Безопасность в палестинском Иерихоне
Безопасно ли в Палестине? Мы себя чувствовали прекрасно в этой стране. Арабы относятся к туристам с гораздо большим участием и добродушием, чем евреи. А Иерихон мне показался самым милым и душевным городом в регионе. Стоит опасаться поездок в Палестину, в том числе и в Иерихон, только в период обострения политических конфликтов. Сколько бы мы ни путешествовали, я всегда убеждаюсь, что нет «хороших» и «плохих», но есть политика. А обычные люди просто желают жить и радоваться мирному небу над головой.
Палестинские ребята
С искренней любовью к Иерихону,
Марина и Константин Саморосенко
Статьи из путешествия по Израилю:
- Стоимость авиабилетов в Израиль из Минска =>>
Библейское предание
История города уходит в IX тыс. до н. э. При археологических раскопках в нем нашли артефакты натуфийской культуры времен мезолита. Сохранившиеся в Иерихоне постройки – в числе древнейших рукотворных зданий мира. Они на несколько тысячелетий старше древнеегипетских пирамид. В ханаанейский период это был богатый и процветающий город, жители которого торговали солью с Мертвого моря.
Город Иерихон неоднократно упоминается в Библии. Наиболее известно предание о том, как город был захвачен евреями. Главное действующее лицо – Иисус Навин, преемник Моисея. К нему явился Бог и приказал ему перейти Иордан, войти в Обетованную землю и взять Иерихон.
Город был надежно защищен массивными стенами. На его территории было достаточно продовольствия и воды, чтобы выдержать многомесячную осаду. Возможно, потребовались бы годы, чтобы взять город даже с могучей армией. Однако Иисус Навин сделал этого всего за несколько дней, гласит предание.
Прежде чем осадить город, герой направил в него нескольких разведчиков. На ночь лазутчики укрылись у блудницы по имени Раав, чей дом был на городских стенах. Царь, услышав, что в город явились чужаки, повелел их найти. Однако Раав помогла им ускользнуть от него и благополучно вернуться с собранными сведениями к Иисусу Навину.
Далее к нему явился Господь и сказал так:
Навин, заручившись такой поддержкой, решился на осаду. На седьмой день, как и было велено, солдаты обошли Иерихон семь раз, трубя в трубы. Мощные городские стены не выдержали этого звука и обрушились. Армия благополучно вошла в город и уничтожила его. Из всех жителей уцелела только блудница Раав, укрывшая разведчиков, и ее семья.
Выражение «иерихонская труба» сегодня стало фразеологизмом. Оно означает очень громкий, оглушительный звук. Например, «кричать как иерихонская труба», то есть оглушительно, изо всех сил.
Также город упоминается в Новом Завете, а именно в эпизоде про «иерихонского слепца», которому Иисус Христос вернул зрение.
Как добраться из Иерусалима в Иерихон
Я не претендую на то, что знаю все способы, как добраться из Иерусалима в Иерихон, поэтому расскажу только про изведанные нами варианты.
На общественном транспорте
Из Иерусалима в Иерихон прямого автобуса (маршрутки) не существует. Поэтому придется добираться с пересадками.
Через Рамаллу
Этим способом мы добирались, когда ехали в Иерихон. От автостанции «Green bus station» недалеко от Дамасских ворот в арабском квартале старого Иерусалима ходят рейсовые автобусы и маршрутки в Рамаллу – столицу Палестины. Мы ехали на автобусе Иерусалим — Рамалла №219 за 8 шекелей (2$).
Автостанция в арабском квартале старого города
На автостанции в Рамалле мы спросили, как добраться в Иерихон, и нас отправили к рядом стоящему микроавтобусу с гордой надписью VIP. В Иерихон маршрутка отправилась только минут через 50 и обошлась нам в 12 шекелей (3$). Ходит ориентировочно каждый ровный час в дневное время.
