Софийский успенский кафедральный собор в вологде

Вологда. достопримечательности старинного города

Божий храм, ставший музеем

После октябрьского переворота собор ещё в продолжение пяти лет оставался религиозным центром города, а в 1923 году был закрыт. Благодаря своей исторической и художественной ценности, которую сознавали даже хозяева новой жизни, его не разрушили и не перестроили, а передали в распоряжение местного краеведческого музея.

Отныне Софийский собор в Вологде, фото которого представлены в статье, превратился в экспозицию, посвящённую истории религии и атеизма. Стоит упомянуть, что подобная судьба постигла и знаменитый Казанский собор в Ленинграде. В 1929 году в помещении вологодского собора-музея был установлен маятник Фуко, предназначенный для наглядного доказательства суточного вращения земли. Через два года такой же экспонат появился и в другом храме, превращённом в музей, – Ленинградском Исаакиевском соборе.

В настоящее время, несмотря на все перестроечные веяния и коренные идеологические изменения, храм, упразднённый в первые послереволюционные годы, по-прежнему остаётся музеем – тем, чем привыкла гордиться советская Вологда.

Софийский собор, режим работы которого уже много десятилетий определяется не началом и концом богослужений, а временем, удобным для проведения экскурсий, открыт ко всеобщему обозрению. Ежедневно кроме четверга с 10:00 до 17:00, а по четвергам с 10:00 до 20:00 можно осмотреть его главное здание, а также находящуюся рядом с ним колокольню.

Архитектура

Собор имеет классический для русского зодчества крестово-купольный план и представляет собой прямоугольник с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Размеры собора: длина стен 38,5 метров, ширина — 25,56 метра, общая высота — 59 метров. Материал стен — кирпич.

В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двух арочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. В последние годы в целях лучшего сохранения фресковой храмовой живописи крыльцо было остеклено. Два яруса узких окон почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе — высокие, в верхнем — небольшие. Алтарные апсиды ориентированы на северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращенных апсидами на восток.

Покрытие Софийского собора позакомарное, характерное для крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Существующая форма луковичных куполов относится к XVII-XVIII векам. Кресты, поставленные в конце XVII века, выполнены московскими мастерами по образу крестов несуществующей сегодня церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трех верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИиС ХС (на горизонтальных).

Артель ярославских мастеров во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым приступила к росписи храма 20 июля года. Работы продолжались два года и завершились в конце июня года. Общая площадь росписей — пять тысяч квадратных метров.

В последующем роспись несколько раз поновлялась. В году ярославский иконописец А. Колчин с артелью подверг живопись Софийского собора капитальному поновлению. В ходе этих работ был искажен колорит живописи, пропала характерная моделировка светотени. Благодаря реставрационным работам, проводимым с года, роспись была освобождена от позднейших записей.

По образу Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры в центральном куполе представлены Христос Вседержитель, в боковых куполах — Иоанн Предтеча, Богоматерь Знамение, Отечество и Спас Эммануил. На стенах барабанов изображены праотцы, на подпружных арках — апостолы. На сводах написаны праздники Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Вознесение, Воскресение, Успение Богоматери, Благовещение, Рождество Богоматери и Преображение. На столпах, расписанных в четыре яруса, изображены мученики, воины, благоверные цари и князья. В алтарных изображениях акцентируется тема прославления Богоматери.

Существующий иконостас Софийского собора, третий по счету, был создан в — годах. Он выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперед тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы золочеными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая «Распятие»), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.

Иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные — в и годах. Реставрацией — годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись, восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса.

Фрески

Музеи Вологды

В городе есть что посмотреть. Можно посетить многочисленные театры, либо же сходить в один из музеев, которыми может похвастать Вологда. Достопримечательности (фото наглядно отражают это) в большинстве случаев архитектурные. Сами здания города очень привлекательны, в большинстве своем старинные.

Например, дом Пузан-Пузыревского. Это особняк местного дворянина, сейчас в нем располагается Музей дипломатического корпуса. Интересно здание мистическими слухами о том, что в нем до сих пор живет призрак хозяина. Эти слухи подкреплены тем, что какое бы учреждение не располагалось в доме, непременно оттуда съезжало из-за пожара, затопления или еще по каким-либо причинам. Интересен также историко-мемориальный комплекс Можайского, посвященный жизни и достижениям известного исследователя Можайского.

Архитектура

Фото: Flickr.com

Колокольня имеет восьмигранную форму, на ее вершине расположена площадка звонов, арки которой имеют стрельчатое окончание. Над ярусом кокошников – декоративный элемент формы старинного женского головного убора – расположен цилиндр с четырьмя вытянутыми окнами. По периметру цилиндра располагается смотровая площадка.

Завершается все строение большой золоченой главой с расположенным на ней крестом, который видно далеко вокруг.

Фото: Cultinfo.ru

Ряд декоративных деталей был взят из готического стиля архитектуры. К таким деталям относятся:

  • Контрфорсы;
  • Окна со стрельчатым сводом;
  • Ниши со стрельчатым сводом;
  • Башенки-пинакли;
  • Декор башенок.

Фото: Cultinfo.ru

На колокольне сохранились 25 колоколов периода XVII-XIX веков. Выше яруса колоколов располагаются огромные часы с позолоченными стрелками и циферблатом.

Иконостас

Иконостас 18 столетия скрывает первоначальную кирпичную алтарную преграду, он является третьим по счету в Софийском храме.

При освящении придела Иоанна Крестителя в нем находился иконостас, о котором не сохранилось сведений, со второго иконостаса остался святой образ «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Также известно, что образцом для второго иконостаса послужила собрание икон храма Успения Богородицы из Троице-Сергиевой лавры.

После очередного пожара в середине 18 века епископом Павлом принято решение о новом иконостасе, каркас для него изготовить поручили монаху Арсению Борщевскому, епископом Амвросием были благословлено написание икон вологодскими мастерами.

При реставрации 1960 года, которая длилась 10 лет, множество икон восстановлено, иконостасу возвращен лазурно-голубой окрас.


Иконостас Софийского собора

В иконостасной пирамиде пять ярусов, уставленных иконами, вдоль горизонтальных линий их разделяют позолоченные пояса и карнизы, вертикально спускаются золоченые пилястры и каннелюры.

Святые образа, а всего в иконостасе 64 иконы, каждого яруса объединены темой:

  • местной;
  • праздничной;
  • деисусной;
  • пророческой;
  • праотеческой.

Завершением иконостасной композиции является венец в виде живописного Распятия.

Архитектура

Дизайн

В архитектуре, царствование Ивана Грозного было отмечено усилением абсолютизма , который приводит к возвращению к тяжелым формам конца XV — го  века. Софийский собор символизирует этот нарочитый архаизм.

План собора прямоугольный; он построен на основе шести колонн и преобладают пять куполов. Размеры следующие: длина 38,5 метра, ширина 25,6 метра. Его высота 59 метров. Материалы — камень и кирпич. Его макет — Успенский собор в Москве .

Внутреннее пространство

Собор Святой Софии, интерьер, в Вологде

Внутреннее пространство собора разделено колоннами на три нефа . Его освещают два ряда узких окон. Эти окна практически все одинаковой ширины. Но на нижнем уровне они выше, а на верхнем уровне меньше. Они размещаются вверху и в центре каждого закомара. Расположенные так высоко, они образуют источники света благодаря свету из зенита, который проходит через них. Таким образом, верхняя часть освещается изнутри светом, идущим сверху, чем нижняя часть.

Входы, внутренняя отделка стен, покрытия.

Некоторые порталы обеспечивают доступ к собору на северо-западе и юго-востоке, а на юго-западе есть большое крыльцо с двойной каменной аркой. Порталы состоят из капителей и архивольт . В пилястрах разделяют четыре различных сегментов фасадов плана в церкви поперечной Вписанной . Постамент церкви простой по форме, в нижней части состоит из двух куспидов . Пилястры отделяют апсиды, увенчанные закомарами . Покрытие в виде закомаров характерно для русских систем купольных сооружений в виде креста. Собор перекрыт крестовыми сводами. В ансамбле доминируют пять барабанов, увенчанных куполами. Форма куполов меняется в зависимости от времени. Первоначально их форма приближена к покрытому чешуей шлему. Позже историк Сергей Zagraevski показывает , что купола в форме лука , таких как Собор Святой Софии были распространены еще со времен Киевской Руси домонгольского до середины семнадцатого — го  века. Кресты были добавлены в конце XVII — го  века в качестве модели из Москвы. В центре креста изображено Распятие. На трех концах написаны слова: «Царь Славы» (на вертикальной части) и «IIС ХС» (на горизонтальной части).

Интерьер кажется очень тесным по сравнению с Успенским в Москве. Своды и стены сплошь покрыты фресками XVII — го  века. Их ставят рядами. Это монументальное богатство интерьера контрастирует с внешней сдержанностью.

Внешний вид собора

Пропорции здания идеальны и отвечают строгой архитектурной и орнаментальной логике. Формы, унаследованные от его модели, Московского Успения, сильно упрощены. Ни фриза, ни карнизов. Никакого декоративного богатства. Пять куполов придают зданию впечатление устойчивости и равновесия.

Собор Святой Софии и архитектурные традиции XV — го  века и XVI — го  века

Архитектурный прообраз Софийского собора — Успенский собор Москвы (1475–1479) в Московском Кремле . Модель общей композиции и много деталей из церквей в пяти куполов первой половине и середине XVI — го  века.

Сходство двух зданий — Святой Софии и Успенского Московского особенно ярко проявляется в шестиколпном строении. Однако внешнее убранство Софийского собора ближе к новгородским церквям  : здесь нет арок , ни на фасадах, ни на барабанах, которые появляются на фасаде Успенского собора в Москве.

Однако план Софийского собора отличается от плана Успенского собора в Москве. Равное расстояние между столбами, поддерживающими купола Успения, позволяет составить квадратный план из двенадцати одинаковых квадратов. В Вологде план нефа длиннее сторон и образует прямоугольник. Три апсиды в Вологде, пять в Москве. План Софийского собора ближе в этом плане к таким постройкам, как: Успенский собор (Ростов) (1508-1512 гг.), Преображенский собор Хутинского монастыря (1515 г.). Это традиционный план церкви с шестью колоннами и пять куполов XVI — го  века.

Пропорции Софийского собора идеальны и соответствуют орнаментальной и архитектурной логике его московского макета, отмечает искусствовед Вера Траймонд. Но его формы упрощены: нет декоративного богатства, нет фризов, нет карнизов. Пять куполов гармонично расположены и производят впечатление стабильности, равновесия и единства. Лаконичность внешнего декора контрастирует с красочными фресками, украшающими интерьер.

Гнев государя

Нетрудно представить ужас вологодского воеводы, отвечавшего за строительство, и уже готового расстаться с жизнью. Однако отвела от него беду Царица Небесная. Государь же, придя в себя, приказал разобрать столь повинный перед ним собор. Говорили потом, что в случившемся он увидел для себя дурное предзнаменование.

Разбирать не стали, а, выждав время, пока уляжется гнев и заживёт голова, пали пред ним с мольбами не губить напрасно труды людские да средства, нажитые потом-кровью. Долго молили, не один год прошёл с тех пор, да всё без толку. Лишь в царствование его сына Фёдора Иоанновича, в 1587 году, опальный храм был, наконец, достроен и освящён.

Великий конфуз

Доподлинно известно, что в 1570 году государь вдруг неожиданно и без видимых причин покинул Вологду, не дождавшись окончания строительства, в отношении которого проявлял столь живое участие. После его отъезда все работы были заброшены, и не только собор, но и кремль стояли незавершёнными ещё несколько лет.

Некоторый свет на это проливает летопись, составленная уже в 1716 году Иваном Слободским. В ней он приводит рассказ о том, как во время последнего посещения царём недостроенного собора со свода неожиданно сорвалась часть облицовки, и, падая, угодила ему в голову. Жив самодержец остался, но прогневался необычайно.

Рекомендации

И.П. Кукушкин / Кукушкин И. П., «  Археологические исследования в Вологде в 1997-2000 гг. / Археологические исследования в Вологодском кремле в 1997-2000 годах  », 1 , Вологда, Вологда. Краеведческий альманах. Вып 4,2003 г.

↑ и Г Бочаров / Бочаров Г., Выголов В., Вологда, Кириллов, Ферапонтов, Белозерск , Москва, Искусство,1979 г., 3 е  изд. , 354  с.

Варлам Халамов ( пер.  Софи Бенек ), Вологда четвертая , Лаграссе, Вердье, колл.  «Слово»,2008 г., 187  с. ( ISBN  978-2-86432-553-6 ) , стр.  16 и 17

↑ и Иван Слободской. Летописец. 1716 год

Жорж Лукомский / Лукомский Г. К., Вологда ранее , Санкт-Петербург, Сириус,1914 г., репринт 1914 г. изд. , 365  с.

↑ и Александр Мельник / Мельник, Александр Гаврилович, На Софийском соборе в Вологде / О вологодском Софийском соборе , Вологда,2000 г., Материалы научных чтений памяти Петра Андреевича Колесникова: Межвузовский сборник научных трудов  éd. , 216-224  с.

А.А. Рыбаков / Рыбаков А. А., Икона Вологодская / Вологодская икона ,1995 г.

Мощи святого Антония были обнаружены в 1998 году и перенесены крестным ходом в Никольскую церковь в Владычной слободе.

Архиепископ Вологодский Сильвестр. Из отписки «государства Московскаго боярам и воеводам». 1613 год

. Дата первого освящения этого жертвенника неизвестна.

В.И. Соколов / Соколов В

И., История строительства Вологды lВологда: история строительства и благоустройства , Вологда, Северо-Западное, еливажное, книджное1977 г., 159  с. Баталов А.Л

«  Традиция строительства храмов от Успенских храмов в XVI веке / Традиция строительства Успенских храмов в XVI веке  », , Москва,2000 г.

Имеется в виду новое освящение.

Вера Траймонд, Архитектура Древней Руси XV-XVII , Париж, Герман,2003 г., 337  с. ( ISBN  2-7056-6434-3 ) , стр.  65

Сергей Заграевский (Заграевский, Сергей Вольфгангович), «  Формы куполов / Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов  » , Москва,2008 г.

↑ и Вера Траймонд, Архитектура Древней Руси XV-XVII в. , Париж, Герман,2003 г., 337  с. ( ISBN  2-7056-6434-3 ) , стр.  67

Г. Лукомский, Старая Вологда , СПб., Сириус,1914 г., репринт 1914 г. изд. , 365  с.

Вера Траймонд, Архитектура Древней Руси XV-XVII , Париж, Герман,2003 г., 337  с. ( ISBN  2-7056-6434-3 ) , стр.  66

Т.Л. Никитина / Никитина Т. Л., «  Традиции и индивидуализм в фресках Дмитрия Плеханова  » , п о  публикации,2006 г., стр.  33-40

Т.Л. Никитина / особенности евангельских сцен на фресках / Никитина Т. Л. О некоторых особенностях размещения евангельских сцен в стенописях

↑ и Рыбаков А.А., Художественные воспоминания Вологды / Художественные памятники Вологды , Ленинград, Художник РСФСР,1980 г., 316  с.

Рыбаков А.А., «  Иконостас Святой Софии / Иконостас вологодского собора (к истории создания и реставрации)  », 1 , стр.1972 г.

Сокровища Вологодского кремля . Автор, режиссер М. Резнов, ВГИАМХЗ, студия «Новая идея», 2004 г.

Николай Федычин (Федышин, Николай Иванович), «  Софийские колокола  », ,2007 г.

Суворов Н. И. Неудачный опыт колокольнолитейного искусства // ИАО. СПб., 1861. Т. 3. С. 57

Н.И. Суровов / Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедрального собора. М., 1863. С. 100-101

(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи Википедии на русском языке под названием «  Софийский собор (Вологда)  » ( см. список авторов ) .

Освящение

Согласно летописи 1716, созданного Иваном Slabodskoy, первоначально планировалось посвятить собор в Успенской Богородицы. Московский Успенский собор послужил образцом для собора Святой Софии в Вологде. Это в то время, когда символика русской церкви и правительства имела особое значение. Во второй части XV — го  века и первая треть XVI — го  века, Успенский собор в Москве стала церковью митрополии Русской Православной Церкви. Москва утверждает себя как новый религиозный и соборный центр. Так воспроизводится макет его собора в Ростове Великом , в Дмитрове , в Новодевичьем монастыре . После Стоглавского Собора (1551 г.) начинается вторая волна строительства по образцу Успенского собора в Москве. Необходимо относиться к этому период Успенского собора в Лавре Троице-Сен-Сергием (1559) и начало строительства Санкт-Sophie собора Вологды.

София Богородица, икона собора (фрагмент), 1618 г., Вологодский государственный художественно-архитектурный музей-заповедник

Следует также отметить , что с XVI — го  века была уже церковь Успенского монастыря Gorne-Успенского ) один из старейших религиозных зданий в городе Вологда. После импровизированного отъезда Ивана Грозного из Вологды в 1571 году собор долгое время оставался без освящения. Однако в 1587 году придел в южной части здания был посвящен Иоанну Крестителю

Такое освящение во времена Ивана Грозного не лишено важного значения: большое количество культовых сооружений было построено во время правления Ивана Грозного либо по его приказу, либо по приказу Православной церкви по ее указанию. Мы также должны помнить, что Иван Грозный хотел посвятить собор своему покровителю и можно предположить, что в 1587 году Федор I впервые захотел почтить память своего отца, организовавшего освящение часовни.

Что касается главного жертвенника, то он был освящен в 1612 году в честь Святой Софии, или Божественной Мудрости . Софи — олицетворение христианской философии, олицетворение божественной мудрости. Посвящение Софи историческое, оно восходит к древней традиции, зародившейся в Византии. София появляется во многих городах ( Святой Софии в Константинополе , Святой Софии в Киеве , Святой Софии в Новгороде , Святой Софии в Софии и других).

По мнению богослова Георгия Флоровского , то обстоятельство, что праздник Успения Пресвятой Богородицы был связан с праздником Софии, не имевшего своего праздника в Православии, показывает, что эти два праздника по своему пониманию близки друг другу.

Театры

Интерес для туристов представляет Вологодский государственный драматический театр. Он был основан в середине 19 века и является одним из старейших театров в России. Это самый крупный театр в Вологде, в нем три сцены. В постоянном репертуаре театра классика — «Гроза» Островского, шекспировские трагедии, «Ночь перед Рождеством» Гоголя.

В городе есть еще один драматический театр — Камерный, но он совсем молодой. Камерный театр в Вологде был открыт в 1999 году.

Есть в Вологде и развлечение для маленьких зрителей — кукольный театр «Теремок». Он относительно небольшой. Построен был в 1937 году. В репертуаре театра по преимуществу русские народные сказки. Творческая молодежь в Вологде не сидит без дела. Уже в двухтысячных годах в городе было создано несколько театров и студий. Например, в 2009 году был создан «Свой театр». Его основатель Всеволод Чубенко — актер и автор сценариев. Еще одна молодая театральная студия — «Сонет». Основана была в 2011 году. Есть в городе свой детский эстрадный театр, в котором могут проявить себя даже самые маленькие актеры, это студия «Софит».

Воскресенский собор Череповец

Октябрь 1917 года знаменует собой начало новой главы в истории Воскресенского собора в Череповце.

Гонения на Воскресенский собор и на все городское духовенство начались в Череповце уже в марте 1918 года. Собор решено было в целях усиления идеологической борьбы передать обновленцам. С 1923 года Воскресенский храм на целое десятилетие попал под власть раскольнической обновленческой церкви, получив статус кафедрального собора ее Череповецкой епархии.

Однако даже статус обновленческого храма не сумел защитить собор, к тому же на раскольников в 1930-е годы тоже начались гонения, как на не оправдавших идеологический эксперимент советской власти.

Закрыть Воскресенский храм горисполком Череповца постановил еще в феврале 1930 года, однако не получил разрешение вышестоящего начальства, поскольку в этот период город входил в состав Ленинградской области. Требовалось согласование с ее руководством, это заняло немало времени, и лишь в 1933 году городским властям удалось сначала добиться запрета на проведение богослужений в Воскресенском соборе, а потом и закрыть его.

Закрытие собора привело к еще большему его разорению. После того как власти распорядились снести купола, здание утратило облик православного храма. Ограду убрали, и в храм мог войти любой желающий и унести оттуда все, что ему заблагорассудится.

Чтобы помещение не пустовало, его стали использовать в качестве сборного пункта призывников перед отправкой в армию. С началом Великой Отечественной войны в здании разместили слесарные мастерские по ремонту моторов самолетов.

Уже в последние годы войны, по мере освобождения советских городов и сел стали открываться некоторые храмы. На этой волне перемен прихожане Череповца с 1944 года начали активно ходатайствовать об открытии Воскресенского собора. На третий год усилия верующих наконец-то возымели действие, хотя и с несколько неожиданным результатом — вернули Троицкий храм.

Тогда прихожане попросили вместо изрядно обветшавшего храма Троицы открыть Воскресенский собор, находившийся в гораздо лучшем состоянии. 7 октября 1946 года Вологодский облисполком удовлетворил эту просьбу и неделю спустя отдал «здание каменной Воскресенской церкви» в бесплатное и бессрочное пользование прихожанам.

На тот момент собор представлял собой обезглавленное здание, практически полностью лишенное внутреннего церковного убранства, своего уникального исторического наследия. Началась кропотливая работа по восстановлению храма, продлившаяся до 90-х годов XX столетия.

В 1965 году в храме провели электричество, 15 лет спустя установили телефон. 1980-е годы стали порой активного восстановления здания, тогда оно вновь обрело купола и соответствующий церковный облик. В 1987 году храму Воскресения Христова был возвращен соборный статус.

Архитектура

Архитектура собора заключается в том, что здание по форме напоминает прямоугольник, который оснащен пятью тонкими главами. Всех их венчают главы-куполы

Отдельное внимание стоит уделить колокольне. Она является гордостью храма

Высота ее достигает свыше 78 м. Колокольня Софийского собора Вологды строилась три раза.

Первые две деревянные конструкции сгорели от пожаров. И только третью со временем решили заменить на каменную. По своему виду это было восьмиугольное столпообразное здание, которое на горе покрыто луковками – главами. Высота ее достигает 78 м. По структуре храм внутри разбит на три нефа. Желательно обойти всю территорию, чтобы посмотреть и насладится красотой фресками южного портала.

Также поражают своей красотой первые в Вологде настенные росписи. Их выполнили мастера из Ярославля. Внутри собор расписан практически полностью. Общая площадь составляет около 5 тысяч метров квадратных. Самая крупная и впечатляющая фигура – лик Христа, которая занимает весь купол собора. Кроме того тут можно найти большое количество фигур простых смертных, святых, воителей, а также божественных сущностей, которые украшают стены, порталы и своды.

Лучшая статья для Вас, переходите: обор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростов-на-Дону

В 19 веке было принято решение о повторной росписи храма. Кое что сделали заново, а кое-где дополнили новыми сюжетами. Также непревзойденны по своей красоту и алтарные помещения. Их расписали от потолка и до пола. Одним из авторов считают М. Грека.

К вещам, которые стоит увидеть в данном храме относят:

  • Фреску «Страшный суд». Она находится внутри собора. Самая крупная настенная роспись в стране. Общая площадь ее составляет около 400 квадратных метров.
  • Иконостас. Его считают также очень важным и ценным.

Софийская Площадь

Софийский собор стоит на одноименной площади, которая так же называется кремлевской. Это место, где проходят все городские праздники. Тут же ставился рекорд России, когда под открытым небом собрались более 500 кружевниц со всего мира и два часа плели кружево, а в воздухе стоял звон коклюшек. А в обычные дни, особенно летними белыми вечерами, тут полно народа: многие играют во фризби, катаются на велосипедах, рядом гуляют парочки и бегают дети. Я всегда чувствую здесь какую-то свободу и широту истинных древних русских городов.

Как только вступаешь на Софийскую площадь, кажется, что небо поднимается выше и ты ощущаешь необъятный простор. Туристы здесь сразу же начинают фотографироваться, но если вы выстроитесь для памятного кадра, так сразу вас заприметят продавцы сувениров и будут настойчиво вам их предлагать. Покупать или нет — решайте сами, лично мне не всегда нравится такой активный маркетинг.

Если вы тоже хотите посмотреть магнитики и тарелочки в более спокойной обстановке, то можете зайти в магазины «Вологодские сувениры» по адресу: Кремлевская пл., 8 или Чехова, 12, а также в «Резной палисад» (он расположен в очень уютном домике; даже если вы ничего там не купите, то будет интересно просто поглядеть на типичный пример вологодского зодчества) по адресу: Засодимского, 5.

Колокольня храма

История

Нынешняя колокольня для собора четвертая по счету, но первая каменная, предыдущие были из дерева. Это сооружение было возведено в середине 17 века и изначально имело несколько иной облик. Во второй половине 19 века колокольня была перестроена и приобрела современные внешний вид и высоту. Прежняя постройка была ниже более чем на 30 метров.

Внешнее убранство

Колокольня Софийского храма представляет собой белокаменную столпообразную постройку в стиле русской готики округлой восьмиугольной формы, увенчанную позолоченным куполом с крестом. Под верхним ярусом со смотровой площадкой размещаются часы, имеющие 4 колокола.

Высота колокольни составляет около 80 м (тогда как высота самого собора — почти 60 м). Это высочайшая колокольня во всей местной епархии.

Колокола

Сейчас на колокольне висят 25 колоколов. Они отлиты русскими, голландскими и немецкими мастерами в 17-19 веках. Но, несмотря на возраст, сохранились до настоящего момента. Самыми известными из них являются старейшие, т.е. отлитые в 17 веке.

Среди них:

  • «Архангельский»;
  • «Большая лебедь» (подарен храму Петром I);
  • «Малая лебедь» (украшен оттисками ликов святых);
  • «Великопостный»;
  • «Водовоз»;
  • «Праздничный», он же «Большой» (весит более 7,5 тонн);
  • «Часовой» (самый старый из всех).

За всю историю колокольни наибольшее количество колоколов было 26. Но самый маленький колокол до современности не сохранился.

Использование колоколов храма после длительного советского периода «молчания» было возобновлено в 1989 году и продолжается по сей день.

История постройки

Шел 1566 год, время разгула опричников. Царь Иван Грозный повелевает построить город и возвести в нем храм. Царь планировал создать кремль в центре будущей опричной столицы. Грандиозное строительство начали в 1568 году, используя для его стен камень, из которого строили сторожевые башни и военные укрепления.


Софийский Успенский кафедральный собор в Вологде

К возведению православной святыни были привлечены лучшие мастера и зодчие, создавшие великолепный Софийский храм, простоявший более 400 лет без капитального ремонта, образцом для строительства его Кремлевский собор Успения Богородицы.

К 1570 году черновое строительство было завершено, Иван грозный сам следил за его ходом, однако, после 1571 году внезапно покинул город, внутренняя отделка так и не была начата. По недостоверным слухам, якобы при последнем посещении царя ему на голову со свода упал камешек, разгневанный Иван Грозный уехал из Вологды.

Работы были продолжены только при царствовании Федора Иоанновича, сына Грозного в 1587 году. При завершении отделки южного придела, епископом Вологодским Антонием был проведен чин его освящения в честь Усекновения головы Иоанна Крестителя, покровителя царя Ивана Грозного.

Исторические данные молчат о продолжении строительства вплоть до 1612 года, когда банды Лжедмитрия Второго, а затем поляки с литовцами, вторглись в Вологду, разграбили город и осквернили Софийский храм, устроив там пожар.

В том же году после освобождения в храмовых постройках был произведен ремонт и повторное освящение церкви. Царем Михаилом Федоровичем в 1639 году собору Софии было подарено паникадило из меди, затем докупили еще 3 церковные люстры.

Епископ Гавриил в 1686 году благословил иконописцев из Ярославля на роспись храмовых стен. Работой руководил Дмитрий Григорьев, под его руководством появились окна четверика и в нижних апсидах.

Пожары 1698, 1724 года нанесли существенный ущерб святыне, но к 1744 ремонтные работы были завершены, центральный храм был украшен новым пятиярусным иконостасом. Богослужения в Софийском храме Вологды велись ежедневно.


Интерьер Софийского собора

В 1776 году было завершено строительство теплого храма Воскресения Господня.

Пребывая с царскими визитами в Вологде, православная древняя святыня была удостоена посещением:

  • 1724 год — Петром Первым;
  • 1824 год — Александром Первым;
  • 1858 год — Александром Вторым.

Капитальный ремонт, начатый в 1848 году, длился 3 года, после него появились новые притворы из камня, были увеличены окна и окрашена в зеленый цвет крыша, а к 1860 году храм Премудрость Божьей обнесли каменной оградой.

Софийский собор (1568-1570)


Древнейший церковный памятник Вологды – Софийский собор играет важную роль в общем ансамбле города.

Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов, имея общий источник происхождения – Успенский собор в Москве. Тем не менее вологодский собор отличается от всех аналогичного типа храмов, в том числе и от прототипа, особой лаконичностью архитектуры, придающей собору специфически северную строгость.

Каменное строительство в Вологде, в том числе возведение ее центральной достопримечательности – Софийского собора, напрямую связано с именем Ивана Грозного. В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван IV Грозный повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Летописи свидетельствуют, что царь придавал большое значение идее постройки собора. Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем «каменным припасом», который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Строители должны были особенно заботиться о прочности и крепости постройки. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного, и она отличалась особой тщательностью; то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя «лубьем и другими орудиями».

По воле Ивана Грозного, Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства.

В 1571 году в Вологде, как и во многих русских областях, начало распространяться сильное моровое поветрие; в том же году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события побудили Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Столь спешный отъезд Грозного и последующее запустение строительства местная легенда связывает с одним происшествием, будто бы случившемся с царем в Софийском соборе. Когда собор был почти закончен, Грозный, согласно преданию, стал осматривать его внутри, и в это время что-то оторвалось от свода и упало на голову государю. Разгневанный, царь приказал ломать храм, но позже, уступая усиленным просьбам окружающих, отменил приказ и уехал из города.

Собор оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к его окончательной достройке и устроению, причем отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее. В 1587 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящен придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре был освящен и главный престол Софийского собора.

В сентябре 1612 года, во время польско-литовского нападения на Вологду, Софийский собор наряду с другими церквями города пострадал от грабежа и пожаров, вследствие этого оказалось необходимым возобновление и повторное освящение в нем обоих престолов (1613 г.). Восстановление собора после разрушения требовало значительных средств, и для этих целей были проведены денежные сборы с епархиальных церквей. В 1627 году Софийский собор представлял собой каменный трехпрестольный храм о пяти главах.

В 1685 – 1687 гг. создана стенная роспись храма ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова.

В течение всего времени своего существования Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; свой окончательный вид он принял только в XX столетии.

Вологодский Софийский собор: виртуальная экспозиция

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Класснуть

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: