Что такое «вещеворот»?
– Еще одна фишка «Экодвора» – «Дармарка» или «вещеворот». Сейчас есть проблема перепотребления – мы ходим в магазины и покупаем себе всё новые и новые вещи. И нам проще избавляться от старых вещей, просто выкинув их на свалку. Но есть люди, которым они могли бы пригодиться. По сути «вещеворот» – это альтернативный способ избавиться от домашнего хлама. Мы называем это «расхламлением».
Механизм здесь такой – кто-то приносит старые вещи, которые уже не нужны, а кто-то их забирает. Причем происходит это все довольно быстро. Особенно хорошо расходится детская одежда. В «вещевороте» участвуют обычные, прилично выглядящие горожане. Они могут принести одну вещь и забрать другую – более нужную. А все что остается, мы потом отправляем в «ЧебДобро», который занимается сбором вещей для нуждающихся.
Осенью в рамках «Экодвора» мы запускаем фудшеринг. Например, после лета у людей остается много яблок, тыквы, других фруктов и овощей, либо много консервирования с хорошим сроком хранения. Люди приносят свои продукты и тут же забирают другие.
Несмотря на праздничную атмосферу, основная функция «Экодвора» – просветительская. Особенно это касается детей. Мы учим, что подход – собрал мусор, выставил его за дверь и больше он тебя не касается – неправильный. Хотя большая часть детей сегодня так и думает.
Еще будучи руководителем школьного экологического отряда, я заметила, что бережному отношению к окружающей среде или раздельному сбору проще научить детей, а следом за ними в это вовлекаются и их родители. Поэтому мы рассказываем и показываем детям, куда мусор отправляется, после того, как оказывается в контейнере, ездим на экскурсии на мусороперерабатывающий завод, где в принципе видно, как мало отходов идет на переработку.
Наша большая цель – научить детей и взрослых мыслить с точки зрения вреда и пользы. Когда это происходит, у человека появляется выбор: идти по тому же пути, что шел раньше, либо попробовать что-то изменить.
Что известно о Мокринском мосте
Проект железнодорожного моста был разработан в 1902 году известным ученым, инженером-мостостроителем Григорием Передерием. В 1903 году были начаты подготовительные работы. С началом русско-японской войны в 1905 году их приостановили и возобновили в 1913 году под руководством немецкого инженера Гехарда Шумахера. В 1915 году строительство виадука завершили, а в 1916 году мост был сдан в эксплуатацию. Он являлся частью железнодорожной линии через Рязань, Саранск и Алатырь.
До 1956 года мост находился под охраной военной части, как важный стратегический объект, и функционировал вплоть до 1986 года, пока в нескольких километрах от него не проложили новую ветку железной дороги. С тех пор его забросили: ограждение, и железнодорожные пути были разобраны.
Как отмечает архитектор Ольга Авксентьева, проводившая экспертизу объекта, у Мокринского моста есть аналог – мост в Пермском крае через реку Ирень недалеко от поселка Бартым. Он также был построен в начале XX века, но проще по конфигурации и меньшей длины.
– В сочетании с природным ландшафтом и мастерством конструктивного радиального решения он производит яркое эмоциональное впечатление. Является знаковым объектом региона, его образ использован в гербе и флаге Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики; активно посещается туристами, пользуется особой популярностью среди любителей роупджампинга, – пишет Авксентьева.
Более 30 лет единственный в республике виадук стоял заброшенным, пока в 2017 году жители деревни Мокры не обратились в Министерство культуры Чувашии с просьбой признать его объектом культурного наследия.
Железнодорожный мост-виадук состоит из 15 железобетонных арочных пролетов и 16 опор; общая длина составляет 368 метров; имеет дугообразную конфигурацию с радиусом 640 м.; высота в максимально высокой части моста составляет 23,7 м., ширина – 4,0 м., глубина заложения фундаментных опор – 12 метров. |
История Мокринского моста
Хотя Мокринский мост в Чувашии построили в XXI веке, версий относительно точных дат его возведения несколько. И даже «отцов» у моста два. Кто настоящий — не известно.
- По первой версии годы строительства моста совпадают с датами Первой мировой войны – с 1914 по 1918 гг. Руководил стройкой немецкий инженер-проектировщик Герхард Шумахер. Железнодорожный мост стал частью участка Арзамас – Канаш, по завершению которого появилась жд дорога от Москвы до Казани.
- По второй версии Мокринский железнодорожный мост строили с 1913 по 1917 гг. Спроектировал его русский инженер Григорий Петрович Передерий.
Когда точно его построили не так важно, тем более разница всего год. Зато к моменту завершения строительства Мокринский мост стал вторым по величине в Европе железобетонным сооружением
Но царская Россия воспользоваться плодами строительства не сумела, так как случилась сначала февральская, а затем октябрьская революции. В 30-х годах мост взяли под контроль военные. Есть свидетельства, что в ночное время под арками моста запрещался проход гражданских лиц. При этом мост стоял в пределах населенного пункта.
Мокринский мост в Чувашии ремонтировали несколько раз: в 40-х годах и в конце 60-х. Им перестали пользоваться в 1986 году после того, как в километре построили другой железнодорожный мост, который спрямил путь.
С тех пор Мокринский мост заброшен. Планов по его реставрации и превращению в объект исторического наследия, увы, нет.
Как проходит праздник?
– На наши мероприятия приходят по 200-300 человек. И это не те люди, которым нечего делать. Они идут на «Экодвор» вполне осознанно. Я иногда любуюсь тем, как взрослые мужчины аккуратно раскладывают по корзинам пластиковые бутылки и другие собранные отходы из своих пакетов. Наверное, они это делают не просто так, и у них есть свои мысли на этот счет. Идут и молодые, многие с детьми. Я восхищаюсь такими людьми.
В рамках праздника мы проводим чаепития и мастер-классы на экологические темы. Например, одна из наших помощниц, Яна, занимается джутом – из него можно делать корзинки или мочалки для мытья посуды. То есть, в итоге мы показываем людям, что есть альтернатива тому, чтобы мусор просто закапывался в землю.
Что такое «Экодвор»?
«Экодвор» – это городской экологический праздник. Его можно проводить во дворах, парках и других общественных местах. Обычно «Экодворы» мы организуем по собственной инициативе. Но нередко к нам обращаются жильцы конкретных дворов или микрорайонов.
Мы оказываем информационную поддержку, помогаем с реквизитом и координацией, даем волонтеров. Непосредственно на мероприятии – ставим инфоточку, где наши волонтеры рассказывают про раздельный сбор, про необходимость его внедрения и про то, как наладить его у себя дома. Как правило, «Экодворы» мы проводим совместно с «Чистой Эко Средой». Они организуют сбор вторсырья, а мы придаем мероприятию атмосферу праздника.
На «Экодвор» могут приходить случайные люди, которые, например, в это время гуляли по парку. И часто они искренне удивляются тому, что кто-то в Чебоксарах занимается экологическими проблемами и в частности раздельным сбором. Горожане признаются, что даже не задумывались о том, что так можно делать.
Суббота, 10 июня
В парке Николаева – развлекательная программа «Летние парковые игры» (0+). Начало в 12.00.
В институте культуры – концерт выпускников отделения народного пения (16+). Начало в 15.00.
В парке «Лакреевский лес» – иллюзион-шоу «Уличная магия» (0+). Начало в 15.00.
В «Амазонии» – Фестиваль авто- мото- ретро-техники «Машины времени» (0+).
В Центре современного искусства – интерактивный кукольный спектакль (0+). Начало в 11.30 и в 15.30.
В ТРЦ «Каскад» – благотворительная ярмарка-пристрой щенков и собак (6+). Время проведения: с 10.30 до 17.00.
В субботний вечер в чебоксарских заведениях пройдут несколько вечеринок:
- В ресторане «Кавказия» – музыкальный вечер с певицей DARA (18+). Начало в 21.00. Телефон: 202-572.
- В ресторане «Люди как люди» – MEDVEDEV & GRIGORYEV (18+). Телефон: 45-27-75.
- В клубе «Рай» – вечеринка Зачет (16+). Начало в 17.00.
- В рок-кафе «SK bar» – Дикий фест (12+). Начало в 19.00. Телефон: 36-26-26.
- В клубе The ONE – Anton Ishutin (18+). Телефон: 755-655.
- В клубе «Gazirovka Hit Place» – вечеринка HOMIES (18+). Телефон: 755-588.
- В баре «Пожарка» – марафон тусовок (18+). Телефон: 222-049.
- В ресторане «Чапай» – караоке-ночь (18+). Телефон: 37-09-09.
- В парк-отеле «Усадьба» – вокал Маши Фокс и Юлии Борисовой. Начало в 19.00.
- В баре «Керосинка» – концерт группы «Апельсиновые мальчики» (18+). Начало в 20.00. Телефон: 59-90-90.
В театрах в этот день:
- В русском драмтеатре – диалоги о малой родине «История одной встречи» (12+) в 18.00.
- В театре кукол – сказка «Заяц, лиса и петух» (0+) в 10.30.
- В Камерном театре – комедия «Милочка с того света» (16+) в 19.00.
- В театре Станиславский.com – спектакль «Мой дедешка был вишней» (6+), начало в 18.30.
- В МАЙленьком театре – сказка «Репка» (0+). Начало в 11.00.
Железнодорожный мост в наши дни
Мост в наши дни — одна из немногих достопримечательностей на территории Чувашии. Популярное место среди любителей роуп-джампинга. Я посещал мост в мае в выходной день и помимо нашей компании у достопримечательности находился еще один турист, который снимал на дрон.
Мокринский железнодорожный мост находится в пределах населенного пункта Мокры. Прямо под ним находится продуктовый магазинчик. Тут обычно и паркуются.
Мост представляет собой бетонный виадук протяженностью 370 метров. Его высота то ли 30 метров, то ли 34 метра (пишут по разному), ширина — 4 метра. Сооружение состоит из 16 бетонных столбов, образующих 15 арочных пролётов. По нему проходила однопутная железная дорога. После закрытия моста полотно разобрали.
С чем совместить
Увы, каких-то значимых мест рядом с Мокринским мостом в Чувашии нет. Загляните в магазинчик рядом с мостом, если хотите приобрести сувенирную продукцию с мостом на память. Ее вряд ли продают где-то еще.
Кроме того, под мостом благоустроен источник с купелью. Чисто и опрятно. Рядом с родником растет необычное дерево, будто закрученное.
Как добраться до Мокринского моста
Я приезжал к Мокринскому мосту из Чебоксар на автомобиле. Путешествие заняло около пяти часов: 1,5 часа дорога в одну сторону, два часа потратил на изучение моста и окрестностей. Маршрут строил по Яндекс Навигатору. В зависимости от загруженности дорог он ведет либо через Кугеси, либо через дорогу P-176, по которой попадают на Чебоксарскую ГЭС.
Без автомобиля до Мокринского моста добраться тоже реально, но потребуется больше времени. Сначала нужно доехать до Канаша: на поезде или автобусе. Отсюда ходят автобусы до деревни Верхняя Яндоба. Это соседний с деревней Мокры населенный пункт. Заезжает ли автобус в Мокры, не знаю. Если нет, то просите водителя остановиться у поворота на деревню. Отсюда до моста идти пешком около получаса. В день из Канаша до Верхней Яндобы отправляется несколько автобусов. Альтернатива им — такси. Яндекс Go показал стоимость 270 рублей в одну сторону. Рекомендую на нее ориентироваться.
Мокринский мост на карте
Мокринский железнодорожный мостДостопримечательность в Чувашской Республике
Текст Игорь Озин, фото Даня Привольнов.