Транспортные коридоры
Расположившись в середине евразийской территории и имея в достаточной мере транспортную логистическую сеть, Российская Федерация вошла в континентальную транспортную систему. В этом вопросе главной составляющей служат Международные Транспортные Коридоры (МТК). Суть МТК состоит в определении главнейших путей полного спектра перевозок и максимальным оформлением инфраструктуры этих путей.
Этот подход позволяет принимать правильные логистические решения с целью эффективного передвижения грузов и пассажиров, при этом снижая издержки на эти мероприятия.
Главное значение российской доли МТК играют Панъевропейские ТК и участки евроазиатских ТК:
Обозначение и принадлежность маршрута: | Направление маршрута: |
PE 1 — Панъевропейский. | Прибалтика — Калининград — Польша. |
PE 2 — Панъевропейский. | Европа — Москва — МТК «Транссиб». |
PE 9 — Панъевропейский. | Северная Европа — Москва — Украина. |
NS (Север-Юг) — Евроазиатский. | Европа — Россия — Персидский залив. |
TS («Транссиб») — Евроазиатский. | Европа — Москва — Дальний Восток. |
PR 1 («Приморье 1») — Евроазиатский. | КНР — Дальний Восток. |
PR 2 («Приморье 2») — Евроазиатский. | КНР — Дальний Восток. |
SMP («Северный морской путь») — Евроазиатский. | Мурманск — Дудинка. |
Вышеуказанные транспортные магистрали, пролегающие в России, служат не только внутренним государственным интересам. Они определены как неотъемлемая составляющая мировой логистической системы по передвижению грузов и пассажиров.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Отличительные особенности видов транспорта
Для уроков географии в 9 классе в виде таблицы транспорт и его категории представить проще всего. В каждой категории можно заполнить графы, где будут учтены характеристики средств, плюсы и минусы автомобильного транспорта, железнодорожного и пр.
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки | Влияние на экологию | Сфера использования |
Гужевой (животные) | Легко заменить животное, низкие затраты на обслуживание, необязательно наличие дорог | Очень низкая скорость (в сравнении с остальными видами), низкий уровень комфорта | Практически не приносит вреда окружающей среде | Туристические маршруты, перевозки на небольшие расстояния в сложной и пересеченной местности |
Автомобильный | Универсальный, большая скорость, маневренность, удобство планирования маршрута и комфорт | Дороговизна топлива, относительно низкая проходимость, не везде наличие подходящих дорог | Шум, вредные выбросы выхлопных газов в больших объемах | Повсеместное использование для различных целей (пассажирские, грузовые перевозки) |
Железнодорожный | Доставка больших грузов, покрытие больших расстояний, скорость, относительно низкая цена поездки | Не везде наличие жд путей, высокая стоимость обслуживания транспорта и строительства новых путей | Шум, загрязнение окружающей пути местности отходами и выбросами газа | Для относительно дальних перевозок пассажиров и грузов |
Самолетный | Высокая скорость, комфорт | Дороговизна полета, обслуживания и строительства, зависимость от погодных условий и географических особенностей | Высокий уровень шума при полете, загрязнение атмосферы | Грузовые и пассажирские перевозки, использование в военных, сельскохозяйственных или поисково-спасательных целях |
Вертолетный | Большая маневренность и мобильность, возможность попасть в труднодоступные места, нет взлетной полосы | |||
Морской | Огромная грузоподъемность, дальние перевозки | Относительно низкая скорость, высокая стоимость обслуживания судов и морских портов | Загрязнение акватории | Грузовые и пассажирские перевозки |
Речной | Относительно большая грузоподъемность, дальность перевозки, отсутствие необходимости дорог, небольшие затраты на обслуживание речных портов | Сезонность, не всегда соответствие направления маршрута и течения реки (что снижает скорость судна) | Загрязнение рек | Грузовые и пассажирские перевозки |
Для каждого типа определяющим будет тот или иной признак:
- Дальность следования (городской, пригородный, междугородный).
- Комфортность на борту (эконом, стандарт, вип).
- Количество пассажиров (общественный, индивидуальный) и т. д.
Российская транспортная сеть – особенности и проблемы
Львиная доля присущих российской транспортной сети особенностей родом из девяностых годов прошлого века. С развалом СССР застопорились механизмы управления, нарушились устойчивые торговые и производственные связи. Постепенно ситуация нормализовалась, однако положение дел в сфере по-прежнему вызывает вопросы.
Развитие российской транспортной сети тормозится как объективными, так и субъективными факторами. К первой группе относится резкое увеличение количества частных автовладельцев и сложности с дальнейшим развитием городской инфраструктуры, вызванные недостаточно продуманной планировкой в прошлом. Это серьезные проблемы, с которыми сталкиваются даже в высокоразвитых странах.
Однако объективные трудности никак не оправдывают такие вещи, как медленные темпы дорожного строительства (не будем даже говорить о качестве), несовершенство законодательной базы и обилие бюрократических преград как следствие. Вызывает серьезные вопросы уровень управления транспортной сетью во многих регионах страны. Если говорить напрямую, некомпетентность и масштабное воровство давно уже стали массовыми явлениями.
Автомобильный транспорт
Автомобильным транспортом в России доставляется 7% грузов от общего количества. Пассажирские автобусные перевозки между городами составляют 1% от всего пассажиропотока и 80% внутригородского передвижения граждан.
Общая протяжённость автодорог Российской Федерации равна 945 тыс. км, при этом имеют твёрдое покрытие 3/4 путей. Автотранспортные магистрали проходят через 72 региона страны.
Основные автодороги страны:
Наименование дороги: | Направление маршрута: | Длина маршрута (км.): |
«Беларусь» (М1). | Москва — граница с Беларусью. | 475. |
«Байкал» (Р258). | Иркутск — Чита. | 1058. |
«Украина» (М 3). | Москва — граница с Украиной. | 475. |
«Холмогоры» (М8). | Москва — Архангельск. | 1355. |
«Амур» (Р297). | Чита — Хабаровск. | 2233. |
«Волга» (М7). | Москва — Уфа. | 2023. |
«Дон» (М4). | Москва — Новороссийск. | 1838. |
«Россия» (М10). | Москва — Санкт-Петербург. | 726. |
«Кола» (Р21). | Санкт-Петербург — граница с Норвегией. | 1586. |
«Иртыш» (Р254). | Челябинск — Новосибирск. | 1538. |
«Сибирь» (Р255). | Новосибирск — Иркутск. | 2005. |
«Крым» (М2). | Москва — граница с Украиной. | 835. |
«Урал» (М5). | Москва — Челябинск. | 2986. |
Картина российских автотрасс имеет звездообразный радиально-кольцевой рисунок. Наиболее длинные автодороги повторяют путь железнодорожного полотна.
Воздушный транспорт
Транспортные магистрали России включают в свою структуру воздушный транспорт. Большая часть авиарейсов выполняется для доставки пассажиров — 80%, остальные 20% приходятся на транспортировку срочных и скоропортящихся грузов, а так же почтовых отправлений.
В стране насчитывается 239 аэровокзалов, из них — 76 имеют статус федеральных и международных аэропортов.
Наиболее крупные аэропорты страны по перевозке пассажиров:
Город /Аэропорт: | Направление отправлений: | Пассажирооборот в год (млн. чел.) / грузооборот в год (тыс. т.): |
Москва / «Внуково». | Армения, Азербайджан, Греция, Болгария Грузия, Молдавия, Гонконг, Иран, Ирак, Сирия, Узбекистан, Венгрия, Италия, Австрия, Германия, Испания, Прибалтийские страны.
Внутренние рейсы по всем направлениям. |
21,5 / 74,5. |
Москва / «Домодедово». | Греция, Франция, Киргизия, Молдавия, Австрия, Азербайджан, Великобритания, Египет, Израиль, Эфиопия, ОАЭ, Бахрейн, Испания, Япония, Польша, Германия, Турция, Катар, Сербия, Италия, Туркменистан, Болгария, Исландия, Узбекистан, Сингапур, Швейцария, Таиланд, Вьетнам.
Внутренние рейсы по всем направлениям. |
30,7 / 123. |
Москва / «Шереметьево». | США, Европа, Азия, Африка.
Внутренние рейсы по всем направлениям. |
46 / 294. |
Санкт-Петербург / «Пулково». | Греция, Франция, Мальта, Молдавия, Сербия, Италия, Австрия, Бельгия, Болгария, КНР, Финляндия, Голландия, Польша Германия, Швеция, Туркменистан, Венгрия, Франция, Среднеазиатские страны.
Внутренние рейсы по всем направлениям. |
18 / 29. |
Самара / «Курумоч». | Турция, Чехия, Узбекистан, Таджикистан, ОАЭ, Греция, Азербайджан, Турция, Испания, Армения.
Москва, С-Петербург, Сыктывкар, Новый Уренгой, Ноябрьск, Волгоград, Казань, Пермь, Уфа, Сочи, Екатеринбург, Тюмень и др. |
3,1 / 22,7. |
Екатеринбург / «Кольцово». | Закавказье, Среднеазиатские государства, Таиланд, Чехия, Греция, ОАЭ, Турция, Испания, Франция.
Санкт-Петербург, Москва, города Северного Кавказа, Сибири и Крайнего Севера. |
6,1 / 27,6. |
Ростов-на-Дону / Платов. | Армения, Турция, Испания, Израиль, Таиланд, Греция, ОАЭ, Грузия, Чехия.
Внутренние рейсы во всех направлениях. |
3,2 / 20. |
Тюмень / Рощино. | Новосибирск, Санкт-Петербург, Сочи, Москва, Анапа, Краснодар, Нижневартовск, Сургут, Уфа, Екатеринбург, Симферополь, Надым, Самара, Ростов-на-Дону, Казань и другие. | 1,98 / 4,7. |
Новосибирск / Толмачёво. | Европа, Азия, Дальний Восток, Закавказье.
Внутренние рейсы по всем направлениям. |
5,9 / 32. |
Хабаровск / Новый. | Города Сибири, Урала и Дальнего Востока, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Симферополь и другие. | 2 / 25. |
Иркутск / —. | Вьетнам, КНР, Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан, Монголия, Япония, Южная Корея. Красноярск, Новосибирск, Москва, Бодайбо и другие. | 2 / 27. |
Основные международные маршруты:
- Пекин (Китай) — Москва.
- Калининград/Клайпеда (Литва) — Москва.
- Находка-Восточная — Марцево. По данному направлению доставляются детали «Hyundai Motors Co.» из корейского города Пусан на автосборочный завод в Таганроге.
- Брест (Беларусь) – Улан-Батор (Монголия).
- Брест (Беларусь) – Алматы (Казахстан).
- Хельсинки (Финляндия) – Москва.
Природные условия вдоль Ж/Д
Транссиб пересекает множество природных зон: тайгу, пустыни, степи. Магистраль нуждается в постоянном обслуживании из-за неблагоприятного климата: перепадов температур, весенних паводков, землетрясений, вечной мерзлоты и т.д.
Перспективы развития Транссибирской магистрали
На сегодняшний день у магистрали снижается транзитный потенциал. Правительство РФ и руководство РЖД предпринимает комплекс мер, направленных на развитие железнодорожного сообщения в стране.
Принятая концепция развития жд предполагает до 30 года повысить качество сервисного обслуживания, производительность портов, создать современные логистические комплексы, увеличить пропускную способность магистрали.
К 2016 году – столетию Транссиба — были произведены модернизационные работы для улучшения пропускной способности рельсового пути: реконструкция тоннелей, станций и мостов. Приоритет руководства РЖД и правительства – обеспечить эффективную доставку грузов между Россией и Южной Кореей. С этой целью развиваются транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2, привлекаются частные инвестиции. Кроме того, экономически выгоднее и быстрее доставлять грузы из Японии в Европу не по морю, а с Владивостока по Транссибу. В планах руководства развивать это направление.
Таким образом, Транссибирская магистраль имеет большой потенциал для развития внутренних и внешнеторговых перевозок и, возможно, станет дешевой и быстрой альтернативой морским перевозкам в Евразии.
Источник
Характеристика системы[править | править код]
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный, на них падает основной объём грузовой работы.Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода.Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и
Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %).Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем[источник не указан 3190 дней].
По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам).Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год).
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.
Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в странно(??).
Железнодорожный транспорт
Транспортные магистрали России, представляющие железные дороги страны, определены своим общим огромным расстоянием (85,5 тыс. км.). При этом половина этих путей является электрифицированными (1-е место в мире). Не считая трубопроводных магистралей, по железной дороге перевозится около 87% грузов и около 30% пассажиров.
Основные железные дороги страны:
Наименование и дата основания (г.): | Центр управления дороги (город) / количество персонала (тыс. чел): | Протяжённость (км.) / количество станций (шт.) | Перевозка в год пассажиров и грузов (млн. чел./млн. т.): | Основные направления: |
Московская (1861). | Москва/ 70,4. | 8 984/444. | 740/70. | Смоленское, Тульское, Брянское, Орловское. |
Октябрьская (1851). | Санкт-Петербург/ 70. | 10 378 / 655. | 181 / 181. | Санкт-Петербург, Мурманск. |
Приволжская (1871). | Саратов/ 31. | 4 276 / 121. | 15 / 123. | Волгоград-Астрахань, транзит в Среднюю Азию и Сибирь. |
Горьковская (1858). | Нижний Новгород / 58,5. | 7 959 / 377. | 90 / 44. | Владимир, Киров, Казань, Ижевск, Екатеринбург. |
Куйбышевская (1874). | Самара / 44,4 | 11 502 / 945. | 16 / 184. | Кустарёвка-Инза-Ульяновск, Пенза-Рузаевка, транзит в Сибирь, Урал и Среднюю Азию. |
Свердловская (1878). | Екатеринбург / 59,7. | 7 152 / 419. | 37 / 308. | Крайний Север, транзит между Европейской частью и Сибирью. |
Северная (1868). | Ярославль / 64,7. | 5 956 / 277. | 19 / 62,6. | Вологда, Архангельск, Котлас, Крайний Север. |
Северо-Кавказская (1861). | Ростов-на-Дону / 60,5. | 6 311 / 403. | 34 / 65. | Северный Кавказ, Юг России. |
Юго-Восточная (1866). | Воронеж / 35,4. | 4 189 / 230. | 28 / 230. | Белгород, Лиски, Мичуринск, Пенза, Саратов. |
Южно-Уральская (1900). | Челябинск / 41. | 5 000 / 247. | 15 / 290. | Магнитогорск, Челябинск, Оренбург, Курган, транзит Европа-Азия. |
Восточно-Сибирская (1884). | Иркутск / 41,2 | 3 876 / 650. | 13 / 64. | Забайкальский край, Бурятия, Якутия, выход к Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали. |
Дальневосточная (1891). | Хабаровск / 54. | 6 827 / 443. | 9,5 / 48,6. | Сахалин, Приморский и Хабаровский края, Магадан, Еврейская АО, Владивосток. Выход к Транссибирской магистрали. |
Забайкальская (1895). | Чита / 46,7. | 3 336 / 173. | 9 / 107. | Транзитная составляющая Транссибирской магистрали. |
Западно-Сибирская (1892). | Новосибирск / 102. | 6 000 / 480. | 2,3 / 270 | Линия Западная Сибирь-Восточная Сибирь. |
Калининградская (1945). | Калининград / 0,4. | 900 / 60. | 3,5 / 11. | Киев, Минск, Вильнюс, Рига, Гданьск. |
Красноярская (1898). | Красноярск / 28. | 3 158 / 180. | 8 / 191. | Связывает Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую железные дороги. |
Транссибирская магистраль (1891). | РЖД. | 9 289 / 1580. | Данные входящих в «Транссиб» дорог. | Москва — Сибирь и Дальний Восток. Атлантический — Тихий океаны. |
Байкало-Амурская магистраль (1938). | РЖД | 3 819 / 70. | 12 / 12. | Линия Восточная Сибирь-Дальний Восток. |
Центральные и южные регионы
В настоящее время железнодорожное движение в центральных, западных и северных российских областях, а также на Урале обеспечивают несколько филиалов РЖД.
К ним относятся следующие магистрали:
- Горьковская (ГЖД). Это дорога связывает Москву, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Киров. Она обеспечивает движение между Уралом, Сибирью и Поволжьем. Общая длина на магистрали составляет более 12000 км, она состоит из двух взаимосвязанных линий. Расстояние, которое можно преодолеть по ГЖД, — 5331 км.
- Куйбышевская (КбшДЖ). Дорога проходит от Подмосковья до Урала, а также до Казахстана. Она представляет собой две магистрали, протянувшиеся с запада на восток и с севера на юг.
- Московская (МЖД). По этой трассе перевозят пассажиров и грузы по столице, Московской области и некоторым другим регионам. По МЖД можно доехать до Калининграда, а оттуда попасть в Западную Европу. Протяженность дороги составляет почти 9000 км.
- Октябрьская (ОЖД). Магистраль проходит по северо-западным областям России, в том числе по линии между Санкт-Петербургом и Москвой. Она связывает 11 субъектов федерации.
- Поволжская (ПвЖД). Соединяет юго-восточную часть Российской Федерации и соседние административные регионы. Ее другое название — Рязано-Уральская.
- Свердловская (СвЖД). Объединяет европейскую и азиатскую часть России. Эта магистраль доходит до Заполярья, ее общая длина составляет 14000 км.
- Северная (СЖД). Она тянется от центральных регионов до Заполярья. Линия необходима для жизнеобеспечения жителей Севера. Эксплуатация магистрали проходит в тяжелых климатических условиях.
- Крымская (КЖД). Это самый короткий путь, не имеющий прямого соприкосновения с другими российскими магистралями. Он проходит по территории Крыма, его длина составляет 900 км.
- Северо-Кавказская (СКЖД). Она проходит по Южному Федеральному округу и по контуру граничит с Азербайджаном, Грузией и Украиной. Имеет протяженность более 6000 километров.
- Южно-Уральская (ЮУЖД). Этот путь связывает восточные и центральные районы Европы и Азии и пересекает границы Казахстана.
Используемые поезда
Правительство пристально следит за развитием данной отрасли, которая очень важна для нормального функционирования многих сфер экономики. В эксплуатацию вводятся новые объекты и прокладываются дополнительные полотна. Модернизируется подвижный состав – старые поезда заменяются на новые, что обеспечивает большую скорость и комфортность передвижения. Более подробную информацию о поездах и билетах можно узнать на официальном сайте ОАО «РЖД» в режиме онлайн .
Важно!
На сегодняшний день на ЖД-дорогах используются локомотивы, вагоны и другие транспортные средства, выпущенные в Советском Союзе. Но постепенно происходит замена на новую технику, выпущенную на Уралвагонзаводе и других предприятиях
Также используются импортные экспрессы:
- Направление Санкт-Петербург-Хельсинки — Allegro (Франция, Alstom);
- По Ленинградской области ездят «Ласточки» производства компании Siemens;
- Направление Москва-Берлин обслуживается Тальго 250″, компания Patentes Talgo S.L.;
- Направление Москва — Санкт-Петербург обслуживается «Сапсанами» производства Siemens.
Политика железнодорожных компаний, направленная на повышение качества услуг, предоставляемых пассажирам, позволяет с удобством добраться в любой регион нашей огромной Родины. Ниже будут представлены схемы жд-покрытия, актуальные на 2018 год, что позволит более тщательно спланировать маршрут поездки.
РЖД логотип
Трубопроводные магистрали
Транспортные магистрали России, по которым проходит груз в жидком и газообразном состоянии, переходят в разряд трубопроводных. По этим коммуникациям (длиной почти 260 тыс. км.) проходит 48% всех грузов России, в основном это сырая нефть и газ. Данная продукция, кроме внутреннего рынка, поставляется в европейские и азиатские государства.
Главные работающие нефтепроводы:
- «Дружба» (1960 г.) — самая крупная нефтяная магистраль страны с годовым объёмом перекачки нефти 66,5 млн. т. Общая длина этого трубопровода составляет 8,9 тыс. км. (3,9 тыс. км.— на территории РФ) при наличии 46 насосных станций (38 насосных станций промежуточного характера). Резервуарные терминалы этой системы способны принять 1,6 млн.м³. нефти. Своё начало трубопровод берёт в Волго-уральском нефтегазовом регионе от Самары и пролегает через Украину и Белоруссию в страны Европы.
- Каспийский Трубопроводный Консорциум (1992 г.) — нефть из России и Казахстана доставляется до морского терминала Южная Озереевка под Новороссийском. Длина нефтепровода составляет 1,5 тыс. км. с рабочей мощностью 28,3 млн. т. в год.
Основные действующие газопроводы:
Маршрут: | Протяжённость (тыс. км.): | Производительность (млрд.м³./ год): |
Уренгой-Помары-Ужгород. | 4,45. | 28. |
Ямал-Европа. | 2,1. | 35. |
Саратов-Москва. | 0,84. | 0,36. |
Россия-Турция (Голубой поток): | 1,21. | 14. |
Джубга-Лазаревское-Сочи | 0,172. | 3,78. |
Сахалин-Хабаровск-Владивосток. | 1,45. | 5,5. |
Россия-Германия (Северный поток): | 1,23. | 59. |
Бованенково-Ухта. | 1,1. | 140. |
Российские транспортные магистрали трубопроводного характера также включают целый ряд более мелких объектов и находящихся в стадии строительства путепроводов.
Сибирь и Дальний Восток
Самые длинные пути соединяют центр России с Сибирью и Дальним Востоком.
К ним относятся следующие железные дороги:
- Восточно-сибирская (В-СибЖД). Ее длина составляет 3848 километров. Магистраль охватывает Бурятию и прилегающие к ней регионы. Она обеспечивает сообщение со всеми районами Восточной Сибири.
- Дальневосточная (ДвЖД). Эта дорога проходит по территории Приморского и Хабаровского края, а также по прилегающим к ним регионам. Ее длина составляет почти 6000 километров и охватывает 40% территории России.
- Забайкальская (ЗабЖД). Она обслуживает юго-восточные регионы страны и на станции. Забайкальск соприкасается с железной дорогой Китайской республики. Протяженность магистрали составляет более 3000 км.
- Западно-Сибирская (З-СибЖД). Она связывает западные регионы России и Казахстан. Протяженность путей насчитывает почти 9000 км, из которых эксплуатируется 5602 км.
- Красноярская (КрасЖД). Линия связывает Транссиб и Южно-Сибирскую магистраль, Европу с Азией. По ней можно доехать до Хакасии. Общий километраж дороги составляет 4544 км.
- Транссиб, или Великий Сибирский путь, — одна из ключевых магистралей страны. Это самый длинный путь в мире, его протяженность составляет 9438 км. Благодаря работе Транссиба можно за неделю доехать из Москвы во Владивосток.
- Байкало-Амурская магистраль. Связывает Восточно-Сибирскую и Дальневосточную дороги, соединяет Ташкент со станцией Советская Гавань. Она создавалась как часть непостроенного Великого Северного пути.
Морской транспорт
Одним из основных моментов в экономических вопросах России стоят морские перевозки. По своему грузообороту они определили третью позицию после перевозок грузов железной дорогой и по трубопроводам. При этом морскими путями осуществляется внешнеэкономическая торговая деятельность страны с получением валюты, и внешние перевозки доминируют над внутренними (каботажными).
В стране находится 63 морских порта и около 950 перегрузочных пунктов, что позволяет перерабатывать порядка 800 млн. т. грузов в год (722 млн. т. в 2016 г.). Доля экспорта в этих цифрах приближается к 80%, более 8% составляет импорт, 6% — каботажные перевозки и 9% приходится на транзит. Немногим более половины морских грузов имеют наливную характеристику (углеводороды).
Российские морские порты (основные) рассредоточены по морским бассейнам следующим образом:
- Каспийский бассейн (3 порта, 2% перевозок): Махачкала, Оля, Астрахань. Грузопоток по этому направлению осуществляется по международному морскому коридору Север — Юг. Половина грузов перевозится в контейнерах. Присутствует большая доля каботажных перевозок.
- Арктический бассейн (19 портов, 8% перевозок): Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Витино. Переработка грузопотока в северном регионе связана с углеводородами, лесом и минеральным сырьём, а ввозится главным образом продовольствие.
- Азово-Черноморский бассейн (12 портов, 32% перевозок): Новороссийск, Туапсе, Кавказ. Здесь преобладающими являются насыпные грузы, перевозимые сухогрузами, металлы, строительные материалы, а ввозятся продукты, трубопрокатные изделия и продукция машиностроения.
- Дальневосточный бассейн (22 порта, 23% перевозок): Владивосток, Восточный, Ванино, Находка. В данном регионе основные перевозки грузов определены лесом и сырьем, а так же контейнерная грузовая переработка по линии Восток-Запад. Ввозятся через эти морские ворота оборудование, металлы, машины.
- Балтийский бассейн (7 портов, 35% перевозок): Санкт-Петербург, Калининград, Приморск, Усть-Луга. Самый крупный объект по грузоперевозкам углеводородов и минеральных удобрений. Через это направление ввозятся машины, продовольственные и промышленные товары. У него существует перспектива на резкое увеличение перевозок контейнеров и рефрижераторов.
Общее описание
Считается, что первые российские железные дороги появились в 1837 году. В то время проложили рельсы между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Сегодня сети железнодорожных магистралей проходят по всей территории РФ, пересекают реки и границы других стран. На карте РЖД путей по России видно, что на поезде можно доехать практически в любой населенный пункт страны. Протяженность рельсов более чем в 2 раза длиннее протяженности экватора.
В Российской Федерации имеется 510 крупных станций, из них 45 особого назначения. Самый длинный в мире путь поезда проходит через Россию и Украину. Это маршрут Харьков — Владивосток, протяженность которого составляет 9722 км. Многие участки дорог электрифицированы для возможности движения электровозов, электропоездов и электросекций. Карту электрификации железных дорог России можно посмотреть и скачать в интернете.
Самая известная железнодорожная компания страны — это «Российские железные дороги»
. Она была создана более 15 лет назад и сегодня активно развивается. У РЖД есть филиалы и дочерние компании, которые обеспечивают движение пригородных, пассажирских и грузовых поездов. В ее состав входит 17 крупных магистралей, и ежегодная прибыль составляет 180 миллиардов рублей.
Железнодорожная отрасль — одна из наиболее приоритетных в стране, за развитием которой внимательно следит российское правительство. От ее состояния зависит функционирование большинства сфер экономики. В настоящее время прокладываются новые магистрали и вводятся в действие дополнительные объекты.
Хотя большинство действующих вагонов и локомотивов было выпущено еще при Советском Союзе, сегодня старая техника меняется на новую, имеющую высокую скорость передвижения и хорошие условия для пассажиров.
На разных направлениях используются экспрессы, изготовленные за рубежом:
- Allegro, производства Франции, — на направлении Санкт-Петербург — Хельсинки;
- поезда с названием «Сапсаны» (Siemens) — на направлении Москва — Санкт-Петербург;
- «Ласточки» (Siemens) — в Ленинградской области.
Структура транспортной системы РФ
Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:
-
Железнодорожный — это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.
-
Трубопроводный — система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.
-
Автомобильный — имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.
-
Морской — крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.
-
Речной — наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.
-
Авиационный — это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление — доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.
Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.
Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.
Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.
Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.
Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.
Транспортные узлы
Важной структурной составляющей российской транспортной системы определены транспортные узлы. В них сконцентрированы сходящиеся в одном месте магистральные пути по грузовым и пассажирским перевозкам
Здесь осуществляется пересадка людей и перевалка грузов.
К транспортным узлам относятся пункты, где сходятся как минимум 2 вида транспортных артерий. При этом такие узлы принимают на себя роль транзитных пунктов.
Основными российскими транспортными узлами с зонами влияния определились:
- Москва — вся страна.
- Санкт-Петербург — Северо-Запад России.
- Калининград — Запад России.
- Нижний Новгород — Центральная Россия.
- Ростов-на-Дону — Юг России.
- Екатеринбург — Урал.
- Новосибирск — Сибирь.
- Владивосток — Дальний Восток.
- Самара — Поволжье.
Эти города в транспортной системе страны обладают статусом международного и федерального значения. При передвижении пассажиров и грузов по транспортным магистралям могут присутствовать и более мелкие транспортные узлы — регионального масштаба. Они являются частью всей логистической транспортной цепочки, и взаимосвязаны с федеральными узловыми центрами.
Значение и роль транспорта в России
Транспорт занимает особое место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности.
Мало того, транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества.
Об огромной важности этой отрасли экономики свидетельствуют показатели 2019 года:
- Общий объём грузоперевозок достиг 5669,1 млрд. т-км.
- Российские авиакомпании смогли обслужить более 128 млн. пассажиров, что составляет ориентировочно третью часть пассажиропотока. Общенациональное количество, которого по приблизительным оценкам достигает 1 трлн. пассажирокилометров.
- Некоторое снижение численности пассажиров на железнодорожном, автобусном, речном транспорте, объясняется значительным увеличением личных транспортных средств. Причём в самом ближайшем будущем, это будут не только автомобили, но средства воздушного передвижения!
Транспорт служит основой существования сферы обращения, поддерживая непрерывную связь между производителями, лицами, оказывающими услуги и потребителями.
Слайд 13:
Транспортные коридоры выполняют не только положительные функции. Всем известно, что они являются источниками экологической опасности. В этой связи выделяется 2 основные глобальные проблемы:
- транспортные коридоры требуют при их создании проведения большого объема строительных работ, связанных с перемещениями огромного количества грунта, нарушением естественного ландшафта, строительством мостов, путепроводов, водоотвода и т.д.
- Транспортные средства, которые передвигаются по транспортным коридорам представляют собой нестационарные источники экологической опасности и вносят решающий вклад в загрязнение окружающей среды акустическими, электромагнитными и тепловыми полями, токсическими выхлопами, различными ядовитыми химическими соединениями и т.д.
Транспортные коридоры для своего нормального функционирования требуют создания соответствующей инфраструктуры
Чрезвычайно важно, чтобы в состав этой инфраструктуры изначально была включена система обеспечения экологической безопасности как транспортных сетей, так и тех транспортных средств, которые эту сеть используют. В состав системы обеспечения экологической безопасности в обязательном порядке должен входить информационно-аналитический центр, организованный с учетом современных требований к информационному обеспечению системы принятия решений соответствующего уровня
Слайд 14: Список использованной литературы:
Источник