Автостанция в Рамалле
Маршрут проходит мимо пешей дороги на гору Искушения, раскопок старого Иерихона и канатной дороги к монастырю, что очень удобно. Из Иерихона назад последняя маршрутка в Рамаллу уходит в районе 15 часов. Поэтому на обратном пути лучше ехать через Абу Дис.
Через Абу-Дис (Бетани)
Из Иерихона в Иерусалим мы возвращались этим способом (около 18-ти часов маршрутка еще была). Из Иерихона от кольцевого перекрестка (там, где расположен информационно-туристический центр) курсируют частники в городок Абу-Дис (этот район называют еще Бетани) за 12 шекелей. Оттуда рейсовый автобус №263 довезет вас до Дамасских ворот в арабском квартале в Иерусалиме за 8 шекелей.
В Иерихон из других регионов Западного берега
Насколько нам удалось выяснить, из палестинских Вифлеема и Хеврона прямого сообщения с Иерихоном нет. Однако, сюда регулярно ходят маршрутки от границы с Иорданией на переходе «Мост Алленби» / «Мост короля Хуссейна» (не путать с погранпунктом «Мост шейха Хуссейна», расположенного севернее).
Важно! КПП мы проходили только по возвращении из территорий Западного Берега в Израиль. Представители израильских служб заходили с автоматами в автобус и проверяли паспорта
На арендованном автомобиле
На арендованном в Израиле автомобиле посещать Палестину не желательно, так как израильская страховка там не действует. Я полагаю, что это ограничение не касается зоны «С», но зона «А», в которой расположен город Иерихон и его основные достопримечательности, однозначно находится вне действия страховки. В первый день мы посетили Иерихон на общественном транспорте, а во второй на свой страх и риск уже поехали досматривать достопримечательности Иерихона на арендованном автомобиле, который без присмотра старались не оставлять. Для таких смельчаков отмечу, что движение не интенсивное, бОльшее количество автомобилей скапливается только около центра туристической информации. Кстати, здесь парковка платная, мы ставили машину на одном из соседних переулков. И еще один момент: если вы поедете в Иерихон из Иерусалима через монастырь Святого Георгия, то в город не попадете: сразу после монастыря дорога разрушена.
Наш арендованный автомобиль
Где-то советовали брать напрокат авто в арабском квартале Иерусалима с условиями действия страховки на Палестинских территориях или арендовать в самой Палестине, а потом свободно перемещаться по территории Западного берега реки Иордан.
7 Наби Муса
Наби Муса Млари / фото изменено
Исламская святыня Наби Муса (Пророк Моисей) находится в пустыне к югу от Иерихона.
Хотя нет доказательств того, что Пророк Моисей на самом деле похоронен здесь (и гора Небо в Иордании также претендует на звание места его захоронения), старая традиция со времен средневековья утверждает, что это Место отдыха Моисея, Саладин знал об этом месте в 12 веке, и Мамелуке Султан Байбарс построил здесь мечеть, посвящённую памяти Моисея. Мечеть находится на холме, где также расположено большое кладбище для мусульман, которые хотят быть рядом с пророком даже в смерти.
Крепость Дагон
Крепость, стоявшая когда-то на горе над Йерихоном на выходе вади Кельт севернее крепости Кипрос, была, видимо названа в честь семитского бога урожая. Рядом — источник Эйн Дюк, от которого к крепости ведет акведук.
Легче всего к ней попасть по древней дороге Йерихон — Бейт Эль, по которой вел свое войско Йеhошуа бен Нун, позже — Глабб-паша на Рамаллу и по которой генерал Алленби спускался в долину Иордана или по дороге через Офру или подняться от Йерихона.
Крепость была основана Шимоном Маккавеем для защиты восточной границы страны. Зять Шимона, Птолемей, правитель Иерихонской долины, задумал совершить государственный переворот. В 135 году до нашей эры Шимон, объезжая страну вместе с супругой и сыновьями Йеhудой и Матитьягу, посетили зятя. Во время пира Шимона убили наемники Птолемея, а его супругу и сыновей заточили в темницу.
Одновременно Птолемей отправил наемных убийц в Гезер с приказом убить третьего сына — Йоханана. Но юноша, предупрежденный о готовящемся перевороте, избежал гибели и принял энергичные меры по восстановлению порядка. Он поспешил в Иерусалим, где, при полной поддержке народа, был провозглашен Первосвященником, совершил жертвоприношение и организовал преследование Птолемея.
Потерпев неудачу, Птолемей отступил в крепость Дагон, близ Иерихона, осажденную Йохананом. Воспользовавшись наступлением субботнего года, Птолемей ускользнул из осажденной крепости, предварительно казнив братьев и мать Йоханана Гиркана.
После Хасмонеев крепости были реконструированы Иродом Великим, а затем, после его смерти, заброшены. Во время Иудейской войны крепость была захвачена повстанцами и разрушена римлянами.
На месте развалин крепости в 340 году св. Харитон основал огромный монастырь-лавру под названием Дука — по одной из версий, здесь было место искушений Иисуса в пустыне. Здесь Харитон прожил 5 лет. Вторая же версия, Каранталь (см. выше) была его «филиалом».
В 1914 году на месте Дагона вновь пытались отстроить монастырь, но не закончили. Его наружные стены хорошо видны почти с любой стороны. В начале 21 века там военная база.
Взятие города
Иисус Навин знал, что город имеет прочные стены. Для обычного войска могло показаться трудным завоевать его. Бог указал Иисусу Навину, как он должен поступить. Перед еврейским войском были поставлены священники с Ковчегом Завета. Они должны были в течение семи дней ходить вокруг города. Иисус Навин сказал священникам на седьмой день семь раз протрубить в трубы, после чего все войско должно было громко воскликнуть. После этого все стены города разрушились. Тогда войско вступило в него.
Иисус Навин, выполняя указания Бога, запретил евреям брать себе что-либо в качестве добычи. Все золото, серебро, сосуды железные и медные должны были поступить в сокровищницу Господню. Однако потом оказалось, что один воин нарушил приказ и спрятал у себя некоторые вещи. За это был наказан весь народ и в последующей битве с язычниками побежал от них. Тогда Бог открыл Иисусу Навину, что один еврей спрятал у себя некоторые вещи из Иерихона. Он был найден, признался в содеянном и его вместе с его детьми казнили.
Еще Иисус Навин апретил восстанавливать город. При его взятии было приказано умертвить всех жителей. При взятии Иерихона было выполнено обещание не убивать Раав и тех, кто был с ней.
История осады Иерихона известна. Часто вспоминается чудо падения мощных высоких стен, укреплений после их обхода священниками с Ковчегом Завета, войском, семикратной игре на трубах, общего громкого восклицания всех
Обращается внимание на строгость по отношению к язычникам и к поведению отдельных воинов из еврейского народа по отношению к имуществу в Иерихоне. Приказ о невосстановлении города тоже подчеркивается
При умерщвлении всех жителей Раав и люди, жившие с ней, не были убиты.
Взятие города
Согласно данным Ветхого Завета, численность еврейского войска, осаждавшего Иерихон, была 40 тыс. человек, но, скорее всего, это цифра завышена раз в 10. Иисус Навин построил воинов строем и приказал ходить вокруг стен. При этом семь священников должны были дуть в трубы. Они ходили вокруг города шесть дней, и на седьмой день по приказу от них требовалось обойти семь раз, а потом все воины должны были громко вскрикнуть. В результате стены просто обрушились до основания.
Далее незащищённый город был атакован еврейскими воинами. Они уничтожили всех жителей, кроме семьи блудницы Раав. Город был разорен и сожжён. Ряд историков считают, что на самом деле ворота были открыты сторонниками Иисуса Навина в городе, среди которых оказалась Раав. В качестве трофея евреи взяли много золота, меди и серебра, а сами понесли незначительные потери. Иисус Навин запретил восстанавливать город. Те воины, которые пытались украсть часть трофеев и сбежать, были пойманы и забиты камнями. После разрушения Иерихона полководец направился к городам Гай и Гаваон.
Согласно современным исследованиям археологов, Иерихон был сожжён в XVI веке до н. э., то есть между 1590 и 1527 годами до н. э. Эти события совпадают с концом правления XVII династии фараонов в соседнем Египте и началом царствования фараона Яхмоса I из XVIII династии.
Рис. 3. Иерихонская труба.
Что мы узнали?
Кратко осаду Иерихона изучают в школьном курсе истории 5 класса. Это событие относится ко второй половине II тыс. до н. э. и его описание содержится в Ветхом Завете Библии. Интересным фактом, связанным со взятием этого города евреями, является использование звука труб для разрушения стен.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Народ с прекрасным образованием
Несмотря на все тяготы жизни, палестинцы принадлежат к одному из самых образованных народов мира. Даже их недруги подчёркивают, что среди жителей Палестины немало высокообразованных и очень умных людей.
Образование в этой стране действительно является приоритетом, причём в его получении нет ограничений ни для мужчин, ни для женщин. Среди палестинцев немало учёных, писателей, публицистов, квалифицированных специалистов, работа которых востребована как на родине, так и за её пределами.
Удивительным образом палестинский народ сумел преобразовать сложности военного положения и вооружённых конфликтов в стремление к лучшей жизни и знаниям. Эти люди очень гордятся своей историей, снисходительно улыбаясь заявлениям тех, кто говорит, что палестинского народа вовсе не существует.
Палестинцы уже много столетий строят своё государство, опираясь на новые достижения и мудрость прошлых поколений. Но, конечно, главной целью является благополучная и спокойная жизнь, без проблем и горестей, о чём, увы, пока палестинский народ лишь мечтает.
Освоение территории
Если кратко, месторасположением Древней Палестины являлся участок между Сирией и Египтом, к которому примыкали и земли Израиля. Государство называлось колыбелью всего известного иудаизма, нередко в исторических документах его называют Святой Землей.
Древнейшая еврейская территория представлялась несколькими географическими зонами. Четыре из них располагались рядом относительно друг друга, по параллельной линии с юга на север. К побережью Средиземного моря примыкала узкая равнина. Чуть восточнее от нее находились горные массивы, к которым относилась:
- Иудея;
- Самария;
- Галилея.
Далее, к восточным окраинам простилалось Мертвое море, а также просторная долина Иордана. Известно, что вплоть до V до н. э. Палестина отличалась влажным климатом. В основном западные зоны покрывались болотами. Одновременно с тем Заиорданье славилось пастбищами, лугами и зелеными лесными массивами, создавались оптимальные условия для ведения скотоводства с земледелием.
С течением времени климатические условия изменились, участились засухи с последующей гибелью лесных массивов, высыханием болот, возникновением пустынных зон. Зеленая растительность сохранилась предпочтительно в долине Иордана.
Значение слова
Название его звучит на древнееврейском как «Йерихо» или «Арихо». О значении этого слова нет единого мнения.
Наиболее распространенная версия – «благовонный», «благоухающий», так как здесь производили различные «ароматы», масла из растений, которые во множестве произрастали близ города.
Некоторые думают, что «Йерихо» могли называть Луну, которой, возможно, покланялись первые жители этого места с незапамятных времен.
Где находится
Место расположения города – северная часть так называемой Иудейской пустыни, местности к западу от священной реки Иордан, с древности принадлежавшей потомкам одного из израильских патриархов – Иуды, сына Иакова (отсюда название).
От Иерихона:
- 7 км до Иордана;
- 12 км до Мертвого моря;
- 22 км до Иерусалима.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Projected Mid -Year Population for Jericho Governorate by Locality 2004—2006 (англ.). Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS). Дата обращения: 5 октября 2020. Архивировано 7 февраля 2012 года.
- ↑ Ливан, Израиль, Палестинские территории // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2000 г.; гл. ред. Г. В. Поздняк. — Испр. в 2003 и 2007 гг. — М.: ПКО «Картография»: Изд-во Оникс, 2010. — С. 196. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография), ISBN 978-5-488-02507-3 (1-е оформления, Оникс), ISBN 978-5-488-02508-0 (2-е оформления, Оникс).
- ↑ Иерихон // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 25.
- ↑ Сохранение евангельской смоковницы — дерева Закхея в Иерихоне
- ↑ Материалы о деятельности рабочей группы ИППО по спасению библейской смоковницы. Россия возвращается на Святую Землю.
- ↑ Иерихон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Иерихон // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Mithen, Steven (2006). After the ice : a global human history, 20,000-5000 BC (1st Harvard University Press pbk. ed. ed.). Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
- ↑ Eric H. Cline. Biblical Archaeology: A Very Short Introduction. — Oxford University Press, 2009. — С. 6.
- ↑ Под смоковницей, видавшей Христа. Ю. А. Грачёв, Л. Н. Блинова
- ↑ Архиепископ Егорьевский-Марк принял участие в торжественных мероприятиях по случаю десятитысячелетия Иерихона
- ↑ Улица имени Дмитрия Медведева в Иерихоне. Обзор российских СМИ, 20 января 2012 г.
- ↑ Иерихон впустил в себя евреев
Оштукатуренные черепа
Десять оштукатуренных человеческих черепов были извлечены из слоев неолита в Иерихоне. Кеньон обнаружил семь в тайнике, хранящемся в середине периода PPNB, под оштукатуренным полом. Два других были обнаружены в 1956 году, а десятое – в 1981 году.
Оштукатуривание человеческих черепов – это ритуальная практика поклонения предкам, известная из других средних сайтов PPNB, таких как ‘Ain Газаль и Кфар ха-Хореш. После смерти человека (как мужчин, так и женщин) череп удалили и закопали. Позже шаманы ППНБ откопали черепа и смоделировали черты лица, такие как подбородок, уши и веки, в гипсе и поместили раковины в глазницы. Некоторые черепа имеют до четырех слоев гипса, оставляя верхнюю часть черепа обнаженной..
история
Потомки мезолитических охотников, которые впервые создали святилище к весне в Иерихоне, достигли значительного прогресса. В течение периода, о котором свидетельствуют данные Углерода-14, около тысячи лет, они совершили полный переход от блуждания к устоявшемуся существованию в том, что должно было быть сообществом значительной сложности, поскольку внушительная защита является свидетельством эффективной общинной организации. Жители Иерихона в этот период имели культ плодородия и мертвых. Они покрывали черепа своих мертвецов слоем штукатурки и устанавливали их в своих домах. После разрушения города, либо войной, либо землетрясением, участок был оккупирован в 6-м тысячелетии до н.э. людьми другой расы, которые овладели ремеслом гончарных изделий, но построили очень простые дома. В период хальколита (5 тыс. До н.э.) поселение переместилось на запад в устье Вади-Кельта, возможно, потому, что весна изменила его положение, но вскоре вернулась к исходному месту. Квадратные дома были теперь построены в сильной наружной стене.
Период около 2000 B.C.представлена гончарными судами в виде человеческих лиц. В эпоху гиксосов (18-16 вв. До н.э.) была построена новая городская стена из протаращенной земли с ярко выраженным тестом. Этот город был разрушен около 1400 года до нашей эры.
В Библии приводится подробный отчет (Иисус Навин 2-6) о завоевании и разрушении Иерихона израильтянами, идущими с востока Иордана. Это событие ранее было датировано 15 веком до нашей эры, но 13-й век (время фараона Рамзеса II) теперь считается более вероятной датой. При распределении территории после того, как израильтяне оккупировали Землю Обетованную, район Иерихона был назначен племени Вениамина (Джошуа 18,21). В царствование царя Ахава из Израиля (IX в. До н.э.) разрушенный город был перестроен. В этот период пророк Илия и его ученик Елисей пришли в Иерихон (2 Царств 2). Соответственно, весна известна как Весна Елисея.
В 586 году до н.э. вавилоняне держали последнего царя Иудеи, Седекии, который бежал из Иерусалима, как заключенный в Иерихоне, ослепил его и увез его в ссылку в Вавилон (2 Царств 25,7). В течение персидского периода рассказ об Иерихоне был снова оставлен, как это было в 5-м тысячелетии. После 332 года до н.э. эллинистический город Иерихон был построен дальше на юг, в устье Вади-Кельт. В 30 г. до н.э. Октавиан (будущий император Август) отдал оазис Ироду, который сделал его своей зимней резиденцией, построил крепость Кипр (названную в честь его матери), чтобы защитить ее, и умер здесь в 4 году до нашей эры. Его тело было передано в великолепном кортеже в Иродион. Эллинистический / иродианский город Иерихон был разрушен римлянами в 70 г. н.э.. Позже поселение выросло на месте нынешнего города, к юго-востоку от сказки. Ряд церквей и синагоги были идентифицированы как датируемые византийским периодом. Новая эра началась в 634 году с завоевания арабов. Халифы Омейядов, правящие из Дамаска, построили крепость и мечеть, а в 724 году Халиф Хишам построил дворец (Хирбет эль-Мафар). После этого Иерихон постепенно потерял значение, отказавшись от скромной деревни.
Под британским мандатом, между двумя мировыми войнами, старая римская дорога через Вади-Кельт была заменена современной дорогой от Иерусалима до Мертвого моря и Иерихона. В 1940 году в городе проживало 4000 человек, которые зарабатывали на жизнь от продажи бананов и цитрусовых, выращенных в оазисе. Население в настоящее время возросло до 7 000 человек.
Восставший из руин
После падения Иерихона Иисус Навин проклял город, сказав, что никогда он не будет восстановлен. Однако пророчество не исполнилось: современный Иерихон – обитаемый город и столица одноименной провинции. Его население – 20 тыс. человек.
Некоторые исследователи считают, что легенда о взятии Иерихона имеет под собой исторические основания и город действительно был разрушен. Правда, не трубами, а сильным землетрясением, случившимся незадолго до завоевания евреями Ханаана. По последним данным, причиной разрушения могло стать падение крупного метеорита.
Неоднократно город отстраивался, а затем снова был разрушен и жители взяты в плен. В VII в. н. э. он был захвачен арабами. С XIII в. здесь находился мусульманский поселок, разрушенный в XIX в. губернатором Каира Ибрагимом-пашой.
Сегодня древний город Иерихон – настоящее раздолье для археологов. Раскопки ведутся здесь с середины XIX в., когда Чарльз Уоррен впервые исследовал Телль-эс-Султан. Этот археологический памятник расположен в 2 км к северу от центра города. Уоррен считал, что именно здесь находился древний Иерихон, поскольку в этом месте был самый важный природный источник.
Во время раскопок нашли остатки стен. Эта находка породила множество споров. Некоторые считают, что она подтверждает библейское предание о городе с неприступными стенами, останавливавшими любого, кто хотел его взять. Эти исследователи отмечают, что Иерихон был атакован и сожжен примерно в XVI–XIV вв. до н. э.
Кэтлин Кеньон, специалист по библейской археологии, с середины прошлого века обнаружила 17 стен бронзового века. На некоторых видны следы разрушений из-за землетрясения или набегов кочевых племен. Также она обнаружила каменную башню высотой 8,5 м, датированную VIII тыс. до н. э. Это делает башню одной из древнейших каменных построек в мире.
________________________
Спасибо за внимание! Если материалы канала вам нравятся, автора можно поддержать финансово
Также читайте:
2 Дворец Хишама
Дворец Хишама
Этот дворец 8-го века был построен 10-м Омейядским халифом Хишамом в 724 году н.э., но так и не был полностью закончен. Землетрясение в 746 г. н.э. полностью уничтожило его, а участок остался забытым до тех пор, пока в 1937 году здесь не были раскопаны британские археологи. Многочисленные находки с места, включая фигуральные изображения, характерные для раннего исламского искусства, можно увидеть в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Дворец выложен на квадратном плане, с четырьмя рядами зданий, выходящих из внутреннего двора, и без входа снаружи. Сразу север является большой баня с голым потолком, в котором первоначально находились чередующиеся мужские и женские фигуры, и крыша была покрыта шестнадцатью колоннами. В северо-западном углу бани находится небольшая комната с апсидой, без сомнения, комната отдыха или приемная для халифа. Он славится своим полностью сохраненным мозаика, произведение непревзойденного мастерства, изображающее три газели под апельсиновым деревом, один из которых подвергся нападению льва.
Расположение: в 2 км к северу от Елисейской весны, Иерихон
Предыстория осады
Еврейская армия перешла через реку Иордан. Согласно данным Библии, произошло чудо: вода остановилась и евреи перешли реку по сухому руслу.
Рис. 1. Иисус Навин.
После форсирования реки Иисус Навин поставил задачу завоевания региона Ханаан. Первым городом на его пути стал Иерихон, который был расположен чуть севернее Мертвого моря. Он выслал разведчиков, которые завязали связи с блудницей по имени Раав. От неё были получены необходимые сведения. Иисус Навин подготовил припасы и вышел в поход со стоянки в Абель-Шиттим. Свой лагерь перед осадой он расположил в селении Гилгал к востоку от Иерихона, предположительно в 30 минутах пешком. Жители города заперлись за стенами, они никого не впускали и не выпускали.
Первое поселение на месте Иерихона, по данным археологов, появилось около 10 тыс. лет назад. Именно поэтому его иногда называют самым старым городом на планете, возникшим ещё в период позднего каменного века. Его библейское название означает «город пальм». Современный Иерихон расположен на 250 метров ниже уровня моря.
Рис. 2. Осада Иерихона.
Иерихон в Ветхом Завете
В Библии Иерихон именуется также «городом пальм». Пальмы сохранились тут и в наши дни.
Город расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Крылатое выражение «труба иерихонская» связана с историей взятия Иерихона евреями под предводительством Иисуса Навина после исхода из Египта.
Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды ; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и народ пойдет каждый с своей стороны.
И призвал Иисус, сын Навин, священников и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами. Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните. Таким образом ковчег Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег Господня; и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом Господня и идучи трубили трубами. Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.
В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.
(Иис.Нав.6:1-19)
Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (8400—7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о взятии города Иисусом Навином, руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами.
У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, о котором рассказывается в 4-ой книге Царств:
И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.
(4Цар.2:19-22)
Источники
- Баркай Р. и Лиран Р. 2008. Закат в летнюю ночь в неолитическом Иерихоне. Время и разум 1 (3): 273-283.
- Финлейсон Б., Митен С.Дж., Наджар М., Смит С. , Маричевич Д., Панкхерст Н. и Йоманс Л. 2011. Архитектура, оседлый образ жизни и социальная сложность в докерамическом неолите A WF16, Южная Иордания. Proceedings of the National Academy of Sciences 108 (20): 8183-8188.
- Флетчер А., Пирсон Дж. и Эмберс Дж. 2008. Манипуляция социальной и физической идентичностью в доклиническом неолите: радиографические свидетельства модификации черепа в Иерихоне и ее последствия для гипсования черепов. Кембриджский археологический журнал 18 (3): 309–325.
- Kenyon KM. 1967. Иерихон. Археология 20 (4): 268-275.
- Kuijt I. 2008. Возрождение жизни: неолитические структуры символического запоминания и забвения. Текущая антропология 49 (2): 171-197.
- Шеффлер Э. 2013. Иерихон: из археологии, бросающей вызов канону к Теологические исследования HTS 69: 1-10. поиск значения мифа (ов).