюза.

Первую годовую прибыль от проекта компания Eurotunnel, осуществлявшая финансирование, получила лишь в апреле 2008 года.

В том же году оператор тоннеля компания Eurostar получила доход в 40 млн евро. Спустя два года понесла значительные потери, вызванные мировым экономическим кризисом.

Поезда Eurostar,  Loco Steve

Пересечение пролива Ла-Манш на транспортных средствах[править | править код]

  • Француз Луи Блерио 25 июля 1909 года первым перелетел через Ла-Манш.
  • Американка Гарриет Куимби 16 апреля 1912 года стала первой женщиной, перелетевшей через Ла-Манш.
  • В 1974 году Бернард Томас из Ллехрида, Уэльс, пересёк на коракле Ла-Манш за 13 с половиной часов. Эта акция проводилась с целью продемонстрировать, что бычьи лодки индейского племени Мандан из Северной Дакоты могут происходить от уэльских кораклов, привезённых при переселении принцем Мадогом в XII веке.
  • 12 июня 1979 года 26-летний американский велосипедист и дельтапланерист Брайен Аллен перелетел через Ла-Манш на мускулолёте Gossamer Albatross.
  • 4 августа 2019 года 40-летний изобретатель из Франции Фрэнки Запате перелетел Ла-Манш на сконструированной летающей платформе Flyboard Air за 20 минут.

Туннель под Ла-Маншем

Идея соединить Альбион с континентом туннелем под дном пролива родилась еще в начале девятнадцатого века. Но при тогдашнем уровне техники это было чистой воды прожектерством.

В двадцатом веке к делу подошли серьезнее, в 1955 году даже были начаты строительные работы, которые, однако, свернули по экономически причинам. И только в 1986 году специалисты из двух стран разработали проект, который был воплощен в жизнь спустя восемь лет.

Согласно этому проекту, сооружение состоит из трех тоннелей: двух железнодорожных и расположенного между ними технического. Строительство велось между английским Дувром и французским Кале, потому что ширина пролива Ла-Манш здесь наименьшая. Но объект все равно вышел грандиозный: 50 километров в длину, 38 из которых проходят непосредственно под дном пролива. Глубина пролегания тоннеля — 45 метров под дном Ла-Манша.

6 мая 1994 года королева Великобритании и президент Франции перерезали символическую ленточку, дав старт эксплуатации крупнейшего в мире подводного тоннеля, названного Евротоннелем.

Тоннель под водой

Судоходство на Ла-Манше очень часто является невозможным из-за особых погодных условий. По мнению ученых, несколько веков назад в проливе утонуло множество кораблей. Густой туман, сильные ветра и быстрое течение (иногда скорость достигает 3–4 км/ч) не позволяло добраться до конечной точки. Последние 200 лет люди пытались придумать наиболее удобный способ преодоления залива Ла-Манш. Предложение о строительстве тоннеля через воду впервые прозвучало в 1802 году, через 90 лет сформировали Комитет по созданию дороги. Кроме того, предлагали сделать через залив мост.

Французские и британские компании в 1986 году начали разработку чертежей конструкции, но на выбор лучшего потребовалось почти 10 лет. Еще 3 года ушло на строительство и прокладывание железной дороги. В 1994 году открыт уникальный подводный тоннель, протяженность которого 50 километров. Большая часть дороги (а именно 38 км) проложена по морскому дну. Она соединяет Францию и Британский остров, позволяя добраться в нужное место за 2 часа 15 минут. Путь под водой занимает примерно 25–30 минут.

На глубине 45 метров расположено сразу 3 тоннеля: служебный и 2 железнодорожных. Возводили конструкцию одновременно с двух сторон – Франции и Великобритании. Две половинки разделяло 100 метров, которые рабочие копали вручную в 1990 году. Через год построили два других тоннеля. Через 7 месяцев начали укладывать железную дорогу. Торжественное открытие произошло 6 мая 1994 года, на котором присутствовал президент Миттеран и Королева Елизавета II.

На строительство подводной дороги ушло более 10 миллиардов фунтов, хотя сначала планировалась сумма в 2 раза меньше. Считается, что убыток составил примерно 925 миллионов фунтов. Кроме того, во время возведения путей произошел пожар, принесший дополнительные траты.

https://youtube.com/watch?v=1N63K3nMKHY

Происхождение пролива, исторические события

Учёные утверждают, что на месте Па-де-Кале 200 тыс. лет назад существовал хребет, Великобритания за его счёт являлась полуостровом. Но 2 меганаводнения прорвали сушу и сформировали привычную всем картину побережий. Вода из растаявшего ледника заполнила пролив. Непредсказуемая погода и сложный характер течений внушали страх капитанам перед этим каналом.

Ла-Манш не давал забыть враждующим странам друг о друге: в подзорную трубу с Дувра при ясной погоде видно очертания французского берега. На карте пролив значился, но как торговый путь не использовался из-за частой непогоды. Поэтому большей частью для Англии он использовался как дополнительное военное укрепление. Многие французские флотоводцы пробовали его пройти.

С большим трудом пролив форсировал Цезарь. Вильгельм Завоеватель покорил Ла-Манш вслед за римским полководцем, но потерял в нём больше половины воинов. Выжившим нормандский князь настрого приказал не рассказывать о потерях, в противном случае – смертная казнь. Французская армада под руководством Филиппа II одержала победу над Испанским флотом, чем лишила её титула «морской державы».

Первая мировая война показала, что водный перешеек – защита только от больших вражеских судов, но подводные лодки, аэропланы не боялись тумана или течений. Тактика полной морской блокады позволила государству на острове отбиться, но показала, что только на природу больше полагаться нельзя.

Во Второй мировой, немецкие войска использовали мины и обстреливали побережье. Сегодня Ла-Манш не разделяет, а соединяет остров и материковую часть Европы с помощью подводного канала.

Пересечение пролива Ла-Манш вплавь[править | править код]

Пловцы пересекают пролив Ла-Манш (точнее, наиболее узкую его часть — Па-де-Кале, Дуврский пролив, 32 км) в тяжёлых условиях: холодная вода (от +15 до +18 °C летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта включительно), а также течения, вызванные приливами и отливами. В связи с этим за всю историю пролив Ла-Манш смогли преодолеть около 1000 человек (по состоянию на 2012 год) — это меньше числа людей, покоривших Эверест.

  • Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Уэбб в 1875 году за 21 час 45 минут. Первая женщина переплыла пролив в 1926 году за 14 часов 39 минут (Гертруда Эдерле, США).
  • Спортсмены СССР пролив не переплывали. Первый россиянин, преодолевший пролив, — пловец-любитель Павел Кузнецов (35 лет) (22—23 августа 2006 года, 14 ч 33 мин. 25 сек.). Россиянин Юрий Кудинов 24 августа 2007 года установил третье в мировом зачёте время 7 ч 5 мин. 42 сек. В 2007 году пролив также преодолели две россиянки: 26 августа — Наталья Панкина (8 ч 11 мин.) и 6 сентября — Алла Кассиди (13 ч 7 мин.).
  • Пётр Стойчев (Болгария) в 2007 году первым проплыл быстрее 7 часов: 6 ч 57 мин. 50 сек.
  • Рекорд среди мужчин с 2012 года принадлежит Тренту Гримси (Австралия) (6:55); среди женщин — чешской пловчихе Иветте Главачовой (2006 год, 7 ч 25 мин. 15 сек.).
  • Также отмечаются и самые медленные заплывы через пролив. Рекорд составляет 28 ч 44 мин. (Джеки Кобелл, Великобритания, 2010 год).
  • 42-летний француз Филипп Круазон стал первым человеком без рук и ног, которому удалось переплыть через Ла-Манш. Для этого он использовал специальные протезы, помогавшие ему поддерживать равновесие на воде, и тренировался по 35 часов в неделю. Филипп начал заплыв из британского порта Фолкстон и закончил его в районе французского города Виссан, затратив чуть более 14 часов.
  • Разница в скоростных результатах заплывов объясняется не только мастерством участников, интенсивным судовым трафиком (до 600—700 судов в сутки) и погодными условиями, но и мастерством пилота катера сопровождения. Пловцам и пловчихам запрещается использование гидрокостюмов, но рекомендовано использование (через нанесение на кожу) специального жирового состава (Channel grease, 90 % ланолина, 10 % вазелина) — для защиты от контакта с агрессивной окружающей средой. Осуществляется выборочный допинговый контроль. Пловец не должен касаться во время заплыва каких-либо объектов (людей, лодок и прочего) Питание пловца обеспечивается путём передачи с катера сопровождения бутылок на верёвке или чашек на раздвижном шесте.
  • Плавание через Ла-Манш — опасный вид спорта. 11 августа 2001 года практически на финише заплыва «был потерян визуальный контакт» с пловцом Уэли Штаубом (Швейцария). 21 июля 2012 года 45-летний ирландец Патрик Кейзи утонул около полуночи в 1 км от французского берега. 27 августа 2016 года 45-летний британец Ник Томас, которого обнаружили после 16 часов заплыва в 16 км от берега Франции, скончался в больнице.
  • Самый молодой пловец, пересекший Ла-Манш, британец Том Грегори, переплыл пролив в 1988 году в возрасте 11 лет.

Новая версия

Более 20 лет назад появилась еще одна, можно сказать, катастрофическая теория развития событий. Большая часть географов воспринимает ее немного надуманной.

В журнале Nature была опубликована научная статья лондонских ученых из Imperial College, в которой говорилось о том, что отделяющий Великобританию и Францию пролив был сформирован в результате других природных процессов. Они считают, что причиной рождения Ла-Манша стал катастрофический отток воды из огромного озера, который образовался в результате слияния Рейна и Темзы в ледниковом периоде.

Руководитель этих исследований Санджив Гупта сказал, что более 420 тыс. лет назад Британия и Франция были соединены антиклиналью Вельд-Артуа. Это меловая гряда, высота которой достигала 180 метров именно в районе рассматриваемого пролива, а в западной части от нее лежали низины. Вода из Рейна, Темзы и других рек стекала сюда через Северное море.

А когда ледники заблокировали речная вода стала накапливаться в замкнутом пространстве, сформировав впоследствии огромное озеро, которое подпитывалось реками и таянием ледника.

Животный мир

Исследователи определили периоды потепления и похолодания на английских землях и водах. Эти периоды обуславливали колонизацию новых земель животными, но Ла-Манш мешал многим видам перейти через него. За 500 тыс. лет фауна претерпела несильные изменения из-за наличия в проливе речной системы. Она играла роль фильтра, не пропуская тех, кто не может выжить в данной солёности воды.

В очередное потепление, 80 тыс. лет назад, в Сомерсете существовали гиппопотамы, большие медведи (из рода белых), бизоны и северные олени. Они адаптировались к климату, но появились ещё в холодное время. Собаки выступали в роли гиен – костей последних обнаружено не было, но зубы собак имеют сточенные участки, будто животные грызли кости. Раскопки велись в пещере Бэнвелл.

Сегодняшняя картина животного мира в Ла-Манше небогата из-за сильно загрязнения пролива (большинство экологических преступлений регистрируются именно в этой части водного пространства).

В воде, где температура не превышает 18 0 С, встречаются:

  • Дельфины.
  • Скат.
  • Морские крокодилы (абсурд, так как они живут в температуре выше 30 0 С).
  • Тюрбо.
  • Медузы.
  • Угорь морской.
  • Акулы: обыкновенная и крупнопятнистая кошачья, морская лисица, кунья акула, голубая, атлантическая сельдевая и австралийская суповая акула.
  • Камбала.
  • Пятнистый губан.
  • Макрель.
  • Бычки (один из видов – галлюциногенный).
  • Северные олуши – птицы, пролетающие над проливом.

Экологическая проблема остро стоит для всей флоры и фауны Ла-Манша. Уже долгое время воды кажутся необитаемыми. Повсюду плавают пластик, обрывки воздушных шаров, полиэтиленовые пакеты. На проблему обращают внимания спортсмены и пытаются вызвать резонанс в обществе.

История пролива Ла-Манш

пролив Ла-Манш между Францией и Англией

Ла-Манш всегда был в центре исторических событий, так как контроль над ним давал большие преимущества: это был наикратчайший путь, как в Балтийское море, так и к берегам Британии. Плавание по проливу было сопряжено со многими трудностями – погода здесь очень переменчива, часто дуют сильные ветра, опускаются густые туманы. В сочетании со сложным характером течений и высокими приливами преодоление этого водного пути всегда было делом непростым. Но торговое и политическое значение пролива перевешивало все преграды.

Несмотря на коварность Ла-Манша, многие завоеватели смогли преодолеть его. Еще в первом веке пересекли пролив древние римляне, в 1066 году на побережье Британии высадились норманны, а в 17-м веке – Вильгельм Оранский. Но все же водный перешеек неплохо защищал британцев: ученые считают, что на дне пролива находятся остовы десятков тысяч судов разных времен и народов.

С середины 16-го века английские монархи установили жесткий контроль над Ла-Маншем, используя частые штормы и свои отстроенные корабли для защиты от посягательств испанских и французских флотов. Особую роль в обороне пролива играл порт Дувр.

Однако с появлением аэропланов пролив перестал быть надежной преградой для войск неприятеля, а создание подводных лодок еще более усугубило ситуацию. Британцам пришлось прибегнуть к полной морской блокаде Германии в 1918 году, чтобы отвести угрозу вторжения на острова.

Немецкие войска вернулись в Ла-Манш в начале Второй мировой войны, несмотря на невозможность использования там больших кораблей (пролив слишком мелководен для них). Поняв, что прямое вторжение невозможно, гитлеровцы установили множество минных полей и вели боевые действия в проливе с помощью подводных лодок, а также обстреливали берег.

В начале 1940-го года английские войска были эвакуированы на острова с континента в ходе операции «Дайнемо», которая вошла в историю как самая масштабная военная спасательная операция. Фашисты создали на континентальном берегу сильнейшие укрепления («Атлантический вал») и заняли несколько островов в проливе. Эти укрепления были отбиты у немцев при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 году.

По окончании войны Ла-Манш стал играть ключевую роль в объединении Великобритании и континентальной Европы – огромный поток грузов перевозился с помощью паромов. Возникла необходимость в новом виде транспортного сообщения, и в 1973 году был запущен проект по строительству подводного тоннеля. Такие проекты существовали и раньше: в 1802 году его предложил французский инженер А. Матье-Фавье, а в 1876 и 1922 годах даже начиналось строительство, которое прекращалось из-за различных политических проблем.

Строительство велось с двух сторон – английской и французской, а точность прохождения в тоннеле контролировалась лазерной системой позиционирования. 6 мая 1994 года подземный путь был открыт и получил название «Евротоннель». Теперь дорога с континента на остров занимает 2 ч. 15 мин., а под водой поезд движется около получаса.

Евротоннель

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Ла-Манш (пролив)» в других словарях:

Манш (значения) — … Википедия

Пролив Отранто — на карте. Отранто (итал. Canale d Otranto) пролив между побережьями Италии и Албании, соединяет Адриатическое и Ионическое моря. Назван по имени города Отранто в Италии. Ширина 75 … Википедия

Пролив Кабота — (англ. Cabot Strait, фр. détroit de Cabot) находится в восточной части … Википедия

пролив — а; м. Узкое водное пространство, разъединяющее участки суши и соединяющее водоёмы (моря, озёра и т.п.) или их части. Керченский п. Берингов п. Пересечь п. Выйти в п. * * * пролив относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо… … Энциклопедический словарь

Пролив — Керченский пролив. Вид с крымского берега. Пролив водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части … Википедия

Пролив Дрейка — Координаты: 58°34′49″ ю. ш. 62°54′34″ з. д. / 58.580278° ю. ш. 62.909444° з. д. … Википедия

Пролив Дейвиса — Координаты: 67°00′38″ с. ш. 58°01′44″ з. д. / 67.010556° с. ш. 58.028889° з. д. … Википедия

Ла-Манш — (франц. La Manche, буквально рукав) Английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па де Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим… … Большая советская энциклопедия

Канал ла-Манш — пролив между Англией и Францией, иначе Ла Манш (см. соотв. статью) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ла-Манш — Координаты: 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д. / 50.183611° с. ш. 0.531111° з. д. … Википедия

Источник

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Ла-Манш // Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. ↑ 160 км в час под водой (рус.). gudok.ru. Дата обращения: 11 декабря 2018.
  3. ↑ Limits of Oceans and Seas, 3rd edition + corrections (неопр.) 42 and 6. International Hydrographic Organization (1971). Дата обращения: 9 мая 2016.
  4. ↑ Канал Английский // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ;  : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  5. Harris, Colin S. Engineering Geology of the Channel Tunnel (англ.). — Thomas Telford, 1996. — P. 71. — ISBN 9780727720450.
  6. Gibbard, Philip. Palaeogeography: Europe cut adrift (англ.) // Nature. — 2007. — Vol. 448, no. 7151. — P. 259—260. — ISSN 0028-0836. — doi:10.1038/448259a.
  7. ↑ Русский Ла-Манш (о заплывах через Ла-Манш российских спортсменов)
  8. ↑ DailyMail: Woman takes 28 hours to swim Channel in slowest ever crossing (неопр.). www.dailymail.co.uk. Дата обращения: 11 декабря 2018.
  9. Mignews. Безрукий и безногий француз переплыл Ла-Манш (рус.) (недоступная ссылка). Mignews (20 сентября 2010). Дата обращения: 2 июня 2011. Архивировано 1 апреля 2012 года.
  10. ↑ BBC World Service – Sporting Witness, Tom Gregory – The 11-Year-Old who Swam the Channel (англ.). BBC. Дата обращения: 19 декабря 2018.
  11. ↑ Wales on Britannia: Facts About Wales & the Welsh (неопр.) (недоступная ссылка). www.britannia.com. Дата обращения: 11 декабря 2018. Архивировано 11 октября 2008 года.
  12. Deutsche Welle (www.dw.com). Французский спортсмен пересек Ла-Манш на “летающей доске” | DW | 04.08.2019 (рус.). DW.COM. Дата обращения: 4 августа 2019.
  13. ↑ ACOPS marine pollution survey 2012 (неопр.). Дата обращения: 15 декабря 2015.
  14. Khalid Bichou, Joseph S. Szyliowicz, Luca Zamparini. Maritime Transport Security: Issues, Challenges and National Policies (англ.). — Edward Elgar Publishing, 2014. — P. 175. — ISBN 9781781954973.

Любопытные факты

У Ла-Манша есть другие названия: Английский канал, эль Канал де-ла-Манча (испанское название), Engelse Kanaal (голландский), канал да-Манча (португальский). «Манча» переводится как «пятно», а «Ла-Манш» с французского как «рукав». Французский вариант самый распространённый: первое упоминание встречается в документах XVII.

На Нормандских островах обустроены узкие дорожки, на которых преимущество всегда у всадников, велосипедистов или пешеходов. Автомобиль в этом случае должен их пропустить. Максимальная скорость для транспортных средств – 24 км/ч. На острове Джерси со Второй мировой войны сохранились туннели, бункеры и подземная больница.

За то, что Элисон Стритер удачно переплыла пролив 43 раза, она получила звание Королевы Ла-Манша. Английские власти поощряют опасный вид спорта, но во Франции заплывы запрещены. Запрет мотивирован тем, что спортсмены затрудняют активное движение судов.

В пассажирский челночный поезд, который передвигается по Евротоннелю, можно сесть с машиной. Водитель заезжает в вагон и не выходит со своей машины на протяжении всего пути поезда. Под Ла-Маншем поездам запрещено ехать быстрее, чем 160 км/ч.

Через водный перешеек корабли, стремящиеся в Атлантику обязаны передвигаться, держась берегов Англии, а к Северному морю – Франции. Это решение проблемы, возникнувшей в 1970-х гг., когда из-за большого количества судов в проливе регулярно происходили столкновения.

Как видно на карте, пролив Ла-Манш не занимает большую территорию, но способен удивить своей историей, которая полна сложными взаимоотношениями Великобритании и Франции. Многие факты остаются еще не разгаданными.

На дне, по предположениям учёных, могут лежать остатки испанских галер, французской флотилии, римских кораблей и немецких подводных лодок. Если раньше он разъединял враждующие страны, то сейчас служит одним из способов перемещения из острова на материк и обратно.

Оформление статьи: Владимир Великий

Города

На Ла-Манше расположено несколько больших островов, к примеру, один из них – остров-Уайт, где также расположен достаточно большой город – Ньюпорт с населением 24 тыс. жителей. На территории города расположен красивый замок Карисбрук, где во время революции был заточен английский король Карл I.

Ньюпорт фото

На севере Франции также расположены Нормандские острова, на которых в общей сложности приживает более 163 тыс. жителей – в основном англичане и французы. Крупнейшим городом на Нормандских островах считается Сент-Хелиер с населением в 24 тыс. жителей.

В этом городе распложен огромный замок позднего средневековья – Замок Елизаветы, который был основным оборонительным сооружением Англии на данном участке в свое время.

Крупнейшими городами на Ла-Манше считаются:

  • Дюнкерк,
  • Кале,
  • Брайтон,
  • Портсмут,
  • Плимут и другие.

Интересные факты о Евротоннеле

  • Во время прокладки полотна рабочие изъяли 8 миллионов кубометров грунтовых пород. Каждая сторона распорядилась полученным по своему усмотрению. Французы вывели смесь обратно в пролив, англичане — создали мыс Шекспира, который впоследствии преобразовали в парк Samphire Hoe.
  • Сооружение должны были сдать на год раньше. На торжественной церемонии присутствовали королева Елизавета II и тогдашний правитель Франции Франсуа Миттеран.
  • Первым человеком, пересёкшим Ла-Манш по суше за последние 8 000 лет, в 1990 году Британская вещательная корпорация окрестила Грэма Фэгга.
  • Пассажирское обслуживание началось 14 ноября 1994 года.
  • За 2017 год по тоннелю перевезли 10, 3 млн пассажиров, 1, 22 млн тонн грузов, с помощью грузовых поездов Eurotunnel Shuttle — 10,4 млн пассажиров, 2,6 млн авто, 51 000 автобусов, 1, 6 млн грузовиков.
  • С 1997 года незаконные иммигранты пытаются проникнуть в Великобританию по подземному коридору под Ла-Маншем. Часть случаев заканчивается трагически.
  • Известно и о нескольких смертях во время бурения подземного сооружения. Десять рабочих погибли в период с 1987 по 1993 год. Большинство из них — во время первых месяцев строительства.
  • За строительство тоннеля в своё время выступал английский писатель Артур Конан Дойл.
  • Британские щиты обозначались буквами и цифрами, а французская — женскими именами: Бриджит, Катрин, Северина и т. д. На «Вирджинию» до сих пор можно посмотреть, находится в середине кольцевой развязки D243E3/D243E4.
  • За всю свою историю Евротоннель не раз приостанавливал работу. Среди самых частых причин — пожары. Один из недавних инцидентов произошёл в декабре 2015 года из-за загоревшегося грузовика.

Крис Фрум – первый человек, который проехал на велосипеде через Евротоннель,  Jaguar MENA

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: