Храм успения пресвятой богородицы в путинках. расписание богослужений, история, адрес

Московский Успенский собор в XV веке

Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма. Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился. После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.

Лаконичная архитектура

Храм имеет лаконичный и монолитный вид. Единство постройки подчёркивается равномерным разделением фасадов при помощи вертикальных плоских выступов. Гладкие стены венчают узкие окна аркатуры. Так называются ряды декоративных фальшь-арок на фасаде. Апсиды (пониженные выступы здания, примыкающие к основному строению) не очень высоки. С севера и юга они прикрыты пилонами. Пилоны представляют собой башнеобразную постройку, имеющую форму усечённой пирамиды. Собор украшают пять больших башен, увенчанных массивными куполами. Аристотелю Фьораванти удалось справиться со сложнейшей задачей. Он увеличил внутренний объём собора, что не удалось сделать Мышкину и Кривцову. Итальянец впервые в храмовой архитектуре Руси использовал крестовые своды толщиною в 1 кирпич, а также — металлические проёмные и внутристенные связи. По сути, он применил армирование.

Главная идея итальянского зодчего

Но главной инженерной и архитектурной идеей итальянского мастера было то, что он построил позади иконостаса добавочные арки. Благодаря этому восточные залы, объединённые сквозными проходами собора, по факту стали монолитом. Дополнительные арки приняли на себя значительную долю нагрузки от колоссальных башен собора. Такой приём позволил построить в западной и центральной частях храма относительно тонкие столпы круглой формы. Это дало ощущение необычной лёгкости большой конструкции и её цельности с основной частью наоса. Наос — это центральное место в храме, где находятся прихожане во время богослужения.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения BAROMA

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Церковь Рождества Богородицы в Путинках.

Храмы столицы-1: Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках или Последний шатровый храм в стиле «русского узорочья»

Церковь Рождества Богородицы в Путинках — последний шатровый каменный храм в истории русской архитектуры.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и закончена в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Название «в Путинках» связано с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге). В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.

В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с шатром, близким по внешнему виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век.

В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря, а в 1935 году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.

В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен отец Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.

Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.

Большой вклад в восстановление храма оказал Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.

Расписание богослужений и адрес

В храме постоянно проводят службы. Относительно расписания богослужений храма в Путинках, то будет более целесообразней обратиться на сайт putinki.uspenie.com, где постоянно размещают обновленное расписание.Еще одним наиболее часто задаваемым вопросом есть: какой точный адрес и как добраться? Точный адрес данного храма: г. Москва, переулок Успенский 4.

Храм работает ежедневно с 08.00 утра до 20.00 вечера. Добраться до него можно доехав до станции метро Тверская или Пушкинская или Чеховская, а дальше пройдя пешком до улицы Малая Дмитровка.

Господь всегда с Вами!

Православные монастыри, соборы и церкви

храм

Жизнь прихода[править]

Подворье в Аляухово

К храму Успения Божией Матери в Путинках приписан храм Святых Царственных страстотерпцев в Аляухово.

Адрес:

Московская область, Одинцовский район, село Аляухово, дом 33

Молодежный клуб Петра и Февронии

Клуб во имя святых Петра и Февронии является одной из самых больших православных молодежных организаций Москвы. Общий охват молодежи, привлеченной к участию – около 4 тыс человек. Основной возраст участников Клуба – 20-45 лет. С момента создания Клуба (сентябрь 2007 годя) из участников образовалось более 100 венчанных пар. Руководитель Клуба – Громова Екатерина.

Каждое воскресение за исключением Великого поста и престольных праздников в 17.00 служится молебен перед чудотворной иконой святых Петра и Февронии в храме Успения (Успенский пер, д. 4), проводится чаепитие, концерты православных исполнителей. После чаепития – мастер-классы по историческим бальным танцам. На каждую встречу приходит около 250 человек, в летнее время около 350.

Внутреннее убранство

Общество трезвости во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского было создано по инициативе настоятеля нашего храма протоиерея Алексия Гомонова в последнюю неделю Великого поста в 2013 году. Этим постом многие страждущие недугом пьянства, прошли по благословению духовника серьезный этап воздержания, и наш батюшка принял решение закрепить эти результаты созданием Общества трезвости. «Гибнут хорошие люди от водки и наркотиков. Не только неверующие, но и верующие. И чтобы помочь им, нужно приложить усилия. Недостаточно простой исповеди, надо создать особую среду для исцеления их и общения с ними», – так определил о. Алексий задачи вновь созданного общества.

Служба помощи жен-мироносиц

Благотворительная служба Жен Мироносиц возникла в конце 90-х при московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Ее основательница Людмила Афанасьева — вдова первого настоятеля этого храма протоиерея Глеба Афанасьева. Указом Святейшего Патриарха Алексия она была назначена старостой храма, главой приходского совета. После смерти мужа все свои силы она сосредоточила на восстановлении храма. Храм восстановили, начал складываться и крепкий дружный приход. Тогда и возникла мысль о помощи тем, кто так часто оказывается всеми забыт — вдовствующим матушкам и престарелым священнослужителям.

Клуб «Вербочка»

Клуб православных многодетных семей «Вербочка» при храме Успения Божией Матери в Путинках, являющийся коллективным членом Всероссийской общественной организации «Много деток – хорошо!», ставит своей задачей подержать и объединить семьи с детьми, в которых :

— считают, что основное воспитание детей и становление их личности происходит в кругу семьи;

— чтят наши русские православные традиции, обряды, праздники;

— любят нашу прекрасную русскую землю и её древнюю столицу Москву;

— принято воспитывать детей на примерах русской истории, русской классической и святоотеческой литературы, на лучших образцах зарубежной культуры.

Для совместного отдыха родителей и детей создан летний семейный православный лагерь в г. Плёсе Ивановской области на 50 человек ( в 2015 году — с 10 по 25 июля), где дети и их родители могут не только отдохнуть, но и принять участие в литературных и музыкальных вечерах, народных праздниках, в благотворительной ярмарке, в помощи храму и детям местного детского реабилитационного центра и во многих других совместных делах.

Кроме того дети и родители нашего семейного клуба могут заниматься в различных кружках по интересам.

Все участники семейного клуба «Вербочка» считают, что только в многодетной семье, основанной на крепких традициях и православном укладе жизни, ребёнок может вырасти достойным гражданином нашей Родины, которая всегда называлась Святой Русью.

Более подробную информацию о наших встречах можно узнать на сайте клуба «Вербочка».

Руководитель Клуба многодетных православных семей «Вербочка» — Козлова Елена Владимировна (мама 4-х детей и бабушка 1-й внучки) — 8 963 7700627.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – один из главных православных праздников, в честь которого построено множество замечательных храмов. Один их них – древний и чудом уцелевший шедевр русской архитектуры, находится в самом центре Москвы, на Пушкинской площади по адресу ул. Малая Дмитровка, 4, стр. 2.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Как отмечал А. В. Чаянов, название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города — в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.

В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей. В 1897 году была проведена реставрация церкви архитектором Н. В. Султановым.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век. Реставрацией руководил архитектор Н. Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д. П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.

В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря. 2 июня 1935 года в храма состоялась хиротония его настоятеля, архимандрита Алексия (Сергеева), во епископа Каширского; в том же году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.

Страничка храма в сети: https://bogroz-iverskoye.cerkov.ru/

Архитектурный облик костела в Гомеле

В архитектурном плане храм представляет собой здание неоготического стиля, имеющее крестообразную форму, три нефа и две башни (четырехгранные, с острыми шпилями). В одной из башен находится колокольня (она пристроена к алтарю), другая примыкает к центральной стене храма. На входе в костел прихожан встречает скульптура его небесной покровительницы — Девы Марии. Здесь же находится табличка с надписью на латыни «Ave Maria Vita Nova», что в переводе означает: «Славься, новая жизнь». На фронтоне установлен крест. Стены украшают изящные пилястры, которые сверху накрыты карнизом. Настоящим украшением памятника архитектуры являются прямоугольные, а также арочные окна. Вместо стекол в них — витражи с изображениями различных религиозных сюжетов. Костел имеет два этажа, а его своды отделаны деревом. По традиции католицизма, внутри костел не поражает роскошью, убранство скромное и лаконичное.

Костел Рождества Девы Марии украшают:

  • несколько небольших икон с изображением Страстей Христовых;
  • византийские фрески, расположенные возле алтаря. На них изображены традиционные сюжеты: сцены рождения Девы Марии и Страшного Суда. Кстати, фрески появились в храме не случайно: их нарисовали талантливые художники из Италии — Фабио и Исмаэль Нонес);
  • окна-розетки,
  • электронный орган и т.д.

Правила посещения храма

Одежда прихожанина должна быть скромной и закрытой. Женщины одевают юбку длиной ниже колена. Верхняя часть наряда должна иметь скромный вырез и закрывать локти. На голову прихожанки покрывают платок. Мужчины наоборот снимают перед входом в храм головной убор, а также на них должны быть брюки, сорочки или футболки (без надписей).

Кроме этого, при посещении любого православного храма следует соблюдать определенные правила и рекомендации:

  • На богослужение необходимо приходить за некоторое время, чтобы успеть подать записки, поставить свечи и приложиться к иконам. Также необходимо занять удобное место, на котором человек не будет затруднять ход службы.
  • К посещению храма с детьми следует подготовиться заранее. Их можно свозить в церковь в свободное от службы время, рассказать о смысле совершаемых действий, просмотрев видеозапись литургии.
  • Во время богослужения следует сосредоточиться на молитве и отпустить все мирские мысли и заботы. Не следует здороваться и переговариваться даже со знакомыми людьми.

Святыни и мощи храма

В старинной Успенской церкви находится большое собрание чудотворных и почитаемый икон.

  1. Мироточивая икона Успения Богородицы, которая по преданию находилась ещё в первом деревянном Успенском храме.
  2. Чудотворная икона святителя Луки с частицей мощей, написанная в начале текущего столетия. Чудеса исцеления по молитве святому образу происходили множество раз, о чём свидетельствуют многочисленные ювелирные изделия, приносимые благодарными верующими людьми.
  3. Небольшие мощевики закреплены на почитаемых образах святого Пантелеймона, святого Николая Чудотворца.
  4. Икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских, у которой еженедельно читается специальный акафист, привлекающий в храм сотни молодых свободных людей. После их поведения прямо в помещении храма накрываются столы для чаепития, проводимого молодёжным клубом “Петра и Февронии“. За годы его существования нашли друг друга множество одиноких людей.
  5. Почитаемая икона Иоанна Кронштадтского, по молитве которому происходит исцеление от алкогольной и наркотической зависимости. Молебен с акафистом святому старцу читается в храме еженедельно.

Интерьеры и святыни

В храме освящены три придела, а его стены украшены красивыми орнаментами. К сожалению, старинное убранство церкви не сохранилось. Внутри висят иконы современных мастеров, которые были написаны после передачи храма верующим. Многие из икон были подарены храму прихожанами.

Одна из святынь Рождественской церкви – редкая в России икона великомученика Феодора Тирона.

Христианский святой жил на рубеже III-IV веков в городе Амасия, в Малой Азии. Он был воином, не послушался приказа своего военачальника и отказался приносить жертвы языческим богам. Феодору Тирону пришлось пройти через тюрьму, голод и нечеловеческие пытки, но он продолжал исповедовать христианскую веру. В 306 году несломленного воина сожгли на костре.

Молебен Петру и Февронии

Если в понедельник нет большого церковного праздника, то в воскресенье в 17.00 служат молебен святым Петру и Февронии с чтением акафиста. В этот момент храм Успения в Путинках, как правило, переполнен прихожанами – молодежью, желающей создать семью.

Если вы ищете вторую половинку, желаете создать крепкую семью, хотите попросить защиты у святых для вашей семьи, то приезжайте обязательно на молебен. В притворе на стойке напишите записку о здравии и с пометкой «Молебен и акафист свв. Петру и Февронии» (свв. – принятое сокращение, когда упоминают двух и более святых). Отнесите записку к свечнице. Молебен стоит 50 рублей.

Обычно служит молебен добрый и мудрый батюшка отец Алексий (Гомонов). По окончании он говорит долгую, но очень интересную проповедь специально для ищущих спутника жизни и семейных пар. Очень полезно послушать всем.

Паломнику

Расписание богослужений:

По будням (согласно расписанию) и субботам: в 7:30 – Утреня. Литургия.

По воскресным дням: в 8:30 – Часы. Литургия.

Накануне дней воскресных, двунадестых и великих праздников: в 17:00 – Всенощное Бдение.

Молебны с акафистом: в 17:00 Вторник (попеременно): свт. Петру Могиле, «Страстной» иконе БМ, «Цареградской» иконе БМ, свв. Царственным Страстотерпцам. Среда (попеременно): Успению БМ, «Тихвинской» иконе БМ, прп. Сергию Радонежскому, прп. Алексию, человеку Божию. Пятница: свт. Луке. Воскресенье: блгвв. Петру и Февронии.

Актуальное расписание богослужений

Московский храм в XV — XVI веках

Период с 1482 по 1515 годы. В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней. 1574 год. Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.

Первый столичный храм из камня

Первый храм из камня на этом месте был возведён в начале XIV века, во время царствования князя Ивана I Калиты. В августовские дни 1326 года в том месте, где стоял предыдущий, деревянный собор, заложили новый белокаменный Успенский храм. Его освятили в 1327 году. Успенская церковь являлась первой, построенной из камня, в Москве. Исследования археологов показывают, что это был однокупольный храм, поддерживаемый четырьмя столпами, имеющий тройные апсиды. Его построили по образу Георгиевского собора, находящегося в городе Юрьев-Польский. Церковь возвели в характерном для XIV века архитектурном стиле. Кладка состояла из квадратов белого камня грубой обработки. Она сочеталась с гладко отшлифованными декоративными архитектурными элементами. Фасад церкви был увенчан кокошниками, а центральная башня — куполом.

История

Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Как отмечал А. В. Чаянов, название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города — в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.

В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей. В 1897 году была проведена реставрация церкви архитектором Н. В. Султановым.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век. Реставрацией руководил архитектор Н. Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д. П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.

Храм в 1880-е годы

В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря. 2 июня 1935 года в храма состоялась хиротония его настоятеля, архимандрита Алексия (Сергеева), во епископа Каширского; в том же году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.

Наставники

О настоятелях Успенского храма на Путинках, возглавляющих приход в дореволюционное время известно очень мало информации.

Из сохранившихся источников известны следующие имена:

  • о. Сергей Стеньковский (1906-1918 гг.);
  • о. Иоанн Рождественский (1918 г.).

Во главе прихода после возвращения церкви в лоно церкви стояли три священника:

  • о. Глеб Афанасьев (1992-1995 гг.);
  • о. Максим Миров (1995-1998 гг.);
  • о. Алексий Гомонов (с 1998 г.).

Активную работу по развитию и укреплению приходской общины проводит вдова о. Глеба матушка Людмила Владимировна Афанасьева. Она является главой церковной общины и возглавляет общество “Жен-мироносиц”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: