Кронштадтский морской никольский собор: история возрождения святыни

Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

Храмовые святыни

Особая благодать храма зависит от присутствующих в нем святынь.

В церкви Святого Духа находится ковчег с частицами святых мощей:

  • преподобных Германа и Савватия Соловецких;
  • пеподобной Ефросинии Полоцкой;
  • святого архидиакона Стефана;
  • благоверного князя Романа Угличского;
  • исповедника Георгия (Тутаева);
  • святой княгини Елисаветы;
  • великого князя Василия Ярославского;
  • благоверного князя Константина Ярославского.

Есть в храме есть частицы святых мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого, а также покровителей православной семьи — святого князя Петра и Февронии Муромских. Каждый желающий может лично приложиться к святым мощам после Богослужения. Особой святыней является икона Димитрия Ростовского вместе со встроенной частицей мощей святого.

С душевным трепетом и умилением прихожане храма относятся к иконе Пресвятой Богородицы «Праворучица». Это чудотворный образ, который сам по себе обновился.

Благовещенская церковь

Есть в городе также и бывший Благовещенский храм. В прошлом это православная греческая домовая церковь. Еще до революции в Краснодаре существовали греческое училище и Эллинское общество благотворительности. Как раз при училище и действовал домовый храм. Под чьей юрисдикцией он находился неизвестно, до нас только дошли сведения об открытии этой церкви в 1906 году.

Сейчас в этом здании действует отдел по защите прав потребителей краевого управления Российской Федеральной службы.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде – это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет — сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

Псалмопевец, поэт и царь

Автором большинства гимнов Псалтыри был иудейский царь Давид, поэт, пророк, правитель, псалмопевец, основатель крепости на горе Сион (будущий Иерусалим).

Так изображен царь Дави д в Хлудовской псалтыри

Образ Давида — ключевая фигура в сюжетах Дмитриевского собора. Его изображение мы встречаем здесь трижды: Давид восседает на троне в центре западного, южного и северного фасадов. Его поднятая рука благословляет подданных. В другой руке – древняя арфа или свиток, свидетельствующие о том, что этот человек слагает гимны Богу. То есть власть Давида божественная, священная. А если учесть, что сам Христос происходит из рода Давида, то сам царь — это символ сакрализации власти, безоговорочного утверждения ее на земле. Именно это и хотел сказать князь Всеволод своему народу, размещая изображение Давида на своем храме. Власть князя – тоже неоспоримая и сакральная.

Царь Давид на Дмитриевском соборе

История[править]

Возрождение великих православных традиций, которое началось в России после 70 лет безбожия, в 1993 году коснулось и Комсомольского микрорайона г. Краснодара. По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Екатеринодарского и Кубанского в одном из жилых домов был открыт приход в честь и память Святого Духа.

Первые шаги по возвращению верующих людей в лоно церкви были очень трудными. У вновь открывшегося прихода не было ни помещения для проведения служб, ни богослужебной утвари, ни другого необходимого имущества. Да и количество прихожан было совсем небольшим. Но была крепка вера настоятеля прихода и высокая потребность в богослужении у жителей микрорайона – приход начал свою богоугодную жизнь и дело приобщения людей к святым таинствам.

С 1996 года настоятелем Свято-Духова храма был назначен иерей Сергий Лопасов. С этого года началось активное развитие церковной жизни прихода. В результате приложенных усилий удалось найти временной помещение для совершения богослужений. В период с 1996г. по 1999г. развивается церковная жизнь и община прихода, создается проект будущего храма, который должен возвыситься в самом центре КМР.

В чистом поле — место под строительство храма Светские власти с пониманием отнеслись к нуждам и чаяниям православных людей, и вскоре администрация Карасунского внутригородского округа выделила земельный участок под строительство нового православного храма.

Строительство храма

К марту 2000 года были проведены основные работы, связанные с подготовкой к строительству храма. И уже 15 марта состоялась закладка и освящение архиепископом Краснодарским и Новороссийским Исидором (ныне Митрополит Екатеринодарский и Кубанский) закладной плиты на месте будущего строительства храма.

С этого же года богослужения в храме проводятся ежедневно. Приход имеет в своем штате 6 священников, дьякон и два хора.

В сентябре 2007 года после торжественного молебна, который возглавил настоятель протоиерей Сергий, были установлены малые купола, а в марте 2008 года торжество православия в отдельно взятом районе Краснодара ознаменовалось установкой главного купола храма Святого Духа.

С 2005 г. в День Святой Троицы в храме появилась ежегодная традиция совершения Крестного хода вокруг Комсомольского микрорайона. Верующие всегда с радостью ожидают этого события и обязательно стараются в нем поучаствовать. С пением молитв и чтением Святого Евангелия, молящиеся, во главе со священнослужителями, обходят вокруг всего района, чтобы испросить благословение Божие на всех его жителей. И даже те, кто не участвуют в Крестном ходе не остаются равнодушными к этому торжеству православия.

Строительство храма начато в 2001г. и на сегодняшний день близится к своему завершению. Храм имеет два престола. Верхний, главный престол храма — в честь и память Святого Духа. Нижний престол посвящен Новомученикам и Исповедникам Российским.

7 июля 2011г. епископом Ейским Германом был освящен нижний придел храма.

23 октября 2011 года Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором и епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном был освящен главный придел храма в честь и память Святого Духа. В освящении также принимали участие множество священнослужителей нашей Епархии. Это событие собрало в храме большое количество верующих, многие из которых приняли активное участие в деле строительства храма.

Позади остались нелегкие годы строительства и сегодня храм предстает пред нашим взором в своем величии и красоте.

Настоящее время

Современная архитектура Липецка органично окружила старейший комплекс, состоящий из главного храма, трапезной и колокольни, который по-прежнему является интереснейшим и красивейшим местом города. Видимый в любой точки города, Христорождественский кафедральный собор Липецка привлекает паломников своей уникальной архитектурой.


Поклонный крест в память святых Кирилла и Мефодия

Полукруглая апсида, примыкающая к двухсветной постройке квадратной формы, окружена приделами. Обширный позолоченный купол подчеркивает величественность храма. Лоджии с колоннами необыкновенной формы венчают южный и северный фасад святыни.

Кроме основного с Христо-Рождественского храма в соборном комплексе еще три придела:

  • Святого Николая Угодника;
  • Святителя Серафима Саровского;
  • Смоленской иконы Богородицы.

Красивейшие картины и святые образа, выполненными талантливыми иконописцами Липецка украшают стены полностью восстановленного храма, что стало возможным благодаря мудрому руководству его настоятеля протоиерея Бильчука.

С 2001 года тысячи паломником устремились к липецкой святыне, чтобы поклониться святым мощам 82 Киево-Печерских святых, перевезенных в начале года.

Святыни

Христорождественский собор помимо ковчега со святыми мощами 82-х Киево-Печерских чудотворцев привлекает паломников и другими святынями. С молитвами и прошениями приходят прихожане липецкой православной жемчужины поклониться подряснику и святому образу Епископа Уара І.

Паломников всего мира привлекает чудодейственная сила иконы Страстной липецкой Богородицы, городской реликвией, известной с 1831 года.


Фарфоровая рака с частицами мощей святых угодников

Когда во время эпидемии холеры умирали целые семьи, горожане на коленях просили Божью Матерь об освобождении от такого проклятия, пребывая в посте и молитве 48 часов. Пречистая Богородица в одно мгновение остановила распространение холеры.

На заметку! Помогает святой образ и ныне страждущим и больным, даже тем, для кого официальная медицина бессильна.

В 1931 году святой чудотворный образ Богородицы «Страстная» исчез и возник в церкви святого Николая в селе Двуречки Грязинского района, и только в 2000 году святыня возвращена в кафедральный собор Липецка.

Отличительной особенностью являются уникальные детали святого образа. Икона «Страстная» легко узнаваема по необычному расположению орудий Страстей внизу образа, на заднем фоне мы видим крест, стоящий немного наискосок. Божья Матерь на этом образе изображена без Младенца.

Престольные праздники

Престольных праздник достаточно много:

7 января на Рождество Христово жители Липецка в радостном настроении собираются на торжественную Литургию.
27 сентября чтится память обнаружения царицей Еленой места Воздвижения Животворящего Господнего Креста.
Весной 22 мая и зимой 19 декабря православный мир воздает хвалу святому Николаю Чудотворцу святителю Мирликийскому.
15 января и летом 1 августа чтится память преподобного Серафима Саровского.
10 августа все внимание прихожан и священства приковано к святому чудотворному образу Божьей Матери «Смоленская».

Расписание богослужений

Расписание богослужений на каждый день следует уточнить на сайте храма, который открыт для посетителей, во все дни, кроме понедельника, если на этот день не припадает большой религиозный праздник. Утренняя служба начинается в 7.30, а вечерня в 17.00.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.

Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.). О православных храмах:

  • Храм Стретения Господнего в Санкт-Петербурге
  • Церковь Серафима Вырицкого в Вырице
  • Исакиевский собор Санкт-Петербурга

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Ремонты и реставрации

Первоначально, после строительства, собор выглядел совершенно по-другому. Центральный храм с трех сторон окружали каменные галереи, богато украшенные резьбой. Впервые ремонтные работы в храме были проведены в 15 веке, храм сохранял свое великокняжеское значение, но позднее привилегии были утеряны. В 16 и 17 веках проводились косметические работы. Усилия по сохранению уникальности храма не предпринимались, с каждым «улучшением» он терял часть индивидуальности – терялись декоративные детали и части конструкции, утрачивались фрески внутри помещения.

Самый большой урон, по мнению современных историков, был нанесен собору в 19 веке. С визитом во Владимир прибыл император Николай I, случилось это в 1834 году, осмотрев храм, он заметил его крайнюю ветхость. По его распоряжению церковь привели в «первобытный вид». За дело взялись рьяно, в результате была разобрана древняя галерея. Так же варварски избавились от северной и южной башен с внутренними лестницами, проложенными на хоры.

После всех трудов Владимирский собор безвозвратно утерял часть своей идентичности, также был нанесен урон конструкции здания. В 1840-47 годах произошло еще одно «обновление», теперь внутри храма древние фрески погибли, на их месте появилась новая роспись. Также был опущен пол, установлен новый иконостас, а для прохода на хоры внутри помещения установили винтовую лестницу.

История строения

Каменный храм начали строить в 1791 году, но как только работы подошли к завершению в 1803 году, новострой был уничтожен сильным пожаром.


Христо-Рождественский кафедральный собор в Липецке

Щедрые пожертвования жителей города и близлежащих сел помогли воздвигнуть уникальной красоты собор Рождества Христова в Липецке в 1805 году, освятив летом того же года придел святого Николая Угодника, в котором и начались первые богослужения.

Главный Рождественский престол был закончен и освящен протоиереем Иоанном (Пановым) в 1807 году. Целых 9 лет длилось строительство третьего придела, его освятил в 1816 году архимандрит Козловской Свято-Троицкой обители Анастасий.

В 1896 году при кафедральном соборе в церковно-приходской школе обучалось около 200 детей, а их учитель жил в цокольном школьном помещении.

Каждый день совершались панихиды в 1898 году в левом приделе храма у склепа преподавателя духовного училища Липецка, настоятеля Софийской домовой церкви Иоанна Рождественского.

Интересно! При посещении Христорождественского собора поклонение у могилы отца Иоанна считалось правилом для липчан и гостей города.

В 1903 году при храме работала собственная просфорня. В 1915 году приходская школа находилась под непосредственным руководством настоятеля собора, протоиерея Александра Суворова, занятия вели законоучителя протоиерей Павел Преображенский, псаломщик В.В. Петровский и учителя — сестры Бобылкины.

В храмовой библиотеке на то время хранилось более 100 уникальных духовных изданий. В 1902 году проведение парового отопление позволило проводить чаще зимние богослужения, в 1917 году к церковным постройкам подвели свет и воду.


Интерьер Христо-Рождественского собора

Помимо паникадил храмовые постройки освещали 800 лампочек. Трехъярусные паникадило украшали главный алтарь и трапезную, а в приделах висели двухъярусные люстры, с 20 свечами в каждой.

Успенский собор

Во Владимире стоит еще один древнейший православный храм – Успенский собор. Первый камень был заложен князем Андреем Боголюбским еще в 1158 году. Он высится на берегу Клязьмы и когда-то был способен вместить все население города. После пожара 1185 года его значительно расширили с тем, чтобы одновременно его могли посетить свыше 4000 прихожан, приказ об этом отдавал Всеволод Большое Гнездо.

На протяжении трех веков (12-14 в.) Успенский собор главенствовал на Руси, был одним из ее символов и резиденцией нескольких митрополитов. Именно в нем хранилась чудотворная икона Божией Матери — самая почитаемая русская православная святыня.

Расписан собор был в 1161 году, от первоначальных фресок осталось лишь несколько фрагментов. Повторное нанесение фресок провели в 15 веке, мастерами, трудившимися в соборе, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Их работы также сохранились фрагментарно. Большая часть сохранившихся росписей относится к 19 веку.

В настоящее время Успенский и Дмитриевский соборы считаются жемчужинами русского зодчества, они хранят память поколений мастеров и символизируют историческое единство Руси. В Успенском соборе проводятся богослужения в выходные и праздничные дни, он является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии.

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Морской собор, южный фасад

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Архитектура и символика храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – это неповторимый архитектурный ансамбль из 11 отдельных церквей. Эти приделы объединены внутренними переходами и обходной крытой галереей. Они возвышаются на общем белокаменном подклете (цокольный этаж храма). Толщина стен основания в некоторых местах достигает 3 м, что позволяет надёжно удерживать монументальное сооружение без глубокого фундамента на искусственно созданном холме.

Сверху богослужебное сооружение напоминало Вифлеемскую восьмиконечную звезду, которая возвестила волхвов о Рождестве Христовом. Позже к величественному собору на северо-востоке пристроили придел Василия Блаженного, а на юго-востоке – церковь Иоанна Блаженного. Первоначально храм выглядел торжественно, но строго. Не было оформлено основного фасада – в каждую церковь был отдельный вход. Богатый вид был создан за счёт декоративных элементов.

После возведения крытой обходной галереи приделы обрели форму единого здания. В нём 11 глав, включая шатровую колокольню. Приделы завершаются фигурными цветными куполами луковичной формы. Над ними возвышается шатёр главной церкви, увенчанный маленькой главой. Он символизирует небесный Покров над Русью. По словам искусствоведа Дмитрия Лихачёва, это «сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст».

Вскоре по заступничеству Богоматери войска недоброжелателей отступили от Царьграда. В память об этом чудесном явлении Девы Марии, спасшей своим святым покровительством народ от завоевания, православная церковь ежегодно празднует Покров Пресвятой Богородицы. А величественный храм на Красной площади, посвящённый этому празднику и подобный Влахернской церкви, был призван возвеличивать теолого-политическую идеологию: «Москва – третий Рим».

До сих нет единого мнения о значении цветных глав собора. В XIX в. литератор Николай Чаев (1824–1914) выдвинул предположение о том, что цветовая раскраска связана с видением Андрея Юродивого. Блаженному, с чьим именем связан праздник Покрова, однажды во сне явился Небесный Иерусалим. В нём было множество садов с цветущими и плодоносящими деревьями необыкновенной красоты. Следуя описанию этого видения, зодчие создали храм, подобный букету или цветущему кусту.

При создании собора древнерусские мастера гармонично соединили в едином произведении почти все известные в то время архитектурные украшения: кокошники, расположенные в несколько ярусов; полукруглые и килевидные закомары; выступающие из стен кресты, змейки, бусины, стрелы, созданные из обожжённого кирпича. Главы собора выполнены в форме расписных фигурных куполов и шатров. Каждая из них уникальна по своему декору.

Соединяясь в калейдоскопе ярких красок и архитектурных элементов, совершенно разные детали непостижимо предстают в единстве и гармонии. Тайна благолепия отчасти кроется к сакральной геометрии храма. Во внешнем декоре преобладают круги – символы вечности и бесконечности; квадраты, означающие равенство и справедливость; треугольники, символизирующие Бога; точки, служащие знаком жизненного источника; арки в виде дуг, несущих в себе знак духовности.

Внутри Покровский храм представляет собой лабиринт с маленькими помещениями, узкими переходами. Внутреннее убранство церквей уникально. В каждом приделе – свой растительный орнамент, изображающий виноградные лозы, неземные цветы, листья. Эти узоры символизируют райские сады. С течением времени представления о Царствии Небесном менялись. В соответствии с этим подвергались переменам и настенные росписи.

Где живописцы древней Москвы могли видеть эти южные растения, чуждые холодному русскому климату? Учёные выдвигают предположение, что экзотические представители флоры были знакомы художникам по рисункам на тканях, привозимых из дальних тёплых стран. Узоры на полотнах поражали воображение мастеров и вдохновляли их на создание уникальной храмовой живописи, удивляющей современных исследователей и посетителей собора-музея.

Архитектура церковного строения

Свято-Духов храм выложен из кирпича, оштукатурен и имеет белый цвет. Вершина его выделяется пятью куполами и одним на алтарном аспиде (полукруглом выступе на восточной стороне). Церковная крыша и «шатер» звонницы окрашены в зеленые оттенки.

Верхний придел, к которому ведет высокая паперть (площадка), располагается на некотором возвышении. Входом в храм Сошествия Святого Духа служит колокольня, соединенная с основным зданием крытым переходом.

Над внутренним убранством церкви трудились профессионалы местного предприятия. Они изготавливали изящные иконостасы, классические аналои и киоты. Мастера живописи частично украсили стены и своды храма особой росписью. В центре краснодарского божьего дома, вокруг основных колонн, красуются деревянные киоты, не отличающиеся стилистикой от иконостасов.

Интересно! В храме Сошествия Святого Духа находится удивительная икона Пречистой Девы «Праворучица». По преданию ее автором был апостол Лука.

Адрес

Адрес Екатерининского собора: г. Краснодар, улица Коммунаров 52. Собор имеет телефон, а также сайт в Интернете, где можно увидеть всю интересующую Вас информацию, и поставить интересующий Вас вопрос священнику.

Лучшая статья для Вас, переходите: Воскресенский собор в Омске

Данный храм не только служит местом молитв и проведением обрядов. Тут хотят показать, что необходимо развиваться и взращивать в себе любовь и веру к Господу. Именно поэтому тут открыли:

  • детскую воскресную школу,
  • молодежный православный центр,
  • школу для взрослых,
  • семейный епархиальный .

Так что приезжайте и посещайте данную обитель. Там Вам всегда помогут и не оставят в беде.

Храни Вас Господь!

Архитектура и убранство сооружения

Творчество любого крупного архитектора — практически неисчерпаемая тема для исследований. Тем более, если речь идет о великом мастере восемнадцатого века и его творении искусства.

Внешний вид

Церковь на Соборной площади построена в классическом стиле, но, тем не менее, она увенчана позолоченным обширным куполом, что делает святыню значимой и величественной. Фасады с Северной и Южной стороны увенчаны лоджиями с колоннами. Также с этих сторон есть два каменных крыльца: южное с двухмаршевой лестницей и северное — с одномаршевой лестницей.

Собор имеет несколько приделов:

  • придел Николая Чудотворца;
  • придел Серафима Саровского;
  • Кресто-Воздвиженский придел;
  • придел Смоленской иконы Божьей Матери.

Внутреннее оформление

На оформление внутреннего убранства жертвовали средства несколько поколений жителей города, а также приезжие туристы. Одаренные художники тоже сделали вклад, подарив свои прекрасные картины и иконы. Середину главной части храма украшает люстра со свечами непревзойденной ручной работой. Интерьер собора в некотором роде напоминает картинную галерею.

Святыни собора

Храм имеет 3 святыни:

  • подрясник и икона Липецкого епископа Уара первого;
  • Страстная Липецкая икона Божией Матери;
  • ковчег с мощами святейших чудотворцев Киево-Печерских пещер.

Отдельного внимания стоит уделить Страстной иконе Божьей Матери, ведь это истинная городская реликвия. Когда в 1831 году на население Липецка напала ужасная эпидемия холеры, они начали просить помощи у Святой Божьей Матери, и она помогла. Спустя два дня крестного хода по всему городу, как по велению силы Божьей, холера бесследно испарилась. Такое исцеление не могло остаться без внимания, и по сей день люди едут из разных концов страны к Пресвятой Богородице.

Храм нуждается в Вашей помощи!

Пожертвование можно сделать с помощью банковской карты, Яндекс.Денег или Webmoney.

Введите сумму, которую Вы хотите пожертвовать, и нажмите на кнопку «Сделать пожертвование».Далее Вы будете перенаправлены на сайт платежной системы «РОБОКАССА».Выберите удобный для Вас способ оплаты и следуйте инструкциям на сайте системы.

Престольные праздники

— Св. прав. Иоанна Кронштадтского (2 января).

История

Храм строится по программе «200 храмов».

На участке установлен временный храм.

Первая Божественная Литургия совершилась 4 июня 2016 года. Возглавил богослужение управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами епископ Бронницкий Парамон.

  • Воскресная школа;
  • Молодежный кружок.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: