Храм Иоанна Предтечи Киров
Возведение каменного храма Иоанна Предтечи, дошедшего, в несколько перестроенном виде, до наших дней, началось 5 июня 1714 года и длилось пять лет.
Церковь Иоанна Предтечи, построенная в начале XVIII века в самой новой части города, сейчас является третьим по возрасту зданием в Кирове. За три столетия храм прошел общий для многих русских церквей путь: от создания к расцвету, а затем через закрытие и забвение к возрождению в новейшее время.
Имена создателей каменной Иоанно-Предтеческой церкви не известны, но очевидно, что это были выдающиеся мастера. Даже несмотря на то, что храм перестраивался, а нынешний, особенно нарядный вид приобрел уже в конце XIX века, основные его формы, пропорции и богатый декор — дело рук именно безымянных вятских мастеров.
Строительная история храма Иоанна Предтечи в Кирове
Первоначально в храме имелся только один престол — в честь Рождества Иоанна Предтечи, — помещавшийся в красивом и необычайно светлом из-за крупных двухсветных окон восьмерике. Однако вскоре с северной стороны началось строительство придела, освященного в 1729 году в честь Грузинской иконы Божией Матери.
В 1735 году к храму пристроили каменную колокольню в характерном для Вятки стиле — высокий восьмерик с глухими стенами, придающими постройке суровую величественность.
В 1781 году храм Иоанна Предтечи подвергся серьезной перестройке. Прежде всего, был разобран и обновлен его обветшавший купол. Вскоре с южной стороны храма появился еще один придел. Его строили в 1786—1793 годах и освятили во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя.
В 1825 году прихожане начали перестраивать храм, чтобы объединить оба придела и трапезную часть в единое пространство.
Работы затянулись, переосвятить приделы удалось только в 1828 и 1839 годах, после чего храм превратился в единый трехпрестольный с большой просторной трапезной и единым сводом.
В 1860-е годы в Иоанно-Предтеческой церкви снова кипела работа, но она была связано только с внутренним убранством — а именно, на средства купца Андрея Куклина в церкви устроили роскошный восьмиярусный иконостас с золотой резьбой. По своему великолепию он вполне мог соперничать с иконостасами многих столичных храмов, а сейчас смотрится особенно выигрышно в сочетании с появившимися позже орнаментальными росписями.
Накануне революции
В XX век храм Иоанна Предтечи вступил в полном расцвете. Он был благоустроен, при нем существовал немалый приход. После революции ситуация резко изменилась. Гонения на храм начались с первых лет новой власти. Храм оставался действующим, несмотря на обычное для 1920-х годов открыто враждебное отношение к нему светских властей.
В следующем десятилетии положение ухудшилось. Некоторое время храм пребывал в роли «обновленческого кафедрального собора». Тучи сгущались быстро, и вскоре обновленцы, не справившиеся с задачей упразднения традиционного православия, перестали устраивать большевиков. В 1935 году, когда город Вятку уже переименовали в Киров, а Иоанно-Предтеченский храм окончательно закрыли.
В здании церкви разместили архив, а уже позже, в 1960-е годы, его приспособили под планетарий.
Широкий полусферический купол собора отлично подходил для изображения звездного неба, и через бывший храм прошли многие поколения вятских детей и подростков.
Все росписи были замазаны; точнее, все, кроме одной — чудом уцелело изображение преподобного Серафима Саровского, очутившееся в кабинете одного из сотрудников администрации планетария.
Православные храмы Кирова.
Интересные факты про храм
Значимое событие произошло 27 июня 1904 года – храм посетил и провел богослужение протоиерей Иоанн Сергиев (Иоанн Кронштадтский). Приезд его стал для прихожан церкви историческим фактом, который запомнился всей области.
Храм Иоанна Предтечи, Киров. 27 июня 1904 года – храм посетил и провел богослужение протоиерей Иоанн Сергиев.
При поддержке Иоанна Кронштадтского рядом с храмом была построена каменная двухэтажная церковноприходская школа. Сначала пожертвования на ее строительство были небольшими, но когда Иоанн Кронштадтский прислал в храм икону Спасителя, купцы сделали несколько богатых пожертвований и школа была достроена и открыта спустя два года. В настоящее время это здание занимает архитектурная организация.
Летом 2004 года приход отметил столетие со дня знакового события. В церковь помещен образ протоиерея, ежегодно служится молебен.
История основания, строительства, важные даты
В 1456 году было начато строительство церкви в г.Хлыново, архитектурная композиция которой явилось разновидность деревянного зодчества вятского барокко. Но в 1664 году воевода Г. А. Козловский решил возвести вокруг деревянного строения и посада высокое укрепление из земли с деревянными башнями и стенами, для защиты от вражеского нашествия.
С 1664 года по 1667 год посад значительно увеличился в занимаемой площади, и быстрорастущий город начал строиться за границей стен. В 1711 году здание, построенное из дерева, было разобрано и перевезено на край посада, освятил его владыка Дионисий.
На прежнем месте, в 1714 году был заложен первый камень в строительство нового однопрестольного храма из камня, который внешне был похож на деревянный. Длилось строительство 5 лет. Престол размещался в восьмерике, то есть в восьмигранном помещении. Иконостас украшала икона Грузинской Божией Матери.
В 1729 году пристроили придел с северной части. А в 1735 к храму примкнула колокольня из камня, в виде высокого восьмерика со стенами без окон.
Впоследствие звонница стала отличительной чертой храма.
В 1781 году разобрали и обновили обветшалый купол, добавив к нему два восьмерика, сложенных друг на друга.
У южной стороны церкви возвели еще один придел для почитаемой иконы святых праведных Захария и Елисаветы.
Приделы изначально были отделены от основной церкви, сообщались они переходами с нависающими сводами.
Для удобства движения внутри здания, в 1825 году началась реконструкция помещения путем объединения двух приделов и трапезной части в одно целое.
Своды были разобраны, приподняты и выстроены заново. В них установили одноярусные иконостасы.
После завершения работ церковь приобрела трехпрестольный вид с одним сводом. В 1935 был убит Сергей Миронович Костриков (Киров), советский государственный и политический деятель, его имя стал носить г. Вятка. В этом же году святая обитель перестала функционировать.
В помещении разместился архив райкома партии, а 1960-е переоборудовали в планетарий, где полотно неба с планетами и звездами разместили под куполом храма, а зал для зрителей в алтарном приделе. В 1993 году после возврата здания в лоно церкви, благодаря епархии, был восстановлен изначальный вид здания, выстроена и обновлена колокольня, внутренние стены расписаны библейскими сюжетами.
Влияние архитектурного таланта Ивана Аполлоновича Чарушина
Храм много раз перестраивался на протяжении десятилетий и столетий. Последняя его перестройка произошла в начале 20 века по проекту известного вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, талантливого архитектора, одного из представителей знаменитой вятской семьи Чарушиных. Окончил Петербургскую академию художеств, свободно владеет многими стилями архитектурного зодчества. Под его руководством в Вятской губернии спроектировано более пятисот зданий.
В церкви Святого Иоанна Крестителя в Кирове он использует свой любимый архитектурный метод — проникновение естественного света в глубину помещения. Тот же метод он использовал при строительстве своего дома.
Как добраться до Храма Иоанна Предтечи в Калуге
Храм Иоанна Предтечи в Калуге знаком каждому местному жителю. Расположен он в центральной части города, поэтому добраться до него будет несложно.
Храм находится в радиусе двух остановок общественного транспорта. Они расположены буквально в 50–100 метрах друг от друга, а транспорта до них доезжает разный.
Первая остановка — «Дом быта» — расположена прямо напротив храма. До нее ходят автобусы № 2, 82, 91, 93, 98, троллейбус № 2 и маршрутное такси № 95.
Вторая остановка — «Кинотеатр Центральный» — находится за углом дома и принимает гораздо больше транспорта. Например, автобусы № 3, 4, 18, 19, 29, 30, 36, 41, 42, 69, 71, 72, 74, троллейбусы № 3, 18 и маршрутные такси № 22, 26, 29, 31, 43, 44, 63, 66, 69, 71, 73, 75, 76, 77, 80.
До храма можно добраться с Калужского железнодорожного вокзала — Калужского автовокзала (они находятся рядом) троллейбусами № 1, 5 и 12 до остановки «Кинотеатр «Центральный».
Транспорт курсирует с раннего утра и допоздна, охватывает все районы города, поэтому всегда есть возможность доехать до храма. График движения и маршруты следования транспорта Калуги — здесь.
Добраться до храма Иоанна Предтечи в Калуге можно и на автомобиле (есть места для парковки), или воспользовавшись мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber и другими. Поездка по городу обойдется недорого.
Храм Иоанна Предтечи в Калуге — панорама Google Maps:
Видео-репортаж о Храме Иоанна Предтечи в Калуге:
информация о храме:
Полное название: Богородицкая церковь – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Кирове (первая), Киров
Обиходное название: Богородицкая церковь
Адрес: Калужская обл., Кировский р-н, г. Киров, Заводская пл.
Адрес на 1917 год: Калужская губ., Жиздринский у., с. Песоченский Завод
Координаты: 54.074816°N 34.294033°E
Епархия: РПЦ МП
Первое упоминание 1768
Богородицкая церковь находится по адресу Калужская обл., Кировский р-н, г. Киров, Заводская пл. в Киров. Этот храм относится к епархии РПЦ МП Богородицкая церковьвпервые официально упоминается в архиве 1768 г. от Рождества Христова.
На нашем сайте представлена справочная информация об этом храме. Благослави Вас Бог!
Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.
Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.
Преображенский женский монастырь Киров
Преображенский женский монастырь в Кирове обладает одной из наиболее тяжелых и долгих история среди всех церквей в городе. Неоднократно женская обитель перестраивалась из-за многочисленных пожаров, поскольку долгое время для строений использовалась только древесина. Нынешней настоятельницей собора является игуменья София.
История
Несмотря на многочисленные споры относительно года основания женской обители, было решено, что официально Преображенский монастырь был построен в 1624 году.
В дальнейшем из-за постоянных пожаров строительные работы длились целое столетие.
Деревянное здание православной Преображенской церкви снова и снова возводилось на прежнем месте, пока в 1695 году не была построена и освящена первая церковь из камня.
Долгое время Преображенский монастырь пребывал не в лучшем финансовом положении, пока во второй половине 19 века делами не начала управлять игуменья Имерентиана. Именно при ней был возведен северо-западный корпус келий с церковью во имя иконы Божией Матери, несколько мастерских, школа.
Архитектура и интерьер
К сожалению, доподлинно не известно, кто был автором проекта, но есть мнение, что к нему имел отношение митрополит Иона (Сысоевич), имевший архитектурный талант. В то время он был главой Ростовской и Ярославской кафедры. Существовала также версия о том, что его строили иностранные специалисты. Однако если приглядеться к деталям, можно отмести эту версию, ведь храм — яркий образец именно русского зодчества.
Высота постройки достигает 44 метров, венчают церковь 15 глав — по 5 на основном храме и каждом из приделов. Интересная деталь — приделы располагаются на одной высоте с основным зданием, в большинстве других подобных построек они ниже. Фасад здания изобилует декоративными элементами, один из основных — фигурный кирпич. Его отличает разнообразие форм, на постройке можно увидеть валики, розетки, бусины, кокошники и другие вариации. Это создает своеобразный эффект резьбы, которая гармонирует с изразцами, имеющими различные сюжеты и орнаменты.
Великолепен не только внешний облик храма, но и его интерьер. Над его росписью трудились лучшие художники ярославской артели. Это поистине историческое наследие, ведь ни в одном другом храме в мире нет такого количества и разнообразия сюжетов. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета, Евангельские сюжеты, жития святых и другие росписи.
Изразцы, Светлана Апполонова
История[править]
В 1664-67 годах под руководством вятского воеводы князя Григория Афанасьевича Козловского вокруг хлыновского кремля и посада был устроен высокий земляной вал с деревянными стенами и башнями. Внутри укрепленного вала началось изрядное церковное и светское строительство. К 1710 году посад не только был плотно застроен, но и за границами его, в концах Воскресенской и Ильинской улиц г. Хлынова возникла слободка, включавшая 98 дворов. По законам того времени жители любой слободки численностью в сто дворов могли просить правящего архиерея благословить создание прихода и строительство нового храма.
Радует духовная ревность слободских граждан, еще не набралось полного сотенного числа дворов, а они уже загодя 5 декабря 1710 года написали архиепископу Вятскому и Великопермскому Дионисию свою челобитную с прошением «построить новую церковь во имя святого Иоанна Предтечи за острогом, при конце Вознесенской улицы на огородном месте Герасима Шмелева». Челобитную отправили в Москву, где на Вятском подворье в декабре 1710 года гостил владыка Дионисий, но Промыслу Божьему, дабы возгреть в сердцах завальных вятчан духовное усердие, ответа на нее не последовало.
Через полгода, 23 мая 1711 года вятчане, проживавшие в концах Воскресенской и Ильинской улиц, отправили на имя владыки Дионисия новую челобитную, ответ на которую последовал незамедлительно. Уже на следующий день 24 мая 1711 года владыка подписал храмозданную грамоту, благословив разобрать и перенести на конец Воскресенской улицы старую Покровскую деревянную церковь.
Новую деревянную церковь заложили в воскресение 17 июня 1711 года. При этом из Богоявленского собора Хлыновского кремля был устроен Крестный ход до Шмелевского огорода и отслужен закладочный молебен. Старая деревянная Покровская церковь была разобрана, перевезена, собрана на новом месте и 16 сентября 1711 года освящена самим владыкой Дионисием во имя святого Иоанна Предтечи.
Настоятелем церкви был назначен священник Лука Луппов. Спустя три года он от имени всех прихожан вновь обратились к владыке Дионисию с челобитной, желая построить рядом с деревянной церковью каменный Предтеченский храм, повторяющий ее своими очертаниями. Строительство каменного однопрестольного храма началось 5 июня 1714 года и закончилось через пять лет. Вятские краеведы, изучая историю строительства, удивлялись: как это было возможно после знаменитого указа Петра I, который в 1714 году запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга? Но факт остается фактом – храм построили, и за прошедшие столетия через него прошли тысячи судеб духовенства и мирян.
В иконостасе церкви стояла древнейшая Грузинская икона Божией Матери. По просьбе настоятеля церкви священника Луки Луппова в ноябре 1723 года вновь приехавший на Вятку епископ Алексий (Титов) благословил устроить в честь нее отдельный придел. Строительство каменного придела в честь Грузинской иконы Божией Матери было завершено в 1729 году. В 1735 году к храму была пристроена и освящена каменная колокольня.
Шли годы, прошел своим чередом почти целый земной век. Предтеченский приход значительно вырос и давно уже стал частью Хлынова-Вятки. В 1781 году прихожане взялись за перестройку обветшавшего купола и кровли храма, решив украсить его новым восьмиярусным иконостасом. Для этих целей купол храма был разобран, чуть приподнят, и на нем были сложены друг на друге два восьмерика. Но работы на том не прекратились – в 1786-93 годах при храме тщанием прихожан был построен и освящен второй придел для древней почитаемой иконы святых праведных Захарии и Елизаветы. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX в. в холодной церкви устроили восьмиярусный иконостас с золоченой резьбой. Очевидно в эти же годы на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела, который органично вписался в архитектурный облик памятника. В ограде храма устроили кладбище, выстроили дома для священника и причетников.
История
Говорят, что на месте храма Иоанна Предтечи в Ярославле ранее находился Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 году поляками. Позднее здесь была возведена деревянная церковь Иоанна Предтечи. Она была тесновата, поэтому местные жители ходатайствовали о строительстве зимнего храма в честь Вознесения Господня. Вскоре разрешение на возведение постройки было получено, однако не успели они приступить к работам, как сгорела деревянная церковь. В связи с этим для начала была построена небольшая деревянная Вознесенская церковь.
После этого можно было приступить к более масштабному проекту, ведь новая церковь должна была стать особенной. Надо сказать, что в слободе тогда проживало множество зажиточных мастеров, которые не пожалели средств на воплощение своего грандиозного замысла. Слобода Толчково славилась своими мастерами-кожевниками, которые разбогатели благодаря таланту и трудолюбию. Даже в названии места отражен этот популярный в то время промысел — дубильную краску для него получали посредством толчения древесной коры. В устремлениях местных жителей присутствовал и некий соревновательный момент, они желали построить такой храм, которому не будет равных по красоте и величию в округе.
Наталья Воробьева
Каждый житель хотел внести свой вклад в строительство — кто-то деньгами, иные ценными вещами, у кого не было этого, предлагал свой труд. Кроме того, жертвователи находились и далеко за пределами города, к примеру, Казань передала царские врата великолепной работы. Именно поэтому храм считался поистине народным. Для его строительства было возведено два кирпичных завода, которые обеспечивали рабочих материалом. По проекту церковь должна была иметь два придела — во имя трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого) и во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
Строительство продолжалось 16 лет (с 1671 по 1687 годы), такой долгий срок обусловлен наличием большого количества деталей, что требовало от мастеров кропотливости, точности, на это уходило много времени. Рядом с церковью возвели шестиярусную колокольню, высота которой достигала 45 метров. Несмотря на обилие сюжетов роспись храма выполнили примерно за год. Восторгались красотой постройки как простые люди, так и царственные особы. Известно, что ее посещали цесаревич Николай Александрович, цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III), великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. Церковь вдохновляла и художников, так, она была запечатлена на картине Василия Верещагина «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове».
Декор фасада, Светлана Апполонова
При церкви существовала богадельня, позднее появилось приходское попечительство, выдававшее денежные пособия бедным прихожанам. Другими благими начинаниями были церковно-приходская школа с приютом для девочек, женская мастерская. Ввиду значимости храма, его плодотворной работы власти заботились о его состоянии — выделялись средства на ремонтные и реставрационные работы.
После революции для храма и его строений наступили времена тяжелых испытаний. Вознесенскую церковь стали использовать как заводскую столовую, а позднее и вовсе снесли. В самом же храме Иоанна Предтечи хранилось зерно. Один из ярусов колокольни приспособили под кузницу и мастерскую, вследствие такого обращения она начала крениться, что удалось исправить в 1958 году.
Использование храма не по назначению привело к плачевному результату — многие элементы декора были разрушены. Даже несмотря на это он вызывал глубокое чувство восхищения у всех, кто его видел. В наши дни он является музейным объектом. Долгое время церкви не уделяли должного внимания, однако в начале 2020 года были проведены исследовательские работы, и вскоре началась реставрация. Также проект предусматривает благоустройство территории вокруг — установка скамеек, освещения. Есть надежда, что со временем храму вернут его былое великолепие.
Табличка на фасаде, Наталья Воробьева
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Архитектурный декор здания храма отличается богатством и изысканностью, восьмериковой колокольней от земли как бы соединяется с небом. Внешний вид строения идентичен облику своего деревянного предшественника – храма Покрова.
Декоративное убранство выполнено в традиции «узорочья», распространенного во времена русского зодчества в Вятской губернии. Фасад церкви облицован кирпичом в виде динамичных узоров. Килевидным завершением оформлены закругленные оконные проемы, расположенные в два ряда. Алтарная апсида представлена в виде пятигранника, декорирована золоченой резьбой.
Архитектура колокольни представлена в виде восьмигранного столба, берущего свое начало от земли. Отсутствие окон придает плоскостной характер.