Достопримечательности и святыни Храма Бориса и Глеба в Зюзино
Мне нравится посещать церкви во время путешествий, особенно те, что имеют интересную историю. Вроде бы непримечательный и рядовой храм Святых Мучеников Бориса и Глеба в московском Зюзино определенно стоит того, чтобы к нему потянулись паломники, ведь он интересен не только с точки зрения отправления близких каждому верующему обрядов, но и своей архитектурой, а также историческими перипетиями. Искренне советую всем москвичам и гостям столицы посетить этот замечательный храм, постоять богослужение и проникнуться духом нашей церкви.
Где находится храм
- г. Москва, ул. Перекопская, д. 7.
- Контактный телефон: 8 (499) 1228410.
- Если вы не живете в Зюзино, доберитесь на метро до станции «Каховская» или «Севастопольская».
- Затем вам нужно сесть в троллейбус №72 или №60 либо на маршрутное такси №826 и ехать до остановки «Молодежный центр».
- Как только выйдете, оглянитесь: храм будет прямо перед вами.
Храм работает с 8:00 до 22:00 во все дни за исключением праздников.
В ночь с субботы на воскресенье церковь не закрывают.
Расписание богослужений храма Бориса и Глеба
Понедельник-пятница:
- 8:00 – Утренние часы. Литургия св. Иоанна Богослова.
- 17:00 – Вечерня. Утреня.
Суббота:
- 8:00 – Утренние часы. Литургия св. Иоанна Богослова.
- 17:00 – Всенощное бдение.
Воскресенье:
- 8:00 – Утренние часы. Литургия св. Иоанна Богослова.
- 17:00 – Вечерня. Утреня.
История создания храма
- Заложен он был еще в далеком XVII веке по распоряжению Бориса Прозоровского, одного из ближайших соратников Петра I.
- Предполагается, что авторство проекта храма принадлежит известнейшему зодчему московского барокко – Якову Бухвостову, что делает его одним из интереснейших образцов архитектуры времен Петра.
- Известно, что строительство шло тяжко – в то время, как нижний (зимний) храм освятили в 1688 году, верхний получил благословение только к 1704.
- Счастливо пройдя все испытания, светлый храм столкнулся с еще одной напастью – большевизмом, когда обезумевшие крестьяне выломали и вынесли из него ценнейший иконостас, а затем порубили его на дрова. Незадолго до этого был арестован и впоследствии расстрелян последний священник храма – Александр Харьюзов. Несмотря на угрозы и страх расправы, его место занял сын, Николай Харьюзов, которого тоже в конце концов арестовали и отправили в ссылку. После этого храм закрыли, новые хозяева произвели переделку уникальных интерьеров и перепланировку помещений.
- Вначале в церкви размещалось овощное хранилище, а затем – филиал завода драгоценных металлов, руководство которого устроило гальваническую ванну в алтаре постепенно обрушивающегося нижнего храма.
- В мае 1989 года, когда храм наконец-то вернули людям, здание пребывало в весьма плачевном состоянии. Несмотря на это, уже в июле в церкви состоялась божественная литургия, первая после долгих лет мракобесия, давшая новое начало старинному зданию.
- Сегодня, спустя почти тридцать лет, храм Бориса и Глеба полностью отреставрирован и готов принимать верующих со всех уголков нашей страны.
Фото храма Бориса и Глеба в Зюзино
Вид на храм со стороны остановки общественного транспорта. Новая колокольня храма. Прежде над церковью возвышалась красивая колокольня со шпилем, но она развалилась в советское время.
Вид на строящееся здание воскресной школы при храме.Макет храма, экспонирующийся в Центральном Археологическом кабинете (Московская духовная академия), который находится в Троице-Сергиевой лавре.
Храм Бориса и Глеба в Зюзино — видео
О Храме Бориса и Глеба в Зюзино смотрите в этом видео. Приятного просмотра!
Надеюсь, мне удалось привлечь уважаемых верующих и туристов в этот удивительный храм, являющийся настоящей жемчужиной нашей невероятно красивой и славной столицы.
Если вы уже были там, очень прошу поделиться своими впечатлениями – я с удовольствием обсужу их с вами.
Также хотелось бы услышать отклики тех, кто хорошо знает историю храма: давайте вместе популяризировать среди сограждан это уникальное историческое место. Приятного вам отдыха и побольше познавательных путешествий!
Престольные праздники
В Борисоглебском храме престольные праздники отмечают несколько раз в год, так как это трехпрестольная святыня. К каждому такому событию храм украшают цветами, одеваются в праздничные облачения, подготавливается самая красивая утварь. Хор создает торжественную, праздничную атмосферу.
К престольным праздникам готовится как штатное духовенство, так и прихожане. Еще до наступления праздника все желающие собираются в церкви и почитают память святых. Обычно после соборной молитвы проводится Крестный ход.
Расписание престольных праздников:
http://religiya.guru/hramy-i-monastyri/hram-svyatyh-borisa-i-gleba-v-zyuzino.htmlhttp://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/borisa-i-gleba-v-degunino.htmlhttp://touristam.com/hram-borisa-i-gleba-v-degunino.html
История храма
Впервые храм упоминается в 1585 году как разрушенный войском страны противника. Сама же местность, в которой она находилась упоминается впервые в 1336 году. Это была подмосковная деревня Дегунское. Спустя некоторое время оно вошло в состав города Москва.
Нужно отметить, что сам храм святых Бориса и Глеба в Дегунино среди православных прихожан стал известным из-за частых его разрушений. Но несмотря на это каждый раз после того как церковь разрушали она заново возрождалась. Отстраивали ее из дерева, происходило это возможно по причине недостатка средств на нужные более крепкие строительные материалы.
Полезные статьи:
О СИЛЕ ПСАЛМОВ 26 и 90. «Ну, так вот что я вам скажу! Вы как-то раз говорили мне, что на вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! Ни одна вас не коснется, никакой дряни не опасайтесь: дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей моли�… Читайте далее
Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши. Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши. Им дана особенная благодать помогать находящимся в бедах, даже в безвыходных положениях. Помогут они и тебе. Конечно, со своей стороны ты делай что нужно. … Читайте далее
«МАМИН НАКАЗ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ» (обязательно прочти эту заметку) «Помолись обо мне дитя, когда я уже буду не с вами, Вы не пейте вина за меня, помолитесь своими словами.Отнесите Вы бедным все то, что собрали на помин шикарный, И не надо мне мертвых венков, Вы поставьте мне крест деревянный.В светлом Храме, любимом моем, где молилас… Читайте далее
ПРЕПОДОБНЫЙ СТИЛИАН — ПОКРОВИТЕЛЬ И ЦЕЛИТЕЛЬ ДЕТЕЙ Вы когда-нибудь встречали такую интересную икону, на которой изображен святой монах, держащий на руках младенца? Да, икона эта очень редка, и святого такого мало кто знает … но это у нас, в России. А в Греции и на православном Кипре этого святого все знают и очень почитают!!! П�… Читайте далее
К примеру, в далеком 1633 году возрождение церкви происходило на деньги местного священника. С 1676 года храм по всем документам значится как церковь Святых Бориса и Глеба с приделом Иоанна Богослова. В 1700 году она была передана Алексеевскому монастырю. Во времена нашествия наполеоновских войск, когда были сожжены многие церкви данный храм уцелел и не сгорел.
Каменным же он стал в 1884 году. Его построили в архитектурном русско-византийском стиле. Построение получилось очень красивым в виде параллелепипеда, которое имеет одно внутренние пространство. Иконостас выглядит достаточно богато, его стены и своды расписаны необычайно красиво.
Паломнику[править]
В надвратной церкви свт. Николая Чудотворца в настоящее время действует трапезная
, которая открыта с 9:00 до 18:00 ежедневно.
«Преображение»
При Борисоглебском мужском монастыре г. Дмитрова с 2011 года ведет работу духовно-просветительский
. Открытый по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, он призван давать духовное образование взрослым и детям. Тот факт, что такая школа открыта при монастыре, указывает на древнюю традицию, согласно которой монастыри всегда были и остаются центрами духовного просвещения. Целью предлагаемого образования является стремление сделать человека не знающим все на свете, но знающим главное, и обучить его не искусству зарабатывать деньги, но искусству быть добродетельным. Именно на таких принципах созидалась национальная культура Руси, которую называли Святой.
Духовно-просветительский центр ведет свою деятельность, имея целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях, а также сформировать умения и навыки, необходимые для ведения жизни православного христианина. Для достижения целей и задач своей деятельности центр осуществляет обучение религии, духовно-нравственное воспитание, обучение по программам дополнительного образования.
Обязательным предметом для изучения всеми учащимися является «Закон Божий», тот закон, нарушение которого влечет за собой разрушение жизни, как духовной, так и физической. Кроме того, здесь предлагается изучение мировой и церковной культуры, которое знакомит учащихся с этапами развития человеческого творчества. Есть отдельный предмет иконоведения, т.е. знание и понимание православной иконы. Причем, предлагается не только теоретическое знакомство, но и практическое его освоение. Для этого изучаются такие предметы, как музыка, пение, рисование, иконописание, каллиграфия.
Помимо этого совершаются паломнические и экскурсионные поездки по святым и историческим местам и музеям страны, провoдятся праздничные концерты, литературные вечера, дискуссии, совершается и участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. В самом названии центра заключается главная идея, ради которой он и открыт, — это идея преображения души и восстановления утерянного человечеством в грехопадении образа Божия.
Образовательный процесс включает в себя четыре возрастные группы:
— младшая (с 5 до 8 лет);
— средняя (с 9 до 13 лет);
— старшая (с 14 до 17 лет);
— основная (взрослые).
Сроки обучения каждой группы — 3 года.
Обучение в духовно-просветительском центре бесплатное
. Прием осуществляется на основе собеседования.
Опять деревянная
А в 1762 году совсем старую ветхую церковь перестраивают. Однако новый храм возводят опять из дерева. Через два года Дегунино, что стоит на речке Лихоборке, было выведено из церковного владения и передано в гражданское ведение, то есть секуляризировано. С 1843 по 1851 год в России осуществляется строительство железной дороги, соединившей Москву с Петербургом. Ветка прошла по землям, принадлежащим селу, за что общине была выплачена довольно крупная сумма компенсации за отчужденные земли. Это и подтолкнуло дегунинцев к мысли о новом каменном храме. Обращение прихожан и настоятеля храма священника Симеона Флоровича Страхова к митрополиту Филарету, Владыке Московскому, было отправлено в 1863 году. В соседнем селе Верхние Лихоборы был каменный завод, и его владелец, купец I-й гильдии Прорехов В. А., обеспечил необходимым количеством кирпича в количестве 360 000 штук будущее строительство. То был самый большой вклад в это благое дело.
Режим работы и расписание богослужений
Храм принимает посетителей каждый день. В будние дни время работы – с 8:00 до 19:00, в выходные – с 7:00 до 19:00.
Расписание богослужений:
Понедельник – Пятница:
- 8:00 – исповедь;
- 9:00 – литургия.
Суббота:
- 8:00 – исповедь;
- 9:00 – литургия;
- 17:00 – всенощное бдение.
Воскресенье:
- 7:00 – литургия;
- 8:00 – литургия;
- 16:00 – вечерня и акафист в зависимости от праздника.
Во время больших церковных праздников литургия проводится согласно воскресному графику. Всенощное бдение накануне – в 17:00.
В храме Бориса и Глеба посетители должны соблюдаться некоторые правила:
- Не приходить на территорию храма в алкогольном или наркотическом опьянении.
- Ни шуметь, ни разговаривать громко, не использовать нецензурную лексику.
- Женщины могут посещать храм только с покрытой головой и в удлиненной юбке, платье.
- Мужчинам не разрешается посещение храма в пляжной, спортивной одежде, шортах.
- Посетители должны быть крещенными и иметь нательный крест.
Прием верующих вне рабочего графика невозможен. В отдельных случаях это обсуждается заранее со священнослужителем.
Храм Бориса и Глеба в Зюзино
Храм Бориса и Глеба в Зюзино.
Село Зюзино находится на месте поселения древнерусского племени вятичей и известно с 12 века. Его название происходит от имени владельца села — опричника («государева человека») Василия Зюзина, владевшего им во времена Ивана Грозного.
В 1644 году Зюзино перешло в собственность известного и богатейшего боярского рода Морозовых. Последние представители этого рода братья Борис и Глеб Морозовы, предположительно и послужили тому, что первая деревянная церковь в Зюзине была освящена именами их святых покровителей Бориса и Глеба.
Примечательно , что первая церковь в Зюзино была старообрядческой, поскольку после смерти Глеба Морозова, его жена — знаменитая боярыня Феодосия Морозова (изображена на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова») — превратила свое имение в центр старообрядчества. За что в 1671 году она вместе со своей сестрой была сослана в Чудов монастырь, где была заморена голодом. А все имущество Морозовых, в том числе и село Зюзино, в 1671 году было отобрано в казну.
В 1687 году Петр I пожаловал имение князю Б. И. Прозорову, который распорядился в 1688 году заменить деревянную церковь каменным храмом.
Уже в 1688 году был построен и освящен нижний ярус храма во имя равноапостольного святого князя Владимира. Верхний ярус закончен в 1704 году и освящен во имя страстотерпцев святых князей Бориса и Глеба (дети князя Владимира). Народ стал почитать как святых Бориса и Глеба сразу после их мученической кончины в 1015 году. Святые мученики ответили беззлобием на злобу людскую, они совершили подвиг прощения и любви, положив, тем самым, конец кровной мести на Руси.
Храм Бориса и Глеба в Зюзино трехпрестольный. В верхнем ярусе храма расположен престол Бориса и Глеба, в нижнем — престол святого князя Владимира и приставной престол святителя Николая Чудотворца. Ориентирован храм на север, такое расположение алтаря в православных храмах встречается не часто. Три главы храма также располагаются необычно — на одной линии от притвора к алтарю.
Храм Бориса и Глеба построен в распространенном в то время стиле Нарышкинского барокко, архитектором, предположительно, был Яков Бухвостов. Храм состоит из двух ярусов, прямо над восьмериком второго яруса находится помещение для звона со шпилем, но эта звонница не подходила для больших колоколов, поэтому в 1879 году была достроена колокольня.
Архитектура храма по характеру русская, заимствованы из западноевропейской архитектуры в основном детали декоративного плана. Для нижнего яруса характерна основательность, некоторая тяжеловесность деталей: окна широкие, утоплены в глубокие ниши. На второй ярус храма ведет нарядная узорчатая лестница. Декорирование верхнего яруса сдержанное: арочные ниши, резные гребни, небольшие фронтоны. На окнах нет наличников, пространство между окошками украшено изящными колонками.
1938 год стал испытанием для храма: были прекращены богослужения, церковное имущество разграблено, разломан и разрублен на дрова старинный иконостас, навсегда разрушена колокольня. Храм пришел в упадок. В 50-х годах 20-го века храм приспособили под мастерскую по обработке алмазов, что привело к еще большему обветшанию здания.
Лишь в 1989 году храм был предан православной общине. В том же году, после первичного восстановления храма руками прихожан, была совершена первая божественная литургия. В 2005 году в уже отреставрированном храме была открыта воскресная школа.
Как добраться
Точный адрес монастыря — Московская область, Истринский район, деревня Аносино, ул. Троицкая, д. 37.
Добраться до Аносиного монастыря на общественном транспорте проще всего из Москвы. Нужно на Рижском вокзале сесть на электропоезд до станции Нахабино. Оттуда необходимо выехать на автобусе № 22 и выйти на остановке «Аносино».
На автобусе можно доехать и из Москвы. Для этого нужно от станции метро «Щукинская» нужно добраться на автобусе № 480 до остановки «Павловская слобода». Оттуда до Аносино ходит автобус № 22.
До Борисоглебского Аносинского монастыря можно добраться на машине. Для этого нужно ехать по Новорижскому шоссе и повернуть на Павловскую Слободу. В направлении Аносино двигаться ещё 12 км.
Видео об Аносином Борисоглебском монастыре
Повседневная жизнь храма
Повседневная жизнь Борисоглебского храма достаточно насыщенная и разнообразная. Штатное духовенство и приходские организации ежедневно проводят богослужения, занимаются духовным воспитанием, помогают нуждающимся детям и взрослым, совершают различные таинства, заботятся о сиротах и больных людях, организовывают поездки к святыням.
Храм Бориса и Глеба помогает:
- Детскому интернату № 28, в котором воспитываются дети – инвалиды.
- Психоневрологическому интернату для взрослых № 25.
- Московской детской психоневрологической больнице.
- Научно-исследовательскому институту детской хирургии и педиатрии города Москвы.
- Бюро медицинской и социальной экспертизы.
- Хоспису № 2.
При храме действуют:
Детская и взрослая воскресная школа. Изучаются духовные и общеобразовательные дисциплины
Особое внимание уделяется спорту и физической культуре. Организовывается посещение музеев, выставок, святых мест и других культурно – исторических памятников
Проводятся тематические игры, соревнования. Обучаются иконописи, пению, языкам. Записаться в воскресную школу можно при личном визите к ее директору.
Библиотека. На сайте храма представлена библиотека, в которой можно найти различные проповеди, доклады, статьи, обращения и другие публикации священнослужителей.
Сестричество. Занимается духовным воспитанием детей и взрослых, организовывает поездки к святым местам, ухаживает за больными детьми, способствует их лечению. Также сестричество устраивает праздники для детей, дарит подарки, приводит на богослужения, занимается их развитием.
Молодежное движение. Проводит беседы со священником, задает вопросы по духовным темам, устраивают поездки для паломников, принимают участие в играх и соревнованиях, оказывает помощь нуждающимся и больным людям.
Борисоглебский храм также проводит таинства:
- покаяние;
- причащение;
- крещение;
- миропомазание;
- браковенчание;
- соборование.
Отрывок, характеризующий Храм Бориса и Глеба в Дегунине
Уже смерклось, когда князь Андрей и Пьер подъехали к главному подъезду лысогорского дома
В то время как они подъезжали, князь Андрей с улыбкой обратил внимание Пьера на суматоху, происшедшую у заднего крыльца. Согнутая старушка с котомкой на спине, и невысокий мужчина в черном одеянии и с длинными волосами, увидав въезжавшую коляску, бросились бежать назад в ворота
Две женщины выбежали за ними, и все четверо, оглядываясь на коляску, испуганно вбежали на заднее крыльцо.
– Это Машины божьи люди, – сказал князь Андрей. – Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.
– Да что такое божьи люди? – спросил Пьер.
Князь Андрей не успел отвечать ему. Слуги вышли навстречу, и он расспрашивал о том, где был старый князь и скоро ли ждут его.
Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту.
Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C»est curieux, ma parole.
– Qu»est ce que c»est que божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m»avoir prevenu? – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c»est une femme, – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m»etre reconaissante de ce que j»explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme…
– Vraiment? – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
Каждое путешествие паломника может быть почти идеальным, если правильно спланировать поездку и посещение интересных культовых объектов, заслуживающих особого внимания. Таким местом столицы может стать Храм Бориса и Глеба в Дегунино
. Здесь стоит побывать, чтобы увидеть величественность этой церкви, названной в честь русских князей, сыновей князя Владимира Святославича, святых Бориса и Глеба, канонизированных к лику мучеников-страстотерпцев. В этой статье расскажу о том, как добраться к храму и когда проходят в нем богослужения.
История создания
Храм святых Бориса и Глеба в Зюзино начал строиться еще в конце XVII века – первые работы датируются 1688 годом. Строительство длилось почти 20 лет и завершилось в 1704 году. Изначально, конечно, это был не район крупного современного мегаполиса, а небольшое село, которое принадлежало знатному княжескому роду Прозоровских. Эти князья являются потомками ярославских Рюриковичей, первых князей Руси.
Борис Иванович Перекопский принял решение о возведении каменного храма на месте прежней деревянной постройки.
Нижний храм был построен очень быстро – в течение первого года. Он был назван в честь благоверного князя Владимира. Верхний храм в Зюзино Бориса и Глеба предназначался для теплых летних служб и был построен во вторую очередь.
В конце XIX века к храму пристроили небольшую колокольню со шпилем, однако из-за долгих лет неиспользования в середине XX века она разрушилась, не пережив исторических перипетий.
После закрытия в 1938 в храме не проводились службы более 50 лет, а здание было отдано светским учреждениям.
На данный момент в здании воскресной школы работает постоянная фотовыставка, посвященная истории и современной жизни храма. Представлены интересные ракурсы церкви и ее внутреннего убранства.
Храм Бориса и Глеба в Дегунино. Адрес, история, фото, как добраться, расписание богослужений
Борисоглебский храм в Дегунино является одним из самых старинных на территории России. Святыня названа в честь великих мучеников – страстотерпцев, сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба. Согласно первым упоминаниям о храме, его многовековая история берет свое начало в 1585 году, когда он был уничтожен войском противника.
С тех пор храм неоднократно восстанавливался, разрушался, закрывался и даже был отдан в пользование нескольким организациям нерелигиозного назначения. Тем не менее, на сегодняшний день церковь полностью восстановлена, принимает прихожан и служит «Божьим домом» для всех верующих.
История и архитектура храма
В 1688 году началось строительство церкви и окончилось в 1704 году. Таким образом храму более 300 лет. Усадебный храм, на свои сбережения построил сподвижник Петра І князь Борис Иванович Прозоровский, а до него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.
После известных событий старообрядческого раскола эти земли были конфискованы и пожертвованы уже царем Петром І за труды Б.И. Прозоровскому. И на этих землях, в Зюзине, князь решил построить каменный храм.
Для строительства был привлечен знаменитый архитектор Яков Бухвостов. С момента возведения церкви Бориса и Глеба в Москве появился архитектурный стиль, известный как нарышкинское или московское барокко. Храм является прототипом целого ряда других московских храмов.
Он имеет одну особенность устройства — алтарная апсида развернута на север. Почему именно так? Ответ прост — так пожелал Прозоровский Борис Иванович, чтобы алтарная апсида смотрела на центр Москвы, на север.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзино
Храм двухэтажный: верхний храм в честь Бориса и Глеба — это летний храм; нижний храм — зимний, в честь великого князя Владимира.
В 1938 году храм был закрыт и разделил судьбу многих храмов, как города Москвы, так и всей страны. Перед закрытием храма были два замечательных настоятеля — Александр Харьюзов, который служил до 1937 года. Когда его арестовали и расстреляли, на его место пришел брат — отец Леонид. Над ним смеялись, что и ему недолго осталось служить. Но он совершил свой подвиг служения Богу. Вскоре он был арестован и расстрелян. И с 1938 года по 1989 год храм был закрыт.
В 1940-1941 годах в здании не было ни охраны, ни замков. Были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами, разрушена колокольня. Чудесным образом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское».
Храм использовали не по назначению. Он был и овощным складом, а в военные годы колокольня использовалась как наблюдательная вышка. Затем стал филиалом завода драгоценных металлов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, и, конечно, получил огромные повреждения.
После долгого забвения 15 мая 1989 года состоялось первое богослужение в память святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Но в храм еще не пускали, поэтому молебен совершили напротив храма, на улице.
Иконостас нижнего храма
А вот первая литургия состоялась уже 28 июля 1989 года в день великого князя Владимира в нижнем храме.
Всё, что сейчас находится в храме — это заново восстановленный интерьер. Иконостас совершенно новый, но выполнен по старым эскизам, фактически один к одному.
Роспись на стенах совершенно новая. И более того, храм не был расписан до начала 19 века. Причиной оказалась инженерная проблема. Когда раскрыли кровлю колокольни, начались протечки, потому что Яков Бухвостов, каким бы он не был известным архитектором, не учел одного — русской зимы, погодных условий.
При росписи храма встал вопрос — храм в стиле нарышкинского барокко, значит, и роспись должна быть в соответствующем стиле. Но когда начали приглашать художников со своими эскизами, то стало понятно, что роспись середины XIX века не очень воспринимается современниками, не лежит на сердце. И только эскизы в византийском стиле подошли для росписи. Именно это стиль был во времена Бориса и Глеба.