Спасо-преображенский собор в чернигове: история, фото и отзывы туристов

Спасо-преображенский собор в чернигове: история, фото и отзывы туристов

От битвы на Калке до монгольского вторжения

«Домонгольская» биография Черниговского князя могла бы с успехом лечь в основу отечественного аналога «Игры престолов». Она полна битв, политических интриг, славных деяний и великих провалов. Политическая биография Михаила, впоследствии причисленного к лику святых, оказалась непродолжительной, чуть больше 20-ти лет, но очень насыщенной.

Она началась в 1223 году. В этот год многие русские князья нашли свою смерть либо на поле брани на реке Калке, либо под трапезным столом, за котором пировали монгольские захватчики. Немногим удалось спастись. Таким счастливчиком оказался и сорокачетырёхлетний Михаил. Гибель тогдашнего черниговского князя Мстислава Ярославовича помогла ему занять вакантное место в одной из сильнейших вотчин на территории Руси.


Эпизод битвы на реке Калке в интерпретации современного художника. (assets.discours.io)

С этого момента Михаил успеет побывать главой Новгорода, Киева и даже Галича. Неутомимый честолюбец, он настроил против себя, наверное, всех видных политических деятелей той эпохи — в первую очередь, Ярослава Владимирского и Даниила Галицкого. В борьбе за Юго-Западную Русь он даже использовал помощь венгров — своего сына, Романа, сосватал к дочери венгерского короля Белы IV Анне. В результате политических интриг и прямого военного вмешательства Михаил к моменту начала татаро-монгольского нашествия фактически контролировал всю Южную Русь — сам он сидел в Чернигове, а его сын — в Галиче.

История постройки

В начале XI столетия Мстислав Храбрый расширил личные владения после побед в междоусобных войнах. На территории Черниговского Вала (Днешниго Града) он распорядился построить княжеский двор, в центре которого красовался Преображенский храм.


Спасо-Преображенский собор в Чернигове

  • Предание гласит, что собор строился на месте прежней деревянной церкви, созданной на старом языческом капище. Работы по воздвижению начались после победного похода Мстислава на Галичину (область в Восточной Европе) и торжественное присоединение завоеванных земель к территории Древней Руси.
  • Строительство прекратилось на некоторое время в связи с кончиной князя, возобновилось оно уже при Святославе Ярославиче. Законченный Преображенский собор стал центральным религиозным сооружением Черниговских территорий. Сюда приходили богатые помещики и простые миряне, чтобы лично созерцать чудотворные иконы и останки святителей.
  • В середине XIII столетия монгольские войска атаковали Чернигов, пострадала и Преображенская церковь: были разрушены купола и арочные своды, ценные реликвии сворованы. Епископскую кафедру вскоре переместили из Чернигова в Брянск. Восстановление храма началось только в конце XVII века при святителе Лазаре. Значительная его трансформация произошла в ходе реставрации 1750 г. В этом же году Собор чрезвычайно пострадал от огня, сильный пожар уничтожил практически все древние фрески и внутреннее убранство.

На заметку! На протяжении 9 столетий Преображенская церковь находилась в статусе кафедрального храма Черниговской епархии.

Они являлась центральным местом, где обсуждались вопросы общественного и государственного масштабов. Здесь русские князья, целуя крест и совершая присягу, заключали различные договоры и оглашали указы. На территории собора хоронили тела государственных деятелей, правителей и духовников.

Дальнейшие события

В 1783 г. Преображенский собор навещал генерал Г. Потемкин, проявивший большой интерес к строению. Он благородно ходатайствовал за выделение средств на качественный ремонт древнего здания. Реставрация проходила в период с 1791 по 1798 год. Рабочие снесли крещальню, стоявшую в юго-западной части строения, на её месте воздвигли круглую башню. На неё установили огромный шпиль, что совершенно изменило первоначальный облик собора. В финале восстановительных работ перед порталами монтировали просторные тамбуры.

В 1814 г. во внутреннем помещении храма развесили 18 знамен ополченских полков Чернигова, участвовавших в войне против Наполеона. Через 42 года здесь разместили стяги 11 полков, служивших родине в Крымской войне. Подобная традиция прославления защитников города сложилась со времен основания церкви.


Интерьер Преображенского собора

  • Внутренние стены в 1818 г. маслом расписывал Я. Юринов. В конце XIX столетия с северо-запада и юга установили лестничные башни, сделали и позолотили новые верхи, а фасады отштукатурили и побелили. Так, совершенно непохожим на древний образец, Спасский собор выглядит сегодня.
  • В середине XIX столетия значимость Преображенского собора достигла своего пика, его посещали российские правители и члены царских семей, а также государственные сановники и прославленные деятели культуры. В ризнице церкви хранились богослужебные предметы, которые были подарены почетными гостями города. Эта утварь, обладавшая высокой исторической значимостью, практически не сохранилась.
  • В 1923 г. в Спасском храме обнаружили древнюю фреску святой матушки Феклы. Изображение, датируемое XI веком, нашли под старым и толстым слоем штукатурки, служившей своеобразной защитой от сильных пожаров. Через три года фреску Феклы перенесли в городской краеведческий музей, где она пробыла до 1941 г. Оригинал сгорел во время ВОВ, сохранилась только одна копия, написанная в 1934 г. Сегодня список находится в Киевском заповеднике.
  • В 1926 г. большевистские власти запретила проведение богослужений, а спустя несколько лет строение передали во владение пищевого завода. В 1937 г. здание управлялось историческим музеем.

Оккупанты-немцы восстановили богослужения в 1942 г., храм продолжал работу до 1961 г., а после вновь подпал под влияние исторического музея.

На рубеже 80-х и 90-х гг. XX столетия Украинская Церковь буквально отвоевала собор, выбросив из него все экспонаты. Однако законность приобретения Преображенского собора до настоящего момента вызывает множество споров и критики.

Влияние времени

За свою почти тысячелетнюю историю этот древний памятник культуры претерпел многочисленные разрушения и перестройки. В годы, когда Чернигов в 1239 году был взят войском хана Менгу, собор подвергся полному разграблению. По преданию, именно здесь закрылись, обороняясь, последние защитники павшего города. Оборону Чернигова возглавлял князь Мстислав. Его жена, для того чтобы не оказаться в руках врага, выбросилась из окон красного терема собора.

Епископская кафедра была перенесена из Чернигова в город Брянск. И только в 1675 году — при архиепископе Лазаре Барановиче — начали проводиться восстановительные работы. Тогда и были надстроены апсиды.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

  Этот храм, хоть и значительно перестроенный, но сохранившийся до наших дней, был возведен тоже в эпоху правления Ярослава. До сих пор специалисты не могут определить, какой собор более древний: черниговский или киевский.

  Летописи не указывают точно ни год закладки черниговского храма, ни дату завершения строительства. По косвенным данным историки установили, что начал его возводить брат и соперник Ярослава, князь Черниговский — Мстислав Владимирович. В 1036 году, когда он внезапно умер, высота стен собора была 3-4 м. Продолжил строительство здания Ярослав, присоединив Черниговское княжество к Киевской Руси.

  Спасский собор возводили по византийским архитектурным традициям. Подобной конструкции мы не найдем ни в одном известном древнерусском храме. Крестово-купольная схема сочетается в нем с деталями романской базилики. Центральный купол на большом барабане окружали четыре меньших купола. Здание в плане прямоугольное в западной части имело нартекс — прямоугольное помещение, отделенное от основной части храма стеной с арочными проемами. Главная часть храма разделена на три нефа и заканчивается на востоке тремя апсидами. К восточным углам собора были пристроены две маленькие часовенки, а к западным — круглая башня с винтовыми ступенями, поднимающимися на хоры собора, и крестильная церковка.

  При строительстве мастера использовали плинфу (кирпич высотой 2,5-3,5 см, длиной 33-38 см и шириной 21-28 см) и природный камень. Применяли характерную для Византии кладку со скрытым рядом. Сочетание кирпичных узоров, каменных блоков с широкими полосами раствора и послойного сооружения из плинфы придавало фасадам собора особую живописность и торжественность. Особенно интересен такой прием кладки: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально, друг над другом. Еще одна деталь, характерная для византийской архитектуры, — три узких вытянутых окна в закомаре (полукруглом завершении стены). Среднее — чуть выше других, и их полукруглые же завершения повторяют линию закомары. Каждое окно обрамляет «веер» кирпичей.

  Вторая круглая башня, высокие конусовидные крыши, тамбуры для входов были построены в XVIII-XIX веках.

  Один из самых красивых элементов интерьера Спасо-Преображенского собора тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата. Нижние ряды арок на мощных византийских колоннах задают от входа направление к алтарной части и придают пространству храма зрительное единство. Первоначально пол собора (его обнаружили под четырьмя более поздними слоями) состоял из шиферных плит с врезанным рисунком из концентрических кругов, заполненных мозаикой. В алтаре пол был выложен поливными керамическими плитками.

  Стены собора были украшены фресками. К сожалению, до наших дней сохранились считанные небольшие фрагменты в очень плохом состоянии.

  Время не щадило собор. Он не раз горел, его разрушали и перестраивали. В 1239 году при наступлении орды Батыя купола и своды обрушились, а богатое убранство было разграблено. Епископ Лазарь Баранович в конце XVII века сделал все, чтобы восстановить главный собор города. Но в 1750 году, во время великого пожара, погибли почти все фрески и резные полы из шифера и смальты. Говорят, хлопотами князя Григория Потемкина, храм восстановили и перестроили, и он принял тот вид, который сохранился до наших дней.

  В XX веке здесь был склад масло-жирового завода, а затем Исторический музей. Сегодня собор действует и входит в состав заповедника «Чернигов древний».

Интерьер

Во внутреннем убранстве собора чувствуется торжественное и строгое сочетание вертикалей с горизонталями. Особенно стоит отметить очень древние реликты, такие как фрески и рельефы на парапетах хоров, а также первоначально заложенные колонны. К сожалению, далеко не всё из домонгольского убранства храма сохранилось, а то, что дошло до нас, спасено фрагментарно и выглядит далеко не лучшим образом. Основную часть росписей интерьера уничтожил пожар в середине восемнадцатого века.

Знаменитую фреску «Равноапостольная Фекла» сняли еще в 30-е годы большевики, затем она была уничтожена в годы Второй мировой. Остальные немногочисленные, но очень древние росписи пятнами выделяются из-под плохо различимого рисунка фресок девятнадцатого столетия. Оказывается, интерьер собора был снова расписан в 1820-м, а спустя полвека обновлен. Именно тогда и погибли древние рисунки.

В результате исследований внутри собора были обнаружены остаточные куски пола, сделанного в разное время. Оригинальное покрытие состояло из шиферных плит, на которых был врезанный рисунок, заполненный мозаикой. Одним из главных его элементов являются концентрические круги. Первоначально внутри алтаря пол был выложен керамическими поливными плитками. Однако уже в двенадцатом веке его заменили гладкими шиферными блоками. Особую ценность в культурном и историческом аспекте имеют шиферные рельефы на парапетах хоров.

История Спасо-Преображенского собора

Собор имеет многовековую историю и является одним из древнейших памятников архитектуры в Украине. Строительство святыни было начато в 11 веке. Изначальный вид здания разительно отличается от его современного облика. Увидеть изменения храма можно, обойдя его со всех сторон.

Святыня сочетает в себе элементы романской базилики. Храм имеет византийский крестово-купольный тип строения. Его стены возведены из природного камня, сочетание материалов можно объяснить не только смешанным типом постройки храма, но и его перестройка в период практически тысячелетней истории, берущей свое начало с 1036 года.

Следующий момент в жизни духовной святыни связан с именем Святослава Ярославича. В тот период была проведена реконструкция. Стены храма были подняты, претерпел изменение и облик фасада, он, как и другие архитектурные элементы, вобрал в себя традиции каменного зодчества его современников.

Ученые считают, именно здесь был похоронен князь Игорь, о котором упоминается в тексте летописи «Слово о полку Игореве». В 1246 году в храм были доставлены мощи мучеников – князя Михаила и боярина при его дворе Федора. Спустя более чем 300 лет святыни были вывезены в Москву по указу царя Ивана Грозного.

Архитектура и убранство сооружения

Современный храм представляет собой сооружение около 21 м высотой (пятиэтажный дом размером 20 метров). Это здание относится к одноглавым церквям и имеет 4 столпа.

Внешний вид

Как внешне, так и внутренне храм довольно прост и строг. Основание купола – барабан, украшен кирпичной кладкой под углом – поребриком, а также городчатым поясом – полоска орнамента со ступенчатыми висячими зубцами. Старый земляной вал, окружающий это величественное здание, сохранился в отличном состоянии.

Настенные граффити

Когда проводились реставрационные работы в 2000-х гг., на стенах были обнаружены настенные граффити. Правление и неудачи Андрея Боголюбского не устраивали жителей города. Случился заговор, и князь был убит. Об этом событии рассказывает граффити (надпись). Причем на ней указаны имена тех, кто был причастен к заговору и непосредственно к убийству.

Внутреннее оформление

Раньше в храме находился деревянный иконостас, но его пришлось заменить во время реставрации в 19 веке. Теперь здесь расположилась алтарная преграда из мрамора. Ее выполнили в псевдо-византийском стиле и украсили росписями.

Эта преграда в старину освещалась факелами Хореса. Это такая лампа, которая состояла из двух чаш. На нижнюю крепились подсвечники. Две чаши были скреплены тонкими металлическими цепочками, а сама лампа крепилась к своду специальными крюками.

Святыни храма

К святыням храма относятся:

  1. Икона «Преображение». Создана в 15 веке. По некоторым данным написана Феофаном Греком. Ее можно увидеть в Третьяковской галерее.
  2. Фрагмент росписи фрески – изображение апостола Симона.
  3. Церковная серебряная чаша (потир), датированная 12 веком. Ее можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
  4. Печать архимандрида, датированная 13-14 веком.

Происхождение названия и его значение

Праздник Преображения Господня это один из важнейших праздников для православной церкви

Он относится к двунадесятым праздникам, которые по важности занимают следующее место после Пасхи, и празднуется 19 августа

Сам праздник учрежден в воспоминание о Преображении Господнем на горе Фавор, когда Он явился своим избранным ученикам в своей небесной славе, теперь совмещая в себе и человеческое, и духовное начало. Его празднует и восточная, и западная церковь, но для русского человека его празднование имеет особо важный статус.

Второе название праздника – Яблочный Спас, и оно есть только в русском языке, так как только на Руси в этот день освящаются яблоки, а не виноград, как было принято в Константинополе. Русская церковь оплела Преображение отдельными традициями. В этот день ослаблялся строгий пост, разрешалась рыба и масло, а еще до этого дня были под запретом любые фрукты и овощи, позволялись только огурцы.

Для празднования Преображения яблоки завозились везде и продавались нарасхват. Каждый, кто имел свои яблоки или мог купить их, считал великим счастьем возможность раздать освященные в церкви яблоки своим слугам, бедным или больным людям.

Особый статус праздника, его причисление к числу величайших и добрые традиции угощения вместе с позволением теперь есть все, что растет на огороде, приводило к строительству соборов и больших церквей в честь этого церковного празднования.

Описание[править]

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII-XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид.

Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви

Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Особенности архитектуры церкви

Идея возвести собор с красочными, оригинальными по фактуре и конфигурации маковицами была позаимствована у построенного в далеком XVI веке Храма Василия Блаженного. Однако церковь Св. Игоря Черниговского отличается от исторического сооружения, украшающего Красную площадь, тем, что ее купола выполнены не из покрытого разноцветной краской железа, а из фарфора, разнообразие и переплетение цветов которого делают все маковки похожими на яйца Фаберже.

Sonic_off

Разработчики проекта несколько месяцев пытались решить сложную задачу — из какого материала изготовить купола, чтобы они выглядели празднично, были долговечными и отличались друг от друга. В итоге родилась идея сделать металлические каркасы и покрыть их керамикой, которая не гниет, не ржавеет и не выцветает.

Изначально маковицы планировалось изготавливать из крупных частей, но испытания показали, что габаритные составляющие быстро разрушаются при механических нагрузках, поэтому было принято решение возводить конструкцию из небольших деталей. Чтобы фарфоровые чешуйки идеально совпадали друг с другом, их геометрия просчитывалась с помощью компьютерной программы. Впоследствии технология производства куполов из фарфора была запатентована.

Татьяна Квичанская

Главный купол храма Святого Игоря Черниговского состоит из 18 000 выполненных вручную фарфоровых плиток кобальтового цвета. Его ширина составляет почти 10 метров, а высота равна высоте трехэтажного дома. Купол разбит на 24 продолговатые части, отделенные друг от друга золотистыми полосками. 12-процентное керамическое золото сначала наносится обычной кистью, а потом обжигается при температуре 850°C, в результате чего намертво прикипает к фарфоровой плоскости и приобретает высокую стойкость к внешним воздействиям.

Церковь состоит из цокольной, стилобатной и купольной частей. Внутри собор просторный — способен вместить 1200 человек, а 17 расположенных по периметру церкви окон делают его очень светлым. Находясь внутри храма, чувствуешь себя спокойно, умиротворенно, и «ближе к Богу». Белоснежные стены опоясаны орнаментом, который разделяет их на секторы и делает обстановку праздничной и торжественной. Величественности храму добавляет керамический иконостас с позолотой.

О советском периоде

Времена воинствующего атеизма отличились тем, что храм (или, вернее, его имущество) вызвал пристальный интерес комиссии по ликвидации монастырей. Несмотря на то что общественностью и учеными было оказано активное сопротивление, все же в 1930-м Борисоглебский собор закрыли. С него сняли 14 колоколов. В войну (в сороковые годы) храм был значительно разрушен (утрачены первоначальные апсиды и своды) в результате попадания авиабомбы. Для возвращения сооружению архитектурных форм домонгольской эпохи в 1950-е собор был опять перестроен. В результате исчезли все наслоения 17–19-го вв., была разобрана башня, возведенная в стиле уникального украинского барокко. В ходе проведения реставрационных работ многие фрагменты были восстановлены с применением современных материалов – оргстекла и бетона. Внешний вид храма сегодня представляет собой, по сути, реконструкцию русско-византийского стиля архитектуры.

история, фотография

Проповідь:

Святкове богослужіння на честь Успіння Пресвятої Богородиці почнеться ввечері 27 серпня о 17:00. Під час урочистого бдіння на середину храму буде винесено Плащаницю Божої Матері, перед якою читатимуться Похвали. Після Великого славослов’я священнослужителі обнесуть Плащаницю навколо собору. Трансляція ведеться за підтримки Голови Парафіяльної ради собору Ігоря Лисова. Подати записки на службу онлайн можна на спеціальній сторінці.

Запрошуємо усіх вірних до Причастя Тіла і Крові Христових на це велике свято. Сповідатися можна буде ввечері 27 серпня (17:00-19:00).

Вранці 28 серпня порядок богослужіння в нашому соборі буде наступний:

7:30 – рання Божественна літургія в Успенському приділі.

9:00 – пізня Божественна літургія.

Божественна літургія:

Post navigation

СТРУКТУРА ХРАМА

Структура Спасо-Преображенского собора.

Обозначения:

1. Апсиды

2. Тамбуры

3. Лестничная башня

4. Башня, выстроенная на месте древней крестильни

5. Хоры

6. Центральный неф

7. Иконостас

8. Оставленные открытыми фрагменты древней кладки

9. Нартекс (притвор)

Интересные факты и цифры

Особенности

Существует мнение, что строители храма повторяли в некоторой степени схему церкви Десятинной – первого каменного храма Древнерусского государства. Кроме того, высказывалось предположение, что мастеровые, создавшие собор в Чернигове и киевскую Софию, были членами одной византийской артели.

Издавна существовал старинный обычай: в храме вывешивали флаги защитников города. С начала прошлого столетия здесь выставлены и казацкие флаги, а также восемнадцать стягов черниговского ополчения при войне с Наполеоном и одиннадцать времен Крымской войны.

Другие церкви и храмы Переславля-Залесского

В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.

Покровская церковь

Посещение возможно ежедневно с 8-00 до 12-00. Церковь интересна как внешним, так и внутренним интерьером. Выполнена в стиле барокко

Обязательно обратите внимание на евангелие 1701 года и напрестольный крест, на котором есть надпись 1758 года

Знаменская церковь

Построена в память о княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского. Посещать церковь можно по выходным дням с 8-00 до 14-00.

Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.

Церковь Сорока мучеников Севастийских

Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2021 году. Теплый предел расписали в 2013 году.

Никольский монастырь

Был создан в середине 14 века. Принимает посетителей ежедневно с 8-00 до 20-00.

Что интересного хранится в монастыре:

  • икона папы Римского с частицей мощей;
  • крест Корсунский;
  • рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.

Троицкий собор в Чернигове — главная святыня города с восхитительным архитектурным убранством

Троицкий собор в Чернигове — это живописная часть и главный храм комплекса Троицко-Ильинского монастыря, который был построен в 11 столетии на Болдиных горах. В 1790 году Троицо-Ильинский монастырский комплекс выполнял роль резиденции архиепископа Чернигова, был так называемым Архиерейским домом. В настоящее время монастырь не действует, однако в собор может попасть любой желающий.

Коротко из истории

Троицкий собор был возведен в 1679 году по инициативе архиепископа Лазаря Барановича, известного политического и церковного деятеля 17 столетия. В 1695 году собор освятили. В архитектурный ансамбль сооружения входит живописная колокольня, Введенская церковь и трапезная, которые были построены при поддержке знаменитого украинского гетмана Ивана Мазепы.

Чем интересен

В Троицком соборе хранятся мощи угодников Черниговщины. Здесь покоится святитель Ф.Черниговский, святитель Ф. Гумелевский, преподобный Лаврентий, а также частично мощи киевских святых. У южной стороны сооружения похоронили известного поэта-баснописца Л.Глебова.

Живописной достопримечательностью собора является монументальная колокольня, которая имеет высоту 58 метров. Она доступна для свободного посещения. Поднявшись на 195 ступеней колокольни, вы сможете насладиться лучшее панорамой города.

Архитектура и интерьер

Главными архитектурными особенностями собора является крестообразный купол, три атида, три нефа и содержание древнерусских мотивов. Западный фасад сооружения украшают 2 башем с высоким верхом. Стены увенчаны нишами и огромными фигурными окнами. В 17 столетии Троицкий собор искусно расписали, но почти все шедевры этой росписи уничтожены во время пожара. Для всеобщего обозрения остался лишь центральный купол.

В 18 веке профессиональные художественные мастер вновь украсили собор барочными росписями, которые были реставрированы в конце 19 столетия.

Грандиозный иконостас с 5 ярусами являлся основной достопримечательностью интерьера храма. Он простирался на всю ширину здания. Высота иконостаса составляла 20 метров. До настоящего времени, к сожалению, иконостас не сохранился. Однако современной доминантой интерьера храма можно назвать новый иконостас, созданный в послевоенное время.

До революционных времен в храме была размещена икона Ильинской Божьей матери, известная своими чудодейственными свойствами. Однако позже она была утеряна.

Важная информация

Адрес: город Чернигов, улица Льва Толстого, 92.

Как добраться: троллейбусом под номером 8 или автобусом №30, 35, 36 или 9.

Время работы: с 7.00 до 19.00

Где покушать

В одном из многочисленных ресторанов Чернигова. К примеру, на улице Льва Толстого, 147 а (на которой находится собор), располагается замечательный ресторан венгерской и европейской кухни под названием «Чардаш».

Где остановиться

В настоящее время Троицкий собор в Чернигове носит статус святыни. Обязательно посетите это восхитительное религиозное сооружение с удивительным архитектурным убранством, полное святости и пропитанное духом истории наших предков. Это святое место позволит вам окунуться в умиротворенный мир единения с Богом и ощутить его безусловную любовь и прощение.

В чем помогает молитва перед этой иконой?

В православной традиции святых не принято наделять ответственностью за благополучие в той или иной житейской сфере. Господь, Божия Матерь, угодники Божии слышат всех и каждого, отвечают, если это полезно, на любую просьбу. И Ильинская-Черниговская икона Божией Матери – подтверждение этому.

Святитель Димитрий Ростовский в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (Чернигов, 1683) писал, что по молитвам у этого образа случались самые разные чудеса. Преимущественно, это были многочисленные исцеления от недугов. Опять же – самых разных.

Обращаясь к Божией Матери, выздоравливали люди, страдавшие от слепоты, болезней ног, ревматизма, расслабления, беснования, помутнения рассудка, хронических заболеваний, паралича и оспы. Святитель писал, что через эту икону Богородица спасает даже от внезапной смерти.

«Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?», – писал святой, таким образом и подводя итог своему литературному произведению, и указывая на неисчерпаемое милосердие Божией Матери.

История создания храма

Собор Игоря Черниговского сооружен в классическом неорусском стиле по проекту известного архитектора Александра Шипкова, удостоенного за эту работу премии «Золотой знак» Международного фестиваля «Зодчество-2014». Идею возведения церкви предложил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2005 году проект был утвержден, и было принято решение окрестить собор именем великого русского князя XII века — Игоря, представителя династии Ольговичей, который после своего недолгого пребывания у власти стал иноком монастыря. В этом же году началось строительство, продолжавшееся 7 лет, а 17 июня 2012-го в новоосвященном храме прошла первая литургия.

Новости

24/03/16

It does not put your membership in peril. And is actually why why I focus on Page, not Schmidt. Attach this mobile phone to laptop or notebook by when using the cable data or via Bluetooth port.
10 Fun Android Games That Are Free download fron okiapk

If you demand a good laugh and you haven’t experienced

22/03/16

The committee discusses and selects the prompt, recruits judges, and prepares the entries for judging.Infested dungeons to carve through.Htaccess and remove these lines to avoid edge case issues.At the same time when a very poor essay is submitted, the student may not get the desired marks.Sherborn High School and looking forward to starting the college

Поддержка сайта осуществляется за счет пожертвования Фонда «Русский мир»

Чем интересен образ?

На первый взгляд, может показаться, что практически ничем. Образ написан в соответствии с иконографическим типом, который называется Одигитрия (Путеводительница). На нем – Те, Кого мы любим. Божия Матери и Христос.

Маленький Господь сидит на левой руке Богородицы, держа свиток и благословляя молящихся. Сама Богородица рукой указывает на Сына, Ее голова слегка наклонена к Нему.

Что же касается особенностей, то они все-таки есть.

Во-первых, фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез. Такое изображение характерно для южно- и западнорусской Богородичной иконографии XVII века.

Во-вторых, можно заметить, что Христос как будто бы протягивает благословляющую руку вперед. Аналогичные или похожие композиционные решения свойственны и другим чудотворным образам Богородицы, которые географически связаны с Белоруссией и Украиной. Проследить эту связь можно, взглянув на иконы Божией Матери: «Борколабовская», «Тригорская», «Поддубецкая», «Гербовецкая».

В-третьих, на головах и Девы Марии, и Господа в некоторых случаях можно обнаружить короны. В общем-то, царский головной убор – не редкость для Богородичных икон, однако для Ильинской-Черниговской иконы это исключение, ставшее правилом. И вот почему. На оригинале венцов нет. Впервые они появились отдельно, поверх самой иконы, на окладе. В иконографии же короны закрепились благодаря автору гравюры 1683 года, выполненной для книги святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное».

Примечательно, что на рубеже XVII-XVIII веков в Москве появился особый извод – он довольно точно повторяет чудотворную икону Троицко-Ильинского монастыря и ее первую серебряную раму.

Верхние и боковые поля рамы содержат аллегорические композиции, где Богородица уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, кипарису.

А вот содержимое нижнего поля отличается от оригинала. Оно намеренно изменено. Если на раме-подлиннике был изображен герб гетмана Мазепы, по бокам от него – военный лагерь, освещенный луной, и город, залитый солнцем, то в московском варианте – российский герб с изображением Азовской иконы Божией Матери. Слева – план военных действий при Азове, справа – панорама Троицко-Ильинской обители.

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Удивительным образом в соборе сохранился в полной ценности иконостас, устроенный уже после великого пожара. Известно, что иконостас был создан в г. Нежин, местными мастерами Саввой Волощенко и Степаном Белопольским. Проект иконостаса создал Иван Ясныгин, губернский архитектор. Для росписи был назначен священник из Борзны Тимофей Мизко.

Сам иконостас представляет собой липовый каркас высотой в 12 м и шириной в 20 м, полностью украшенный росписью и резьбой. Работы над ним затянулись и продолжались более 2-х лет. Иконостас занимает всю высоту и ширину храма, он разделен на три отдела – для каждого из приделов храма.

В нем два яруса икон, фон иконостаса серебряный, а выступающие колонны, карнизы и прочее – отделаны золотом. Для центрального придела в иконостасе особенно выделены и украшены Царские врата: овальные открывающиеся створки с просветом между ними и остальной частью иконостаса.

Высота врат примерно 7 аршин, это около 5 м. В просвете над вратами расположено фигурное изображение святого Духа в виде голубя. Всего для иконостаса было написано 63 иконы.

Сложность, длительность и внимание к деталям в такой работе привела к тому, что выделенной на иконостас суммы полностью не хватало. По сведениям того времени, денег оставалось впритык на оплату работы мастеров, не более

По сведениям того времени, денег оставалось впритык на оплату работы мастеров, не более.

Тогда местный епископ продал хранившиеся иностранные монеты, которые были здесь из пожертвований в уже закрытые и упраздненные монастыри.

Этой суммы хватило на оплату остальных расходов, и работа над иконостасом была завершена.

Для современных историков и культуроведов иконостас представляет собой интерес и имеет несомненную культурную важность. Им регулярно занимаются исследователи древности, как в Украине, так и за рубежом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: