Как добраться до Воскресенского собора в Вологде
Воскресенский собор находится в сердце исторической части города — на территории вологодского кремля, напротив церкви Александра Невского, расположенной на берегу Вологды. Окрестности собора насыщены достопримечательностями, скверами и площадями. Примерно на одном расстоянии (400–500 метров) находятся 2 остановки общественного транспорта:
От ж/д вокзала и автовокзала
Железнодорожный вокзал «Вологда-1» и автовокзал Вологды находятся в 17–20 минутах езды. До остановки «Центр (Торговая площадь)» от ж/д вокзала можно доехать на автобусах № 28 и 30. Путь пешком займет не намного больше времени — около 20–25 минут.
Карта-схема пешего маршрута от железнодорожного вокзала «Вологда-1» до Воскресенского собора на картах Google. Maps
На такси
Вологодское такси стоит недорого, но зачастую с туристов берут завышенные суммы. Сэкономить на поездке с частным водителем можно, заказав автомобиль через специальные приложения для мобильных. В Вологде функционируют приложения: Maxim, Такси Везёт (приложение RuTaxi), Яндекс. Такси.
Воскресенский собор Вологды на панорамах улиц Google Maps
Видео Воскресенского собора Вологды
Прибывая в Вологду, туристы и приезжие граждане чаще всего посещают культурно-исторические центры. К ним можно отнести и православные объекты. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде является одним из самых посещаемых мест среди православного населения.
В Вологде восстановлен кафедральный собор XVIII века
vologda-oblast.ru
4 октября 2021 года в Вологде состоялось Великое освящение восстановленного Воскресенского кафедрального собора постройки XVIII века.
Собор, который был построен в 1772—1776 годах как «тёплый» храм (для богослужений в зимнее время) в стиле барокко, является памятником архитектуры федерального значения, располагается в архиерейском дворе и входит в архитектурный ансамбль Вологодского кремля. При строительстве храма в 18 веке был использован камень, заготовленный при Иване IV для постройки каменных стен Вологодского кремля.
С 1923 года Воскресенский собор был занят обновленческой общиной. Полностью был закрыт 5 марта 1938 года, иконостас был демонтирован, стенопись утрачена, а с 1954 года в нем размещалась областная картинная галерея.
Указом от 20.02.1995 № 176 архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья, в том числе и Воскресенский собор, отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.
Восстановление храма началось в 2021 г. после его передачи Русской Православной Церкви.
В здании были выполнены работы по гидроизоляции (нарушена при перепланировке здания под картинную галерею), восстановлена кровля, чердачные перекрытия, устранена деформация свода второго яруса, который отклонялся от центральной оси, отреставрированы фасады, оконные и дверные проемы, кровля, крыльцо.
На восстановление храма было собрано 90 млн рублей пожертвований.
Церковь Николы на Извести (ныне Александра Невского), Воскресенский собор, старая соборная колокольня и Софийский собор. Гравюра XIX века vologda-oblast.ru
Картина А.И. Ушакова Выход императора Александра II из Вологодского Софийского собора 15 июня 1858 vologda-oblast.ru
vologda-oblast.ru
Теплый Собор. Фото П. Павлова из кн. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. – М.: Тип В.И. Воронова, 1914 vologda-oblast.ru
Вид интерьера Воскресенского собора vologda-oblast.ru
1949 год vologda-oblast.ru
2012 год. Вологда. Кремлевская площадь. Слева — восточная стена Вологодского Кремля. По центру — Воскресенский собор 1772—1776 года постройки, за ним — колокольня Софийского собора, 1659 года постройки. Справа — Софийский собор, построен в 1568—1570 годах. vologda-oblast.ru
Во время реставрации vologda-oblast.ru
во время реставрационных работ vologda-oblast.ru
vologda-oblast.ru
vologda-oblast.ru
vologda-oblast.ru
vologda-oblast.ru
Возвышение Вологды
Вологодский кремль был заложен в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного, к юго-востоку от Городища — древнейшей части Вологды. В названиях существует некая путаница. То, что сейчас обычно называют Вологодским кремлем — это, на самом деле, Архиерейский двор, часть крепости Ивана Грозного.
Архиерейский двор (Вологодский кремль)
Сама же крепость, или Насон-город, занимала гораздо большую площадь, ограниченную нынешними улицами Мира, Октябрьской, Ленинградской и рекой Вологдой. Восточнее Кремля располагался Посад. Название «Насон-город» происходит от имени апостола Иассона (Насона): крепость была заложена 28 апреля, в день памяти апостолов Иассона (Насона) и Сосипатра.
Схематический ситуационный план Вологодской крепости // Н. Фалин. Вологодская крепость в XVII веке. – Вологда, 1924
По замыслу Ивана Грозного, Вологда должна была превратиться в новую столицу государства, центр опричнины. Своим возвышением Вологда была обязана удачному расположению на торговом пути между Москвой и Архангельском, который начал функционировать после установления дипломатических и торговых отношений между Англией и Россией в 1553-1554 годах.
О том, как развивались торговые отношения между Россией и Англией в XVI-XVII веках, вы можете прочитать в статье «Старый Английский двор на Варварке в Москве».
В Вологде кончался сухопутный путь из Москвы, который шел через Троице-Сергиев монастырь, Переславль-Залесский, Ростов-Великий, Ярославль, и начинался водный путь в Архангельск по рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине. Это был перевалочный пункт, куда со всех концов стекались люди и товары. Вскоре здесь появилась «немецкая слобода», где селились иноземные «гости», главным образом, англичане и голландцы. Вологда превратилась в один из богатейших русских городов.
По теме: Дом Петра I в Вологде
Вологодский кремль поражал воображение. Его окружали каменные и деревянные стены, крепостные рвы. В середине XVII века Вологодский кремль насчитывал 11 каменных башен XVI века, надстроенных в XVII веке шатрами и 12 деревянных башен, отстроенных заново после разорения кремля поляками и литовцами в 1612 году.
По теме: Александров — столица Ивана Грозного
Ко второй половине XVII века деревянные и каменные постройки Насон-города начали ветшать. В 1713 и 1714 годах царь Петр I издал указы, дозволяющие иностранцам вести торговлю только через Санкт-Петербург. Торговля через Архангельск пришла в упадок, ушли в прошлое многолюдные архангельские ярмарки
Тем самым, Вологда потеряла свое важное положение и к началу XIX века превратилась в тихий провинциальный город
В 1822-1823 годах была разобрана на кирпич последняя каменная башня — Владимирская, засыпаны почти все рвы и срыты крепостные валы. На их месте были устроены бульвары.
Остатки крепостного валаКаскад из двух прудов, остатки рва с водой, который окружал город Ивана Грозного XVI века
История
Решение о постройке тёплого (зимнего) кафедрального собора было принято в начале 1750-х годов при епископе Серапионе. Первая попытка построить собор была предпринята в 1757 году уже при Иосифе Золотом, и освящён во имя Сретения Господня. Однако законченное в 1771 году здание было разобрано потому как «найдены были на нём многие на арках, в асщелины», и собор признан «к достройке весьма ненадёжным».
Новый Воскресенский собор построен на месте разобранной юго-восточной башни Вологодского кремля. На постройку шёл камень из развалин его крепостных стен и башен. Считается, что строительство велось местным архитектором Златицким по модели, выполненной столичным мастером. Деревянная модель, характеризующаяся более высоким куполом и тонкой трактовкой деталей, хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике. Строительство было закончено в 1776 году, уже после смерти Иосифа Золотого, при епископе Иринее.
Виды деятельности
Учреждение специализируется на 1 типе деятельности.
Похожие предприятия
На основе типов деятельности Воскресенский собор, мы подобрали максимально близкие, аналогичные организации:
Храм во имя святого праведного Лазаря
Адрес:— Бурмагиных, 50
2 просмотра
Храм святителя Николая, Чудотворца Мирликийского
Адрес:— Майская, 10
1 просмотр
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу
Адрес:— Торговая площадь, 8
1 просмотр
Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского
Адрес:— Южная Роща переулок, 2
13 просмотров
Храм Святого Благоверного князя Александра Невского
Адрес:— Сергея Орлова, 10
2 просмотра
Церковь Иоанна Богослова
Адрес:— Маяковский переулок, 14
4 просмотра
Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия
Адрес:— Череповец, Командарма Белова, 5 к1
Храм Святителя Николая на Глинках
Адрес:— Предтеченская, 74
1 просмотр
Живоносный Источник, храм иконы Божией Матери
Адрес:— Череповец, Ленина, 1
1 просмотр
Храм Успенья Божией Матери, подворья Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря
Адрес:— Набережная 6 Армии, 119
1 просмотр
Архитектура
Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.
Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского ордера) к приезду императора Александра I.
По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве. Г. К. Лукомский так описывает архитектуру собора:
…Довольно хаотическое и бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно, наличники и карнизы.
Таким образом, стиль барокко получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не вполне типичное выражение. Приём был хорош — получить самый храм круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработки.
Фото и описание
Воскресенским собором называется бывший кафедральный собор в городе Вологде, который был выстроен в 1772-1776 годах по приказу вологодского архиепископа Иосифа Золотого. На сегодняшний день это здание считается основным помещением областной Вологодской картинной галереи, а также памятником федерального значения.
Комплекс иконографических и архивных материалов по истории формирования столь известного монастыря довольно много. Материалы, касающиеся истории вологодского собора, хранятся в отделе специальных письменных источников московского Исторического музея, а также в фондах государственных архивов Новгородской и Вологодской областей.
История возникновения Вологодского монастыря, как и большинства русских монастырей, сопровождается своим собственным преданием. Купец из Москвы, нагруженный своим товаром, шел по реке на ладье в сторону Белоозера. Как только он проплывал устье реки Ягорбы, то вокруг воцарилась тьма, а ладья села на мель. Купец очень поразился такому неведомому явлению и стал молиться, но тут он увидел невероятную картину: гора, расположенная за правом берегу реки, как будто осветилась ярким огнем, и от нее стали исходить светоносные столпы. Вдруг все пропало. Купец решил подняться на гору и увидел красивейшую картину, сочетающую в себе бескрайние леса и ровное течение реки. Купец дал себе обет, что возведет на этом месте часовню. Свое желание он воплотил в жизнь, поместив в построенную часовню образ Воскресения Христова.
Легенда гласит, что к выстроенной часовне пришли два инока – Афанасий и Феодосий, которые решили устроить в ней пустынное житие. Утраченный в настоящее время синодик упоминает первым епископа Белозерского и Ростовского Игнатия, который был на кафедре на протяжении 1355-1364 годов. Именно по этой причине основание обители относят к данному промежутку времени.
О том, каков был преподобный Феодосий, практически не осталось никаких сведений. Местное предание называет его именно тем купцом, который в тяжелые времена эпидемии чумы, господствующей в Москве, потерял свою семью и решил принять постриг у преподобного Сергия. До сих пор открытым остается вопрос: кто же на самом деле был преподобный Феодосии, а также где он принял постриг, и как случилась его встреча с преподобным Афанасием. Как считает И.Ф. Токмакова, Афанасий являлся уроженцем знаменитого города Устюжны и в течение некоторого времени был подвязан при церкви Рождества Христова в статусе юродивого. Его еще называли прозвищем «железный посох», которое говорит о том, что преподобный Афанасий всегда носил с собой железную палицу для того, что изнурять плоть. Скорей всего, через некоторое время, он ушел в Троицкий монастырь, в котором и принял постриг от преподобного Сергия Радонежского.
Воскресенский собор представляет из себя овальное в плане двухэтажное здание с пятью главками. Собор имеет трапезную, вытянутый алтарь, а также четыре полукруглых придела по обеим сторонам. Венчается собор большим куполом, имеющим овальные окна и люкарны, и завершается главкой с фонарем. Купол окружен восьмиугольными двухъярусными башенками или главками приделов.
Украшение фасадов здания произведено тосканскими колоннами, а также пилястрами; окна обрамлены фигурными наличниками. Главный вход в церковь расположен с Кремлевской площади и был выстроен в стиле ампир с колоннами и фронтонами тосканского ордера по случаю приезда Александра I. Многие искусствоведы пришли к мнению, что данный объект сильно огрублен и упрощен при строительстве. Что касается внутреннего интерьера, то о его первоначальном виде очень сложно судить, ведь на протяжении 1832-1833 годов он подвергся кардинальному изменению. Г.К. Лукомский считал, что внутреннее убранство собора не представляет чего-либо особенно интересного, а орнаментальная роспись характеризует отсутствие вкуса периода правления Александра II и Александра III.
Архитектура
Минимальный внешний декор, массивные конструкции и узкие оконные проемы Софийского кафедрального собора Успения Богородицы в Вологде подобны архитектуре многих московских и новгородских храмов.
Вологодская святыня имеет пять куполов, три алтарные апсиды выделяются выступающими полуокружными строениями. Величественные своды опираются на арки, вызывает восхищение кретчатая форма столпов, форма которых напоминает аттическую базу. На пониженных подпружных арках, переброшенных между стенами и столбами, закреплены барабаны крестовых сводов и глав.
Внутренняя роспись Софийского собора
Два яруса узеньких оконных проемов освещают внутреннюю часть храма, при этом в нижнем этаже окна высокие, а на втором — средние. Барабаны и апсиды также имеют оконные пространства, через которые в солнечные дни яркий свет золотистыми лучами освещает уникальные фрески и иконостасы древней вологодской святыни.
Фресковая роспись стала новинкой того времени, впервые появившаяся в вологодском храме. Эмоциональная окраска оживляет библейские сюжеты, размещенные в каждом соборном уголке, на стенах, куполах, арках столбах, над оконными и входными арками.
Интересно! Знаменитыми художниками Максимом Греком и Дионисием Зобниновским выполнены многочисленные росписи, основной темой которых была жизни Иисуса Христа и Божьей Матери.
Вологодское деревянное зодчество
Деревянная архитектура Вологды – ее визитная карточка. Здесь более сотни старинных деревянных особняков и домов, которые являются памятниками архитектуры.
Дом Пузан-Пузыревского
Старинный деревянный особняк построен в 1823 году на улице Екатерино-Дворянской, которая сейчас называется улица Герцена. Дворянскому особняку с бельэтажем и мезонином присвоен статус памятника архитектуры. Долгое время в его стенах располагалось американское посольство, потом музей. Городская легенда гласит, что в доме обитает призрак его первого владельца с забавной фамилией, который выселяет нерадивых собственников.
Дом Засецких
Одноэтажный особняк построен в 1790-ые годы. Дом с мезонином и портиком считается самым старым уцелевшим деревянным зданием в городе. Федеральный памятник архитектуры расположен на улице Ленинградская практически в центре города. Здание с яркими зелеными стенами представляет собой отличный образец классического дворянского особняка. Внутри сохранились оригинальные двери и изразцовые печи.
Дом купца Самарина
Расположен на Советской улице в исторической части города. Двухэтажное большое здание принадлежало купцу Самарину. Он построил его в 1910 году. В нем проживала семья Самарина, а часть комнат сдавалась внаем. В 1913-1914 годах в одной из таких комнат проживала Мария Ульянова, позднее в них открыли музей Ульяновой, переименованный в Музей купеческого быта. Купеческий особняк имеет строгий вид без украшений.
Дом Левашова
Дворянская усадьба начала XIX века представляет собой величественное здание с двухскатной крышей, большим треугольным фронтоном и восьмиколонным портиком. В центре фронтона был изображен герб рода Левашовых, однако при советской власти его демонтировали. Деревянный дом возведен в стиле «ампир» с необычными формами окон и проемов, оригинальным декором. Дом находится на улице Герцена в историческом центре.
Дом Волкова
Шедевр вологодского деревянного зодчества расположен на улице Ленинградской. В одноэтажном здании особенно ярко оформлен фасад – парадный вход выполнен в стиле «ампир», с фронтонами и портиком. Опоры крыши на крыльце украшены резными узорами. С XIX века сохранился интерьер внутренних помещений. В здании долгое время находилась картинная галерея, сейчас в его стенах расположена музыкальная школа.
Описание архитектуры
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы славится своими архитектурными особенностями и украшает западную часть города Вологды на фоне современных построек. Церковь состоит из двух этажей. Принято считать, что фасад и сама структура строения собора относится к классическому стилю.
Если говорить о самой конструкции здания, то:
- Она имеет продольно-осевую форму, то есть двухъярусная трапезная, алтарь, крестообразный четверик с апсидой вытянулись в одну прямую линию.
- В центре креста была построена колокольная звонница.
- Кирпичная ротонда завершается куполом с одним крестом.
- Мутулы украшают карниз из дерева.
- Фасад собора разделен несколькими горизонтальными поясами-карнизами.
- Цокольный этаж кирпичный с наличием продухов для вентиляции подвала.
- Звонница имеет 8 крупных арок для звона и покрыта ленточным рустом.
- Крыша церкви имеет форму двускатной кровли с наличием чердака.
- Большое арочное окно, расположенное на западном фасаде, освещает площадку крыльца.
- Боковые фасады имеют двупольные декорированные двери.
- Пол в церкви деревянный. Имеет покрытие — линолеум.
- Толщина кирпичной кладки достигает 105 см. Имеет известково-песчаное покрытие.
Кафедральный собор имеет 3 отдельных входа:
- На первый этаж — с западной стороны церкви.
- На второй этаж — железобетонная лестница с двумя всходами. Однако, в настоящее время данная лестница имеет исключительно пожарное назначение. Прихожане могут подняться на второй этаж с помощью внутренней деревянной лестницы.
Особенности архитектурного строения первого этажа храма:
- Первый этаж здания украшен декоративной аркой, в строении имеются прямоугольные столбы.
- Окна первого этажа украшены декоративными камнями, напоминающими замковую кладку.
- Дверь оснащена кованой решеткой, сохранившейся с 19 века. Замки на дверях также являются оригиналом XIX века.
- Алтарь отделен от основной части строения стеной с тремя арками-проходами.
- Сохранены оригинальные кафельные печи.
- Стены первого этажа имеют высоту в 5 м.
Особенности архитектурного строения второго этажа церкви:
- Особенность второго этажа — четыре дорические колонны, являющиеся опорой для антаблемента.
- Второй этаж освещается большим тройным окном с сандриком треугольной формы, а также итальянским окном.
- Окна второго этажа задекорированы сандриками на специальных креплениях.
- Имеются металлические двери, сохранившиеся с 19 века. Декором служат объемные детали в форме ромбов и накладные цветы из меди.
- Стены второго этажа имеют высоту в 3,5 м. Украшены ручной живописью в виде сюжетных композиций, орнаментов и полотен.
- Стены оснащены широким карнизом, разделяющим их на 2 яруса.
- Соединение потолка и стен украшено лепниной.
В 20 веке Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде не подлежал реставрации. Был выполнен лишь косметический ремонт: замена кровли на оцинкованное железо, покраска внешних фасадов строения (использованы пастельные тона: розовый, голубой, желтый), перестелен линолеум, обновлена живопись и установлены печи-голландки.
История Кафедрального собора
Архитектура
Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.
Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского ордера) к приезду императора Александра I.
По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве. Г. К. Лукомский так описывает архитектуру собора:
…Довольно хаотическое и бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно, наличники и карнизы.
Таким образом, стиль барокко получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не вполне типичное выражение. Приём был хорош — получить самый храм круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработки.
Адрес, режим работы Софийского и Воскресенского соборов, официальный сайт, экскурсии.
Софийский и Воскресенский соборы находятся по адресу ул Орлова 15 (Кремлевская площадь 3). Богослужения Совершаются ежедневно.
В будни:
- 7:40 — Утреннее богослужение
- 17:00 — Вечернее богослужение
В воскресные дни:
- 8:40 — Часы / исповедь/li>
- 9:00 — Литургия
Молебны (по окончании литургии):
- понедельник — благодарственный молебен;
- среда — молебен всем святым в земле Вологодской просиявшим;
- четверг — молебен святителю Николаю Чудотворцу;
- суббота — панихида;
- воскресенье — водосвятный молебен.
Дополнительную информацию можно получить на официальном сайте, в группе в контакте
Телефон для связи : 8
Экскурсионная программа “Вологодский кафедральный собор”
Вологодский кафедральный собор- это храмовый комплекс, состоящий из: Софийского собора, Воскресенского собора, Соборной колокольни.
Для того чтобы узнать более подробно об истории этих древних храмов Вологды и посетить их, вы можете записаться на экскурсию по телефону: 8 (священник Сергий Зяблицкий).
Экскурсии проводятся на благотворительной основе.
Внутреннее убранство собора
О первоначальном внутреннем убранстве собора не осталось никаких сведений. Известно, что в середине XIX века интерьер был расписан ярославским иконописцем Колчиным (живопись утрачена), поновившим в это же время фрески Софийского собора. По оценке Г. К. Лукомского, в начале ХХ века «внутри собор не представляет решительно ничего интересного. Роспись (орнаментальная) изобличает дурной вкус эпохи Александра II и III, а киоты, иконостасы и все предметы носят на себе отпечаток безвкусия, типичного для поры quasi-русского стиля, отдающего холодной ремесленностью и поползновениями к роскоши».
В Воскресенском соборе с 1847 по 1928 год находилась древняя икона святой Троицы с надписями на зырянском языке, найденная в 1788 году академиком Яковом Фризом в церкви Вожемской волости в 40 верстах от города Яренска и по распоряжению Вологодского епископа Арсения в 1790-х годах перенесенная в Софийский кафедральный собор. В настоящее время эта икона является украшением коллекции древнерусского искусства Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Авторство ее приписывают святителю Стефану Пермскому. Так же в соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, прославленная в 1766 году в 12 верстах от Вологды при Богоявленской церкви на Лосте.
28 июня 1830 года в Воскресенском кафедральном соборе было совершено пострижение в монашество вологодского дворянина Дмитрия Брянчанинова с наречением его Игнатием. В середине XIX века Игнатий Брянчанинов станет одним из крупнейших теологов и богословов России. В 1988 году Русской Православной церковью святитель Игнатий (Брянчанинов) причислен к лику святых.