Балти́йское мо́ре

Моря россии

Четвертичные моря и озера

Гидрология, протяженность и природа Балтийского моря значительно изменились в течение четвертичного периода. Его большие перевороты связаны с его географическим положением, в частности с его высокой широтой, которая сделала его склонным к оледенению . Во время многих четвертичных оледенений вся депрессия неоднократно покрывалась ледяными покровами . Это оледенение повлияло на депрессию Балтийского моря, перенося эродированные отложения из прилегающих областей в депрессию, искажая литосферу во время оледенения и вызывая изостатический отскок после истончения и отступления. Важным для понимания Балтийского бассейна в четвертичный период была его связь с открытым океаном на западе через территорию Дании и Скании . В частности, глубина соединения имела решающее значение для формирования океанографических условий, таких как соленость .

Eemian и Weichselian

Европа и Балтийский регион во время вейхзелевского оледенения в то время, когда ледяной щит достиг максимальной степени ок. 20000 лет назад.

Когда около 130 тысяч лет назад началось эемское межледниковье , прежде заполненная льдом Балтийская депрессия превратилась в пресноводное озеро на «короткое» время в 300 лет, прежде чем стать более соленым морем. В течение первых 2500–2000 лет своего существования это море было связано с Белым морем через Карелию из-за изостатической депрессии, вызванной ледниковым покровом раннего Заалийского ледникового периода .

Мало что известно о Балтийском море во время колебаний ледникового периода Вейкселя, последнего оледенения. Первые вейхзелевские оледенения , соответствующие MIS 5b и 5d, проникали в некоторые части впадины Балтийского моря с севера на юг, но не достигли юга за Аландские острова . Ледниковый покров Вайхзеля достиг северной Дании около 65–60 тысяч лет назад.

Голоцен

Когда последний ледяной щит начал отступать к северу от впадины Балтийского моря в раннем голоцене (примерно 10 000 лет назад) талая вода ледников накапливалась между передней частью ледяного покрова и южными берегами, которые были свободны от ледникового льда. Это скопление пресной воды составило озеро, известное как Балтийское ледяное озеро . Это озеро не смешивалось с морской водой с запада, потому что земля во всей впадине поднималась быстрее, чем уровень моря. В конце концов, смешение и соединение с океаном действительно произошло, когда фронт ледника отступил на север за Биллинген около 11500 лет назад. Балтийское ледяное озеро высохло, а затем быстро достигло уровня моря. С этого момента Балтийский водоем стал морем Йолдия . Около 10700 лет назад продолжающийся подъем суши снова отделил водоем Балтийского моря от океана, и море Йолдия превратилось в озеро Анцил . Это озеро просуществовало до 10 000 лет до настоящего времени, когда было установлено новое соединение с океаном, на этот раз в датских проливах, образующих море Литторины . Поднятие суши не перекрыло Литторину море, но со временем сделало его соединение с океаном более мелким, что позволило меньшему количеству соленой воды проникать в него, таким образом постепенно оно превратилось в нынешнее Балтийское море с несколько солоноватой водой.

Калининградская область

Куршская коса 

Узкий участок суши, отделяющий Куршский залив от Балтийского моря. Это самая длинная пересыпь в мире. Никто точно не знает, как она образовалась. Коса длиной 98 километров простирается от Зеленограда в России до Клайпеды в Литве, посередине находится пограничный контроль. В 2000 году Куршская коса признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, причем не как природный, а как культурный ландшафт — ландшафт, преобразованный деятельностью человека. 

На косе растет танцующий лес, феномен существования которого еще никто не объяснил достоверно. 

Люди заселили Куршскую косу еще в неолите и с тех пор не покидали ее. В этом месте успели побывать викинги, рыцари Тевтонского ордена, пруссы, немцы, и, наконец, выходцы из СССР.  Все эти народы оставили исторические артефакты, которые можно увидеть в музейном комплексе в поселке Лесной. Там же находится уникальный музей русских суеверий и композиция под открытым небом “Древняя Самбия” 

На экскурсии в старейшую в Европе орнитологическую станцию “Фрингилла” можно посмотреть, как окольцовывают птиц. 

Вдоль всей Куршской косы тянутся самые чистые в Калининградской области пляжи. Приезжайте сюда, если хотите искупаться. 

Янтарный

Название поселка прозаично — здесь в промышленных масштабах добывается янтарь. Янтарный комбинат открыт для экскурсий. Там не только покажут экспонаты выставочного зала, но и дадут самостоятельно поискать янтарь. Если вдруг что-то откопаете, находка ваша. 

Пляжи янтарного это северный Баунти, разве что пальм нет и температура пониже. Для отдыха на природе оборудованы парки, смотровые площадки и променад. 

Пионерский

До 1947 года был немецкой рыбацкой деревней Нойкурен, поэтому в поселке много памятников германской архитектуры. Например, правительственная резиденция, пансионат “Шарлотт” и автовокзал. В музее Рантава хранятся артефакты эпохи расцвета Римской Империи и Великого Янтарного пути, а также экспонаты, связанные с местной историей.  

Главные достопримечательности Пионерского — природные богатства. Это не только белые пляжи, которых там тоже достаточно. В хвойных и смешанных лесах и парках можно найти огромные валуны, оставленные на земле древним ледником тысячи лет назад. Самый известный из них — Камень Лжи — расколотый камень, высота которого больше человеческого роста. По легенде, лжец, который попытается пройти сквозь его половины, будет прихлопнут и раздавлен.  

Хозяйственное использование

Фото А. И. Нагаева Порт в г. Турку (Финляндия).

Рыбные ресурсы складываются из пресноводных видов, обитающих в распреснённых водах заливов (карась, лещ, щука, судак, голавль), балтийского стада сёмги и чисто морских видов, распространённых преимущественно в центральной части моря (треска, салака, корюшка, ряпушка, шпрот). В Б. м. ведётся рыбный промысел салаки, шпрота, сельди, корюшки, речной камбалы, трески, окуня и др. Уникальный объект рыбного промысла – угорь. На побережье Б. м. распространены россыпи янтаря, добыча ведётся близ Калининграда (Россия). На дне моря обнаружены запасы нефти, начата промышленная разработка. Добыча железной руды ведётся у берегов Финляндии. Велико значение Б. м. как транспортной артерии. По Б. м. осуществляются большие перевозки жидких, навалочных и генеральных грузов. Через Б. м. осуществляется значительная часть внешней торговли Дании, Германии, Польши, России, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции. В грузообороте преобладают нефтепродукты (из портов России и со стороны Атлантического океана), уголь (из Польши, России), лесоматериалы (из Финляндии, Швеции, России), целлюлоза и бумага (из Швеции и Финляндии), железная руда (из Швеции); важную роль играют также машины и оборудование, крупными производителями и потребителями которых являются страны, расположенные на берегах и в бассейне Б. м.

По дну Б. м. между Россией и Германией проложен газопровод (2 нити, диаметром по 1220 мм каждая) «Северный поток» («Nord Stream»). Проходит от бухты Портовая близ Выборга (Ленинградская область) до Лубмина близ Грайфсвальда (Германия, федеральная земля Мекленбург – Передняя Померания); длина 1224 км (самый протяжённый подводный газопровод в мире). Пропускная способность (мощность) газопровода 55 млрд. м³ газа в год. Максимальная глубина моря в местах прохождения трубы 210 м. В строительстве было задействовано 148 морских судов. Общая масса стали, использованной при строительстве газопровода, – 2,42 млн. т.

На подготовительном этапе на исследования в области экологии по всему будущему маршруту трубопровода потратила ок. 100 млн. евро. В 1997 начались подготовительные работы по строительству морского участка: проведены научные исследования, на основе которых определён примерный маршрут газопровода. В 2000 решением комиссии Европейского союза по энергетике и транспорту проекту был присвоен статус TEN («Трансъевропейские сети»). Строительство газопровода началось 9 апреля 2010. Первая нить газопровода введена в эксплуатацию 8 ноября 2011, вторая – 8 октября 2012.

В сентябре 2015 было подписано Соглашение акционеров по реализации проекта, получившего название «Северный поток – 2». 8 июля 2016 завершила тендер по выбору подрядчика для нанесения утяжеляющего бетонного покрытия на трубы газопровода.

В портах Б. м. зарегистрированы 344 судна суммарной грузоподъёмностью 1196,6 тыс. т дедвейта. Крупнейшие порты: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск (все – Россия); Таллин (Эстония); Рига, Лиепая, Вентспилс (все – Латвия); Клайпеда (Литва); Гданьск, Гдыня, Щецин (все – Польша); Росток – Варнемюнде, Любек, Киль (все – Германия); Копенгаген (Дания); Мальмё, Стокгольм, Лулео (все – Швеция); Турку, Хельсинки и Котка (все – Финляндия). Развито морское пассажирское и паромное сообщение: Копенгаген – Мальмё, Треллеборг – Засниц (железнодорожные паромы), Нортелье – Турку (автомобильный паром) и др. Переправы через проливы: Большой Бельт (1998; длина 6790 м), Малый Бельт (оба – Дания; 1970; 1700 м), Эресунн (Дания – Швеция; 2000; 16 км); планируется возведение переправы через Фемерский пролив (Дания – Германия; 2018; 19 км). Из-за небольших глубин многие места недоступны судам со значительной осадкой, однако самые крупные круизные лайнеры проходят через Датские проливы в Атлантический океан.

На южном и юго-восточном побережьях множество курортных мест: Сестрорецк, Зеленогорск, Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск, Куршская коса (все – Россия); Пярну, Нарва-Йыэсуу (оба – Эстония); Юрмала, Саулкрасты (оба – Латвия); Паланга, Неринга (оба – Литва); Сопот, Хель, Колобжег, Кошалин (все – Польша); Альбек, Бинц, Хайлигендамм, Тиммендорф (все – Германия); остров Эланд (Швеция).

Общее описание

Зарубежная Европа омывается не только различными морями, но и океанами — Северным Ледовитым и Атлантическим. Огромные массы воды оказывают влияние на климат, например в южной части континента погода практически тропическая, а вот на севере в районе Полярного круга в Норвегии даже летом температуры редко когда бывают выше 10−15 градусов. Считается, что именно Атлантика оказывает наибольшее влияние на климат в Европе, в частности, благодаря крупному североатлантическому тёплому течению Гольфстрим.

Европу омывает два океана и восемнадцать морей. Они различаются своей площадью, максимальными глубинами, течением и так далее. Жизнь многих стран и крупных городов сосредоточена на побережье и всецело связана с морем. Это либо крупные морские транспортные узлы, либо по-настоящему райские уголки для пляжного отдыха. В особенности славятся курорты Испании и Португалии, где предлагают качественный сервис и ласковое всегда спокойное море.

Моря Зарубежной Европы чрезвычайно разнообразны. Среди них есть открытые и на расположенные внутри суши — этом последнем случае они имеют лишь узкие проливы и перешейки, соединяющими их с Мировым океаном. Глубины тут довольно высокие, достигают 2−3 километров и более. Если юг Европы и омывающие его берега — это настоящий рай для пляжного отдыха, то северные оконечности — это суровые воды, однако они имеют стратегическое значение. В Северном и Норвежском морях не только добывают большое количество нефти, но и ведётся массовый промышленный лов рыбы.

Природные ресурсы

В Балтийском море широко развит рыболовный промысел

. Здесь вылавливают салаку, кильку, треску, сигу, минога, лосося и другие виды рыб. Также в этих водах добывают большое количество водорослей. На Балтийском море имеется много морских ферм, где выращиваются наиболее востребованные виды рыб. На побережье имеются большое количество россыпей полезных ископаемых. В районе Калининграда проводятся работы по добыче янтаря. В недрах Балтийского моря имеетсянефть . Обнаруженыжелезно-марганцевые конкреции . С распадом СССР Россия на Балтике имеет не окно, а форточку. Жизненно важные для страны порты оказались за пределами России: в Эстонии — Новоталлинский, в Латвии — Рижский, Вентспилс, в Литве — Клайпеда. Санкт-Петербург — самый крупный порт на Балтике. Волго-Балтийским путём море соединяется с Волгой, через Беломорско-Балтийский канал – с Белым морем.

Северное море

Мелководное шельфовое моря Атлантического океана, омывающее берега северной Европы. Расположено между Британскими островами на западе, Ютландским, Скандинавским полуостровами на востоке и континентальной Европой на юге. Омывает берега Норвегии, Дании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Великобритании.

Площадь — 750 тыс. км². Наибольшая глубина 725 м. Более 2/3 моря имеет глубину менее 100 м; в южной части — отмели (банка Доггер и др.). Впадают крупные реки: Эльба, Везер, Рейн, Темза. Основные порты: Роттердам, Амстердам, Антверпен, Лондон, Гамбург, Осло, Берген. На карте его можно найти по координатам 55°51′47″ с. ш. и 3°20′23″ в. д. Море омывает Великобританию с восточного направления и Ютландский и Скандинавский полуострова с запада. Играет огромную роль в морской торговле, на его порты, самыми крупными из которых являются Роттердам, Амстердам, Лондон и Гамбург, приходится более 20% мирового грузопотока. Также здесь добывается большое количество нефти и газа, за счет которых Норвегия является чуть ли не самым процветающим государством мира.

Топонимика названий Балтийского моря

Впервые название Balticum mare упоминается северо-германским хронистом Адамом Бременским в 1075 году. Происхождение названия окончательно не выяснено. Наиболее распространены две версии. Согласно первой, название из (литов.) baltas, (латыш.) balts «белый», что может быть связано с цветом песчаных берегов этого моря. По другой версии, название образовано от (латин.) balteus «пояс», и связано это с тем, что это море продолжает цепочку морей, опоясывающих материковую Европу. В средневековой Руси оно называлось Варяжское море (от варяги) или Cвeйcкoe (Свебское, Свевское) море от этнонима свей – «шведы». На русских картах XVIII в. употреблялась форма Балтическое море, но в употреблении закрепляется известное и сейчас название Балтийское море. Это же название употребляется и в других странах, омываемых этим морем, хотя в Германии оно также Восточное море (Ostsee), а в Эстонии Западное море (Laa’nemeri).

Впадающие реки и течение

Чтобы разобраться в причинах низкой солености водоема, необходимо определить, какие реки впадают в Балтийское море. Среди ключевых источников, насыщающих Балтику пресной водой, выделяют следующие реки:

  1. Нарва — названа в честь одноименного города и считается естественной границей между Российской Федерацией и Эстонией.
  2. Нева — крупная река балтийского бассейна, которая впадает в Финский залив и относится к крупнейшим водоемам Балтийского региона. Длина речной артерии составляет 74 км.
  3. Даугава — расположена в восточной части Европы и затрагивает такие государства, как РФ, Латвия и Беларусь.
  4. Неман — протяженность реки достигает 937 км. Она представляет собой государственную линию границы между Литвой и Россией.
  5. Висла — является наиболее длинной и полноводной артерией Польши, которая берет свое начало в крайней южной части и направляется до севера.
  6. Одер — протекает через Польшу, Чехию и Германию, а потом впадает в Балтийское море.

В случае отсутствия рек море было бы менее полноводным и опресненным. Это бы негативно сказалось на его стратегической значимости.

Особой аномалией моря Балтики считаются его течения: они поверхностные и создаются водными артериями, впадающими в заливы. Скорость течения составляет 3−4 см/сек. Это значит, что при сильных ветрах их направление подвергается изменению. В штормовую погоду показатель скорости достигает 1 м/с.

Хозяйственное использование

Фото А. И. Нагаева Порт в г. Турку (Финляндия).

Рыбные ресурсы складываются из пресноводных видов, обитающих в распреснённых водах заливов (карась, лещ, щука, судак, голавль), балтийского стада сёмги и чисто морских видов, распространённых преимущественно в центральной части моря (треска, салака, корюшка, ряпушка, шпрот). В Б. м. ведётся рыбный промысел салаки, шпрота, сельди, корюшки, речной камбалы, трески, окуня и др. Уникальный объект рыбного промысла – угорь. На побережье Б. м. распространены россыпи янтаря, добыча ведётся близ Калининграда (Россия). На дне моря обнаружены запасы нефти, начата промышленная разработка. Добыча железной руды ведётся у берегов Финляндии. Велико значение Б. м. как транспортной артерии. По Б. м. осуществляются большие перевозки жидких, навалочных и генеральных грузов. Через Б. м. осуществляется значительная часть внешней торговли Дании, Германии, Польши, России, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции. В грузообороте преобладают нефтепродукты (из портов России и со стороны Атлантического океана), уголь (из Польши, России), лесоматериалы (из Финляндии, Швеции, России), целлюлоза и бумага (из Швеции и Финляндии), железная руда (из Швеции); важную роль играют также машины и оборудование, крупными производителями и потребителями которых являются страны, расположенные на берегах и в бассейне Б. м.

По дну Б. м. между Россией и Германией проложен газопровод (2 нити, диаметром по 1220 мм каждая) «Северный поток» («Nord Stream»). Проходит от бухты Портовая близ Выборга (Ленинградская область) до Лубмина близ Грайфсвальда (Германия, федеральная земля Мекленбург – Передняя Померания); длина 1224 км (самый протяжённый подводный газопровод в мире). Пропускная способность (мощность) газопровода 55 млрд. м³ газа в год. Максимальная глубина моря в местах прохождения трубы 210 м. В строительстве было задействовано 148 морских судов. Общая масса стали, использованной при строительстве газопровода, – 2,42 млн. т.

На подготовительном этапе на исследования в области экологии по всему будущему маршруту трубопровода потратила ок. 100 млн. евро. В 1997 начались подготовительные работы по строительству морского участка: проведены научные исследования, на основе которых определён примерный маршрут газопровода. В 2000 решением комиссии Европейского союза по энергетике и транспорту проекту был присвоен статус TEN («Трансъевропейские сети»). Строительство газопровода началось 9 апреля 2010. Первая нить газопровода введена в эксплуатацию 8 ноября 2011, вторая – 8 октября 2012.

В сентябре 2015 было подписано Соглашение акционеров по реализации проекта, получившего название «Северный поток – 2». 8 июля 2021 завершила тендер по выбору подрядчика для нанесения утяжеляющего бетонного покрытия на трубы газопровода.

В портах Б. м. зарегистрированы 344 судна суммарной грузоподъёмностью 1196,6 тыс. т дедвейта. Крупнейшие порты: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск (все – Россия); Таллин (Эстония); Рига, Лиепая, Вентспилс (все – Латвия); Клайпеда (Литва); Гданьск, Гдыня, Щецин (все – Польша); Росток – Варнемюнде, Любек, Киль (все – Германия); Копенгаген (Дания); Мальмё, Стокгольм, Лулео (все – Швеция); Турку, Хельсинки и Котка (все – Финляндия). Развито морское пассажирское и паромное сообщение: Копенгаген – Мальмё, Треллеборг – Засниц (железнодорожные паромы), Нортелье – Турку (автомобильный паром) и др. Переправы через проливы: Большой Бельт (1998; длина 6790 м), Малый Бельт (оба – Дания; 1970; 1700 м), Эресунн (Дания – Швеция; 2000; 16 км); планируется возведение переправы через Фемерский пролив (Дания – Германия; 2018; 19 км). Из-за небольших глубин многие места недоступны судам со значительной осадкой, однако самые крупные круизные лайнеры проходят через Датские проливы в Атлантический океан.

На южном и юго-восточном побережьях множество курортных мест: Сестрорецк, Зеленогорск, Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск, Куршская коса (все – Россия); Пярну, Нарва-Йыэсуу (оба – Эстония); Юрмала, Саулкрасты (оба – Латвия); Паланга, Неринга (оба – Литва); Сопот, Хель, Колобжег, Кошалин (все – Польша); Альбек, Бинц, Хайлигендамм, Тиммендорф (все – Германия); остров Эланд (Швеция).

Хозяйственное значение

Природные условия Балтики довольно благоприятные, что благотворно сказывается на хозяйственном значении. Биологические ресурсы очень ценны и массово задействуются человеком. Море представлено разными видами растительности и животных, которые составляют основу промысловой деятельности. Особое место в рыбном промысле занимает салака. Также проводится массовый вылов угря с треской, миноги, лосося, корюшки. В заливах добываются всевозможные водоросли.

В последнее время активно развивается марикультура, являющаяся перспективной сферой в рыбном производстве. Активно создаются и расширяются морские хозяйства, специализирующиеся на разведении промысловой рыбы, водорослей. С побережья в море от Калининграда и соседствующих с ним городов регулярно отправляются суда и возвращаются с удачным уловом.

Соленый водоем богат на прибрежные и донные полезные ископаемые. На территории Калининградской области ведется разработка добычи янтаря под водой, который пролегает в россыпных месторождениях. Большое значение Балтийское море имеет для России, где открываются новые месторождения нефти, обнаруженной в морском дне. Попутно находятся железно-марганцевые образования.

Балтийская акватория с температурой воды, даже в летний период не превышающей +17 градусов, важна для экономическо-транспортных связей между развитыми европейскими государствами. По ней налажено активное судоходство. Речные и морские крупные сообщения обеспечивают бесперебойную перевозку пассажиров и газа.

Перемена температуры по сезонам

Зимой в открытом море температура воды выше, чем у побережья, при этом она отличается у западного и восточного берега. В феврале температура составляет 0,7 градусов у Вентспилса, в открытом море той же широты — приблизительно 2 градуса, у западного берега — 1 градус.

Летом в разных частях моря тоже отличаются по температуре. Преобладающие западные ветра сгоняют поверхностные водные массы от западных берегов. Нижележащие холодные воды поднимаются к поверхности. В результате этого явления в южном и центральном районах, а также у западных берегов температура понижается. Помимо этого, на юг вдоль берега Швеции идет холодное течение из Ботнического залива.

Сезонные колебания температуры воды ярко выражены только в верхних 50-60 метрах, глубже показатели меняются незначительно. Изменения температуры в холодное время отсутствуют, но с увеличением глубины показатели слегка понижаются. В теплое время температура воды повышается до горизонтов 20-30 метров благодаря перемешиванию. Даже летом, когда прогрет поверхностный слой воды, и термоклин выражается более резко, чем весной, сохраняется холодный промежуточный слой.

Глубина, рельеф и другие особенности Балтийского моря зависят от многих факторов. Это географическое положение, нахождение в северных широтах, а также размещение на континентальной плите.

Располагается Балтийское море между Центральной и Северной Европой, входит в бассейн Атлантического океана . Водоём омывает берега таких государств как Россия, страны Прибалтики (Эстония, Литва, Латвия), Польша, Германия, Дания, страны Скандинавии (Финляндия, Швеция). Площадь водной поверхности равна 415 тыс. кв. км. Объём составляет 21,7 тыс. куб. км. Максимальная длина равна 1600 км. Максимальная ширина составляет 193 км. Средняя глубина соответствует 55 метрам, а максимальная 459 метрам. Длина береговой линии равна 8 тыс. км.

Колыбель российского флота

В конце XVII века Русское государство вело борьбу за выход к Азовскому и Черному морям. Флот страны только зарождался, внедрялись новаторские идеи Петра I, в том числе формирование первых отрядов, задачи которых были схожи с решаемыми подразделениями современных морских пехотинцев.

В 1695 году царь поручил построить в Воронеже верфь и создать флот для ведения войны с Турцией. Поэтому город принято считать колыбелью российского флота.

Но Петр I планировал расширять территории государства не только на юге, но и на северо-западе. Царь рассчитывал получить выход к Балтийскому морю, где прочно обосновалась Швеция. Русское государство предпринимало попытки военным способом сделать прибрежные регионы своей территорией.

В 1558–1583 годах разгорелась Ливонская война, в которой Россия начала войну с Ливонским орденом, на стороне которого выступили Речь Посполитая, Швеция, Дания и Норвегия. Кампания для Ивана Грозного оказалась неудачной.

Довести начатое дело до конца смог Петр I, который выиграл Северную войну в 1721 году. Главным противником Русского государства была Швеция. Но царь заручился поддержкой Речи Посполитой, Дании и Саксонии, с которыми заключил Северный союз. По результатам переговоров о заключении мира, произошло присоединение к России Прибалтики и Юго-Западной Карелии. Швеция утратила статус сверхдержавы, возросло влияние политики Русского государства на западные страны.

После завершения войны роль Прибалтики в формировании государственного флота превзошла Воронеж. Велось строительство верфей и портов, открывались учебные заведения для матросов и офицеров. В Балтийске, самом западном городе РФ, сегодня расположена крупнейшая военно-морская база российского флота.

Развивались не только военные объекты, но и организовывались научно-исследовательские работы, отправлялись экспедиции в Атлантический океан, Северное, Норвежское, Баренцево и Белое моря.

География

Водоём связан искусственными каналами с Северным и Белым морями . В первом случае это Кильский канал (длина 98 км). Он позволяет судам, не огибая Ютландию, сразу попадать в Северное море. В восточной части канала находится немецкий город Киль, в западной город Брунсбюттел. Что касается Белого моря, то путь к нему проходит через Беломорканал.

Естественным путём Балтика связана с Северным морем через проливы Каттегат (длина 200 км) и Скагеррак (длина 240 км). Это водная масса между Ютландией и Скандинавией.

Заливы

На Балтике имеются следующие большие заливы: Ботанический, Финский, Рижский, Куршский.

Ботанический залив находится в северной части водоёма между Швецией и Финляндией. В южной части имеет Аландские острова. Его площадь составляет 117 тыс. кв. км.

Финский залив располагается в восточной части Балтики. Он омывает берега Эстонии, России и Финляндии. Его площадь составляет 29,5 тыс. кв. км. На его берегах расположены такие крупные города как Санкт-Петербург, Хельсинки и Таллин.

Куршский залив представляет собой лагуну, отделённую от моря Куршской косой. Её площадь равна 1610 кв. км. Воды залива принадлежат Литве и Калининградской области России. В месте соединения этого небольшого водоёма с морем находится город Клайпеда.

Острова

Аландские острова представляют собой архипелаг в Ботаническом заливе. В нём насчитывается 6757 островов, но только на 60 живут люди. Самым большим островом считается Аланд с площадью 685 кв. км. Общая площадь архипелага составляет 1552 кв. км.

Остров Готланд (Швеция) располагается в центральной части моря и в 100 км от шведского побережья. Его площадь равна почти 3 тыс. кв. км. Проживет на нём около 57 тыс. человек.

Другой шведский остров носит название Эланд. Его площадь составляет 1342 кв. км. На этом клочке суши живут 25 тыс. человек. Каждое лето они принимают не менее 500 тыс. туристов.

Остров Борнхольм хоть и находится недалеко от шведского побережья, но принадлежит Дании. Его площадь составляет 588 кв. км. На ней проживают 42 тыс. человек. От острова до Копенгагена 169 км, а до Швеции 35 км.

Польше принадлежит остров Волин с площадью 265 кв. км. На нём находится город Волин с населением около 5 тыс. человек.

Остров Рюген принадлежит Германии. Его площадь составляет 926 кв. км. На ней проживает 77 тыс. человек. Это земли прусской провинции Померании.

К крупным островам относится и эстонский остров Сааремаа, входящий в Моонзундский архипелаг. Он полностью принадлежит Эстонии. Что касается Сааремаа, то его площадь составляет 2,7 тыс. кв. км с населением 35 тыс. человек. В архипелаге насчитывается 4 крупных и примерно 500 мелких островов. Их общая площадь составляет около 4 тыс. кв. км.

Реки, впадающие в Балтийское море

В солёный водоём впадают такие реки как Нева с длиной 74 км, Нарва (77 км), Даугава или Западная Двина (1020 км), Неман (937 км), Висла (1047 км), Преголя (123 км), Вента (124 км), Одра или Одер (903 км).

Балтийское море на карте

Хозяйственное использование

Фото А. И. Нагаева

Порт в г. Турку (Финляндия).

Рыбные ресурсы складываются из пресноводных видов, обитающих в распреснённых водах заливов (карась, лещ, щука, судак, голавль), балтийского стада сёмги и чисто морских видов, распространённых преимущественно в центральной части моря (треска, салака, корюшка, ряпушка, шпрот). В Б. м. ведётся рыбный промысел салаки, шпрота, сельди, корюшки, речной камбалы, трески, окуня и др. Уникальный объект рыбного промысла – угорь. На побережье Б. м. распространены россыпи янтаря, добыча ведётся близ Калининграда (Россия). На дне моря обнаружены запасы нефти, начата промышленная разработка. Добыча железной руды ведётся у берегов Финляндии. Велико значение Б. м. как транспортной артерии. По Б. м. осуществляются большие перевозки жидких, навалочных и генеральных грузов. Через Б. м. осуществляется значительная часть внешней торговли Дании, Германии, Польши, России, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции. В грузообороте преобладают нефтепродукты (из портов России и со стороны Атлантического океана), уголь (из Польши, России), лесоматериалы (из Финляндии, Швеции, России), целлюлоза и бумага (из Швеции и Финляндии), железная руда (из Швеции); важную роль играют также машины и оборудование, крупными производителями и потребителями которых являются страны, расположенные на берегах и в бассейне Б. м.

По дну Б. м. между Россией и Германией проложен газопровод (2 нити, диаметром по 1220 мм каждая) «Северный поток» («Nord Stream»). Проходит от бухты Портовая близ Выборга (Ленинградская область) до Лубмина близ Грайфсвальда (Германия, федеральная земля Мекленбург – Передняя Померания); длина 1224 км (самый протяжённый подводный газопровод в мире). Пропускная способность (мощность) газопровода 55 млрд. м³ газа в год. Максимальная глубина моря в местах прохождения трубы 210 м. В строительстве было задействовано 148 морских судов. Общая масса стали, использованной при строительстве газопровода, – 2,42 млн. т.

На подготовительном этапе на исследования в области экологии по всему будущему маршруту трубопровода компания «Nord Stream» потратила ок. 100 млн. евро. В 1997 начались подготовительные работы по строительству морского участка: проведены научные исследования, на основе которых определён примерный маршрут газопровода. В 2000 решением комиссии Европейского союза по энергетике и транспорту проекту был присвоен статус TEN («Трансъевропейские сети»). Строительство газопровода началось 9 апреля 2010. Первая нить газопровода введена в эксплуатацию 8 ноября 2011, вторая – 8 октября 2012.

В сентябре 2015 было подписано Соглашение акционеров по реализации проекта, получившего название «Северный поток – 2». 8 июля 2016 компания «Nord Stream 2» завершила тендер по выбору подрядчика для нанесения утяжеляющего бетонного покрытия на трубы газопровода.

В портах Б. м. зарегистрированы 344 судна суммарной грузоподъёмностью 1196,6 тыс. т дедвейта. Крупнейшие порты: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск (все – Россия); Таллин (Эстония); Рига, Лиепая, Вентспилс (все – Латвия); Клайпеда (Литва); Гданьск, Гдыня, Щецин (все – Польша); Росток – Варнемюнде, Любек, Киль (все – Германия); Копенгаген (Дания); Мальмё, Стокгольм, Лулео (все – Швеция); Турку, Хельсинки и Котка (все – Финляндия). Развито морское пассажирское и паромное сообщение: Копенгаген – Мальмё, Треллеборг – Засниц (железнодорожные паромы), Нортелье – Турку (автомобильный паром) и др. Переправы через проливы: Большой Бельт (1998; длина 6790 м), Малый Бельт (оба – Дания; 1970; 1700 м), Эресунн (Дания – Швеция; 2000; 16 км); планируется возведение переправы через Фемерский пролив (Дания – Германия; 2018; 19 км). Из-за небольших глубин многие места недоступны судам со значительной осадкой, однако самые крупные круизные лайнеры проходят через Датские проливы в Атлантический океан.

На южном и юго-восточном побережьях множество курортных мест: Сестрорецк, Зеленогорск, Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск, Куршская коса (все – Россия); Пярну, Нарва-Йыэсуу (оба – Эстония); Юрмала, Саулкрасты (оба – Латвия); Паланга, Неринга (оба – Литва); Сопот, Хель, Колобжег, Кошалин (все – Польша); Альбек, Бинц, Хайлигендамм, Тиммендорф (все – Германия); остров Эланд (Швеция).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: