Культура древней месопотамии (междуречья). особенности, характеристика, достижения, религия

Месопотамская цивилизация | 10 главных достижений

Месопотамская цивилизация обладала самыми большими империями в мире

Аккад и Ассирийская империя Месопотамии были крупнейшими империями в мире. Аккадская империя 23-го века до нашей эры также считается первой империей в истории, поскольку она управляла много этнической территорией через центральное правительство. Во время правления Саргона в Аккаде были многочисленные восстания. Некоторые историки считают, что эта империя имела первую в мире профессиональную постоянную армию для защиты себя от мятежных подданных. Ассирийская империя одержала победу над наиболее мощными месопотамскими царствами, чтобы стать одной из первых сверхдержав древнего мира. Формирование фаланги является известным военным образованием и связано с древнегреческой войной. Самое раннее известное изображение фалангообразного образования в месопотамском стиле датируется 25-м веком до нашей эры. Кроме того, поскольку многие месопотамские города были окружены оборонительными стенами, они, возможно, изобрели осадную войну.

Ассирийская империя на вершине своего могущества

Описание[]

Древнейшей мировой цивилизацией является Месопотамия (Междуречье), земли которой расположены между Тигром и Евфратом. Много народов прошло через Месопо­тамию. На юге обитали шумеры, вавилоняне, халдеи, на севере и западе – ассирийцы, арамеи. В отдельных районах Месопотамии удалось обосноваться и племенам-завоева­телям. Это – кутии, семиты, касситы. Центр древнейшей цивилизации находится в древ­ней Вавилонии. Северная Вавило­ния носила название Аккад, южная – Шумер. В северной части Месопотамии расположена Ассирия. В 4 тыс. до н. э. на юге Месопотамии появляется первые шумерские поселения. thumb|300px|right|Месопотамия А на рубеже 4–3 тыс. до н. э. (одновременно с возникновением государства в Египте) в южной части Междуречья появляются первые государственные образования. В начале это были небольшие города-государства с населением в 40–50 тыс. человек (Эриду, Ур, Ларса, Урук, Ниппур). В первой половине 3 тыс. до н. э. в Шумере создаются несколько политических центров, во главе с правителями. Их именовали лугаль или энси – «большой человек», царь. В 3 тыс. до н. э. в северной части Месопотамии семитами был основан город Аккад, дав­ший начало зарождающего государства с тем же названием. Около 1894 г. до н. э. амореи создают самостоятельное государство со столицей в Вави­лоне. А в первой половине 3 тыс. до н. э. на правом берегу Тигра, в северной Месо­потамии был основан город Ашшур, так стало вскоре называться и окружающая его местность (с греч. Ашшур – Ассирия). Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от «варварства» к цивилизации, создавая свой тип культуры.

Аккадский период (2370 – 2200 гг. до н.э.)

В XXIV веке до н. э. к северу от Шумера возникло новое государство, которое стали называть Аккадским царством. Столица царства город Аккад находился в самомо центре Месопотамии в месте, где максимально сближались реки Тигр и Евфрат. Аккад находился в непосредственной близости от Шумера, и это позволяло Аккадскому царству контролировать Месопотамию целиком.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (2316-2261 гг. до н. э.). Он правил 55 лет и создал очень сильное государство

Его правление отметилось важной военной реформой: Саргон создал постоянное войско, зависящее от царя. Раздавать войнам землю Саргон перестал

Вместо фаланги тяжеловесных войнов, Саргон создал легковооруженные отряды, действовавших в рассыпанном строю. Оружие этих войнов: кинжал, копьё, скорострельный лук, стрелявший на расстояние 200 м. Численность армии Саргона поражало воображение людей того времени — армия насчитывала 5400 человек.

После военной реформы Саргон приступил к завоеваниям. Он завоевал на севере — страну Субатру и племена Загроса. На юге — старинный шумерский город Киш и другие, что позволило Саргону установить своё господство до берегов Персидского залива. После покорения Шумера Саргон отправился в горный Элам, княжество Мари и государство Эбла.

В итоге Саргон создал державу, лежавшую от границ Малой Азии до Элама, от Армянского нагорья жо Персидского залива. Саргона начали именовать «царём четырёх стран света».

Форма правления, сложившаяся при Саргоне, имела все черты деспотии. Совет старейшин и народное собрание в качестве органов, ограничивающих власть правителя, ушли в прошлое.

Внук Саргона Нарам-Суэне (2236-2200 гг. до н. Э.) ещё сильнее укрепил власть «царя четырех стран света», провозгласив себя «богом Аккада», «божественным Нарам-Суэном». В его честь строились храмы, а жрецы совершали перед его статуями жертвоприношения. В годы правления именно этого правителя Аккадская переживала стадию своего наивысшего расцвета, играя первенствующую роль среди других стран Передней Азии.

Преемники Нарам-Суэна были менее удачливыми правителями. Народы, завоеванные Саргоном, стали бороться за прежнюю незавивимость от Аккада. Особенно сильно Аккадское царство страдало от набегов горных племён из Загроса кутиев. Кутии завоевали страну Саргонидов в 2175 г. до н. э. Город Аккад был захвачен и разрушен, население облодено данью.

Кутии удерживали политическое господство над Месопотамией около 70 лет.

IX век до н.э., слепки с рельефов из дворца Ашшурнацирапала II в Кальху (современный Нимруд, Ирак)

Религия[]

В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль (аккадцы называли его также Белом) и бог вод Энки, или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеоне — Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, верховный вавилонский бог Мардук — с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,— с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур. Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он считался. Согласно вавилонскому мифу о сотворении мира, первоначально существовал лишь хаос, олицетворенный в виде чудовища по имени Тиамту. Последняя породила богов, которые, однако, вели себя очень шумно и стали постоянно беспокоить свою мать. Поэтому Тиамту решила погубить всех богов. Но бесстрашный Мардук решился на единоборство с чудовищем, заручившись согласием остальных богов на то, что в случае его победы они станут повиноваться ему. Мардуку удалось одолеть Тиамту и убить ее. Из ее тела он сотворил небо со звездами, землю, растения, животных и рыб. После этого Мардук создал и человека, смешав глину с кровью одного бога, казненного за переход на сторону Тиамту. Миф этот вавилоняне заимствовали от шумеров лишь с незначительными отклонениями. Естественно, в соответствующем шумерском мифе Мардук, бог Вавилона, вовсе не упоминался, и героем-победителем чудовища был Энлиль. Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных. Особенно популярны были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей. Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Месопотамская цивилизация разработала первую в мире систему позиционирования

Как современная математика использует десятичную систему, основанную на числе 10, так шумеры использовали половозрелую структуру, которая была основана на группировках по 60 человек. Шумерская система «база-60» в конце концов вышла из строя для большинства целей, но все еще имеет место быть в измерениях как часа, так и минуты. Вавилонская цивилизация Месопотамии разработала первую в мире позиционную систему вычисления. В позиционной системе значение цифры зависит как от разряда числа, так и от его позиции. Позиционная система значительно упрощает арифметику. На самом деле почти невозможно заниматься продвинутой математикой с непозиционной системой наподобие римской системы. Вавилонская система вычисления рассматривается некоторыми учеными, как их величайшее достижение в математике. Однако вавилоняне не имели понятия о цифре ноль. Вместо этого они использовали пробел. Благодаря своей развитой системе вычисления, месопотамская цивилизация добилась больших успехов в математике. В настоящее время установлено, что греческие и эллинистические математики в значительной степени позаимствовали свои знания у Месопотамии.

Культура и общество

Экономика и Экономика

В 3-м тысячелетии (шумеры) правили жреческие князья, державшие в своих руках политическую и религиозную власть. Они также организовали канализацию земель и сельское хозяйство. Государственный бюджет был синонимом бюджета правителя, эта экономическая система называлась экономикой Ойкоса . Для этого организации требовался большой административный аппарат. Рабы, работавшие на князей-жрецов, получали натурой. Частная собственность возникла только во времена Вавилона. Задачи государства со временем были «приватизированы», т. Е. ЧАС. арендатор взял на себя работу и должен был предоставить за нее услугу (например, серебро).

Земледельцы II-I тыс. До н.э. До н.э., однако, обменивали свои продукты на продукты питания и текстиль, в которых они нуждались. Храмы и их священники имели гораздо меньшее экономическое влияние в Ассирии. Ассирийское государство терпимо относилось к частной собственности и финансировалось за счет дани и налогов. Земли принадлежали аристократическим семьям, которые делали мелких фермеров все более зависимыми. У земельной собственности было одно большое преимущество — она ​​не облагалась налогом. Помимо владения землей, эти аристократические семьи в основном владели торговыми предприятиями.

В Вавилоне тоже были влиятельные купцы, которые со своими семьями образовывали настоящие династии. Они увеличили свое богатство не только за счет торговли, но и за счет финансовых операций. Удивительно, но в то время вроде бы не было рынков ( базаров ), чего можно было бы ожидать от восточной страны. Однако найденные документы не сообщают об этой форме торговли.

Месопотамия торговала с соседними странами. Торговые отношения на дальние расстояния простирались даже от Балтийского моря до дельты Инда . Товары привозили в страну кораблями или караванами . Первоначально караваны перевозили свои товары на ослах, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры. До н.э. верблюды несли товар. Лошади и повозки также использовались в небольших масштабах. Дороги существовали только со времен Новой Ассирийской империи. В Королевстве Миттани около 1400 г. до н.э. существуют традиции колесниц и тренировки лошадей, возницы на каретах. В северной Месопотамии.

Язык, письмо и числа

До 4-го тысячелетия до нашей эры. Жители Месопотамии использовали так называемые счетные камни для повседневных арифметических задач. Расширение торговли привело к развитию клинописи в 3-м тысячелетии . Первоначально шрифт состоял в основном из графических символов. Позже он стал более абстрактным. Поскольку многие люди не умели писать, они прибегали к услугам писцов . Таким образом, писатель стал уважаемым человеком в обществе .

Персонажи были нацарапаны ручками на глиняных табличках . Сначала вы нарисовали на глиняной табличке вертикальные и горизонтальные линии. Затем символы переносились в получившиеся коробки, вдавливая их в мягкую глиняную табличку треугольным концом тонкой трубки. Люди писали и читали слева направо. Так называемая клинопись появилась примерно в 2700 году до нашей эры. Их завершение. Клинопись использовалась в Месопотамии более 2500 лет, а также была найдена в Сирии и среди хеттов, а также в дипломатических архивах Египта.

Для шумеров отдельные символы обозначали целые слова, которые могли иметь несколько значений. Некоторые символы были объединены, например Б. изображать действия. Термин «еда» был представлен символами «рот» и «хлеб». Этот графический шрифт позволил людям лучше организовать повседневные дела.

С течением времени сценарий становился более сложным, отдельные символы теперь также могли представлять звуки, а несколько символов могли представлять целые предложения. Это способствовало рождению литературы, что также нашло отражение в эпосе о Гильгамеше, известном во всем регионе . До 2-го тысячелетия ни один из используемых языков не преобладал в Месопотамии. На шумерском и аккадском языках говорили одинаково . Многовековые поселения и распространение самых разнообразных арамейских племен по всему Плодородному полумесяцу сделали арамейский язык ведущим языком на Ближнем Востоке.

Шумерский язык оставался языком образованных до рубежа времен, подобно греческому во времена Римской империи или латыни в средние века.

Арамейцы также ввели алфавит , принятый финикийцами . Были написаны только согласные . В этот период для письма использовались папирус и пергамент .

Природа и климат региона

Тысячи лет назад Персидский залив был длиннее километров на сто, и южные пределы Месопотамии на карте находились намного севернее современных. А реки Тигр и Евфрат текли практически параллельно и имели отдельные русла. Условно эту территорию между Армянским нагорьем на севере и Персидским заливом на юге делятся на 2 климатические зоны.

Нижняя Месопотамия

Летом на этих пустынных землях веяли песчаные бури, а зимой шли страшные ливни. Однако в апреле — июне на севере в горах начинали таять снега, и реки Тигр и Евфрат заливали все прилегающие территории.

Благодаря таким систематическим наводнениям сухая земля покрывалась слоем плодородного ила. И древние земледельцы собирали в 35 раз больше зерна, чем садили.

Реки разливались нерегулярно, наводнения случались даже зимой, а русла заиливались настолько, что Тигру и Евфрату приходилось прокладывать себе новые пути. Это приводило к страшным бедствиям для населения. Недаром миф о потопе родом из этой местности.

В Южной Месопотамии не было ни леса, ни строительного камня или известняка, ни залежей руды. В распоряжении местных жителей были только тростник и липкая глина.

По этой причине многие здания в регионе строились из необожжённого кирпича, ведь для обжига требовались ветки и дерево. Даже первый человек, как верили шумеры, был создан из сырой глины, а все записи велись на глиняных табличках. После высыхания они не боятся ни воды, ни огня, поэтому современные исследователи так много знают о древнейшей цивилизации мира.

Отсутствие древесины сказалось на том, как позже будет вооружена армия бронзового века. Тысячелетиями воины не использовали луки, ведь для их изготовления тоже нужна качественная древесина.

Верхнее Междуречье

Климат здесь не отличался гостеприимством. Каменистая степь, вплотную подходившая к рекам, оставляла только небольшие участки плодородных земель. Местным жителям не приходилось возводить сложные ирригационные системы, ведь климат был не таким засушливым и пахотных земель было намного меньше.

Зато на севере располагались богатые залежи железной руды и было достаточно строительного материала. Богатой была и местная фауна. Здесь водились:

  • львы;
  • слоны;
  • дикие ослы;
  • лани;
  • кабаны;
  • медведи;
  • леопарды.

По этой территории проходили важные торговые пути.

Религия

Жители Междуречья почитали многих богов. Среди них центральное положение занимал Энлиль – верховный бог шумеров, покровитель всех высших сил. Согласно верованиям жителей Месопотамии, он отделил небо от земли, научил людей скотоводству и земледелию, обучил письменности. Одновременно, они считали, что Энлиль насылал стихийные бедствия и болезни, а единожды даже вызвал наводнение, с целью уничтожения человечества. Традиционно его изображали с бычьими рогами и копытами.

Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца – Шамаш. Его изображали в виде человека с длинной бородой и высоким тюрбаном на голове. Он символизировал светлое время суток, восход, солнце. Согласно древним сказаниям Шамаш исцелял людей от болезней, возвращал к жизни умерших, освобождал пленных, приносил людям богатый урожай и благосостояние.

Богиня Иштар почиталась шумерами как царица богинь, она одновременно отвечала за плодородие, любовь и войну. Люди верили, что Иштар даровала им мудрость, жизненные силы, здоровье и удачу. Женщины поклонялись богине с просьбой об обретении счастливой любви, рождении здоровых детей. Чаще всего Иштар изображали крылатой, с восьмиконечной звездой на голове и стрелами за спиной.

Период Эль-Обейда (5500-4000 гг. До н.э.)

Известно, что первые поселения этого периода возникли около 5000 г. до н.э. однако его величайшее великолепие пришло примерно 500 лет спустя.

В этот период некоторые кочевые народы пришли сюда с гор Загроса. Поселения увеличивались в размерах, и социальная организация менялась, чтобы приспособиться к большему населению.

Одним из самых важных городов этого периода является тот, который дал ему название: Обейд. Найденные останки доказывают, что дома были построены из обожженного глиняного кирпича.

Точно так же на этом этапе некоторые религиозные здания уже были возведены внутри городов. Учитывая его террасированную форму и прямоугольный план земли, эксперты говорят, что они были предшественниками зиккуратов.

Другой характерной чертой этого периода было развитие ирригационной техники, особенно оросительных каналов.

Господство Аккада и Ура

С XXVII в. до н. э. столицей Междуречья был Аккад. Первым царём государства стал Саргон Древний, который дал начало династии. После победы над Уруком он воевал с Сирией и даже разгромил Элам. Одним из интересных фактов о Двуречье является то, что Саргон создал первое в истории войско. При нём ввели системы орошения и единых мер и весов. Месопотамия вела оживлённую торговлю с Восточной Аравией и Индией.

После Саргона правил его сын Римуш, который был убит его братом Маништушу. Новый правитель властвовал 15 лет и затем тоже стал жертвой дворцового переворота. Власть перешла в руки его сына Нарам-Суэна. С этим царём Аккад стал могущественной крупной державой.

Страна начала распадаться при Шаркалишарри. Царю приходилось воевать с амореями и кутиями. В самом Междуречье происходили народные волнения из-за очередных ущемлений прав людей. В 2170 г. до н. э. государство было разгромлено и разграблено неприятелями. Через 60 лет царь Урука изгнал кутиев и хотел властвовать над всем Шумером. Но Урнамму, владыка Ура, помешал ему и сам стал править страной. Деспотичный царь контролировал царские и храмовые хозяйства с сильным центральным управлением.

Царь Шульги, сын Ур-Намму, почитался народом как бог. В храмах возводили статуи, изображавшие владыку. Этим скульптурам приносили жертвы. Царь разработал судебную систему и установил наказания за разные преступления. Когда на Двуречье начали нападать аморейские племена, Ур-Намму приказал соорудить длинные укрепления. Но из-за нехватки воинов страна терпела поражения и вскоре была разгромлена врагами. Династия Ура была свергнута в 2003 году до н. э.

https://youtube.com/watch?v=eSumRZ3XKds

История

История Древней Месопотамии традиционно делится исследователями на два больших периода – доисторический и исторический, в рамках которых выделяются подпериоды, связанные с археологическими культурами на территории Двуречья и политическими трансформациями соответственно.
Доисторический период, протяжённостью в три тысячелетия, охватывает становление и развитие трех археологических культур.

Первая из них, убедийская (от названия поселения эль-Убейд в Ираке), датируется от первого заселения территории Нижней Месопотамии (последняя треть V тысячелетия до н.э.) до начала $IV$ тысячелетия до н.э. Носители убедийской культуры расселились практически по всей территории Двуречья, строили храмы и города, но не имели письменность, поэтому можно говорить лишь о зачатках убедийской цивилизации. Вопрос этнической принадлежности убедийцев остается спорным: мнения исследователей разделяются – некоторые считают их шумерами, другие – представителями дошумерских племен. Большинство историков все-таки склоняются к гипотезе, согласно которой убедийская культура принадлежала протошумерам, о чем свидетельствуют заимствования в шумерском языке из более раннего, а собственно шумеры появились здесь в начале IV тысячелетия до н.э., и ассимилировал местное населения, создали следующую культуру – Урук.

Культура Урук (по названию городища Урук), отличается от предшествующей погребениями и керамикой, а также наличием первых месопотамских письменных памятников, которые представляют собой хозяйственные глиняные таблички с пиктографической письменностью. В конце $IV$ тыс. до н.э. на территорию Двуречья переселилась отдельная восточная ветвь семитов – аккадцев. Они заняли Северную Месопотамию, где обитали шумеры, и район Среднего Тигра. От первых, в результате смешения с шумерами, происходит народ вавилонян, а от вторых – ассирийцев, которые существовали обособленно с рубежа $III-II$ тыс. до н.э.

Определение 1

Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тыс. до н. э) – эпоха, названная по имени городища, в котором был обнаружен архив, свидетельствовавший о дальнейшем развитии рисуночной письменности. Иногда Урук и Джемдет-Наср объединяют в один, «протописьменный» период».

С переходом шумер на систему словесно-слоговой письменности и рядом перемен в материальной культуре и социальных отношениях, начинается исторический период.

Первый протопериод – Раннединастический (конец $IV$ тыс. до н. э. – $XXIV$ век до н. э) – характеризуется развитием городов-государств; к этой эпохе относят масштабное наводнение, оставшееся в памяти месопотамцев как «великий потоп» (около $2950$ г. до н. э.).

Во время эпохи первых деспотий ($2316-2003$ гг. до н. э.) Нижняя Месопотамия впервые объединяется в империю под управлением династии Аккада ($XXIV – XII$ вв. до н.э.) и $III$ династии Ура, которая распалась под ударами амореев – семитских кочевников, и на территории Двуречья около трех столетий существовало множество самостоятельных царств.

Объединил Месопотамию лишь в середине $XVIII$ века вавилонский царь Хаммурапи, время правления этой аморейской династии, из которой и происходил царь, называется Старовавилонским периодом.

Время, когда власть в Вавилонии захватили горцы-касситы, и образовали там свою правящую династию, названо Средневавилонским периодом ($1595-1150$ гг. до н. э.).

Гегемонию касситов прервали следующие интервенты – эламиты, и период от падения касситской династии до захвата Вавилонии персами в $539$ г. именуется Нововавилонским периодом.

В $XIV$ веке до н. э., Ашшур, город-государство на крайнем севере расселения шумеро-аккадцев, подчинил себе ближайшие территории и превратился в Ассирийскую державу со своей периодизацией. Так, Среднеассирийский период начинается с образования государства и до нашествия в Месопотамию арамеев ($XVI – XI$ вв. до н.э.), Новоассирийский заканчивается уничтожением Ассирии Вавилоном ($XI – VII$ вв .до н.э.).

Синхронизированная периодизация истории Ассирии и Вавилона:

  1. Доисторическая эпоха:

    • Убейд ($VI-IV$ тысячелетия до н.э.);
    • Урук ($IV$ тысячелетие до н.э.);
    • Джемдет-Наср (рубеж $IV—III$ тысячелетий до н.э.).
  2. Историческая эпоха:

  • Раннединастический период ($XXX-XXIV$ вв. до н.э.);
  • Эпоха первых деспотий — Аккадской и Урской ($XXIV-XXI$ вв. до н.э.);
  • Старовавилонский-Староассирийский ($XX-XVI$ вв. до н.э.),
  • Средневавилонский-Среднеассирийский ($XVI/XV-XII/XI$ вв. до н.э.);
  • Новоассирийский ($X-VII$ вв. до н.э.) — Нововавилонский ($XII—VI$ вв. до н.э.).

Культура и религия Месопотамии

Культура Древней Месопотамии именуется шумеро-аккадской, по названию двух преобладавших народов. Ее отличительная особенность – синтез глубокой духовности и развитого искусства, литературы, научной мысли.
Исследователи отмечают, что древние жители Месопотамии обладали широкими познаниями в сфере астрономии, математики, были выдающимися строителями. Именно на территории Шумера впервые была построена ступенчатая пирамида. Эти сооружения отличались от пирамид Древнего Египта и именовались зиккуратами. В наше время открыто 32 месопотамских зиккурата, самый известный расположен в Уре и построен около 2041 г. до н. э. Назначение зиккуратов до конца не установлено, но, по всей вероятности, они служили святилищами.

Шумеры сделали значительный вклад в мировую литературу. Они создали знаменитый «Эпос о Гильгамеше», датированный XVIII-XVII вв. до н. э. Главный герой Гильгамеш – реальный исторический персонаж, правитель города Урук в Шумере. Произведение написано клинописью и на аккадском языке. Найден этот ценный памятник культуры был в Ниневии, в библиотеке царя Ашшурбанипала.

Культура Месопотамии включала развитое законодательство. Царь Хаммурапи подарил миру первый известный истории свод законов – «Кодекс Хаммурапи». Текст закона также дошел до нас на аккадском языке, начертанный клинописью. В нем разобраны вопросы судопроизводства, семейного и уголовного права, охраны собственности.
Также жители Месопотамии стали авторами позиционной системы счисления, сделали ряд открытий в области отсчета времени и астрономии (разделили час на минуты, а минуты на секунды). Тем, что в неделе у нас семь дней, мы тоже обязаны им; они же назвали каждый день в честь определенного божества. Традиция сохранилась в ряде современных языков германской и романской групп.

В религиозном отношении население Междуречья имело интересную особенность: из-за развития нескольких сильных центров религия включала различные культы поклонения разным божествам. Самый ранний пантеон был создан шумерами. Главными божествами были Ану (бог неба), Ки (богиня земли) и их дети. Как и во многих мифических системах, отношения между богами были непростыми, они воевали между собой, свергали один другого.

Во II тыс. до н. э. сложился Главный пантеон. В нем роль верховного божества занял Мардук. Также почитались Син (бог луны), Шамаш (бог солнца) и еще ряд второстепенных богов. Главное женское божество жителей Междуречья – Иштар, покровительница плодородия, цикла жизни и смерти. В других ближневосточных культурах она также почиталась под именами Астарта, Эстер, Исида. Поклонялось население Месопотамии и Таммузу, божеству весеннего солнца.

Культ загробной жизни не был здесь распространен так, как в Древнем Египте. Если в семье умирал человек, его близкие устраивали траур, и, как было принято, разрывали на себе одежды и посыпали голову пеплом. Хотя загробная жизнь не стояла во главе угла, покойного отправляли на тот свет со всем необходимым: едой, оружием, одеждой. Помещали тела в каменные могилы. В стенах даже было устроено подобие водопровода, по которому в гробницу подавалась вода для покойного.

Ворота богини войны и зиккурат Этеменанки

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в южной части Месопотамии — Двуречье — образовалась новая империя, столицей которой стал легендарный Вавилон. Это был самый большой город времени расцвета месопотамской культуры.

Вавилоняне были воинственно настроенным народом. Поэтому их здания напоминали крепости. Вокруг столицы быстро появилась мощная стена толщиной несколько метров. В ней было сооружено восемь массивных ворот, названных в честь разных богов. Главные ворота — Северные — носили имя богини Иштар. Она почиталась вавилонянами как богиня плодородия, войны и распри.

Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI в. до н. э. Реконструкция

В архитектурном отношении конструкция ворот не отличалась сложностью — они состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Но их фантастическая красота ослепляла каждого! Священные быки и драконы — символы Иштар, изображенные на синих глазурованных кирпичах, покрывали стены ворот богини

От ворот широкая дорога вела в главный храм города — зиккурат Этеменанки, посвященный покровителю Вавилона богу Мардуку. «Этеменанки» в переводе означает «Дом основания неба и земли». Ученые предполагают, что это и есть знаменитая Вавилонская башня! Помните историю о том, почему мы все говорим на разных языках? Согласно этой легенде, башню всех времен и народов не смогли достроить из-за того, что строители перестали понимать друг друга. А потом она совсем разрушилась, да так, что многие стали сомневаться, была ли она вообще.

П. Брейгель Старший «Вавилонская башня» (1563)

Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это был типичный для Месопотамии зиккурат, но огромного размера. На вершине башни находилось святилище Мардука, покрытое, как и ворота, вавилонским глазурованным кирпичом. Башня выделялась среди всех построек города и производила впечатление мощи и величия.

Нашествие персов

Конец Вавилонского правления был вызван различными факторами, как внешними, так и внутренними. Среди последних выделялась оппозиция народа монарху Набониду, сыну ассирийской жрицы, который пришел к власти после свержения законного царя.

Могущественное духовенство также выступило против Набонида. Он ликвидировал культ бога Мардука и основал новый культ, посвященный Сину, богу луны.

С другой стороны, Кир Великий, правитель империи Ахеменидов, завоевал огромную территорию к востоку от Месопотамии. На всем Ближнем Востоке только Нововавилонская империя сохранила свою независимость и контролировала Месопотамию, Сирию, Иудею, часть Аравии и Финикию.

Наконец, Кир утверждал, что он был законным преемником древних вавилонских монархов. Со временем его популярность в самом Вавилоне превысила популярность Набонида.

Месопотамии приписывают изобретение колеса и колесницы

Хотя точно это не установлено, однако, широко распространено мнение, что колесный транспорт был изобретен в Месопотамии. Первое колесо было изобретено не для перевозки, а как колесо носильщика. Оказывается, глиняные колеса были в использовании в Месопотамии в 3500 г. до н.э.  и, возможно, еще в 4000 г. до н.э. Со временем люди поняли, что колеса могут использоваться в транспортных средствах, что привело к изобретению колесного транспорта. Первая колесница появилась около 3200 г. до н.э. в Месопотамии. Это было не внезапное изобретение, а постепенное улучшение самой ранней повозки. Колесница была первой концепцией личного транспорта. Со временем она также использовалась в качестве ключевой технологии для ведения войны и древних видов спорта.

первое колесо, Месопотамия

Ассирийцы

Около 1250 г. до н.э. ассирийцы взяли под свой контроль всю северную Месопотамию. Этот город был организован в виде городов-государств с центром монархии в двух столицах региона: Ниневии и Ассуре.

До этого ассирийцы занимали доминирующее положение в делах с Анатолией. На этом полуострове они основали несколько торговых портов, которые использовали для перевозки золота, серебра и бронзы.

Ассирийцы, которые до основания своего царства находились под властью других империй, также были великими воинами, слывшими очень жестокими. Их мастерство ковки железа дало им не только лучшее оружие.

Одним из самых ярких моментов его расцвета был период правления Тиглатпилесара I (1115-1077 гг. До н.э.). Этот царь победил Навуходоносора I в Вавилоне и расширил свои владения до Средиземного моря. Однако в следующем столетии его сила снизилась.

Шумерский ренессанс

Некоторым шумерским городам-государствам удалось противостоять аккадцам. Среди них Урук, один из самых важных.

Согласно памятной табличке, именно царь Урука по имени Уту-хегал возглавил кратковременное возрождение шумерской власти. Около 2100 г. до н.э. монарх победил гутов, поселившихся на землях Шумера.

Другой шумерский царь из города Ур в свою очередь победил Уту-хегала. Это позволило Уру свергнуть Урук как самый могущественный город в регионе во время так называемого шумерского Возрождения.

Вопреки тому, что произошло раньше, монархи Ура пытались создать централизованную шумерскую власть по образу того, что сделал Саргон во время Аккадской империи. Вдобавок они начали кампанию завоеваний, пока их территория не превысила в размерах ту, которую контролировали аккадцы.

Этот этап закончился примерно в 2003 г. до н.э., когда аморейские завоеватели из Аравии победили шумеров.

Ссылки

  1. Универсальная история. Древняя Месопотамия. Получено с сайта mihistoriauniversal.com
  2. Образовательный портал. Месопотамия. Получено с portaleducativo.net
  3. Департамент образования правительства Басков. Месопотамия. Получено с hiru.eus
  4. Редакторы History.com. Месопотамия. Получено с history.com
  5. Ханская академия. Древние месопотамские цивилизации. Получено с khanacademy.org
  6. Диц О. Эдзард, Ричард Н. Фрай, Вольфрам Фон Соден. История Месопотамии. Получено с britannica.com
  7. Янг, Сара П. Древняя Месопотамия и подъем цивилизации. Получено с Ancient-origins.net
  8. Нельсон, Кен. История: Древняя Месопотамия для детей. Получено с сайта ducksters.com
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: