Хамар
Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.
У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.
Где живет племя Химба
Намибия – относительно небольшая страна с невероятно разнообразной культурой. Здесь проживает чуть более 2 млн. человек, что в среднем составляет всего 3 человека на кв. км. При этом на данной территории насчитывается 12 (только основных) различных этнических групп, включающих множество племен, говорящих на 30 уникальных языках.
Химба – одно из таких самобытных племен, обосновавшихся в Каоколéнде, северо-западной области Нимибии. Предположительно, в стране проживает от 2 до 5 тыс. представителей данного народа. Более точные цифры получить трудно, поскольку Химба населяют отдаленную и малодоступную часть мира.
Историю племени можно проследить, начиная с XVI века, когда гереро (народ, от которого Химба ведут свое происхождение) пересек границы Анголы, избрав Намибию своей новой родиной. В то время названия «Химба», что значит «нищий, попрошайка», еще не существовало.
Народ был часто на грани вымирания:
- в середине XIX века гереро были разорены племенем Нама и распались на отдельные группы (примерно в тот период и появилось обидное название «Химба»);
- в начале XX века их истребляли немецкие колонизаторы, устроив геноцид под руководством генерала Дитриха Лотара фон Трота;
- в 80-х годах прошлого столетия Химба чуть не исчезли навсегда из-за сильнейшей засухи, уничтожившей их главный источник существования – крупный рогатый скот.
Сейчас ситуация не такая плачевная и численность Химба увеличивается. Однако и сегодня жизнь племени все еще под угрозой. В XXI веке туземцы погибают от гепатита и СПИДа. Эту ситуацию провоцирует полигамность мужчин и женщин. Удивительно, но только благодаря свободе нравов несмотря на высокую смертность с рождаемостью у Химба все в порядке.
Мурси
Это одно из самых жестоких и недружелюбных племен Африки, представители которого встречают посторонних с боевыми дубинами или огнестрельным оружием, которое поставляется из Сомали. Еще одна характерная черта мурси – невыносимый зловонный аромат, исходящий от всех его представителей. Он связан с самодельной мазью, которой они натирают тело, чтобы защитить себя от ядовитых паразитов и насекомых.
Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.
Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.
Образ жизни
Химба — кочевое племя. Их основное занятие и ценность — скот. В нем они видят свой капитал, за его счет живут. Заботой о скоте занимаются мужчины племени. На женщинах же забота о детях, и семейный быт, в условиях полупустыни достаточно жестокий.
Племя живет небольшими деревнями, построенными недалеко от водоема, вокруг центрального загона со скотом. Их дома построены из глины, навоза и грязи, закрепленных на деревянном каркасе.
Для химба характерно билатериальное наследование — когда род матери и отца равны по силе. Сыновья зачастую остаются в доме отца, в то время как дочери переходят в клан мужей. У одного мужчины может быть до 4 жен. Впрочем, связи в племени не ограничиваются, а дети от чужого мужчины воспринимаются мужем с радостью. Ведь с появлением детей здесь связана отдельная традиция.
Вера
Следует сказать, что душа – это основное понятие в верованиях народа. По представлению Химба, мир создан высшим существом Мукуру, который наделил сверхъестественной силой души умерших предков племени, получивших возможность помогать своим потомкам.
Любое начинание всегда должно сопровождаться разрешением умерших. Поэтому каждое утро, чтобы пообщаться со своим Божеством, представители племени зажигают священный огонь Окуруво, который располагается между Краалом (вольером для скота) и главной хижиной вождя.
Когда дым устремляется к небесам, вождь клана получает возможность «поговорить» со своими предками через Высшее Существо Мукуру. Из животных к костру допускаются только собаки.
Поговорим о расах
Ученые-антропологи считают, что сейчас на планете существуют следующие расы:
- Европеоидная.
- Экваториальная, которая состоит из двух ветвей — африканской (негроиды) и океанийской (австралийцы, папуасы, меланезийцы).
- Монголоидная, в ней как особая ветвь выделяются индейцы.
Начиная с тех, самых первых, что приплыли сюда в пятнадцатом веке, Африка поражала своих исследователей. Ну разве не удивителен тот факт, что Черный континент вместил в себя все расы, за единственным исключением австралийцев?
У каждого человека, несмотря на его генетическую уникальность, в области так называемых микросателлитных маркеров ДНК содержится информация о его расовой принадлежности. Установлено, что все расы генетически различаются. Было время, когда существовало представление о том, что вследствие этого они биологически неравноценны.
Но генетика как наука это опровергает. Установлено:
- Во-первых, само человечество исходит из единого генетического «гнезда».
- Во-вторых, в масштабах эволюции люди существуют на Земле еще весьма малое время.
- И, в третьих хотя различия между расами объективно существуют, но они возникли исключительно в процессе эволюции и не являются чем-то неизменным.
Грязь ради чистоты
Девушки из племени наделены особыми знаниями о силе природы и натуральных минеральных веществ. Грязь они используют для поддержания тела в чистоте и свежести. Соединение гематита с природными маслами дают потрясающий эффект – кожа после маски становится бархатной и мягкой, надолго сохраняет эластичность и молодость.
Знаменитые дреды из глины. Юная представительница народа химба
Маску из грязи, которую используют в теплом виде, применяют как для особого ухода, так и вместо традиционных ежедневных гигиенических процедур. Компоненты маски способствуют улучшению защитных функций кожи – она не так сильно поддается воздействию ультрафиолета, а потому надолго охраняет молодость и тонус.
Также специальные компоненты маски, которая буквально застывает на теле, позволяют одновременно с омыванием делать депиляцию всех частей тела – волосы «смываются» буквально сами собой.
Отсутствие волос, а также красота кожи делают представительниц племени чуть ли не претендентками на звание «Мисс Вселенная» – и это без применения дополнительных косметических средств, нанесения макияжа и тому подобное.
Заплетание кос занимает много времени
Каждый мужчина из племени Химба может иметь сразу по четыре жены. Причина кроется в простом удобстве. Представители сильного пола круглый год ведут кочевой образ жизни, пасут скот и ищут новые плодородные земли для выращивания культур. Жены и дети ждут мужчин в основном сидя на одном месте, которое временно или постоянно называют домом.
Мужчины возвращаются набегами на короткое время – количество жен страхует их от ситуации, в которой кто-то останется без женщины ввиду ее болезни или смерти. Ревности в этом племени и чувства собственности, к слову, нет. Если вернувшийся муж обнаружит одну из своих жен беременной от другого мужчины, который «забегал» ранее, то не будет ее наказывать. Детей принимают и воспитывают как родных.
Условия жизни племени
Как и во всех племенах, поселение представляет отдельную семью. Во главе может стоять как мужчина, так и женщина. Матриархальная власть передается не от матери к дочери, а от бабушки к внучке. Вождем может являться и мужчина преклонных лет.
Утренний моцион в племени начинается с поминовения усопших. Химба верит во Всевышний разум Мукуру и в помощь со стороны душ предков. Как славяне начинают «дело помолясь», так и химба приступают к любому занятию, обращаясь к духам. Для ритуалов у них существует священный огонь Окурово. Его зажигают в местах, скрытых от любопытных глаз, и проводят ритуал.
Химба живут за счет охоты, собирательства и выращивания скота. В поселениях существуют специальные загоны, сделанные из прутьев. Таким же забором огораживаются жилища членов племени. В этом обществе узаконены полигамные отношения. Они способствуют рождению детей, а также налаживанию взаимосвязей с соседними поселениями. От этих связей рождается много детей, но из-за болезней, тяжелых условий и отсутствия медикаментов мало кто доживает до совершеннолетия.
В племени четко распределяются роли и занятия. Мужчины ходят на охоту, а основной груз забот ложится на плечи женщин. Они занимаются домашним хозяйством, рожают и растят детей, ухаживают за скотом. Закономерно, что продолжительность их жизни гораздо меньше, чем у мужчин. Женщины редко отмечают свое 45-летие. При этом они считаются одними из самых красивых в мире. Сама природа создала женщин племени Химба идеальными.
Пять любопытных фактов о химба
- Кто они и сколько их.
Химба — этническая группа, насчитывающая по разным оценкам от 20 до 50 тысяч человек. Это полукочевой пастушеский народ, все существование которого вращается вокруг стад коровок, коз и овец. С точки зрения химба это немыслимая ценность, определяющая социальный статус человека, и, к тому же источник всех материальных благ.
Правда, экстерьер драгоценных буренок племени мало похож на вид роскошных симменталов, распространенных в России, да удоями они похвалится не могут, зато тощая местная рогатая скотинка обладает несравненно более значимыми здесь качествами — живучестью и неприхотливостью.
- Что они едят.
Основа мироздания химба корова. Она дает племени молоко — продукт чрезвычайно важный. Молоко идет на каждодневное питание и на изготовление косметического крема местных леди. Мясо в племени едят редко – такое случается лишь на племенных праздниках, в рационе оно скорее исключение, чем правило.
Природные условия, каменистая и малоплодородная почка, дефицит воды не позволяют химба разнообразить питание выращенными овощами, гораздо чаще витаминным подспорьем бывают собранные дикие травы, съедобные корешки и плоды.
Однако иногда женщины сажают возле деревни нетребовательные к почве кукурузу и просо. Каждодневное питание в племени — каша из кукурузной или просяной муки. Готовится блюдо просто: утром и вечером греют воду, засыпают в нее муку, добавляют чуть масла, недолго варят и — приятного аппетита.
Интересно, что обе эти культуры сейчас в Европе на пике популярности в качестве здорового питания. А у нас в стране всегда любили вареные молодые початки с солью и пшенную кашу.
- Как они живут.
Поселение племени — крааль — представляет собой имеющее круговую планировку собрание конусообразных хижин, обмазанных смесью глины и навоза. В центре крааля, за плетеным забором главное — загон для скота.
Напротив входа в него — хижина старейшины — обычно пожилого и уважаемого человека. Перед ней день и ночь горит священный огонь. Здесь проходят все важные обряды химба, связанные с рождениями, свадьбами, церемония, относящиеся к этапам взросления — когда достигшим подросткового возраста членам племени выбивают 4 нижних зуба.
- Во что они верят.
Миссионерам терпения не занимать. Химба сопротивлялись их деятельности в течение более чем 150 лет. В конце концов, не сумев одеть этих упорных язычников и не найдя отклика Слову Божьему в их сердцах, посланцы церкви отступились.
Химба так и остались анимистами. Дым священного огня поднимается к небесам, позволяя им ритуально общаться со своими предками, состоящими, в свою очередь, в непосредственном контакте с невидимым высшим существом, которое рулит всем в этом мире.
- Об их гигиене.
Гордые красавицы женщины-химба каждое утро несколько часов посвящают уходу за собой. Правда, при этом они никогда не моются — вода слишком ценный ресурс. Однако они придумали ряд гигиенических процедур и изобрели чудесный крем, которые позволяют им быть даже в искушенных глазах европейцев исключительно привлекательными особами с превосходной кожей.
Состав крема не является производственным секретом, за его приготовлением любой может понаблюдать: к растертому в тончайшую пудру ярко-красному гематиту добавляется молочный жир, зола и как ароматическая отдушка смола растущего здесь кустарника омумбири (Commiphora wildii), называемого намибийской миррой.
Смесь придает телу интенсивный золотисто-красноватый блеск, который, во-первых, соответствует идеалу красоты химба и, во-вторых, защищает кожу от немилосердного солнца, укусов насекомых и в какой-то степени блокирует рост волос на теле.
То, что на голове выглядит красно-оранжевой глиной, на самом деле является той же самой смесью. Химба покрывают этим средством свои оригинально уложенные волосы во время сложных парикмахерских манипуляций.
Также женщины ежедневно принимают очищающую дымовую ванну. Тлеющий уголек нагревает маленькую миску с травами, листьями и веточками деревьев Commiphora, пока не начинает куриться ароматный дым. Дамы наклоняются над ним, для максимального эффекта укрываются одеялами, чтобы хорошенько пропотеть.
Когда открываются поры распарившейся кожи, они очищают ее специальными плоскими палочками, чтобы затем снова обмазаться порцией свежего чудо-крема. Затем, душистые и прекрасные, они могут вновь явить себя восхищенному миру.
О неизбежности грядущих перемен
Химба на протяжении столетий ревностно охраняли свои обычаи и традиции, но сейчас приходит время, когда они должны отказаться от некоторых своих культурных практик. В первую очередь — от обычаев многоженства и распространенных внебрачных связях, чтобы обуздать бушующую в племени эпидемию ВИЧ и СПИД.
Очень возможно, что к переменам в образе жизни, которого они упорно держались так долго, приведет политика государства, предоставляющая детям химба даже в самых отдаленных уголках возможность учиться в своеобразных мобильных бесплатных школах.
В школе молодое поколение племени учат не только читать и писать. Еще там они узнают о существовании другого мира. И вполне возможно, что однажды им захочется побросать свои краали с коровками в этом практически изолированном краю и уйти на время пожить в город. А тогда домой вернутся уже совсем другие химба.
Популярность племени, появившегося на телеэкранах и ставшего героем множества документальных фильмов, стала для его членов источником постоянного дохода. Все больше его членов начинают работать экскурсоводами, переводчиками, создают кемпинги для туристов, предоставляющие так называемые «химба-туры».
Растущий поток туристов, фотографов и кинематографистов нарушает повседневную жизнь племени и невольно они постепенно утрачивают те черты, которые в свое время сделали их столь привлекательными в глазах иностранных гостей и СМИ.
Древнее и удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью… Но ведь, если подумать, культура народа не является данностью, она меняется с течением времени, ее меняют контакты с другими культурами. Поэтому, может быть, и аутентичность следует рассматривать не как нечто неизменное, застывшее в прошлом, а как свойство, находящееся в динамике?
Рубрика: Намибия
Секрет красоты Химба
Свою популярность племя обрело благодаря фотографиям, раскрывшим миру его красоту. Для химба характерен изящный, миндалевидный разрез глаз, полные губы и аккуратный прямой нос. Их кожа, кажется, в идеальном состоянии, несмотря на палящее солнце и отсутствие воды для частых купаний. Секрет в местной «косметике».
Женщины химба, предпочитающие традиционные открытые наряды, покрывают свою кожу смесью пемзы окра, коровьего масла и трав. Каждое утро они наносят этот «крем», защищающий их от солнца и насекомых. Этой смесью они покрывают и волосы, формируя своеобразные «дреды». Вечером «косметика» счищается, а вместе с ней и вся грязь.
Пришельцы из Восточной Африки
Глядя на представителей племени химба, можно подумать, что они в этих краях «не местные». Это выдают их высокий рост, стройное тело и красивые миндалевидные глаза. И действительно – сюда, в самую южную часть Африки, химба переселились из Восточной Африки несколько столетий назад.
До последнего времени им, конечно, приходилось несладко: то нападали местные уроженцы – племя нама, то заокеанские гости – немцы, со своей страстью одних уничтожать, а других отправлять в концлагеря. Из-за того химба откочёвывали в другие регионы Африки, некоторое время жили даже в Анголе, но затем возвращались на территорию нынешней Намибии.
В восьмидесятых годах химба пережили страшную засуху (в пустыне Намиб это, в принципе, нормальное явление), вследствие чего племя почти исчезло с лица земли; оставшихся представителей химба переселили в ближайший город, где они жили в качестве беженцев. Но впоследствии они вернулись на обжитое место и необычайно размножились, тем более что засуха уже прошла.
Обмазанные краской скотоводы
Химба, как и сотни лет назад, продолжают жить за счёт скотоводства; коровы у них играют даже роль валюты. Из всех достижений цивилизации они проявили интерес разве что к пластиковым канистрам, в которых удобно таскать воду. Есть ещё, впрочем, кочевые школы, дающие начальное образование, благодаря чему почти все химба грамотные и даже немного знают английский язык.
Химба живут в круглых по форме селениях; в центре такого селения находится большой огороженный скотный двор, а вокруг него располагаются хижины – постройки из обмазанных глиной жердей. В таких домиках нет вообще никакой мебели, кроме соломенных циновок; есть также большой очаг, находящийся прямо возле входа.
Особенность «наряда» местных женщин – особая мазь, которой они покрывают всё своё тело, включая волосы. Основу этой мази составляет красная краска, состоящая из коровьего масла, различных трав и других ингредиентов; точный состав этой мази нам неизвестен. Женщины натирают себя этим веществом, а на ночь соскабливают его. Мазь служит и как очищающее средство, и как крем от загара, и как средство от насекомых, и как украшение.
Кстати, химба вообще не моются, так как не считают это нужным. Об эффективности упомянутой мази говорит то, что кожа у женщин всегда в идеальном состоянии.
Мазь помогает женщинам также делать красивые причёски. При этом к собственным волосам они приплетают ещё и чужие – чаще всего это волосы собственного мужа. Правда, супружеские отношения у химба – понятие условное: верность своим половинкам они не хранят, мужчины часто обмениваются жёнами. Благодаря этому химба вообще не знают таких проблем, как ревность, разводы и скандалы на сексуальной почве.
Это беспокоит представителей власти, ведь от такого образа жизни развивается СПИД. У химба им заражена пятая часть племени. Однако парадоксы имеют место и здесь: химба – долгожители, средний возраст их составляет семьдесят лет, а самые старые доживают и до ста. Для Африки, даже столь развитой, такие показатели – скорее, исключение, чем правило. Сами же химба не обращают на СПИД абсолютно никакого внимания.
Лучшая благодарность авторам — и
Кузены живописных гереро
Кого из женщин больше всего фотографируют? Светских львиц? Моделей? Киноактрис? Конечно, но не только — очень часто объективы кино и фотокамер направлены на женщин народности химба. Вы их наверняка видели — на фото в журналах или в туристических брошюрах об Африке.
Племя химба — самая популярная и узнаваемая этническая группа Намибии. Этих высоких и скульптурной красоты женщин в ожерельях и браслетах с кожей приятного красноватого оттенка и длинными тугими дредами, что ходят топлесс в короткой юбочке из козлиной шкуры, сложно с кем-либо спутать.
Их образ часто используется как символ страны, настоящая намибийская экзотика, а ведь численность химба в масштабах всего намибийского населения просто мизерная — меньше двух процентов.
Колоритные племена Намибии
Туристы едут в Намибию посмотреть ее животный мир, которым она заслуженно славится. Но не менее интересно познакомиться с племенами ее населяющими. Их в стране — много, причем самых разных, они непохожи ни друг на друга, ни на другие племена Африки.
Наш мир неудержимо меняется, а его перемены затрагивают даже малые народы, стремительно меняя образ их жизни. Вовсю наступает глобализация, как следствие сближаются культуры разных стран.
Сейчас можно увидеть мобильники в руках жителей самых отдаленных деревень. Мы видели телефоны и мотоциклы в глухих местах Таиланда, например, в деревне длинношеих женщин, еще сохраняющих свои аутентичные традиции. Большинство народов, как, например, те же балийцы, уже забыли то время, когда их предки, подобно Адаму и Еве в Эдемском Саду, абсолютно не стеснялись своей наготы.
Но в Намибии еще есть такие племена, что живя в XXI веке, они одной ногой остались в неолите. В их жизни сохранился первобытный уклад. Но сколько такое еще может продлиться? Несомненно — грядут перемены. Но пока такое еще возможно, давайте отправимся в гости к тем намибийским народам, что заблудились во времени. Итак, приступим по порядку…
Немного об особенностях койсанской расы
Койсанская (капоидная) раса обладает рядом присущих ей особенностей:
- Во-первых, в области антропологии.У людей капоидной расы более светлая кожа: светло-коричневая. Слегка желтоватая у бушменов, а у готтентотов с медным отливом. Темные глаза, тонкие губы, нос плоский, черты монголоидные. Хрупкое телосложение и небольшой рост — до 150 сантиметров. Короткие волосы на голове туго закручены в виде шариков — как горошины черного перца.
- Во-вторых, в языковом отношении.Вы знаете, что такое койсанский язык? Вообще-то говорить надо во множественном числе — койсанских языков добрый десяток, и они сильно отличаются друг от друга: примерно, как английский от русского.Послушаешь — это нечто! Словно говорят инопланетяне. Помните те звуки, что произносят малыши, отвечая на вопрос: «Как скачет лошадка?» Таких щелкающих и цокающих звуков, что проскакивают в речи между самыми обычными, существует множество.Для подобных — фонем — «птичьих» звуков речи на письме нет обозначений в европейских языках, поэтому приходится использовать крестики, черточки, восклицательные знаки. Возможно, у них по-другому устроена глотка, ведь неспроста они говорят на вдохе, а не так, как мы — на выдохе.
На пути к Этоше
К четырем часом мы уже подъезжали к намибийскому городку Каманджаб — шесть тысяч жителей, магазин, автозаправка, почта. Он промежуточная точка в нашем путешествии, целью которого сейчас был Национальный Парк Этоша. Крохотный городок дает путникам не только отдых, но и предоставляет несколько приятных и заманчивых для туриста возможностей:
- во-первых, познакомиться с племенем химба,
- во-вторых, в 24 километрах от Каманджаба находится Cheetah Farm — ферма гепардов.
Гепарды — звери особые. Во время бега эти грациозные и стремительные представители кошачьих могут достигать скорости ста километров в час, но не это самое удивительное. Они никогда не нападут на человека, не то, что львы или тигры. Царя зверей нельзя держать дома, обычно такое кончается плохо – известны случаи, а вот гепарда опасаться не надо.
С незапамятных времен гепардов приручали и держали в доме или при доме для охоты. В нашей стране гепарды известны со времен Киевской Руси, тогда их называли пардусами. Историки говорят, что индийский правитель династии Великих Моголов Акбар Великий держал при своем дворе тысячу гепардов.
На ферме Otjitotongwe можно посмотреть и сфотографировать и самих зверей, и то, как их кормят. А еще их можно погладить и даже сделать совместное фото «я и чита». Как в Таиланде в незабвенном Королевстве тигров! Самое интересное то, как они, подобно домашним кошкам сладко спят в обнимку, нежно облизывают друг друга, мяукают с сородичами и мурлычут, причем так громко, словно внутри у них работающие моторы.
Это наш шанс! Хочу увидеть реального гепарда, побыть рядом с этим мощным животным, хочу к нему прикоснуться и запомнить ощущение его шерсти! Какая она: жесткая или шелковистая?
Мы остановились на краю города в кемпинге Oppi-Кoppi, чье напоминающее детский стишок название на африкаанс означает бесхитростное — «на небольшом холме» и это в точности соответствует действительности.
Как питаются в племени Химба
Корова – главное животное, почитаемое представителями племени. Ее молоко и кисломолочные продукты являются основным рационом у этого народа. Мясо в племени едят очень редко. Полезные вещества представители племени ищут в травах, корнях, цветах и других растительных компонентах. Овощи и фрукты представители племени едят редко, считая буквально диковинкой – сухая каменистая почва выращивать полноценный урожай попросту не дает возможности. Из зерновых племя потребляет кукурузу и просо.
Возможно, именно в таком виде питания и заложен секрет красоты женщин племени Химба. Также именно благодаря питанию они отличаются крепким здоровьем и физической силой.
Сила, к слову, представительницам племени нужна. Нет, речь не идет о защите собственной безопасности и жизни своих детей, как бывает в других африканских племенах. Попросту в племени Химба именно женщина является главной исполнительницей всех домашних обязанностей – строительство дома, выращивание культур, уход за детьми и за мужем возлагаются на ее плечи.
Традиционное жилище
Физические нагрузки позволяют представительницам племени оставаться всегда стройными и подтянутыми – о таком теле даже спортивные европейки могут только мечтать.
Благодаря сохранению многовековой культуры и некой первобытности племя служит буквально магнитом для туристов. Мужчины едут полюбоваться на прекрасных женщин, а женщины с надеждой узнать несколько секретов красоты.
История племени
Химба — очень молодое племя. Еще полтора века назад их просто не существовало. Было только племя гереро, от которого отделилась часть соплеменников. Так появилось новое общество, самостоятельное племя.
Народ химба можно назвать наследниками гереро. Их культура во многом совпадает, хотя в новом племени есть свои трактовки взглядов. Изменения также коснулись языка — химба говорят «по-своему», хотя происхождение их речи безусловно в языке гереро.
В наши дни население территорий химба всего около 50 000 человек. Их численность была значительно сокращена в 1904 году, когда племя подверглось геноциду немецкими колонистами. Многие племена в те годы были истреблены полностью.
Спустя 80 лет химба снова подверглись угрозе исчезновения — в этот раз в культурном плане. В Намибии случилась сильная засуха, большая часть рогатого скота погибла. В то время большая часть химба в поисках выживания переселилась в города. Сейчас под патронажем правительства Намибии племя возрождается.
Каро
Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.
Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки
При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики
Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.
Продвинутые или неприрученные химба?
Одна моя приятельница сморщила носик: «Вот если бы вы побывали у таких химба, которые даже не знают, в какой стране живут, а так…». Понятно, о чем речь. Об аутентичности племени, которую нарушает контакт с цивилизованным миром.
Сейчас весь мир помешан на аутентичности в разных областях культуры — от еды до мебели. Не отстает и туристический бизнес — сейчас модны путешествия по экзотическим и уединенным местам и сообществам, которые все еще, предположительно, не испорчены современностью. Поиски такой подлинности часто приводят в Каоколенд, где живут почти при первобытном строе люди химба.
Что и говорить, гораздо интересней было бы увидеть абсолютно неприрученных химба… Но… И этих «но» набирается слишком много.
- В этой удаленной северо-западной части страны, где нет дорог, можно путешествовать только на полноприводных автомобилях с автономными запасами горючего и продовольствия.
- Безводная местность, суровый климат, в котором сказывается близость пустыни Намиб, предполагает наличие знающего проводника.
- Да и немногочисленные люди племени проживают на территории отнюдь не компактно.
- Более того, они не привязаны ни к какому определенному месту, так что поиск их может затянуться. Надолго. Или даже на очень надолго.
Так что такая задача уже тянет на организацию серьезной экспедиции, большие финансовые затраты и приличный запас времени в активе. Это явно не наш случай.
Да, вот еще. Чуть ли не основным признаком аутентичности считается подлинная «простота» — бедность и примитивизм первобытных племен, противопоставленные богатству и материализму современного мира.
Простота и бедность, царившие в племени в реале, — вышибали слезу. Кашка детям варилась в какой-то жестяной банке, мать ковыряла ее подобранной с земли палочкой, а детвора потом пригоршней тащила слегка остывшее варево в рот, обходясь без ложки. Внешний вид обитателей деревни на должном уровне, соблюдение обычаев — все, как учили.
Короче говоря, мы непоколебимо уверены, что место, в котором мы побывали, по всем статьям соответствует самым строгим критериям подлинности народа химба. Кто так не считает — его дело, вон Каоколенд — он рядом, ищите подходящих…
Из множества этносов в многонациональное общество
Границы, определяющие современную Намибии, по большому счету были творениями искусственным, поэтому не удивительно, что у племен, населяющих страну, не было ощущения общности, чувства идентичности. Однако общенациональные настроения появились, чему сильно поспособствовал колониальный режим всеобщего угнетения.
Никуда не денешься, до сих пор еще существуют значительные культурные различия между народами Намибии. У каждой группы — собственное богатое наследие и традиции. Этническая принадлежность по-прежнему является большой силой в обществе, но в целом страна делает акцент на национальное единство.
И большинство людей — начиная от черных гереро и желтокожих нама до белых потомков европейских иммигрантов — предпочитают думать о себе именно как о намибийцах, членах многонационального общества…