Дом-орден
Необычный господский дом — достопримечательность, ради которой стоит приехать в Люблино. Здание построено в стиле знаменитой виллы Ла-Ротонда – загородного дома, которую зодчий Андрео Палладио возвел в итальянском городе Виценца.
Хотя не осталось никаких документов, считается, что дурасовский дворец и здание театра были построены по проекту русских архитекторов Ивана Васильевича Еготова и Родиона Родионовича Казакова. Скорее всего, главное здание было готово уже в 1801 году. Интерьерами усадьбы и плафонами для господского дома занимался русский художник итальянского происхождения Доменико Скотти.
Дом-орден в Люблино – памятник архитектуры. Здание имеет форму равноконечного креста. Центральный зал окружают четыре симметричных крыла, вписанных в круг – открытую колоннаду.
Люблинский пруд
Вид на Люблинский пруд Большой водоем устроен на речке Чурилихе, длина которой 13,5 км. Извилистая река берет начало в районе Перово, течет через Кузьминский лесопарк, мимо Люблинского парка и уже под землей впадает в реку Нищенка.
По одной из версий название Чурилиха происходит от старинного имени «Чурила», а по другой – от древнего слова «чур», древнеславянского бога хранителя очага. На некоторых картах речка подписана как Пономарка, Голедянка или Люблинка.
Люди селились в этих местах очень давно. Археологи нашли в пойме Чурилихи несколько курганов-погребений славянского племени вятичей XI-XIV в. Места археологических раскопок с 1991 года имеют статус памятников истории.
Пруд возле Люблинского парка вытянут с востока на запад, занимает 16,8 га. Это один из самых больших искусственных водоемов Москвы.
Длинная Краснодонская улица делит водоем на две части. В пруду водятся караси, поэтому здесь всегда можно увидеть людей с удочкой. На северном берегу, в небольшом парке Шкулева, есть зона отдыха и пляж, но из-за грязной воды купаться в пруду запрещено.
История усадьбы Люблино
Первые упоминания о земле, на которой находится усадьба, датируются концом XVI века. На этом месте находилось село, которое сотню лет спустя перешло во владение рода Годуновых, откуда и приобрело название Годуново. После брака наследницы Аграфены Григорьевны с командиром Лейб-гвардии Семеновского полка князем Владимиром Никитичем Годуново перешло к Прозоровским.
Усадьба принадлежала этому роду на протяжении нескольких поколений. По одной из версий, она настолько нравилась владельцам, что получила имя Люблино. К концу XVIII века имение перешло к Разумовским, а затем к Урусовым.
Но свою популярность Люблино приобрело благодаря новому хозяину Николаю Алексеевичу Дурасову, который купил его в 1800 г. после переезда из отцовского имения Никольское. Помещик Дурасов был знаменит своим богатством, оригинальностью и гостеприимностью. Пиршества, которые он устраивал для гостей, надолго запомнились москвичам того времени. На один из торжественных приемов как-то прибыла сама императрица Мария Федоровна.
Благодаря этим качествам владельца Люблино стало одним из центров отдыха и развлечений для всего московского дворянства, а архитектура усадьбы приобрела знакомый посетителям вид.
Ю.И. Шамурин Люблино
Ближайшая к Москве по Курской дороге усадьба — Люблино, теперь принадлежащая Н. К. Голофтееву. Большой белый дом, совершенно необычной формы, красиво поставлен на возвышении и виден от железной дороги. Совершенно неожиданно проносятся его многочисленные колонны и стены с барельефами, сменяя поля орошения, товарные склады и закопченные рельсовые пути. Люблино в начале XIX века принадлежало Н. А. Дурасову, несмотря на свое богатство, не пользовавшемуся в Москве большой известностью. Около 1800 года Дурасов построил громадный дом, отлично сохранившийся до наших дней. План его представляет равноконечный крест с концами, соединенными закругленными колоннадами; по поводу этого необычного плана по старой Москве ходили толки, что такой вид был придан дому в память получения Дурасовым ордена Анны. Этому можно поверить: дом в плане, действительно, напоминает орден; что же касается самого замысла — запечатлеть таким странным образом полученную награду, — то это вполне возможная причуда старого барства. С. Жихарев, оставивший интереснейшие «Записки студента» о московской жизни первых годов Александровского царствования, посещал Люблино и со слов хозяина сообщил, что дом строил архитектор Егоров. Такой архитектор неизвестен. Невероятно также, что это был крепостной маестер; Жихарев, по-видимому, ошибся в имени архитектора Ивана Еготова, талантливого ученика М. Ф. Казакова, работавшего в это время в Москве. Казаковская школа очень определенно сказывается в дурасовском доме, немного однообразном, украшенном только четырьмя барельефами, статуей на куполе и полукруглыми колоннадами. Н. А. Дурасов был большим любителем театра; его подмосковная славилась оранжереями, но еще более — отлично обученной труппой, заключавшей более сотни крепостных артистов. Внутри дома красивы плафоны зала, расписанные итальянцем Скотти, самым популярным московским декоратором начала XIX века.
Храм Аполлона
Большую художественную ценность имеют восстановленные интерьеры дворца, который предназначался не для проживания, а для развлечений. Здание несет в себе идею храма искусства, посвященного Аполлону – установленная на бельведере статуя божества когда-то царила над окрестностями. Античные сюжеты преобладают и во внутреннем оформлении дворца, который расписывал известный декоратор Доменико Скотти.
Центральный круглый зал (диаметр – чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.
Доменико Скотти мастерски использовал монохромную технику гризайль, имитирующую архитектурные и скульптурные формы. Стены круглого зала украшены обманкой: кажущиеся трехмерными колонны на самом деле являются просто росписью. Скульптурный ярус – тоже двухмерный. Его занимают изображения колесницы Аполлона и муз, обряда жертвоприношения, аллегорий музыки и танца.
Круглый зал использовался как парадная столовая и освещался канделябрами – бра добавили после реставрации 1950-х по образцу светильников из дворца Шереметевых в Останкине. Наверху также располагалась ныне скрытая оркестровая ниша – благодаря прекрасной акустике музыка разносилась по всему дворцу.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Светло-зеленый мраморный зал символизировал летний день и предназначался для танцев. Через боковые двери гости могли совершить церемонный обход по круговым галереям первого этажа во время полонеза или котильона.
В интерьере использован стукко – искусственный мрамор, который был в моде у богачей начала XIX века и стоил тогда больше, чем природный. Настоящий шедевр – работа Скотти «Пир Вакха на острове Наксос», выполненная на холсте, который затем разместили в плафоне. На стенах – рельефные аллегории искусств и времен года.
Дух времени передает коллекция настольных часов XVIII–XIX веков, представленная в витринах, а также статуя Венеры Италийской – поздняя копия, отлитая с оригинала значительного скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Розовая гостиная, окрашенная в тона закатного неба, символизирует вечер. Колонны композитного ордера делят ее на три части, делая похожей на парковую беседку. Декорация потолка и паркета – аллюзия на только-только появившиеся на небе звезды и их отражение на глади пруда.
К сожалению, из четырех оригинальных полихромных панно, написанных на холстах и размещенных на нижней части свода, сохранилось только одно, изображающее миф об Актеоне. Три остальных – «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Триумф Вакха и Ариадны» – были выполнены по сохранившимся фотографиям в 1950-е.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Разбогатевшие провинциалы
Среди ранних владельцев поместья, известного с конца XVI века, были Годуновы, Прозоровские, Разумовские, Урусовы. Архитектурный комплекс, который дошел до наших времен, был построен по заказу отставного бригадира Николая Дурасова (1760–1818), который купил эти земли около 1800 года. В биографии Дурасова остается множество белых пятен. Неизвестно даже, как он выглядел – не сохранилось ни одного изображения баснословного богача, который получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Есть лишь одно свидетельство, в котором косвенно упоминается его внешность. Посетившая Люблино в 1806 году компаньонка княгини Дашковой англичанка Кэтрин Вильмот писала:
«…Все было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря – владельца такого изумительного поместья».
Он не был коренным москвичом. В Москву родители Николая Алексеевича перебрались в последней четверти XVIII века из Симбирска (сейчас – Ульяновск). Память о семье сохранилась в названии Дурасовского переулка, проходящего по бывшей границе их обширной городской усадьбы. Ее центром был роскошный трехэтажный особняк с фронтоном и колоннами, построенный в 1790-х Матвеем Казаковым по заказу отца будущего владельца Люблина. Сегодня это здание на Покровском бульваре, считающееся одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве, занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Фото: mos.ru
Экспозиции
Усадьба Дурасова в Люблино представляет собой основную экспозицию музея под названием «Есть много чудных мест, украшенных на диво». Экспозиция размещена в парадных залах дворца и знакомит гостей с дворянским загородным бытом начала XIX–XX вв.
Дворцовые интерьеры позволяют узнать о модных тенденциях в архитектурно-декоративных стилях прошлых веков. Мебель и картины помогают ощутить дух эпохи, настроение людей, бытовые привычки и вкусы. В интерьерах, типичных для русской дворянской усадьбы, воссозданы в точности интерьеры, как они выглядели при Н. А. Дурасове. Повседневная жизнь предстает через одежду, украшения, книги, посуду.
Семейная гостиная
В Мраморном зале выставлены предметы мужского и женского гардероба, предназначенные для торжественных приемов и балов.
На втором этаже усадьбы находятся 2 постоянно действующие выставки:
- история и традиции усадебного крепостного театра (в восточном крыле дворца);
- история свадебного дворянского платья (в западной части).
Еще одна постоянная выставка организована на 1 этаже. На ней посетители узнают, как проходили парадные обеды в эпоху Просвещения.
Регулярно устраиваются временные выставки на разные темы, работает лекторий. В Розовом зале проводятся концерты и танцевальные мероприятия, посетители могут принять участие в иммерсивных постановках.
Для организованных групп предусмотрены мастер-классы:
- создание богородских игрушек, народных кукол-оберегов;
- роспись тарелок;
- изготовление открыток;
- разрисовка керамических колокольчиков.
Гостям музея предлагается осматривать залы самостоятельно или в составе группы.
Дата окончания работ по реконструкции усадьбы Люблино
Комплексное благоустройство парка усадьбы Люблино планируют завершить до конца лета. Пока он временно закрыт для посетителей. Работы ведутся на территории 36,8 га. В парке уже появилась новая набережная вдоль Люблинского пруда, построили павильон для проведения праздников и свадеб, откуда открывается вид на пруд, полностью готов павильон лодочной станции и причал.
Парк расположен в районе Люблино. И хотя эта зона отдыха расположена далеко от основных туристических маршрутов столицы, ее посещают не только местные, но и жители других районов города. Долгие годы в обновлении нуждались набережная, прогулочные дорожки и другие объекты инфраструктуры парка. Кроме того, здесь не было удобных спусков к Люблинскому пруду, а старая лодочная станция давно была закрыта.
Интерьер
Усадьба Дурасова в Люблино знаменита своими интерьерами, над росписями которых работали художники из Италии Джеромо Скотти и Сантино Ольденелли. Восстановить росписи удалось команде реставраторов под началом известного художника В. Марковина.
Круглый зал
Интерьеры представляют собой часть выставочного пространства. Главный вход расположен с юго-восточной стороны и ведет в парадные помещения, которые занимают 1300 кв. м.
Это 3 зала:
- Круглый;
- Мраморный;
- Розовый (или Колонный).
Розовый зал Архитекторы и владелец задумывали Круглый зал как композиционный центр здания, поэтому он имеет высоту в 2 этажа. В соответствии с палладианским стилем Круглый зал напоминает античный атриум — центр древнегреческого дома и домашний храм.
В оформлении зала разнообразно представлены военные символы 1812 года: выполненные стенах орнаментальные росписи (алагерки) из венков, лавровых веток, знамен и оружия поддерживаются легкими амурами – символами любви.
Круглый зал создавался как роскошно оформленная для приемов столовая, он считается самым красивым помещением в усадьбе. Из огромных окон открывается прекрасный вид на пруд и парк. Пол выложен дубовым паркетом, в центре помещения образующим розетку-солнце.
Стены украшены барельефами на мифологические темы (по часовой стрелке от входа):
- Аполлон с музами;
- Жертвоприношение;
- Феб лучезарный;
- Венчание Амура.
Росписи в технике гризайль придают помещению глубину и объем. Венчает нарядный зал купол, расписанный на тему любовных побед Венеры.
Роспись на потолке в Круглом зале
Колонный зал находится в северо-западной части дворца, он планировался как гостиная. Зал поделен на 3 части двумя рядами колонн, отделанных искусственным розовато-серебристым мрамором. Цветовая гамма дала залу второе название — Розовый. Пространство над карнизами декорировано 4 панно на античные сюжеты.
Стены комнаты оформлены полихромными пейзажными росписями, что должно было создавать у гостей ощущение пребывания в саду. Пол выполнен из наборного паркета. Хозяин, Николай Дурасов, обставил зал диванами, ломберными столиками и удобными креслами.
Интерьер Розового зала
Самый просторный прямоугольный Мраморный зал предназначался для балов. Он выглядит нарядно за счет использования в оформлении техники стукко – стены облицованы разными оттенками искусственного мрамора.
Парадное впечатление поддерживается лепными карнизами, барельефами и медальонами с изображением древних героев и богов. Атмосферу праздника подчеркивает потолочный плафон, на котором итальянский художник изобразил пирующего Вакха.
Мраморный зал
На втором этаже находились личные покои владельца дома, на третьем – бельведер с примыкающими к нему 4 комнатами. При создании усадьбы свод бельведера был украшен кессонами с цветочными розетками, это художественное оформление было воссоздано в 2012 г. После реставрационных работы, проведенных в течение 5 лет (с 1999 по 2004 гг.), усадьба обрела вторую жизнь.
Люблинский сатрап
Снискав славу первейшего хлебосола в городе, большого оригинала и человека со вкусом к развлечениям, Дурасов однако не пользовался искренней любовью. Поэт и переводчик Михаил Дмитриев, один из современников богача, называл его сатрапом – то есть тираном, деспотом, самодуром. Не самая лестная характеристика.
«…с надменной уверенностью позволял себе иногда нестерпимые выходки, хвастовство и глупые шутки, которым и хохотал, – писал Дмитриев. – Он хвастал богатством, презирая всякий ум и всякие талант и ученость, унижал их с каким-то глупым наслаждением… жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы и был до эпохи французов, все изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях».
В 1806 году Дурасов завел у себя в усадьбе крепостной театр, который соперничал с шереметевским за звание лучшего в Москве. В труппу входили до 120 актеров из крепостных крестьян, обучавшихся азам драматического искусства прямо в усадьбе. Труппу возглавлял известный московский артист и педагог Петр Плавильщиков. История крепостного театра Дурасова закончилась со смертью хозяина, не имевшего семьи и наследников. В Люблине сохранились перестроенные здания театра, театральной школы и пансиона для актеров, а также оранжерея и другие хозяйственные постройки.
В мае 1818 года театр почтила посещением вдовствующая императрица Мария Федоровна. Хозяин пережил знаменательный визит лишь на месяц – Дурасов умер в июне в возрасте 47 лет.
Инфографика: mos.ru
Дачник Достоевский
Люблино унаследовала сестра Николая Алексеевича. Следующим примечательным хозяином усадьбы стал муж ее дочери боевой генерал Отечественной войны и литератор Александр Писарев.
В середине XIX века усадьбу приобрел купец первой гильдии, предприниматель Конан Голофтеев (1822–1896), при котором дворец перестроили, а усадебную территорию превратили в дачный поселок. Самым известным арендатором был Федор Достоевский, который в 1866 году «укрепился в Люблине в приятнейшей компании». Здесь, находясь по соседству с семьей своей сестры Веры Михайловны Ивановой, он дописывал «Преступление и наказание».
Любопытно, но при Дурасове в Люблине не было своего храма. Голофтеев восполнил этот пробел, купив на Политехнической выставке в 1872 году деревянную одноглавую церковь, которую освятили во имя святых Петра и Павла. В советское время ее разобрали.
Усадьба серьезно пострадала во время знаменитого московского смерча 1904 года, самого разрушительного в истории города. Тогда дворец лишился мраморной статуи Аполлона. Унаследовавший Люблино от отца Николай Голофтеев заказал в Германии копию «Большой геркуланянки» из Дрезденского музея – изваяние женской фигуры в хитоне и плаще, сохранившееся в римской копии с греческого оригинала. Водруженная на опустевший бельведер, статуя невольно катализировала легенду про крест ордена Святой Анны Дурасова – в ней стали видеть православную святую, в честь которой был назван этот орден.
В советское время усадьбу сначала отдали под коммунальное жилье, затем в ней размещался Институт океанологии Академии наук СССР и лишь с 2003 года Люблино превратилось в музей.
В 2019 году при благоустройстве территории археологи обнаружили на небольшой глубине мраморную женскую статую XVIII века. В ней узнали аллегорическую фигуру «Молчание», которая при Голофтеевых стояла у входа во дворец. После реставрации она вернется на свое место.
Стоимость билетов
Цена входных билетов в музей порадует экономных путешественников. Взрослые посетители могут осмотреть экспозиции за 200 руб., студенты, школьники и пенсионеры приобретают билеты за 100 руб. Действует система льгот для многодетных семей, военных и курсантов военных училищ, детей до 6 лет.
Отдельно оплачивается аудиогид, с помощью которого предлагается самостоятельно осмотреть экспозиция дворца (150 руб.). Билет на концерт в театральном комплексе стоит 350 руб.
В музее предлагается сделать фотографии в исторических костюмах, одному посетителю это удовольствие обойдется в 200 руб., двоим – 350 руб., семья из 3 человек заплатит 500 руб., четверым фотография будет стоить 600 руб.
Билеты продаются в кассе музея (работает в режиме основной экспозиции) или на официальном сайте комплекса.
Экспонаты выставок
Усадьба Дурасова в Люблино позволяет представить, как выглядела загородная жизнь московских дворян. Один из ценных предметов основной экспозиции – комплект хорошо сохранившейся мебели, выполненной из кавказского ореха в петербургских мастерских Ф. Мельцера в стиле Людовика XVI в. Мебельный гарнитур дополняют гравюры из садовых альбомов конца XVIII в.
В парадных залах представлены принадлежащие Дурасову портреты царствующих особ — Екатерины Великой, Павла I и Марии Федоровны, которая побывала в усадьбе.
Украшающий мужскую половину дома комод сделан в XVIII в., он декорирован редкими сортами древесины и слоновой костью. В мужском кабинете находится библиотека Дурасова, в том числе «Бархатная книга», в которой велась родословная владельца.
Комната дополнена вольтеровским креслом, здесь же в столике-витрине демонстрируются изделия, украшенные бисером – тонкая работа украшает кошелек, записную книжку, чехол для карандашей. Бронзовые каминные часы выполнены французской компанией Collas в виде колесницы богини Дианы.
На женской половине дома представлены экспонаты, благодаря которым легко представить образ жизни московских барышень и дам. Изящная мебель из французского гарнитура – диваны, кресла, столики, стулья – расставлена по моде позапрошлого века вдоль стен, оставляя пространство в центре комнаты свободным.
Инкрустированная мебель выглядит нарядно даже спустя 200 лет. В шкафчике-витрине представлена столовая и кофейная посуда, дополняют интерьер канделябры-вазы, модные в середине XIX в.
На выставке, посвященной культуре застолий, сервирован обеденный стол по традициям времени Н. А. Дурасова. Покрытый камчатой скатертью стол уставлен приборами из стекла, фарфора, представлены аутентичные бутылки.
История усадьбы
Люблино известно с допетровских времен. В XVII веке поселение принадлежало московскому боярину Григорию Петровичу Годунову и по фамилии владельца называлось «Годуновым».
Дом-орден
В конце XVIII века деревню переименовали в Люблино. По прихоти новых владельцев местность называли с ударением на втором слоге – ЛюблИно. Почему – не понятно, но в старые времена хозяева часто называли свои усадьбы милыми «пасторальными» именами.
В 1800 году новым хозяином имения стал богатый человек – Николай Алексеевич Дурасов. В начале XIX века он построил роскошный архитектурный комплекс, которым мы любуемся до сих пор.
Из документов известно, что семья Дурасовых перебралась в Москву из Симбирска. Провинциалы очень стремились войти в высшее московское общество. Они имели много денег, построили для себя роскошный особняк в центре города – на Покровском бульваре и купили подмосковные имения. Однако кичливая московская знать не спешила признавать Дурасовых. На приезжих без дворянства москвичи смотрели как на выскочек.
Программы экскурсий
Усадьба Дурасова в Люблино – это центр районной культурной жизни. В парадных залах усадьбы устраиваются Рождественские, Новогодние и Масленичные представления, в парковой территории проводятся различные праздники — День города, День Победы и другие. Для организованных групп орагнизуются экскурсии по усадьбе и парку.
Экскурсии для школьников
Музей в Люблино предлагает детям всех возрастов познакомиться с историей подмосковной усадьбы и дворянским бытом. Для школьников 1-9 классов подготовлены программы, знакомящие с двором и территорией усадьбы, с жизнью помещиков XIX в., а также с особенностями и историей крепостного театра.
Театрализованные экскурсионные программы знакомят юных гостей с архитектурными особенностями усадьбы и ее художественным наполнением. Программы составлены в виде визита к владельцу имения Н. А. Дурасову, в ходе которого экскурсанты становятся гостями на дворянском балу, музыкантами или солдатами русской или французской армий.
Экскурсионное обслуживание стоит 80 руб.
Экскурсии для взрослых
Взрослым посетителям, организованным в группу до 30 человек, предлагается посетить экскурсии, во время которых рассказывается об усадьбе как архитектурной жемчужине города Люблин, познакомиться с дворцом и прогуляться по дворцово-парковому комплексу. Особый интерес представляют уникальные экскурсии, посвященные театру XVIII – XIX вв., артистам-крепостным, машинерии и декорациям.
При приобретении экскурсии посетители также оплачивают входной билет.
Стоимость осмотра в сопровождении гида зависит от длительности программы:
- 45 мин. — 2400 руб.;
- 1 ч. — 3600 руб.;
- 1,5 ч. – 4800 ч.
Сотрудники музея проводят экскурсии и для сборных групп индивидуальных посетителей, билеты приобретаются в день посещения.
Сведения о программах представлены в таблице.
Название экскурсии | Дни | Время проведения | Место сбора |
Усадьба Н. Дурасова | Все праздничные дни, суббота и воскресенье. | Первая в 11 ч., затем в 13 ч. и 15 ч. | На первом этаже дворца-усадьбы |
Жизнь крепостного театра | Два захода – в 12 ч. и 14 ч. | Цокольный этаж в здании Театральной школы |
Сборные экскурсии длятся 45 мин. По временным выставкам также можно пройти в составе сборной группы в сопровождении экскурсовода.
Посетителям предоставляется возможность провести торжественную церемонию бракосочетания в нарядном Розовом зале. Для вступающих в брак и их гостей подготовлена особая экскурсионная программа с художественными элементами и фотоссесией. Стоимость стартует от 2400 руб.