Интерьер Большого Кремлёвского дворца
Императорские покои Большого Кремлёвского дворца
Большой Кремлёвский дворец — музей, в котором представлены экспозиции, посвящённые разным эпохам истории России. Экспозиции обладают многоуровневой структурой, каждый зал перетекает в другой, образуя целостное пространство исторической эпохи. Интерьеры отвечают монументальной архитектуре дворца, при этом в них присутствуют интимность и домашний уют.
Помещения декорированы архитекторами Ф. Рихтером, Н. Чичаговым и В. Бакаревым, которые создали наброски для архитектурной отделки и предметов интерьера. Всего здесь более 400 вещей декоративно-прикладного искусства, произведённых под заказ в мастерских Генриха Гамбса и Андре-Шарля Буля. Комнаты используются как музейные экспозиции, воспроизводящие жизнь императорской семьи.
Столовая
Зал Столовой открывает анфиладу Собственной половины. Столовая применялась для чаепитий и обедов императорской семьи. Стены зала покрыты имитацией белоснежного и жёлтого мрамора, декор исполнен в стиле классицизма. В комнате размещены четыре тёмных лаковых стола и стулья XVIII века, а также матово-белые изваяния древнегреческих образов из мифов о богах и героях.
Гостиная императрицы
Гостиная исполнена в стиле рококо в мягких приглушённых тонах. Мебель, рамы зеркал и настенные панели декорированы позолотой. Мебельный комплект в стиле Людовика XV из древесины голубовато-зелёного цвета тоже позолочен и обит узорчатой тканью сложного плетения. Волнообразные линии мебели имеют филигранную резьбу. Основным декором покоев служат фарфоровые изделия.
Кабинет императрицы
Кабинет Александры Фёдоровны был построен для чтения и развлечений и оформлен в стиле «буль» французского мебельщика Андре Буля. Обстановка и двери декорированы панцирем черепахи, перламутром и медью, всё в тёмно-малиновых тонах, подобно французским замкам конца XVII — начала XVIII вв. Все декоративные элементы покрыты позолотой.
Будуар императрицы
Будуар — помещение для купания, одевания или сна — оформлен в серебристо-розовой гамме. Обстановку изготовил мебельщик Питер Гамбс. Включает 24 предмета мебели разной формы, выполненных из орехового дерева и украшенных шёлком. В нём располагается камин, исполненный из малахита с золочёными украшениями, и каминные часы, отображающие время, дни недели, месяцы и фазы Луны.
Опочивальня
В императорской опочивальне установлены две колонны из мрамора с позолоченными капителями. Владычествуют голубой и золотой цвета. Золочённый мебельный набор в стиле позднего Возрождения. На камине молочного цвета установлены часы «Ночь». Они представляют собой литой диск с римскими цифрами в виде тёмно-синего шара, звёздами и бронзовыми купидонами по бокам.
Кабинет императора
Кабинет соединяется с дежурной, приёмной и фельдъегерской. Имеет окна, выходящие на храм Христа Спасителя и Москву-реку, отделан ясенем для звукоизоляции. В XIX веке стены кабинета были декорированы картинами, посвящёнными войне 1812 г., а с потолка свисала бронзовая люстра. По желанию Николая II картины были сняты, а люстру заменили бесхитростным многоламповым светильником.
Дворцовый комплекс в период империи
Обслуживание Большого Кремлевского Дворца и поддержание его в надлежащем состоянии требовало не меньше сил, чем строительство. Например, ежегодно проводились работы по грунтовке и покраске крыши, исправлению штукатурки, подновлению фасада. За сохранением горностаевых пологов тронов тщательно следил купец Николай Борисович Эггерс, с которым был заключен длительный контракт. В рамках этого контракта Эггерс следил за тем, чтобы мех не терял цвет, а также за тем, чтобы его не попортила моль.
Также по мере необходимости проводились в комплексе достаточно масштабные переделки. В 1895 году, например, здесь было обустроено внутреннее и наружное электрическое освещение. Дворцовая электростанция была размещена в Александровском саду.
В 1900-02 гг. Дворец подсоединили к системе городской канализации. При этом, во избежание прорыва «канализационных газов в апартаменты дворца», городская сеть была отделена от комплекса водяным затвором. Параллельно была перестроена система водоснабжения и водостоков.
В годы Русско-японской войны часть Кремлевского дворца была переоборудована в швейную мастерскую. Здесь шили и упаковывали вещи перед отправкой на фронт.
В 1913 году в БКД была организована церемония празднования 300-летия дома Романовых.
История строительства Большого Кремлёвского дворца
У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.
Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.
Вид на южный фасад Большого Кремлёвского дворца
Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.
Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.
Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.
История постройки Большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.
Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.
Фрагмент фасада Большого Кремлёвского дворца
Храмы Кремля
Главными культовыми сооружениями Кремля являются соборы: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Успенский собор легко угадывается по пяти куполам. Выстроено здание было в середине XV века, его много раз грабили, сжигали, но, подобно фениксу, храм возрождался и всегда приобретал свой первоначальный вид. Все коронации русских царей, начиная с XVI века, проходили именно в этом соборе.
Архангельский собор соорудили в самом начале XVI века (1505-1508 гг.). Последний раз храм реставрировался в далеком 1921 году, прошло почти сто лет. Архангельский собор был усыпальницей представителей великих династий: древних Рюриковичей, первых Романовых.
Прямо напротив Архангельского расположился Благовещенский собор, венчает который девять позолоченных куполов. Этот храм считался у русских царей домовой церковью, был открыт он в 1489 году. В XVI веке его полностью перестроили и с тех пор несколько раз реставрировали.
Современное использование дворца
Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков многие помещения дворца использовались под жильё. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица в 1933—1934 годах перестроены в один большой зал заседаний.
По решению Президента России в 1994—98 гг. Андреевский и Александровский залы были восстановлены в изначальных формах.
По состоянию на 2014 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.
Посещение и осмотр Дворца частными лицами возможно лишь в составе экскурсионных групп по предварительной записи.
Архитектура Кремлевского дворца
Кремлевский Дворец, построенный в 1961 г., «детище» Никиты Хрущева, который видел в этом здании воплощение системы советской власти, в незыблемости которого были уверены все советские люди. Здание ознаменовало собой хрущевскую «оттепель», сменившуюся затем крахом инициатора его постройки, генерального секретаря Хрущева.
С 1960 по 1961 гг. реализован проект, состоящий из зрительного зала на 6 тыс. мест со сценической площадкой, c банкетным залом, более 800 подсобных помещений, гардеробами, расположенными в подземной части здания. За 16 месяцев было построено огромное здание объемом более 40 тыс. куб. м.
Архитекторы использовали приемы по моде того времени: без пышного убранства, со строгими линиями, простой геометрией. Здание предстает перед посетителем символом общественного уклада советского времени – без излишеств и пышности стиля сталинского ампира.
Внутреннее пространство с высокими потолками перекликается с внешним несложным и в то же время официальным видом здания, которое не сильно выделяется на фоне старины Московского Кремля.
Стеклянные просветы между колоннами дают много света и еще больше простора и так немалым размерам фойе. Это подчеркивает предназначение Дворца, задуманного для проведения партийных съездов и разноплановых мероприятий государственного и политического характера.
Архитектурный замысел группы инженеров во главе с Михаилом Посохиным воплотился в ярком выражении советского модернизма во внешнем виде здания с вертикальными колоннами, облицованными уральским белым мрамором, оттеняющимися зеркально-стеклянными стенами между ними.
Портал входа не сильно выделяется на фоне колонн, но подчеркивает строгость. Позолоченный герб Советского Союза, расположенный в верхней части фасада, был заменен на герб Российской Федерации после 1992г.
Залы Оружейной палаты
Доступная посетителям экспозиция тематически распределена в 9 музейных залах:
1 и 2 зал: серебряные, золотые изделия, созданные русскими мастерами в исторические периоды с XII — нач. XVII вв. и с XVII по нач. XX в.;
3 зал посвящен иностранному парадному вооружению XV–XIX веков (Европа и Восток);
4 зал демонстрирует отечественное вооружение XII — нач
XIX в.;
5 зал собрал старинные серебряные изделия из Западной Европы, созданные в XIII—XIX вв.;
6 зал полностью посвящен тканям и исторической одежде, начиная с XIV в., отдельное внимание уделено светскому костюму в России;
7 зал — место экспозиции российских государственных регалий и церемониальных предметов (период — XIII—XVIII вв.);
8 зал знакомит посетителей с парадным конским убранством XVI—XVII вв.;
9 зал представляет экипажи, царские кареты XVI—XVIII вв.
Виртуальный тур по залам Оружейной палаты
Соборная площадь
Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.
Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.
Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.
Архангельский собор
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Алевиз Новый
Врата Архангельского собора / фото автора
Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.
Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.
В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.
Благовещенский собор
- Даты постройки: 1484–1489
- Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин
Благовещенский собор / фото автора
Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.
Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.
Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.
Грановитая палата
- Даты постройки: 1487–1491
- Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора
У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.
Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.
Церковь Ризоположения
- Даты постройки: 1484–1485
- Архитектор: неизвестен
Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.
В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.
Успенский собор
- Даты постройки: 1475–1479
- Архитектор: Аристотель Фиораванти
Успенский собор Кремля / фото автора
С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.
Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.
В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.
Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов
- Даты постройки: 1635–1656
- Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов
Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора
Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.
Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.
В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.
Колокольня Ивана Великого
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Бон Фрязин
Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.
Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.
Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.
О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.
История Кремлевского дворца
В 20-е годы XX столетия, после установления государственности новой страны, задумки власти о строительстве общественного здания с политическим уклоном поднимался несколько раз. В 30-40-е годы эта идея не воплотилась в жизнь, и только в 50-е появились первые наметки для возведения достойного здания для высшего Совета СССР, с замыслом для проведения больших форумов партии.
В 1959 г. утвержден проект Дворца Съездов, местом размещения которого выбрали сакральное для Советского Союза место – Кремль на Красной площади.
Михаил Посохин, занимавший тогда пост Главного архитектора столицы и возглавлявший инженерно-архитекторскую группу из опытных специалистов, выиграл закрытый конкурс из 12 работ, представленных на суд Генерального Секретаря.
В ходе дальнейших работ проект претерпел несколько изменений, что было связано с посещением Никитой Хрущевым Пекина, впечатленного величием и громадой китайского партийного Дворца. Вместимость зала с 4 тыс. изменен на 6 тыс. посадочных мест, к проекту также был добавлен зал для банкетов.
Архитекторские группы, возглавляемые известными архитекторами, обновившими облик Москвы того времени, стали:
- 1 группа – зал заседаний: руководитель Евгений Стамо, архитектор, впоследствии получивший 2 престижные премии СССР, Ленинскую и Государственную;
- 2 группа – фойе: руководитель Павел Штеллер, лауреат Сталинской премии 3 степени;
- 3 группа – фасад: руководитель Ашот Мндоянц, соратник Посохина, создатель облика Нового Арбата.
Местом строительства выбрали западную часть Кремля со старыми зданиями XIX в. Оружейная палата в стиле ампир, построенная архитектором И. Еготовым в 1807 – 1810 гг., разобрана вследствие изменения архитектурных планов и объемов. Исторические археологические пласты котлована содержали остатки двора царя Бориса, палат цариц и царевен.
Малый срок, отведенный на строительство, не дал провести тщательные археологические изыскания и раскопки на месте котлована. Здесь были обнаружены остатки строений времен Юрия Долгорукого. Царь-пушка и русские пушки, цепью окаймлявшие Оружейную палату, перенесены к Арсеналу. Под Дипломатический корпус снесена часть Патриаршего двора.
По мере продвижения разработки проекта появились еще три группы, которые занимались «правительственной зоной» и Зимним садом. За первую группу отвечал Макаревич Глеб, ставший в 1980 г. Главным архитектором г. Москва. Проект Зимнего сада выполнила К. Закарьян, со стороны Теремного Дворца фасад оформлен В. Локтевым.
Неоднократные испытания на прочность выявляли слабые места, которые устранялись в ускоренном темпе, чтобы успеть к торжественному открытию 17 октября 1969 г. с заседания XXII съезда Коммунистической партии СССР. Первыми зрителями торжественной праздничной программы на сцене стали делегаты съезда со всех уголков Советского Союза.
25 съезд КПСС в Кремлевском дворце
Для Большого театра сцена дворца стала второй площадкой для постановки спектаклей и других культурно-массовых и календарных мероприятий, на которые приглашались только самые отличившиеся, ударники труда и учебы.
Расположение Кремлевского дворца давал статус всем проводимым мероприятиям. Значимое в жизни России место придавало и придает торжественности, исключительности и высокий уровень всем культурным, общественно-политическим действам.
Зал заседаний и сцена Кремлевского Дворца гостеприимно принимали гостей из разных стран, городов:
- Всесоюзные форумы молодежи, съезды Коммунистической партии, Комсомола, Профсоюзов в советское время.
- Обязательным было проведение творческих концертов и отчетов прославенных коллективов народного танца, музыки и песни.
- Выступали мировые звезды вокального и балетного искусств.
- Историческое событие принятия присяги Президента России, Бориса Ельцина, состоялось на сцене Дворца.
Русский немец
Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Материальное положение и статус отца позволили мальчику выбрать профессию, которая была ему по душе, и получить блестящее образование. Отучившись в Петришуле (школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге), он стал воспитанником Императорской академии художеств, начав изучение архитектуры в 1808 году. В 1815 году успехи молодого архитектора были отмечены присвоением ему звания художника 1-й степени и малой золотой медали за проект здания сената. Тона оставили при академии в качестве преподавателя, а позже, как одного из самых талантливых её выпускников, его отправили для продолжения обучения в Италию (привилегия, которой удостаивались далеко не все).
Архитектор Константин Тон. 1820-е гг. Портрет работы Карла Брюллова. Фото: Commons.wikimedia.org
Андреевский тронный
Выйдя из Кавалергардского зала, можно попасть в Андреевский тронный, который играет самую важную роль в резиденции. Интересно, что тронный балдахин ведет свое происхождение из древнего Ирана, где он служил для создания иллюзии небесного свода над местом правителя в центре Вселенной. Позже этот символ власти заимствовали императоры Византии и Священной Римской империи. А с XI века белый мех горностая начали украшать черными кисточками. Горностаевый (королевский) мех со времен Средневековья — символ чистоты миропомазанника Божия.
Тронный зал посвящен первому и самому высокому ордену России — Святого апостола Андрея Первозванного. Петр Великий учредил этот орден в 1698 году в честь небесного покровителя нашей страны с девизом «За Веру и Верность». Носили орден на голубой ленте, и он был единственным имевшим украшенную бриллиантами цепь. Изображение цепи и сегодня украшает двери зала.
Следует добавить, что большая цепь ордена с крестом и звезда в бриллиантах наряду с короной, державой и скипетром входили в состав государственных регалий.
В Андреевском зале совершенно нет мебели, даже гербовых банкеток и стульев, — здесь полагалось только стоять. По заведенному в России обычаю император после торжественной коронации три дня кряду принимал делегации, желавшие его поздравить с восшествием на престол. Пускали всех независимо от вероисповедования и положения в обществе. В продолжение многих часов император встречал каждого стоя, пожимая руку «как равный с равным».
Такого этикета не знала ни одна монархия мира.
Реликвии зала наглядно демонстрируют главную идею государственности, выраженную в чеканной формуле: православие, самодержавие, народность. Это знак Всевидящего Ока над пышным балдахином. Это троны как символ монархии. Это гербы городов и провинций Российской империи, символизирующие народ.
Три символа: вера, самодержавие и народ. И трона тоже три.
В Европе ставили два трона — для монарха и его супруги. У нас не забывали маму императора, вдовствующую императрицу. Эта традиция существовала вплоть до последней коронации.
Коронационная церемония начиналась торжественным полонезом, шествие во главе с императором и императрицей двигалось из Андреевского зала через все парадные залы до Грановитой палаты. Причем до этого дня троны хранились в императорском музее — Оружейной палате. Каждый император выбирал трон для себя и императрицы, их приносили в Успенский собор, а затем возвращали обратно. Сохранилась фотография переноски тронов из музея в собор…
Кто-то из императоров выбирал алмазный трон Алексея Михайловича, а кто-то и трон Ивана Грозного!
Сейчас в Андреевском зале проходят особо важные мероприятия, связанные с протоколом главы нашего государства. Этот зал видел уже пять инаугураций — в 2000, 2004, 2008, 2012 и 2021 годах.
Украшением и гордостью Кремля, величайшим памятником русского зодчества является Большой Кремлевский дворец. Он торжественно возвышается на кремлевском холме, спускающемся к Москве-реке, и как красавец богатырь, смотрится в ее зеркальную гладь… Андрей Веденин, генерал-лейтенант