Музей Ферапонтова монастыря
Сначала мы пошли в музей, представляющий собой большой зал.
Например, здесь можно увидеть реконструкцию кельи монаха по уставу Кирилла Белозерского, в которой нет даже кровати.
Музей Фкропонтова монастыря
Музей Фкропонтова монастыря
В келии не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но все было общим.Даже куска хлеба не разрешалось держать в келии, так же не должно было быть напитков. Если монах хотел есть или пить, то шел в трапезную, где с благославления мог утолить голод и жажду.
В дальнем углу находится образец братской трапезной.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.
За витринными стеклами можно найти экземпляр Соборного уложения 1649 года.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Здесь можно увидеть икону Патриарха Никона, который находился в этих краях в период ссылки.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Вот это, предположительно, кусочек израсца из кельи Никона.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Конечно, экспозиция демонстрирует торжественное одеяние священников.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
А вот рабочие место Игумени.
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
Музей Феропонтова монастыря
История музея
Удивительно, но сохранившаяся роспись храма Дионисием была неизвестна до 1898 года. Впервые о времени создания стенописи и о мастерах выполнивших ее заговорил И.И.Бриллиантов, который готовил книгу, приуроченную к 500-летнему юбилею упраздненного Белозерского Ферапонтова монастыря. Известность этот монастырь приобрел, благодаря заточению в нем опального патриарха Никона. В книге сообщалось, что поверхность арки над северным входом в собор содержит надпись, в которой указана дата исполнения стенописи – 1502 год, срок за который она была выполнена – 34 дня, а также имя мастера – иконник Дионисий «со своими чады».
Роспись храма Дионисием
После этого в 1911 году В.Т.Герогиевским был написан монографический труд «Фрески Ферапонтова монастыря», который посвящался росписи Дионисием собора Рождества Богородицы. Этот труд положил начало множеству исследований, в которых рассматривали и историю создания фресок, и особенности техники и стиля Дионисия, и работавших с ним мастеров.
Иконописца Дионисия, хорошо известного своей стенописью и иконами не только в Москве, но и по всему Московскому княжеству, пригласил расписывать собор архиепископ Ростовский Иоасаф. Дионисий прибыл со своей артелью и приступил к работе в первом каменном соборе Ферапонтова монастыря. Собор этот был возведен в 1490 году ростовскими мастерами и является первоклассным образцом ростовской архитектуры, в которой сохранились черты ранних каменных московских построек.
Крестово-купольный, с тремя алтарными выступами храм поставлен на высокий подклет. Вертикали лопаток и три яруса закомар и кокошников только усиливают изящество стройных пропорций храма. Вверху стены храма имеют пояса, выполненные узорной кирпичной кладкой, которая в свою очередь украшена балясинами и плитками из керамики с растительным орнаментом. Внизу выполнен пояс, который украшает тератологический и растительный орнамент, напоминающий белокаменную резьбу храмов во Владимиро-Суздале. Три храмовых портала, имеющие килевидное завершение, вытесаны из белого известняка.
Музей фресок Дионисия
Изнутри собор разделяют четыре квадратных столба, образуя при этом три нефа. Столбы также выполняют функции подпорок для арок под барабаном купола. В стенописи храма насчитывается почти триста сюжетов и отдельных персонажей. Фресками занята почти вся поверхность стен, своды, столбы (кроме восточных), оконные и дверные откосы. А снаружи фрески расположены на центральной части западной стены и в нижней части южной стены, прямо над местом, где захоронен преподобный Мартиниан, основавший вместе с Ферапонтом этот монастырь.
Также смотрите лучшие места для фотосессий по всему миру на портале Top Photo Spots.
Экспозиции музея
На фресках Дионисия можно заметить удивительную точность в соблюдении размеров и пропорций рисунков, которые подчиняются архитектурным членениям и в тоже время являют собою органичное единение с интерьерами храма и поверхностью стен. Изящные и легкие фигуры, удлиненные силуэты которых, создают видимость того, что персонажи фресок словно парят. Исследователи так же отмечают, что ферапонтовской росписи свойственно богатство цветов и оттенков, которые, несмотря на прошедшие столетия, очень изысканы и будто лучатся изнутри.
Фрески Дионисия
В годы Великой Отечественной войны немецкими войсками были разрушены многие прославленные новгородские храмы 12-15 столетия – Спас на Нередице, Успения на Волотовом поле, Архангела Михаила и другие. После этот уцелевшие уникальные росписи Дионисия приобрели еще большую ценность. Как показали исследования ученых, стенопись, выполненная Дионисием, имеет на удивление прочный грунт и хорошее состояние слоев краски. С 1981 года фрески в соборе Рождества Богородицы взяты под контроль Научно-методического совета Министерства культуры.
В наши дни в помещениях Ферапонтова монастыря функционирует Музей фресок Дионисия.
Зал музея
Собственно музей как таковой существовал еще в начале двадцатого столетия, но на протяжении десятков лет охрана памятников проводилась одним единственным доступным по тем временам «дедовским» способом и одним единственным «сотрудником» — сторожем. Сейчас же здесь проводятся не только исследования, но и консервационные работы, методы которых были разработаны специально для стенописи Дионисия. Современный музей является также и просветительским центром, который распространяет знания о росписях Дионисия через самые разные формы музейной деятельности. Температурно-влажностный режим находится под постоянным контролем, проверяется регулярно состояние левкаса и красочных слоев.
Экспозиция музея
Профилактические работы по консервации фресок позволяют на научной основе обеспечить сохранность уникальных росписей Дионисия как государственного достояния, национального сокровища и памятника российской культуры.
Приложение 1.
Может ничего и незначащие языковедческие аналогии. Но тем не менее.
Считается, что происхождение имени «Ферапонт»: от «слуга», «спутник» (греч.). Тогда, может быть, этого легендарного монаха мы даже и не знаем по имени, и он просто — «спутник преподобного Кирилла Белозерского».
Но с другой стороны известно: «Фера» — это один из островов разбитого, ввергнутого в пучину моря о. Санторини (то есть о. Святой Ирины). А «Понт»: 1. (греч. Pontos — «глубина, пучина моря») — сын богини земли Геи в «древнегреческой» мифологии, божество морской пучины или же: 2. «Понт» также – это северо-восточная область Малой Азии, на севере примыкавшая к Понту Эвксинскому- Чёрному морю. Исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию (а Каппадокия в Турции-Византии — святое место для миллионов христиан), как считается, таковы: с севера Понт, с северо-востока — Армения, на востоке — Месопотамия, на юге — Сирия и Киликия. «Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт»). Возможно, что имя легендарного православного монаха, может быть, связано с православными греческими местами, где он когда-то, возможно, служил. Хотя официально ничего не известно про это.
«Спустя несколько лет, по настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича Ферапонт ушел в Можайск и основал Лужецкий монастырь. Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана (Латинское имя, означающее «рожденный в марте» или «воинственный»), духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря». Так ли — иначе, но «во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы». Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской знати: Андрея и Михаила Можайских, Василия III, Ивана IV и других. Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Тогда же сюда ссылали и крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). То есть: монастырь был далеко не простой – не «один из многих», а очень даже авторитетный для государственной и церковной элит Руси, несмотря на нынешнюю (как и средневековую) обманчивую скромную внешность и небольшие размеры. «Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские (Интересно: в каком году упоминались владыки Сибирские: до похода Ермака или после? Интересная была бы информация для анализа. Автор.), Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские». В монастыре работали «книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий». О Дионисии и его фресках и пойдет речь далее.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода (Не особо, видно, ценили Романовы известные старинные доромановские православные приходы. Автор). В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, но закрыт в 1924. В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается «Музей фресок Дионисия», имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Об истории всё.
Обнищание монастыря — не было бы счастья, да несчастье помогло
Постепенно значение и богатство Ферапонтова Монастыря сходило на нет. Окончательно его «убил» указ 1764 года о секуляризации церковных, подписанный Екатериной II.
- Все монастырские земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии;
- А в 1798 году Ферапонтов монастырь был окончательно упразднен указом Синода;
- Территория монастыря, обнесенная деревянным забором, значительно сократилась и уже в XIX веке построили вокруг нее каменную ограду, которая и сохранилась до сих пор.
Однако именно это запустение и обнищание сыграло свою положительную роль. В затерянном среди северных просторов монастыре ни разу!!! не обновлялись росписи Собора Преображения, не перестраивались здания, не достраивались новые постройки.
Ферапонтов монастырь является редким образцом сохранности и стилевого единства архитектуры и живописи русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков.
7. Мужской монастырь был женским больше 20 лет
Основывался Ферапонтов монастырь как мужская обитель. Но в 1903 году, через более, чем 100 лет упразднения, монастырь был возобновлен стараниями игумении Таисии (Солоповой), которая активно занималась восстановлением старых монастырей по всей стране. Монастырь стал женским и действовал так до 1924 года.
8. Монастырь-музей
В 1975 году в бывшем Ферапонтовом монастыре создали музей фресок Дионисия.
Музей с самых первых дней своего существования вел активную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, изучаю, реставрируя и консервируя старинные фрески.
В 2000 году сессия ЮНЕСКО внесла монастырь в список Всемирного наследия.
На данный момент работы по реконструкции и консервации росписей храма закончены (в 2021 году).
В 2014 году открыто Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь». Церковная территория располагается в 300-метрах севернее Ферапонтова монастыря. В 2021 году Казённая палата передана Ферапонтову монастырю во временное владение и пользование на 490 лет в соответствии с целями деятельности религиозной организации.
9. Ферапонт не был игуменом Ферапонтова монастыря
Первое время это был странный монастырь — в нем не было настоятеля, не было регулярных церковных служб. Дело в том, что Ферапонт был простым монахом, не имел священного сана и не хотел его получать. Он был старцем, он пользовался огромным духовным авторитетом у насельников монастыря, но не мог совершать таинства и богослужения. Поэтому службы в монастыре велись лишь время от времени, когда туда забредал какой-нибудь священник.
Прп. Ферапонт Белозерский
А потом Ферапонту вообще пришлось покинуть основанный им монастырь, его настоятельно затребовал к себе можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского. В те годы Белое озеро входило в его удел. Князю очень хотелось основать в Можайске монастырь, настоятелем он хотел сделать именно Ферапонта. С большим нежеланием и не сразу тот отправился в Можайск, где, подчинившись воле князя Андрея, стал настоятелем только что построенного Лужецкого монастыря. Ему так и не удалось до своей смерти в возрасте 92 лет вернуться на Белое озеро, в основанную им обитель.
А первым игуменом его стал ученик преподобного Кирилла Белозерского Мартиниан. Произошло это не ранее 30-х годов XV века.
Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич)
Ферапонтов монастырь, пропитанный цветом
К счастью, удаленность и небольшие размеры Ферапонтова монастыря избавили стены собора от перекраски, характерной для более выдающихся средневековых церквей. Несмотря на структурные повреждения и периоды политической нестабильности, фрески сохранились с небольшими потерями до наших дней. Таким образом, монастырь дает непревзойденное представление о монументальном творчестве Дионисия.
Главный западный вход представляет собой простой портал, окруженный фресками, посвященными Рождеству Богородицы. Архангелы Михаил и Гавриил охраняют портал. Хотя входные фрески были частично повреждены постройкой крыльца и галереи в XVI веке, они тем самым получили защиту от сурового климата. Их поверхности по-прежнему сохраняют богатую цветовую палитру.
Войдя в храм Рождества Богородицы, мы видим компактное пространство, стены которого полностью расписаны. Объем определяется четырьмя опорами, которые поддерживают один цилиндр (или «барабан») и купол. Железные стяжки соединяют верхние части основных элементов конструкции. В ясный полдень интерьер наполнен красками.
Картины Ферапонтова монастыря сияют своей теплотой и выразительностью фигур. Легенда гласит, что Дионисий получал пигменты для своих красок на водной основе из камней, найденных на Бородавском озере.
Как добраться?
Фото — Sergey Ponomarev (www.flickr.com)
На личном автотранспорте: святая обитель находится на расстоянии 2 км от федеральной автомобильной трассы Вологда – Медвежьегорск, в 115 км от Вологды.
Общественный транспорт: до монастыря возможно добраться рейсовыми автобусами из городов: Вологда, Череповец, Кириллов до остановки «Отворотка Кириллов», точки соединения трассы Вологда – Медвежьегорск и шоссе Кирилловское. Далее пешком около 5 км.Курсирует рейсовый автобус Петрозаводск – Ферапонтово, до остановки «Ферапонтово», далее пешком 1,5 км.
Железнодорожным транспортом: проезд поездами дальнего следования до остановок: Вологда, Череповец, Петрозаводск.
Фото и описание
Ферапонтов монастырь был основан сподвижником преподобного Кирилла
Белозерского – святым Ферапонтом в 1938 г. Расположен монастырь в 120 км от
Вологды. Ферапонтов монастырь невелик: четыре храма, трапезная, колокольня и
казённая палата огорожены не очень высокой оградой из кирпича.
Широкую известность монастырь приобрел благодаря деятельности преподобного
Мартиниана, являющегося духовником Василия II. Во второй половине XV – начале
XVI века монастырь стал немаловажным духовным, идеологическим и культурным
центром Белозерья. Старцы монастыря имели серьезное воздействие на политику
Москвы. В начале XVII в. Ферапонтов монастырь владел несколькими селами,
полусотней деревень, пустошами и крестьянами в количестве более трехсот человек.
Ансамбль монастыря поражает тихим очарованием, уютом, единением с природой.
Первые постройки монастыря сооружались из дерева. Каменные строения начинают
возводить в конце XV века. Первым был воздвигнут собор Рождества Богоматери,
который был одним из первых соборов, возведенных из камня на севере России.
Собор является самым древним сооружением монастыря.
Росписью собора занимался Дионисий — известный и популярный
художник-иконописец того времени. Расписывать собор Дионисию помогали сыновья.
Площадь росписи стен собора составляет 600 кв. м. Радуют глаз мягкие цвета
росписи и многочисленные сюжеты. Стены собора были расписаны за тридцать четыре
дня.
Рождественский собор кажется исключительно легким, изысканным, стройным.
Особым нарядом отличается западная сторона. Основу ее убранства составляет
декоративный пояс, состоящий из двух ярусов, выложенный из сверкающих изразцовых
плиток. Выше расположен узорчатый карниз. Щедро обработаны барабан центральной
главы, а также кокошники и полукружия апсид алтаря. В их оформлении представлены
все разновидности декора — изразцовые пояса, балясины, фигурные ниши.
К собору примыкают двухъярусные переходы с встроенной по середине
колокольней. Они ведут к церкви Благовещения, которая была построена в 1530-1534
гг. Это храм кубической формы, с одной главой, поделенный на три этажа-яруса.
Первый, нижний этаж, занимали хозяйственные кладовые, помещение для богослужения
размещалось на втором этаже, на третьем располагалась колокольня. Не совсем
обычно было и завершение храма. Округ высокого барабана цилиндрической формы,
который был увенчан вычурной главой, сгруппированы колокольня, маленькие
комнатки, имеющие предназначение «тайников» и книгохранилищ, ходы сообщения.
Основной вход в монастырь – это Святые ворота. Они были сооружены в 1649 г.
Главный фасад их красочен и наряден. Узкие и длинные окна обрамлены вытянутыми
наличниками, имеющими килевидный острый верх. Под карнизом – узорчатые пояса в
два ряда. Венец мастерства и таланта зодчего представляют шатры, обработанные с
большим вкусом.
В 1614 году обитель основательно разграбили поляки. Однако особо ценные
святыни монахи сумели спрятать и сохранить. Постепенно, начиная с конца 17 века,
в обители начинается упадок. Сооружения монастыря, можно сказать, единственные
на севере России, сохранившие все типичные особенности интерьера и декора.
В Ферапонтовом монастыре томился в заточении низложенный Патриарх Никон
И не только он один. Многие русские монастыри в старину использовались в качестве тюрем, куда ссылали неугодных, опальных знаменитостей. Не стал исключением и Ферапонтов. Здесь с 1666 по 1676 годы отбывал ссылку виновник раскола, Патриарх Никон. А полутора веками ранее здесь был заточен яркий и крайне неоднозначный персонаж церковной истории, киевский митрополит Спиридон-Савва. В монастыре, впрочем, он активно занимался литературной деятельностью, написал множество сочинений (которые, между прочим, ему заказывал в том числе и великий князь московский Иван III). Наконец, в Ферапонтовом монастыре был заключен уже в XVIII веке, по инициативе Екатерины II, опальный митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Пострадал он за жесткую критику екатерининского указа о секуляризации церковных земель.
Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич)
Кстати, и сам Ферапонтов монастырь пострадал от этого указа: после изъятия земель он обеднел и в 1798 году вообще был упразднен. Храмы его стали обычными приходскими.
6
Ферапонтов монастырь — как и Кирилло-Белозерский! — можно назвать «сыном» Троице-Сергиевой лавры
Его основал преподобный Ферапонт — ученик и друг преподобного Сергия Радонежского. Родившийся в 1337 году, он стал монахом уже после сорока лет, жил в Москве в Симоновом монастыре, подружился там с со своим сверстником, иноком Кириллом (которого мы знаем как преподобного Кирилла Белозерского, основателя знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря). Обоих монахов часто навещал преподобный Сергий Радонежский.
И вот однажды Кирилл получил во сне откровение, что им с Ферапонтом нужно оставить Симонов монастырь и идти на Белое озеро, основать там новую обитель. Так они и сделали, отправились на Вологодчину и там, близ Белого озера, основали келью (которая позже станет основой будущего Кирилло-Белозерского монастыря). Мы не знаем достоверно, давал ли им благословение на это преподобный Сергий, но, учитывая их многолетнюю дружбу, учитывая огромный его авторитет, такое предположение весьма вероятно.
Однако вместе они прожили всего год, после чего Ферапонт решил отделиться и основал свою келью в 15 верстах от прежней. Почему так вышло, мы не знаем. Но вряд ли Ферапонт с Кириллом поссорились — это ясно хотя бы из того, что они впоследствии много общались, ходили друг к другу в гости, место для новой кельи посоветовал ему именно Кирилл, и устав своей новой обители Ферапонт перенял у Кирилло-Белозерского монастыря.
Так на холме меж двух озер, Бородаевского и Спасского, начал расти Ферапонтов монастырь.
2
Архитектурные и культурные памятники монастыря
Монастырь был основан в конце XIV века, когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, удалился от своего учителя, поселившись в этих краях. В созданной им обители Ферапонт прожил недолго – через несколько лет он отправился в Можайск, где основал Лужецкий Ферапонтов монастырь. С середины XV века обитель становится достаточно известной, поэтому многие именитые дворяне жертвуют ей немалые суммы. На эти деньги строится церковь Благовещения, трапезная, казенная палата, колокольня. Сегодня комплекс сохранился не полностью: хозяйственные постройки и деревянные кельи не уцелели.
- Собор Рождества Богородицы – это не только «визитная карточка» Ферапонтова монастыря, но и самая древняя из каменных северных русских церквей. Главная ее достопримечательность – это роспись, которую выполнил Дионисий с сыновьями, украсив всю внутреннюю поверхность, а также создав две наружные работы.
- Благовещенская церковь и трапезные палаты были построены на средства, которые Василий III выделил по случаю рождения сына. Сегодня в трапезной действуют музейные экспозиции.
- Храм-усыпальница Мартиниана – музеем сюда добавлены иконы (часть оригинального иконостаса не сохранилась), однако были сделаны и преобразования храма.
- Святые врата. Архитектура надвратных церквей сохранилась полностью; реставрированы некоторые иконы.
- Казенная палата сегодня служит библиотекой и фондом музея, а на первом ее этаже размещена экспозиция. Здание отличается некультовой архитектурой, а в западной стене расположена каменная лестница.
- Колокольня с башенными часами, реставрация которых продолжается. Сегодня в ней снова установлен набор из семнадцати колоколов, однако старинных из них лишь шесть. Знаете ли вы? В музее хранятся не только экспонаты, относящиеся к XIV-XVII векам, но и языческий идол Ярины, который символизирует плодородие и относится к IX веку.
- Особенного внимания заслуживают фрески Дионисия: из всех работ иконописца только роспись в Ферапонтовом монастыре не вызывает споров об авторстве. Работу художник выполнял с двумя сыновьями, причем закончил ее за тридцать четыре дня. С тех пор храмы не перестраивались, фрески не реставрировались, однако и сегодня поражают своими тонкими линиями, мастерски подобранными цветами и иллюзией движения: глядя на них, кажется, что сюжеты постоянно меняются, плавно перетекая из одного в другой.
Деятельность прихода
К сожалению, на сегодняшний день монастырь не действует, но на его территории открыт художественный музей-заповедник. Несмотря на отсутствие монашеского скита тут, на территории местных храмов проходят регулярные богослужения, которые можно посетить паломникам.
Основная деятельность местных служителей — это забота и поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии. Проекты возобновления монашеского жительства тут не одобряются искусствоведами, которые боятся, что с возвращением монахов в эти стены и их жительства тут фрески начнут приходить в негодность. Музей основали в 1930-х годах и до сих пор он осуществляет заботу и сохранение памятников Ферапонтова монастыря.
Святые ворота с Богоявленской и Ферапонтовой надвратными церквями
Богослужения сегодня проходят в надвратных церквях, а центральный собор чаще всего закрыт из-за необходимости поддерживать в нем соответствующие условия. Попасть на службу можно на выходных:
- В субботу в 10 утра служится молебен и панихида, а в 5 вечера — Всенощное бдение.
- В воскресный день в 9 утра совершается Божественная литургия.
Для паломников можно приехать в Ферапонтово на выходные и остаться на все выходные, тогда можно будет посетить музейный комплекс, все службы и осмотреть красивые окрестности.
Фрески Дионисия
Знаменитая стенопись появилась здесь в 1502 году. Именно тогда в монастырь был приглашен иконописец Дионисий с двумя своими сыновьями и артелью. Ему было поручено расписать внутренние стены Рождественского собора в монастыре. Мастер был действительно выдающимся иконописцем, одним из самых почитаемых художников эпохи. Он был современником Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера, продолжателем иконописных традиций Андрея Рублева. Яркими шедеврами его кисти стала роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, иконы, сделанные для монастырей Белозерского и Вологодских краев, в том числе для Ферапонтова монастыря.
Уникальность оставшихся здесь фресок еще и в том, что они сохранились в первозданном виде и никогда не подвергались реставрации. Интересно, что огромная по масштабу работа (в итоге мастером было расписано 600 квадратных метров внутри собора) была реализована всего за 34 дня.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год), Евгений
Специалисты по иконописи Дионисия выделяют особый стиль его работ. Подчиненные интерьеру и поверхности стен пропорции, изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты фигур, подчеркивающие их невесомость. Помимо невероятной мягкости красок, они как будто сами собой излучают свет. Образы Христоса Вседержителя в куполе собора, архангелов, святых, Богоматери с Младенцем, Николая Чудотворца, Рождества Богородицы составляют сюжетную линию стенописи храма.
С 1974 года доступ к фрескам открыт для всех — здесь принимают паломников и туристов. Монастырь давно перестал выполнять свою изначальную функцию. Помимо музея фресок, в надвратных церквях монастыря проходят богослужения местного прихода. Говорят, что и монашеская жизнь здесь в скором времени тоже будет возобновлена. Пока же здесь проходят обучение художники-реставраторы.
С 1981 года здесь очень внимательно следят за температурно-влажностным режимом храма и красочных слоев фресок, чтобы сохранить чудом оставшиеся росписи потомкам. Долгое время любые изменения в погоде могли перекрыть посетителям доступ в храм. Сейчас здесь смонтированы теплые полы и специальные датчики, отслеживающие состояние фресок, поэтому посмотреть фрески стало более реально.
Владимир Шалаев
История основания
Фото с сайта — cultinfo.ru
Важнейшее историческое значение святой обители – это его участие в становлении Руси, как единой державы.
Монастырь был построен в 1397 г. во времена увеличения зоны влияния Великого Московского княжества, преподобным Ферапонтом Белозерским. Ферапонт был потомком боярского рода, родившимся в подмосковном Волоколамске. Он принял постриг в Симоновом монастыре (в Москве). Вместе с преподобным Кириллом Белозерским пришёл на Север для укрепления православной веры, просветительских учений среди старообрядцев.
Фото с сайта — cultinfo.ru
Покинув своего сподвижника, Ферапонт образовал в 15 км от Кирилло-Белозерской обители свой небольшой монастырь. Обитель постепенно росла – в 1409 г. была построена церковь Рождества Богоматери, позднее – трапезные палаты. Постепенно, разрастаясь, на рубеже XV-XVI века, она становилась одним из центров паломничества и местом, куда любили приезжать на смирение русские цари и знать:
- князья Можайские;
- Василий III;
- Иван IX;
- Елена Глинская;
- Годуновы;
- Шуйские.
В период своего рассвета из стен обители вышли высшие иерархи Русской православной церкви:
- архиепископ Ростовский и Ярославский;
- епископ Вологодский;
- епископ Суздальский.
Здесь же находилась опальная «церковная ссылка» священников, которые боролись за главенствование церкви над государством – митрополита Спиридона Саввы и патриарха Никона. В разные периоды времени в стенах обители над святыми писаниями работали:
- Мартиниан;
- Спиридон;
- Филофей;
- Ефросин.
Иконописью занимался Дионисий, в послушниках монастыря некоторое время ходил Кассиан Грек, прибывший в Россию вместе с Софией Палеолог.
Фото с сайта — michel-a-m.narod.ru
Достойным последователем Ферапонта стал преподобный Мартиниан. Во время его правления, а также последовавшей его канонизации, монастырь занимает устойчивое положение среди богатейших православных обителей.В 1490 г. начинается строительство каменных сооружений на его территории – собора Рождества Богородицы, монументального церковного ансамбля:
- церкви Благовещенья с трапезной;
- казённой палаты;
- необходимых хозяйственных пристроек.
Фото с сайта — michel-a-m.narod.ru
Но вместе с тем, святая Ферапонтова обитель не смогла стать мощным крепостным фортом, и в 1614 г. подверглась нашествию польско-литовского войска. В результате набега монастырь был полностью разорён и разграблен. И только спустя четверть века на его территории вновь началось строительство. Оправившись от нашествия, люди стали возводить церковь на Святых вратах, собор Мартиниана, звонницу.
Фото — Moshe Potz (www.flickr.com)
Но новый подъём был недолог – уже в 1798 г. монастырь упраздняют, все церкви на его территории становятся приходскими. Накануне революционного движения здесь размещается женская обитель, которую закрывают в 1924 г. И только в 1975 г. проводится реконструкция, открывается научно-просветительский центр, музей фресок Дионисия. В 2000 г. святая обитель вошла в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Паломнику
Богослужения
Богослужения проводятся в надвратном храме монастыря.
Расписание богослужений:
Суббота: 10:00 — молебен, панихида. 17:00 — Всенощное бдение.
Воскресенье: 9:00 — Литургия.
Где остановиться
Остановиться можно в гостинице в центре села Ферапонтово.
Номерной фонд общей вместимостью до 45 человек. Каждый номер оборудован современной мебелью, спутниковым телевидением, DVD. В стоимость проживания входит бесплатная охраняемая парковка автомобиля и завтрак по меню. На первом этаже здания гостиницы расположен ресторан на 44 места.
Адрес:
с. Ферапонтово, ул. Слободская, д. 4
Телефон:
+7 (817-57) 49-281 или +7 (921) 535-56-92
: https://www.ferapontovo.ru/
https://www.ferapontovo.info/
Святыни и престольные праздники
Несмотря на отсутствие монашеского жительства, в храмах сохранились святыни, которым можно поклониться при паломнической поездки в эти места. Среди святынь особо выделяют:
- фелонь святого Иоанна Кронштадтского;
- 9 древних антиминсов 15-17 вв., которые были перенесены сюда из собора Рождества Богородицы;
- мощи архиепископа Иоасафа и Галактиона Белозерских;
- рака с мощами преподобного Мартиниана 1646 года и его риза.
Иконостас в церкви Мартиниана Белозерского
Кроме этого, можно осмотреть сохранившееся имущество патриарха Никона, который был тут в ссылке. Сохранилось его кресло и рабочий стол. Хранится в храме и две уникальные иконы:
- икона Богоматери «Скоропослушница», авторства монахов с Афона;
- икона преподобных Ферапонта и Мартиниана, которая была написана местным монахом Феодосием.
В окрестностях можно посетить восстановленный остров на Бородаевском озере, который когда-то сложил сам патриарх Никон во время своей ссылки сюда. Тут же установлен Поклонный крест.
В монастыре ежегодно празднуют престольные праздники:
- Богоявления Господня — 19 января;
- Рождество Богородицы — 21 сентября.
Святыми покровителями храмов здесь считают Ферапонта Белозерского, который был тут основателем и первым игуменом, Мартиниана Белозерского, который занимал должность второго игумена и блаженного Галактиона.
Как добраться
Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский мужской монастырь.
Адрес:
Российская Федерация, Вологодская обл., Кирилловский район, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8
Телефон
: +7 (921) 237-25-59
Проезд