Воскресная школа
При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.
Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.
Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.
Храм Воскресения Словущего сегодня
Храм Воскресения Словущего в городе Москва носит свое название в честь празднования события возведения знаменитого на весь православный мир иерусалимского храма Святого Гроба Господня Святым императором Константином Великим в середине IV столетия, воздвигнутого на реальном историческом месте распятия и погребения Иисуса Христа.
Долгое время это место величайших страданий было осквернено языческим капищем, пока Святой императрицей Еленой не был обретен Крест Господень, после чего здесь был воздвигнут и освящен храм Христова Воскресения в Иерусалиме, который стал символом возрождения или обновления главной христианской святыни и духовной жизни всей церковной общины.
В память об этом событии во всем христианском мире воздвигаются церкви, где торжественно празднуется престольный праздник чином пасхального богослужения.
В столице есть несколько таких храмов, один из которых находится в Успенском вражке, то есть на месте глубокого оврага. Рядом была деревянная церковь Успения Божьей матери, от которой и пошло название местности в этой части Белого города и древнего оврага.
В XVI столетии это урочище было засыпано, а на его месте возник переулок, который впоследствии получил название в честь вельможи Якова Брюса, генерал-губернатора екатерининской эпохи.
В XVIII столетии храму активно покровительствовал московский князь Гагарин, на чьи средства была отремонтирована кровля и обновление церкви. В 71 году страшная эпидемия чумы в городе привела к смерти всех священников храма, а еще через 2 года произошел сильный пожар, после которого обители пришлось довольно долго восстанавливаться.
Примечательно, что храм никогда не закрывался со дня своего основания. Наоборот, церкви передавались святыни и иконы из закрывающихся в окрестности храмов и соборов. В годы советского безбожия с церкви были сняты колокола, которые вернули на звонницу только в 90-е годы.
Здесь более 4 десятков лет прослужил Волоколамский митрополит Питирим, который стал духовником московской творческой элиты. На его проповеди и торжественные богослужения стекалось множество деятелей искусства, художников, писателей и ученых.
История[править]
Приход храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе известен с XIV века. Его возникновение связано с благоверным князем Даниилом Московским и основанным им Даниловым монастырём.
Современное здание храма было построено в 1837 году. Архитектор Шестаков М.Ф.
Главный престол освящён в честь Праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, боковые приделы: левый — в честь святителя Иоанна Златоустого, правый — в честь святителя Николая Мирликийского.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а здание храма было закрыто и передано в народное хозяйство в 1933 году.
В 1989 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.
14 августа 1998 года Святейшим Патриархом Алексием II было совершено Великое освящение храма.
Храм построен в стиле позднего ампира. Обладает симметричной осевой композицией. К крупному четырёхстолпному четверику храма, завершённому купольной световой ротондой, с востока примыкает плоская прямоугольная в плане апсида, с запада — большая трапезная (престолы: Петра и Павла, Ильи Пророка, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца) и высокая трёх-ярусная колокольня. Укрупнённому объёму четверика храма на его боковых фасадах соответствуют монументальные шестиколонные ионические портики «в антах». Характерный для ампира мотив прямоугольного проёма, вписанного в арочную нишу, использован в оформлении окон апсиды и трапезной, а также главного входа с западного фасада колокольни.
Виртуальная экскурсия по храму
Святыни Чудотворца СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО в Москве .
На протяжении четырех десятилетий в храме Воскресения Словущего служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.
Перед образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Взыскание погибших» каждое воскресение в 18:00 в нашем храме по окончании вечерни служится молебен с акафистом, но см.расписание богослужений.
Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя.
При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но см.расписание богослужений. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага).
Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением. Икона «Взыскание погибших» поступила в храм не ранее 1937 года. С первых лет XIX века до середины 1930-х она находилась в церкви Рождества Христова, что в Палашах.
Расписание богослужений
Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом
Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.
Традиционно они совершаются:
- по будням – в 8:00 и 18:00;
- в воскресенье – в 9:30 и 18:00.
Следует учесть: время может быть сдвинуто, так что лучше проверить его заранее. Например, служба может быть только одна (в 8:00) или сместиться на 9:00.
Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления
Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским
Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:
Социальная работа, повседневная жизнь
При храме постоянно находится дежурный священник, которому можно лично или по телефону горячей линии задать интересующие вопросы, попросить совета и заказать требы.
При храмовом складе проводится сбор вещей и продуктов для нуждающихся и многодетных семей. Кроме того добровольцы прихода и члены молодежного клуба в рамках церковного социального служения регулярно готовят обеды, а потом кормят на Курском вокзале всех нуждающихся.
По понедельникам и пятницам проводятся встречи членов группы анонимных алкоголиков, где оказывается поддержка людям в трудной жизненной ситуации и членам их семей.
Moscow.org городской портал Москвы
Все фотографии |
Адрес: Староданиловский переулок, 3
Телефон
Как добраться до храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе: От ст. метро Тульская (из центра — последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти по Б. Староданиловскому пер., пересечь Холодильный пер. дойти до Староданиловского пр.и свернуль налево. Или от ст. метро Павелецкая, далее на любом трамвае до остановки Свято-Данилов монастырь. Выход к храму есть и на территории монастыря.
Храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе был построен в 1832-1837 годах на пожертвования И.Н. Рыбникова. До 16 века на этом месте находился древний Свято-Данилов Монастырь, основанный в числе первых в Москве (13 век) самым первым московским князем – Даниилом Александровичем.
В 1330 году по указу Ивана Калиты Даниловский монастырь перевели в Кремль. Если верить преданиям, то на старом месте осталось лишь древнее кладбище, на котором был захоронен сам князь Даниил Александрович. На этом кладбище существовала древняя деревянная приходская церковь, которая предшествовала нынешнему храму Воскресения Словущего. При Иване Грозном, в 1560 году Данилов монастырь перевели на старое место, сместив всего лишь на 500 метров к северу.
В 1699 году деревянную приходскую церковь заменили кирпичной, которая и простояла вплоть до тридцатых годов 19 века. Нынешнее здание храма построено в архитектурном стиле позднего ампира. Большой четырехстолпный четверик завершается куполом световой ротонды. На востоке размещается прямоугольная апсида, а на западе – большая трапезная с престолами Петра и Павла, Ильи Пророка, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, а также трехъярусная колокольня.
В 1933 году церковь закрыли и разместили в ее здании производственные мощности фабрики по производству зонтов. Когда в 1983 году храм вместе с расположенным по соседству комплексом строений Даниловского монастыря был возвращен церкви, то больше половины фресок, которыми были покрыты его стены внутри, были уничтожены или не подлежали восстановлению.
К 1989 году храм Воскресения Словущего был частично отреставрирован, и в ней малым чином освятили Никольский придел. С этого момента здесь стали регулярно проходить богослужения.
Великое освящение храма состоялось в августе 1998 года, его осуществлял Святейший Патриарх Алексий в праздник прохождения честных древ Животворящего Креста Господня. На сегодняшний день в храме Воскресения Словущего хранятся православные святыни: икона Божией Матери «Нечаянная Радость», икона великомученика Пантелеймона.
Историческая справка:
1699 г. — деревянную приходскую церковь Воскресения Словущего заменили кирпичной 1832-1837 г.г. — на пожертвования И.Н. Рыбникова был построен в храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе 1933 г. — церковь закрыли и разместили в ее здании производственные мощности фабрики по производству зонтов 1983 г. — храм вместе с расположенным по соседству комплексом строений Даниловского монастыря был возвращен церкви 1989 г. — храм Воскресения Словущего был частично отреставрирован, и в ней малым чином освятили Никольский придел 1998 г. — состоялось Великое освящение храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе
Современное состояние[править]
Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актёры и режиссёры. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссёра и актёра Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Максакову и многих других деятелей культуры и искусства, во многом благодаря которым в тяжёлое для Церкви советское время храм не был закрыт.
В настоящее время при храме существуют: детская и взрослая воскресные школы, курсы фотографии, курсы изучения церковнославянского языка и прочее.
Описание
Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — все архитектурные детали его убранства. Только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений говорит, что строил храм незаурядный и опытный зодчий.
От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 годах. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами.
Раскрытие старой (белокаменной) стены храма сделано реставраторами на южной стене храма.
Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно поновлявшейся, но в основе своей сохраняющей композиции, восходящие, по-видимому, к последней трети XIX века. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870—1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.
Паломнику[править]
Храм открыт каждый день с 10.00 – 16.00 в будни, в субботу с 8.00 – 18.00, в воскресенье и праздничные дни с 8.00 – 16.00.
Работает книжная и иконная лавка.
Расписание богослужений:
Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте храма
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам — Утреня и Литургия в 8.30, по великим праздникам — Литургия в 9.00,накануне — Всенощное бдение в 17.00.
Каждую субботу в 16.00 служится Вечерня с акафистом.
Таинство Крещения совершается каждый день по будням в 10.00, по воскресным и праздничным дням в 12.00.
В храме устроена купель для крещения взрослых (баптистерий).
Катехизаторские беседы для лиц, желающих принять Таинство Крещения, а также для родителей детей и крестных проходят по субботам в 12:00 и по воскресеньям в 13:00 в приделе святых апостолов Петра и Павла.
Таинство Венчания совершается (кроме постов) по будням (понедельник, среда, пятница) в 12.00, по воскресным и праздничным дням в 13.00.
Беседы для готовящихся вступить в церковный брак проводятся по субботам в 14.00 по предварительной записи.
Панихида служится каждый день: по будням — в 11.00, по воскресным и праздничным дням — сразу после окончания Литургии.
Заказные молебны совершаются в дни богослужений.
Современное состояние храма
Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.
Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.
Примите к сведению: с 2003 года и до сегодняшнего момента настоятелем является Стефан.
В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.
Вместо послесловия
Остается добавить, что история религии Руси не может обойтись без почитания этой святыни хотя бы потому, что с ней связаны имена Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста. Заметьте, даже царь Иоанн IV Грозный, и тот уверовал, хотя, как сегодня считается, по натуре своей был безбожником. Таким образом, посетить это уникальное место стоит каждому верующему прихожанину, поскольку оно не только дает прозрение в плане исторических событий и развития христианства в Восточно-Европейском мире, но и вызывает чувство умиротворения. А если взять в расчет архитектуру, то храм можно отнести просто к шедеврам.
Наконец, совершение служб тоже не оставит равнодушным никого ведь посетителям доступ открыт постоянно, а молитва, как известно, является спасением от греха.
Приход и хор храма
После воскресной литургии прихожане храма собираются на совместное чаепитие в приходском доме, где обсуждают насущные проблемы жизни прихода, выслушивают отчеты о проведенных конкретных делах милосердия нуждающимся и помощи пожилым людям, планируют организацию культурной программы проведения ближайших праздничных мероприятий.
При храме работают постоянные курсы изучения церковнославянского языка для всех желающих, проводятся занятия по фотографии, организуются лекции и встречи с интересными гостями, концерты классической музыки.
По субботам и воскресеньям проходят еженедельные встречи членов киноклуб, где организуется совместный просмотр и обсуждение различных православных и документальных фильмов. Проводятся встречи молодежного литературного клуба, где читаются произведения классической литературы.
В дни памяти служителей и известных прихожан служат панихиды, а также проводятся встречи на приходе с чаепитием и просмотром документальных хроник и фильмов. При храме организован хор, где желающие изучают церковные песнопения и распевы.
К праздничным датам проводятся концерты и выступления в музыкальной гостиной, где воспитанники воскресной школы демонстрируют свои успехи и таланты родителям и прихожанам.
Святыни Иерусалимского подворья в Москве
Тут находятся несколько важных святынь:
- Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.
Стоит отметить: помимо храма Вознесения Словущего частицы Креста хранятся во многих церквях мира.
- Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
- Мощи апостола Иакова.
- Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.
Не менее важными являются некоторые иконы:
- Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
- Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
- Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
- Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
- Богоматерь «Нечаянная радость».
- Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.
Адрес храма и официальный сайт
Церковь расположена по адресу: Филипповский переулок, дом 20.
В зависимости от станции метро пройти можно следующими путями:
- Арбатская Филевской линии: выйдя из метро, необходимо повернуть налево и пересечь Гоголевский бульвар. Затем пройти в Малый Афанасьевский переулок и на первом же повороте свернуть налево на Филипповский переулок.
Примите во внимание: ориентиром может служить Посольство Туркменистана: оно соседствует с храмом
- Арбатская Арбатско-Покровской линии: выйдя из метро, нужно повернуть налево и пройти до Гоголевского бульвара, пересечь его и повернуть налево. Затем пройти прямо до пересечения с Малым Афанасьевым переулком.
- Кропоткинская: потребуется выйти в сторону Гоголевского бульвара и пройти по нему 2 остановки в сторону Старого или Нового Арбата. Ориентиром может служить сам Гоголевский бульвар: это зеленый парк, который тянется от станции до Малого Афанасьевского переулка.
Телефон – (495) 690-5701.
История строительства
Самые первые упоминания о Воскресенской еще деревянной церкви на Успенском вражке относят к середине XVI столетия
Страшный пожар первой половины XVII века привел к уничтожению всех построек в этой местности. Поэтому вскоре началось строительство каменной церкви, освященной в 1634 году по прошению храмового священника и настоятеля Матфея патриарху Иоасафу.
К тому моменту в церкви было 3 престола:
- В честь пророка Елисея, освящен в память возвращения из польского плена патриарха Филарета, отца царя Михаила.
- Придел в честь Святого Николая Чудотворца.
- Престол Параскевы мученицы.
В неизменном виде здание церкви простояло более 2 столетий, а затем в начале XIX века перестроили звонницу и трапезную часть храма, а чуть позже расширили оконные проемы, которые отштукатурили килевидными обрамлениями в старорусском стиле.
К концу позапрошлого века архитектором Александром Мейснером были перестроены верхние этажи колокольни псевдоклассической формы под подаренный храму колокол большего размера, что можно видеть в современном здании. В 30-е годы прошлого столетия были сняты все колокола, но храм продолжал свою работу, благодаря заступничеству известных деятелей культуры и искусства.
В середине века, а затем в 80-е годы проводились ремонтно-реставрационные работы. А в марте прошлого года были завершены восстановление стеновых фресок и орнаментов на сводах, также отреставрировали медальоны над оконными проемами.
Опустение
Когда в Московском Кремле закончили строительство храма Спаса Преображения, в 1330 году князь Иван Калита большинство иноков из Даниловского монастыря переселил туда. С этого момента монастырь опустел и обветшал, наступила пора забвения. Храм Даниила Столпника стал приходским (ранее он относился к обители), а со временем вокруг него образовалось кладбище. По преданию, однажды царю Иоанну Грозному было чудесное видение — к нему явился сам Даниил Александрович. После этого события царь принялся вновь отстраивать монастырь. В 1560 году он был готов, однако, расположился немного севернее от прежнего места.
Даниил Столпник
Монастырь построили в память преподобного Даниила Столпника – святого небесного покровителя Великого князя Даниила Александровича. Для того чтобы обеспечить нормальное существование обители, рядом было размещено несколько крестьянских жилых дворов и хозяйств, изначально получивших название сельца Даниловского. Со временем эта местность значительно расширилась и была преобразована в Даниловскую слободу, которая пролегала вдоль Москвы-реки.
Князь Даниил в свое время принял иночество, жил в построенной им обители, там же он представился перед Господом и был похоронен в 1303 году.
Обновление церкви
В 1699 году средства на строительство нового храма выделил состоятельный прихожанин Васильев Федор. В 1722 году главный престол в честь святого мужа Даниила Столпника уже не значился, так как его освятили во славу возрождения храма Воскресения Господня в Иерусалиме святыми Константином и Еленой в 355 году. Отсюда произошло и его название – Воскресение Словущего, которое содержит в себе идею торжества возрождения святых мест, почитаемых православными христианами. Остальные три предела были освящены в честь почитаемого древнееврейского пророка святого Илии, апостолов-евангелистов Петра и Павла, святого Николая Угодника.
Святыни и мощи храма
В богато украшенном киоте в левой части храма можно увидеть старинный Богородичный образ Взыскания погибших в богатой серебряной ризе с множеством пожертвованных украшений и драгоценностей получившими чудесную помощь.
Божья Матерь изображена на этой иконе с непокрытой головой, что символизирует отданный ею покров для спасения грешников. Сюда ежедневно приходит огромное количество паломников и просителей.
По древнему преданию эту икону сохранил благочестивый прихожанин Христорождественской церкви, вдовец, постоянно молящийся о благополучии своих дочерей. Во сне ему было повеление отдать икону в храм, что он незамедлительно исполнил.
Позже церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а чудотворный образ брошен и расколот. Художники реставраторы смогли восстановить святую икону, которая была перенесена из Палашинского храма в 30-х годах прошлого века.
Стоит обратить внимание на расположенный в главной части храма в богатой резной ризе редкий чудотворный образ Спиридон Тримифунтского, справа от иконы Спасителя. В центре иконы имеется маленький ковчег, который открывает частицу святых мощей
Имеется в левом приделе церкви древнейшая Можайская икона XVI века с изображением святого архиепископа Николая Мир Ликийских с частицей чудотворных мощей. Почитаемые святыни XVII-XVIII столетия с образами пророков Елисея и Илии с житием можно увидеть в правом пределе.
Древняя икона XVII века с изображением Иустина Философа установлена в иконостасе Никольского придела.Имеется в храме почитаемый образ Анны Кашинской с частицами ее святых мощей.
В главном престоле между окнами находятся почитаемые изображения Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великого князя Владимира и княгини Ольги, выполненные знаменитым мастером церковной росписи Нестеровым.
Как добраться[править]
Адрес:
Брюсов пер., 15/2, Москва, 125009
Проезд:
станция метро “Охотный ряд”, «Пушкинская», «Тверская», далее пешком
По вопросам, связанным с расписанием богослужений и по общим вопросам обращайтесь по телефону:
+7 (495) 629-6616
По вопросам веры и подготовки к таинствам (крещения, венчания и проч.) приходской консультант Сергей Иванович ежедневно с 12 до 18 часов в храме или по телефону:
+7(916) 325-3644
По вопросам оказания материальной помощи, а также желающим пожертвовать вещи для нуждающихся звонить в Социальную службу:
+7 (909) 922-2096 (номер также доступен в программах Viber и WhatsApp)
Телефон дежурного священника:
+7 (915) 218-7199
Электронная почта: