Краткая история покровского храма
Правление Иоана I. V. принесло в страну междоусобицу и ослабило границы. Страна больше не была единым целым, ее изнутри раздирали споры бояр и мелкоземельных князей. В это время в Москве, оставшейся после смерти государя, с пустым троном, зрело народное недовольство.
Чтобы избежать восстания и дать народу хоть какой-то ориентир, монархи и тогдашняя Дума, состоявшая из родовитых бояр, списались с Польским королем Сигизмундом III. В обмен на личные привилегии для бояр, государем был провозглашен малолетний сын Сигизмунда — Владислав. И для укрепления власти польского королевича, оттуда прибыло войско, занявшее в 1610 году Москву. Не рассматривая этот город как возможность развития, а только имея целью обогатиться в этом походе, солдаты и командиры войска польского вели себя как захватчики. Отмечались многочисленные случаи мародерств, погромов и насилия.
Два долгих года находилась Москва в оккупации поляками, пока не вызрело народное восстание. Главой восстания стали два очень непохожих человека — князь Дмитрий Пожарский и горожанин Кузьма Минин. Благодаря их дальновидности и красноречию, под стены Москвы со всех окрестных городов собралось около 13 тысяч человек, из которых 70%!б(MISSING)ыли дворяне разного рода, обученные военному ремеслу.
История Медведково и появления храма
Более подробно о битве за освобождение Москвы вы можете прочесть в исторических хрониках. Нас же больше интересует судьба небольшого подмосковного городка Медведково. Ранее это был город Медведово, часть вотчины отца князя Пожарского, полное имя которого Василий Федорович Медведь Пожарский.
Именно там, после окончательной победы в 1623 году, по приказу князя был выстроен деревянный храм, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы.
И с этого момента начинается его история.
Через 15 лет на месте деревянного храма была выстроена большая уже каменная церковь. Колокол, отлитый в честь победы над поляками, был торжественно перенесен в новую колокольню. Интересно что по своему строению эта церковь является одношатровым храмом, последним своего рода выстроенным на Руси. Ведь уже через 10 лет, в 1652 году строения такого типа были запрещены патриархом Никоном, как не подобающие церковному образцу.
В конце XVII века село перешло во владение князя Голицына. Благодаря своим финансовым возможностям, он внес большой вклад в развитие храма. Так, по его заказу был установлен золотой иконостас, иконы для которого создавались известным Карпом Золотаревым.
Знаменитое напрестольное Евангелие, с миниатюрами, выполненными самой царевной Софией, появляется в Храме примерно в это же время. К сожалению, во время революции это уникальное произведение искусства было утрачено. Вот уже целое столетие его судьба остается неизвестной.
До XIX века храм простоял без кардинальных изменений. Часть иконостаса с резьбой была с течением времени утрачена. Утраченными оказались также часть икон, упоминания о которых можно найти с конца XVII века.
В конце XIX века, силами набожных дворян и с привлечением ведущих художников того времени, была проведена частичная реконструкция. Коснулась она, в частности, иконостаса — его обновили, изменив даже сам его цвет. А также икон, упомянутых в исторических летописях — они были заново написаны по имеющимся описаниям. Звонница храма к тому времени пребывала в аварийном состоянии и на ее месте была выстроена новая колокольня.
Значение Храма в культуре и истории России
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове — уникальная постройка, в которой отражены процессы, происходящие в культуре и архитектуре в середине XVII в. В здании, выполненном в шатровом стиле, свойственном русскому храмовому зодчеству XV-XVII вв., отразились его основные черты. Благодаря этому, её описание вошло во многие архитектурные учебники, как классический образец шатрового храма.
Историческое значение медведковского храма заключается в увековечивании важного события в истории — освобождении русских земель и их столицы от польско-литовских интервентов в 1612 г. Церковь, возвышающаяся на высоком берегу р
Яуза, напоминает обелиск в честь героев народного освободительного движения.
Как добраться самостоятельно к храму:
От станции метро «Отрадное» — автобусом №605 до остановки «Проезд Дежнева, д. 32», дальше пять минут пешком по улице Заповедной, или маршруткой №280 до остановки «ул. Заповедная». Покровский храм находится совсем рядом с остановкой.
Можно добраться и от станции метро «Свиблово» — автобусом №628 или маршруткой №280. И тот, и другая останавливаются на Заповедной улице, неподалеку от храма.
Церковь Покрова в Медведково гостеприимно принимает прихожан. Любой человек, желающий помолиться, исповедоваться или причаститься, может посетить это место.
Можно, конечно, молиться и в домашних условиях, но все верующие хорошо знают, что после посещения храма становится легче не только на душе, но и физически.
Ничто не может заменить живое общение со служителем храма. Во многих жизненных ситуациях как раз советы мудрого наставника и указывают на истинный путь и разумный выход из положения.
Посетив сайт храма, любой желающий может ознакомиться с расписанием богослужений и выбрать наиболее подходящее для себя время посещения.
Иконы, находящиеся в храме, обладают уникальной силой и способны исцелять людей от болезней. Страждущие и нуждающиеся, проведя некоторое время у святых образов, отмечают улучшение состояния. Церковь в Медведково находится на заповедной территории, потому после богослужения можно прогуляться по ухоженной лесопарковой зоне и провести время в спокойствии наедине с природой и своими мыслями.
На великие христианские праздники, такие как Пасха, Троица и Рождество, к этой церкви съезжается много посетителей. Ознакомившись с расписанием богослужений храма Покрова в Медведково, и вы можете прийти на службу вместе с друзьями и родственниками. Такой духовный досуг обязательно пойдет на пользу вам и вашим близким.
После богослужений будет полезно пообщаться со служителями храма, послушать короткие лекции и зарядиться духовной энергией.
Там же можно приобрести иконы, духовную литературу и сувениры для дома, которые впоследствии также рекомендуется подарить близким людям. Тот, кто хочет остаться служить Господу на заповедной намоленной территории храма Покрова Пресвятой Богородицы, может ознакомиться с вакансиями в Медведково.
Покров Пресвятой Богородицы – большой христианский праздник, отмечать который следует в трепетной молитве к Божьей Матери. Считается, что все, о чем бы вы ни попросили в этот день, обязательно сбудется. Но молиться тоже необходимо правильно. Обращаться к Деве нужно с чистыми помышлениями и открытым сердцем. Иначе она увидит ваши скверные мысли и это зачтется за грех.
Храмы покрова Богородицы в России
Храм Богородицы в Медведково (Покровский храм) не единственный с таким названием.
Следует отметить, что церкви в честь Святой Богородицы на Руси начали строить с начала XI века. Многие русские князья, придя на престол, считали своим долгом отметить начало правления на новых землях строительством церкви или храма. По новой моде, пришедшей на тот момент из Константинополя, культурной и религиозной столицы, было принято возводить соборы в честь Матери Божьей.
Сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы установил на русских землях богопослушный князь Андрей, которого впоследствии и нарекли Боголюбским.
История[править]
Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».
Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в.
После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).
В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.
Из книг Патриаршего приказа следует, что к 1635 г. количество приделов, расположенных в храме, увеличилось до пяти. Помимо прежних престолов появились новые — Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря), прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа). Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения — главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского
«Обращает на себя внимание, — писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, — совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)»
В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге.
С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.
После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.
В 1970 г. реставрацией храма руководил архитектор Н. Д. Недович.
В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест — победа над смертью».
Архитектурные особенности
Покровская церковь появилась за 6 лет до знаменитого Преображенского храма в Кижах, на который приезжают полюбоваться туристы из разных стран мира. Считается что обе церкви строила одна и та же артель ремесленников.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова имеет форму креста, длину 32 м и ширину 30 м. Церковь поднимается от земли на 19 м, то есть она в два раза ниже Преображенского храма.
Покровская церковь многоярусная. Основной объем выполнен в виде восьмерика, к которому с четырех сторон добавлены прирубы. На нижнем восьмерике стоят два восьмигранных сруба поменьше. Небольшие луковичные главки расположены в первом, втором и третьем ярусах, на самом верху и над алтарным выступом на востоке здания.
Восточный прируб для алтаря имеет форму пятигранника. К прирубам с юга и севера пристроены два предельных алтаря, а с западной стороны к основному объему примыкают невысокая трапезная и шатровое крыльцо. Каждый прируб венчают поставленные друг на друга бочки, а над основным восьмериком установлено восемь бочек.
В Покровской церкви более 20 окон, они небольшие и расположены в два ряда. В храм можно попасть через пять дверей. Для основного входа и выхода используется западное крыльцо.
Колокольня
Особенности архитектуры
Эта один из уникальнейших архитектурных ансамблей Москвы – шатрового типа. Эта одна из последних подобных построек, потому что после реформ Никона, такие конструкции стали под запретом.
Собор принадлежит средневековой культуре русского зодчества. Здание состоит их двух ярусов: утепленного нижнего, где располагается храм Знамения Пресвятой Богородицы, и верхнего с основным алтарем Богородицы. В нем находится два предела.
Храм построен в стиле шатровой архитектуры, который был очень популярен в XIV-XVI веках. Изучаемая нами церковь, согласно наблюдениям историков и искусствоведов, имеет сходства с известнейшим храмом на Красной площади – собором Василия Блаженного.(см. как избавиться от зависти?)
Все архитектурные строения шатрового образца строятся по схожей схеме. На четверик (основание собора) ставится восьмерик. Он ложится в основу шатра. Несмотря на это архитекторы так изобретательно украшали каждую постройку, что заметить схожесть смогли не все миряне. Особенностью подобных соборов было отсутствие столпов, вся тяжесть постройки держалась на стенах. Этим объясняется вытянутость форм и невозможность построить масштабные шатры.
Собор стоит на высоком фундаменте, завершенном главками. Сочетание всех компонентов собора формирует целостный образ, с утонченным изяществом, стройностью и воздушностью. Высота шатра равна нижней части собора.
В отличие от своих предшественников в четвериках используется четырехскатная кровля. Алтарь представляет лестничную композицию, завершенную главой. На каждой из сторон основания идут ряды «кокошников» (луковички). Перед нами предстает пирамидальный образ шатрового собора.
Колокольня, построенная в аналогичном стиле, сделана из двух ярусов. Кардинально изменили ее в 1840 году.
О чем просят Спиридона Тримифунтского?
Кому покровительствует святой и как нужно ему молиться? Где хранятся мощи Спиридона и чем он отличается от других канонизированных святых?
В первое столетие галереи церкви были не крытыми и напоминали строение проходов у собора Василия Блаженного.
Не так давно во время реставрационных работ на одном из фасадов колокольни обнаружили резной камень. На нем изображен двуглавый орел. Это говорит о том, что в сюда постоянно приезжала царская семья.
Иконостас создали мастера в 1680 году, руководил работой Карп Золоторев. Следующие изменения провели лишь два века спустя, после войны.
Редкие иконы
Самыми старыми считаются иконы Пресвятой Богородицы и Ветхозаветная Троица в храме находятся с конца XVII века. Праздничный ряд представлен иконами Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение, Воскресение Христово и Вознесение.
Икона «Тайная Вечеря» расположена над царскими вратами и выполнена масляными красками, написана в XVIII веке. В приделе Сергия Радонежского на втором этаже находится икона Собор Преподобных Старцев Оптинских с частицами мощей.
Старинная икона Знамение, находится в местном ряду иконостаса, пользуется особым вниманием у прихожан. Матушку приходят благодарить и попросить благословление
Значение Храма в культуре и истории России
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове — уникальная постройка, в которой отражены процессы, происходящие в культуре и архитектуре в середине XVII в. В здании, выполненном в шатровом стиле, свойственном русскому храмовому зодчеству XV-XVII вв., отразились его основные черты. Благодаря этому, её описание вошло во многие архитектурные учебники, как классический образец шатрового храма.
Историческое значение медведковского храма заключается в увековечивании важного события в истории — освобождении русских земель и их столицы от польско-литовских интервентов в 1612 г. Церковь, возвышающаяся на высоком берегу р
Яуза, напоминает обелиск в честь героев народного освободительного движения.
Особенности архитектуры
Архитектура храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково является одной из самых интересных примеров средневековой русской до раскольнической. Ее упоминали в очень многих учебниках по русскому зодчеству. Церковь одна из тех, которая была построена еще до реформ, которые проводил патриарх Никон. Как известно именно он запретил строительство шатровых храмов.
Обязательно к прочтению: Дмитриевский собор во Владимире
Также к главным особенностям храма можно отнести социальные работы, которые проводят прихожане и клирки. При церкви работает детский дом и воскресная школа для детей и взрослых.
Праздник Покрова Богородицы
Весь православный мир почитает праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября. Ранее по старому стилю верующие люди приходили в церковь 1 октября, чтобы обратиться в молитве к Пречистой. Этот праздник не включен в число двунадесятых, но, не смотря на это, является одним из самых любимых и почитаемых православными христианами.
Ежегодно во время богослужения 14 октября духовные отцы вспоминают историю этого праздника, связанную с явлением Богородицы богобоязненному Юродивому Андрею и его ученику Епифанию.
Об этом событии в своих исторических трудах указал святитель Макарий Московский. Макарий, изучая слово Божье, много путешествовал, потому побывал и в Константинополе. Он описывает видение, согласно которому Божья Матерь явилась воочию возле Влахернской церкви Константинополя и по воздуху вошла в город в сопровождении ангелов.
Так же по воздуху войдя в церковь, Богородица сняла с головы святой омфор и держала его над головами молящихся прихожан, которые в это время не видели её, но ощущали сильное духовное присутствие. Во время того молебна многие люди исцелились и обрели новый смысл в жизни, а не верующие горожане в тот день обрели себя во Христе.
И с этого дня ежегодно верующие люди приходят в церковь и просят у Богородицы заступничества перед Сыном и Отцом. К Божьей Матери обращаются с разными просьбами и молитвами. Чаще всего её просят о помощи в таких делах:
- избавление от болезней;
- помощь заключенным в тюрьмах;
- помощь путешественникам в дороге;
- просьбы о беременности и легких родах;
- способствование в примирении с родственниками;
- защита от сглаза и злого слова;
- просьбы о защите семьи, дома и двора.
История старинного храма
Строительство храма было начато в 1635 году самим князем Дмитрием Пожарским. Ее строительство было начато в честь освобождения России от польской интервенции и умершем сыне от первого брака князя Федоре. Конечно первоначально южный придел был освящен в честь преподобного Впрлаама Хутынского, а северная часть в честь Антония Римлянина.
Но в 1652 году согласно грамоте, которая была выдана наследнику Пожарского северный придел был пере освящен в честь девяти Кизических мучеников. В настоящее же время южный придел освящен в честь святого чудотворца Сергия Радонежского.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Иоанна Русского в Кунцево
В храме особую ценность имеет Медведковское напрестольное Евангелие с миниатюрами. Согласно преданию, оно выполнено царевной Софией. Также иконостас церкви выполнен по заказу Голицына В. Карпом Золотаревым. А древние ворота храма были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича.
На протяжении всей истории храма он ни разу не был закрыт. Как утверждают историки отчасти это было из-за того, что храм на то время находился не на территории Москвы. Все богослужения до начала Великой Отечественной войны проходили в нижнем теплом приделе. После окончания войны храм был отремонтирован и богослужения начали проводится в верхнем приделе.
Современное состояние
Описание
Схема храма Церковь представляет собой один из интереснейших образцов средневековой русской дораскольнической архитектуры, упомянута во многих учебниках по русскому зодчеству.
Один купол на высоком шатре окружают другие купола на так называемых барабанах.
Здание имеет 2 этажа — нижний (зимний) с тёплым храмом Знамения Пресвятой Богородицы и первоначально не отапливавшийся верхний с главным престолом в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и двумя приделами.
Покровский храм — одна из немногих церквей Москвы, построенных до реформ патриарха Никона, который запретил строительство шатровых храмов.
Архитектура
Архитектура здания представляет собой каменное шатровое зодчество.
Главная его особенность — завершение не куполом, а шатром. У основания шатра размещены ряды кокошников, а с западной стороны к церкви примыкает двухъярусная колокольня.
Всего в здании два этажа: нижний отапливаемый с храмом во имя иконы Божией Матери и верхний не отапливаемый храм во имя Покрова.
Уникальность его еще и в том, что это одно из немногих сохранившихся религиозных зданий, построенных до запрета патриарха Никона на возведение шатровых соборов.
Полезная информация
Экскурсии здесь проводятся абсолютно бесплатно, без предварительной записи. Ожидать нужно у входа внутрь нижнего храм.
Длительность экскурсии – примерно два часа.
Также проводятся адаптированные экскурсии для детей, где служители увлекательно рассказывает историю здешних мест.
Для ее организации нужно обращаться в паломнический сектор.
Сайт: www.pokrovchram.ru
Как добраться
Доехать до здания собора можно несколькими способами.
- От станции метро Отрадное автобусом 605 до Проезда Дежнева, 32, далее пешком или на маршрутке 280 до ул. Заповедная.
- От станции метро Свиблово на автобусе 628 до ул. Заповедная. Здание расположено недалеко от остановки.
- Можно добраться и от станции метро Медведково на 380 автобусе, но это будет дольше.
Адрес: г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
Храм на карте
Приятных вам прогулок и неожиданных открытий, друзья. Вокруг нас много удивительных локаций. Подписывайтесь на наш блог и до свидания!
Архитектура и символика храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного – это неповторимый архитектурный ансамбль из 11 отдельных церквей. Эти приделы объединены внутренними переходами и обходной крытой галереей. Они возвышаются на общем белокаменном подклете (цокольный этаж храма). Толщина стен основания в некоторых местах достигает 3 м, что позволяет надёжно удерживать монументальное сооружение без глубокого фундамента на искусственно созданном холме.
Сверху богослужебное сооружение напоминало Вифлеемскую восьмиконечную звезду, которая возвестила волхвов о Рождестве Христовом. Позже к величественному собору на северо-востоке пристроили придел Василия Блаженного, а на юго-востоке – церковь Иоанна Блаженного. Первоначально храм выглядел торжественно, но строго. Не было оформлено основного фасада – в каждую церковь был отдельный вход. Богатый вид был создан за счёт декоративных элементов.
После возведения крытой обходной галереи приделы обрели форму единого здания. В нём 11 глав, включая шатровую колокольню. Приделы завершаются фигурными цветными куполами луковичной формы. Над ними возвышается шатёр главной церкви, увенчанный маленькой главой. Он символизирует небесный Покров над Русью. По словам искусствоведа Дмитрия Лихачёва, это «сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст».
Вскоре по заступничеству Богоматери войска недоброжелателей отступили от Царьграда. В память об этом чудесном явлении Девы Марии, спасшей своим святым покровительством народ от завоевания, православная церковь ежегодно празднует Покров Пресвятой Богородицы. А величественный храм на Красной площади, посвящённый этому празднику и подобный Влахернской церкви, был призван возвеличивать теолого-политическую идеологию: «Москва – третий Рим».
До сих нет единого мнения о значении цветных глав собора. В XIX в. литератор Николай Чаев (1824–1914) выдвинул предположение о том, что цветовая раскраска связана с видением Андрея Юродивого. Блаженному, с чьим именем связан праздник Покрова, однажды во сне явился Небесный Иерусалим. В нём было множество садов с цветущими и плодоносящими деревьями необыкновенной красоты. Следуя описанию этого видения, зодчие создали храм, подобный букету или цветущему кусту.
При создании собора древнерусские мастера гармонично соединили в едином произведении почти все известные в то время архитектурные украшения: кокошники, расположенные в несколько ярусов; полукруглые и килевидные закомары; выступающие из стен кресты, змейки, бусины, стрелы, созданные из обожжённого кирпича. Главы собора выполнены в форме расписных фигурных куполов и шатров. Каждая из них уникальна по своему декору.
Соединяясь в калейдоскопе ярких красок и архитектурных элементов, совершенно разные детали непостижимо предстают в единстве и гармонии. Тайна благолепия отчасти кроется к сакральной геометрии храма. Во внешнем декоре преобладают круги – символы вечности и бесконечности; квадраты, означающие равенство и справедливость; треугольники, символизирующие Бога; точки, служащие знаком жизненного источника; арки в виде дуг, несущих в себе знак духовности.
Внутри Покровский храм представляет собой лабиринт с маленькими помещениями, узкими переходами. Внутреннее убранство церквей уникально. В каждом приделе – свой растительный орнамент, изображающий виноградные лозы, неземные цветы, листья. Эти узоры символизируют райские сады. С течением времени представления о Царствии Небесном менялись. В соответствии с этим подвергались переменам и настенные росписи.
Где живописцы древней Москвы могли видеть эти южные растения, чуждые холодному русскому климату? Учёные выдвигают предположение, что экзотические представители флоры были знакомы художникам по рисункам на тканях, привозимых из дальних тёплых стран. Узоры на полотнах поражали воображение мастеров и вдохновляли их на создание уникальной храмовой живописи, удивляющей современных исследователей и посетителей собора-музея.
Названия храма
Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.
Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.
После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).