Архитектура
Церковь окружена папертью с открытым обзором. Основа церкви Знамения выполнена в форме креста правильной геометрической формы. Каждое окончание креста распадается на три части с закруглёнными очертаниями, украшенными небольшими колоннами, стилизованными под коринфские капители. Фундамент церкви представляет собой каменный барельеф, украшенный резьбой. Широкие лестницы, расположенные с разных сторон, ведут к дверным проемам в храм. Двери и окна украшены обработанными крупными камнями. По бокам находятся декоративные колонны, подпирающие резьбу фриза.
Центральный вход в здание обозначен двумя каменными статуями. По правую руку расположена скульптура Иоанна Златоуста, слева от входа находится каменное изваяние Григория Богослова. На крыше с западной стороны прямо над входом возвышается каменный силуэт Василия Великого — богослова. В закруглённых впадинах располагаются четыре фигуры апостолов-евангелистов. Углы каждой из 8 граней украшены апостольскими статуями.
Вместо традиционного купола церковь венчает царская корона, как бы опирающаяся на слуховые окна, декорированные растительными мотивами. Это редкая архитектурная деталь несвойственна для православных храмов.
В 2010 году патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя хора
Храм «Всех Скорбящих Радость» выглядит в форме цилиндрической ротонды с ионическими портиками
В 2010 году в день памяти святителя Московского Петра, после богослужения, патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя хора на базе коллектива храма иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость.
В 2012 — 2013 гг. в храме проходила реставрация. Занимался ею архитектор Калугин. Здание выполнено в форме цилиндрической ротонды с ионическими портиками.
2012 — 2013
в этот период в Скорбященской церкви проходит реставрация
Снаружи храм украшен лепным декором и медальонами. Внутри барабан с полусферическим куполом. В храме ампирный иконостас, пол покрыт чугунными плитами.
Колокольня имеет три цилиндрических яруса, которые уменьшаются по диаметру снизу вверх. Купол храма венчает главка с крестом. Храм окружен чугунной оградой, созданной в начале 19 века.
Так внутри выглядит храм на Большой Ордынке. Фото: goru.travel
Отели в окрестностях
Все номера имеют собственную ванную комнату с бесплатными туалетными и косметическими принадлежностями, феном, халатом и тапочками. В комнате выделен кухонный уголок с кофеваркой, мини-баром, холодильником. Есть современный телевизор с кабельными каналами, кондиционер, гладильные принадлежности.
Можно остановиться небольшом гостевом доме Rooms 3 Penguins на Пятницкой 20, с собственным экскурсионным бюро, круглосуточной стойкой регистрации и бесплатным интернетом. Гостям предлагается общая лаундж зона с телевидением, оборудованная кухня, стиральная и ванная комната на этаже. Стоимость размещения от 2,3 тыс. руб. с человека.
Бизнес отель экономного класса Apartment on Kuzne также находится на Пятницкой 20, б2. Номера оформлены в японском стиле, оснащены кофеваркой или электрочайником, есть необходимые кухонные принадлежности и посуда. Есть бесплатная парковка. Небольшой 2-местный номер можно снять за 2,7 тыс. руб.
Православный храм, известный под именем «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, оставляет у большинства туристов и посетителей необыкновенно сильные впечатления своей изысканной красотой и богатством внутреннего убранства.
Нетипичной для Руси мраморными скульптурами и отделкой, и в то же время привлекает паломников со всей страны своими чудотворными Святынями, а любителей музыки – необыкновенными церковными песнопениями синодального хора и службами с исполнением великих классических произведений.
Интересные факты
- Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
- Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
- Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
- В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
- Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
- В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
- Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
- Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.
В 1783 году один богатый купец заказал для перестройки церкви архитектора Баженова
В 1783 году один богатый купец, что жил в большом доме на Ордынке, напротив Преображенской церкви, пожертвовал свои средства на перестройку храма, а также заказал работу архитектора Василия Баженова.
Архитектором храма на Большой Ордынке стал Василий Баженов
Иконы для иконостаса написал иеромонах Вонифатий из Саровского монастыря в 1788 году. Придел Скорбященской церкви был освящен 24 октября 1790 года митрополитом Платоном.
Во время московского пожарища 1812 года храм очень пострадал, почти заново был отстроен в 1836 году архитектором Осипом Бове. Создатель стремился сохранить уцелевшие фрагменты Баженовой постройки.
1812
в этом году Наполеон сжег Москву, сильно пострадал и храм Всех скорбящих
Архитектор Бове составил рисунок чугунных плит пола, которые украсили храм, а изображения архангелов и святителя Николая в иконостасе принадлежат кисти Боровицкого.
Скорбященская церковь на большой Ордынке была открыта вновь после 1948 года
Скорбященская церковь на большой Ордынке стала одной из первых московских церквей, открытых после восстановления патриаршества в 1948 году.
1948
в этом году вновь открылась Скорбященская церковь на Ордынке
В те годы день прославления иконы праздновался особо торжественно, 26 октября и 6 ноября. Каждый воскресный вечер сопровождался чтением молебна и акафиста.
В храме был создан знаменитый церковный хор регента Матвеева. В 60-е годы записи выступлений хора были выпущены на пластинках Московской Патриархии.
Церковный хор регента Матвеева. Фото: old.mpda.ru
Хор дал возможность отмечать годовщины со дня смерти великих людей, прославленных в истории духовной музыки.
Так, по смерти Сергея Рахманинова 28 марта 1943 года в храме исполнялась его «вселощная», а в годовщину Чайковского, 25 октября 1893 года — «Литургия» Петра Ильича.
В храме Всех скорбящих Радость отмечали годовщину кончины Петра Ильича Чайковского. 1893г. Фото: en.tchaikovsky-research.net
В 1948 году в храме возобновляются богослужения. Настоятелем назначают протоиерея Киприана Зернова, который прослужил в храме до конца своих дней. Скончался отец Киприан в храме в 1987 году.
В 1961 году жильцы соседних с храмом элитных домов потребовали снять колокола, мешавшие работать, жившим там писателям «певцам коммунизма». Колокола сняли и занесли внутрь храма.
Почитание Божией Матери
Почитание христианами Божией Матери началось ещё при ее земной жизни. Тогда же апостол Лука написал Ее первую икону, ныне известная как Тихвинский образ. Первые христиане, гонимые языческой властью, совершали богослужения в особых комнатах обычных домов и в катакомбах (подземных галереях). С 4 века при императоре Константине гонения прекратились, началось строительство храмов. К числу древних церквей (середина 5 века), связанных с именем Богородицы, относится Влахернская. Ее название происходит от предместья Влахерна, расположенного недалеко от Константинополя.
По преданию, икону «Тихвинская» при императрице Евдокии перенесли из Иерусалима в специально построенный Влахернский храм. В 473 году из Святой земли в Константинополь доставили Ризу Богородицы и поместили ее в храме. С конца 5 веках Влахернская церковь считалась средоточием византийского почитания Божией Матери.
Зачастую христианские храмы, возводились в местах явления чудотворных образов Божией Матери. Следует заметить, что освященные во имя икон храмы посвящаются не самим живописным образам, а их прототипу, Пресвятой Богородице.
Описание[править]
Архитектура
Внутреннее убранство храма Здание храма выполнено в форме цилиндрической ротонды с ионическими портиками. Снаружи оно украшено лепным декором и медальонами. Внутри барабан полусферического купола несут 12 ионических колонн. В храме установлен ампирный иконостас, пол покрыт чугунными плитами, выполненными по эскизам Бове.
Колокольня имеет три цилиндрических яруса, уменьшающихся по диаметру снизу вверх. Её венчает купол и главка с крестом. Северный и южный фасады трапезной украшены четырёхколонными ионическими портиками.
Храм окружён чугунной оградой, созданной в начале XIX века. Рядом с ним расположены дом причта (середина XVIII века) и богадельня (1764 год).
Деятельность храма
3 января 2010 года Патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Синодального хора на базе хорового коллектива храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Работа по возрождению некогда знаменитого на всю Москву хора началась весной 2009 года по инициативе митрополита Илариона (Алфеева), назначенного настоятелем Скорбященской церкви, и заслуженного артиста России Алексея Пузакова (в 1980-х годах А. Пузаков управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом знаменитого регента Николая Матвеева). В 2012—2013 годах проведена реставрация здания (архитектор И. В. Калугина)
В настоящее время при храме действует духовно-просветительский , который объединяет усилия духовенства и приходской общины по миссионерской, катехизаторской, социальной работе. В настоящий момент деятельность Центра представлена следующими проектами: воскресная школа для детей, молодёжный клуб, курсы катехизации для взрослых, служба «Старый свет» (помощь людям, страдающим одной из форм зависимости, и их родственникам), а также центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Хомякова.
Архитектура, внешний вид
Первоначально каменный храм был построен в виде четверика, увенчанного 5-главием куполов, с трапезной и звонницей шатрового типа. Но со временем здание претерпело несколько этапов перестройки на средства и пожертвования благочестивых москвичей.
В числе которых наиболее известны:
- Г. Любовникова;
- род купцов Долговых;
- сыновья купца Алексея Куманина;
- титулярный советник Семен Ягодкин;
- купец Иван Абазин;
- купец Иван Ремизов.
Новую трехъярусную колокольню и просторную трапезную в классическом стиле с 2 внутренними столпами пристроил с западной стороны в конце XVIII века зять купца 1-й гильдии Долгова известный московский архитектор Василий Баженов. Впоследствии этот проект получил широкое распространение при строительстве храмов в России.
Наружные стены были украшены 4 колоннами с греческими портиками, окна защищены оригинальными узорчатыми решетками. Восточная часть церкви осталась холодной. В период реконструкции храма после страшного пожара 1812 года была возведена ротонда в стиле ампир с увеличенной высотой центрального купола на низком барабане.
Гладкие желтые стены украшены белыми лепными медальонами и орнаментом, который покрывает высокий фриз и наличники. Автором проекта выступил знаменитый архитектор Осип Бове, который очень бережно отнесся к историческому наследию и сохранил все уцелевшие элементы строения.
В настоящее время при храме существует воскресная школа и молодежный клуб
Воскресную школу посещают дети от 6 до 13 лет. После божественной литургии в воскресенье ребят ждет небольшая трапеза и 2 — 3 урока: закон Божий и музыкально-творческие занятия. В ходе обучения детей приближают к литургической жизни церкви и знакомят со святоотеческим наследием.
В воскресенье в 13:00 в приходском доме собираются молодые люди в молодежный клуб. При храме открыта детская студия синодального хора. В программе обучения хоровые занятия, сольфеджио, церковно-певческий обиход. Занятия проходят 2 раза в неделю.
Храм «Всех скорбящих Радость» находится по адресу: улица Большая Ордынка 20.
О храме
Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.
Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.
В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.
Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).
Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.
В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.
В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.
Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».
В советские годы настоятелями храма были выдающиеся пастыри: архиепископ Киприан (Зернов) и протоиерей Борис Гузняков, чья память с благоларностью молитвенно почитается прихожанами по сей день. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбщих Радость» на Большой Орыднке любим москвичами и гостями столицы.
14 апреля 2009 года настоятелем храма был назначен митрополит (тогда епископ) Волоколамский Иларион. Это назначение открыло новую страницу истории легендарного московского храма. Трудами Владыки был возражден Московский Синодальный Хор, призванный продолжить традиции русского духовного пения.
В настоящее время ведется работа по подготовке нового иллюстрированного издания книги о нашем храме.
Святыни
Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:
- икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
- икона мученика Лонгина. Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
- икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи. По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
-
ларец со множеством останков святых, среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.
икона мученика Вонифатия