Описание архитектуры
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы славится своими архитектурными особенностями и украшает западную часть города Вологды на фоне современных построек. Церковь состоит из двух этажей. Принято считать, что фасад и сама структура строения собора относится к классическому стилю.
Если говорить о самой конструкции здания, то:
- Она имеет продольно-осевую форму, то есть двухъярусная трапезная, алтарь, крестообразный четверик с апсидой вытянулись в одну прямую линию.
- В центре креста была построена колокольная звонница.
- Кирпичная ротонда завершается куполом с одним крестом.
- Мутулы украшают карниз из дерева.
- Фасад собора разделен несколькими горизонтальными поясами-карнизами.
- Цокольный этаж кирпичный с наличием продухов для вентиляции подвала.
- Звонница имеет 8 крупных арок для звона и покрыта ленточным рустом.
- Крыша церкви имеет форму двускатной кровли с наличием чердака.
- Большое арочное окно, расположенное на западном фасаде, освещает площадку крыльца.
- Боковые фасады имеют двупольные декорированные двери.
- Пол в церкви деревянный. Имеет покрытие — линолеум.
- Толщина кирпичной кладки достигает 105 см. Имеет известково-песчаное покрытие.
Кафедральный собор имеет 3 отдельных входа:
- На первый этаж — с западной стороны церкви.
- На второй этаж — железобетонная лестница с двумя всходами. Однако, в настоящее время данная лестница имеет исключительно пожарное назначение. Прихожане могут подняться на второй этаж с помощью внутренней деревянной лестницы.
Особенности архитектурного строения первого этажа храма:
- Первый этаж здания украшен декоративной аркой, в строении имеются прямоугольные столбы.
- Окна первого этажа украшены декоративными камнями, напоминающими замковую кладку.
- Дверь оснащена кованой решеткой, сохранившейся с 19 века. Замки на дверях также являются оригиналом XIX века.
- Алтарь отделен от основной части строения стеной с тремя арками-проходами.
- Сохранены оригинальные кафельные печи.
- Стены первого этажа имеют высоту в 5 м.
Особенности архитектурного строения второго этажа церкви:
- Особенность второго этажа — четыре дорические колонны, являющиеся опорой для антаблемента.
- Второй этаж освещается большим тройным окном с сандриком треугольной формы, а также итальянским окном.
- Окна второго этажа задекорированы сандриками на специальных креплениях.
- Имеются металлические двери, сохранившиеся с 19 века. Декором служат объемные детали в форме ромбов и накладные цветы из меди.
- Стены второго этажа имеют высоту в 3,5 м. Украшены ручной живописью в виде сюжетных композиций, орнаментов и полотен.
- Стены оснащены широким карнизом, разделяющим их на 2 яруса.
- Соединение потолка и стен украшено лепниной.
В 20 веке Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде не подлежал реставрации. Был выполнен лишь косметический ремонт: замена кровли на оцинкованное железо, покраска внешних фасадов строения (использованы пастельные тона: розовый, голубой, желтый), перестелен линолеум, обновлена живопись и установлены печи-голландки.
Архитектура
Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.
Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского ордера) к приезду императора Александра I.
По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве.Г. К. Лукомский так описывает архитектуру собора:
…Довольно хаотическое и бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно, наличники и карнизы. Таким образом, стиль барокко получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не вполне типичное выражение. Приём был хорош — получить самый храм круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработки. |
Архиерейский двор
В наши дни за небольшой территорией Архиерейского двора закрепилось название «Вологодский кремль». Почти всю его территорию занимают помещения Вологодского областного музея-заповедника.
В ансамбль Архиерейского двора входят: Экономский корпус, надвратная Воздвиженская церковь, Симоновский корпус с церковью Рождества Христова и другие постройки.
Надвратная Воздвиженская церковь со Святыми воротами Архиерейского двора (2018)
Экономский корпус был построен в 1650 году. В нём хранились казна и важные документы. Палаты Экономского корпуса предназначались не только для служебных целей, но и для организации торжественных приёмов.
Небольшая надвратная Воздвиженская церковь была построена в конце XVII века над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору.
В Симоновском корпусе с церковью Рождества Христова парадным помещением до конца XVIII века была Крестовая палата. В этом корпусе располагались палаты архиепископа, а в парадной Крестовой палаты торжественно принимали Петра I при посещении им Вологды.
Гаврииловский корпус продолжает Симоновский и составляет вместе с ним единое здание. В нём располагались кельи архиепископа Гавриила. В этом здании жили и работали Иван Васильевич и Екатерина Николаевна Федышины, стоявшие у истоков образования Вологодского государственного музея.
Экономский корпус Архиерейского двора (2018)
Симоновский корпус Архиерейского двора (2018)
Гаврииловский корпус Архиерейского двора (2018)
Иосифовский корпус был построен в 1769 году. Корпус назван по имени епископа Иосифа, прозванного «Золотым», который сам занимался его строительством. В здании сохранились изразцовые и кафельные печи XVIII века. В облицовке печей изразцы с одинаковым рисунком почти не встречаются. В богатых жилых домах такие изразцы в своё время играли роль детских книжек с картинками: ими любовались в зимние вечера, дети учились читать, а молодёжь гадала.
Летний домик с резными ставнями- это бывший архиерейский дом и единственное деревянное здание Архиерейского двора. На фоне каменных построек Летний домик выделяется красотой. Иногда этот домик называют «Пряничным» из-за цвета его фасада.
Юго-Западная башня Вологодского кремля – это самая большая и лучше всех сохранившаяся башня Архиерейского двора. Сейчас в ней проводятся концерты, конференции и организуются выставки.
Иосифовский корпус Архиерейского двора (2018)
Летний домик Архиерейского двора (2018)
Юго-Западная башня Архиерейского двора (2018)
Фрески
Софийский собор был первой в Вологде церковью, украшенной фресками. Все они сохранились по настоящее время благодаря усилиям реставраторов. С их же помощью были установлены имена живописцев, подаривших России своды храма с фресками. Историки насчитали 16 имен, среди которых, Дмитрий Плеханов, Ермолай Фёдоров, Кондрат Игнатьев, Иван Семёнов и другие мастера XVII столетия.
Система росписи Софийского собора не отличается от ему подобных строений. Основная тематика фресок — сюжеты, связанные с именем Иисуса Христа. Эта традиция пришла еще из Византии. Но есть и отдельные росписи, посвященные праздникам, отдельным персонажам в истории, в основном — князьям или видным деятелям.
juliette17
Западная стена собора полностью посвящена Страшному суду. Эта фреска признана самой масштабной в России. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны сюжетами на евангельские темы. На столбах изображены мученики и князья.
Большинство фресок многофигурно, на них изображено по несколько фигур святых или князей. Богоматерь и Христос выделяются среди них только нимбами, что подчеркивает их божественную сущность, но в то же время — равенство с другими фигурами.
В изображениях природы прослеживается русская флора и фауна, что придает храму уют, несмотря на размеры фресок и самого помещения.
Отдельная достопримечательность собора — его иконостас, созданный в стиле барокко. Это третий по счету иконостас, создан он был в середине XVIII века. Он имеет пять рядов, на которых размещены иконы с ликами святых. Большинство икон собора имеют древнюю историю. Есть среди них и ровесницы фресок.
juliette17
Архитектура
Собор имеет классический для русского зодчества крестово-купольный план и представляет собой прямоугольник с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Размеры собора: длина стен 38,5 метров, ширина — 25,56 метра, общая высота — 59 метров. Материал стен — кирпич.
В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двух арочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. В последние годы в целях лучшего сохранения фресковой храмовой живописи крыльцо было остеклено. Два яруса узких окон почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе — высокие, в верхнем — небольшие. Алтарные апсиды ориентированы на северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращенных апсидами на восток.
Покрытие Софийского собора позакомарное, характерное для крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Существующая форма луковичных куполов относится к XVII-XVIII векам. Кресты, поставленные в конце XVII века, выполнены московскими мастерами по образу крестов несуществующей сегодня церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трех верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИиС ХС (на горизонтальных).
Артель ярославских мастеров во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым приступила к росписи храма 20 июля 1686 года. Работы продолжались два года и завершились в конце июня 1688 года. Общая площадь росписей — пять тысяч квадратных метров.
В последующем роспись несколько раз поновлялась. В 1852 году ярославский иконописец А. Колчин с артелью подверг живопись Софийского собора капитальному поновлению. В ходе этих работ был искажен колорит живописи, пропала характерная моделировка светотени. Благодаря реставрационным работам, проводимым с 1963 года, роспись была освобождена от позднейших записей.
Система росписи собора подчинена определенной закономерности. Западная стена полностью посвящена Страшному суду. Композиция «Страшный суд» вологодского Софийского собора — самая большая фреска на этот сюжет в России, занимающая площадь около 400 квадратных метров. На столпах храма изображались мученики и благоверные князья. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны житийными темами.
По образу Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры в центральном куполе представлены Христос Вседержитель, в боковых куполах — Иоанн Предтеча, Богоматерь Знамение, Отечество и Спас Эммануил. На стенах барабанов изображены праотцы, на подпружных арках — апостолы. На сводах написаны праздники Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Вознесение, Воскресение, Успение Богоматери, Благовещение, Рождество Богоматери и Преображение. На столпах, расписанных в четыре яруса, изображены мученики, воины, благоверные цари и князья. В алтарных изображениях акцентируется тема прославления Богоматери.
Существующий иконостас Софийского собора, третий по счету, был создан в 1737-1744 годах. Он выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперед тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы золочеными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая «Распятие»), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.
Иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные — в 1766 и 1848 годах. Реставрацией 1960-1970 годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись, восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса.
Горне-Успенский женский монастырь
Горне-Успенский монастырь – православный женский монастырь, действующий, адрес: ул. Бурмагиных, 19А.
Горне-Успенский монастырь получил свое название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери. Датой основания монастыря принято считать 1590 год, а датой упразднения — 1924 год. Перед закрытием Горне-Успенский монастырь являлся единственной женской обителью и входил в число крупнейших монастырей Вологды. «Вторую жизнь» Горне-Успенский монастырь получил совсем недавно – в 2020 году он вновь стал действующим.
На территории монастыря можно увидеть следующие строения: полуразрушенная Алексеевская надвратная церковь, летняя Успенская церковь с зимним приделом Сергия Радонежского, игуменский дом и училище.
Первая деревянная Успенская церковь появилась здесь значительно раньше основания монастыря и была одним из древнейших строений Вологды. К сожалению, ее унес пожар. Нынешняя каменная церковь была сооружена в 1692 — 1695 гг. и именовалась тогда «Золотые кресты».
Выглядит Успенская церковь довольно скромно, зато сочетает в себе сразу три элемента: холодную церковь, колокольню и теплую зимнюю церковь Сергия Радонежского. Без сомнений можно заметить, как похожи между собой Успенская церковь и церковь Ильи Пророка в Каменье. И не удивительно, ведь строились они практически в один год.
История Кафедрального собора
Историю о создании принято начинать с рассказа о кладбище. Во времена правления Екатерины Великой (принцессы Фике) бушевали эпидемии, «косившие» российское население. Распространение заболеваний происходило не только по причине отсутствия эффективных медикаментов и вакцин, но и по причине наличия большого количества кладбищ в черте города.
Приказом Екатерины II в 1772 году было указано создавать новые кладбища за пределами городов. Так, в 1782 году было учреждено Богородицкое кладбище, находящееся недалеко от реки Вологды, напротив старого кладбища Николая Чудотворца.
В конце XVIII века была возведена первая церковь из камня, название которой Рождество Пресвятой Богородицы. Расположен собор на Глинковском кладбище. Это кладбище стало одним из самых больших и главных в Вологде. Церковь была мала по размеру и не вмещала всех желающих граждан. Стройка нового собора началась в 1832 году. Именно эта версия храма существует по настоящее время: каменная, двухэтажная. Строительство православного объекта было завершено спустя 4 года в 1836 году. Сразу же провели процедуру освещения. В начале 1900-х годов собор был видоизменен: удлинена трапезная часть сооружения и переделан вход на второй этаж.
Окончание революции 1917 года повлекло за собой закрытие многих храмов. Однако, именно собор Богородицкой кладбищенской церкви остался действующим. Церковная жизнь претерпевала значительные изменения в послереволюционный период. Во время голода в Поволжье был издан указ об оказании помощи жителям Вологды. Драгоценные предметы были изъяты из храма.
Окончание революции ознаменовало начало борьбы с религией на государственном уровне. Задачи государства заключались в разобщении верующих и закрытии соборов.
Несмотря на все старания государства, упразднение церквей привело к тому, что в 1927 году при храме на Богородицком кладбище была создана обновленческая община. В этом храме объединились прихожане из двух десятков церквей Вологды. Одновременно несли службу семь священников.
Результат деятельности государственных властей в отношении церкви не заставил себя ждать. В 1937 году было закрыто Богородицкое кладбище. В следующем году был закрыт только «верхний» собор из-за отсутствия прихожан. Граждане отказались «идти» за обновленцами. Властями был назначен архив НКВД. Сотрудниками отделов НКВД были задержаны вологодские священники.
В 1940 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы осталась в единственном числе. Остальные православные объекты по всей Вологодской области были закрыты. Второй этаж церкви был отдан под архивы НКВД, но первый этаж продолжал принимать прихожан.
Во время Великой Отечественной Войны многие люди снова пришли к церкви, и не только, чтобы замолить собственные грехи и получить покаяние, но, и чтобы поставить свечи за усопших. Государство было вынуждено открыть соборы. Немного позже поставили вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Но вместо него вернули в действие верхний этаж Богородицкого храма.
Колокольня храма
История
Нынешняя колокольня для собора четвертая по счету, но первая каменная, предыдущие были из дерева. Это сооружение было возведено в середине 17 века и изначально имело несколько иной облик. Во второй половине 19 века колокольня была перестроена и приобрела современные внешний вид и высоту. Прежняя постройка была ниже более чем на 30 метров.
Внешнее убранство
Колокольня Софийского храма представляет собой белокаменную столпообразную постройку в стиле русской готики округлой восьмиугольной формы, увенчанную позолоченным куполом с крестом. Под верхним ярусом со смотровой площадкой размещаются часы, имеющие 4 колокола.
Высота колокольни составляет около 80 м (тогда как высота самого собора — почти 60 м). Это высочайшая колокольня во всей местной епархии.
Колокола
Сейчас на колокольне висят 25 колоколов. Они отлиты русскими, голландскими и немецкими мастерами в 17-19 веках. Но, несмотря на возраст, сохранились до настоящего момента. Самыми известными из них являются старейшие, т.е. отлитые в 17 веке.
Среди них:
- «Архангельский»;
- «Большая лебедь» (подарен храму Петром I);
- «Малая лебедь» (украшен оттисками ликов святых);
- «Великопостный»;
- «Водовоз»;
- «Праздничный», он же «Большой» (весит более 7,5 тонн);
- «Часовой» (самый старый из всех).
За всю историю колокольни наибольшее количество колоколов было 26. Но самый маленький колокол до современности не сохранился.
Использование колоколов храма после длительного советского периода «молчания» было возобновлено в 1989 году и продолжается по сей день.
Святыни[править]
Наиболее почитаемыми святынями храма являются:
• список иконы Божией Матери “Скоропослушница”
• список иконы Спасителя “Обыденная” из Всеградского собора
• икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей
• храмовая икона «Рождества Богородицы» в алтаре
Икона «Всех скорбящих Радость»
В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды находится одна из наиболее почитаемых в Вологде чудотворных икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость», по преданию принадлежавшая святым угличским князьям Димитрию Андреевичу и Иоанну Андреевичу. По преданию, этот образ был им единственной опорой и утешением, а впоследствии и всем узникам, содержащимся в тюрьмах. Позднее Иоанн стал монахом Игнатием, похоронили его в Спасском соборе Спасо-Прилукского монастыря. Икона осталась в тюрьме, а после революции ее перенесли в храм. В соборе хранится также список с чудотворной иконы Всемилостивого Спаса и чудотворная Казанская икона Божией Матери из Никольской Глинковской церкви. Святыня была перенесена из бывшей часовни епархиальной богадельни в 1812 г. В холерные годы (1830-1831) ее часто носили по домам горожан во избавление от эпидемии.
Мощи преподобного Иоасафа Каменского
В этом же кафедральном соборе в верхнем храме находится рака с мощами преподного Иоасафа Каменского, Спасокубенского.
Преподобный Иоасаф был сын Димитрия Васильевича, владетельного князя Заозерского. Он был знаменит как по своему высокому происхождению, так и еще более славен по высоте своих добродетелей и равноапостольской жизни. После смерти своих родителей богобоязненный юноша-князь в 20-летнем возрасте принял монашество в Каменном монастыре, расположенном на маленьком острове посреди Кубенского озера. Только пять лет продолжались его иноческие подвиги, да и вся его жизнь была так непродолжительна, что он не достиг даже зрелого возраста. Чистая и святая душа его отлетела к Богу 10 сентября 1453 г.
Услышав о преставлении преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к его погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. С того времени от нетленных мощей его, как от неисчерпаемого источника, потекли благодатные чудеса и исцеления всем, с верою к нему притекавшим.
В настоящее время ковчег с мощами преподобного находится в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде.
Социальная работа, повседневная жизнь
Священнослужители собора идут в ногу со временем и несут слово Божье не только посредством службы в стенах храма и общения с людьми за его пределами. Работа в этом направлении ведется также в сети Интернет.
Например, у собора имеется своя группа во «ВКонтакте», где идет постоянная публикация речей знаменитых людей на религиозную тематику, поздравления с праздниками, а так же информация для верующих.
О деятельности настоятеля храма и успехах учеников воскресной школы нередко пишут в местных печатных и Интернет-изданиях. Также настоятелем собора периодически организуются паломнические поездки в различные населенные пункты России для посещения исторических мест и святынь.
При соборе функционирует Центр социальной помощи, работающий без выходных с 10 до 14 часов. Принять участие в его деятельности может любой желающий.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Кремлёвская площадь в Вологде
Кремлёвская площадь является центральной площадью Вологды. На ней находятся церковь Александра Невского, музей кружева и несколько памятников.
Церковь Александра Невского была построена во второй половине XVIII века. Изначально это была церковь Николая Чудотворца. После покушения на царя Александра II церковь была переосвящена во имя святого Александра Невского.
В настоящее время церковь находится на попечении вологодского казачества.
Музей кружева — это бывшее здание Госбанка, построенное в 1886 году. Музей был открыт в 2010 году и посвящён основанию и развитию кружевного промысла в Вологде с конца XIX до начала XXI века.
Вологодский Кремль Церковь Александра Невского (2018)
Кремлёвская площадь Музей кружева в Вологде (2018)
Памятник русскому поэту К.Н. Батюшкову , родившемуся в Вологде и участвовавшему в Отечественной войне 1812 года, установлен на Кремлёвской площади в 1987 году (скульптор В.М. Кликов). В скульптурную композицию кроме памятника поэту входят: Афина Паллада — одна из самых почитаемых греческих богинь и вологжанка со свирелью.
В Вологде сохранился дом, в котором жил и скончался русский поэт Батюшков К.Н. (улица Батюшкова, дом 2).
Вологда Памятник поэту К.Н. Батюшкову (2018)
Вологда Вологжанка со свирелью (2018)
Вологда Афина Паллада Фото Владимира и Майи Сухановых 2016
Вологда ул. Батюшкова, дом 2 (2018)
На набережной в сквере находятся памятник букве «О», установленный в Вологде в 2012 году по инициативе вологодских студентов, и скамейка «Посидим, поокаем». Однако, за всё время нашего путешествия по этому замечательному городу ни одного окающего вологжанина мы не встретили .
Памятник преподобному Герасиму Вологодскому — основателю Вологды находится также на набережной. Памятник установлен для того, чтобы вологжане знали, кто основал Вологду и принёс сюда православную веру.
Вологда Памятник букве «О» (2018)
Вологда Скамейка «Посидим, поокаем» (2018)
Вологда Памятник преподобному Герасиму Вологодскому (2018)