Мечеть кул-шариф в казани

Мечеть кул-шариф в казани - культурное наследие татарстана

Сеид Кул Шариф

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммеда, воином, поэтом и мыслителем. Ему приписывают авторство знаменитого произведения «Победа Казанского вилайета», описывающего исторические события 1550 года, когда войско ханства одержало кратковременную победу над русскими. Но автор предчувствовал беду, написав о Казани: «Ей неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства Тенгри и помощи ангелов…»

Уже летом 1551 года Казань вновь была взята в кольцо войсками Ивана Грозного. Верховному сеиду Кул Шарифу пришлось выступить дипломатом и отправиться к русским воеводам — бить челом о спасении города. В результате тяжелых переговоров послы приняли условия Москвы, среди которых было и требование выдать правительницу Сююмбике с сыном. Но переговоры лишь отсрочили нападение русских войск. В октябре 1552 года, после изнурительной осады, русские перешли в наступление и прорвали оборону Казани. Главная битва состоялась у стен мечети ханского кремля. Народные предания гласят, что Кул Шариф возглавил отряд из преданных ему молодых дервишей и суфиев и оборонял крепость, пока, отступая, не был заколот на крыше медресе, откуда упал вниз.

Мечеть была сожжена дотла. Но, согласно легенде, очертания той, сгоревшей в огне, деревянной мечети настолько поразили захватчиков, что было решено увековечить память о ней в облике собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани. Летописи сообщают, что величественная соборная мечеть напоминала эмирский дворец «Казык Йорты». Вокруг купола, символизирующего единую власть хана, взмывали в небо восемь остроглавых минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии. Их навершия венчали серебряные круторогие месяцы — символ власти Всевышнего.

Отели рядом с мечетью Кул Шариф

Отправляясь в Казань, чтобы посмотреть на город и его архитектурные, исторические памятники, необходимо подобрать отель, с которого будет удобно добираться до местных достопримечательностей. Так как Кул Шариф находится непосредственно на территории местного Кремля, рекомендуется бронировать номера в гостиницах, которые располагаются в центре Казани.

Найти хорошие и недорогие отели в Казани можно на сайтах:

Наиболее часто туристы останавливаются в таких отелях:

В центре Казани возле местного кремля весьма много гостиниц, также отели располагаются и вблизи обозначенной достопримечательности. Цена номеров может варьироваться за ночь от 1500 до 5000 рублей. В данном случае на ценообразование влияют сезон, расположенность, тип номера, количество времени проживания, а также сколько человек будут в нем жить.

Султановская мечеть

Адрес: на ул. Габдуллы Тукая, 14/15

Цена билета: бесплатно

Султановская мечеть – еще один религиозный памятник на территории Казани. Он находится в центральном районе города, на Старо-Татарской слободе. Первые упоминания о мечети относятся к 1868 году. Строительство было полностью профинансировано Зиганшем Усмановым, местным торговцев. Стиль здания относится к средневековой булгаро-татарской архитектуре

Обратите внимание на внешний вид минарета – в нем присутствуют булгарские узоры

  • Мечеть имеет всего один зал, но с антресолями.
  • Это мечеть-джами – минарет состоит из 3 ярусов, он наземный.
  • Войти в мечеть вы сможете через угол, расположенный в нижней части минарета.
  • Пройти в основной зал вы сможете через небольшой переход с четырехскатной крышей.
  • Ш. Марджани провел здесь чтение первого намаза, также именно он установил «киблу», направленную на Мекку.
  • Часто можно услышать, что эту мечеть называют Усмановской – в честь мецената.

Учитывайте, что мечеть была открыта не всегда – в 1931 году из-за антирелигиозной политики советские власти закрыли ее. В ходе длительного неиспользования минарет был полностью разрушен. Только в 1990 году он был восстановлен местным мастером Халитовым, местные жители вновь начали ходить сюда. Султановская мечеть – один из наиболее важных памятников татарской архитектуры. Он построен в стиле национально-романтической эклектики.

Посещение мечети Кул Шариф

Главная мечеть в Казани — это не только молельное сооружение, но и культурно-просветительский центр Татарстана. В Музее ислама можно познакомиться с историей религии, а также ее распространения на территории Поволжья, посмотреть на традиционную мусульманскую атрибутику — четки, различные предметы для проведения намаза. В сувенирной лавке можно приобрести что-либо из товаров на память о посещении мечети.

Вход в здание свободный и бесплатный. Заплатить символическую сумму придется лишь на входе в Музей ислама. Двери мечети открыты для посетителей любых вероисповеданий круглогодично.

Однако во время знаменательных мусульманских праздников туристу бывает сложно попасть внутрь из-за огромного количества паломников со всего Татарстана и соседних регионов.

Мечеть Кул Шариф в Казани поражает своей архитектурой, интерьерами, величием и красотой. Не стоит огорчаться, если по каким-то причинам не удалось попасть в молельные залы или на балконы для туристов.

Архитектурный комплекс оставляет неизгладимое впечатление даже при любовании им лишь снаружи. Тем более, в темное время суток мечеть подсвечивается, что выгодно подчеркивает ее архитектурные особенности.

Первая соборная Мечеть Марджани в Казани

Мечеть в Старо-Татарской слободе города Казани. Построена в 1766-1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань. На строительство мечети 62 человека собрали 5000 рублей. Эта была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в 1552 году. Архитектурный стиль — барокко.

Мечеть явилась историческим знаковым воплощением начала общества многоконфессиональной веротерпимости в России, провозглашённой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, более чем два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью-джами и остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане. Здание построено в традициях татарской средневековой архитектуры мечетей с минаретом на крыше и стилевых формах провинциального барокко.

Двухэтажная двухзальная мечеть имеет трёхъярусный минарет. В оформлении фасадов и интерьеров архитектурный декор «петербургского» барокко сочетается с орнаментальными мотивами татарского декоративного искусства. Архитектором предположительно был В. И. Кафтырев. В 1861 году на средства И. Г. Юнусова с северной стороны сделан пристрой с лестницей. В 1863 году на его же средства расширили михраб с пробивкой окна. В 1885 году на средства купца З. Усманова был перестроен минарет, который в 1887 году украшен ажурной оградой на средства купцов В. Гизетуллина и М. Валишина.

Мечеть названа по имени имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850—1889 годах. Долгое время называлась Юнусовской (тат. Юнысов мәчете) по династии купцов Юнусовых, живших в махалле и тративших деньги на содержание мечети. До этого называлась Эфенди (тат.Әфәнде — Господская).

В советское время была единственной действующей мечетью в Казани. Мечеть и её территория неоднократно реставрировались и благоустраивались, в том числе особенно тщательно перед празднованием Тысячелетия Казани. Мечеть имеет золочёные наконечники с полумесяцами минарета и малых архитектурных элементов, белую окраску стен, крыши зелёного цвета, хорошую ночную архитектурную подсветку. Первый этаж — служебный. В молельных залах второго этажа своды и стены украшены лепниной голубого, зелёного, золотистого цвета и позолоченными орнаментами растительной темы. В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства.

Мечеть Аль-Марджани

Адрес: ул. Каюма Насыри, 17

Цена билета: бесплатно

Найти мечеть Аль-Марджани можно в Старо-Татарской слободе — территория Нижнего Кабана. Первые упоминания об этом строении относятся к 1766 году – возведение мечети началось по приказу Екатерины Второй, когда она посещала Казань. Финансирование было взято из пожертвований прихожан – общими усилиями было собрано более 5 тысяч рублей. Примечательно, что мечеть Аль-Марджани была первой в Казани, которую построили после взятия города Иваном Грозным.

Мечеть состоит из 2 этажей, на крыше расположен трехъярусный минарет. Внутреннее убранство достаточно интересное, оно вобрало в себя элементы барокко и элементы культуры татар. Местные жители считают, что архитектором этого строения является Владимир Кафтырев. Перед посещением мечети стоит запомнить, что:

  • В 1861 мечеть приобрела пристройку с северной стороны.
  • В 1885 достроили минарет на крыше.
  • В 1887 минарет отделили от основного зала ажурным ограждением. На нем появились позолоченные наконечники с полумесяцев.
  • Стены мечети выкрасили в белый цвет, крышу – в зеленый.

Ночью мечеть Аль-Марджани приобретает собственное освещение. Первый этаж выступает в роли хозяйственного – там расположены исключительно служебные помещения. На втором этаже находятся молельные залы, украшенные голубой и зеленой лепниной

Обратите внимание на позолоченные орнаменты. В мечети вы сможете увидеть древний надмогильный камень, который относится к эпохе Казанского ханства. В настоящее время в комплексе находится Духовное Управление Мусульман

В настоящее время в комплексе находится Духовное Управление Мусульман.

Интересные факты

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.

  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

«Предлагали семь площадок»

Как пояснила официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова, «по поручению Рустама Нургалиевича решение о месте строительства соборной мечети будет приниматься с учетом мнения общественности». Пока, по ее словам, лишь высказываются предложения на уровне духовенства. Но каких-то конкретных утвержденных вариантов, из которых можно было что-то выбрать, еще нет: этот вопрос находится «на стадии обсуждения и проработки».

— Мы, как узнали об этом, предложили построить мечеть на территории бывшего ресторана «Акчарлак». Год назад собрали целую тетрадку подписей и передали в ДУМ РТ. Здесь удобное место: сюда ходят трамваи, автобусы, людям будет легко добраться, — сообщил Рауф Ибрагимов.

Помимо «Акчарлака», среди предложений назывались площадь Тысячелетия, парк Тысячелетия, парк «Кырлай», буферная зона Кремля, берег Казанки у речного порта, в Троицком лесу, около НКЦ «Казань» и на месте обувной фабрики «Спартак».

Камиль Исхаков: «Было много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились». Фото Михаила Козловского

— Окончательно еще не выбрана ни одна площадка под мечеть, хотя предлагали к рассмотрению семь таких мест, — рассказал «Реальному времени» Камиль Исхаков. — Поскольку площадки нет, нет ни состава проекта, ни числа объектов — это ведь целый этап. Пока рано говорить о площади и вместимости. Было и много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились.

Он добавил, что идея строительства соборной мечети в городе витает в воздухе не один десяток лет. Еще в 1992 году на правом берегу Казанки (на месте нынешней «Казанской Ривьеры» и «Леруа Мерлен») при участии Талгата Таджуддина и архитектора Мунира Агишева был заложен первый камень в основание, даже было забито 1 600 свай.

У так и не построенного храма было даже название — «Тюльпан». Но проект не был реализован. К слову, через несколько лет, в 1998 году, соборная мечеть с похожим наименованием появилась в Уфе — «Ляля-Тюльпан». И открывал ее все тот же верховный муфтий Талгат Таджуддин.

«Приходится молиться под открытым небом»

Год назад на сайте Change.org появилась петиция, в которой президента Татарстана Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина попросили построить в городе соборную мечеть.

— Обращаемся к вам, к нашему многоуважаемому президенту, помочь со строительством большой Соборной мечети в центре Казани, чтобы все мусульмане города спокойно могли вместе выполнять обряды, предписанные Всевышним Аллахом, — говорится в обращении к главе региона и казанскому градоначальнику.

Автор отмечает, что количество мусульман ежегодно растет и мечети переполнены.

— Людям даже приходится читать намаз на улице, — сказано в сообщении.

Под этим обращением подписались 1 300 человек. О просьбе практически сразу доложили президенту республики. К процессу подключилась общественность.

Примерно в то же время с подобной инициативой выступал и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.

Примерно в то же время с подобной инициативой выступал и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Фото Романа Хасаева

— Осенью прошлого года по результатам опросов имамов казанских мечетей в ДУМ РТ приблизительно подсчитали, что джума (пятничные богослужения, — прим. ред.) и гает-намазы (праздничные молитвы, — прим. ред.) в столице посещают около 33 000 казанцев. Во время пятничных и праздничных вагазов мусульманам из-за недостатка площадей приходится занимать женские залы или молиться под открытым небом, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе татарстанского муфтията.

В этом году в Казани открылась одна мечеть — «Салях» на Мамадышском тракте. Ее вместимость составляет 300 человек. На сегодняшний день в столице РТ на стадии строительства находятся пять мечетей примерно той же вместимости.

В марте Минниханов назначил бывшего мэра столицы РТ Камиля Исхакова ответственным помощником по вопросам строительства соборной мечети в Казани. Именно ему поручено заниматься вопросами определения места под «дом Аллаха» и поиском денег.

Стали предлагаться различные площадки для строительства будущего храма и обсуждаться проекты.

В этом году в Казани открылась одна мечеть — «Салях» на Мамадышском тракте. Ее вместимость составляет 300 человек. На сегодняшний день в столице РТ на стадии строительства находятся пять мечетей примерно той же вместимости. Фото kazanfirst.ru

Советы при посещении

Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.

  • Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
  • Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
  • Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
  • Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
  • Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.

Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.

Современный вид

Последние статьи

  •   11 больших ошибок, которые совершаются в процессе ремонта 13.01.2020, 23:47
  •   Ничего лишнего: простейшие конструкции кроватей, которые можно сделать самому 13.01.2020, 22:08
  •   5 важных мест в автомобиле, которые нужно не забывать смазывать зимой 13.01.2020, 20:30
  •   Креатив без границ, или Странные изобретения прошлых лет 13.01.2020, 18:46
  •   Спорные послепраздничные поступки, которые не стоит делать в январе, чтобы потом не сожалеть 13.01.2020, 17:08
  •   3 простых способа остановить машину, если тормоза отказали 13.01.2020, 15:14
  •   Как создать кухню мечты и не потратить на ремонт все средства из заначки 13.01.2020, 13:23
  •   Штрафбаты в небе: почему об этих эскадрильях так мало известно 13.01.2020, 12:45
  •   Интерьер совмещенного санузла: 5 фишек для стильного дизайна 13.01.2020, 11:18
  •   Для чего советские солдаты в Афганистане укладывали на дно грузовиков мешки с песком 13.01.2020, 10:03

Все статьи

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Интерьер мечети

Внутреннее убранство мечети ничуть не уступает её наружному облику. Элементы декора являются отсылками к многовековым традициям татарского народа и канонам исламской культуры.

Интерьер

Например, в оформлении окон мастера использовали священный для мусульман цветок — тюльпан. В исламской религии тюльпаны символизируют «возрождение». С тюльпанами связано множество мусульманских легенд и сказаний. Также, в арабской письменности слово «тюльпан» созвучно с «Аллах». На внутренних арках храма можно увидеть аяты — коранические стихи.

Обратите внимание! В дизайне интерьера использованы, в основном, природные материалы — ганч, камень и деревянные элементы. Это обусловлено попыткой приблизиться к технологиям, использовавшимся в оформлении утерянной мечети XVI столетия. Ещё одна попытка передать атмосферу старины — ручная обработка всех частей внутреннего убранства

Ещё одна попытка передать атмосферу старины — ручная обработка всех частей внутреннего убранства.

Особенную роскошь и красоту помещениям мечети придают разнообразные проектные решения: лепнина, цветные витражи и мозаики, золотые орнаменты. Полы застелены иранскими коврами, а потолок украшает огромная хрустальная люстра чешского производства.

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Как добраться до мечети

От вокзала «Казань-1» можно идти пешком по улице Бурхана Шахиди. На улице Чернышевского свернуть налево, еще раз повернуть на улице Кремлевской. Время в пути пешим ходом не займет больше 25 минут. От северного автовокзала и столичного железнодорожного вокзала можно отправиться к мечети на метро, доехать до станции «Кремлевская» и сойти на ней. Совсем рядом окажется здание священного храма.

Можно воспользоваться услугами общественного транспорта. От центрального автовокзала сесть на рейсовый автобус №6, доехать на нем до остановки «Центральный стадион». Рейсы совершаются ежедневно с небольшим промежутком. До этой же остановки можно добраться от Южного автовокзала на автобусе №37, а рейсовый автобус №22 довезет до остановки «Улица Батурина». Дальше нужно совсем немного пройти пешком.

Мечеть Кул-Шариф по праву считается неотъемлемой и важной частью Казанского кремля. Посещение уникального комплекса никого не оставит равнодушным и подарит массу положительных эмоций, приятных воспоминаний на долгие годы

Уникальное белоснежное сооружение стало настоящей жемчужиной столицы Татарстана, а его красота и величие не могут не восхищать посетителей с разных концов страны, независимо от их вероисповедания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тур на острова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: